В статье рассматриваются причины неуспеваемости школьников и оптимальные пути её преодоления с точки зрения многих педагогов и психологов. Радость, уверенность в себе, интерес– вот те эмоции, которые можно наблюдать на картине «Опять пятерка» Николая Заболоцкого, о существовании которой знают лишь немногие, антиподе картины «Опять двойка». Конечно, всем хочется видеть успешных детей, но проблема неуспеваемости школьников остаётся всё-таки открытой и в данной статье мы рассмотрим с разных взглядов этот вопрос.
статья.docx
Суслова Дарья Владимировна
SuslovaDariaVladimirovna
Лесосибирский педагогический институт –
филиал федерального государственного
автономного образовательного учреждения
высшего образования «Сибирский федеральный университет»
Lesosibirsk pedagogical Institute –
branch of the Federal state
Autonomous educational institution
higher education «Siberian Federal University»
НЕУСПЕВАЕМОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ: ИСТОРИКО
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
UNDERACHIEVEMENT IN SCHOOLS: A HISTORICAL
PEDAGOGICAL ASPECT
Аннотация. В статье рассматриваются причины неуспеваемости
школьников и оптимальные пути её преодоления с точки зрения
многих педагогов и психологов.
Annotation. The article discusses the causes of school failure and
the best ways to overcome it from the point of view of many teachers and
psychologists.
Ключевые слова: неуспеваемость, причины, пути преодоления.
Key words: underachievement, reasons, ways of overcoming.
Радость, уверенность в себе, интерес– вот те эмоции, которые
можно наблюдать на картине «Опять пятерка» Николая Заболоцкого,
о существовании которой знают лишь немногие, антиподе картины
«Опять двойка». Конечно, всем хочется видеть успешных детей, но проблема неуспеваемости школьников остаётся всётаки открытой и
в данной статье мы рассмотрим с разных взглядов этот вопрос.
Цель работы: Исследовать неуспеваемость школьников в
историкопедагогическом аспекте.
Методы исследования: анализ психологопедагогической
сбор
цитирование,
литературы,
сравнение,
наблюдение,
эмпирического материала, количественный и качественный анализ
результатов практического исследования.
На протяжении уже долгого времени проблема неуспеваемости
детей сильно волнует педагогов. Я. А. Коменский вслед за
Аристотелем утверждал:
предрасположение, стремление к знанию, всех их можно учить»[].
«все дети от природы имеют
При подходе к ученикам Я. А. Коменский советовал брать во
внимание различие их способностей. Он разделил всех учеников на
шесть больших групп:
1 группа – ученики с острым умом, стремящиеся к знаниям; им
необходимо давать «научную пищу» и не позволять быть
торопливыми.
2 группа – ученики, обладающие острым умом, послушные, но
медлительные; таких детей нужно подгонять.
3 группа – ученики с острым умом и стремящиеся к знанию, но
необузданные и упрямые, таких обычно считают безнадежными,
однако если их воспитать умело и правильно, из них «выходят
великие люди».
4 группа – ученики послушные и любознательные, но
медлительные и вялые, они позднее приходят к цели, но бывают более
крепкими; не следует предъявлять к ним слишком много строгости,
лучше их вдохновлять и ободрять, чтоб они не опустили руки. 5 группа – ученики тупые и сверх того, равнодушные и вялые;
относится к ним благоразумно и в работе с ними иметь
долготерпение.
6 группа – ученики тупые с извращенной и злобной натурой; в
работе с такими детьми в первую очередь не нужно отчаиваться и
постараться всеми силами устранить в них упрямство[, с. 192].
Я. А. Коменский настаивал на том, что если помощь педагога в
учении поставить правильно, то школа для воспитанников станет
любимым местом. Но как так организовать учение, чтобы каждый
ученик, независимо от своих способностей, начал любить школу и с
желанием ходить в неё? Ян Амос Коменский писал: «Жесток тот
учитель, который, предложив ученикам работу, не разъясняет
достаточно, в чем она заключается, не показывает, как ее выполнить,
а еще менее того помогает им при первых попытках и свирепеет, если
они чтолибо делают не совсем правильно. Но что это такое, как не
истязание юношества? Это равносильно тому, как если бы няня
пожелала заставитьсвободно ходить ребенка, который еще боится
стоять на ногах, и принуждалабы его к этому побоями» [].
Таким образом, решающее значение в предупреждении
неуспеваемости Я. А. Коменский придавал правильной постановке
самого обучения и воспитания.
В отечественной литературе проблеме повышения
эффективности учения слабоуспевающих школьников уделяли особое
внимание выдающиеся педагоги К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой и др.
К. Д. Ушинский центральное внимание в решении этой задачи
отводил всестороннему изучению детей, правильной постановке
взаимоотношений учителя с учениками, развивающему влиянию
обучения и особенно развитию речи их. Он придавал большое
значение работе учителя попредупреждению рассеянности детей, преодолению механического заучивания учебного материала,
«зубрежки», которые нередко являются причинами неуспеваемости
школьников. Рекомендовал он широко использовать и разнообразие
которое поможет всемирно учитывать
методов обучения,
индивидуальные особенности внимания, памяти и мышления
школьников [, с. 193].
