Статья на тему: Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы
Оценка 4.8

Статья на тему: Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы

Оценка 4.8
Педсоветы
doc
администрации
Взрослым
25.01.2017
Статья на тему: Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы
В основе любой деятельности лежит понятие ее активности. Анализ ее структуры (как относительно устойчивого способа организации элементов этой системы) в рамках общепсихологической теории предусматривает характеристику мотивационно-лично-стных аспектов (целей, задач, мотивов, потребностей) и операционально-технических аспектов (действий, операций и психофизиологических функций - врожденных механизмов, без опоры на которые невозможно было бы не только выполнение действий и операций, но и постановка самих задач). В рамках этого подхода современные исследователи включают в структуру педагогической деятельности учителя следующие компоненты: педагогические цели и задачи; педагогические средства и способы решения поставленных задач; анализ и оценка педагогической деятельностиВ рамках гуманистической личностно-ориентированной педагогики (альтернативной авторитарной) цели и задачи педагогической деятельности определяются тем, что главной фигурой является ребенок, как его личность, так и его внутренний мир; система отношений строится на доверии и терпимости к нему, деликатности, истинном интересе к его судьбе и т.
специфика труда в сельской школе.doc
Тема: Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы В основе любой деятельности лежит понятие ее активности. Анализ ее структуры   (как   относительно   устойчивого   способа   организации   элементов этой   системы)   в   рамках   общепсихологической   теории   предусматривает характеристику мотивационно­лично­стных аспектов (целей, задач, мотивов, потребностей) и операционально­технических аспектов (действий, операций и психофизиологических   функций   ­   врожденных   механизмов,   без   опоры   на которые невозможно было бы не только выполнение действий и операций, но и   постановка   самих   задач).   В   рамках   этого   подхода   современные исследователи включают в структуру педагогической деятельности учителя следующие   компоненты:   педагогические   цели   и   задачи;   педагогические средства   и   способы   решения   поставленных   задач;   анализ   и   оценка педагогической деятельности В   рамках   гуманистической   личностно­ориентированной   педагогики (альтернативной авторитарной) цели и задачи педагогической деятельности определяются тем, что главной фигурой является ребенок, как его личность, так   и   его   внутренний   мир;   система   отношений   строится   на   доверии   и терпимости   к   нему,   деликатности,   истинном   интересе   к   его   судьбе   и   т.д. Имена   основоположников   гуманистической   концепции   школы,   личностно­ гуманного   подхода   к   ребенку   известны   (В.А.   Сухомлинский   ,   Ш.А. Амонашвили ­ в нашей стране; К. Роджерс, Д. Дьюи и др. ­ в зарубежной психологии).   В   рамках   этой   методологии   все   структурные   компоненты педагогической деятельности начиная с целей и задач работают с учетом того, что ребенок — не объект воспитания, а объект самовоспитания. Организация учебной   деятельности   способствует   самовыражению   школьника   и   не превращает учебу в тяжелую повинность. Успех реализации такого подхода зависит от степени сформированности и стремления учителя смотреть на мир глазами   своих   воспитанников.   Исследования   последних   лет   отечественных психологов   показали   возможность   и   правомерность   еще   одного   подхода   в педагогической   деятельности,   названного   автором   личностно­развивающим. Цели   и   задачи   педагогической   деятельности,   а   также   пути   их   реализации определяются   следующими   положениями:   Процесс   развития   и   ученика,   и учителя должен идти синхронно, только у учителя этот процесс начинается гораздо раньше, и учитель должен знать психологические закономерности и условия   развития   личности   (там   же).   Именно   в   этом,   по   мысли   автора, заключается основное отличие личностно­развиваюшего подхода в обучении от   личностно­ори­ентированного,   или   гуманистического,   который   не позволяет в должной мере занять активную созидательную позицию учителю в развитии как ребенка, так и себя самого. Педагогические средства и способы решения поставленных задач могут быть   самыми   разнообразными.  Но   при   всем   их   разнообразии   постоянными являются следующие вопросы: а) кого учить? б) кому учить? в) как учить? г) чему учить? Анализ   и   оценка   педагогических   действий   учителя   —   важный компонент в структуре педагогической деятельности — представляет собой сравнительный   анализ   запланированного   и   выполненного   в   деятельности учителя.   Каждый   учитель   стремится   понять   закономерности   протекания педагогической   деятельности,   оценить   и   в   случае   необходимости скорректировать   свою   работу.   Оценивает   учитель   себя   и   как   участника диалога: момент его организации, динамику, активность учащихся в диалоге и т.п.   Учитель   анализирует   ошибки,   неудачи,   педагогические   находки, планирует   и   осуществляет   план   профессионального   развития,   повышения своего педагогического мастерства. В   современных     психолого­педагогических исследованиях (отечественных и зарубежных) показано, что в педагогическом труде можно оценить   семь   основных   способностей   (компетентностей),   необходимых учителю на уроке: способность контролировать уровень знаний учащихся, т.е. получать  информацию  о  запросах  ученика и его  продвижении  в обучении; способность устно и письменно предъявлять школьникам учебный материал (по любому предмету); способность организовывать учебную работу на уроке — разумно использовать время, готовить и использовать учебные пособия, технические и компьютерные средства в целях обучения; способность вести ди&пог   с   учащимися,   осуществлять   именно   взаимодействие   учителя   с учениками;   способность   использовать   различные   методы   обучения; способность насыщать  общение  с учащимися  положительными  эмоциями и чувствами,   что   достигается   созданием   и   поддержанием   творческой (креативной) атмосферы на уроке; способность поддерживать дисциплину на уроке, добиваться соответствующего поведения детей. На объективность и адекватность оценки (самооценки) педагогической деятельности, создание благоприятных условий для педагогического роста, педагогического мастерства, непрерывного самосовершенствования личности и   труда   учителя   существенное   влияние   оказывает   способность   человека   к построению   и   использованию   прогноза,   основным   продуктом   которого является знание о будущем (см. схему). Анализ   психологии   личности   учителя   и   его   педагогической деятельности не может быть полным без анализа специфики педагогического общения.   