Статья на тему "Воспитание сознательной дисциплины через игру"
Оценка 4.8
Игры
docx
воспитательная работа
1 кл
13.02.2017
Важнейшим фактором и необходимым атрибутом учебно-воспитательного процесса является дисциплина. Можно с уверенностью утверждать, что дисциплина – основа всего, что связано с человеческой деятельностью. По дисциплинированности человека оценивают, буквально, с детского садика до преклонного возраста, создаёт о нём определённое мнение окружающих его людей. Соблюдения учащимися дисциплины на уроке, в школе, в общественных местах и т. д. можно добиться разными способами, в том числе и через игру. В своей работе мы предлагаем практические разработки игр, направленных на формирование сознательной дисциплины младших школьников, и, как следствие, дисциплинированности каждого ученика.Работа посвящается актуальной проблеме воспитания сознательной дисциплины школьников и имеет практическую направленность. Предлагается один из приёмов организации внеурочной работы в классе, направленной на формирование дисциплинированности и культуры поведения младших школьников.
Воспитание сознательной дисциплины через игру.docx
Виноградова Раиса Петровна
учителя начальных классов
Сугоракова Татьяна Николаевна,
МАОУ гимназия №10
имени А.Е.Бочкина
г. Дивногорска
Воспитание сознательной дисциплины через игру.
Аннотация:
Работа посвящается актуальной проблеме воспитания
сознательной дисциплины школьников и имеет практическую направленность.
Предлагается один из приёмов организации внеурочной работы в классе,
направленной на формирование дисциплинированности и культуры поведения
младших школьников.
Ключевые слова: дисциплина, дисциплинированность, сознательная дисциплина,
саморегуляция, внешний и внутренний мотив.
Одним из приоритетных направлений современного образования является
развитие социально активной, дисциплинированной и ответственной личности,
формирование у подрастающего поколения гражданского сознания и
дисциплины. Состояние дисциплины учащихся
в школе и степень
дисциплинированности определяется всей системой воспитания: правильной
организацией классного коллектива, профессиональным проведением уроков,
общей культурой школы, единством воздействия школы, семьи и
общественности. Высокий уровень дисциплины и дисциплинированности – это
результат всего воспитательного процесса.
Существуют разные виды дисциплин, но мы остановимся на школьной
дисциплине. Ее своеобразие состоит в том, что она всегда подчинена задачам
воспитания и обучения. Вопросы дисциплины решаются в школе в соответствии
с тем, какую именно цель преследует учебновоспитательная деятельность. Некоторые особенности школьной дисциплины обусловлены возрастом
Для учителей начальных классов вопросы воспитания
учащихся.
дисциплинированности приобретают особую значимость. От того сможет ли
учитель с первых шагов пребывания ребенка в школе привить ему необходимые
навыки дисциплинированного поведения или нет, научит ли приемам
организованной и слаженной работы или нет, во многом зависит успех
эффективность учебно
дальнейшей педагогической деятельности,
воспитательного процесса. В раннем школьном возрасте ребенок включается в
новые системы отношений, новые виды деятельности. Появляются,
соответственно, и новые мотивы. Это мотивы, связанные с формирующейся
самооценкой, самолюбием; мотивы достижения успеха соревнования,
соперничества; мотивы, связанные с формированием, в этом возрасте,
моральных норм. Для развития различных видов деятельности, значение
которых возрастает на следующих возрастных этапах, особенно важны интерес к
содержанию деятельности и мотивация достижения.
Внутренние мотивы
таковы: интерес к процессу деятельности, интерес к результату деятельности,
стремление к саморазвитию, развитию какихлибо своих качеств, способностей.
Внешние мотивы проявляются тогда, когда деятельность осуществляется в силу
долга, обязанности, ради достижения определенного положения среди
сверстников, изза давления родных, учителя и др.
Дисциплинированность, как известно, тесно связана с развитием волевых
процессов, что чрезвычайно важно для младшего школьника. Упражняя ребенка
в навыках дисциплинированного поведения, учитель одновременно упражняет
его в волевых действиях, развивает способность к саморегуляции.
Саморегуляция – это процесс управления собственным психологическим и
физиологическим состоянием, а также поступками. Дисциплинированность
одно из нравственных качеств личности, и, как нравственное качество, оно
активно участвует в целостном процессе формирования социально
ориентированной личности.
