Статья на тему "Рейтинг и портфолио: альтернативные средства оценивания учебных достижений"
Оценка 4.7

Статья на тему "Рейтинг и портфолио: альтернативные средства оценивания учебных достижений"

Оценка 4.7
Документация +3
doc
Междисциплинарный 19
1 кл—11 кл
06.04.2019
Статья на тему "Рейтинг и портфолио: альтернативные средства оценивания учебных достижений"
Сегодня, когда система школьного образования претерпевает серьезные изменения, ведущей целью обучения должна стать ориентация на усвоение учащимися опыта творческой деятельности. При таком подходе к обучению изменяется его содержание. На первый план выходят методы, приемы, требующие активной мыслительной деятельности школьников, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, умение видеть проблемы, формулировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты, а при необходимости повторять поиск (собственно, обучение этим умениям и есть обучение творчеству). Решить эти задачи можно используя личностно – ориентированный подход обучения и воспитания учащихся. В настоящее время необходимо совершенствовать требования – выделять базовый (обязательный) и повышенный уровень подготовки учащихся, которые лежат в основе дифференцированного обучения. Ученик в зависимости от своих возможностей и прилежания, может достигнуть базового или повышенного уровня. Такой подход позволяет реализовать идеи демократизации и гуманизации обучения на этапе проверки и оценки достижений школьника при помощи индивидуального числового показателя – рейтинга.
Рейтинг и портфолио_Альтернаивные методы оценки.doc
1 Рейтинг и портфолио: альтернативные средства оценивания учебных достижений Часть I Традиционные средства контроля и оценки   адекватных   современным   требованиям   социума, Образование   в   настоящее   время   перестает   быть   средой   сугубо академической и, приобретая очертания рыночной структуры, где отношение образовательное   учреждение   –   социум,   все   более   соответствуют экономическим категориям спроса и предложения, а взаимоотношения учителя и ученика в образовательном пространстве, превращаются в гибкие клиентские отношения.   Образование   –   специально   организованный   процесс   передачи социально   значимого   опыта,   может   быть   эффективным,   если   протекает   в условиях,   если образовательное пространство соответствует запросам пользователей услугами образования и по форме, и по содержанию Для современного этапа развития общества   характерно   становление   принципиально   новых   приоритетов   в образовательной сфере, важнейшим из которых является повышение качества образования.   В   Концепции   Федеральной   целевой   программы   развития образования   на   2016­   2020   годы   стратегической   целью   государственной политики   в   области   образования   определено   повышение   доступности качественного   образования   через   выполнение   ряда   задач.   Одной   из   них является   формирование   механизмов   оценки   качества   образования (инновационный характер, модернизация модели, непрерывность).  Качество образования ­ это общественный продукт, зависящий от позиции и   комплексной   организации   усилий   всего   образовательного   сообщества (педагогов,   управленцев   образования,   обучающихся   и   их   родителей, региональных и федеральных систем образования). Ученые М. М. Поташник, Е. А. Ямбург, Д. Ш. Матрос так определяют качество образования как соотношение цели и результата образования. Ученые С. Е. Шишов и В. А. Кальней рассматривают качество образования как социальную категорию, которая определяет состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям различных   социальных   групп   и   общества   в   целом   в   развитии   гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности. 2 Если рассматривать образование как процесс, то становится очевидной его непрерывность, что предъявляет особые требования не только к организации самой образовательной деятельности, но и к оценке ее качества.  Показатели качества обучения можно разделить на две основные группы: показатели,   характеризующие   качество   учебного   процесса;   показатели, характеризующие уровень подготовки обучающихся. Выделяют следующие цели оценки качества образования: ­ определить уровень учебных достижений; ­ выявить конкретные сильные и слабые стороны в знаниях и навыках, которыми владеют учащиеся; ­ выявить факторы, связанные с учебными достижениями; ­ отслеживать динамику учебных достижений. Для реализации целей оценки качества образования можно использовать современные   способы   оценивания,   которые   позволяют   определить   уровень учебных достижений и отследить их динамику. Результативность процесса обучения во многом зависит от тщательности разработки методики контроля знаний. Контроль знаний необходим при всякой системе   обучения   и   любой   организации   учебного   процесса.   Это   средство управления учебной деятельностью учащихся.  Контроль   в   широком   смысле   —   проверка   чего­либо,   установление обратной   связи.   Основная   цель   контроля   и   оценки   знаний учащихся   – определение   качества   усвоения   учащимися   учебного   материала,   уровня овладения ими знаниями, умениями и навыками, предусмотренными учебной программой.  В   задачу контроля   входит   также   определение   меры   ответственности каждого ученика за результаты своего учения, уровня его умений добывать знания самостоятельно. Для   учителя контроль   знаний   позволяет   определить   уровень   усвоения учебного материала или в случае необходимости провести их коррекцию.  Для ученика контроль знаний позволяет привести в систему усвоенный за определенное   время   учебный   материал,   обобщить   его,   выделить   главное, акцентировать   на   нем   внимание,   скорректировать   в   случае   необходимости отдельные знания и в оценке увидеть результаты своей деятельности. Существуют следующие функции контроля: 1) диагностическая функция (определение качества усвоения пройденного материала, успехов и пробелов в знаниях, умениях и навыках); 3 2)   образовательная   функция   (приведение   знаний,   умений   и   навыков   в систему и содействие их прочному усвоению); 3)   развивающая   функция   (внесение   корректив   в   учебный   процесс   на основе изучения возможностей и способностей учащихся); 4) воспитательная функция (стимулирование систематических занятий по усвоению знаний, умений и навыков, ответственности за их усвоение). Требования, которые предъявляются к контролю: 1) индивидуальный характер; 2) систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах; 3) разнообразие методов и форм проведения; 4)   всесторонность   (охват   всех   разделов   учебной   программы,   проверка теоретических знаний, практических умений и навыков); 5)   объективность   контроля   (отказ   от   преднамеренных,   субъективных, ошибочных суждений). Существующие виды контроля: 1)   предварительный   контроль   (перед   началом   изучения   учебного материала для определения исходного уровня знаний умений и навыков); 2) текущий контроль (проверка знаний, умений и навыков, приобретенных в   ходе   изучения   нового   материала,   его   повторения,   закрепления   и практического применения); 3) тематический (после изучения темы, раздела для систематизации знаний обучаемых); 4)периодический (контроль по целому разделу учебного курса); 5) итоговый (контроль в конце учебного года с учетом результатов  периодического контроля); 6) повторный (проверка знаний параллельно с изучением нового материала способствует прочности и системности знаний учеников); 7) отсроченный (контроль остаточных знаний и умений спустя какое­то время после изучения темы, раздела, курса). Данная классификация может дополняться другими видами контроля. Формы контроля зависят от специфики организационной формы работы. Выделяют пять основных форм контроля. 1. Фронтальная   форма. На   вопросы,   составленные   учителем   по сравнительно небольшому объему материала, ученики дают краткие ответы, обычно с места. 4 2. Групповая   форма. Контроль   осуществляется   лишь   для   части   класса. Вопрос ставится перед определенной группой учеников, но в его разрешении могут принимать участие и остальные учащиеся. 3. Индивидуальный   контроль. Применяется   для   основательного знакомства учителя со знаниями, умениями и навыками отдельных учащихся, которые для ответа обычно вызываются к доске. 4. Комбинированная  форма. Это  сочетание  индивидуального   контроля  с фронтальным и групповым. 5. Самоконтроль. Он   обеспечивает   функционирование   внутренней обратной связи в процессе обучения. Методы   контроля   –   это   способы,   с   помощью   которых   определяется результативность   учебно­познавательной   деятельности   учащихся   и педагогической работы учителя. Основные методы контроля следующие. 