Статья на тему "Воспитательная деятельность классного руководителя в начале XXI века"

  • Лекции
  • docx
  • 29.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Воспитание, как известно, относится к социально обусловленным процессам. На выбор целей, принципов, содержания и способов организации процесса воспитания существенное влияние оказывают политическая, экономическая, социокультурная ситуации в развитии государства и общества. Происходящие в России изменения в государственной и общественной жизнедеятельности детерминируют перемены в практике воспитания детей. Заметно обновляется в последние два десятилетия и воспитательная деятельность классных руководителей. Однако не все перемены можно назвать прогрессивными, полезными. До сих пор значительная часть классных наставников испытывает серьезные затруднения в определении стратегии и тактики действий по проектированию и построению воспитательных отношений со своими воспитанниками. Ещё остается актуальной проблема поиска классными руководителями форм, приёмов и методов воспитательной деятельности, адекватных радикально изменившейся за короткий срок социальной ситуации.
Иконка файла материала Воспитательная деятельность классного руководителя в начале XXI века.docx
Воспитательная деятельность классного руководителя в начале XXI века Воспитание,   как   известно,   относится   к   социально   обусловленным процессам. На выбор целей, принципов, содержания и способов организации процесса   воспитания   существенное   влияние   оказывают   политическая, экономическая,   социокультурная   ситуации   в   развитии   государства   и общества.   Происходящие   в   России   изменения   в   государственной   и общественной   жизнедеятельности   детерминируют   перемены   в   практике воспитания   детей.   Заметно   обновляется   в   последние   два   десятилетия   и воспитательная деятельность классных руководителей. Однако не все перемены можно назвать прогрессивными, полезными. До сих   пор   значительная   часть   классных   наставников   испытывает   серьезные затруднения в определении стратегии и тактики действий по проектированию и   построению   воспитательных   отношений   со   своими   воспитанниками.  Ещё остается   актуальной   проблема   поиска   классными   руководителями   форм, приёмов   и   методов   воспитательной   деятельности,   адекватных   радикально изменившейся за короткий срок социальной ситуации. Решению этой проблемы может помочь анализ эффективной практики работы   педагогов­воспитателей   в   современных   условиях.   В   данном   случае объектом   анализа   стала   воспитательная   деятельность   67   классных руководителей   –   участников   областного   конкурса   воспитательных   систем классов. В таком конкурсном состязании могли принять участие только те педагоги,   воспитательная   работа   которых,   по   мнению   экспертов   и результатам   психолого­педагогической   диагностики,   была   признана успешной. В процессе анализа нами была предпринята попытка найти ответы на следующие вопросы: Что   составляет   теоретико­методологическую   основу Какие   целевые   ориентиры   избирают   классные   руководители   в Какие   идеи   и   правила   выполняют   роль   принципов   в 1. воспитательной деятельности в начале XXI века? 2. настоящее время? 3. воспитательной деятельности? 4. современных условиях? 5. взаимодействие? Ответы   на   поставленные   вопросы   позволяют   выявить   тенденции развития практики воспитательной деятельности классных руководителей и охарактеризовать   основные   компоненты   процесса   воспитания   учащихся   в современных условиях. Как   организуется   в   классном   сообществе   воспитательное Что   представляет   собой   содержание   процесса   воспитания   вI. Методологическое основание воспитательной деятельности Сначала   выясним,  какие   методологические   подходы   и   теоретические положения   являются   наиболее   важными   и   часто   используемыми   в деятельности эффективно работающих классных наставников. При изучении конкурсных материалов и практики организации процесса воспитания стало очевидным, что теоретическую основу деятельности всех классных   руководителей   составляют  идеи   системного   подхода   и   теории воспитательных систем.  Высокой результативностью своей работы педагоги­ воспитатели   подтвердили   целесообразность   использования   системного подхода в воспитании учащихся не только в рамках всего образовательного учреждения,   но   и   на   уровне   его   структурных   подразделений   –   классов, кружков,   клубов,   секций.   Они   убедительно   доказали,   что   класс   можно   и нужно   рассматривать   и   как   компонент   общешкольной   воспитательной системы,   и   как   отдельную   целостную   систему   воспитания   учащихся­ одноклассников.   