Воспитание, как известно, относится к социально обусловленным процессам. На выбор целей, принципов, содержания и способов организации процесса воспитания существенное влияние оказывают политическая, экономическая, социокультурная ситуации в развитии государства и общества. Происходящие в России изменения в государственной и общественной жизнедеятельности детерминируют перемены в практике воспитания детей. Заметно обновляется в последние два десятилетия и воспитательная деятельность классных руководителей.
Однако не все перемены можно назвать прогрессивными, полезными. До сих пор значительная часть классных наставников испытывает серьезные затруднения в определении стратегии и тактики действий по проектированию и построению воспитательных отношений со своими воспитанниками. Ещё остается актуальной проблема поиска классными руководителями форм, приёмов и методов воспитательной деятельности, адекватных радикально изменившейся за короткий срок социальной ситуации.
Воспитательная деятельность классного руководителя в
начале XXI века
Воспитание, как известно, относится к социально обусловленным
процессам. На выбор целей, принципов, содержания и способов организации
процесса воспитания существенное влияние оказывают политическая,
экономическая, социокультурная ситуации в развитии государства и
общества. Происходящие в России изменения в государственной и
общественной жизнедеятельности детерминируют перемены в практике
воспитания детей. Заметно обновляется в последние два десятилетия и
воспитательная деятельность классных руководителей.
Однако не все перемены можно назвать прогрессивными, полезными. До
сих пор значительная часть классных наставников испытывает серьезные
затруднения в определении стратегии и тактики действий по проектированию
и построению воспитательных отношений со своими воспитанниками. Ещё
остается актуальной проблема поиска классными руководителями форм,
приёмов и методов воспитательной деятельности, адекватных радикально
изменившейся за короткий срок социальной ситуации.
Решению этой проблемы может помочь анализ эффективной практики
работы педагоговвоспитателей в современных условиях. В данном случае
объектом анализа стала воспитательная деятельность 67 классных
руководителей – участников областного конкурса воспитательных систем
классов. В таком конкурсном состязании могли принять участие только те
педагоги, воспитательная работа которых, по мнению экспертов и
результатам психологопедагогической диагностики,
была признана
успешной. В процессе анализа нами была предпринята попытка найти ответы
на следующие вопросы:
Что
составляет
теоретикометодологическую основу
Какие целевые ориентиры избирают классные руководители в
Какие идеи и правила выполняют роль принципов в
1.
воспитательной деятельности в начале XXI века?
2.
настоящее время?
3.
воспитательной деятельности?
4.
современных условиях?
5.
взаимодействие?
Ответы на поставленные вопросы позволяют выявить тенденции
развития практики воспитательной деятельности классных руководителей и
охарактеризовать основные компоненты процесса воспитания учащихся в
современных условиях.
Как организуется в классном сообществе воспитательное
Что представляет собой содержание процесса воспитания вI. Методологическое основание воспитательной
деятельности
Сначала выясним, какие методологические подходы и теоретические
положения являются наиболее важными и часто используемыми в
деятельности эффективно работающих классных наставников.
При изучении конкурсных материалов и практики организации процесса
воспитания стало очевидным, что теоретическую основу деятельности всех
классных руководителей составляют идеи системного подхода и теории
воспитательных систем. Высокой результативностью своей работы педагоги
воспитатели подтвердили целесообразность использования системного
подхода в воспитании учащихся не только в рамках всего образовательного
учреждения, но и на уровне его структурных подразделений – классов,
кружков, клубов, секций. Они убедительно доказали, что класс можно и
нужно рассматривать и как компонент общешкольной воспитательной
системы, и как отдельную целостную систему воспитания учащихся
одноклассников. Опираясь на идеи теории систем и применяя методы
системного подхода, классные руководители проводили целенаправленную
работу по моделированию и построению воспитательных систем классов. Для
профессиональной деятельности большинства из них характерна такая черта,
как системность мыслительных операций и практических действий. Поэтому
им удалось создать эффективные системы воспитания в коллективах классов.