1. Повседневное   наблюдение   помогает   учителю   составить   правильное суждение об отношении ученика к занятиям, доступности и посильности для него учебного материала и на этой основе планировать специальную проверку его знаний. 2. Устный   опрос.   Предполагается   три   вида   опроса:   1)   индивидуальный опрос   –   вызов   ученика   к   доске   для   развернутого   ответа   на   оценку;   2) фронтальный   опрос   –   вызов   многих   учащихся   для   ответа   на   вопросы, требующие небольшого по объему ответа: 3) уплотненный (комбинированный) опрос   –   вызывается   для   проверки   одновременно   несколько   учеников,   из которых один отвечает устно, а остальные по указанию учителя выполняют письменные или практические задания по карточкам, по учебным пособиям. 3. Проверка   письменных   работ.   Сюда   входят   проверка   тетрадей, проведение контрольных, проверка  домашних работ, работа  с тетрадями  на печатной основе. 4. Зачеты.   Это   особая   форма   итогового   учета,   применяемая   в   старших классах. Зачетная система позволяет вести тематический учет знаний. 5. Экзамены.   Это   специальный   метод   итоговой   проверки,   который одновременно   служит   средством   государственного   контроля   за   работой каждого учителя и всей школы в целом. Результаты   контроля   учебно­познавательной   деятельности   учащихся выражаются в ее оценке. Оценить ­ значит установить уровень, степень или качество чего­либо. Оценка основывается на данных информации, имеющейся в наличии, контроля. Понятия «оценки» и «отметки» достаточно близки, но не идентичны. Оценка – проведенного результатах     и 5 понятие более широкое и более емкое, так как оно выражает качественное состояние   подготовленности   ученика,   в   то   время   как   отметка   дает   лишь условную   количественную   его   характеристику. Отметка –   это   результат оценочного рассуждения, выраженная баллом. Оценка знаний как показатель качества обучения является одним из самих спорных и дискуссионных во всей проблеме учета знаний. Данный вопрос вызывает в практике работы учителей­ предметников много затруднений, хотя и является сильным стимулирующим средством   для   учащихся   и   имеет   большое   воспитательное   значение   при условии, если она имеет правильное применение в условиях педагогического процесса.   В   действительности   оценка   в   образовательной   системе   должна характеризовать   только   знания   учеников.   Она   не   должна   представляться наградой или средством наказания. В связи с выставлением оценки поощрением или   порицанием   должны   служить   слова   и   указания   учителя.   Кроме   того, оценки   должны   выставляться   по   возможности   объективно.   Неприемлемым считается как завышение оценок, так и чрезмерная строгость. Общие критерии при оценивании знаний учащихся содержатся в программах, устанавливающих объем   знаний,   умений   и   навыков,   которыми   должны   обладать   учащиеся   по данному предмету в каждом конкретном классе. Нормативы оценок должны носить   четко   определенный   характер,   так   как   соотносятся   с   конкретными знаниями, умениями и навыками учащихся по предметам.  Существует   система   требований,   которым   отвечает   оценка   учителя   на уроке. Оценка должна быть: 1. Объективной   ­   непредвзятой,   беспристрастной.   В   ней   не   должно содержаться субъективного мнения учителя о конкретном ребёнке. 2. Адекватной   ­   соответствующей   реальным   показателям   конечного результата   –   количественным,   качественным,   а   также   вложенным   в   его достижения усилиям. 3. Мотивированной   –  содержать   чёткое   обоснование   того,   почему   она выражена   тем   или   иным   баллом.   Для   этого   учитель   должен   прибегать   к доводам,   доказательствам,   обоснованию,   убеждению.   Показателем   того,   что оценка оказалась убедительной, выступает факт совпадения оценки педагога с самооценкой ученика. 4. Критической   ­   содержать   указания   на   определённые   недостатки   в учебной деятельности. Она ориентирует ученика на более высокий результат, способствует повышению его активности. 5. Стимулирующей – побуждающей к продвижению вперёд, намечающей перспективу, содержащей оптимистическое начало. 6 6. Дифференцированной,   т.е.   раскладываться   на   отдельные,   частные оценки, содержащие в себе чёткие критерии как на успешные моменты в работе ученика, так и на недостатки. 7. Заинтересованной ­ выражающей интерес учителя к личности ребёнка, радость по поводу его успехов, огорчение из­за неудач, веру в его возможности. 8. Выразительной   –   показывающей   искренность   педагога,   убеждающей школьника, как в значимости оценки, так и полученных результатов.  9. Понятной – чётко и просто сформулированной, доступной пониманию ребёнка. 10. Уважительной   –   утверждающей   чувство   собственного   достоинства ребёнка, признающей его право на собственные ошибки. Последнее время всё чаще стал подниматься вопрос о пересмотре системы оценок. Чем же так плоха столь привычная пятибалльная система? Первый аргумент,   который   приводят   все   учителя,   ­   никакая   она   не   пятибалльная. Традиционная пятибалльная система (а в сущности, четырёх балльная – «2», «3»,   «4»,   «5»)   имеет   ряд   недостатков,   один   из   них   –   сложность   при выставлении оценки. Часто бывает тяжело найти грань, между «четвёркой» и «пятёркой»,   «тройкой»   и   «четвёркой».   Проблема   встаёт   и   при   оценивании домашнего задания, так как уровень способностей у всех учеников разный.   исследования,   проведённые Многочисленные   по   проблеме педагогического   контроля   и   оценки,   показывают,   что   существует   прямая зависимость   между   характером   оценочных   воздействий   педагога   и самочувствием   ребёнка   в   процессе   учения,   его   настроением,   характером   и продуктивностью его деятельности. Традиционная   система   контроля   и   оценки   обладает   недостатками объективного   и   субъективного   характера:   к   последним   можно   отнести   ­ ошибки учителей. 1.   Учителя   предвзято   (субъективно)   относятся   к   различным   учащимся. Субъективный подход к учащимся проявляется в частности и в том, что одна и та   же   работа,   выполненная   разными   учащимися,   учителем   оценивается   по­ разному, с разностью в 1­2 балла. Этот недостаток генетически не заложен в природе самой оценки, а является следствием ошибок учителей. 2. Школьные отметки не учитывают абсолютного уровня знаний. Они не сопоставимы для разных учителей: один учитель очень строг, а другой лоялен, и тем более для разных школ.  Например,  если в первой школе средний балл равен 4, а во второй ­ 3,5, то это не значит, что уровень подготовки во второй школе ниже. 7 3. Оценка является малоинформативной. По оценке часто нельзя судить о действительном   уровне   знаний   и,  что   немаловажно,   невозможно   определить вектор дальнейших усилий. 4. С введением в 9­11 классах предпрофильного и профильного обучения, что позволяет обеспечить максимальную индивидуализацию образовательных программ и насыщение их дополнительным содержанием, оценки становятся неравнозначными. Поэтому необходимо модернизировать систему оценивания, сделать   ее   более   гибкой   и   разноплановой,   учитывать   индивидуальные достижения в комплексе. 5. Оценка в 5­балльной системе не подразумевает функцию самоконтроля у   ученика,   эта   функция   полностью   лежит   на   учителе.   Дети   смутно представляют   разницу   между   «3»   и   «4»;   «5»   и   «4».   Интересно   то,   что некоторые учителя не всегда однозначно уверены относительно критериев. Они не   замечают,   как   привносят   субъективный   фактор   в   процесс   оценивания   и попадают в сложную, затруднительную ситуацию, когда кто­либо из учеников спрашивает   ­   а   почему   мне   поставили   «3»   («2»,   «4»)?   Часто   происходит «выпрашивание» оценок. 7.   На   процесс   оценивания   знаний   не   влияет   качество   работы   самого учителя. Доказано,   что   если   у   учителя   в   классе   не   успевают   несколько учеников, то причину надо искать в самих учащихся; если же неуспевающими являются подавляющее большинство учеников, то причина скорее заключена в плохой   организации   процесса   обучения,   сложных   взаимоотношениях   между педагогом и детьми. 8. Отсроченность оценки: отметки выставляются в журнал (особенно по письменным предметам) значительно позже, а в дневник тем более. 