Статья "Нестандартные уроки физики" и разработка урока для 7 класса: "Знакомство с физикой"
Оценка 4.7

Статья "Нестандартные уроки физики" и разработка урока для 7 класса: "Знакомство с физикой"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
физика
7 кл
30.09.2019
Статья "Нестандартные уроки физики" и разработка урока для 7 класса: "Знакомство с физикой"
В данной работе рассматриваются новые методы и средства обучения физики с целью развития интереса учащихся к предмету. Традиционно готовлю урок "Знакомство с физикой" для 7-х классов. Непосредственно урок ведут учащиеся старших классов. Ребята рассказывают о том, что физика, опираясь на законы,объясняет все явления, происходящие в природе, демонстрируют физические опыты, подбирают качественные задачи.
Статья_нестандартные уроки физики_Штанг ЗА.docx
Зоя Александровна Штанг МАОУ Лицей №88, г. Екатеринбург Нестандартные уроки физики В настоящее время перед современной  педагогической наукой стоит проблема, как  повысить интерес школьников к физике. Одна из причин потери интереса – это  непригодность ряда применяемых приемов обучения для нынешнего контингента  учащихся. У нашей молодежи нынче развито чувство самосознания и собственного  достоинства, она о многом имеет представление, поэтому неприемлемы занятия,  базирующиеся на авторитарном нажиме, приказе, безапелляционных указаниях и  бездоказательных утверждениях, так как вызывают лишь раздражение и скуку. Это  побудило меня искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию  интереса к предмету, воплощающие в себе идеи высокой взаимной требовательности и  уважения, оперяющиеся на возросшую самостоятельность ребят и, наконец, значительно  расширяющее и обогащающее методический арсенал учителя, поскольку известно, что  постоянство – враг интереса.  Традиционно в нашей школе проводится урок «Знакомство с физикой». Этот урок  проводится либо в конце мая для шестиклассников, либо в первую неделю сентября – для  учащихся седьмых классов. Предлагаю разработку такого урока. В его подготовке и  проведения участвуют ученики старших классов и выпускники школы. Семиклассникам  демонстрируются интересные опыты с просьбой: объяснить увиденное. По ходу урока  задаются вопросы  ­ загадки, предлагаются различные качественные задачи.  Урок для седьмого класса «Знакомство с физикой» ВЕДУЩИЙ:  Роль физики в нашей жизни очень трудно переоценить, так как она  необходима и инженерам, и строителям, и врачам, и многим другим специалистам. Изготовление новых машин, приборов и многих других устройств – связано с  физикой. Можно привести ряд конкретных примеров, которые это иллюстрируют.  Например, создание первого искусственного спутника Земли. Физика – наука, которая изучает законы природы. Физика изучает мир, в котором мы живем, явления, в нем происходящие, открывает  законы, которым подчиняются эти явления, и как они взаимосвязаны. Среди большого  разнообразия и явлений в природе физические явления занимают особое место. К ним  относятся: 1. Механические явления (например, движение машин, самолетов, небесных  тел, течение жидкости). 2. Электрические явления (например, электрический ток, нагревание  проводников с током, электризация тел). 3. Магнитные явления (например, действие магнитов на железо, влияние  магнитного поля Земли на стрелку компаса). 4. Оптические явления (например, отражение света от зеркал, излучение  световых лучей от различных источников света). 5. Тепловые явления (например, таяние льда, кипение воды, тепловое  расширение тел). 6. Атомные явления (например, работа ядерных реакторов, распад ядер,  процессы происходящие внутри звезд). 7. Акустические явления (например, речь, звук, музыка, шумы). Ведущий называет явления – дети приводят примеры. ВЕДУЩИЙ: Физика – наука, которая изучает все эти явления. Установив фундаментальные законы природы, человек использует их в процессе  своей жизнедеятельности – механике, строительстве, энергетики.  