Статья нацелена на раскрытие потенциала преподавателя и его методов преподавания английскому языку учащихся для лучшего усвоения материала. Современный преподаватель в условиях настоящего времени должен быстро реагировать на меняющиеся нормы преподавания и подачи материала. Исследовать и открывать новые методы обучения, которые будут нацелены на овладения английским языком в том объеме, который присущ данному учебному заведению. К таким методам можно отнести игровую форму, в процессе игры обучающиеся лучше начинают понимать материал и легче его запоминают. Так же это кейсы, интервью, диалоги и многое другое. Правильно найденные методы преподавания смогут раскрыть в студенте интерес к предмету, что приведет его в дальнейшем к развитию своих знания и практических умений.
Современные методы обучения английскому языку студентов
колледжа
Меняющиеся быстрыми темпами политические, экономические и
социальные условия во всех сферах жизни нашего общества привели к
существенным изменениям в сфере образования. Изменился, в частности, и
статус иностранного языка как школьного предмета. Расширение
международных связей, вхождение нашего государства в мировое
образовательное сообщество (Болонский договор) сделало иностранный язык
реально востребованным. Развитие экономических связей приграничных
территорий России и Китая, саммит АТЭС во Владивостоке констатируют,
что иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения,
средство понимания и взаимодействия людей, средство приобщения к иной
национальной культуре и как важное средство для развития
интеллектуальных способностей школьников, их общеобразовательного
потенциала.
В настоящее время все большее количество преподавателей обращаются
к коммуникативному методу изучения английского языка. Объектом этого
метода является сама речь, то есть такая методика в первую очередь учит
общаться. Многолетняя практика преподавания английского языка
свидетельствует, что обучение с помощью традиционных технологий не
позволяет развить ключевые, базовые компетентности по конкретной учебной
дисциплине, поэтому нужна решительная перестройка учебного процесса. К
примеру, активное использование преподавателями ресурсов всемирной Сети
существенно повысило эффективность самообразования учителей
иностранного языка. Службы Интернета предоставляют доступ к новейшей
социокультурной, лингвострановедческой и другой ценной информации.
Очевидно, что роль преподавателя в настоящее время меняется, границы
между ним и обучаемым становятся прозрачными, что способствуетсотрудничеству. Возрастает роль самого обучаемого, который участвует не
только в получении знания, но и в его поиске, развитии, трансформации в
практические умения и навыки [1].
Проблема внедрения в современную систему обучения английскому
языку интенсивных технологий не теряет своей актуальности, прежде всего
потому, что практика и работодатели не снижают, а, наоборот, повышают
требования к выпускникам учебных заведений. Изменились подходы к
преподаванию английского языка на всех уровнях обучения, в том числе, в
колледже. Современные образовательные технологии, как признано в мире,
все более востребованы преподавателями, так на практике используем
информационнокоммуникативные технологии.
Все они
игровые,
взаимосвязаны. Преподавателям необходимо целенаправленно и напористо
овладевать интенсивными и интерактивными технологиями обучения.
Например, такими, как игры, тренинги, кейсметод, игровое проектирование и
другими техниками. Тот, кто владеет новым знанием, сохраняет и
конкурентные преимущества. При этом речь идёт не только о студентах или
выпускниках учебных заведений, но и о преподавателях с большим
профессиональным опытом.
На современном этапе обучения активную роль в формировании
адекватного общения учащихся колледжа занимает коммуникативный подход
Рассмотрим подробнее его.
Коммуникативный метод
обучения.
подразумевает большую активность студентов. Задачей преподавателя в
данном случае станет вовлечь в беседу всех присутствующих в аудитории[3].
Для лучшего запоминания и использования языка необходимо загрузить все
каналы восприятия. Суть коммуникативного метода заключается в создании
реальных ситуаций общения. При воссоздании диалога студент имеет
возможность применить на практике все полученные знания. Очень важным
преимуществом коммуникативного метода можно считать то, что он обладаетогромным разнообразием упражнений: здесь используются ролевые игры,
диалоги, симуляция реальной коммуникации [2].
Игровая деятельность, на наш взгляд, применима не только в младших
классах, но и продвинутом этапе обучения, например, в классах колледжа.
Как известно, игра как феноменальное человеческое явление наиболее
подробно рассматривается в таких областях знания как психология и
философия. Кроме того, игра формирует устойчивый интерес к дальнейшему
изучению английского языка, а также уверенность в успешном овладении им,
она приближает учащегося колледжа к будущей профессии. Занимательность
условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной
монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или
усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все
психические процессы и функции учащегося [4].
Необходимо выделить основные функции игровой технологии:
1. Игровая деятельность формирует у учащихся необоснованное
требование общаться на английском языке с учителем и одноклассниками.