9. Наличие различных объектов контроля и оценки:  фактический материал,  сформированность универсальных компетенций,  способность переносить знания в новых ситуациях. Оценка всегда субъективна. Пятибалльная оценочная шкала представляет собой инструмент, которому не хватает прочности. Таким   образом,   проверка   и   оценка   знаний   школьников   как   форма педагогического   контроля   усвоения   содержания   образования   зависит   от многих объективных и субъективных факторов.  Для обновления контрольно­оценочной системы необходимо: ­ минимизировать субъективизм в итоговом контроле; 8 ­   снизить   долю   авторитарности   и   принуждения   в   текущем   контроле, создать условия для самоконтроля и самооценки учащихся; ­   отказаться   от   преимущественной   ориентации   текущего   и   итогового контроля   на   оценку   результатов   заучивания,   деятельности   по   образцу, алгоритмических   знаний   и   перейти   к   инновационным   измерителям, обеспечивающим   оценку   компетентностей,   способностей   к   творческой   и практической деятельности; ­   заменить   привычную   ориентацию   на   «среднего   ученика» индивидуализированными   методами   коррекции   учебной   деятельности   в процессе текущего контроля, систематически использовать входной контроль; ­   снизить   долю   традиционных   письменных   проверок   за   счет   введения аутентичных   форм   оценивания,   предполагающих   использование   в   контроле релевантных, значимых для учащихся, оценочных средств. На данный момент оценка чаще всего лишь показывает  место, которое занимает ребёнок среди других учащихся класса, но не служит показателем его достижений   в   процессе   обучения.   Отсюда   возникает   противоречие   между современными требованиями к оцениванию учебных достижений учащихся и отсутствием   необходимых  способов  их  реализации  в современной  школе. В связи   с   этим   актуальной   является   проблема   совершенствования   системы контроля и оценивания учебных достижений школьников. Необходим поиск принципиально иного подхода к оцениванию, который позволил бы устранить негативные   моменты   в   обучении,   способствовал   повышению   учебной мотивации   и   учебной   самостоятельности   в   обучении.  В   настоящее   время   в литературе   имеется   достаточное   количество   исследований,   посвященных изучению   и   разработке   систем   оценивания   альтернативных   пятибалльной системе (рейтинг, портфолио и др.). Часть II Рейтинговая система оценивания 2.1. Рейтинговый контроль успеваемости обучающихся Сегодня, когда система школьного образования претерпевает  серьезные изменения,   ведущей   целью   обучения   должна   стать   ориентация   на   усвоение учащимися опыта творческой деятельности. При таком подходе к обучению изменяется   его   содержание.   На   первый   план   выходят   методы,   приемы, требующие   активной   мыслительной   деятельности   школьников,   с   помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, умение 9 видеть   проблемы,   формулировать   гипотезу,   искать   средства   решения, корректировать полученные результаты, а при необходимости повторять поиск (собственно, обучение этим умениям и есть обучение творчеству). Решить эти задачи   можно   используя   личностно   –   ориентированный   подход   обучения   и воспитания   учащихся.   В   настоящее   время   необходимо   совершенствовать требования   –   выделять   базовый   (обязательный)   и   повышенный   уровень подготовки   учащихся,   которые   лежат   в   основе   дифференцированного обучения. Ученик в зависимости от своих возможностей и прилежания, может достигнуть   базового   или   повышенного   уровня.   Такой   подход   позволяет реализовать идеи демократизации и гуманизации обучения на этапе проверки и оценки   достижений   школьника   при   помощи   индивидуального   числового показателя – рейтинга.  Рейтинг – это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале (например, 20­балльной или 100­балльной) и интегрально характеризующая успеваемость и знания учащихся по одному или нескольким предметам   в   течение   определенного   периода   обучения   (урок,   четверть, полугодие, год). Рейтинг   учащегося   – это   индивидуальный   числовой   показатель интегральной   оценки   достижений   в   учебе,   образуемый   путем   сложения рейтинговых   баллов,   полученных   в   результате   оценки   отдельных   учебных действий,   по   возможности   с   учетом   коэффициента   значимости   («весового» коэффициента) этих действий в достижении образовательных целей. Основной принцип рейтинга ­ ранжирование. Объекты рейтинговой системы контроля: ­   совокупность   знаний,   умений,   владений   и   компетенций   по   всем дисциплинам учебного плана; ­ социальная активность. Цель   рейтинговой   системы   в  образовательном   процессе   состоит   в  том, чтобы   создать   условия   для   мотивации   самостоятельности   учащихся средствами своевременной и систематической оценки результатов их работы в соответствии   с   реальными   достижениями.   Поэтому   в   основе   рейтинговой системы контроля лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых своевременная и систематическая отметка результатов в точном соответствии с реальными достижениями учащихся, система поощрения хорошо успевающих учащихся. Конечная   цель   рейтинговой   технологии   —   становление   учащегося   как субъекта учебной, научной деятельности, то есть достижения такого уровня 10 развития обучаемых, когда они оказываются способными поставить цель своей деятельности;   когда   учащиеся   могут   планировать,   корректировать   свои действия, соотнося результат с поставленной целью. Рейтинговая система оценки знаний позволяет решить следующие задачи: 1. определить  уровень  подготовки  каждого  учащегося  на  каждом  этапе учебного процесса; 2. получить объективную динамику усвоения знаний не только в течение учебного года, но и за все время обучения; 3. дифференцировать   значимости   оценок,   полученных   учащимися   за выполнение   различных   видов   работы   (самостоятельная   работа,   текущий, итоговый контроль, тренинг, домашняя, творческая и т. п.); 4. отразить текущей и итоговой оценкой количество вложенного учеником труда; 5. повысить объективность оценки знаний. Отметим функции рейтинговой технологии: ­ креативная (формирование творческого потенциала учащихся); ­ рефлексия (самооценка учебных и личностных достижений); ­   стимулирующая   (создание   условий   для   развития   активности   и самостоятельности); ­   диагностическая   (получение   информации   об   особенностях   учебного процесса); ­ коррекция (корректировка влияний нововведений на развитие личности учащихся). Для   организации   рейтинговой   системы   оценивания   должны   быть соблюдены следующие условия: ­ модульная организация учебного процесса, ­ постоянное отслеживание уровня знаний, ­ многобалльное оценивание обученности учащихся. Рейтинг подразделяется на различные виды: (по М.В. Калужской, О.С. Уколовой, И.Г. Каменских): ­академическая успеваемость (отражает уровень учебных достижений), ­олимпийский (отражает участие в любых интеллектуальных, творческих и спортивных состязаниях), ­лидерский (отражает уровень социальной компетентности, общественную активность учащихся), 11 ­   званий   и   сертификатов   (фиксирует   личные   достижения   в   области   подтвержденные   науки   и   спорта, иностранных   языков, сертификатами).   искусства, Введение   рейтинговой   системы   в   образовательную   организацию предполагает   разработку   методики   рейтингового   контроля   знаний, ознакомление   учителей,   учащихся   и   их   родителей   с   особенностями рейтинговой   системы,   подготовку   учебно­методической   документации контрольного характера, выбор форм контроля (вопросы, задания, тесты и т. п.).  Этапы проектирования рейтинговой системы контроля по дисциплине: 1. Формулировка целей обучения по учебному предмету. 2. Отбор и подготовка учебного материала. 3.Определение   содержания   контроля,   то   есть   выделение основополагающей части учебного материла. 4. Разработка структуры системы контроля. 5. Назначение средств измерения. 6.   Разработка   системы   оценивания   (оценивание   каждого   задания   ­ измеряется в баллах). Для   обеспечения   непрерывного   контроля   над   работой   учащихся   и объективной  оценки  качества   усвоения  материала   учитель   должен  провести следующую работу:  ­ разделить учебный материал на структурно­логические самостоятельные модули;   ­   определить   уровень   усвоения   материала   каждым   обучаемым   после окончания изучения каждого модуля с выставлением рейтинговой оценки по модулю;   ­   в   конце   периода   обучения   выставить   общую   оценку   за   работу, представляющую собой сумму рейтинговых оценок за отдельные модули.  