Семейные спортивные развлечения – это форма активного отдыха, содержание которой составляют физические упражнения в форме веселых игр, забав, развлечений спортивного характера, способствующие физическому воспитанию и развитию детей, профилактике и лечению различных нарушений в состоянии здоровья, вызывающие эмоциональный подъем и двигательную активность детей. Участие в спортивных развлечениях родителей и детей придает им статус семейных спортивных развлечений. В условиях семейного спортивного развлечения у родителей можно сформировать представления о способах сохранения и укрепления здоровья детей, воспитания привычки здорового образа жизни, транслировать содержания работы с детьми дома, обогащая опыт семейного воспитания за счет игр и упражнений.
УДК 373.24
СЕМЕЙНЫЕ СПОРТИВНЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ
КАК УСЛОВИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ
FAMILY SPORTS ENTERTAINMENT
AS A CONDITION OF INTERACTION BETWEEN DOE AND FAMILY
Черных Валентина Михайловна
Студентка 5 курса,
Соликамский государственный педагогический институт,
walentina5413@mail.ru, Соликамск, Россия
Научный руководитель: Перлова Юлия Вячеславовна
Кандидат педагогических наук, старший преподаватель
Соликамский государственный педагогический институт
u . perlovf
@ yandex
. ru, Соликамск, Россия
Сhernykh Valentina Mikhaylovna
Student 5 of course,
Solikams State Teachers Training Institute
walentina5413@mail.ru, Solikamsk, Russia
Supervisor: Perlova Julia Vyacheslavovna
Candidate of pedagogic sciences, senior lecturer;
Solikams State Teachers Training Institute
u.perlovf@yandex.ru, Solikamsk, Russia
Аннотация. В статье представлены теоретическое описание проведенного
исследования и опытноэкспериментальное изучения в условиях взаимодействия
ДОУ и семьи посредством семейных спортивных развлечений.
Abstract. The article presents a theoretical exploration and experimental study in
conditions of interaction of DOU and families through family sports entertainment.
Ключевые слова. Взаимодействие ДОУ и семьи, Семейные спортивные
развлечения.
Key words. The interaction of DOE and family, family sports entertainment.
Взаимодействие ДОУ и родителей – это совместная деятельность, в
которой каждая из сторон применяет имеющийся у нее потенциал для решения
общей задачи – развития ребенка. Концепция взаимодействия ДОУ и семьи
выстраивается на принципе приоритетности семьи в воспитании детей;
ориентированности на запросы семьи;
личностноразвивающем характере
взаимодействия; помощи, поддержки семьи в воспитании детей, охране и
укреплении их физического и психического здоровья,
в развитии
индивидуальных способностей, коррекции нарушений развития; вовлечении
семьи в образовательную, проектную, инновационную деятельность ДОУ,
поддержка ее инициатив; совместной реализации ДОУ и семьей Программы
дошкольного образования. Эти положения определяют особенности процесса
взаимодействия ДОУ и семьи.Согласно ФГОС дошкольного образования в ДОУ должны быть созданы
необходимые условия для осуществления консультативной поддержки педагогов
и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны
здоровья детей. Дошкольное учреждение должно обеспечивать возможности
для обсуждения с родителями (законными представителями) вопросов, которые
непосредственно связаны с реализацией образовательной программы ДОУ.
Сегодня ДОУ находится в активном поиске эффективных условий
осуществления взаимодействия с семьей. Семейные спортивные развлечения
являются одним из условий такого взаимодействия.
Семейные спортивные развлечения – это форма активного отдыха,
содержание которой составляют физические упражнения в форме веселых игр,
забав, развлечений спортивного характера, способствующие физическому
воспитанию и развитию детей, профилактике и лечению различных нарушений в
состоянии здоровья, вызывающие эмоциональный подъем и двигательную
активность детей. Участие в спортивных развлечениях родителей и детей
придает им статус семейных спортивных развлечений. В условиях семейного
спортивного развлечения у родителей можно сформировать представления о
способах сохранения и укрепления здоровья детей, воспитания привычки
здорового образа жизни, транслировать содержания работы с детьми дома,
обогащая опыт семейного воспитания за счет игр и упражнений.
Теоретические положения исследования были подтверждены в ходе
опытноэкспериментального изучения обозначенной проблемы.
Опытноэкспериментальное изучение взаимодействия дошкольного
образовательного учреждения и семьи посредством семейных спортивных
развлечений проводилось на базе старших групп МАДОУ «Детский сад № 46» г.
Соликамска в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный
эксперименты.
Цель констатирующего эксперимента: определение критериев и
показателей изучения взаимодействия ДОУ и семьи, подбор соответствующих
методик и проведение исследования; определение уровня и характера
взаимодействия ДОУ и семьи.
Критерии и показатели изучения взаимодействия ДОУ и семьи составлены
на основе рекомендаций А.М. Юсуповой, Л.А. Громовой.
На основании проведенной диагностики определяется уровень
Констатирующий эксперимент показал,
результативности взаимодействия ДОУ и семьи, предложенный А.М. Юсуповой.
результативность
взаимодействия ДОУ и семьи находится на низком уровне, проявляясь в наличии
формального подхода к планированию и осуществлению взаимодействия,
отсутствии в работе ДОУ учета запросов и потребностей семьи, недостаточной
удовлетворенностью родителей взаимодействием ДОУ и семьи, отсутствием в
ДОУ открытости в работе с родителями, а также использованием традиционных
формы взаимодействия с семьей.