Особенно тесно дисциплинированность взаимодействует с формированием таких качеств личности, как прилежание,
ответственность, трудолюбие, коллективизм. Пожалуй, нет такого учителя,
который не проявлял бы должной заботы о воспитании у школьников
дисциплинированного поведения. Но одному удается достигнуть поставленной
цели, другому нет, способы дисциплинирования другого приводят лишь к
временному, формальному результату.
Изучив литературу, мы выделили три стороны школьной дисциплины:
дисциплина учебная, требующая соблюдения правил, касающихся отношения
школьника к учению; дисциплина личного поведения; дисциплина общественных
предполагающая выполнение учащимися общественных
обязанностей,
поручений. Эти три стороны школьной дисциплины, взятые в совокупности,
формируют отношение ученика как к личному и общественному долгу.
Рассмотрим понятие «дисциплина». В педагогической литературе понятие
«дисциплина» характеризуется как умение владеть собой, своими поступками,
чувствами, мыслями; подчиняться воле коллектива (Е. Л. Брюнелли);
соблюдение учащимися определенных правил поведения (В. Е. Гмурман);
добросовестное выполнение учащимися требований учителя и классного
коллектива (Т. Д. Лейченков); соблюдение учащимися правил поведения в
школе и вне школы (Л. А. Немировская); твердо установленный и осмысленный
человеком порядок, помогающий ему оценивать свое поведение и поведение
других людей; подчинение этому порядку (Л. Ю. Гордин).
Понятие «дисциплинированность» в педагогической литературе
определяется как: знание и строгое выполнение правил, установленных в
определенной области (Л. Е. Раскин); необходимость подчинения школьников
порядку, выполнению учебных обязанностей (Т. Н. Калечец); совокупность
требований, определяющих отношение учащихся к учебе и труду,
общественности и окружающим людям (Н. Г. Краснопольский); знание и
соблюдение установленных правил в той или иной области жизни (Г. К. Царгун);
уровень воспитанности школьников (М. Н. Хвиль); сложная черта характера человека, умение и привычка управлять своим поведением, подчинять его
правилам и требованиям коллектива (В. А. Крутецкий, Н. С. Лукин).
Правила дисциплины закрепляются в поведении учащихся и определяют его
устойчивость. Изменяя сознание ученика и обеспечивая непрерывность его
нравственного роста, дисциплина формирует черту характера личности –
дисциплинированность. Дисциплинированность проявляется в поступках и
действиях человека и отражает сознательное выполнение общественных норм и
правил поведения. Она не требует постоянного напряжения мысли, так как это –
следствие привычки поступать в соответствии с уже сложившимся образом
мыслей и действий, который характеризует отношение к гражданским,
политическим, нравственным, юридическим правам и обязанностям. Благодаря
такому сложившемуся отношению учащийся находит верную линию поведения
в различных ситуациях. Дисциплинированность подразумевает выдержку,
твердость, настойчивость, умение себя сдерживать, а также и другие
вежливость,
нравственные привычки,
предупредительность, внимание к окружающим, внутреннюю собранность и
необходимые для общения:
организованность.
Сознательная дисциплина – важнейшее условие работы школы как
государственного учреждения и успешного осуществления задач среднего
образования. Понятие «сознательная дисциплина» это качество личности,
сформировавшееся на основе сознательного выполнения правил поведения,
положительного и ответственного отношения к учению, управления своим
поведением в любой обстановке в соответствии с требованиями; знание
школьником общих положений о дисциплине ее назначении в обществе,
осознание им требований, норм и правил поведения в школе, дома, в
общественных местах; убежденность, что эти правила надо обязательно и точно
выполнять; проявление активной жизненной позиции, ответственности,
товарищества, неравнодушия ( Мальковская Т. Н.) Уровень сформированности сознательной дисциплины учащихся в школе
определяется следующими показателями: понимание учащимися необходимости
соблюдения дисциплины в общественных местах, в школе, в личном поведении;
готовность, а на самом высоком уровне ее развития и потребность в выполнении
общественных требований и правил дисциплины труда, учения, свободного
времени; самоконтроль в поведении; борьба с недисциплинированными
поступками других, с нарушением общей дисциплины классного коллектива.
В процессе организации разнообразной деятельности учащихся с целью
воспитания сознательной дисциплины был разработан цикл игр для младших
школьников, как определенная система внутриколлективных отношений.