В качестве модулей, составляющих рейтинговую оценку за работу, могут рассматриваться:  ­ отдельная тема или раздел (курс);  ­ практические работы;  ­ домашние задания;  ­ письменные контрольные и самостоятельные работы;  ­ тестирование; 12  ­ индивидуальная самостоятельная работа по выбору учащегося (доклады, рефераты,   участие   в   школьных   научных   конференциях,   олимпиадах, творческая работа и т.п.).   Каждый вид работы должен оцениваться соответствующим количеством баллов.   Оценка   работы  учащегося   за  определенный   период  обучения (урок, четверть,   полугодие,   год)   осуществляется   в   соответствии   с   разработанной системой оценок по каждому модулю. Обязательные виды работ (например, изучение теоретического материала, выполнение практических работ, решение задач   и   т.   п.)   должны   оцениваться   большим   количеством   баллов,   чем необязательные (написание  рефератов,  докладов, участие  в  конференциях и олимпиадах   и   т.   п.).   Дополнительные   виды   работ   позволяют   накопить дополнительные баллы и повысить рейтинг учащегося.   Важным   моментом   осуществления   рейтинговой   системы   обучения является   проведение   систематического   контроля   уровня   знаний   и   умений учащихся. Контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется, как правило, на основании письменных работ, включающих вопросы, задания, тесты и представляющих собой логически завершенную часть учебного материала. Обычно контроль считается пройденным, если  учащийся получает  не менее 50% от максимального балла. Обработка   результата   рейтинговой   системы   оценивания   обеспечивает количественный,   так   и   качественный   показатели   индивидуальной   учебной деятельности   ученика,   позволяет   присвоить   персональный   рейтинг (интегральную   оценку,   число)   каждому   учащемуся   по   любой   учебной дисциплине, любому виду занятий, а также обобщенно по ряду дисциплин. Внедрение   рейтинговой   системы   оценки   качества   обучения   связано   с дополнительными   трудностями.   Для   успешного   использования   рейтинга   от учителя   требуется  разработать  шкалу,  определяющую  количество  баллов  за тот   или   иной   вид   деятельности   во   время   учебных   занятий   и   вне   школы, связанный с соответствующей учебной дисциплиной. В связи с тем, что разные виды учебной деятельности не равнозначны по прилагаемым усилиям и степени проявления обученности, вводят коэффициент удельного веса или значимости определенной деятельности. При   разработке   оценочной   шкалы   можно   применять   следующие   виды рейтинга:  ­ стартовый ­ это определение начального уровня знаний;  ­   дисциплинарный   –   включает   текущий,   промежуточный,   итоговый контроль; 13 ­ текущий – включает оценку работы ученика на уроках;  ­ творческий ­ это самостоятельная работа ученика во внеурочное время (составляет 10% от общей суммы баллов).  Например, ученики, набравшие 86 – 100% от максимальной суммы баллов за год могут быть освобождены от итоговой рейтинговой работы и экзамена по предмету. Учащиеся, зная об этом, будут больше прилагать усилий, стараться, таким   образом,  будет   повышаться   мотивация   учащихся   к   усвоению   знаний, умений   и   навыков,   повышаться   качество   знаний.   Сравнивая   системы оценивания учащихся традиционную и рейтинговую, можно придти к выводу, что   рейтинговая   система   предпочтительнее.   При   традиционной, количественной   оценочной   шкале,   ученик   отвечает   и   работает   не систематически (за некоторым исключением). Рейтинговая система оценивания знаний учащихся заставляет ученика заниматься предметом систематически, внимательно   слушать   на   уроке,   заниматься   самостоятельно,   использовать дополнительную литературу, что позволяет развивать  интерес к изучаемому предмету и психологически перевести учащихся с роли пассивных «зрителей» в роль активных участников педагогического процесса. Подытожим и приведем преимущества рейтинговой системы оценивания (по сравнению с традиционной технологией контроля): ­ стимулирование систематической самостоятельной работы; ­ снижение роли случайных факторов при получении итоговой оценки по дисциплине; ­ повышение роли состязательности в учебе; ­ четкая дифференциация учащихся в соответствии с их успехами; ­ количественная характеристика качества учебной работы; ­ фиксация результатов учебной деятельности на всех этапах; ­ учёт качества и сроков выполнения индивидуальных домашних заданий; ­ повышение учебной мотивации. Эффект от внедрения рейтинговой технологии выражается: ­ в росте социальной активности учащихся; ­ признании равноценности различных образовательных траекторий; ­ ориентации на успех; ­ повышении адекватности самооценки; ­ укреплении командного духа; ­ осознанности жизненного выбора. 2.2. Основные понятия рейтинговой системы оценивания 14 Кумулятивный   (эталонный)   балльный   показатель   –   обобщенный показатель   качества   обучения,   характеризуемый   максимально   возможной суммой баллов, которую может накопить учащийся в результате изучения всех дисциплин учебного плана. Разрабатывается на базе эталонных показателей по всем изучаемым дисциплинам. При сравнении его с нормативным (эталонным) показателем   характеризует   степень   полноты   освоения   содержания образования. Рейтинг­шкала — унифицированная шкала рейтинговой оценки, принципы формирования которой являются общими для всех дисциплин.  Полученный   учащимся   рейтинговый   показатель   в   процентах   от максимально   возможной   величины   баллов   по   дисциплине   вносится   в интегральную рейтинг­шкалу обучаемого. Шкала содержит информацию о ее предельных значениях (максимальном и   минимальном),   о   диапазонах   рейтингового   показателя,   отражающих удовлетворительный, хороший, отличный и неудовлетворительный результаты учения   и  соответствующих   привычным   пятибалльным   оценкам,  а   также   его минимальных пределах, при которых учащийся допускается к экзамену, зачету и т. д. Повышающие   коэффициенты   дисциплин.   Так   как   дисциплины   учебного плана   неравноценны   по   значимости   использования,   существует   система определения   «весовых»   значений   дисциплин.   В   дальнейшем   «весовой» показатель   дисциплины   позволяет   устанавливать   ее   балльный   показатель   в соответствии   с   ее   значимостью   по   эталонной   шкале   качества.   Сумма рейтинговых   баллов   должна   определяться   с   применением   соответствующих «весовых» коэффициентов для наиболее важных дисциплин. Критерии   дифференциации   учебных   предметов   (с   целью   определения повышающих коэффициентов): 1. степень успеваемости учебной информации (субъективное деление на «сложные» и «простые» предметы); 2.   дисциплины   по   их   значимости   в   предстоящей   учебной   и профессиональной деятельности выпускников. Рейтинговая система контроля по дисциплине формируется из системы последовательных блоков, так называемых контрольно­оценочных циклов. Каждый блок организуется для контроля «порции» учебного материала или   «порции»  знаний   и  умений,  включает   в   себя   акты   контроля,  проверки, качественной и количественной оценки. 15 Педагог   для   контроля   «порции»   содержания   обучения   выполняет следующие процедуры: •обеспечивает собственно контроль различными методами (тестирование, устный опрос, письменная работа и т. д.); • проверяет выполнение работы, анализирует их и измеряет по заранее установленным критериям фактический результат; •   оценивает,   то   есть   сравнивает   полученный   результат   с   эталоном (показателями) и определяет меру соответствия результата эталону; • выставляет отметку. Знание   эталона  соответствует   норме  баллов,   раннее  установленной  для «порции» материала. Отметка может соответствовать норме или быть ниже ее. Полученные   в   результате   баллы   суммируются   в   кумулятивный   балльный показатель   учащегося.   По   мере   накопления   баллов   определяется   текущий рейтинг учащегося ­ место учащегося в классе по уровню усвоения им учебного материала. По рейтингу устанавливается уровень достижений обучающегося. В   течение   полугодия   идет   непрерывное   повышение   кумулятивного показателя учащегося и изменение его рейтинга. Именно рейтинг и является критерием для организации самокоррекции учения. В   конце   изучения   дисциплины   формируется   кумулятивный   балльный показатель учащегося по дисциплине и его итоговый рейтинг, определяемый в процентах   к   максимально   возможной   оценке.   