Статья на тему"Система работы по формированию трудовых навыков и профессиональной ориентации школьников с ОВЗ на уроках трудового обучения"
Оценка 5

Статья на тему"Система работы по формированию трудовых навыков и профессиональной ориентации школьников с ОВЗ на уроках трудового обучения"

Оценка 5
Семинары
doc
технология +1
Взрослым
03.04.2017
Статья на тему"Система работы по формированию трудовых навыков и профессиональной ориентации школьников с ОВЗ на уроках трудового обучения"
Правильно созданные в коррекционной школе условия, формы и содержание профессионально-трудовой подготовки способны обеспечить ученику освоение в соответствии с его возможностями трудовых умений и навыков, профессиональных программ, формирование общей культуры личности, ее социализации и решению сопутствующих проблем социально-бытовых, досуговых, нравственно-этических. Данный материал поможет педагогам в работе с детьми с ОВЗ.Данный материал будет интересен педагогам трудового обучения, работающим с детьми с ОВЗ. В работе представлен опыт работы по формированию трудовых навыков и профессиональной ориентации школьников с ОВЗ.
Громова О.Б..doc
Громова Ольга Борисовна,  учитель,  первая квалификационная категория г. Мончегорск, ГОБОУ Мончегорская КШ   .  ru  83801022@  mail     olq  СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ  И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ  НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ Главные   задачи   современной   школы   ­   раскрытие   способностей   каждого   ученика, личности,   готовой   к   жизни   в   высокотехнологичном,   конкурентном   мире.   Школьное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) должно быть построено так,   чтобы   выпускники   могли   самостоятельно   ставить   и   достигать   целей,   умело реагировать на разные жизненные ситуации.  Правильно организованное трудовое обучение – это не только эффективное средство коррекции   недостатков   развития   умственной   деятельности   обучающихся,   но   и   одно   из ведущих   средств   учебно­воспитательной   работы,   направленное   на   решение   задачи   их социальной реабилитации и адаптации. Главными   целями   своей   педагогической     деятельности     считаю     обеспечение коррекции   и   развития   высших   психических   функций   детей,   развитие   индивидуальных способностей,   создание   оптимальных   условий   для   развития   трудовых   навыков   и допрофессиональной подготовки; формирование у обучающихся здорового образа жизни, а также их успешной социальной адаптации и интеграции в обществе. Использую в своей работе следующие подходы в трудовом обучении:  Прогностическая   диагностика   –   выявление   индивидуальных   недостатков   и   учет динамики развития каждого обучающегося с нарушениями интеллекта.   Дифференцированное развивающее  обучение – в ходе  обучения  обучающиеся  не только   усваивают   учебный   материал,   но   и   исправляют   свои   недостатки.   Организация обучения   на   уроках   выстраивается   таким   образом,   чтобы   расширились   рамки коррекционной работы над личностью школьников и тем самым создавались условия для более успешного овладения ими программного материала.  Повышение   эффективности   и   качества   обучения   ученика   путем   оказания   ему помощи в адаптации к условиям и задачам образовательного учреждения.  Использование   форм  и  методов   работы,  повышающих   интерес  детей  к  процессу познания и мотивацию к обучению.  Регулярный   контроль   над   уровнем   развития   личности   ребенка,   психолого­ педагогическая поддержка ученика («сопровождение»).  Профориентация обучающихся, становление личности ученика в процессе выбора.  Включение целенаправленного рассмотрения практической значимости и жизненной необходимости сейчас и в будущем в содержании  материала  каждого урока трудового обучения.  Максимальное   расширение   реабилитационного   пространства,   означающее необходимость   целенаправленной   коррекционной   работы   с   детьми   за   пределами учреждения.  Разноуровневое обучение, которое позволяет осуществлять на деле индивидуальный подход и максимально раскрывать потенциал развития каждого ребенка. Как   показывает   практика,   правильно   созданные   в   коррекционной   школе   условия, формы и содержание профессионально­трудовой подготовки способны обеспечить ученику освоение   в   соответствии   с   его   возможностями   трудовых   умений   и   навыков, профессиональных программ, формирование общей культуры личности, ее социализации и решению сопутствующих проблем социально­бытовых, досуговых, нравственно­этических. Мною накоплен большой материал по всем темам, разделам, способствующий усвоению учебного материала и формированию трудовых навыков  детьми с ОВЗ.  Одним из важнейших направлений в процессе профессионально­трудового обучения детей с недостатками психофизического и интеллектуального развития является механизм формирования целенаправленных действий и движений в процессе овладения навыками. Организуя   процесс   усвоения   формирования   профессионально­трудовых   навыков, учитываю положения о влиянии условий обучения на их усвоение. За основу обучения принимаю внешние и внутренние условия формирования навыков. К внешним условиям соотношу:  Эффективность объяснения учителем трудовых приёмов.  Организацию системы упражнений.  Оценку учителем действий обучающихся.  Дифференцированный подход к обучающимся.  