Статья на тему "Воспитательная система класса"

  • Лекции
  • docx
  • 29.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В последние годы значительно возрос интерес учителей и руководителей учебных заведений к использованию системного подхода в обучении и воспитании школьников, в управлении жизнедеятельностью образовательного учреждения. Появилось большое количество педагогических коллективов, требующих моделировать и создавать образовательные и воспитательные системы. Во многих случаях попытки оказываются удачными: применение системного подхода позволяет сделать педагогический процесс более целенаправленным, управляемым и, самое важное, эффективным. Педагоги и руководители образовательных учреждений, которые в своей деятельности смогли убедиться в целесообразности использования системного подхода, становятся его сторонниками и стремятся расширить рамки его применения в педагогической практике.
Иконка файла материала Воспитательная система класса.docx
Воспитательная система класса В   последние   годы   значительно   возрос   интерес   учителей   и руководителей   учебных   заведений   к   использованию   системного   подхода   в обучении   и   воспитании   школьников,   в   управлении   жизнедеятельностью образовательного   учреждения.   Появилось   большое   количество педагогических   коллективов,   требующих   моделировать   и   создавать образовательные   и   воспитательные   системы.   Во   многих   случаях   попытки оказываются удачными: применение системного подхода позволяет сделать педагогический   процесс   более   целенаправленным,   управляемым   и,   самое важное,   Педагоги   и   руководители   образовательных учреждений,   которые   в   своей   деятельности   смогли   убедиться   в целесообразности   использования   системного   подхода,   становятся   его сторонниками   и   стремятся   расширить   рамки   его   применения   в педагогической практике.   эффективным. Не случайно в тех учреждениях образования, где построена и успешно функционирует   воспитательная   система   учебного   заведения   в   целом, появилось   желание   создать   воспитательные   системы   в   группах   и   классах. Построение   воспитательной   системы   в   структурном   подразделении образовательного   учреждения   является   не   только   субъективным   желанием классного руководителя, но и объективной необходимостью. Для обоснования педагогической   целесообразности  создания   воспитатели   системы   класса можно привести следующие аргументы: ­ ребёнок, являясь сложной целостной системой, должен развиваться в условиях целостного интегрированного воспитательного процесса, в котором все компоненты максимально взаимосвязаны; ­   воспитательная   система   класса   –   это   благоприятная   среда жизнедеятельности и развития ребенка, эффективно содействующая его личностному росту; ­ системный  подход позволяет классному руководителю  рационально распределить свои усилия при организации воспитательного процесса в классе; ­   в   процессе   построения   воспитательной   системы   формируется   лицо класса, его неповторимый облик, что имеет немаловажное значение в развитии индивидуальности членов классного сообщества; ­   воспитательная   система   класса   позволяет   расширить   диапазон педагогического влияния на детей и процесс их развития. Осознание   возможностей   и   преимуществ   системного   построения практики воспитания, учащихся, несомненно стимулирует желание классных руководителей применять системный подход в воспитательной деятельности. Однако   следует   заметить,   что   создать   гуманистическую,   целостную   и эффективную воспитательную систему класса нелегко, особенно в нынешних условиях   работы   педагогов­воспитателей.   Умение   моделировать   и   строить систему воспитания можно отнести к разряду «высшего пилотажа». Чтобысистемно мыслить и действовать, надо, в первую очередь, иметь отчетливые представления о сущности воспитательной системы, её структуре и основных компонентах. I. Сущность и структура воспитательной системы Что же такое воспитательная система класса? Из каких компонентов она состоит? Воспитательная система класса – это комплекс взаимодействующих компонентов,   взаимосвязь   и   интеграция   которых   обусловливает формирование   благоприятных   условий   для   жизнедеятельности   и развития членов классного сообщества. Характеризуя системы различной природы, ученые­системщики всегда обращают  внимание   на   компонентный   состав   изучаемого   объекта,   ведь   от набора   компонентов,   их   свойств   и   связей   зависят   качества   и   параметры системного образования в целом. Воспитательная система класса как сложное социально­педагогическое   явление   состоит   из   большого   количества компонентов.   Наверное,   таких   составляющих   несколько   десятков,   а возможно, и больше. Все зависит от степени детализации анализа, в процессе которого целое мысленно делится на части. Однако необходимо подчеркнуть, что при моделировании и построении воспитательной системы проблема выявления всех её элементов не относится к   числу   наиболее   значимых.   Важнее   определить,   какие   компоненты системного образования являются основными. Если это установить, то станет очевидным   перечень   компонентов,   на   которых   следует   сосредоточить внимание  при  моделировании и построении системы воспитания. Создатели теории   воспитательных   систем   Л.И.Новикова,   В.А.   Караковский   и  Н.