Тем   самым   педагог   приводит кумулятивный показатель к унифицированной шкале. Рейтинг   дает   возможность   получить   объективную   и   полную   картину образовательных результатов: освоение знаний, умений и навыков по предмету, формирование компетенций и даже становления личностных характеристик. Рейтинговая   система   позволяет   более   объективно   оценивать   знания учащихся,   стимулирует   их   к   самостоятельному   поиску   материалов,   началу самостоятельной научно – исследовательской работы.  Рейтинговая система оценивания знаний позволяет создать максимально комфортную   среду   обучения   и   воспитания,   позволяет   перевести   учебную деятельность   учащихся   из   необходимости   во   внутреннюю   потребность. Позволяет   в   соответствии   с   индивидуальными   особенностями   осуществлять выбор   учеником   возможных   вариантов   и   форм   овладения   дисциплиной, позволяет   преподавателю   расширить   общение,   лучше   ориентироваться   в интересах   и   потребностях   учащихся,  знать   и   учитывать   их   индивидуальные   Дети   перестают   испытывать   страх   перед   опросом, особенности. 16 раскрепощаются, так как понимают, что оценка по предмету зависит от их умственных способностей, психических возможностей и трудолюбия.  Часть III Портфолио как современное средство оценивания 3.1. Основные понятия Технология   портфолио   (от   латинских   корней   «port»   –   хранилище   и «folium» –  лист)  первоначально  возникла  в  экономике   и мире  искусства. В экономике   данным   термином   обозначаются   источники,   в   которых рассредоточена собственность, в мире искусства – набор способов или средств, с помощью которых специалист может показать весь спектр направлений своей работы и свои достижения (например, у архитектора это может быть папка с набором фотографий готовых работ, макетов, инсталляций, планов и т. д.). В сфере образования портфолио впервые стало применяться в Канаде и США в 80­е годы ХХ века для отбора преподавателей университетов и колледжей при приеме на работу. Поскольку технология показала свою эффективность, сферу ее   применения   быстро   расширили.   В   настоящее   время   во   многих   развитых странах портфолио используется преподавателями высших и средних учебных заведений для:  а) мониторинга и рефлексии уровня своего профессионализма;  б) определения направлений профессионального развития;  в)   представления   своих   возможностей   при   приеме   на   работу   и лицензировании.  Портфолио используется учащимися школ для:  а)   оценки   прогресса   и   успехов   по   различным   предметам   или   сферам интересов;  б) демонстрации своих возможностей и достижений при поступлении на учебу или приеме на работу.  Портфолио   предназначено   для   того,   чтобы   систематизировать накапливаемый опыт, знания, четче определить направления своего развития (например, в будущей профессии), облегчить помощь или консультирование со стороны преподавателей или более квалифицированных специалистов в данной сфере, а также сделать более объективной оценку своего уровня (учебного или профессионального).  Оно   может   собираться   с   различными   целями,   поэтому единого   определения   данной   технологии   не   существует.   Определения портфолио (по материалам американских исследований). 17 1. Коллекция работ учащегося, которая демонстрирует усилия, прогресс и достижения в определенной области.  2.   Антология   работ   учащегося,   предполагающая   его   непосредственное участие в выборе работ, представляемых на оценку, а также их самооценку и самоанализ.  3.   Форма   целенаправленной,   систематической   и   непрерывной   оценки   и самооценки учебных результатов учащегося.  4.   Выставка   учебных   достижений   учащегося   по   данному   предмету   за данный период обучения.  5.   Систематический   и   специально   организованный   сбор   доказательств, используемый   учителем   и   учащимися   для   мониторинга   знаний,   навыков   и отношений обучаемых. Портфолио   позволяет   информационно   обеспечить   достижения индивидуального   прогресса   ученика   в   широком   образовательном   контексте, документально   демонстрировать   спектр   его   способностей,   культурных практик, интересов, склонностей. Портфолио   учащегося   ­   это   постоянно   пополняемый   архив   учебных   и творческих работ ученика в течение учебного года во время всего обучения в школе.  Под   веб­портфолио   понимается   веб­страница   или   веб­сайт,  который используется   им   для   хранения   результатов   проектноисследовательской деятельности,   личных   достижений,   например   результатов   участия   в олимпиадах, конкурсах и иных интеллектуальных состязаниях. Цель   портфолио­   представить   документированные   результаты   процесса образования, которые позволят увидеть "картину” значимых образовательных достижений учащегося в целом. Портфолио   позволяет   учитывать   результаты,   достигнутые   учеником   в разнообразных   видах   деятельности   ­   учебной,   творческой,   социальной, коммуникативной   и   др.   ­   и   является   важным   элементом   практико­ ориентированного,   деятельностного   подхода   к   образованию,   что   делает   его перспективной   формой   представления   индивидуальной   направленности учебных достижений конкретного ученика. Портфолио помогает решать важные педагогические задачи: а) поддерживать высокую учебную мотивацию; б)   поощрять   активность   и   самостоятельность,   расширять   возможности обучения и самообучения; в)   развивать   навыки   рефлексивной   и   оценочной   (самооценочной) деятельности учащихся; 18 г)   формировать   умение   учиться   ­   ставить   цели,   планировать   и организовывать собственную учебную деятельность; д)   содействовать   индивидуализации   (персонализации)   образования школьников; е) закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации. Портфолио выполняет следующие функции:  Диагностическая – фиксирует изменения и рост за определенный период времени.  Целеполагания – поддерживает учебные цели.  Мотивационная   –   поощряет   результаты   учащихся,   преподавателей   и родителей.  Содержательная   –   раскрывает   весь   спектр   выполняемых   работ. Развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году.  Рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений.  Порфолио   дополняет   традиционные   контрольно­оценочные   средства, включая экзамены, и является современной эффективной формой оценивания образовательной деятельности. Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, а также   всего   портфолио   в   целом   является   как   качественной,   так   и количественной. Ведение портфолио повышает образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей. 3.2. Структура и виды портфолио Содержание портфолио будет зависеть от его вида и цели, для достижения которой оно создается. Четкого списка материалов (называемых артефактами), необходимых для включения в портфолио, не существует. Педагогу совместно с   обучающимися   необходимо   определить   и   зафиксировать   перечень материалов, обязательных для представления в портфолио для получения той или   иной   оценки.   Например,   к   артефактам   относятся:   копии   заданий, результаты   оценки   компетентности   на   разных   уровнях   и   этапах   учебы, выполненные тесты и вопросники, примеры регулярной работы обучающегося (рефлексивные   дневники).   Можно   использовать   электронные   портфолио, разработанные по установленным критериям. При этом приветствуется любая 19 инициатива,   расширяющая   данный   список   или   предлагающая   равноценную замену перечисленным материалам. Рассмотрим разные структуры портфолио ученика. Вариант 1 Портфолио достижений ученика может иметь следующий вид: • титульный лист; • основную часть, которая состоит из трех разделов: ­ портфель работ; ­ портфель отзывов; ­ итоговый документ. Портфель   работ   ­   это   собрание   творческих,   исследовательских   и проектных   работ,   информация   об   изученных   элективных   курсах   и практическом участии в этих курсах, об основных формах и направлениях его учебной, творческой, спортивной, социальной активности. Портфель работ оформляется в виде дневника достижений, к которому прикладываются сами работы на бумажных или электронных носителях, в том числе, видеозаписи, фотографии, публикации и т. п. Раздел   «Портфель   работ»   портфолио   дает   качественную   оценку образовательной деятельности ученика по параметрам: полнота, разнообразие, оригинальность, убедительность материалов, ориентированность на выбранный профиль   обучения,   динамика   учебной   и   творческой   активности, направленность интересов и т.