Л. Н. Толстой решающее значение в преодолении затруднений
школьников в учении отводил совершенствованию методов и приемов
обучения. Он писал, в частности, что «всякий учитель... должен,
принимая всякое затруднение понимания ученика не за недостаток
ученика, а за недостаток своего учения, стараться развивать в себе
способность изобретать новыеприемы» [, с. 193].
В тридцатые годы были проведены широкие исследования
школьной неуспеваемости П. П. Блонским. Он выделил четыре
основных причины, которые чаще всего ведут к неуспеваемости.
Первая причина – это низкая работоспособность школьников изза
состояния здоровья, быстрое утомление. Вторая причина – неумение
правильно организовывать свой труд. Третья причина – это
отсутствие интереса, мотивации к учёбе. И четвертая причина
неуспеваемости – это слабое развитие школьников [, с. 195].
Видное место среди исследований школьной неуспеваемости в
40—50х годах занимают работы А. М. Гельмонта.Он выделил три
категории неуспеваемости и характерные для каждой из них причины:
1. Общее и глубокое отставание в учении: учащийся не успевает по
всем или по многим предметам хронически, из четверти в четверть, и
зачастую на протяжении не одного только учебного года. Причины
такого отставания: плохая подготовленность и значительные пробелы
в знаниях,
препятствующие нормальному учению детей,
неблагоприятные бытовые условия, нерадивость учащихся, лень, нежелание учиться, недостаточный уровень общего развития детей.
2. Частичная, но относительно стойкая неуспеваемость только по
наиболее трудоемким и сложным учебным предметам. Причинами ее
являются недостатки преподавания этих предметов; недоработки по
данным предметам в предшествующих классах (рыхлость знаний,
зыбкость умений); недостаточный интерес и недостаточно
сознательное отношение к этим предметам, обычно наиболее трудным
для усвоения и требующим надлежащего напряжения воли учащихся,
сосредоточения их внимания, мобилизации памяти и приложения ими
больших усилий.
3.
Эпизодическая неуспеваемость. Причинами такой
неуспеваемости являются недочеты преподавания, а также
недостатки, зависящие от самих учащихся, проявляющиеся в
неаккуратном посещении школы, невнимательности, невыполнении
домашних заданий [, с. 196].
В пятидесятых годах Л. С. Славина выделила пять групп
учащихся в зависимости от причин их неуспеваемости: учащиеся, у
которых основная причина неуспеваемости связана с неправильно
сформировавшимся отношением к учению; учащиеся, основной
причиной неуспеваемости которых являются трудности усвоения
имиучебного материала, то что обычно называют неспособностью;
учащиеся,
отставание которых связано с неправильно
сформировавшимися навыками испособами учебной работы;
учащиеся, не умеющие трудиться; учащиеся, укоторых отсутствуют
познавательные и учебные интересы [, с. 196].
Многие авторы формулируют определение неуспеваемости
школьников. Так, М. А. Данилов связывает неуспеваемость с
движущими силами процесса обучения его противоречиями.
Согласно этой позиции, в тех случаях, когда противоречивое единство возможностей учащихся и того, что от них требуется,
нарушается, возникает неуспеваемость [, с.2Error: Reference source not
foundError: Reference source not found].
В. Оконь вкладывает особый смысл в это определение и дает
следующее понятие: неуспеваемость – нарушение взаимодействия
между учениками, учителями и внешними условиями [, с.2]. По его
именно дидактика призвана дать определение
мнению,
неуспеваемости, ибо это понятие всецело зависит от основных
категорий дидактики содержанием и процессом обучения.
Таким образом, на протяжении всего существования учебного
процесса вопрос о неуспеваемости школьников поднимали многие
педагоги. И каждый из них предложил выход из этой ситуации.
Литература
1. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. /
Под ред. Ю. К. Бабанского. Ростов н/Д., 1972.
2. Бабанский Ю.К. Об изучении причин неуспеваемости
школьников // Советская педагогика. 1972. №1.
3. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения / Ю.К.
Бабанский. – М.: Педагогика, 1997. – 315 с.
4. Блонский П. П. Школьная успеваемость. М.: Просвещение,
2001
5. Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее
преодоления. М.: Просвещение, 2004.
6. Словарь русского языка: В 4х т. / РАН, Инт лингвистич.
исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4е изд., стер. — М.: Рус.
яз.; Полиграфресурсы, 1999;
7.
Методическая рекомендация в помощь учителю
предметнику. Школьная неуспеваемость: что надо о ней знать. 8. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т.
М.: Педагогика, 1982. Т. 1.
9. Я. А. Коменский «Великая дидактика»
10.
Цетлин В.С.
Неуспеваемость школьников и ее
предупреждение / В.С. Цетлин. – М.: Просвещение, 1997. – 120 с.
11. Цетлин В.С. Предупреждение неуспеваемости учащихся /
В.С. Цетлин. – М.: Знание. 1989. – 67 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.