Опираясь   на   идеи   теории   систем   и   применяя   методы системного   подхода,   классные   руководители   проводили   целенаправленную работу по моделированию и построению воспитательных систем классов. Для профессиональной деятельности большинства из них характерна такая черта, как системность мыслительных операций и практических действий. Поэтому им удалось создать эффективные системы воспитания в коллективах классов. В   процессе   исследования   нетрудно   было   заметить,   что   наряду   с ориентацией   на   системное   построение   воспитательной   практики   успешно работающие   классные   наставники   заботятся   о   наполнении   деятельностью жизненного   пространства   своих   воспитанников.   «Следы  деятельностного подхода»  видны   повсюду.   Активностью   и   творчеством   наполнена жизнедеятельность   классного   коллектива.   Дело   за   делом,   событие   за событием   –   привычный   ритм   индивидуальной   и   совместной   жизни   членов классного сообщества, когда одно дело ещё не завершилось, а другое уже задумывается   или   даже   начинается.   Классные   руководители   способствуют формированию   в   классе   широкого   спектра   деятельности,   чтобы   каждый ребёнок   нашел   себе   дело   по   душе   и   внёс   свой   собственный   вклад   в коллективное жизнетворчество. Эта   забота   связана   и   с   тем,   что   педагоги   стремятся   к   созданию воспитательных систем гуманистического типа, в которых обеспечиваются и поддерживаются   процессы   самоопределения,   самоутверждения   и самореализации   учащихся.   В   данном   случае   не   обойтись   без  личностно ориентированного подхода.  Эта ориентация в воспитательной деятельности становится с каждым годом всё более и более востребованной. Наряду   с   личностно­ориентированным,   деятельностным   и   системным подходами   применяются   в   практике   воспитания   учащихся   и   другие методологические ориентации, но несколько реже, так как их использованиесвязано   со   специфическими   особенностями   создаваемой   в   том   или   ином классе воспитательной системы. И   ещё   об   одном   важном   моменте   следует   сказать.   Фактически   все классные   руководители   подчёркивают   необходимость   опоры   на теоретические разработки А.С. Макаренко, Т.Е. Конниковой, И.П. Иванова, Л.И.   Новиковой   и   накопленный   в   советских   школах   опыт   воспитания учащихся в детском коллективе. Без целенаправленной и постоянной работы по   педагогическому   обеспечению   процесса   развития   классного   коллектива практически   невозможно   достичь   высоких   результатов   в   воспитательной деятельности.   Коллектив   для   большинства   классных   наставников   и   их воспитанников является значимой ценностью. II. Целевые ориентиры воспитательной деятельности В   качестве   цели   почти   все   педагоги­воспитатели   избирают предполагаемые результаты в интеллектуальном, нравственном и физическом развитии учащихся. Многие из них рассматривают цель как представление о необходимом  (на основе понимания объективных закономерностей развития ребенка   и   формирования   детского   коллектива),  возможном  (исходя   из реальных ресурсов и условий осуществления воспитательной деятельности) и желаемом  (учитывая   потребности,   интересы   и   желания   детей   и   их родителей) результате процесса воспитания учащихся. К сожалению, шесть классных   руководителей   в   процессе   целеполагания   выдвинули   целевые ориентиры,   которые   не   соответствуют   критерию   реальности   и   вряд   ли окажутся   достижимыми;   такая   ошибка   является   типичной   для   массовой педагогической практики. В изученных нами конкурсных материалах целевой блок состоит чаще всего   из   главной   цели   и   нескольких   подцелей   –   задач,   решение   которых позволяет   достичь   главный   целевой   ориентир.   Например,   в   концепции воспитательной системы 7­го класса, составленной лауреатом конкурса С.В. Заваденко,   содержится   цель   –   обеспечение   процесса   становления   и проявления творческой индивидуальности учащихся – и соответствующие ей задачи: 1) создать   в   классе   благоприятную   среду   для   самоосознания   саморазвития   и учеником   своей   индивидуальности, самореализации; 2) способствовать   повышению   ценности   индивидуальности   в ценностном мире учащихся, их родителей и других социальных партнеров; 3) обеспечить   педагогическую   поддержку   развития   инициативы   и творческой активности учащихся; 4) помочь ученикам выработать у себя привычку фиксировать новые успехи в своей личной и школьной жизни;5) содействовать развитию желания у учеников вносить свой вклад в общее дело; 6) помочь   каждому   ученику   обрести   свой   образ   посредством проявления   творческой   активности   в   разрабатываемых   и реализуемых проектах классного сообщества. Несколько иную структуру имеет целевой компонент в воспитательной системе   6­го   класса   (классный   руководитель   Т.А.   