2. Развивает мыслительную деятельность, позволяя ученикам находить
и использовать коммуникативнозначимыми фразы, в основе которых лежат
простейшие грамматические модели.
3.
Психологически оправдывает и делает эмоционально
привлекательным повторение одних и тех же речевых моделей и стандартных
диалогов.
4. Развивает способность анализировать, сравнивать и обобщать.
5. Позволяет активизировать резервные возможности учащихся.
6. Знания применяются практически.
7. Вносит разнообразие в учебный процесс.
8. Развивает творчество школьников.
9. Учит организовывать свою деятельность.Многие игровые задания можно проводить с помощью презентации
(ИКТ). Мультимедийные презентации позволяют демонстрировать лексико
грамматический материал с опорой на иллюстрации, что, в свою очередь,
приводит к быстрому пониманию и запоминанию лексического материала.
Целью обучения английскому языку в основной и старшей школе
является владение учащимися способностью осуществлять непосредственное
общение с носителями изучаемого языка в наиболее распространённых
ситуациях повседневного общения [5]. Известно, общение это не только
говорение на иностранном языке, но и восприятие речи собеседника на слух.
То есть говорение и аудирование являются основными видами речевой
деятельности в общении с носителями иностранного языка. В последнее время
преподаватели иностранного языка, которые идут в ногу со временем и
ориентируются на современные технологии обучения, всё больше
акцентируют своё внимание на методе кейсстади, который относится к
интенсивным и интерактивным технологиям активного обучения, нацеленным
на сотрудничество и деловое партнёрство, так как работа происходит в
группах. Его можно рассматривать как синергическую технологию, суть
которой заключается в подготовке процедур погружения группы в ситуацию,
в формировании эффектов умножения знаний [6].
Педагогический потенциал метода кейсов значительно больше
педагогического потенциала традиционных методов обучения. Будучи
формой интерактивного обучения, кейсметод завоёвывает позитивное
отношение со стороны студентов, которые видят в нём игру, где они имеют
возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные
навыки, научиться работать в команде, применить на практике теоретический
материал, увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни, найти
наиболее рациональное решение.
Познакомимся с некоторыми эффективными методами обучения на
уроках английского языка:1. Интервью.
Целью данной работы является опрос всех
присутствующих на уроке учащихся, с тем, чтобы выяснить их
2.
мнения, суждения, ответы на поставленные вопросы
Банк информации. Общая особенность этой группы приемов
заключается в том. Что каждый ученик сначала владеет небольшим
фрагментом информации,
затем в результате речевого
взаимодействия с другими школьниками получает информацию из
коллективного банка и приобретает всю сумму знаний. Данный
прием мы часто используем на домашнем чтении.
Групповые решения. Класс делится на несколько групп, которые
3.
вместе готовят ответы на поставленные вопросы, принимают
решения и докладывают о них. Используются вопросы, проверяющие
эрудицию, сообразительность, чувство юмора.
4. Подготовка презентаций. Класс делится на 4 группы по 4 человека,
каждая из которых дома должна найти информацию на
определенную тему, подготовить презентацию в PowerPoint, краткий
рассказ в виде комментариев к презентации и вопросы к аудитории
по своей теме.
5. Координация действий: заключается в том, чтобы организовать
между участниками общения «обмен предметами».
Для формирования у учащихся социокультурной коммуникативной
6.
компетенции в классе организуется работа по празднованию
юбилейных дат видных деятелей культуры англоязычных стран.
7. Диалоги: По каждой пройденной теме учащиеся, разделившись на
пары, составляют соответствующий диалог. Потом разыгрывают их.
Резюмировав всё выше сказанное, следует говорить о том, что разные
методики обучения требуют разных подходов к проведению занятий,
при этом преподаватель должен требовать от студентов овладения
теми знаниями и навыками, на которые он их нацеливал в процессе
обучения.Ссылки на источники:
1.Громова О.А. Аудиовизуальный метод и практика его применения. М.,
1977.150с.
2.Домашнев А.И. и др. Методика преподавания английского языка в
педагогическом вузе. М., 1983.240с.
3.Основные направления в методике преподавания иностранных языков
в XX вв. / Под ред. М.В. Рахманова. М., 1972.168с.
4 Ильченко Е.В. Игры, импровизации и миниспектакли на уроках
английского языка». М.: «Центр современных гуманитарных исследований»,
2003.128с.
5. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в
системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и
системы повышения квалификации педагогических кадров / Е. С. Полат, М.
Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. – М.:
Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.
6. Долгоруков А. Метод casestudy как современная технология
//
ориентированного
профессионально
обучения
–
http://www.vshu.ru/lections.php?tab_id=3&a=info&id=2600.
7. Воронина И. М. Современные технологии обучения английскому
языку в колледже // Научнометодический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 26. – С. 266–270. – URL: http://ekoncept.ru/2014/64354.htm.