Л. Селиванова   утверждают:   «Ошибаются   те   педагоги,   которые   при моделировании  пытаются чрезмерно детализировать модель. В ней должны быть выделены наиболее важные (существенные) компоненты и связи». Внимательно изучив научно­методическую литературу, проведя опытно­ экспериментальную работу и применив теоретические методы исследования, мы   сумели   выявить   компоненты   воспитательной   системы   класса,   которые следует отнести к разряду наиболее существенных и важных оказалось пять: 1) индивидуально­групповой; 2) ценностно­ориентационный; 3) функционально­деятельностный; 4) пространственно­временной; 5) диагностико­результативный. Рассмотрим каждый из перечисленных компонентов: Первый   компонент  –  это  индивидно­групповой,  представляющий   объединенных   совместной собой   сообщество   детей   и   взрослых,жизнедеятельностью   в   рамках   учебного   класса.   Он   состоит   из   нескольких элементов: классного руководителя; учащихся класса; родителей учащихся; ­ ­ ­ ­.....................................................................педагогов и других взрослых, принимающих  участие   в   воспитательном   процессе   и   жизнедеятельности классного коллектива. Индивидно­групповой компонент имеет исключительную важность. Во­ первых, именно члены классного сообщества (педагоги, учащиеся, родители), обладая субъектными полномочиями, решают, какую воспитательную систему создавать, как её моделировать  и строить, каким образом система должна функционировать   и   т.д.   Во­вторых,   смысл   и   целесообразность   всей деятельности   по   созданию   воспитательной   системы   обусловлены необходимостью   реализации   потребности   в   изменении   индивидных   и групповых характеристик этого компонента и составляющих его элементов. Основное предназначение воспитательной системы заключается в содействии развитию     личности   каждого   члена   классной   общности   и   формированию коллектива в данном классе. Главную   роль   в   построении   и   функционировании   воспитательной системы класса играет классный    руководитель. Его жизненные ценностные ориентации,   педагогические   воззрения   и   позиция,   интересы   и   увлечения являются одними из наиболее существенных системообразующих факторов. Очень   часто   нам   приходится   замечать,   если   основу   личности   классного руководителя составляют гуманистические ценности, то такие же ориентиры преобладают   в   классном   коллективе;   если   учитель  занимает   активную позицию, то и ученики класса отличаются активностью и самостоятельностью; если   педагог   увлекается   туризмом,   то   и   в   классной   общности системообразующим видом деятельности становится туризм. Не случайно при смене   классного   руководителя   значительные   изменения   претерпевает воспитательная система класса. Отвечая   за   успешность   проектирования   учебно­воспитательного процесса   в   классе,   классный   руководитель   оказывается   самым заинтересованным   лицом   в   построении   эффективной   воспитательной системы. Однако   не всегда  классный  руководитель   умело   организует  свои субъектные   полномочия.   Нередко   отсутствие   теоретических   знаний   и практических   умений,   недостаточное   развитие   способностей   системно мыслить   и   действовать   не   позволяют   достичь   желаемого   результата.  При моделировании и построении воспитательной системы класса, а также для управления   ею   необходима   специальная   теоретическая   и   методическая подготовка классного руководителя. Важнейшей   составляющей   индивидно­группового   компонента,   да   и классной   воспитательной   системы   в   целом,   являются   учащиеся   класса.   Содной   стороны,   они   –   полноправные   субъекты   своего   развития, жизнедеятельности классного сообщества, создания воспитательной системы, а с другой – объекты преднамеренно сфокусированного и непроизвольного влияния совместной деятельности, общения и отношений. Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными   и   групповыми   особенностями   учащихся.   Классному наставнику необходимо увидеть и понять специфические черты ученического сообщества, определить уровень развития коллектива, сформированности в нём   межличностных   отношений   и   совместной   деятельности,   чтобы   затем постараться   избрать   оптимальные   формы   и   способы   построения воспитательной   системы.   В   этой   связи   становится   понятной нецелесообразность копирования какого­нибудь известного образца системы воспитания   или   модели,   ранее   разработанной   самим   педагогом   для осуществления   воспитательной   деятельности   с   другими   учащимися.   Такие случаи, к сожалению, встречаются в практике воспитания. Проблемы  создания и функционирования   воспитательной  системы не могут   не   волновать   родителей,   администрацию   школы,   учителей­ предметников и других взрослых, участвующих в жизнедеятельности класса. Результаты   многочисленных   исследований   свидетельствуют   о   высокой степени референтности родителей по отношению к своим детям, о большой значимости   родительского   слова,  примера,  дела   в   формировании   личности сына или дочери. Следовательно, родители не должны остаться вне рамок процесса   моделирования   и   функционирования   воспитательной   системы. «Чужими»  не   могут   быть   и   педагоги,  работающие   в   этом   классе.   На   наш взгляд, правильно поступают в тех учреждениях образования, где пытаются объединить   в   одну   команду   всех   учителей   класса,   чтобы   максимально согласовать   и   интегрировать   педагогические   воздействия   на   ученический коллектив и его членов. «Ни один воспитатель, – по мнению А.С. Макаренко, – не имеет права действовать в одиночку, на собственный риск и на свою собственную ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где  воспитатели  не  соединены  в  коллектив   и  коллектив  не  имеет  единого плана   работы,   единого   тона,   единого   точного   подхода   к   ребёнку,   там   не может быть никакого воспитательного процесса». Второй   компонент   ценностно­ ориентационный,  который   представляет   собой   совокупность   следующих элементов:  воспитательной   системы   – ­ ключевая идея замысла системы;  ­ цель и задачи воспитания; ­ перспективы жизнедеятельности классного сообщества;  ­ принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.