что
В формирующем эксперименте разработана и реализована программа
взаимодействия ДОУ и семьи посредством семейных спортивных развлечений.
Формирующий эксперимент проведен в октябре – феврале 2016 – 2017
учебного года. В формирующем эксперименте принимали участие родители и
дети экспериментальной группы.
Формирующий эксперимент проводился в подтверждение гипотезы
исследования, по которой мы предположили, что эффективность процессавзаимодействия ДОУ и семьи посредством семейных спортивных развлечений
будет достигнута при реализации следующих условий:
если осуществляется консультативная поддержка семьи по вопросам
физического развития, воспитания детей, сохранения и укрепления их здоровья;
если взаимодействие носит систематический и целенаправленный
характер;
если в семейные спортивные развлечения включена вся семья (родители,
братья и сестры дошкольников), дети и педагоги.
Цель работы: организация взаимодействия ДОУ и семьи, как условия
успешной реализации основной образовательной программы дошкольного
образования.
Участниками взаимодействия выступают: педагоги группы, родители,
медицинский работник ДОУ, инструктор по физической культуре, дети.
Взаимодействий осуществляется со всеми родителями группы, с
родительским комитетом и инициативными группами педагогов, с родителями
индивидуально. В спортивных соревнованиях по возможности принимают
участие братья и сестры дошкольников.
Формы взаимодействия ДОУ с родителями: родительское собрание,
семейное спортивное развлечение, консультация, практикум, выставка книг,
открытое занятие.
Формирующий эксперимент, проведенный в экспериментальной группе был
направлен на осуществление взаимодействия ДОУ и семьи средствами семейных
спортивных развлечений. При организации такого взаимодействия мы создали
условия для консультативной поддержки семьи по вопросам физического
развития, воспитания детей, сохранения и укрепления их здоровья. Весь процесс
взаимодействия ДОУ с родителями экспериментальной группы носил
систематический и целенаправленный характер: мероприятия проводились в
системе, были направлены на организацию взаимодействия ДОУ и семьи,
способствовал повышению психологопедагогической компетентности родителей
по вопросам физического развития, воспитания детей, сохранения и укрепления
их здоровья. В проведение семейных спортивных развлечений была включена
вся семья (родители, братья и сестры дошкольников), дети и педагоги. Семьи
принимали активное участие в семейных спортивных развлечениях, которые
организовались педагогами, лично экспериментатором и инициативными
группами родителей. Семейные спортивные развлечения – «Веселые старты», «В
здоровой семье – здоровые дети», «По сказочным дорожкам», «Зимние забавы»,
«Наши Защитники» – привлекли внимание и детей, и родителей, способствуя
укреплению семейных связей.
В контрольном эксперименте проведена оценка эффективности
взаимодействия ДОУ и семьи посредством семейных спортивных развлечений.
Контрольный эксперимент проводился в марте 20162017 учебного года.
Цель контрольного эксперимента: определение динамики показателей
уровня и характера взаимодействия ДОУ и семьи.
Контрольный эксперимент показал, что родителей экспериментальной
группы привлекает информация,
размещенная для них в группе,
привлекательным для них является участие в праздниках, в семейных
развлечениях в т.ч. спортивных, практикумы по укреплению здоровья детей,
индивидуальное консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка;
родители могут найти время для посещения проводимых педагогами ДОУмероприятий. У родителей контрольной группы такой тенденции не отмечено.
Результативность взаимодействия ДОУ и семьи посредством семейных
спортивных развлечений в экспериментальной группе – на среднем уровне, в
контрольной группе – на низком уровне.
Этот результат подтвердил
эффективность проведенной в формирующем эксперименте работы.
Таким образом, эффективность процесса взаимодействия ДОУ и семьи
посредством семейных спортивных развлечений достигается при создании
осуществлении консультативной поддержки семьи по вопросам физического
развития, воспитания детей, сохранения и укрепления их здоровья, при
систематическом и целенаправленном характере взаимодействия; при включении
в семейные спортивные развлечения всей семья (родители, братья и сестры
дошкольников), дети и педагоги. Этот вывод подтверждает выдвинутую гипотезу
исследования.
Литература
1. Алферова, И.В. Сотрудничество с родителями [Текст] / Алферова И.В.//
Ребенок в детском саду. – 2007. – № 4. – C. 5358.
2. Бражицкая, А.А., Корнеева, Е.В. Формы взаимодействия ДОУ с
родителями [Текст] / А.А. Бражицкая и др. — СПб.: Заневская площадь, 2014. —
С. 2831.
3. Веретенникова, Т.С., Зиновьева, О.Н. Основные формы организации
взаимодействия ДОУ и семьи в контексте ФГОС ДО [Текст] / Т.С. Веретенникова
и др. // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 833835.
4. Демиденко, С.О. и др. Особенности организации развлечения как вида
культурнодосуговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении
[Электронный ресурс] / С.О. Демиденко // Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/osobennostiorganizatsiirazvlecheniyakakvidakulturno
dosugovoydeyatelnostivdoshkolnomobrazovatelnomuchrezhdenii (дата
обращения: 25.01.2017).
5. Каюрова, А.Н. и др. Взаимодействие с семьей в вопросах оздоровления
дошкольников [Текст] / А.Н. Каюрова и др. — СПб.: Заневская площадь, 2014. —
С. 113115.