Всякий   труд   предполагает   общение   людей.   Труд   преподавателя относится   к   числу   таких,   где   взаимодействие   ­основа   профессиональной деятельности. Можно сказать, что обучение по сути своей — это общение педагога с учащимися на определенную тему. 1)   овладение   фактическим   материалом   зависело   от   ясности   изложения, выразительности и умения преподавателя преподнести материал; 2)       степень   понимания   материала   учениками   зависела   от   энергичности, проявляемой учителем, и его манеры изложения материала; 3)     доброжелательная атмосфера в классе зависела от поведения учителя, который умеренно контролировал обучаемых и допускал известную свободу действий. Исследователями был выделен ряд характеристик в поведении учителя, косвенно   влияющих   на   поведение   учащихся.   К   этим   личностным характеристикам относятся следующие: 1)    пассивность ­ энергичность; 2)    агрессивность — поддержка; 3)    дозволенность — контроль; 4)    расплывчатость — ясность; 5)    поощрение ­ безразличие к активному участию учащихся; 6)    сдержанность — яркость (образность); 7)    поощрение к обмену мнениями — чтение лекций; 8)    доброжелательность, теплота ­ холодность, сдержанность. Особенность профессии учителя состоит в том, что ему необходимы знания, навыки, умения, которые лежат в основе успешного взаимодействия с людьми: организовывать свои отношения с учениками, с коллегами, помогать в нормализации отношений одноклассников между собой, в развитии навыков общения   и   т.д.   Не   будет   преувеличением   утверждение   о   том,   что   ядром психологической   культуры   учителя   является   педагогическое   общение, реализуемое в педагогике сотрудничества. Для оптимального педагогического общения   чрезвычайно   принципиальным   является   соблюдение   оптимальной социальной   дистанции.   Социальная   дистанция   характеризуется   различием социальных   позиций   учителя   и   учеников,   их   правами   и   обязанностями   по отношению друг к другу. Таким   образом,   педагогическое   общение   в   значительной   степени обусловлено приемами и средствами руководства, определяющими его стиль. При наличии психологической культуры и желания эти приемы и средства могут регулироваться, совершенствоваться Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы К специфике труда педагога для учителя сельской школы добавляются еще некоторые особые условия, игнорирование которых может привести к серьезным   просчетам   в   организации   учебно­воспитательного   процесса. Особенности труда и деятельности учителя сельской школы определяются своеобразием   общественных   отношений   на   селе,   уклада   жизни   и производственной   деятельности   сельского   населения.   Во   многом   они обусловлены и тем, что сельская школа наряду с решением общих для всех типов   общеобразовательных   учреждений   функций   выполняет   и   ряд специфических, вызванных необходимостью подготовки школьников к труду в аграрном комплексе. Множество факторов, определяющих специфику труда и деятельности учителя   сельской   школы,   можно   объединить   в   две   группы:   постоянные   и имеющие   временный,   преходящий   характер.   Первая   группа   факторов обусловлена   сельскохозяйственным  и  природным  окружением, а  вторая — некоторым   отставанием   социально­экономического   развития   села   по сравнению с городом. Сельскохозяйственное   окружение   школы   создает   исключительно благоприятные   условия   для   обеспечения   связи   обучения   и   воспитания сельских   школьников   с   жизнью,   проведения   наблюдений   в   природе, обогащения   уроков   и   внеклассных   мероприятий   конкретным   материалом, приобщения учащихся к посильному социально полезному труду, воспитания уважения к аграрным профессиям сельских тружеников. Особенности   труда   и   деятельности   учителя   сельской   школы обусловлены и некоторым своеобразием жизни и быта сельского населения. На   селе,   где   люди   хорошо   знают   друг   друга   во   всех   их   проявлениях, деятельность   учителя   протекает   в   условиях   повышенного   социального контроля.   Каждый   его   шаг   на   виду:   действия   и   поступки,   слова   и эмоциональные   реакции   в   силу   открытости   характера   общественных отношений, как правило, становятся известны всем. Имеет свои особенности и семья сельского труженика. Сохраняя общие для   семей   современного   общества   черты,   она   характеризуется   большей консервативностью,   прочностью   обычаев   и   традиций.   На   детях   подчас сказываются   недостаточный   культурный   уровень   отдельных   семей,   слабая осведомленность родителей в вопросах воспитания. К факторам, затрудняющим  организацию педагогического  процесса  в сельской школе, следует отнести малокомплектность большинства сельских школ. Учителя, вынужденные совмещать преподавание двух­трех предметов, зачастую   не   имеют   для   этого   соответствующего   образования.   Малая наполняемость   классов   также   оказывает   влияние   на   организацию педагогического процесса. Безусловно,   необходима   специальная   подготовка   учителя   к   работе   в малокомплектной школе — учителя­универсала.

Статья на тему: Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы

Статья на тему: Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы

Статья на тему: Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы

Статья на тему: Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы

Статья на тему: Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы

Статья на тему: Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы

Статья на тему: Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы

Статья на тему: Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы

Статья на тему: Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы

Статья на тему: Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2017