Статья "Наблюдение как диагностический метод в работе классного руководителя"

  • Лекции
  • docx
  • 15.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлена статья "Наблюдение как диагностический метод в работе классного руководителя" В материале представлена Карта наблюдения. В карте каждого ребенка определяется суммарный балл по всем показателям. При сумме баллов до 7 – состояние ребенка не вызывает тревоги. При сумме баллов от 7 до 14 – следует обратить внимание на проблемы ребенка, проанализировать режим, степень распределения нагрузки.В материале представлена Карта наблюдения.
Иконка файла материала Документ Microsoft Office Word.docx
Онищук Елена Маратовна, учитель математики, заместитель директора  по воспитательной работе МОБУ Новобурейской СОШ №1 п.Новобурейского Бурейского района, Амурская область 2018 год   Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио» Наблюдение как диагностический метод в работе классного руководителя          Постоянное   совершенствование   педагогами   своих   профессиональных навыков позволяет увеличить эффективность воспитательного процесса. Это возможно при овладении учителем новым педагогическим мышлением путем переосмысления   и   пересмотра   технологии   работы   при   планомерном профессиональном   росте.   Для   творчески   работающего   учителя   всегда характерен   педагогический   поиск,   стремление   к   познанию   и   передача собственного опыта коллегам. Но особое значение имеют все эти качества для классного руководителя, который связан и с воспитанниками, и с родителями учеников,   с   коллегами   и   с   администрацией   своего   учреждения.   Все   эти связующие нити должны быть тесно переплетены, и, только в этом случае можно рассчитывать на положительный результат, который будет выражаться в   воспитании   настоящего   гражданина   своей   страны,   способного   к самосовершенствованию, самообразованию, состраданию, к самореализации, к умению   адаптироваться   к   различным   условиям   и   нахождению   выхода   из самых разных ситуаций.          Но как определить степень правильности воспитания наших детей? Каким инструментарием и какими критериями пользоваться? С чего и когда нужноначать, чтобы получить лучший результат? Рекомендаций много. Но, все­таки, одним   из   наиболее   эффективных   методов   являются   анкетирование,   Инструментарием   в   таких   исследованиях   служат тестирование. диагностические методики. И чем раньше начата исследовательская работа, тем у педагога больше времени на непосредственную работу с воспитанником. В   этом   плане   рекомендуется   с   первых   лет   обучения   ребенка   в   школе использовать   самый   простой   педагогический   метод   –   наблюдение   за поведением   ребенка   в   школе.   Само   по   себе   наблюдение   –   процесс непрерывный,   но   нужно   не   забывать   о   своевременном   анализе   полученных результатов.   После   обобщения   и   анализа   полученных   данных,   внося корректировку   в   свою   воспитательную   работу,   педагог   может   составить рекомендации   для   родителей,   порекомендовать   учителям­предметникам наиболее эффективный способ работы с тем или иным учеником, т.е. другими словами   учесть   индивидуальные   особенности   и   способности   школьника.          Специалистами   Центра   медико­психологических   проблем   образования ПКиПРО разработана Карта наблюдения за поведением ребенка в школе. Она предназначена   для   детей   1   –   5   классов   и   заполняется   учителем.   Карта наблюдения (1 – 5 кл) Фамилия, имя ребенка _____________________ класс_____ дата ______ Критерии оценки: 0 – симптомы отсутствуют; 1 – слабо выражены; 2 – умеренно выражены, наблюдаются периодически; 3 – сильно выражены, наблюдаются постоянно.   № Поведение учащегося 1 Беспокойный, неусидчивый, нарушает  0   1   2   3   дисциплину, делает замечания другим детям,перебивает учителя, не реагирует на его  замечания, часто переспрашивает. Быстро наступает утомление, становится  вялым, рассеянным, ложится на парту, «не  слышит» инструкции учителя. На низкие оценки реагирует плачем, отказом  от работы, может вступить в спор с учителем. На контрольных работах чрезмерно тревожен, не уверен в своих силах, руки становятся  холодными или потными, не понимает  задания. В процессе урока не может  сконцентрироваться, не понимает и не может  выполнить инструкцию, не удерживает ее в  памяти или быстро забывает, постоянно  отвлекается. Пи выполнении задания имеет  много вопросов. На переменах становится агрессивным,  драчливым, не реагирует на замечания  взрослых, «не слышит их» (надо сказать  несколько раз или держать за руку). Приходит в школу неготовым – постоянно все забывает (учебники, тетради, пенал и т.п.) Суммарный балл               2 3 4 5 6 7                                         Анализ карты        В карте каждого ребенка определяется суммарный балл по всем  показателям. При   сумме   баллов   до   7   –   состояние   ребенка   не   вызывает   тревоги. При   сумме   баллов  от  7  до  14 –  следует   обратить   внимание   на   проблемы ребенка,   проанализировать   режим,   степень   распределения   нагрузки.При балле от 14 до 21 – нужно обратить внимание на состояние здоровья ребенка, нормализовать режим дня, возможно снять дополнительные нагрузки, детально проанализировать все проблемы ребенка вместе с его родителями. С помощью психолога разработать индивидуальную программу помощи.   Литература:  Порохова О.Г., Созончук Е.В. В помощь классным руководителям.,  Благовещенск, 2006.