Подчёркивая  существенную   значимость   данного   компонента,   ученые называют   его   ценностно­смысловым   ядром   системы   или   главным детерминирующим  и  интегрирующим   фактором   функционирований   и развития воспитательной системы. В  воспитательном   пространстве   класса   существует   широкий   спектр индивидуальных  и  групповых   ценностей.  Одни  ценности   играют   важную регулятивную роль в построении совместной деятельности и общения другие имеют второстепенное значение для членов сообщества и служат лишь фоном их   жизнедеятельности,  а  третьи   вообще   не   замечаются  и  как   бы   вовсе   не существуют.  Речь  идёт   о   приоритете   тех   или   иных   ценностей   в воспитательной системе, об иерархии в тот или иной момент бытия общности детей  и  взрослых.  Именно  иерархия ценностей, а  не их  палитра оказывает решающее   влияние   на   выбор   целевых   ориентиров,   установления   норм поведения и общения, формирование индивидуальных ценностных ориентации участников воспитательного процесса. К  сожалению,   педагоги­воспитатели   часто   недооценивают   важности ценностно­ориентационного компонента, поэтому в планах  работе  классного руководителя можно обнаружить недостаточно продуманные и обоснованные цели  или  вовсе  их  отсутствие.  Нередко  у   педагогов   не   доходят   руки  до разработки принципов построения учебно­воспитательного процесса в классе, до  определения   совместно   с   учащимися   и   родителями   перспектив жизнедеятельности   классного   коллектива.   Не   подвергаются   анализу ценностные   ориентации   классного   сообщества   и   его   членов.  В  результате педагогическая   деятельность   носит   нецеленаправленный,   хаотичный, спонтанный   характер  и  приводит   к   неутешительным   итогам   в   развитии учащихся и формировании ученического коллектива. В  процессе   разработки  и  реализации   модельных   представлений   о воспитательной системе класса особое значение имеет определение ключевой идеи   замысла   системы.  Эта  идея   является   своеобразным   внутренним стержнем системы, вокруг которого формируются все другие представления сообщества детей и взрослых: о целях, перспективах и принципах организации воспитательного процесса и жизни в классе о содержании, формах и методах совместной   деятельности,   о   построении   общения   и   отношений   в  классном коллективе. С ней часто связан выбор названия воспитательной системы (см. табл. 1). Ключевая идея Овладение   младшими   школьниками   умениями   и навыками   самообслуживания,   самоорганизации индивидуальной и совместной жизнедеятельности Формирование экологической культуры учащихся Таблица 1 Название системы Самоумейка ЭкоградСодействие   старшеклассникам   в   личностном   и профессиональном самоопределении Воспитание   учащихся   на   ценностях   русской культуры, обычаях и традициях родного края Развитие индивидуальности учащихся Найди себя в себе Звонница Зажги свою звезду   Щурковой,  цели  не   бывает, Воспитания   без   так   как   сущностными характеристиками   этого   процесса   являются   целесообразность, целеустремленность, целенаправленность. Классный руководитель должен об этом   помнить   и   уделять   более   пристальное   внимание   целеполаганию.   Под целью   воспитания   принято   понимать   вероятностное   представление   о результатах   воспитательной   деятельности.   Она   должна   носить,   по   мнению H.E.   допускающий   бесконечность индивидуальных многообразий, чтобы развитая личность сохранялась во всей ее   неповторимости   в   широком   коридоре   культуры,   но   чтобы индивидуальность   ни   в   коем   случае   не   сводилась   к   варварству   пещерного человека.   Успешно   работающие   классные   руководители   определяют,   как правило, не только главный целевой ориентир воспитательной деятельности, но   и   совокупность   задач,   решение   которых   гарантирует   достижение поставленной   цели.  Например,   целевой   блок   плана   воспитательной   работы учителя начальных классов Т.В. Павловой включает две составляющие:   общий   характер, 1) цель   –   содействие   становлению   и   проявлению   творческой индивидуальности младшего школьника; 2) задачи: ­ развитие субъектности ребёнка; ­   создание   условий   для   интеллектуального,   нравственного   и эмоционального самовыражения младшего школьника;  ­   педагогическая   поддержка   творческих   устремлений   и   действий учащихся. В   концепции   воспитательной   системы   класса,   в   котором   классным руководителем   является   В.А.   Андреева,   содержатся   целевой   ориентир (воспитание трудолюбия и любознательности ребенка, знающего историю и традиции   своего   края   и   уважающего   живущих   рядом   людей)   и   перечень соответствующих ему задач: 1) воспитание уважительного и ответственного отношения к труду; 2) создание   условий   для   общения   и   совместной   деятельности старшего поколения с младшим; 3) развитие   любознательности   и   познавательных   интересов учащихся; 4) сплочение классного коллектива. «Воспитать   человека,   –   подчеркивал   А.С.   Макаренко,   –   значит воспитать   у   него   перспективные   пути».   Антон   Семёнович   наглядно   иубедительно   показал   большое   значение   индивидуальных   и   групповых перспективных   линий   для   развития   личности   ребёнка   и   формирования детского   коллектива.   Под  перспективой  известный   педагог   понимал завтрашнюю   радость,   к  которой  стремятся   коллектив  и  его   члены. Перспективы могут быть, по мнению А.