Статья на тему: СЕМЕЙНЫЕ СПОРТИВНЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ

  • Работа с родителями
  • doc
  • 12.11.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Семейные спортивные развлечения – это форма активного отдыха, содержание которой составляют физические упражнения в форме веселых игр, забав, развлечений спортивного характера, способствующие физическому воспитанию и развитию детей, профилактике и лечению различных нарушений в состоянии здоровья, вызывающие эмоциональный подъем и двигательную активность детей. Участие в спортивных развлечениях родителей и детей придает им статус семейных спортивных развлечений. В условиях семейного спортивного развлечения у родителей можно сформировать представления о способах сохранения и укрепления здоровья детей, воспитания привычки здорового образа жизни, транслировать содержания работы с детьми дома, обогащая опыт семейного воспитания за счет игр и упражнений.
Иконка файла материала СЕМЕЙНЫЕ СПОРТИВНЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ ,Черных В.М..doc
УДК 373.24 СЕМЕЙНЫЕ СПОРТИВНЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ  КАК УСЛОВИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ FAMILY SPORTS ENTERTAINMENT  AS A CONDITION OF INTERACTION BETWEEN DOE AND FAMILY Черных Валентина Михайловна  Студентка 5 курса,    Соликамский государственный педагогический  институт, walentina54­13@mail.ru, Соликамск, Россия Научный руководитель: Перлова Юлия Вячеславовна Кандидат педагогических наук, старший преподаватель Соликамский государственный педагогический институт u  .  perlovf  @   yandex  .  ru, Соликамск, Россия     Сhernykh Valentina Mikhaylovna Student 5 of course,  Solikams State Teachers Training Institute walentina54­13@mail.ru, Solikamsk, Russia Supervisor: Perlova Julia Vyacheslavovna Candidate of pedagogic sciences, senior lecturer;  Solikams State Teachers Training Institute  u.perlovf@yandex.ru, Solikamsk, Russia Аннотация. В статье представлены теоретическое описание проведенного исследования и опытно­экспериментальное изучения в условиях взаимодействия ДОУ и семьи посредством семейных спортивных развлечений. Abstract. The article presents a theoretical exploration and experimental study in conditions of interaction of DOU and families through family sports entertainment.    Ключевые слова. Взаимодействие ДОУ и семьи, Семейные спортивные развлечения. Key words. The interaction of DOE and family, family sports entertainment. Взаимодействие   ДОУ   и   родителей   –   это   совместная   деятельность,   в которой каждая из сторон применяет имеющийся у нее потенциал для решения общей   задачи   –   развития   ребенка.  Концепция   взаимодействия   ДОУ   и   семьи выстраивается   на   принципе   приоритетности   семьи   в   воспитании   детей; ориентированности   на   запросы   семьи;  личностно­развивающем   характере взаимодействия;   помощи,   поддержки   семьи   в   воспитании   детей,   охране   и укреплении   их   физического   и   психического   здоровья,   в   развитии индивидуальных   способностей,   коррекции   нарушений   развития;   вовлечении семьи   в   образовательную,   проектную,   инновационную   деятельность   ДОУ, поддержка   ее   инициатив;   совместной   реализации   ДОУ   и   семьей   Программы дошкольного   образования.   Эти   положения   определяют   особенности   процесса взаимодействия ДОУ и семьи.Согласно ФГОС дошкольного образования в ДОУ должны быть созданы необходимые условия для осуществления консультативной поддержки педагогов и   родителей   (законных   представителей)   по   вопросам   образования   и   охраны здоровья детей. Дошкольное учреждение должно обеспечивать   возможности для обсуждения с родителями (законными представителями) вопросов, которые непосредственно связаны с реализацией образовательной программы ДОУ.  Сегодня   ДОУ   находится   в   активном   поиске   эффективных   условий осуществления   взаимодействия   с   семьей.   