1. «Покорение высоты»
2. «Букет для мамы»
3. «Звёздное путешествие»
Задачи:
1. Активно развивать внешнюю и внутреннюю саморегуляцию за счет
соблюдения правил поведения и поощрение такого поведения.
2. Формировать потребность саморазвития ребенка через его стремление к
хорошим и благородным поступкам и положительное их оценивание.
3. Формировать навык первичной рефлексии путем анализа своих и чужих
поступков, чувств и эмоций.
4. Создавать условия для осознания ребенком существующих норм и правил
поведения в школе при взаимодействии с другими людьми.
Основой игр является работа с личными листами достижений (см. в
наглядно увидеть уровень воспитанности
Приложении), что позволяет
ученика, в том числе и таких качеств личности, как интерес к самому себе;
управление самим собой; уважение чужого мнения; любознательность;
трудолюбие; аккуратность и культура поведения. Критерии для листа
достижений (их содержание и количество) дети вырабатывают совместно (под руководство учителя в 1 2 классе и самостоятельно в 3 4 классе), в
зависимости от взаимоотношений внутри коллектива и уровня мотивации
учебной деятельности. Время проведения игры не связано с фиксированными
сроками, так как зависит от особенностей классного коллектива, от
актуальности момента ее проведения, но при этом не должна носить затяжного
характера. Количество игр в году определяется учителем в соответствии с
необходимостью их проведения. Приведём несколько примеров.
Игра «Покорение высоты».
Проводим эту игру в 1 классе, для того чтобы помочь первоклассникам
научиться выполнять социальные требования, нормы поведения, соблюдать
школьный режим, ответственно относиться к учебным обязанностям. На
внеклассном занятии по правилам поведения во время беседы учитель
предлагает ребятам запустить игру и понаблюдать за своим поведением, после
чего детьми под руководством учителя определяются актуальные, на тот
момент, критерии для листа достижений.
Нами были определены следующие критерии:
1.
Не опаздывать на урок.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Своевременно готовиться к уроку.
Соблюдать порядок на рабочем месте.
Бережно относиться к школьным принадлежностям.
Аккуратно работать в тетрадях.
Хорошо выполнять зарядку и физминутки.
Соблюдать правило поднятой руки.
Играть на перемене в игры.
Не бегать.
10. Соблюдать правила поведения в столовой.
11. Быть доброжелательным. 12. Помогать одноклассникам.
Заполнение листов достижений проводится ежедневно, как рефлексия
прожитого дня. В конце рабочего дня коллективно оцениваются успехи каждого
ребёнка, обговаривая с детьми выполнение каждого из критериев (пункт 2,5,7 –
учитель, пункт 3,4, 7,11 – дети и учитель, пункт 1,6,8,9,10,12 – дети). При
успешном соблюдении условий критериев, дети закрашивают смайлик на луче
этого критерия на листе достижения. Закрасив необходимое количество
смайликов (на первой высоте на каждом луче по три), ребёнок переходит на
следующую высоту этого критерия, независимо от того, на каком уровне он
находится по другим критериям. Полный переход на следующую высоту
возможен только при условии, что закрашены смайлики по всем критериям
данной высоты. На листах достижений в жёлтый цвет закрашивается всё кольцо,
и ребёнок переходит на следующий уровень игры. На каждой высоте количество
смайликовбаллов на лучах увеличивается на один. Количество высот
определяется учителем в зависимости от продолжительности игры.
Одновременно с началом игры в классе появляется стенд:
Ура! Финиш!!!
Четвертая высота покорена!
Мы преодолели третью высоту!
А мы уже на второй!
Мы на первой высоте!
Старт.
Рисунок 1.
Элемент соревновательности является стимулом для работы над собой в
проблемных направлениях и способствует повышению мотивации сознательной
дисциплины, соблюдению социальных требований, ответственного отношения к
учебным обязанностям. Учитель, с целью мотивации продолжения игры,
анализируя продвижение ребят по высотам, словесно отмечает даже незначительные изменения к лучшему у каждого ребёнка. Важно поощрять
(словесными высказываниями) детей за их стремление к изменению поведения,
исходя из существующих правил.
Результаты достижения каждого ребёнка отображаются на стенде
(смайлики – фотографии детей).
Ура! Финиш!!!