С. Макаренко, разными по времени их достижения  (близкая,   средняя,   далёкая)  и  социальной   ценности   («от простейшего примитивного удовлетворения до глубочайшего чувства долга»), но   должны   способствовать   росту   личности   и   коллектива.   Опираясь   на теоретические  и  методические   разработки   Антона   Семёновича,   классные руководители   пытаются   совместно  с  учащимися  и  родителями  определить перспективы жизнедеятельности класса, согласовать их с целями и задачами воспитательного процесса. В зависимости от целевых установок, возрастных особенностей учащихся, уровня развития коллектива перспективы могут быть следующими: ­ близкая (поход; дискотека; праздник именинников; посещение театра, концерта, выставки; экскурсия); ­ средняя  (коллективное   творческое   дело;   победа   или   участие   в конкурсе, смотре, соревновании; туристическая поездка);  ­ далёкая (успешно завершить обучение в школе; стать образованными и воспитанными личностями; оставить в школе  добрый след в виде традиции или   весомого   вклада   в   обустройство   школьного   здания  и  прилегающей территории и т.п.). На пути к достижению целевых ориентиров  и  перспектив  происходят изменения   в   жизнедеятельности   классного   коллектива,   построения воспитательного процесса. Постепенно появляются и устанавливаются нормы и  правила,   которые   принято   соблюдать   в   данном   сообществе  и  детьми,  и взрослыми. Они не только в значительной степени регламентируют поведение, деятельность, общение членов классного коллектива, но и заметно влияют на выбор способов организации педагогического процесса. Эти нормы и правила, отражающие   ценностные   ориентации   классного   сообщества,   являются принципами  построения  жизнедеятельности  и  воспитательной   системы класса.   Чаще   всего   принципы  формулируются   в   виде   заповедей   жизни   в классе.   К   примеру,   воспитанники   С.В.   Заваденко   вместе  с  родителями  и классным руководителем сформулировали принципы таким образом: 1. Познай себя – это интересно! 2. Сотвори себя – это необходимо! 3. Утверди себя – это возможно! 4. Прояви себя – это реально! Третий компонент воспитательной системы класса – функционально­ деятельностный, который складывается из таких элементов, как: ­ системообразующий   вид   деятельности,   формы  и  методы организации совместной деятельности и общения;­ основные функции воспитательной системы; ­ педагогическое   обеспечение   жизнедеятельности   классного сообщества и самоуправления в нём. Этот   компонент   выполняет   роль   главного   системообразующего фактора,   обеспечивающего   упорядоченность   и   целостность   воспитательной системы, функционирование и развитие её основных функций и связей. Основу   данного   компонента   составляет   совместная   деятельность членов классного сообщества. Изучение воспитательной практики классных руководителей,  успешно   работающих   с  учащимися,  показывает,  что  они,  с одной стороны, пытаются использовать в воспитании и развитии школьников разнообразные виды и формы деятельности, а с другой – в широком спектре деятельности, выделяют какой­то один вид в качестве системообразующего и с   его   помощью   строят   воспитательную   систему   класса,   формируют неповторимую   индивидуальность   (лицо   классного   коллектива).   Чтобы осуществляемая   деятельность   и   её   влияние   на   развитие   личности   ребёнка носили   более   целенаправленный   и   системный   характер,   педагоги предпринимают   попытки   объединить   отдельные   воспитательные   дела   и мероприятия в более «крупные дозы воспитания» – тематические программы, ключевые дела, социально­педагогические проекты. Наиболее популярными вариантами реализации данного подхода являются: ­ разработка   и   осуществление   целевых   (тематических)   программ «Учение»,   «Досуг»,   «Общение»,   «Образ   жизни»,   «Здоровье» (предложено О.С. Газманом); ­ объединение   проводимых   дел   в   более   крупные   блоки   с   целью освоения   общечеловеческих   ценностей:   «Земля»,   «Отечество», «Семья»,   «Труд»,   «Знания»,   «Культура»,   «Мир»,   «Человек» (предложено А.В. Караковским); ­ систематизация   воспитательных   дел   и   мероприятий   по направлениям,   связанным   с   развитием   таких   потенциалов   ценностный личности   ребёнка, (нравственный), художественный (эстетический),   физический   (разработано   на   основе   концепции М.С. Кагана);   как   познавательный, коммуникативный,     ­ формирование   годового   круга   традиционных   дел   в   классе, позволяющего оптимально распределить усилия членов классного сообщества и воспитательные действия во времени. В   качестве   приоритетного   и   системообразующего   используются различные   виды   и   направления   деятельности.   Например,   в   воспитательной практике   образовательных   учреждений   Псковской   области   функцию системообразования   выполняет   познавательная,   туристско­краеведческая, клубная,   спортивно­оздоровительная,   игровая,   шефская   и   другие   виды  системообразующего   вида (направления)   деятельности.   Выбордеятельности зависит, прежде всего, от интересов и потребностей учащихся, личностных особенностей классного руководителя, типа учебного заведения и его структурных подразделений. Нередко увлеченность классного наставника туризмом   или   спортом,   театром   или   художественной   самодеятельностью перерастает в общее увлечение членов классного сообщества, и на этой основе создается   воспитательная   система   класса,   формируется   его индивидуальность.   