Программа краткосрочного курса "Техническое моделирование" ( 5 класса)
Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
труд +1
Взрослым
02.04.2017
Данный курс направлен на развитие интереса к специфической предметной деятельности – моделированию. В основе курса лежит реальная деятельность по созданию объектов. По содержанию курс направлен на расширение учебной программы через практикум, который должен вызвать интерес к специфической предметной деятельности.Курс направлен на усвоение действий, а не на количество пройденного материала. Курс предусматривает развитие творческих способностей обучающихся и реализует научно-техническую направленность.Курс содержит актуальность, цель, задачи, результаты, тематическое планирование и краткое содержание занятий.
Программа курса ТМ.doc
Моделирование и конструирование способствуют познанию мира
техники и расширению технического кругозора, развивают конструкторские
способности, техническое мышление, мотивацию к творческому поиску,
технической деятельности.
Курс «Техническое моделирование» предусматривает развитие
творческих способностей обучающихся и реализует научнотехническую
направленность.
За основу данной программы взята типовая программа А.П.
Журавлевой «Кружок начального технического моделирования»
(«Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.
Техническое творчество учащихся»): М.Просвещение.1988. 4653 с. и
программа по ДО автора С. Д. Безобразовой, педагога дополнительного
образования.
Цель программы – развитие творческих и технических способностей
детей посредством изготовления макетов и моделей несложных объектов.
Задачи
Обучающие:
знакомить с историей развития отечественной и мировой техники, с ее
создателями;
знакомить с технической терминологией;
обучать работе с технической литературой;
формировать графическую культуру на начальном уровне: умение
читать простейшие чертежи, изготавливать по ним модели, навыки работы с
чертежноизмерительным и ручным инструментом при использовании
различных материалов;
обучать приемам и технологии изготовления простейших моделей
технических объектов;
Развивающие:
формировать учебную мотивацию и мотивацию к творческому
поиску;
развивать у детей элементы технического мышления,
изобретательности, образное и пространственное мышление;
развивать волю, терпение, самоконтроль.
Воспитательные:
воспитывать дисциплинированность, ответственность, социальное
поведение, самоорганизацию;
воспитывать трудолюбие, уважение к труду;
формировать чувство коллективизма, взаимопомощи;
воспитывать у детей чувство патриотизма, гражданственности.
Сроки реализации программы и возраст учащихся Программа рассчитана на 8 часов обучения обучающихся 5 классов.
Предусматривается индивидуальная и групповая формы обучения.
Формы организации деятельности:
работу с литературой, чертежами, схемами;
практическая работа;
выставка;
Используемые методы и приемы обучения:
словесный (рассказа, с элементами показа, беседы,
экскурсии, тематические праздники, оформление выставок и
экспозиций, обсуждение).
практический (показ приемов исполнения)
частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения
– верный ответ)
Педагогические технологии:
технология проблемного обучения;
игровая технология;
проектная технология;
информационные технологии.
Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в
соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой
образовательный маршрут
Ожидаемые результаты
Обучающийся будет знать:
правила безопасного пользования инструментами;
материалы и инструменты, используемые для изготовления моделей;
основные линии на чертеже;
основные простейшие технические термины;
Обучающийся будет уметь:
соблюдать технику безопасности;
читать простейшие чертежи;
изготавливать простейшие чертежи моделей методом копирования;
находить линии сгиба;
владеть элементарными графическими навыками;
изготавливать простейшие технические модели;
организовать рабочее место.
Итоговая оценка развития личностных качеств обучающегося
производится по трём уровням:
«высокий»: положительные изменения личностного качества воспитанника в течение учебного года признаются как максимально
возможные для него;
«средний»: изменения произошли, но воспитанник потенциально был
способен к большему;
«низкий»: изменения не замечены.
Тематическое планирование
№
Тема
Кол – во часов
теорет
практи
ических
ческих
Моделирование. Материалы и
инструменты в ТМ
Начальные графические понятия.
Формы, пропорции, цвет как средства
выразительности создаваемого объекта.
Треугольник и циркуль при вычерчивании
разверток.
Изготовление различных моделей по
шаблону.
Изготовление различных моделей по
чертежу методом копирования.
