Статья на тему"Система работы по формированию трудовых навыков и профессиональной ориентации школьников с ОВЗ на уроках трудового обучения"
Оценка 5
Семинары
doc
технология +1
Взрослым
03.04.2017
Правильно созданные в коррекционной школе условия, формы и содержание профессионально-трудовой подготовки способны обеспечить ученику освоение в соответствии с его возможностями трудовых умений и навыков, профессиональных программ, формирование общей культуры личности, ее социализации и решению сопутствующих проблем социально-бытовых, досуговых, нравственно-этических. Данный материал поможет педагогам в работе с детьми с ОВЗ.Данный материал будет интересен педагогам трудового обучения, работающим с детьми с ОВЗ. В работе представлен опыт работы по формированию трудовых навыков и профессиональной ориентации школьников с ОВЗ.
Громова О.Б..doc
Громова Ольга Борисовна,
учитель,
первая квалификационная категория
г. Мончегорск, ГОБОУ Мончегорская КШ
. ru
83801022@
mail
olq
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ
НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
Главные задачи современной школы раскрытие способностей каждого ученика,
личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное
обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) должно быть построено
так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать целей, умело
реагировать на разные жизненные ситуации.
Правильно организованное трудовое обучение – это не только эффективное средство
коррекции недостатков развития умственной деятельности обучающихся, но и одно из
ведущих средств учебновоспитательной работы, направленное на решение задачи их
социальной реабилитации и адаптации.
Главными целями своей педагогической деятельности считаю обеспечение
коррекции и развития высших психических функций детей, развитие индивидуальных
способностей, создание оптимальных условий для развития трудовых навыков и
допрофессиональной подготовки; формирование у обучающихся здорового образа жизни, а
также их успешной социальной адаптации и интеграции в обществе.
Использую в своей работе следующие подходы в трудовом обучении:
Прогностическая диагностика – выявление индивидуальных недостатков и учет
динамики развития каждого обучающегося с нарушениями интеллекта.
Дифференцированное развивающее обучение – в ходе обучения обучающиеся не
только усваивают учебный материал, но и исправляют свои недостатки. Организация
обучения на уроках выстраивается таким образом, чтобы расширились рамки
коррекционной работы над личностью школьников и тем самым создавались условия для
более успешного овладения ими программного материала.
Повышение эффективности и качества обучения ученика путем оказания ему
помощи в адаптации к условиям и задачам образовательного учреждения.
Использование форм и методов работы, повышающих интерес детей к процессу
познания и мотивацию к обучению.
Регулярный контроль над уровнем развития личности ребенка, психолого
педагогическая поддержка ученика («сопровождение»).
Профориентация обучающихся, становление личности ученика в процессе выбора.
Включение целенаправленного рассмотрения практической значимости и жизненной
необходимости сейчас и в будущем в содержании материала каждого урока трудового
обучения. Максимальное расширение реабилитационного пространства,
означающее
необходимость целенаправленной коррекционной работы с детьми за пределами
учреждения.
Разноуровневое обучение, которое позволяет осуществлять на деле индивидуальный
подход и максимально раскрывать потенциал развития каждого ребенка.
Как показывает практика, правильно созданные в коррекционной школе условия,
формы и содержание профессиональнотрудовой подготовки способны обеспечить ученику
освоение в соответствии с его возможностями трудовых умений и навыков,
профессиональных программ, формирование общей культуры личности, ее социализации и
решению сопутствующих проблем социальнобытовых, досуговых, нравственноэтических.
Мною накоплен большой материал по всем темам, разделам, способствующий усвоению
учебного материала и формированию трудовых навыков детьми с ОВЗ.
Одним из важнейших направлений в процессе профессиональнотрудового обучения
детей с недостатками психофизического и интеллектуального развития является механизм
формирования целенаправленных действий и движений в процессе овладения навыками.
Организуя процесс усвоения формирования профессиональнотрудовых навыков,
учитываю положения о влиянии условий обучения на их усвоение. За основу обучения
принимаю внешние и внутренние условия формирования навыков. К внешним условиям
соотношу:
Эффективность объяснения учителем трудовых приёмов.
Организацию системы упражнений.
Оценку учителем действий обучающихся.
Дифференцированный подход к обучающимся.
Наличие приспособлений срочной информации о результатах трудовых действий.
