Статья на тему "Воспитательная работа в рамках ФГОС"
Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
классное руководство
5 кл
25.01.2018
В данной статье рассматриваются общие понятия и принципы, по которым должна строится воспитательная работа в классе. Наряду с этим подробно расписаны направления непосредственно моей работы с детьми как классного руководителя. Освещаются некоторые проблемы, возникающие при этом, и возможные пути их решения.Статья о воспитательной работе в условиях ФГОС
ВР в рамках ФГОС в моём классе.doc
Принципы и особенности организации воспитательной
системы в рамках ФГОС
в 5 а классе.
1. Что было в начальной школе (принципы ВС)
2. Трудности перехода из начальной школы в основную
3. Принципы моей ВС в рамках ФГОС ( как они сочетаются с
внеурочке)
эффект)
начальной школой)
4. Первые результаты и наблюдения( + анкетирование по
5. Мои «изюминки» ( прогностическая оценка и воспитательный
Приоритетной в стандартах второго поколения является воспитательная работа.
Методологической основой разработки и реализации федерального
государственного образовательного стандарта общего образования является
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.
Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания
личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного
развития и воспитания личности.
Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На
какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и
воспитания личности?
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как
свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны,
укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа
Российской Федерации.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и
семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности
помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.
Каковы же наши традиционные источники нравственности?
Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд,
искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и
определяются базовые национальные ценности:
– Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение
Отечеству;
– гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое
государство; – социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям,
институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь,
достоинство;
– человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс
человечества, международное сотрудничество,
– наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
– семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о
старших и младших, забота о продолжении рода;
– труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и
настойчивость;
– традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной
жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального
диалога;
– искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный
выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
– природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля,
экологическое сознание;
Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни,
определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.
Иными словами необходима интегративность всех программ духовно-нравственного
развития личности.
Базовые ценности должны быть отражены в содержании внеурочных воспитательных
мероприятий (праздников, викторин, выставок, дискуссий, игр и т.д.), а также в
деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования.
Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная
практика,представляющая собой организуемое педагогами и воспитанниками
культурное событие, участие в котором помещает их в меняющиеся культурные среды,
расширяет их опыт конструктивного, обучаемого, творческого поведения в культуре.
Направления духовно-нравственного воспитания:
- патриотическое,
- нравственное,
- трудовое,
- воспитание здорового образа жизни,
- экологическое,
- эстетическое.
На начальной ступени общего образования у обучающихся были развиты такие
личностные качества, как готовность и способность к саморазвитию,
мотивированность к учению и познанию, а также сформированы исходные ценностно
смысловые установки, отражающие их индивидуальноличностные позиции, начальные социальные компетентности, основы российской гражданской идентичности. Цели,
задачи и методы моей ВС перекликаются с принципами работы педагогов начальной школы.
Основное общее образование связано с двумя важными этапами в становлении
личности обучающихся.
Первый этап (56 класс,1012 лет) имеет переходный характер. Он ориентирован
на то, чтобы максимально развести во времени кризис подросткового возраста и
переходность в школьном обучении и воспитании, то есть осуществить плавный и
постепенный переход на новую ступень образования.
Для достижения этой цели мне необходимо решить ряд основных
педагогических задач. Важно:
создать педагогические условия, при которых обучающиеся имели бы
возможность опробовать средства и способы действий, освоенные ими в
начальной школе, индивидуализировать «инструментарий» учебной деятельности
(действия контроля и оценки, учебная инициатива и самостоятельность, способы
учебного сотрудничества, способности к содержательной
рефлексии,
планированию и анализу) в разных, не только учебных, ситуациях;
организовать пробы построения учащимися индивидуальных образовательных и
воспитательных траекторий в разных видах деятельности;
помочь каждому учащемуся определить границы своей «взрослости»;
создать в совместной
деятельности учащихся и учителя возможные
воспитательные пространства для решения задач развития младших подростков;
Моя ВР строится по следующим
направлениям:
1 направление: создание режима максимального благоприятствования процессам
позитивной социализации подростков
наличие и характер Яконцепции, уровень самоуважения и самопринятия, развитость
чувства собственного достоинства;
мера креативности как готовности и способности самостоятельно решать собст
венные проблемы, противостоять жизненным ситуациям, мешающим самоизменению,
самоопределению, самореализации, самоутверждению; гибкость и одновременно ус
тойчивость в меняющихся ситуациях, умение творчески подходить к жизни. «Чувство взрослости», не подкрепленное еще реальной
ответственностью, - вот особая форма самосознания,
возникающая в переходный период и определяющая основные
отношения младших подростков с миром. "Чувство взрослости"
появляется в потребности равноправия, уважения и
самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного
отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими
требованиями, неудовлетворенность этой потребности обостряет
негативные черты подросткового кризиса. Если школа не
предлагает учениками мест и средств реализации их чувства
взрослости, оно все равно проявится, но самым невыгодным
образом - в распрях по поводу учительской несправедливости и
необъективности.