Часто   в   гимназических   и   лицейских   классах   избрание системообразующего вида деятельности связано с профилем (специализацией) учебного коллектива: в биологическом классе – экономическая деятельность, в   спортивном   –   физкультурно­оздоровительная,  в   классе   с   углубленным изучением иностранного языка – познавательно­страноведческая. В   последние   годы   наряду   с   деятельностью   стали   чаще   всего использоваться в воспитании учащихся формы и методы общения. Классные руководители  стали  больше  уделять  внимания  деловому  и  неформальному общению членов классного коллектива, развитию коммуникативной культуры школьников.   В   педагогическом   арсенале   появились   тренинги   общения, коммуникативные   игры,   часы   общения   и   развития,   кружки   и   клубы коммуникативной   культуры.   Это   не   только   обогатило   воспитательный процесс, но и способствовало повышению его эффективности. - Выбор   содержания   и   способов   организации   деятельности   общения   в классном   коллективе   находится   в   тесной   взаимосвязи   с   функциями воспитательной системы. По мнению Н.Л. Селивановой, класс по отношению к личности ребёнка может выполнять следующие функции: - образовательную,  направленную   на   формирование   у   детей - целостной и научно обоснованной картины мира; воспитательную,  содействующую   нравственному   становлению личности школьника; защитную,  связанную   прежде   всего   с   психологической   защитой ребенка от негативных влияний среды; - компенсирующую,  предполагающую   создание   дополнительных условий   для   развития   творческих   способностей   детей,   их самореализации в таких сферах  деятельности, как познание, игра, общение; - интегрирующую и корректирующую, заключающиеся в том, что при соблюдении   определенных   условий   класс   может   интегрировать   и корректировать   различные   влияния,   которые   испытывает   ребёнок как в классе, так и вне его. Успешность   реализации   классом   перечисленных   функций   во   многом зависит   от   педагогического   обеспечения   жизнедеятельности   классного сообщества и прежде всего от целесообразной и эффективной деятельности классного   руководителя.   В   настоящее   время   большинство   педагогических коллективов   осознают   необходимость   изменения   роли,   функций   основных направлений деятельности классного наставника. В новых нормативных актахучреждений   образования   функциональные   обязанности   классного руководителя   чаще   всего   определяются   таким   образом,   чтобы   педагог способствовал выполнению классом возложенных на них функций. Специфика функций   и   своеобразие   позиции   классного   руководителя   во   многом обусловлены  особенностями  класса   и  его   воспитательной   системы.  В  этой связи   интересны   наблюдения   петербургских   учёных   И.Л.   Колесниковой   и Е.Н.Барышникова,   позволяющие   констатировать,   что   различные   типы воспитательных систем (они выделяют четыре основных типа воспитательных систем   в   зависимости   от   доминирующей   ориентации:   рационально­ познавательной,   индивидуально­ личностной) детерминируют ведущие роли классного руководителя:   нравственно­культурной,   социальной, ­  «контролёр»,  обеспечивающий   включение   учащихся   в   учебно­ воспитательный процесс (контроль за посещением, поведением, дежурством, питанием;   выяснение   отношений   с   родителями,   индивидуальная   работа   с учащимися, игнорирующими учебно­воспитательный процесс); ­  «проводник   по   стране   знаний»,  создающий   условия   для   развития познавательного интереса и желания учиться (информирование учащихся и родителей   об   особенностях   школы   и   её   требованиях   к   обучающимся; проведение   воспитательных   мероприятий   познавательного   характера; оказание   помощи   учащимся   в   самообразовании;   координация   усилий   всех учителей, работающих в классе); ­  «нравственный наставник»,  содействующий соблюдению учащимися норм и правил, разрешению возникающих конфликтов как между учащимися, так и между учащимися и педагогами (обучение этике и этикету; проведение бесед   на   нравственные,   социальные,   правовые   темы;   оценка   поступков учеников;   индивидуальная   работа   с   учащимися,   нарушающими   нормы поведения в образовательном учреждении); ­ «носитель культуры», помогающий освоить культурные ценности, на основе   которых   организован   учебно­воспитательный   процесс   (проведение экскурсий, коллективных походов в музеи, театры, на выставки; организация вечеров и бесед о культуре, культмассовых мероприятий в школе и дома);  ­  «старший   товарищ»,  помогающий   включиться   в   различные   виды деятельности,   берущий   на   себя   часть   заботы   об   учащихся   (формирование коллектива класса, организация коллективной творческой деятельности); ­  «социальный   педагог»,  способствующий   решению   различных социальных   проблем   учащихся   (создание   нормальных   условий   обучения   в школе   и   дома,   защита   прав   ребёнка,   формирование   навыков   социальной жизни); ­  «фасилитатор»,  оказывающий   помощь   учащимся   в   самопознании, самоопределении,   самореализации   (проведение   бесед,   тренингов,   игр; индивидуальная работа с учащимися). Тип воспитательной  системы и характерный для неё вид совместной деятельности оказывает влияние и на выбор форм и способов организациисамоуправления в классном сообществе. Например, совет клуба может стать ведущим   органом   самоуправления  в  классной   воспитательной   системе индивидуально­личностной   ориентации,   в   которой   клубная   деятельность является системообразующим фактором; совет дела, как правило, становится главным   органом   самоуправления   в   воспитательной   системе   социальной ориентации,   в   которой   коллективная   творческая   деятельность   является приоритетной;   институт   дежурных   командиров  