Наличие приспособлений срочной информации о результатах трудовых действий. В число внутренних условий формирования навыков включаю:  Интеллектуальный   уровень   обучаемых   (способность   к   формированию   образа эталона труда и осознанию трудовых действий).  Уровень сенсорной чувствительности.  Наличие трудового опыта.  Самооценку трудовой деятельности.  Развитие самоконтроля трудовых действий.  Способность к переносу навыков.  Состояние двигательной сферы.  Энергетический потенциал личности ребёнка (эмоции, работоспособность).  Дифференциацию обучающихся по способности к овладению трудовыми навыками. Как показывает опыт работы, в процессе трудового обучения двигательным трудовым навыкам   у   обучающихся   с   ОВЗ   продвижение   идёт   неравномерно.   Это   определяется разными   потенциальными   возможностями   и   связано   с   особенностями   присущих   им дефектов.   Ученики   обучаются   профессии,   в   основе   которой   лежат   преимущественно ручные   операции.   Дифференцированный   подход   в   обучении   приёмам   труда   во   многом связан с имеющимися   у школьников двигательными нарушениями. Он предусматривает изучение   глубины   дефекта,   выявление   способностей   к   учебной   деятельности   с   учётом нарушений   психофизических   функций,   участвующих   в   формировании   навыка.   Зная особенности трудовой деятельности каждого ребёнка, особое внимание уделяю развитию тех   качеств,   которые   являются   главным   тормозом   в   обучении.   Это   позволяет целенаправленно   осуществлять   дифференцированный   подход   и   добиваться   наиболее эффективного   продвижения   каждого   ученика   в  овладении   системой  профессиональных навыков.  Создаю   благоприятные   условия   обучения,   учитываю   как   индивидуальные особенности каждого ребёнка (тип диагноза, характер, скорость протекания мыслительных процессов,   уровень   сформированности   ЗУНов,   работоспособность,   уровень   развития эмоционально   –   волевой   сферы),   так   и   его   специфические   особенности,   свойственные детям с данной категорией нарушения развития. Реализуя принцип дифференцированного и индивидуального подхода, предусматриваю разные уровни трудности с учётом разных групп внутри класса (разноуровневое обучение).  Дифференцированный подход к обучающимся реализуется путём подбора различных по   сложности   и   объёму   контрольных   заданий,   в   зависимости   от   индивидуальных особенностей   детей.   Так,   например,   при   затруднительном   усвоении   материала   одному ученику   предлагаю   дополнительные   задания,   а   другому   даю   возможность   больше отдохнуть.   Анализируя   ошибки   обучающихся,   допустимые   ими   в   письменных   работах, отделяю   ошибки,   обусловленные   недостаточным   усвоением   правил   орфографии,   от ошибок,   обусловленными   последствиями   болезни.   Чтобы   подготовиться   к   урокам, возможно доходчивее объяснить новый учебный материал подбираю наиболее подходящие наглядные  пособия к уроку, с учётом особенностей  восприятия ребёнка  с ОВЗ. Мною изготовлены   карточки   индивидуальных   заданий   по   предмету   для   детей   ­   инвалидов, демонстрационный   и   наглядный   материал   (использую   таблицы   и   плакаты,   фото   и видеоматериалы,   фиксирующие   эталон   рациональных   приёмов   труда),   инструкционно   ­ технологические   карты   по   изготовлению   изделий.   В   качестве   индивидуального раздаточного материала применяю таблицы с описанием трудовых действий и возможных видов брака, перфокарты и кроссворды на обобщение знаний по определённой операции. Также   составляю   цикл   заданий   с   постепенным   усложнением   действий,   подводящих обучающихся к осознанию выполняемых приёмов операции. Строю  свою   педагогическую   деятельность   с   учётом   выраженности   структуры дефекта,   индивидуальных   и   возрастных   особенностей   обучающихся   и   воспитанников. Одним   из   главных   направлений   в   работе   с   детьми   с   ограниченными   возможностями здоровья (ОВЗ) – считаю создание условий, при которых каждый ребенок, независимо от уровня интеллекта и физического развития, мог бы развивать способности, данные ему от природы. Список источников: 1. Дети   с   ограниченными   возможностями:   проблемы   и   инновационные тенденции в обучении и воспитании. – М., 2005. 2. Обучение   и   воспитание   детей   во   вспомогательной   школе:   Пособие   для учителей и студентов дефектолог. ф­тов пед. ин­тов/ Под ред. В. В. Воронковой — М.: Школа­Пресс, 1994.  3. Старобина   Е.М.   Профессиональная   подготовка   лиц   с   умственной отсталостью. – М.: НЦЭНАС, 2003.

Статья на тему"Система работы по формированию трудовых навыков и профессиональной ориентации школьников с ОВЗ на уроках трудового обучения"

Статья на тему"Система работы по формированию трудовых навыков и профессиональной ориентации школьников с ОВЗ на уроках трудового обучения"

Статья на тему"Система работы по формированию трудовых навыков и профессиональной ориентации школьников с ОВЗ на уроках трудового обучения"

Статья на тему"Система работы по формированию трудовых навыков и профессиональной ориентации школьников с ОВЗ на уроках трудового обучения"

Статья на тему"Система работы по формированию трудовых навыков и профессиональной ориентации школьников с ОВЗ на уроках трудового обучения"

Статья на тему"Система работы по формированию трудовых навыков и профессиональной ориентации школьников с ОВЗ на уроках трудового обучения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2017