п. Портфель отзывов ­ это характеристики отношения к различным видам деятельности. Документы в портфель отзывов предоставляются учителями, родителями, руководителями   учреждений   дополнительного   образования,   сторонними организациями и др. В   разделе   «Портфель   отзывов»   портфолио   дается   письменный   анализ отношения обучаемого к деятельности и ее результатам (тексты заключений, рецензии, отзывы, резюме, рекомендательные письма и прочее). Раздел   включает   самоанализ   своей   деятельности   и   ее   результатов. Итоговый   документ   портфолио   представляет   собой   сводную   итоговую ведомость   портфолио,   в   которой   помимо   информации   об   индивидуальной учебной активности и достижений за определенный срок содержатся данные об итоговой (государственной) аттестации. Примерное содержание раздела «Портфель работ» портфолио. 20 •  Проектные работы. Указывается тема проекта, его оценка; дается или описание работы, или прикладывается сама работа. • Исследовательские работы и рефераты. Указываются название реферата, где происходило его представление или защита; его оценка. •  Техническое   творчество:   модели,   макеты,   приборы.   Указывается конкретная   работа,   прикладывается   ее   краткое   описание,   фотография; фиксируется отметка. •  Работы по  искусству. Дается  перечень работ, фиксируется участие в выставках; прикладываются фотографии. •  Другие   формы   творческой   активности:   участие   в   школьном   театре, оркестре, хоре. Указывается участие в концертах, гастролях и других формах предъявления результатов. •  Элективные курсы и факультативы. Делается запись о названии курса, практической реализации его содержания. • Различные практики: языковая, социальная, трудовая. Фиксируется вид практики, место, в котором она проходилась, ее продолжительность. •  Занятия   в   учреждениях   дополнительного   образования,   на   различных учебных   курсах.   Указывается   название   учреждения   или   организации, продолжительность занятий и их результаты. •  Участие   в   олимпиадах   и   конкурсах.   Указывается   вид   мероприятия, время его проведения, достигнутый результат. •  Участие   в   научных   конференциях,   учебных   семинарах   и   лагерях. Указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и  форма участия в нем ученика. •  Спортивные достижения. Делается запись об участии в соревнованиях, наличии (получении) спортивного разряда. Примерное содержание раздела «Портфель отзывов» портфолио. •  Заключение   о   качестве   выполненной   работы   (например,   в   научном обществе, на конференции, соревновании и прочее). • Рецензия на статью, опубликованную в СМИ. •  Отзыв о работе в творческом коллективе учреждения дополнительного образования, о выступлении на научно­практической конференции. • Резюме, подготовленное обучающимся, с оценкой собственных учебных достижений. • Эссе, посвященное выбору направления дальнейшего обучения. • Рекомендательное письмо о прохождении социальной практики. 21 •  Отзыв тренера­преподавателя об участии обучаемого в соревнованиях, частоте участия, качестве участия и проч. Вариант 2 • Титульный лист. • Официальные документы. • Творческие работы. • Отзывы и рекомендации. • Общая информация. Вариант 3 • Титульный лист. • Мой мир: моя учеба, моя общественная работа, мое творчество. •  Моя   учеба:   подборки   детских   работ   по   предметам,   страницы   в соответствии с учебными предметами. • Моя общественная работа: выступление на утренниках, праздниках. • Мое творчество: стихи, рисунки, модели, макеты. •  Мои   достижения:   итоговые   ведомости,   грамоты,   дипломы   в хронологической последовательности. •  Отзывы   и   пожелания:   оценка   педагогом   стараний   ученика   по   итогам учебного года. • Раздел лучших работ. Вариант 4 •  Мой портрет: моя ромашка (мой характер, мои дела), я в школе (моя школа, любимые учителя и лучшие друзья в школе, любимый предмет). • Мои цели: в учебном году и в каждой четверти, табличка продвижения к цели. • «Лестница успеха». Я на «лестнице успеха». • Мои достижения: мои лучшие работы, мои награды. • Копилка: рабочие материалы, важная и интересная информация.  Оценка   портфолио   проводится   учащимися   совместно   с   учителем примерно один раз в четверть. Для того чтобы в ходе оценки у обучающихся развивались навыки самооценки и рефлексии, а также для экономии времени педагога,   перед   уроком   по   оценке   портфолио   каждый   учащийся   должен проделать подготовительную работу. В ходе ее ученик еще раз просматривает поставленные   цели   и   задачи   и   подбирает   материал,   свидетельствующий   о достижении поставленных задач или о работе в данном направлении. Можно разложить   материал   в   соответствующем   порядке   или   сделать   закладки   в тетради.   Самый   эффективный   способ   –   письменный   анализ   достижений   в 22 соответствии с поставленными целями, с приложением рабочих материалов. Необходимо предлагать такой вид работы обучающимся. Оценка портфолио может проходить следующим образом.  1.  В   индивидуальной   встрече   педагога   и   обучающегося.   В  этом   случае выделяется время для индивидуальных встреч или встречи организуются на уроке во время выполнения творческих заданий.  2. Учащимися в малых группах. Учитель заранее дает и разъясняет план работы микрогрупп, назначает лидера. Группа должна заслушать и обсудить каждого ученика и дать каждому рекомендации в течение 5–8 минут. Оценки и рекомендации фиксируются и помещаются в портфолио. Учитель в процессе такого урока перемещается из группы в группу. Если портфолио оценивается в баллах,   то   после   такого   урока   учитель   выставляет   отметку   на   основе рекомендаций группы и содержания портфолио.  3.   На   основе   выступлений   учащихся   на   конференции   по   портфолио. Конференцию   целесообразно   организовывать   в   том   случае,   если   портфолио собирались по различным темам (например, в предпрофильной подготовке или портфолио познавательного интереса). Каждый ученик имеет не более двух­ трех   минут   на  выступление   и   столько   же   –  на   ответы   на   вопросы.  В  ходе выступления   необходимо   отразить   цели   работы,   их   реализацию,   основные достижения.   Заранее   организованная   комиссия   оценивает   содержание портфолио,   выступления   и   ответы   на   вопросы   (по   заранее   определенным критериям).  До начала работы над портфолио учащиеся должны знать все критерии его оценки.   До   начала   работы   над   портфолио   учащиеся   должны   знать   все категории   материалов   и   содержание   обязательной   категории.   Портфолио целесообразно   оценивать   не   в   баллах,   а   в   уровнях.   В   случае   крайней необходимости «самый высокий» уровень можно привести в соответствие с отметкой «5», «высокий» – «4», «средний» – «3», «слабый» – «2». Портфолио   не   сравнивается   ни   с   какими   эталонами.   Проводится сравнение прошлых и настоящих результатов работы обучающихся. Учащийся сравнивается только с самим собой. Возможно ставить оценки за отдельные разделы портфолио. Приведем критерии оценки портфолио. (по С.Дж. Пейп, М. Чошанов)  Самый высокий уровень – портфолио характеризуется всесторонностью в отражении всех категорий материалов и высоким уровнем по всем критериям оценки.   Содержание   портфолио   свидетельствует   о   больших   приложенных 23 усилиях   и   очевидном   прогрессе   учащегося,   высоком   уровне   самооценки, творческом отношении к предмету. В содержании и оформлении портфолио ярко проявляются оригинальность и творчество.  Высокий   уровень   –   в   портфолио   полностью   представлены   материалы обязательной   категории,   но   могут   отсутствовать   некоторые   элементы   из остальных категорий. Может быть недостаточно выражена оригинальность и творчество в содержании и отсутствовать творчество в оформлении. Средний   уровень   –   в   портфолио   полностью   представлена   обязательная категория, по которой можно судить об уровне сформированности отраженных в Стандарте или учебной программе знаний и умений. Могут отсутствовать материалы из остальных категорий и творчество в оформлении.  Слабый   уровень   –   портфолио,   по   которому   трудно   сформировать представление о процессе работы и достижениях учащегося. Как правило, в нем  представлены   отрывочные   сведения  из  различных  категорий,  отдельные незаконченные работы и т. д. По такому портфолио практически невозможно определить прогресс в обучении и уровень сформированности качеств. Особая   ценность   портфолио   состоит   в   том,   что   при   определенных условиях   его   использование   позволяет   получать   интегральную   оценку, оценивающую суммарный (комплексный) результат, который можно связать с достижением того или иного уровня компетенции, по крайней мере ­ в решении учебных и учебно­практических задач. Иными словами, портфолио позволяет увидеть   «картину»   значимых   образовательных   результатов   в   целом, зафиксировать и оценить способность практически применять приобретённые знания   и   умения.   