Статья на тему: Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы
Оценка 4.8
Педсоветы
doc
администрации
Взрослым
25.01.2017
В основе любой деятельности лежит понятие ее активности. Анализ ее структуры (как относительно устойчивого способа организации элементов этой системы) в рамках общепсихологической теории предусматривает характеристику мотивационно-лично-стных аспектов (целей, задач, мотивов, потребностей) и операционально-технических аспектов (действий, операций и психофизиологических функций - врожденных механизмов, без опоры на которые невозможно было бы не только выполнение действий и операций, но и постановка самих задач). В рамках этого подхода современные исследователи включают в структуру педагогической деятельности учителя следующие компоненты: педагогические цели и задачи; педагогические средства и способы решения поставленных задач; анализ и оценка педагогической деятельностиВ рамках гуманистической личностно-ориентированной педагогики (альтернативной авторитарной) цели и задачи педагогической деятельности определяются тем, что главной фигурой является ребенок, как его личность, так и его внутренний мир; система отношений строится на доверии и терпимости к нему, деликатности, истинном интересе к его судьбе и т.
специфика труда в сельской школе.doc
Тема: Специфика условий труда и деятельности учителя сельской
школы
В основе любой деятельности лежит понятие ее активности. Анализ ее
структуры (как относительно устойчивого способа организации элементов
этой системы) в рамках общепсихологической теории предусматривает
характеристику мотивационноличностных аспектов (целей, задач, мотивов,
потребностей) и операциональнотехнических аспектов (действий, операций и
психофизиологических функций врожденных механизмов, без опоры на
которые невозможно было бы не только выполнение действий и операций, но
и постановка самих задач). В рамках этого подхода современные
исследователи включают в структуру педагогической деятельности учителя
следующие компоненты: педагогические цели и задачи; педагогические
средства и способы решения поставленных задач; анализ и оценка
педагогической деятельности
В рамках гуманистической личностноориентированной педагогики
(альтернативной авторитарной) цели и задачи педагогической деятельности
определяются тем, что главной фигурой является ребенок, как его личность,
так и его внутренний мир; система отношений строится на доверии и
терпимости к нему, деликатности, истинном интересе к его судьбе и т.д.
Имена основоположников гуманистической концепции школы, личностно
гуманного подхода к ребенку известны (В.А. Сухомлинский , Ш.А.
Амонашвили в нашей стране; К. Роджерс, Д. Дьюи и др. в зарубежной
психологии). В рамках этой методологии все структурные компоненты
педагогической деятельности начиная с целей и задач работают с учетом того,
что ребенок — не объект воспитания, а объект самовоспитания. Организация
учебной деятельности способствует самовыражению школьника и не
превращает учебу в тяжелую повинность. Успех реализации такого подхода
зависит от степени сформированности и стремления учителя смотреть на мир
глазами своих воспитанников. Исследования последних лет отечественных
психологов показали возможность и правомерность еще одного подхода в
педагогической деятельности, названного автором личностноразвивающим.
Цели и задачи педагогической деятельности, а также пути их реализации
определяются следующими положениями: Процесс развития и ученика, и
учителя должен идти синхронно, только у учителя этот процесс начинается
гораздо раньше, и учитель должен знать психологические закономерности и
условия развития личности (там же). Именно в этом, по мысли автора,
заключается основное отличие личностноразвиваюшего подхода в обучении
от личностноориентированного, или гуманистического, который не
позволяет в должной мере занять активную созидательную позицию учителю в
развитии как ребенка, так и себя самого.
Педагогические средства и способы решения поставленных задач могут
быть самыми разнообразными. Но при всем их разнообразии постоянными являются следующие вопросы: а) кого учить? б) кому учить? в) как учить? г)
чему учить?
Анализ и оценка педагогических действий учителя — важный
компонент в структуре педагогической деятельности — представляет собой
сравнительный анализ запланированного и выполненного в деятельности
учителя. Каждый учитель стремится понять закономерности протекания
педагогической деятельности, оценить и в случае необходимости
скорректировать свою работу. Оценивает учитель себя и как участника
диалога: момент его организации, динамику, активность учащихся в диалоге и
т.п. Учитель анализирует ошибки, неудачи, педагогические находки,
планирует и осуществляет план профессионального развития, повышения
своего педагогического мастерства.
В
современных
психологопедагогических
исследованиях
(отечественных и зарубежных) показано, что в педагогическом труде можно
оценить семь основных способностей (компетентностей), необходимых
учителю на уроке: способность контролировать уровень знаний учащихся, т.е.
получать информацию о запросах ученика и его продвижении в обучении;
способность устно и письменно предъявлять школьникам учебный материал
(по любому предмету); способность организовывать учебную работу на уроке
— разумно использовать время, готовить и использовать учебные пособия,
технические и компьютерные средства в целях обучения; способность вести
ди&пог с учащимися, осуществлять именно взаимодействие учителя с
учениками; способность использовать различные методы обучения;
способность насыщать общение с учащимися положительными эмоциями и
чувствами, что достигается созданием и поддержанием творческой
(креативной) атмосферы на уроке; способность поддерживать дисциплину на
уроке, добиваться соответствующего поведения детей.