или  старост   нередко встречается   в   классах,   где   функционируют   воспитательные   системы рационально­познавательной ориентации. Четвёртый   компонент  воспитательной   системы   класса   –   это пространственно­временной. Он состоит из таких элементов, как: ­  эмоционально­психологическая,  духовно­нравственная   и   предметно­ материальная среда жизнедеятельности и развития учащихся; ­ связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых; ­ место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения; ­ этапы развития воспитательной системы. Каждая   воспитательная   система   имеет   среду   –   своё   жизненное пространство, в котором осуществляется совместная деятельность и общение членов   классного   сообщества,   развиваются   межличностные   и   деловые отношения,   формируются   индивидуальные   и   групповые   ценностные ориентации. Основным «местом жительства» класса, как правило, является учебный   кабинет,   закреплённый   администрацией   школы   за   учащимися   и классным руководителем данного класса. В нём происходят главные события классной   жизни,   специально   создаются   или   стихийно   возникают   ситуации, которые   существенно   влияют   на   становление   личности   ребёнка   и формирование   детского   коллектива.   Отсюда   очевидна   важность   заботы классного  руководителя, его  питомцев  и  коллег   об  уютной  и  комфортной обстановке в учебном кабинете, об эмоциональном и духовно­нравственном насыщении   жизненного   пространства   класса.   Правильно   поступают   те классные руководители, которые пытаются создать  в  классном коллективе более духовно богатую и нравственно чистую атмосферу, чем в окружающем социуме. Целесообразность такого подхода объясняется тем, что у ребёнка ещё не сформирован нравственный иммунитет к аморальным и асоциальным явлениям в обществе, что он еще не убеждён в правильности своего ответа на вопрос: что такое хорошо и что такое плохо? Однако   это   не   означает,   что   воспитательная   система   класса  должна быть закрытой системой с максимально ограниченными внешними связями и отношениями.  Совершенно не так – лишь открытость системы позволяет ей эффективно   действовать   и   интенсивно   развиваться.   Авторам   этой   книги приходилось неоднократно убеждаться в том, что неоправданное ограничениевнешних   связей   воспитательной   системы   ведёт   к   кризисным  явлениям  в функционировании и развитии системного образования. К сожалению, бывают случаи,   когда   педагоги   –   руководители   классов   с   высокой   степенью организованности и активности учащихся не желают, чтобы их воспитанники принимали   участие   в   совместных   делах   с   представителями   классных коллективов,   имеющих   более   низкий   уровень   сплоченности   и   развития. Нередко   в   таких   случаях   возникший   корпоративный   дух   по   отношению   к другим   учебным   группам   проникает   внутрь   своего   коллектива   и   через некоторое  время «разъедает» внутренние связи и отношения. В результате ранее благополучный класс становится конфликтным, менее организованным и   сплочённым.   Для   процесса   его   развития   становятся   характерными регрессивные тенденции. Поэтому классный руководитель должен заботиться об   установлении   и   укреплении   связей   класса   со   сверстниками   из   других учебных   коллективов,   о   формировании   межвозрастных   отношений   внутри школы и за ее пределами. Значительно   обогащает   жизнедеятельность   класса   наличие   друзей   из ближайшего   социального   окружения.   Ими   могут   быть   родители,   бабушки, дедушки,   руководители   кружков,   клубов,   секций,   народные   умельцы, ветераны войны и труда. Хорошими друзьями классных коллективов бывают различные   люди,   отличающиеся   по   возрасту,   характеру,   профессии, политическим воззрениям, но схожие по двум очень важным качествам: во­ первых,   они   чем­то   (своим   увлечением,   жизненным   опытом,   талантом) интересны   учащимся;   во­вторых,   они   проявляют   желание   быть   полезными детям.   Часто   такая   позиция   взрослых   вызывает   адекватную   реакцию   со стороны учащихся, которые также пытаются стать нужными для окружающих и   стремятся   охватить   своей   заботой   нуждающихся   в   ней.   Формирование внутренней   и   внешней   среды   функционирования   и   развития   классного коллектива и его членов неразрывно связано с определением и осознанием места и роли класса в воспитательном пространстве всего образовательного учреждения.   Особенно   это   важно   для   сельской   школы,   где   при малочисленности учащихся и педагогов десятками нитей переплетены связи и отношения между классными коллективами, отдельными учебными группами и школьной общностью в целом. Поэтому при моделировании и построении воспитательных  систем школы  и класса необходимо учитывать характер  и тенденции взаимодействия в процессе становления и развития этих системных образований. Как показывают результаты опытно­экспериментальной работы, процесс   развития   общешкольной   и   классных   воспитательных   систем протекает   более   успешно,   если   создание   системы   образовательного учреждения   начинается   в   более   ранние   сроки,   чем   моделирование воспитательных   систем   его   структурных   подразделений.   