Четвертая высота покорена!
Мы преодолели третью высоту!
А мы уже на второй!
Мы на первой высоте!
Старт.
Рисунок 2.
Во время анализа листов достижений (примерно раз в 12 недели) учитель
фиксирует данные по каждому ребёнку у себя в таблице. Это даёт возможность
индивидуально выстраивать воспитательную работу с отдельными детьми и
коллективом в целом.
Стоит отметить, что не следует идти на поводу у детей, когда они
переходят на манипуляцию в стремлении получить баллы. Здесь важно
объяснить ребенку, за что он их не получил, и поддержать его, сказав, что у него
получится завтра, нужно обсудить, что ему следует изменить в своем поведении.
Лист достижений (см. Приложение) По образцу игры «Покорение высоты» при необходимости в дальнейшем
могут быть запущены следующие игры: «Букет для мамы», «Звёздное
путешествие», «Нарядим ёлочку», «Вперёд, к победе!» и т.д. Правила игры
остаются теми же, возможны небольшие изменения и дополнения:
количество критериев (уменьшиться или увеличиться);
содержание критериев;
оформление листов достижений (рисунок, схема, таблица);
демонстрация личных результатов (общедоступная или индивидуальная);
рефлексия прожитого дня (коллективно, обсуждение в группах, взаимооценка
и самооценка).
Это зависит от осознания детьми существующих норм и правил поведения,
от умения взаимодействовать с окружающими людьми, от возрастных
особенностей детей (на момент запуска игры). Приветствуется творческий
подход учителя.
Игра «Букет для мамы»
Мы проводили эту игру в начале 2 полугодия 2 класса, она приурочена к
празднику 8 марта. Результатом этой игры стала подарочная открытка для
мамы. Изготовление открытки служило стимулом для соблюдения намеченных
критериев, так как от этого зависело количество цветов в букете. За
выполнение каждого правила, ребёнок получал один маленький цветочек.
Можно было поменять 10 маленьких цветочков на один большой, право выбора
оставалось за ребёнком. До определённого момента (урока труда) количество
заработанных цветочков фиксировалось на листе достижений (таблица). По
окончанию игры, накануне праздника, из полученных цветочков в технике
аппликации дети оформили подарочную открытку «Букет». Рисунок 3.
Эта игра даёт возможность учителю и родителям увидеть успехи и
конкретные проблемы в воспитании ребёнка и совместно наметить пути
дальнейших действий, способствующих устранению этих проблем.
Лист достижений и образец цветочков (см. Приложение)
Игра «Звездное путешествие»
Эта игра проходила в 3 классе. Класс поделился на группы сменного
состава. Соблюдение критериев игры в каждой группе контролировали сменные
наблюдатели. После обсуждения того, как каждый участник группы проявил
себя в течение прожитого дня, при условии выполнения каждого критерия,
наблюдатель вручал звездочку, которая вклеивалась на лист достижений
(рисунок – ракета).
Таким образом, каждый день дети могли получить максимум (равный
количеству критериев) звездочек. Результаты достижений каждого ученика
отображались на стенде (по согласованию с детьми). Рисунок 4.
Цвет звезды соответствует цвету на хвосте ракеты, смайлики – фотографии
детей.
По итогам игры у одних детей повысилась самооценка, у других появилась
возможность наглядно увидеть и понять свои проблемы, в целом дети были
мотивированы на дальнейшее положительное изменение самого себя.
Лист достижений (см. Приложение)
Анализ изменений
определённые изменения в лучшую сторону. Стеснительные и замкнутые дети
В результате проводимых игр с каждым ребёнком происходили
стали более общительными, инициативными; подвижные и нетерпеливые –
сдержаннее. Дети старались быть внимательнее и отзывчивее друг к другу,
сдерживать отрицательные эмоции, ответственно относиться к выполняемому
делу, находить пути выхода из конфликтных ситуаций. Даже те дети, которые
ранее не высказали никакого желания к соблюдению правил, стали их соблюдать
из стремления получить призовой балл. Важно помогать осознавать детям свое и
чужое эмоциональное состояние, разбирать конфликтные ситуации и случаи,
правила поведения и их роль в будущей жизни ребенка. Тогда дети постепенно
меняют свое поведение, стремятся соблюдать правила и нормы (отражено на
диаграмме). Количество учеников, достигших финала игры
13
1 класс
6
2 класс
8
3 класс
1
Успехи ребенка необходимо сравнивать с его прошлым поведением. Так,
можно сделать вывод о личностном изменении и росте ребенка. А у самого
ребенка постепенно внешний мотив заменяется внутренним: «Я это делаю не
ради того, чтобы обогнать других, быть первым, а потому, что внутренне
изменился и подругому поступать не могу».
