Статья на тему "Роль элективных курсов по физике в профессиональном самоопределении учащихся
Оценка 4.8

Статья на тему "Роль элективных курсов по физике в профессиональном самоопределении учащихся

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
воспитательная работа
Взрослым
17.12.2018
Статья на тему "Роль элективных курсов по физике в профессиональном самоопределении учащихся
Выбор и уровень освоения профессией влияют на все стороны жизни человека.Поэтому одним из главных вопросов, стоящих перед каждым, стоит вопрос о поиске, выборе и овладении профессией. Человек, который работает с интересом, приносит радость не только самому себе, но и пользу обществу. Как решить проблему профессионального самоопределения учащихся?.
ПЕДЧТЕНИЯ_СНАПКОВА.docx
«Современное образование: новые требования, новые возможности»    Снапкова Валентина Николаевна Учитель физики и математики МОУ  «Мшинская средняя общеобразовательная школа» Роль элективных курсов в профессиональном самоопределении обучающихся «Лучше бы начинать профориентацию на  самой ранней стадии, еще и в школе»   В.В. Путин  Выбор   и  уровень   освоения   профессии   влияют   на  все  стороны  жизни человека. Поэтому одним из центральных вопросов, стоящих перед каждым человеком,  является вопрос о поиске, выборе и овладении профессией.  Человек, работающий  с интересом,  не только приносит радость себе, но и   огромную   пользу   обществу.   А   истоки   такого   интереса   формируются   в школе, когда возникает желание понять и узнать ту или иную область науки и техники.   Психологи   говорят,   что   склонности   и   интересы   школьников развиваются   в   раннем   возрасте.   В   течение   первых   девяти   лет   обучения закладываются основы, пусть пока ещё не совсем сознательного отношения к выбору профессии.  Ведущий   вид   деятельности   в   этом   возрасте   ­   учебная   деятельность. Именно поэтому для более ранней профессиональной ориентации учащихся следует широко использовать средства учебных предметов.  Профессиональное   самоопределение   ­   это   взгляд   человека   на   мир профессий, на конкретную заинтересованную профессию, на её возможности в окружающем   мире.   В   психологическом   плане   профессиональное самоопределение   означает,   что   человек   осознает,   что   он   хочет   (цели, жизненные   планы,   идеалы),   что   он   есть   (свои   личностные   и   физические свойства), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что от него хочет или ждет коллектив, общество, субъект, готовый функционировать в системе общественных отношени.  В настоящее время большинство школьников до момента вступления во взрослую   жизнь   не   представляют   себе   ни   свою   будущую   профессию,   ни отрасль,   где   они   могут   применить   свои   знания,   полученные   в   школе. Подростки  часто дезориентированы в отношении выбора профессий. Актуальность проблемы профессионального самоопределения обучающихся очевидна.  Одним из возможных вариантов решения проблемы профессионального самоопределения   обучающихся   является   политехническая   направленность предметов естественнонаучного цикла (математика, физика, химия, биология и др).  Особое значение имеет организация этой работы в основной школе, так как после ее окончания  многие учащиеся покидают школу, поступая либо на производство, либо в профессиональные учебные заведения, либо продолжают обучение в профильных классах.  Курс   физики   предусматривает   изучение   физических   процессов, закономерностей   лежащих   в   основе   многих   технологических   процессов     и соответственно   предоставляет   возможность   знакомства   с   профессиями технической направленности, в основе которых лежат физические знания.     Для   организации   профориентационной   работы   в   рамках преподавания физики как учебного предмета можно   выделить следующие направления  учебной и внеучебной деятельности (таблица 1).   Таблица №1 Профессиональная ориентация при изучении физики Учебная деятельность 1. Осуществление предметной профориентации на уроках физики:   физических   процессов   и изучение   закономерностей   лежащих   в   основе технологических процессов; решение задач производственного содержания; составление производственного содержания; выполнение   лабораторных   и   практических   работ производственно­технического содержания; решение исследовательских и конструкторских задач. задач  Внеучебная деятельность 1.Организация   и   проведения   различных   форм внеурочной работы: кружки; факультативы; вечера;  декады, недели «Физика в моей профессии» и др. выставки; викторины; конкурсы; научные общества учащихся; диспуты; ролевые игры; 2.Организация   и   проведение   учебных экскурсий на предприятия, производства.   Проведение   учебных   конференций, 3. семинаров   по   проблемам,   связанным   с использованием   физических   процессов   в производственной   сфере,   развитию   научно­ технической сферы экономики. 4.   Проведение   курсов   по   выбору профессиональной   направленности:   «Физика строительных   материалов»,   «Физика     в   мире профессии» и др. 5. Разработка и проведение элективных курсов профориентационной направленности. 6.   Разработка   и   реализация   индивидуальных образовательных программ профессионального самоопределения. программ,     встречи  со специалистами; экскурсии и др. 2. практических конференций 3.   Разработка   социальных практик.   Организация   и   проведение   научно­   содержания   и   проведение   Разработка   содержания   и   проведение 4. профессиональных проб   5.   Организация   встреч   с   представителями профессий научно­технической сферы 6. Организация и проведение экскурсий, в том числе виртуальных Элементы   профориентационной   работы   могут   быть   включены   в объяснения   нового   материала,   опроса,   в   практические   работы,   задачи   и упражнения   с   практическим   содержанием.   Для   успешного   решения   задач профориентации     надо   предусмотреть   в   своем   календарно­тематическом плане следующие моменты: 1.   Ознакомление   учащихся   с   профессиями   в   процессе   прохождения программного материала. 2.   Изучение   и   развитие   интересов,   склонностей,   и   способностей учащихся в процессе обучения на уроке. 3. В ходе выполнения лабораторно­практических работ способствовать выявлению интересов учащихся в данной области деятельности. 4. Включение профориентационной тематики в оформление кабинета. Вот как это выглядит на примере рабочей программы для 7 класса Тема № п/п Демонстрации, и лабораторные практические работы   Производственные   процессы. профессий   Виды 7 класс 1.   и Физика физические методы   изучения природы Видеофрагменты, слайды   о   техничес­ ком   применении физики Обзор   технического   вооружения города,   района;   значение   знаний   основ наук для профессиональной подготовки и овладение мастерством. 2. 3.    Первоначальные сведения строении вещества Движение и силы о 4. Давление жидкостей и газов 5. Работа,   мощность. Энергия.   1.   Расширение   тел при нагревании. 2.   Диффузия   жид­ костей. Лабораторные работы: 1. Измерение массы на рычажных весах.  2. Определение пло­ тности твердых тел. 1.