Классному руководителю и другим членам классного сообщества гораздо проще найти свою   нишу   в   воспитательном   пространстве,   если   им   будут   известны   цель,задачи,   принципы   и   основные   направления,   формы   и   способы   построения жизнедеятельности и воспитательного процесса в общешкольном коллективе. Успешность развития воспитательной системы класса зависит также от умения классного руководителя правильно определить этапы этого процесса и в соответствии с ними избрать адекватные цели и средства педагогической деятельности. Условно   можно   выделить   четыре   этапа   в   развитии   воспитательной системы класса: 1­й этап – проектирование системы; 2­й этап – становление системы; 3­й этап – стабильное функционирование системы; 4­й   этап  –  завершение   функционирования   или   коренное   обновление системы. На   первом   этапе   преобладает   деятельность   по   изучению   интересов, потребностей   и   других   личностных   характеристик   членов   классного сообщества,   проектированию   желаемого   образа   класса,   определению перспектив жизнедеятельности классного коллектива. Такая деятельность в этот период является главным системообразующим фактором. На   втором   этапе   особое   внимание   уделяется   укреплению межличностных   отношений,   формированию   чувства   «мы»,   апробированию форм способов совместной деятельности, взращиванию традиций классного коллектива.   Призыв   классного   руководителя   (родителя   или   другого авторитетного взрослого) «Делай как я!» становится в этот период основный девизом жизнедеятельности классного коллектива. На   третьем   этапе   активно   развиваются   самоуправленческие   начала, поэтому появляются вскоре друг за другом лозунги: «Делай как лучшие из нас!» и «Делай как большинство из нас!» Воспитательная система начинает соответствовать   проектному   замыслу   её   создателей.   Доминирующий   вид совместной   деятельности   формирует   индивидуальность   (лицо)   классного коллектива.   Жизнь   классного   сообщества   строится   на   основе   традиций, сохраняемых и поддерживаемых большинством членов коллектива. Для четвертого этапа характерны две тенденции: первая – постараться сделать так, чтобы лучшее в жизни класса стало достоянием всего школьного коллектива (оставить добрый след); вторая – искать новые идеи, формы и способы обновления жизнедеятельности в классе. Пятый компонент воспитательной системы класса – это диагностико­ результативный, включающий в себя следующие элементы: ­ критерии эффективности воспитательной системы;  ­ методы и приёмы изучения результативности воспитательной системы. В   последние   годы   классные   руководители   пытаются   отказаться   от измерения результатов воспитательной деятельности на глазок и стараются овладеть   диагностическими   приёмами   и   методами   исследованияэффективности учебно­воспитательного процесса. Однако не всегда попытки бывают   удачными,   так   как   нередко   классному   руководителю   не   достает знаний и умений в психолого­педагогической диагностике. Порой ему сложно определить   критерии   результативности   воспитательной   работы,   найти   и корректно   использовать   методики   изучения,   правильно   обработать, интерпретировать и оценить полученные результаты. Классный руководитель нуждается в помощи учёных и методистов. Следует   также   заметить,   что   в   педагогической   науке   проблема исследования   эффективности   учебно­воспитательного   процесса   остается   в значительной степени неразрешенной. Нет у ученых и общепринятой точки зрения   по   поводу   критериев   и   методов   изучения   результативности воспитательной   системы   класса.   На   наш   взгляд,   мерилом   эффективности функционирования классной воспитательной системы могут быть признаны следующие критерии: - - - воспитанность учащихся; защищённость и комфортность ребёнка в классе; удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе; - - - В соответствии с данными критериями подбираются методы и приёмы сформированность классного коллектива; репутация класса; проявление индивидуальности (лица) классной общности. изучения результативности воспитательного процесса. Таким образом, нами названы и охарактеризованы основные компоненты воспитательной   системы   класса.   Наличие   у   классного   наставника представлений о сущности и строении воспитательной системы позволяет ему более осознанно и уверенно приступить к деятельности по моделированию и построению системы воспитания учащихся в классном коллективе. II. Технология моделирования воспитательной системы В   процессе   моделирования   воспитательной   системы   класса   можно выделить  три   основных   направления  совместной   деятельности   классного руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями: 1) изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе; 2) проектирование   целей,   перспектив   и   образа   жизнедеятельности классного сообщества; 3) сплочение   и   развитие   классного   коллектива,   создание развивающей среды личности ребёнка. В ходе опытно­педагогической работы нами определены формы, методы и   приёмы,   которые   классный   руководитель   может   использовать   в деятельности по созданию модели воспитательной системы класса (см. табл. 2).Основные направления деятельности Задачи деятельности Средства реализации задач Таблица 2 Изучение учащихся     класса, отношений, общения деятельности   классном коллективе и в         Изучить  Определить 1. потребности, интересы, и склонности другие личностные характеристики членов   классного коллектива.  2. уровень сформирован­ ности   классного коллектива, состояние   в   нем деловых и межличностных отношений. 3. воспитательные возможности родителей и других   категорий взрослых, вовлеченных в жизнедеятельность классной общности. Определить эффективность учебно­ воспитательного процесса  Выявить               методика   Анкетирование, игра 1. «Путешествие по морю любимых занятий»,   методика   «Цветик­ семицветик», развивающая анкета «Твои увлечения», методики для исследования   мотивов   участия школьников в деятельности и для общественной определения активности учащихся, составление   карты   интересов   и увлечений учащихся класса. 