В процессе исследования нетрудно было заметить, что наряду с
ориентацией на системное построение воспитательной практики успешно
работающие классные наставники заботятся о наполнении деятельностью
жизненного пространства своих воспитанников. «Следы деятельностного
подхода» видны повсюду. Активностью и творчеством наполнена
жизнедеятельность классного коллектива. Дело за делом, событие за
событием – привычный ритм индивидуальной и совместной жизни членов
классного сообщества, когда одно дело ещё не завершилось, а другое уже
задумывается или даже начинается. Классные руководители способствуют
формированию в классе широкого спектра деятельности, чтобы каждый
ребёнок нашел себе дело по душе и внёс свой собственный вклад в
коллективное жизнетворчество.
Эта забота связана и с тем, что педагоги стремятся к созданию
воспитательных систем гуманистического типа, в которых обеспечиваются и
поддерживаются процессы самоопределения,
самоутверждения и
самореализации учащихся. В данном случае не обойтись без личностно
ориентированного подхода. Эта ориентация в воспитательной деятельности
становится с каждым годом всё более и более востребованной.
Наряду с личностноориентированным, деятельностным и системным
подходами применяются в практике воспитания учащихся и другие
методологические ориентации, но несколько реже, так как их использованиесвязано со специфическими особенностями создаваемой в том или ином
классе воспитательной системы.
И ещё об одном важном моменте следует сказать. Фактически все
классные руководители подчёркивают необходимость опоры на
теоретические разработки А.С. Макаренко, Т.Е. Конниковой, И.П. Иванова,
Л.И. Новиковой и накопленный в советских школах опыт воспитания
учащихся в детском коллективе. Без целенаправленной и постоянной работы
по педагогическому обеспечению процесса развития классного коллектива
практически невозможно достичь высоких результатов в воспитательной
деятельности. Коллектив для большинства классных наставников и их
воспитанников является значимой ценностью.
II. Целевые ориентиры воспитательной деятельности
В качестве цели почти все педагогивоспитатели избирают
предполагаемые результаты в интеллектуальном, нравственном и физическом
развитии учащихся. Многие из них рассматривают цель как представление о
необходимом (на основе понимания объективных закономерностей развития
ребенка и формирования детского коллектива), возможном (исходя из
реальных ресурсов и условий осуществления воспитательной деятельности) и
желаемом (учитывая потребности, интересы и желания детей и их
родителей) результате процесса воспитания учащихся. К сожалению, шесть
классных руководителей в процессе целеполагания выдвинули целевые
ориентиры, которые не соответствуют критерию реальности и вряд ли
окажутся достижимыми; такая ошибка является типичной для массовой
педагогической практики.
В изученных нами конкурсных материалах целевой блок состоит чаще
всего из главной цели и нескольких подцелей – задач, решение которых
позволяет достичь главный целевой ориентир. Например, в концепции
воспитательной системы 7го класса, составленной лауреатом конкурса С.В.
Заваденко, содержится цель – обеспечение процесса становления и
проявления творческой индивидуальности учащихся – и соответствующие ей
задачи:
1) создать в классе благоприятную среду для самоосознания
саморазвития и
учеником своей индивидуальности,
самореализации;
2) способствовать повышению ценности индивидуальности в
ценностном мире учащихся, их родителей и других социальных
партнеров;
3) обеспечить педагогическую поддержку развития инициативы и
творческой активности учащихся;
4) помочь ученикам выработать у себя привычку фиксировать новые
успехи в своей личной и школьной жизни;5) содействовать развитию желания у учеников вносить свой вклад в
общее дело;
6) помочь каждому ученику обрести свой образ посредством
проявления творческой активности в разрабатываемых и
реализуемых проектах классного сообщества.
Несколько иную структуру имеет целевой компонент в воспитательной
системе 6го класса (классный руководитель Т.А. Васильева) В нём не
выделяется главная цель, его составляют шесть взаимосвязанных
воспитательных задач:
укрепить классное содружество, главными ценностями которого
являются дружба и взаимопомощь;
создать условия для интеллектуального, нравственного и
эмоционального самовыражения учащихся;
привести в действие, «заставить звучать» внутренний мир ребёнка,
помочь раскрыться его индивидуальности;
создать атмосферу доверия, помочь преодолеть страх неуверенности,
собственной неспособности чтолибо создать, сочинить, сыграть;
через приобщение к искусству театра привести к пониманию реального
мира, отношений в нем;
способствовать развитию чувства прекрасного.