Устройство и действие   гидравли­ ческого пресса. 2.Измерение   давле­ ния   жидкостным манометром. 3. действие насосов.   Устройство   и 4. действие ареометра  1.   Выяснение   усло­ вия   равновесия рычага   Устройство   и Литейное   производство.   Модельщик, стеклодув,   оператор   диффузионных процессов. Продавец. Лаборант. Лаборант по механическим испытаниям Газосварщик. Машинист   компрессорных   и   насосных станций. Аппаратчик по кристаллизации Машинист   автомобильных,   башенных, самоходных и стационарных кранов.  И   хотя   учитель   предметник   в   своей   урочной   деятельности   не занимается профориентационной работой в чистом виде трудно переоценить его   роль   в   помощи   подросткам   в   осознанности   и   взвешенности   выбора профессии. Выбор пути ­ вечная человеческая проблема, и роль школы в её решении в   настоящее   время   очень   велика.   Предпрофильная   подготовка рассматривается  как   подготовительная   ступень  профильного  обучения  для осознанного   и   минимально   рискованного   выбора   профиля   обучения   на старшей ступени общего образования. Обной   из   задач   предпрофильной   подготовки   является   выявление профессиональных интересов и возможностей учащихся на основе широкой палитры элективных курсов, направленных на формирование представлений о характере   профессионального   труда   людей.     Выбор   профессии   ложится   в основу определения своей дальнейшей образовательной траектории, которая будет   реализована   либо   в   учреждениях   начального   или   среднего профессионального   образования,   либо   на   старшей   ступени   общего образования в рамках профильного обучения.  Как дать  детям качественное образование и сориентировать их  в мире профессий? В этом поможет система элективных курсов, взаимосвязанных и взаимно дополняющих друг друга. Система элективных курсов по физике включает две ступени обучения: предпрофильную   подготовку   и   профильную.   Предпрофильная   подготовка основывается на изучении двух элективных курсов: «Физика  в твоей будущей профессии» и «Космос далёкий и близкий». В основе профильной подготовки лежит элективный курс «Решение задач по физике». Задача   элективного   курса   «Физика   в   твоей   будущей   профессии»   ­ помочь девятиклассникам  сориентироваться  в  выборе  професии,  а, значит, правильно, с учётом желаний, интересов и способностей учащихся выбрать свой профиль обучения в 10­11 классах. И именно занятия по физике могут оказать   здесь   значительное   содействие.   Ведь   место   физики   значительно   и интересно   в   любой   профессии:   будь   то   врач   или   метеоролог,   лётчик   или повар, инженер или певец. Актуальность именно такого подхода к определению содержания курса подтвердили   результаты   анкеты,   которая   проводилась   среди   учащихся   8 класса. Всё вышесказанное позволило сформулировать и цель курса: развивать положительную мотивационную сферу учащихся к переходу на профильное обучение. Работая   над   профессиональным   самоопределением   обучающихся,   мы учитываем   индивидуальные   способности   каждого   ребенка,   уровень   его развития, склонностей, интересов и т.п. На первом занятии мы раздали ученикам листки бумаги и карандаши. Каждый из них должен был написать наверху листка профессию, которую они для себя выбрали, если выбрали. Если не выбрали ­ наиболее нравящуюся профессию.   После   этого   участников   мы   попросили   ответить   на   вопросы анкеты («да» или «нет»).  Ученики отвечали на следующие вопросы: 1. Знаете ли вы основное содержание профессии?  2. Знаете ли вы условия труда и оплаты, возможности повышения квалификации?  3. Знаете   ли   вы,   какие   учебные   заведения   готовят   специалистов данной профессии?  4. Есть ли у вас качества, необходимые для овладения выбранной вами или просто понравившейся профессией?  5. Считаете ли вы уровень своих знаний достаточным для овладения избранной профессией?  6. Знаете   ли   вы,   какие   школьные   предметы   необходимы   тебе   в большей мере для овладения профессией?  На первый вопрос анкеты ученики ответили по­разному. Большинство девочек (8 человек) ответили, что прекрасно знают о характере и содержании своей профессии, ну а что касается мальчишек, то они единогласно ответили «знаю». Второй   вопрос   анкеты   предполагал   знание   об   оплате   труда   и возможности   повышения   квалификации.   Большая   часть   учащихся   (18 человек) точно знают размеры оплаты труда, ну а что касается повышения квалификации,   то   в   силу   недостаточной   информированности,   они воздержались от ответа. Все, до одного из ребят на третий вопрос нашей анкеты ответили четко. И   девушки   и   юноши   уже   выбрали   ВУЗ,   но   некоторые   (4   человека)   ещё выбирают между двумя ­ тремя высшими учебными заведениями.  Что   касается   качеств,   необходимых   для   выбранной   профессии,   то половина   девочек   написали,   что   обладают   универсальными   качествами,   и любая профессия им будет «по плечу», такого же мнения придерживаются трое   из   десяти   мальчишек.   Остальные   ребята   надеются,   что   в   процессе обучения они раскроют свои навыки, скрытые возможности и таланты. Целью   пятого   вопроса   анкеты   являлось   выявление   уровня   знаний учащихся для овладения выбранной профессией. Большинство учащихся (16 человек)  признаются,  что   их  уровень  знаний  оставляет   желать  лучшего.  К сожалению, нынешнее поколение обладает скудными знаниями по школьным предметам.   Отсюда   вытекает   последний   вопрос   анкеты   о   школьных предметах. Из всех участников анкеты лишь 9 признались, что будут сдавать ЕГЭ   только   по   тем   предметам,   которые   им   легче   всего   было   изучать   на протяжении всего периода обучения в школе, пусть даже они не связаны с выбором будущей профессии. Остальные ребята выбрали предметы, которые потребуется сдать для поступления в ВУЗ, осознавая риск того, что велика вероятность не сдать экзамен. Далее   мы   выяснили,   что   40   %   ответов   на   вопросы   анкеты положительные, и все цели, поставленные нами, были достигнуты. А для тех, кто   дал   отрицательный   результат,   мы   рекомендовали   обратиться   за индивидуальной консультацией к учителю. На каждом этапе профессия предъявляет определенные требования к индивидуальным особенностям личности. Под влиянием этих требований и формируются профессионально значимые качества, растет профессиональное мастерство.   Выбирая   профессию,   школьник   почти   всегда   обращается   за советом   к   специалисту,  к   учителю.   Поэтому   очень   важно,  чтобы   педагоги могли   дать   ученику   научно   обоснованную,   достоверную   рекомендацию   о выборе  наиболее  подходящего  ему вида трудовой деятельности.  И в этом учителю­предметнику помогают элективные курсы.  Элективные   курсы   по   физике   позволяют   преодолеть   оторванность процесса   образования   от   жизни   общества,   от   профессиональных   навыков. Такие курсы должны содержать темы и задачи, позволяющие обучающимся познакомиться   с   различными   отраслями   нашей   жизни,   с   будущими профессиональными навыками, самоопределиться с будущей профессией.