В нашем классе мы ввели такой прием как прогностическая оценка : ребёнок
осознанно и ответственно ставит себе воспитательные и учебные цели,
например:
« научиться общаться бесконфликтно с Ивановым Петром , добиться
повышения качества моей учёбы по математике с тройки на четверку».
2 направление: воспитание гражданственности, уважения к
правам, свободам и обязанностям человека
- развитие интереса к общественным явлениям и превращение его
в значимую личностно-гражданскую потребность, понимание
активной роли человека в обществе, в том числе через персональное
участие в доступных проектах и акциях
развитие личной и коллективной социальной активности (участие в делах класса,
школы, семьи города); открытое аргументированное высказывание своей позиции по
различным спорным или социально негативным ситуациям;
система дискуссий о ценности «простой» человеческой жизни;
знакомство с сохранившимися народными традициями и ремеслами;
3 направление: воспитание нравственных чувств и этического сознания
развитие способности к рефлексии (критики) оснований деятельности – как своей, так
и других людей, прежде всего сверстников; умение ставить себя на место другого,
сопереживать и искать и находить способы человеческой поддержки даже при
осознании его неправоты; утверждение в качестве личной нормы уважительного отношения ко всем людям от
своих родителей до любого встречного ребенка, сверстника, старшего независимо от
его внешнего вида (лица, одежды, физических особенностей); установка на поддержку
деловых и дружеских взаимоотношений в коллективе;
сознательное принятие и утверждение в качестве личного императива установки на
бережное, гуманное отношение ко всему живому; посильное участие в
природоохранной и экологической деятельности; нетерпимое отношение к
проявлениям жестокости к братьям нашим меньшим со стороны других людей
( участие в акции « Рука помощи другу …», фотоконкурсе «Мои любимые
животные» )
установление и коллективное принятие в качестве общей нормы этически
осмысленных взаимоотношений в коллективе класса
участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности;
посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи
нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе;
расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения
открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с домашними
старшими родителями творческих проектов, проведения других мероприятий,
раскрывающих историю семьи, укрепляющих и обогащающих преемственность между
поколениями.
4 направление: воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду,
получение первоначального опыта участия в
природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном
участке ), очистка доступных территорий от мусора.
жизни
5 направление: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
(экологическое воспитание):
-усвоение ценностного отношения к природе и всем
формам жизни
(фотоконкурс «Летний позитив») 6 направление: воспитание ценностного отношения к прекрасному,
формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое
воспитание)
поощрение и поддержка собственных занятий подростков художественным
творчеством в различных областях
Стремление экспериментировать со своими возможностями – едва
ли не самая яркая характеристика младших подростков. И здесь
ответственную роль выполняют внеурочные занятия. По
результатам анкетирования в моём классе : из 27 человек 16
человек написали, что им очень нравятся эти занятия, они важны и
нужны детям.
Проблема ещё в том, что уровень занятости детей очень высок, и
некоторые просто физически не могут присутствовать на этих
занятиях.
Статья на тему "Воспитательная работа в рамках ФГОС"
Статья на тему "Воспитательная работа в рамках ФГОС"
Статья на тему "Воспитательная работа в рамках ФГОС"
Статья на тему "Воспитательная работа в рамках ФГОС"
Статья на тему "Воспитательная работа в рамках ФГОС"
Статья на тему "Воспитательная работа в рамках ФГОС"
Статья на тему "Воспитательная работа в рамках ФГОС"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.