Классные руководители стремятся к тому, чтобы целевые ориентиры
были направлены на развитие учащихся, обеспечены необходимыми
ресурсами, сформулированы ясно и чётко, диагностичны, трудны, но реально
достижимы.
III. Принципы системы воспитания учащихся
При анализе конкурсных работ выяснилось, что в них представлены
принципы, вопервых, как концептуальные идеи, главные требование к
осуществлению педагогической деятельности, и, вовторых, в качестве
основных правил жизнедеятельности детей и взрослых в классном коллективе.
К примеру, учитель начальных классов Е.М. Соловьева избрала принципами
воспитательной деятельности идеи природосообразности поддержки,
понимания. Её коллега Т.В. Павлова определила вместе с учащимися и их
родителями принципы, играющие роль основных правил жизнедеятельности
классного сообщества. В результате появилась в классном уголке следующая
запись: «В нашем классе много знать – престижно, помогать товарищу –
нормально, готовить дело по чужому сценарию – невозможно, жить без
творчества и активности – скучно».
В воспитательной системе могут разрабатываться различные варианты
принципов, но они должны быть взаимосвязаны с уровнем развития классного
коллектива, жизненными ценностями его членов, другими индивидуальными и
групповыми особенностями. Недопустимо их копирование из учебнометодических публикаций и документов, отражающих жизнедеятельность
других классных сообществ.
IV. Содержание воспитательного процесса
Особый интерес представляло изучение содержания воспитательной
деятельности классных руководителей, ведь его определение у многих
педагоговвоспитателей вызывает до сих пор серьёзные затруднения.
Исследование показало,
несмотря на уникальность каждой
воспитательной системы класса, существуют в содержании воспитания и
стратегии его отбора не только единичные, особенные, но и общие черты.
что,
Например, при определении содержания воспитательного процесса
классные руководители (кстати, как и руководители лучших образовательных
учреждений нашего региона) ориентируются, с одной стороны, на
общечеловеческие ценности, а с другой – на национальные, региональные,
местные традиции и ценности. Они стремятся воспитать у детей чуткость как
к глобальным проблемам человечества, радостям, горестям и достижениям
жителей других стран и континентов, так и участливое отношение к делам и
заботам родных, близких и просто живущих рядом людей, не только дать
ученикам хорошие знания об истории и культуре своего народа, края, но и
пробудить у них гордость за традиции и успехи земляков и соотечественников
и стремление их приумножать.
Для большинства исследованных воспитательных систем классов
характерно выделение в содержании и организации процесса воспитания
доминанты – приоритетного вида или направления деятельности детей и
взрослых, на основе которой формируется индивидуальность (лицо)
классного сообщества. Такой доминантой в коллективе 4го класса школы
лаборатории № 18 г. Пскова (классный руководитель Л.В. Михайлова)
является познавательноигровая деятельность «Поход в мир своего Я»; у
псковских семиклассников из лицея №21 (классный руководитель С.В.
Заваденко) – коллективная творческая деятельность по разработке и
реализации проектов классного сообщества; в 9м классе школы № 1 г.
Порхова (классный руководитель Л.А. Яковлева) – краеведческая дея
тельность; у девятиклассников из Переслегинской гимназии (классный
руководитель Н.А. Маныгина) – работа клуба «Малая Третьяковка».
Эффективно работающие классные руководители убеждены в том, что в
создаваемой воспитательной системе обязательно должен быть стержень (в
теории систем его называют системоинтегрирующим элементом), вокруг
которого могут и должны интегрироваться все дела и помыслы членов
классного коллектива. Благодаря этому и формируются такие важные
качества системы воспитания,
упорядоченность,
неповторимость, эффективность.
как целостность,
И ещё одна общая черта содержания воспитания – направленность на
развитие ребёнка. Ни одно организуемое дело не проводится только радимероприятия или просто ради того, чтобы отметить «красный день»
календаря. Вся совместная и индивидуальная деятельность детей и взрослых
направлена на развитие познавательного, нравственного, коммуникативного,
эстетического и физического потенциалов личности учащихся, развивающем
влиянии заключается смысл и главное предназначение воспитательной работы
классных руководителей.
