Данная статья описывает педагогическую технологию "Понимание через проектирование". Суть технологии излагается на примере одного из уроков географии в 5 классе "Стороны горизонта. Компас.". Используя данную технологию и деятельностный подход в разработке урока, учителю удаётся не только сформировать представления о сторонах горизонта и компасе, но и показать ученикам где в реальной жизни им пригодятся эти знания.
статья.docx
Делидова Татьяна Борисовна
Учитель географии, биологии
МАОУ «СОШ № 30 имени 10 – го
гвардейского УДТК»
г. Дегтярск
«Не хочу учиться, а хочу…»
Очень часто в последнее время мы слышим от современных учеников, что они не
хотят учиться. Даже будущие первоклассники не испытывают большого желания идти в
школу. Что ждёт их в школе? А в школе учитель с обязательной программой, ВПРами,
итоговой аттестацией. Учитель, который пытается любой ценой «впихнуть» всё это в
головы учеников, которые не хотят учиться. Что делать? Извечный вопрос.
По требованиям ФГОС современный учитель должен лишь сопровождать,
корректировать учеников на пути получения знаний, а вот ставить цели, формулировать
темы и решать поставленные задачи ученики должны сами. Казалось бы это не возможно. Я
сама долгое время так думала, но некоторое время назад, я познакомилась с одной из
педагогических технологий «Понимание через проектирование» и к своему удивлению,
поняла, что ученики действительно многое могут делать сами. Сразу же хочу сказать, если
ктото вдруг подумал, что при такой технологии учитель будет «отдыхать», конечно же
нет. От учителя требуется огромная работа по подготовке к уроку, хотя действительно, на
уроке он не главный персонаж.
Чтобы познакомить с данной технологией хочу представить урок географии в 5
классе по теме «Стороны горизонта. Компас»
Данный урок составлен в соответствии с деятельностным подходом в обучении. В
ходе проектирования урока была использована педагогическая технология «Понимание
через проектирование». Данная технология позволяет выйти за границы предмета, т.е.
перенести учебный материал на жизненные ситуации. Согласно данной технологии урок
разрабатывается с учётом трёх моментов:
1. проектирование ожидаемых результатов
2. проектирование системы заданий
3. сценарий урока
Главная цель данной технологии – достижение понимания. Как измерить
понимание? Существует несколько компонентов общего понимания. Для планирования
ожидаемых результатов не обязательно брать все компоненты. Компоненты общего
понимания:
1. объяснение (ученик может объяснить)
2. интерпретация (ученик может интерпретировать, рассказывает осмысленные истории,
предлагает подходящие аналогии) 3. применение (ученик может применять то, что знает в различных реальных ситуациях)
4. перспектива (ученик обладает перспективой, видит целостную картину, различные точки
зрения и может критически отнестись к ситуации)
5. сопереживание (ученик может сопереживать, может поставить себя на место другого и
понять его точку зрения)
6. самооценивание (ученик обладает знаниями о самом себе, видит свой индивидуальный
стиль, размышляет о своём процессе обучения)
Какие же ожидаемые результаты можно представить в рамках данного урока:
Ожидаемые результаты на перенос
Ожидаемые результаты на понимание
Ожидаемые результаты на овладение
Использование знаний о сторонах горизонта
для решения ситуаций, возникающих в
повседневной жизни
Ученики поймут, как стороны горизонта
помогут им в решении бытовых ситуаций
Ученики узнают стороны горизонта и что
такое компас. Ученики будут уметь
работать с компасом.
Ход урока
Этап урока
Мотивация к усвоению
учебной деятельности
(23 мин)
и
Актуализирование
фиксирование
индивидуальных
затруднений в пробной
деятельности
Деятельность учителя
1. Приветствует учащихся и
говорит им о том, что
сегодня они попробуют свои
силы в ландшафтном
дизайне.
Ландшафтный
дизайнер – это современная,
востребованная
и
высокооплачиваемая
профессия
2. сегодня вам предстоит
создать проект озеленения
пришкольной территории
3. раздает на ватманах план
пришкольной территории,
список и минифото
светолюбивых
и
теневыносливых растений,
которые
заказали для
озеленения территории
Деятельность учащихся
1.
Смотрят на экране
фотографии территорий над
которыми
потрудились
ландшафтные дизайнеры
2. учащиеся делятся на
несколько групп
3. рассматривают план и
список растений
в ходе выполнения
1.
учащиеся
работы,
сталкиваются с трудностью,
как определить с какой
стороны школы больше Что вы планируете делать с
заданием, ведь оно содержит
неизвестную
вам
информацию
света, а с какой меньше
2.
пробуют выполнить
задание, вспоминая с какой
стороны школы больше
солнца и почему
Выявление
причины затруднения
места и
Разработка
выхода из затруднения
проекта
Реализация
разработанного проекта
Задаёт учащимся вопросы –
какую цель нам предстоит
поставить и как вы
сформулируете тему урока
1. раздаёт компасы
2.
что есть
основные, промежуточные и
дополнительные стороны
горизонта
уточняет,
Первичное закрепление и
проговаривание
во
внешней речи
Контролирует правильность
определения
сторон
горизонта на при школьной
территории
Выполнение
самостоятельной работы
Включение в систему
знаний и повторений
Рефлексия
деятельности
учебной
Предлагает представить в
каких ещё ситуациях могут
быть использованы знания
сторон горизонта
Задаёт вопрос – какая задача
была поставлена и удалось
ли её решить
тема
Понимают,
что солнца
больше на юге, но как узнать
где юг.
Обсуждают, в результате
чего
урока
сформулирована и записана
в тетрадь
1. знакомятся с устройством
компаса и направлениями
сторон горизонта
2. переносят к себе в тетрадь
направления
сторон
горизонта при условии, что
стрелка вверх показывает
направление на север
1.Продолжают
решать
поставленную задачу в
начале урока, но уже с
учётом полученных знаний
2. проговариваю, где у
школы солнечная (южная)
сторона, а где теневая
(северная)
Завершают свой проект
Высказывают
примеры
ситуаций
(например:
расположение спальни с
учётом сторон горизонта и
пожелания жильцов)
Отвечают на вопрос учителя
Домашнее задание может включать в себя 2е части:
обязательная часть (параграф учебника и выполнение заданий после параграфа)
необязательная часть (творческая) (проект дизайна клумбы около вашего дома).
Таким образом описанный урок позволяет организовать активную работу учащихся
по решению конкретных ситуаций, с которыми они могут столкнуться в жизни и чем более
значимая будет ситуация для данной группы школьников, тем эффективнее пройдёт урок. Роль педагога как раз и заключается в том, чтобы найти такие ситуации и замотивировать
учеников на их решение, в процессе которого они и будут овладевать новыми знаниями.
Статья "Не хочу учиться, а хочу..."
Статья "Не хочу учиться, а хочу..."
Статья "Не хочу учиться, а хочу..."
Статья "Не хочу учиться, а хочу..."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.