Выставка работ
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1,5
1,5
1,5
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
Содержание программы
1. Моделирование. Материалы и инструменты в ТМ
Значение техники в жизни человека. Что такое техническое
моделирование. Задачи и план работы учебной группы. Демонстрация готовых
изделий. Производство бумаги и картона. Их виды, свойства и использование
в моделировании (демонстрация образцов). Инструменты и приспособления
для работы с бумагой (линейка, ножницы, шило, нож, карандаш, кисть).
Правила работы с инструментами.
Инструктаж по ТБ и ПП
Практика. Опыты с бумагой и картоном для определения их свойств.
2. Начальные графические понятия.
Технические
применяемые в
моделировании. Условные обозначения на графических изображениях.
Рисунок, эскиз, чертеж; общие черты и отличия. Условные изображения
термины, простейшие понятия, линии выделяемого контура (сплошная линия) и линии сгиба (штрих с двумя
точками).
Практика. Изготовление различных моделей по шаблону, где есть
линия сгиба. Изготовление различных моделей по чертежу методом
копирования. Техническое задание: нахождение линий сгиба на чертежах
моделей.
3. Формы, пропорции, цвет как средства выразительности
создаваемого объекта.
«Природа – художник, конструктор и изобретатель". Зависимость
форм природных предметов и организмов от их свойств и среды обитания.
Сочетание и многообразие цветов в природе. Цветовая гамма. Формы,
пропорции, цвет как средства выразительности создаваемого объекта.
Элементарное понятие о техническом дизайне. Технические рисунки
моделей, понятие о макетах.
Практика. Изготовление различных моделей, работа цветом.
4.Треугольник и циркуль при вычерчивании разверток
Использование треугольника и циркуля при вычерчивании разверток.
Понятие о симметрии. Основные линии чертежа: видимого и невидимого
контура, линии сгиба. Технический рисунок, эскиз, чертеж. Понятие о
масштабе.
Практика. Изготовление моделей, технических объектов по шаблону.
Изготовление эскиза модели, используя треугольник и циркуль, чертеж
недостающей детали модели.
5 Изготовление различных моделей по шаблону
Работа по чертежам методом копирования, работа по шаблону.
Практика. Складывание различных изделий и технических объектов
из бумаги. Работа по образцу с объяснениями педагога.
6. Изготовление различных моделей по чертежу методом
копирования.
Общее представление о работе конструктора и конструкторского
бюро. Кто такой изобретатель? Элементы конструирования (осмысление
идеи, создание модели по чертежам). Ознакомление с различными видами
соединений. Виды сборки.
Практика. Вычерчивание простейших геометрических форм и
разверток. Способы изготовления разверток простейших тел: куба,
цилиндра, конуса. Их нахождение в технических устройствах. 7. Выставка работ
Заключительная отделка макетов. Работа цветом. Правила оформление
работ на выставку.
Практика. Подготовка экспоната к выставке. Оценка работ.
Материальнотехническое обеспечение
Доска магнитномеловая, стеллажи для демонстрации работ, чертежная
бумага, картон, чертежные инструменты, комплект режущего инструмента,
кисти для склейки и покраски, клей ПВА, водорастворимые краски.
Используемая литература
1. Кругликов Г. И. Основы технического творчества, М.: Народное
образование, 1996.
2. Кудишин И. Все об авиации. М.: ООО Издательство «РОСМЭН
ПРЕСС», 2002.
3. Перевертень Г. И. Техническое творчество в начальных классах.
М.: Просвещение, 1988.
4. Рожков B. C. Авиамодельный кружок. М., Просвещение, 1978.
5. Синикчиянц А. М. Отечества крылатые сыны. М., 2002.
6. Столяров Ю. С. Уроки творчества. М.: Просвещение, 1981.
7. Шкловский И. С. Вселенная, жизнь, разум. – М.: Наука, 1980
Приложение Представление конечного продукта
Программа краткосрочного курса "Техническое моделирование" ( 5 класса)
Программа краткосрочного курса "Техническое моделирование" ( 5 класса)
Программа краткосрочного курса "Техническое моделирование" ( 5 класса)
Программа краткосрочного курса "Техническое моделирование" ( 5 класса)
Программа краткосрочного курса "Техническое моделирование" ( 5 класса)
Программа краткосрочного курса "Техническое моделирование" ( 5 класса)
Программа краткосрочного курса "Техническое моделирование" ( 5 класса)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.