Тем   самым   эта   форма   оценивания   удачно   дополняет традиционные   контрольно­оценочные   средства,   используемые   при   текущем, промежуточном (как правило, тематическом), рубежном и итоговом контроле (в том числе ­ на экзаменах), которые, как правило, направлены на проверку уровня   освоения   отдельных   элементов   системы   опорных   знаний   и   умений учащихся. В   состав   портфолио,   как   говорилось,   могут   включаться   результаты, достигнутые учеником не только ходе в учебной деятельности, но и в иных формах   активности:   коммуникативной, физкультурно­оздоровительной, трудовой деятельности, ­ протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за ее пределами. Благодаря этой   особенности   использование   портфолио   является   важным   элементом практико­ориентированного подхода к образованию.   социальной,   творческой, 24 Использование   портфолио   дает   возможность   представить   отчёт   по процессу образования каждого учащегося, отследить индивидуальный прогресс обучающихся в широком образовательном контексте. Опыт   использования   портфолио   показывает,   что   это   не   только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, о которых говорилось выше. Таким   образом,   портфолио   как   средство   оценки   отвечает   всем требованиям к оцениванию – оно базируется на субъект­субъектном подходе, обязательно   предполагает   не   только   количественное,   но   и   качественное оценивание.   На   основе   портфолио   происходит   оценивание   не   только стандартного   набора   знаний   учащегося,   но   и   его   «индивидуализированной» карты знания, а также процесса развития обучающегося в соотнесении с его возможностями.   Все   это   способствует   не   только   приобретению   знаний   и умений,   но   и   становлению   личностных   и   социальных   компетенций обучающихся. 3.3. Альтернативные портфолио как способы оценки Одной   из   моделей   оценки   личностных   достижений   и   образовательных результатов учащихся можно назвать методику «Сундук регалий». «Сундук» составляют сами учащиеся, помещая туда все свои достижения, отмеченные какими­либо   документами   или   иным   способом   за   предшествующие   годы обучения.  «Сундук регалий» может включать: ­ характеристики, данные педагогами; ­ моя уникальность; ­ рекомендации, благодарственные письма, грамоты, дипломы; ­ перечисление заслуг (например, диаграмма успеваемости); ­ образцы заслуг (например, печатные работы, рефераты, модели и т.д.); ­ личные замечания и другие оценки; ­ спортивные свидетельства. Данный список можно дополнить по своему усмотрению. Основная ценность методики «Шотландский аттестат» заключается в том, что   целью   всех   записей   является   выявление   полной   картины   личностных качеств, интересов, навыков и академических достижений, причем записи, как правило, являются результатом обсуждения успехов учащихся с педагогом. 25 «Шотландский аттестат» представляет собой папку, заполнение которой производится в процессе обучения. Перед началом обучения ученик получает данную папку­аттестат незаполненным. В   аттестате   намечен   путь   развития   ученика   в   процессе   обучения,   т.е. уточняются: ­ темы, которые должны быть изучены; ­ умения, которыми необходимо овладеть; ­ практика, которую необходимо пройти; ­ описание личностных качеств ученика, сделанных как учителем, так и в виде личного заявления, т.е. самооценки, сделанной учеником; ­ обобщение опыта работы ученика, выраженное в учебных достижениях (описывается как учителем, так и учеником); ­ учебная книжка с сообщениями по предмету (в которой фиксируются не только   отметки,   поведение,   прилежание,   посещаемость,   полученные   знания, заинтересованность   в   работе,   но   и   рекомендации   учителя,   а   также   ответ родителей). Аттестат заполняется в процессе обучения. В нем фиксируются учебные достижения   (заполняются   и   учеником,   и   учителем),   отметки   и   оценки, посещаемость   уроков,   трудовые   поручения,  полученные   сертификаты   и   т.д. Аттестат  заполняется   как   итоговый   документ   и  как   промежуточный.  Девиз данной   методики   ­   «Каждодневный   прогресс   ученика   должен   быть зафиксирован». В аттестат заносится следующая информация: • Учебные достижения, включающие четвертные, полугодовые и итоговые отметки по всем изучаемым предметам. •  Творческие   работы   (перечень   с   краткой   характеристикой   каждой работы), выполненных по итогам занятий. •  Итоговые   документы  (сертификат,  диплом, свидетельство   и т.д.)  или творческие   работы,   полученные   и   выполненные   на   дополнительных образовательных курсах. • Результаты выступлений на предметных олимпиадах. • Результаты участия в смотрах, конкурсах, соревнованиях. Примерами творческих работ, выполненных при изучении обязательных учебных   предметов,   могут   служить:   техническое   творчество,   углубленное изучение   программных   и   непрограммных   учебных   материалов,   работы   по искусству, педагогическая деятельность, изобретательство, исследования. 26 Подобный   аттестат   образовательных   достижений   позволяет   учесть традиции отечественной школы, его внедрение и не требует дополнительной разъяснительной работы с педагогическим коллективом и родителями, кроме этого заполнять аттестат каждый ученик может самостоятельно. Методика «Тетрадь­паспорт» представляет сборник таблиц с разделами «Хочу»,   «Могу»,   «Есть»   и   т.д.,   в   которых   ученик,   начиная   с   1­го   класса, пытается   проанализировать   свои   желания,   возможности,   реальные   знания   и умения по каждому предмету. В этих тетрадях в разделах «Надо» и «Есть» делают   свои   записи­   характеристики   учителя.   Важнейшим   аналитическим материалом   становятся   ответы   учащихся   в   разделах   «Хочу»,   «Могу»,   «Не могу», «Должно быть». Анализ   подобных   материалов   позволяет   учителям   увидеть   сферу интересов учеников, их возможность оценить свои умения и навыки, убеждает в необходимости определенного учета и анализа достижений каждого ученика, особенно   в   тех   классах,   где   необходимо   отслеживание   изменений, происходящих с детьми. В результате такого учета индивидуальности каждого ребенка стало возможно: •  проследить   личные   победы   и   неудачи   в   усвоении   каждым   ребенком учебного материала; • увидеть работу каждого ученика и каждого учителя над формированием специальных знаний и умений; •  проследить совместно с руководителями секций и кружков динамику изменений в сфере интересов учеников; • вносить соответствующие коррективы в учебные планы и программы; • разрабатывать разнообразные тестовые задания; •  соотносить данные  педагогической  и психологической  диагностики, с результатами наблюдений, сделанных в образовательном процессе. Все рассмотренные средства оценивания позволяют включать оценочную деятельность   в   содержание   обучения,   помогают   ученикам   оценивать   и регулировать   познавательную   деятельность,   способствуют   изменению   стиля педагогической   деятельности   учителя,   создают   условия   сотрудничества учащихся   с   одноклассниками   и   педагогами,   формируют   у   них   адекватную самооценку.  Таким образом, можно сделать вывод о том, что в современной школе используются   как   традиционные,   так   и   некоторые   современные   средства оценки знаний и учебных достижений школьников. Каждый учитель должен уметь выбирать наиболее приемлемые для него формы и методы оценивания 27 учебных   достижений   учащихся   согласно   требованиям   конкретного   урока, целям   образовательного   учреждения,   задачам   образования   в   целом.   Важно учитывать   запросы   современного   общества   к   уровню   не   только   учебных достижений школьников, но и их общего развития.  Литература: 1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. – М.: Педагогика, 1984. 2. Бершадский Б.Е. Проект новой гуманитарной реальности: методология разработки   модели   выпускника   российской   школы   будущего// Педагогические технологии, 2007. 3. Звонников В.И. Современные средства оценивания результатов обучения. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. 4. Лобжанидзе, В. А. Сущность оценки и отметки// Завуч начальной школы. – 2002, № 14. 5. Методы   и   формы   контроля   //Педагогика:   большая   современная Энциклопедия 6. Контроль качества и оценки в образовании. ­ М., 1998.