В число внутренних условий формирования навыков включаю:
Интеллектуальный уровень обучаемых (способность к формированию образа
эталона труда и осознанию трудовых действий).
Уровень сенсорной чувствительности.
Наличие трудового опыта.
Самооценку трудовой деятельности.
Развитие самоконтроля трудовых действий.
Способность к переносу навыков.
Состояние двигательной сферы.
Энергетический потенциал личности ребёнка (эмоции, работоспособность).
Дифференциацию обучающихся по способности к овладению трудовыми навыками.
Как показывает опыт работы, в процессе трудового обучения двигательным трудовым
навыкам у обучающихся с ОВЗ продвижение идёт неравномерно. Это определяется
разными потенциальными возможностями и связано с особенностями присущих им
дефектов. Ученики обучаются профессии, в основе которой лежат преимущественно
ручные операции. Дифференцированный подход в обучении приёмам труда во многом
связан с имеющимися у школьников двигательными нарушениями. Он предусматривает
изучение глубины дефекта, выявление способностей к учебной деятельности с учётом
нарушений психофизических функций, участвующих в формировании навыка. Зная
особенности трудовой деятельности каждого ребёнка, особое внимание уделяю развитию тех качеств, которые являются главным тормозом в обучении. Это позволяет
целенаправленно осуществлять дифференцированный подход и добиваться наиболее
эффективного продвижения каждого ученика в овладении системой профессиональных
навыков. Создаю благоприятные условия обучения, учитываю как индивидуальные
особенности каждого ребёнка (тип диагноза, характер, скорость протекания мыслительных
процессов, уровень сформированности ЗУНов, работоспособность, уровень развития
эмоционально – волевой сферы), так и его специфические особенности, свойственные
детям с данной категорией нарушения развития. Реализуя принцип дифференцированного
и индивидуального подхода, предусматриваю разные уровни трудности с учётом разных
групп внутри класса (разноуровневое обучение).
Дифференцированный подход к обучающимся реализуется путём подбора различных
по сложности и объёму контрольных заданий, в зависимости от индивидуальных
особенностей детей. Так, например, при затруднительном усвоении материала одному
ученику предлагаю дополнительные задания, а другому даю возможность больше
отдохнуть. Анализируя ошибки обучающихся, допустимые ими в письменных работах,
отделяю ошибки, обусловленные недостаточным усвоением правил орфографии, от
ошибок, обусловленными последствиями болезни. Чтобы подготовиться к урокам,
возможно доходчивее объяснить новый учебный материал подбираю наиболее подходящие
наглядные пособия к уроку, с учётом особенностей восприятия ребёнка с ОВЗ. Мною
изготовлены карточки индивидуальных заданий по предмету для детей инвалидов,
демонстрационный и наглядный материал (использую таблицы и плакаты, фото и
видеоматериалы, фиксирующие эталон рациональных приёмов труда), инструкционно
технологические карты по изготовлению изделий. В качестве индивидуального
раздаточного материала применяю таблицы с описанием трудовых действий и возможных
видов брака, перфокарты и кроссворды на обобщение знаний по определённой операции.
Также составляю цикл заданий с постепенным усложнением действий, подводящих
обучающихся к осознанию выполняемых приёмов операции.
Строю свою педагогическую деятельность с учётом выраженности структуры
дефекта, индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся и воспитанников.
Одним из главных направлений в работе с детьми с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ) – считаю создание условий, при которых каждый ребенок, независимо от
уровня интеллекта и физического развития, мог бы развивать способности, данные ему от
природы.
Список источников:
1.
Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные
тенденции в обучении и воспитании. – М., 2005.
2.
Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для
учителей и студентов дефектолог. фтов пед. интов/ Под ред. В. В. Воронковой — М.:
ШколаПресс, 1994.
3.
Старобина Е.М. Профессиональная подготовка лиц с умственной
отсталостью. – М.: НЦЭНАС, 2003.
Статья на тему"Система работы по формированию трудовых навыков и профессиональной ориентации школьников с ОВЗ на уроках трудового обучения"
Статья на тему"Система работы по формированию трудовых навыков и профессиональной ориентации школьников с ОВЗ на уроках трудового обучения"
Статья на тему"Система работы по формированию трудовых навыков и профессиональной ориентации школьников с ОВЗ на уроках трудового обучения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.