Васильева)   В   нём   не выделяется   главная   цель,   его   составляют   шесть   взаимосвязанных воспитательных задач: ­   укрепить   классное   содружество,   главными   ценностями   которого являются дружба и взаимопомощь; ­   создать   условия   для   интеллектуального,   нравственного   и эмоционального самовыражения учащихся; ­   привести   в   действие, «заставить   звучать»  внутренний   мир   ребёнка, помочь раскрыться его индивидуальности; ­ создать атмосферу доверия, помочь преодолеть страх неуверенности, собственной неспособности что­либо создать, сочинить, сыграть; ­ через приобщение к искусству театра привести к пониманию реального мира, отношений в нем; ­ способствовать развитию чувства прекрасного. Классные руководители стремятся к тому, чтобы целевые ориентиры были   направлены   на   развитие   учащихся,   обеспечены   необходимыми ресурсами, сформулированы ясно и чётко, диагностичны, трудны, но реально достижимы. III. Принципы системы воспитания учащихся При   анализе   конкурсных   работ   выяснилось,   что   в   них   представлены принципы,   во­первых,   как   концептуальные   идеи,   главные   требование   к осуществлению   педагогической   деятельности,   и,   во­вторых,   в   качестве основных правил жизнедеятельности детей и взрослых в классном коллективе. К примеру, учитель начальных классов Е.М. Соловьева избрала принципами воспитательной   деятельности   идеи   природосообразности   поддержки, понимания. Её коллега Т.В. Павлова определила вместе с учащимися и их родителями принципы, играющие роль основных правил жизнедеятельности классного сообщества. В результате появилась в классном уголке следующая запись:   «В   нашем   классе   много   знать   –   престижно,   помогать   товарищу   – нормально,   готовить   дело   по   чужому   сценарию   –   невозможно,   жить   без творчества и активности – скучно». В воспитательной системе могут разрабатываться различные варианты принципов, но они должны быть взаимосвязаны с уровнем развития классного коллектива, жизненными ценностями его членов, другими индивидуальными и групповыми   особенностями.   Недопустимо   их   копирование   из   учебно­методических   публикаций   и   документов,   отражающих   жизнедеятельность других классных сообществ. IV. Содержание воспитательного процесса Особый   интерес   представляло   изучение   содержания   воспитательной деятельности   классных   руководителей,   ведь   его   определение   у   многих педагогов­воспитателей   вызывает   до   сих   пор   серьёзные   затруднения. Исследование   показало,   несмотря   на   уникальность   каждой воспитательной   системы   класса,   существуют   в   содержании   воспитания   и стратегии его отбора не только единичные, особенные, но и общие черты.   что, Например,   при   определении   содержания   воспитательного   процесса классные руководители (кстати, как и руководители лучших образовательных учреждений   нашего   региона)   ориентируются,   с   одной   стороны,   на общечеловеческие   ценности,  а   с   другой   –   на  национальные,   региональные, местные традиции и ценности. Они стремятся воспитать у детей чуткость как к глобальным проблемам человечества, радостям, горестям и достижениям жителей других стран и континентов, так и участливое отношение к делам и заботам  родных, близких и  просто  живущих рядом  людей, не только  дать ученикам хорошие знания об истории и культуре своего народа, края, но и пробудить у них гордость за традиции и успехи земляков и соотечественников и стремление их приумножать. Для   большинства   исследованных   воспитательных   систем   классов характерно   выделение   в   содержании   и   организации   процесса   воспитания доминанты   –  приоритетного   вида   или   направления   деятельности   детей   и взрослых,   на   основе   которой   формируется   индивидуальность   (лицо) классного сообщества. Такой доминантой в коллективе 4­го класса школы­ лаборатории   №   18   г.   Пскова   (классный   руководитель   Л.В.   Михайлова) является   познавательно­игровая   деятельность   «Поход   в   мир   своего   Я»;   у псковских   семиклассников   из   лицея   №21   (классный   руководитель   С.В. Заваденко)   –   коллективная   творческая   деятельность   по   разработке   и реализации   проектов   классного   сообщества;   в   9­м   классе   школы   №   1   г. Порхова   (классный   руководитель   Л.А.   Яковлева)   –   краеведческая   дея­ тельность;   у   девятиклассников   из   Переслегинской   гимназии   (классный руководитель   Н.А.   Маныгина)   –   работа   клуба   «Малая   Третьяковка». Эффективно   работающие   классные   руководители   убеждены   в   том,   что   в создаваемой воспитательной системе обязательно должен быть стержень (в теории   систем   его   называют   системоинтегрирующим   элементом),   вокруг которого   могут   и   должны   интегрироваться   все   дела   и   помыслы   членов классного   коллектива.   Благодаря   этому   и   формируются   такие   важные качества   системы   воспитания,   упорядоченность, неповторимость, эффективность.   как   целостность, И ещё одна общая черта содержания воспитания – направленность на развитие ребёнка.  