Семейные   спортивные   развлечения являются одним из условий такого взаимодействия. Семейные   спортивные   развлечения   –   это   форма   активного   отдыха, содержание которой составляют физические упражнения в форме веселых игр, забав,   развлечений   спортивного   характера,   способствующие   физическому воспитанию и развитию детей, профилактике и лечению различных нарушений в состоянии   здоровья,   вызывающие   эмоциональный   подъем   и   двигательную активность   детей.   Участие   в   спортивных   развлечениях   родителей   и   детей придает   им   статус   семейных   спортивных   развлечений.   В   условиях   семейного спортивного   развлечения   у   родителей  можно   сформировать   представления   о способах   сохранения   и   укрепления   здоровья   детей,   воспитания   привычки здорового образа жизни,   транслировать  содержания  работы с детьми  дома, обогащая опыт семейного воспитания за счет игр и упражнений. Теоретические   положения   исследования   были   подтверждены   в   ходе опытно­экспериментального изучения обозначенной проблемы. Опытно­экспериментальное   изучение   взаимодействия   дошкольного образовательного   учреждения   и   семьи   посредством   семейных   спортивных развлечений проводилось на базе старших групп МАДОУ «Детский сад № 46» г. Соликамска   в   три   этапа:   констатирующий,   формирующий   и   контрольный эксперименты.  Цель   констатирующего   эксперимента:   определение   критериев   и показателей изучения взаимодействия ДОУ и семьи, подбор соответствующих методик   и   проведение   исследования;   определение   уровня   и   характера взаимодействия ДОУ и семьи.  Критерии и показатели изучения взаимодействия ДОУ и семьи составлены на основе рекомендаций А.М. Юсуповой, Л.А. Громовой.   На   основании   проведенной   диагностики   определяется   уровень Констатирующий   эксперимент   показал, результативности взаимодействия ДОУ и семьи, предложенный А.М. Юсуповой.   результативность взаимодействия ДОУ и семьи находится на низком уровне, проявляясь в наличии формального   подхода   к   планированию   и   осуществлению   взаимодействия, отсутствии  в работе ДОУ учета запросов и потребностей семьи, недостаточной удовлетворенностью родителей взаимодействием ДОУ и семьи, отсутствием в ДОУ открытости в работе с родителями, а также использованием традиционных формы взаимодействия с семьей.   что   В   формирующем   эксперименте   разработана   и   реализована   программа взаимодействия ДОУ и семьи посредством семейных спортивных развлечений.  Формирующий эксперимент проведен в октябре – феврале 2016 – 2017 учебного   года.   В  формирующем   эксперименте   принимали   участие   родители   и дети экспериментальной группы. Формирующий   эксперимент   проводился   в   подтверждение   гипотезы исследования,   по   которой   мы   предположили,   что   эффективность   процессавзаимодействия ДОУ  и семьи посредством семейных спортивных развлечений будет достигнута при реализации следующих условий: ­   если   осуществляется   консультативная   поддержка   семьи   по   вопросам физического развития, воспитания детей, сохранения и укрепления их здоровья; ­   если   взаимодействие   носит   систематический   и   целенаправленный характер; ­ если в семейные спортивные развлечения включена вся семья (родители, братья и сестры дошкольников), дети и педагоги. Цель   работы:   организация   взаимодействия   ДОУ   и   семьи,   как   условия успешной   реализации   основной   образовательной   программы   дошкольного образования. Участниками   взаимодействия   выступают:   педагоги   группы,   родители, медицинский работник ДОУ, инструктор по физической культуре, дети. Взаимодействий   осуществляется   со   всеми   родителями   группы,   с родительским   комитетом   и   инициативными   группами   педагогов,   с   родителями индивидуально.   