Ценность игры, как воспитательного средства, заключается в том, что она
формирует не только игровые отношения, но и реальные, преобразовывая
полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры.
Таким образом, игра становится школой воспитания.
Литература
1. Рютина М.В. Теоретический аспект воспитания сознательной дисциплины
учащихся
soznatelnoydiscipliniuchaschihsya1161504.html
https://infourok.ru/statyateoreticheskiyaspektvospitaniya
2. Ахмадеева А. В. Воспитание сознательной дисциплины в советской
педагогике // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №61 С.335338
http://cyberleninka.ru/article/n/vospitaniesoznatelnoydistsiplinyvsovetskoy
pedagogike 3. http://studydoc.ru/doc/522172/vospitaniesoznatel._nojdisciplinyv
uchebnomprocesse
4. http://psy.1september.ru/article.php?ID=200602016
5. http://iemcko.ru/4332.htm
Приложение
1. Лист достижений для игры «Покорение высоты»
12
1
2
1
1
0
9
3
4 5
8
7
6
2. Примерные критерии для организации игры
Не опаздывать на урок.
Своевременно готовиться к уроку.
Соблюдать порядок на рабочем месте.
Бережно относиться к школьным принадлежностям.
Аккуратно работать в тетрадях.
Хорошо выполнять зарядку и физминутки.
Соблюдать правило поднятой руки.
Играть на перемене в игры.
Не бегать.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. Соблюдать правила поведения в столовой.
11. Быть доброжелательным.
12. Помогать одноклассникам.
13. Добросовестно выполнять обязанности дежурного.
14. Выполнение общественных поручений.
15. Участие в делах класса. 3. Лист достижений для игры «Путешествие по звёздам» 4. Лист достижений для игры «Букет для мамы»
таблица достижений _______________________________________
дата
16 17 18 19 20 23 24 25 26 27 30 31 1
2
3
6
7
8
9
январь
февраль
10 13 14 15 16 17 2
7
2
8
март
2
3
1
1
2
3
4
5
6
итого
Для того, чтобы порадовать мамочку своими успехами, мне нужно:
1. Выполнять правила поведения на уроке (не выкрикивать, правильно поднимать руку, не мешать одноклассникам, вовремя готовиться к
уроку).
2. Соблюдать порядок на рабочем месте.
3. Организовывать игры на перемене.
4. Культурно вести себя в столовой.
5. Уважать интересы и мнение своих одноклассников (не обижать, не обзываться, не драться).
6. Добросовестно выполнять обязанности дежурного.
За выполнение каждого из этих простых правил в букет добавляется один маленький цветочек. Ты можешь поменять 10 маленьких
цветочков на один большой.
Статья на тему "Воспитание сознательной дисциплины через игру"
Статья на тему "Воспитание сознательной дисциплины через игру"
Статья на тему "Воспитание сознательной дисциплины через игру"
Статья на тему "Воспитание сознательной дисциплины через игру"
Статья на тему "Воспитание сознательной дисциплины через игру"
Статья на тему "Воспитание сознательной дисциплины через игру"
Статья на тему "Воспитание сознательной дисциплины через игру"
Статья на тему "Воспитание сознательной дисциплины через игру"
Статья на тему "Воспитание сознательной дисциплины через игру"
Статья на тему "Воспитание сознательной дисциплины через игру"
Статья на тему "Воспитание сознательной дисциплины через игру"
Статья на тему "Воспитание сознательной дисциплины через игру"
Статья на тему "Воспитание сознательной дисциплины через игру"
Статья на тему "Воспитание сознательной дисциплины через игру"
Статья на тему "Воспитание сознательной дисциплины через игру"
Статья на тему "Воспитание сознательной дисциплины через игру"
Статья на тему "Воспитание сознательной дисциплины через игру"
Статья на тему "Воспитание сознательной дисциплины через игру"
Статья на тему "Воспитание сознательной дисциплины через игру"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.