Статья на тему "Роль элективных курсов по физике в профессиональном самоопределении учащихся

Статья на тему "Роль элективных курсов по физике в профессиональном самоопределении учащихся

Статья на тему "Роль элективных курсов по физике в профессиональном самоопределении учащихся

Статья на тему "Роль элективных курсов по физике в профессиональном самоопределении учащихся

Статья на тему "Роль элективных курсов по физике в профессиональном самоопределении учащихся

Статья на тему "Роль элективных курсов по физике в профессиональном самоопределении учащихся

Статья на тему "Роль элективных курсов по физике в профессиональном самоопределении учащихся

Статья на тему "Роль элективных курсов по физике в профессиональном самоопределении учащихся

Статья на тему "Роль элективных курсов по физике в профессиональном самоопределении учащихся

Статья на тему "Роль элективных курсов по физике в профессиональном самоопределении учащихся

Статья на тему "Роль элективных курсов по физике в профессиональном самоопределении учащихся

Статья на тему "Роль элективных курсов по физике в профессиональном самоопределении учащихся

Статья на тему "Роль элективных курсов по физике в профессиональном самоопределении учащихся

Статья на тему "Роль элективных курсов по физике в профессиональном самоопределении учащихся

Статья на тему "Роль элективных курсов по физике в профессиональном самоопределении учащихся

Статья на тему "Роль элективных курсов по физике в профессиональном самоопределении учащихся

Статья на тему "Роль элективных курсов по физике в профессиональном самоопределении учащихся

Статья на тему "Роль элективных курсов по физике в профессиональном самоопределении учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.12.2018