2. Мастерская общения «Давайте познакомимся!», альбом­ эстафета «Наш класс», классный час   «Погружение   в   мир   своего "Я"»,   игра   «Расскажи   мне   обо мне»,   «Детское стихотворение». 3. Тестирование сформированности коллектива по методикам   «Какой   у   нас коллектив»   (А.Н.   Лутошкин), «Мы   –   коллектив?   Мы   – коллектив...   Мы   –   коллектив!», состояния межличностных отношений   с   помощью   игр «Лидер»   и   «Киностудия», социометрических методов, конкурса   рисунков   «Я   в   моём классе». 4. Смотр сочинений «Моя семья», огонёк «Мы и наши дети», беседа «Моя семья – чудесное место для жизни», коллективное творческое дело   «Мир   интересов   моей семьи».А.А.   жизнью»,   Тесты   Н.Е. час ролевая 5.   Щурковой «Размышляем   о   жизненном опыте»,   Андреева «Удовлетворённость   учащихся школьной   Е.Н. Степанова   «Удовлетворенность родителей работой образовательного учреждения» 1. Организационно­ деятельностная   игра   «Развитие личности   младшего   школьника», «Портрет классный лицеиста», игра «Планета   друзей»,   коллективное творческое дело «Экологическая тропа класса», игра «Приходи к нам в будущее», конкурс идей и проектов   учащихся   «Класс,   в котором я хотел бы учиться». 2.   Игра   «Есть   корабль,   где   все капитаны»,   вечер   «Мир   моих увлечений», родительское собрание «Школа + семья + дети =?»,   творческое   дело   «Устав класса»,  конкурс «Герб   класса», выпуск   стенной   газеты   «Мой класс сегодня и завтра»       1.   Праздник   именинников, вылазки на природу, культпоходы и   экскурсии,   игра   «Узнай   своё поручение», коллективное творческое дело «В нашем классе день игра­ путешествие   по   семейным островам 2.   «Разговор   при   свечах», «Арбузник», «Волшебный стул и другие   формы   коллективной рождения»,       Проектирование целей,   перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества   Деятельность   по сплочению и развитию классного коллектива, созданию развивающей среды   личности ребёнка         членов 1.   Сформировать образ   класса   и жизнедеятельности в нем, привлекательный для классного сообщества. 2.   Определить место   и   роль класса в воспитательной системе школы. Выявить 3. способы и условия использования возможностей окружающей среды развитии в   личности и формировании классного коллектива 1.   Содействовать формированию благоприятной эмоционально­ психологической   и нравственной атмосферы классе. 2. моделируемые элементы   Апробировать ввоспитательной системы   класса   в жизнедеятельности классного сообщества деятельности, предлагаемые Н.Е. Щурковой   в   книге   «Собрание пёстрых дел» Моделирование воспитательной системы класса – это очень сложный и длительный   процесс,   так   как   происходящие   изменения   в   жизни   общества, школы,   класса,   педагога,   ребёнка   обусловливают   внесение   корректив   в первоначально   созданную   модель.   В   то   же   время   мы   считаем,   что организационный период по построению модели не должен быть длительным. Его   оптимальная   продолжительность   –  7­8  месяцев.   На   этот   период целесообразно   составить   план   работы   по   моделированию   воспитательной системы   класса,   который   может   являться   составной   частью   плана   работы классного руководителя. Предлагаем избрать следующую форму плана. Деятельность по моделированию воспитательной системы Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь по Направления работы   моделированию воспитательной системы 1. Изучение класса, учащихся, его   внутренней и внешней   среды классного коллектива 2.   Проектирование целей,   перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества 3. Деятельность по сплочению и развитию коллектива класса       Главными   результатами   совместной   работы   педагогов,   учащихся   и родителей по моделированию должны стать модель воспитательной системы класса и программа её построения. Существуют разные формы моделей. В педагогической   практике   наиболее   удобной   формой   модели   являетсяконцепция   (концептуальная   модель).   Концепция   воспитательной   системы класса может состоять из таких разделов, как: сообщества; - - - краткая психолого­педагогическая характеристика класса; цель и задачи воспитательной системы класса; перспективы   и   принципы   жизнедеятельности   классного - механизм   функционирования   и  построения   воспитательной   системы класса   (системообразующий   вид   деятельности,   годовой   круг традиционных дел в классе, самоуправление в классном коллективе, основные внутренние и внешние связи и отношения членов классного сообщества, этапы становления и развития воспитательной системы); - критерии   и   способы   изучения   эффективности   воспитательной системы класса. Какой   должка   быть   программа   построения   воспитательной   систем класса? На этот вопрос педагог может найти ответ самостоятельно. Главное, чтобы в программе были отражены этапы, направления и способы построения системы,   которые   в   дальнейшем   должны   составить   основу   плана   работы классного руководителя. Рекомендуемая литература 1. Барышников   Е.Н.,   Колесникова   И.А.  О   воспитании   и воспитательных системах. – СПб., 1996. 2. Барышникова   С.В.  Трудный   выбор   классного   руководителя.   – СПб., 2003. 3. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! – М, 1996. 4. Классному руководителю о воспитательной системе класса. / Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2000. 5. Селиванова   Н.Л.  Класс   в   воспитательной   системе   школы.   // Заместитель директора школы по воспитательной работе. – 2005. – № 5. 6. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. – М., 2000. 7. Щуркова   Н.Е.  Классное   руководство.   Теория,   методика, технология. – М., 1999.