Согласитесь – любопытно:  Почему такой огромный и тяжелый океанский лайнер не тонет, а плывет по  воде? Но попробуйте бросить в воду топор – он утонет. Почему такой же огромный и тяжелый воздушный лайнер, самолет, летает по воздуху?   Почему на сотнях метрах глубины в океане плавает подводная лодка? Как  видно капитану, что под водой, что на поверхности воды? Почему черные тучи в непогоду, весящие сотню тонн, не падают на землю,а  несутся ветром по небу и, в свое время, проливаются дождем? Почему,  если вы терпите бедствие в пустыне, не следует, увидев оазис,  обольщаться и бежать, неразумно расходуя свои силы?         Как максимально увеличить шансы на выживание, если вы попали в грозу? В какую строну прыгать с движущегося поезда в случае необходимости ? Если электрический ток – это направленное движение электронов, то куда же они убегают при включении настольной лампы? Если вы накопаете целый мешок очень ценного вещества – тория, то почему  ваши потомки обнаружат в нем лишь только свинец? Почему знаменитый барон Мюнхгаузен опять так бессовестно врал,  когда  рассказывал, как он вытаскивал себя из болота за свои собственные волосы? Ведущий задает вопросы – дети пытаются дать ответы. ВЕДУЩИЙ:  Ответы на эти вопросы дает именно физика. Физика как наука очень тесно связанна с другими науками. Например, с географией, астрономией, химией, биологией.  Физика как наука очень тесно связанна с природой, со  всем тем, что нас окружает, с живой и неживой природой. Мы с вами часть этой природы.  Человек живет по законам физики – видит, слышит, ходит, дышит, говорит и тп.  Кроме  того, организм человека представляет собой «набор физических приборов».  После этого выступления две девочки – ведущие рассказывают о том, какие  физические приборы заключены в организме человека. На плакатах изображены  рисунки рычага, насоса, фильтра, фотоаппарата,  гитары, пружины, элементы водопровода, локаторы.  Детям предлагается назвать органы человека,  функционирующие аналогично перечисленным приборам. Теперь выход демонстраторов – двух юношей. 1. Одному из учащихся предлагают сесть на стул и встать, не наклоняясь вперед и не  помогая себе руками. При этом ноги, сидящего расположены перпендикулярно  полу. «Опыт на положение центра тяжести». Детям предлагается объяснить  результат опыта. 2. Опыт с двумя воздушными шарами между которыми пропущена струя воздуха из  фена. Объяснить наблюдаемое явление движения шаров. 3. Опыт по сплющиванию нагретой банки, опущенной в холодную воду. Объяснить  наблюдаемое явление, привести примеры из жизни. 4. Горение платка, смоченного водой и спиртом. 5. Втягивание яйца в бутылку. Перед демонстрацией опыта задается вопрос: «может  ли яйцо запрыгнуть в бутылку?» Тот, кто говорит «ДА» и проводит опыт (конечно,  под руководством старшеклассника)! 6. Опыт «силач». Выбить рукой дно бутылки, наполовину заполненную водой.  ВЕДУЩИЙ: Мы рассказали вам о том малом, что предстоит изучать на уроках  физики. Как говорит русская пословица:  «Не стыдно не знать, стыдно не учиться».  Желаем вам успехов в изучении физики и новых интересных открытий.

Статья "Нестандартные уроки физики" и разработка урока для 7 класса: "Знакомство с физикой"

Статья "Нестандартные уроки физики" и разработка урока для 7 класса: "Знакомство с физикой"

Статья "Нестандартные уроки физики" и разработка урока для 7 класса: "Знакомство с физикой"

Статья "Нестандартные уроки физики" и разработка урока для 7 класса: "Знакомство с физикой"

Статья "Нестандартные уроки физики" и разработка урока для 7 класса: "Знакомство с физикой"

Статья "Нестандартные уроки физики" и разработка урока для 7 класса: "Знакомство с физикой"
Скачать файл