V. Организация процесса воспитания учащихся
Пытаясь ответить на вопрос, как организуется в классном cooбществе
воспитательное взаимодействие, мы старались выяснить, что является
характерным в организации процесса воспитания для большинств классных
руководителей, успешно реализующих воспитательные функции. Нам удалось
выявить шесть характерных моментов в организации воспитательной
деятельности.
Вопервых, в проектировании и организации процесса воспитания
Классные
учащихся важную роль играет стратегическое планирование.
руководители при проектировании не ограничивают свои воззрения на
воспитательный процесс рамками годового плана работы, а с помощью
методов программирования, моделирования и проектирования создают
программы и модели развития воспитательной деятельности на срок от двух
до пяти лет. Чаще всего разрабатываются концептуальные модели систем
воспитания учащихся 14х, 59х, 1011х классов, т.е. воспитательная
деятельность планируется на весь период учебы детей на I, II или III ступени
обучения.
Вовторых,
применяется
системный способ организации
воспитательного процесса. Классные руководители направляют свои усилия
моделирование и построение воспитательных систем классов. Для того чтобы
осуществляемая деятельность и её влияние носили целенаправленный и
системный характер,
педагогивоспитатели объединяют отдельные
воспитательные дела и мероприятия в более «крупные дозы воспитания
(термин В.А. Караковского) – так называемые системоинтегрирующие формы
организации воспитательного процесса, к которым можно отнести ключевые
дела, тематические программы, социальнопедагогические проекты. В этом
отношении показателен пример интеграции воспитательных дел, проводимых
в 11м классе школы № 3 г. Печоры (классный руководитель А.В. Столярова),
в три целевые программы: «Я и собственное "Я"», «Я и творчество», «Я и
общение».
Втретьих, «крупные дозы воспитания» сочетаются с малыми формами
воспитательной работы,
направленными на развитие и проявление
индивидуальности каждого ребёнка. Многие успешно работающие классные
руководители считают своим педагогическим кредо помощь учащимся в
самопознании, самостроительстве и самоосуществлении. Он стремятся к
тому, чтобы каждый их воспитанник имел реальные возможности и условиястать самим собой. Поэтому в планы воспитательной работы они включают
циклы тематических классных часов «Познай себя», «Сотвори себя сам»,
тренинги саморазвития и личностного роста, мастерские самопроектирования,
бенефисы и самопрезентации учащихся, персональные выставки и т.п.
Вчетвертых, существенную роль в процессе воспитания играют
традиции классного коллектива.
Классные наставники убеждены в
необходимости использования в воспитании детей традиционных форм и
способов построения деятельности и отношений, которые влияют на
личность, как правило, более эффективно, а затрат требуют меньше, потому
что действовать традиционным способом легче, чем работать в новом режиме
или непривычной обстановке.
Впятых, наряду с деятельностью важным средством воспитания
является общение. В объективе внимания педагоговвоспитателей находятся
проблемы делового и неформального общения в детском коллективе,
развития коммуникативной культуры школьников. В педагогическом арсенале
появились тренинги общения, коммуникативные игры, часы общения и
развития, кружки и клубы коммуникативной культуры. Это не только
значительно обогатило воспитательный процесс, но и способствовало
повышению его эффективности.
Вшестых, для анализа и оценки эффективности процесса воспитания
учащихся специально разрабатывается и используется диагностический
инструментарий, состоящий из совокупности критериев, показателей и
методик для изучения результативности воспитательной деятельности.
Популярный ранее способ измерения эффективности педагогического
процесса на «глазок» – только с помощью педагогического наблюдения или
экспертной оценки – постепенно заменяется приёмами и методами исихолого
педагогической диагностики.
Завершая описание основных компонентов процесса воспитания,
необходимо констатировать, что и в новых политических и социально
экономических условиях можно эффективно вести воспитательную работу.
Но для этого целесообразно перейти от словесного к деятельностному, от
от социоцентрического к личностно
аспектного к системному,
ориентированному построению воспитательной практики.
Такой
представляется нам воспитательная деятельность классных руководителей в
начале XXI века.