На объективность и адекватность оценки (самооценки) педагогической
деятельности, создание благоприятных условий для педагогического роста,
педагогического мастерства, непрерывного самосовершенствования личности
и труда учителя существенное влияние оказывает способность человека к
построению и использованию прогноза, основным продуктом которого
является знание о будущем (см. схему). Анализ психологии личности учителя и его педагогической
деятельности не может быть полным без анализа специфики педагогического
общения. Всякий труд предполагает общение людей. Труд преподавателя
относится к числу таких, где взаимодействие основа профессиональной
деятельности. Можно сказать, что обучение по сути своей — это общение
педагога с учащимися на определенную тему.
1) овладение фактическим материалом зависело от ясности изложения,
выразительности и умения преподавателя преподнести материал;
2) степень понимания материала учениками зависела от энергичности,
проявляемой учителем, и его манеры изложения материала;
3) доброжелательная атмосфера в классе зависела от поведения учителя,
который умеренно контролировал обучаемых и допускал известную свободу
действий.
Исследователями был выделен ряд характеристик в поведении учителя,
косвенно влияющих на поведение учащихся. К этим личностным
характеристикам относятся следующие:
1) пассивность энергичность;
2) агрессивность — поддержка;
3) дозволенность — контроль;
4) расплывчатость — ясность;
5) поощрение безразличие к активному участию учащихся;
6) сдержанность — яркость (образность);
7) поощрение к обмену мнениями — чтение лекций;
8) доброжелательность, теплота холодность, сдержанность.
Особенность профессии учителя состоит в том, что ему необходимы
знания, навыки, умения, которые лежат в основе успешного взаимодействия с
людьми: организовывать свои отношения с учениками, с коллегами, помогать
в нормализации отношений одноклассников между собой, в развитии навыков общения и т.д. Не будет преувеличением утверждение о том, что ядром
психологической культуры учителя является педагогическое общение,
реализуемое в педагогике сотрудничества. Для оптимального педагогического
общения чрезвычайно принципиальным является соблюдение оптимальной
социальной дистанции. Социальная дистанция характеризуется различием
социальных позиций учителя и учеников, их правами и обязанностями по
отношению друг к другу.
Таким образом, педагогическое общение в значительной степени
обусловлено приемами и средствами руководства, определяющими его стиль.
При наличии психологической культуры и желания эти приемы и средства
могут регулироваться, совершенствоваться
Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы
К специфике труда педагога для учителя сельской школы добавляются
еще некоторые особые условия, игнорирование которых может привести к
серьезным просчетам в организации учебновоспитательного процесса.
Особенности труда и деятельности учителя сельской школы определяются
своеобразием общественных отношений на селе, уклада жизни и
производственной деятельности сельского населения. Во многом они
обусловлены и тем, что сельская школа наряду с решением общих для всех
типов общеобразовательных учреждений функций выполняет и ряд
специфических, вызванных необходимостью подготовки школьников к труду
в аграрном комплексе.
Множество факторов, определяющих специфику труда и деятельности
учителя сельской школы, можно объединить в две группы: постоянные и
имеющие временный, преходящий характер. Первая группа факторов
обусловлена сельскохозяйственным и природным окружением, а вторая —
некоторым отставанием социальноэкономического развития села по
сравнению с городом.
Сельскохозяйственное окружение школы создает исключительно
благоприятные условия для обеспечения связи обучения и воспитания
сельских школьников с жизнью, проведения наблюдений в природе,
обогащения уроков и внеклассных мероприятий конкретным материалом,
приобщения учащихся к посильному социально полезному труду, воспитания
уважения к аграрным профессиям сельских тружеников.
Особенности труда и деятельности учителя сельской школы
обусловлены и некоторым своеобразием жизни и быта сельского населения. На селе, где люди хорошо знают друг друга во всех их проявлениях,
деятельность учителя протекает в условиях повышенного социального
контроля. Каждый его шаг на виду: действия и поступки, слова и
эмоциональные реакции в силу открытости характера общественных
отношений, как правило, становятся известны всем.
Имеет свои особенности и семья сельского труженика. Сохраняя общие
для семей современного общества черты, она характеризуется большей
консервативностью, прочностью обычаев и традиций. На детях подчас
сказываются недостаточный культурный уровень отдельных семей, слабая
осведомленность родителей в вопросах воспитания.
К факторам, затрудняющим организацию педагогического процесса в
сельской школе, следует отнести малокомплектность большинства сельских
школ. Учителя, вынужденные совмещать преподавание двухтрех предметов,
зачастую не имеют для этого соответствующего образования. Малая
наполняемость классов также оказывает влияние на организацию
педагогического процесса.
Безусловно, необходима специальная подготовка учителя к работе в
малокомплектной школе — учителяуниверсала.
Статья на тему: Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы
Статья на тему: Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы
Статья на тему: Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы
Статья на тему: Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы
Статья на тему: Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.