Ни одно организуемое дело не проводится только радимероприятия   или   просто   ради   того,   чтобы   отметить   «красный   день» календаря. Вся совместная и индивидуальная деятельность детей и взрослых направлена на развитие познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов личности учащихся, развивающем влиянии заключается смысл и главное предназначение воспитательной работы классных руководителей. V. Организация процесса воспитания учащихся Пытаясь ответить на вопрос, как организуется в классном  cooбществе воспитательное   взаимодействие,   мы   старались   выяснить,   что   является характерным в организации процесса воспитания для большинств классных руководителей, успешно реализующих воспитательные функции. Нам удалось выявить   шесть   характерных   моментов   в   организации   воспитательной деятельности. Во­первых,  в   проектировании   и   организации   процесса   воспитания  Классные учащихся   важную   роль   играет  стратегическое   планирование. руководители   при   проектировании   не   ограничивают   свои   воззрения   на воспитательный   процесс   рамками   годового   плана   работы,   а   с   помощью методов   программирования,   моделирования   и   проектирования   создают программы и модели развития воспитательной деятельности на срок от двух до   пяти   лет.   Чаще   всего   разрабатываются   концептуальные   модели   систем воспитания   учащихся   1­4­х,   5­9­х,   10­11­х   классов,   т.е.   воспитательная деятельность планируется на весь период учебы детей на I, II или III ступени обучения. Во­вторых,  применяется  системный   способ   организации воспитательного процесса.  Классные руководители направляют свои усилия моделирование и построение воспитательных систем классов. Для того чтобы осуществляемая   деятельность   и   её   влияние   носили   целенаправленный   и системный   характер,   педагоги­воспитатели   объединяют   отдельные воспитательные   дела   и   мероприятия   в   более   «крупные   дозы   воспитания (термин В.А. Караковского) – так называемые системоинтегрирующие формы организации воспитательного процесса, к которым можно отнести ключевые дела, тематические программы, социально­педагогические проекты. В этом отношении показателен пример интеграции воспитательных дел, проводимых в 11­м классе школы № 3 г. Печоры (классный руководитель А.В. Столярова), в три целевые программы: «Я и собственное "Я"», «Я и творчество», «Я и общение». В­третьих, «крупные дозы воспитания» сочетаются с малыми формами воспитательной   работы,  направленными   на   развитие   и   проявление индивидуальности каждого ребёнка. Многие успешно работающие классные руководители   считают   своим   педагогическим   кредо   помощь   учащимся   в самопознании,   самостроительстве   и   самоосуществлении.   Он   стремятся   к тому, чтобы каждый их воспитанник имел реальные возможности и условиястать самим собой. Поэтому в планы воспитательной работы они включают циклы   тематических   классных   часов   «Познай   себя»,   «Сотвори   себя   сам», тренинги саморазвития и личностного роста, мастерские самопроектирования, бенефисы и самопрезентации учащихся, персональные выставки и т.п. В­четвертых,  существенную   роль   в   процессе   воспитания   играют традиции   классного   коллектива.  Классные   наставники   убеждены   в необходимости   использования   в   воспитании   детей   традиционных   форм   и способов   построения   деятельности   и   отношений,   которые   влияют   на личность, как правило, более эффективно, а затрат требуют меньше, потому что действовать традиционным способом легче, чем работать в новом режиме или непривычной обстановке. В­пятых,  наряду   с   деятельностью   важным   средством   воспитания является  общение. В объективе внимания педагогов­воспитателей находятся проблемы   делового   и   неформального   общения   в   детском   коллективе, развития коммуникативной культуры школьников. В педагогическом арсенале появились   тренинги   общения,   коммуникативные   игры,   часы   общения   и развития,   кружки   и   клубы   коммуникативной   культуры.   Это   не   только значительно   обогатило   воспитательный   процесс,   но   и   способствовало повышению его эффективности. В­шестых,  для анализа и оценки эффективности процесса воспитания учащихся   специально   разрабатывается   и   используется   диагностический инструментарий,   состоящий   из   совокупности   критериев,   показателей   и методик   для   изучения   результативности   воспитательной   деятельности. Популярный   ранее   способ   измерения   эффективности   педагогического процесса на «глазок» – только с помощью педагогического наблюдения или экспертной оценки – постепенно заменяется приёмами и методами исихолого­ педагогической диагностики. Завершая   описание   основных   компонентов   процесса   воспитания, необходимо   констатировать,   что   и   в   новых   политических   и   социально­ экономических условиях можно эффективно вести воспитательную работу. Но для этого целесообразно перейти от словесного к деятельностному, от   от   социоцентрического   к   личностно­ аспектного   к   системному, ориентированному   построению   воспитательной   практики.   Такой представляется нам воспитательная деятельность классных руководителей в начале XXI века.