В   спортивных   соревнованиях   по   возможности   принимают участие братья и сестры дошкольников. Формы   взаимодействия   ДОУ   с   родителями:   родительское   собрание, семейное   спортивное   развлечение,   консультация,   практикум,   выставка   книг, открытое занятие. Формирующий эксперимент, проведенный в экспериментальной группе был направлен на осуществление взаимодействия ДОУ и семьи средствами семейных спортивных развлечений. При организации такого взаимодействия мы создали условия     для   консультативной   поддержки   семьи   по   вопросам   физического развития, воспитания детей, сохранения и укрепления их здоровья. Весь процесс взаимодействия   ДОУ   с   родителями   экспериментальной   группы   носил систематический   и   целенаправленный   характер:   мероприятия   проводились   в системе,   были   направлены   на   организацию   взаимодействия   ДОУ   и   семьи, способствовал повышению психолого­педагогической компетентности родителей по вопросам физического развития, воспитания детей, сохранения и укрепления их здоровья. В проведение семейных спортивных развлечений была включена вся семья (родители, братья и сестры дошкольников), дети и педагоги. Семьи принимали   активное   участие   в   семейных   спортивных   развлечениях,   которые организовались   педагогами,   лично   экспериментатором   и   инициативными группами родителей. Семейные спортивные развлечения – «Веселые старты», «В здоровой семье – здоровые дети», «По сказочным дорожкам», «Зимние забавы», «Наши   Защитники»   –   привлекли  внимание   и  детей,  и   родителей,  способствуя укреплению семейных связей. В   контрольном   эксперименте   проведена   оценка   эффективности взаимодействия ДОУ и семьи посредством семейных спортивных развлечений. Контрольный эксперимент проводился в марте 2016­2017 учебного года. Цель   контрольного   эксперимента:   определение   динамики   показателей уровня и характера взаимодействия ДОУ и семьи. Контрольный   эксперимент   показал,   что  родителей   экспериментальной группы   привлекает   информация,   размещенная   для   них   в   группе, привлекательным   для   них   является   участие   в   праздниках,   в   семейных развлечениях   в   т.ч.   спортивных,   практикумы   по   укреплению   здоровья   детей, индивидуальное консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка; родители   могут   найти   время   для   посещения   проводимых   педагогами   ДОУмероприятий. У родителей контрольной группы такой тенденции не отмечено. Результативность  взаимодействия   ДОУ   и   семьи   посредством   семейных спортивных  развлечений  в  экспериментальной  группе –  на среднем  уровне, в контрольной   группе   –   на   низком   уровне.    Этот   результат   подтвердил эффективность проведенной в формирующем эксперименте работы. Таким   образом,  эффективность   процесса  взаимодействия  ДОУ  и  семьи посредством   семейных   спортивных   развлечений   достигается   при   создании осуществлении   консультативной   поддержки   семьи   по   вопросам   физического развития,   воспитания   детей,   сохранения   и   укрепления   их   здоровья,   при систематическом и целенаправленном характере взаимодействия; при включении в   семейные   спортивные   развлечения   всей   семья   (родители,   братья   и   сестры дошкольников), дети и педагоги. Этот вывод подтверждает выдвинутую гипотезу исследования. Литература 1. Алферова, И.В. Сотрудничество с родителями [Текст] / Алферова И.В.// Ребенок в детском саду. – 2007. – № 4. – C. 53­58. 2. Бражицкая, А.А., Корнеева, Е.В. Формы взаимодействия ДОУ с  родителями [Текст] / А.А. Бражицкая и др. — СПб.: Заневская площадь, 2014. —  С. 28­31. 3. Веретенникова, Т.С., Зиновьева, О.Н. Основные формы организации  взаимодействия ДОУ и семьи в контексте ФГОС ДО [Текст] / Т.С. Веретенникова и др. // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 833­835. 4. Демиденко, С.О. и др. Особенности организации развлечения как вида  культурно­досуговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении  [Электронный ресурс] / С.О. Демиденко // Режим доступа:  http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti­organizatsii­razvlecheniya­kak­vida­kulturno­ dosugovoy­deyatelnosti­v­doshkolnom­obrazovatelnom­uchrezhdenii (дата  обращения: 25.01.2017). 5. Каюрова, А.Н. и др. Взаимодействие с семьей в вопросах оздоровления дошкольников [Текст] / А.Н. Каюрова и др. — СПб.: Заневская площадь, 2014. —  С. 113­115.