Статья на тему "Рейтинг и портфолио: альтернативные средства оценивания учебных достижений"

Статья на тему "Рейтинг и портфолио: альтернативные средства оценивания учебных достижений"

Статья на тему "Рейтинг и портфолио: альтернативные средства оценивания учебных достижений"

Статья на тему "Рейтинг и портфолио: альтернативные средства оценивания учебных достижений"

Статья на тему "Рейтинг и портфолио: альтернативные средства оценивания учебных достижений"

Статья на тему "Рейтинг и портфолио: альтернативные средства оценивания учебных достижений"

Статья на тему "Рейтинг и портфолио: альтернативные средства оценивания учебных достижений"

Статья на тему "Рейтинг и портфолио: альтернативные средства оценивания учебных достижений"

Статья на тему "Рейтинг и портфолио: альтернативные средства оценивания учебных достижений"

Статья на тему "Рейтинг и портфолио: альтернативные средства оценивания учебных достижений"

Статья на тему "Рейтинг и портфолио: альтернативные средства оценивания учебных достижений"

Статья на тему "Рейтинг и портфолио: альтернативные средства оценивания учебных достижений"

Статья на тему "Рейтинг и портфолио: альтернативные средства оценивания учебных достижений"

Статья на тему "Рейтинг и портфолио: альтернативные средства оценивания учебных достижений"

Статья на тему "Рейтинг и портфолио: альтернативные средства оценивания учебных достижений"

Статья на тему "Рейтинг и портфолио: альтернативные средства оценивания учебных достижений"

Статья на тему "Рейтинг и портфолио: альтернативные средства оценивания учебных достижений"

Статья на тему "Рейтинг и портфолио: альтернативные средства оценивания учебных достижений"

Статья на тему "Рейтинг и портфолио: альтернативные средства оценивания учебных достижений"

Статья на тему "Рейтинг и портфолио: альтернативные средства оценивания учебных достижений"

Статья на тему "Рейтинг и портфолио: альтернативные средства оценивания учебных достижений"

Статья на тему "Рейтинг и портфолио: альтернативные средства оценивания учебных достижений"

Статья на тему "Рейтинг и портфолио: альтернативные средства оценивания учебных достижений"

Статья на тему "Рейтинг и портфолио: альтернативные средства оценивания учебных достижений"

Статья на тему "Рейтинг и портфолио: альтернативные средства оценивания учебных достижений"

Статья на тему "Рейтинг и портфолио: альтернативные средства оценивания учебных достижений"

Статья на тему "Рейтинг и портфолио: альтернативные средства оценивания учебных достижений"

Статья на тему "Рейтинг и портфолио: альтернативные средства оценивания учебных достижений"

Статья на тему "Рейтинг и портфолио: альтернативные средства оценивания учебных достижений"

Статья на тему "Рейтинг и портфолио: альтернативные средства оценивания учебных достижений"

Статья на тему "Рейтинг и портфолио: альтернативные средства оценивания учебных достижений"

Статья на тему "Рейтинг и портфолио: альтернативные средства оценивания учебных достижений"

Статья на тему "Рейтинг и портфолио: альтернативные средства оценивания учебных достижений"

Статья на тему "Рейтинг и портфолио: альтернативные средства оценивания учебных достижений"

Статья на тему "Рейтинг и портфолио: альтернативные средства оценивания учебных достижений"

Статья на тему "Рейтинг и портфолио: альтернативные средства оценивания учебных достижений"

Статья на тему "Рейтинг и портфолио: альтернативные средства оценивания учебных достижений"

Статья на тему "Рейтинг и портфолио: альтернативные средства оценивания учебных достижений"

Статья на тему "Рейтинг и портфолио: альтернативные средства оценивания учебных достижений"

Статья на тему "Рейтинг и портфолио: альтернативные средства оценивания учебных достижений"

Статья на тему "Рейтинг и портфолио: альтернативные средства оценивания учебных достижений"

Статья на тему "Рейтинг и портфолио: альтернативные средства оценивания учебных достижений"

Статья на тему "Рейтинг и портфолио: альтернативные средства оценивания учебных достижений"

Статья на тему "Рейтинг и портфолио: альтернативные средства оценивания учебных достижений"

Статья на тему "Рейтинг и портфолио: альтернативные средства оценивания учебных достижений"

Статья на тему "Рейтинг и портфолио: альтернативные средства оценивания учебных достижений"

Статья на тему "Рейтинг и портфолио: альтернативные средства оценивания учебных достижений"

Статья на тему "Рейтинг и портфолио: альтернативные средства оценивания учебных достижений"

Статья на тему "Рейтинг и портфолио: альтернативные средства оценивания учебных достижений"

Статья на тему "Рейтинг и портфолио: альтернативные средства оценивания учебных достижений"

Статья на тему "Рейтинг и портфолио: альтернативные средства оценивания учебных достижений"

Статья на тему "Рейтинг и портфолио: альтернативные средства оценивания учебных достижений"

Статья на тему "Рейтинг и портфолио: альтернативные средства оценивания учебных достижений"

Статья на тему "Рейтинг и портфолио: альтернативные средства оценивания учебных достижений"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2019