Статья "Новые методологические подходы в проведении уроков в начальной школе"
Оценка 4.8

Статья "Новые методологические подходы в проведении уроков в начальной школе"

Оценка 4.8
Работа в классе +1
docx
Междисциплинарный 3
1 кл—4 кл
23.11.2018
Статья "Новые методологические подходы в проведении уроков в начальной школе"
Данный материал представляет собой статью по теме "Новые методологические подходы в проведении уроков в начальной школе". В статье говорится о том, что в основе стандартов второго поколения лежит системно - деятельностный подход, а также раскрываются особенности современного урока в начальной школе.
доклад Комова С.С. 20.09.18.docx
Новые методологические подходы в проведении уроков в начальной школе Системно­деятельностный подход ­ это методологическая основа стандартов  начального общего образования нового поколения. Он  нацелен на развитие  личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение в начальной школе должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой  развитие.  Человек достигнет результата, только делая что­то сам...»  (Александр Пятигорский, русский философ, профессор Лондонского  университета)           Стандарт нового поколения призывает не давать готовые знания, а  помогает научить учиться, а тем самым, овладеть универсальными учебными  действиями. Именно в действии порождается знание. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика  фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание  учиться всю жизнь, работать в команде, способность к саморазвитию на  основе рефлексивной самоорганизации.            Задача учителя сегодня —  включить самого ученика в учебную  деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми  новыми знаниями, применения полученных знаний в решении познавательных,  учебно­практических и жизненных проблем. Для решения этой задачи  используется технология системно­деятельностного подхода.            Ключевыми словами в деятельностном подходе в системе начального  образования являются: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело,  адаптироваться. По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является  универсальным.  Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте  можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности  учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые  задания, а включены в самостоятельную учебно­познавательную деятельность Каковы же особенности современного урока? Современный урок – урок актуальный для настоящего времени. Современный урок –урок действенный, имеющий непосредственное  отношение к интересам личности ребенка, его родителей, общества,  государства.      Три постулата заложены в основание новой технологии урока. Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в  совместной деятельности детей и учителя;    Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно  совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры; Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве  субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая  в роли цели и никогда не выступая в роли средства. Деятельностный   подход   на  уроках осуществляется через: 1. Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях. 2. Использование активных и интерактивных методик. 3. Участие   в   проектной   деятельности, владение приёмами  исследовательской деятельности.  4. Вовлечение   учащихся   в   игровую,   оценочно­дискуссионную, рефлексивную   деятельность,   а   также   проектную   деятельность  ­ обеспечивающих   свободный   поиск   эффективного,   отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.   Если очень кратко сформулировать основную идею всех этих практических  приложений теории деятельности, то получится приблизительно следующее:  успешность ребенка в учебе зависит от того, насколько он, ребенок, стал  субъектом собственной учебной деятельности, научился эту деятельность  самостоятельно планировать и реализовывать. Процесс обучения есть всегда  обучение деятельности ­ либо предметно­практическим действиям (например, простейшим трудовым действиям, практическому общению на иностранном  языке), либо умственным действиям. Обучать деятельности ­ значит делать  учение мотивированным,  учить ребенка самостоятельно ставить перед собой  цель и находить пути и средства ее достижения (т.е. оптимально  организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у себя  умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Учитель не должен  просто «натренировать» ребенка в выполнении каких­то операций, приемов.  Эти операции должны быть учеником осмыслены и приняты, он должен уметь  самостоятельно выбирать наиболее подходящие приемы решения учебных  задач, а в идеале ­ находить свои собственные, не встречавшиеся в его  практике способы действий.            Первая ступень деятельностного обучения ­ 1 класс. Дети учатся  самостоятельно формулировать тему урока, находить ответы на вопросы,  учатся работать в группе (в парах). В 3 классе ­ групповая работа.  Приёмы активизации деятельности учащихся на уроке Погружение в урок. Математика  ­ Закройте глаза. Представьте, что вы смотрите на звёздное небо.  Бесчисленное количество звёзд поражает нас своим сиянием. А вот  желтоглазая Луна, которая манит к себе.  Вдруг одна звезда упала с небосклона. Можно загадать желание. Загадайте.  (Урок – путешествие на Луну)  Тема­вопрос             Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо  построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети  выдвигают множество мнений: чем больше мнений, чем лучше развито умение  слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее  проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель либо  выбранный ученик, в этом случае учитель может лишь высказывать своё  мнение и направлять деятельность.             Например, для темы урока «Как изменяются имена прилагательные?»  построили такой план действий:             ­ повторить знания об имени существительном;             ­ определить, с какими частями речи оно сочетается;             ­ изменить несколько существительных вместе с именами  прилагательными;             ­ определить закономерность изменений, сделать вывод. Работа над понятием             Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в «Толковом  словаре». Например, тема урока «Экологические системы». Дети ищут  толкование этих слов. Когда смысл становится понятным, определяем задачу  урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через  поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, «Пересечение  множеств», «Словосочетание» и т. д.             Домысливание            Тема урока предлагается в виде схемы или неоконченной фразы.  Учащимся необходимо проанализировать увиденное и определить тему и  задачу урока. Например, на уроке можно предложить схему: *Можно предложить тему и слова­помощники:       Повторим…       Изучим…       Узнаем…       Проверим… Закрепим…             Проблемная ситуация             Сущность проблемной ситуации в том, чтобы «не вводить знания в  готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию  нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…». Названное  условие тесно связано с первым, оно как бы продолжает его: возникла  необходимость в новой информации – предпринимаются шаги для её  приобретения. Предлагаю ученикам чаще высказать предположение,  попробовать самим ответить на проблемный вопрос, а потом проверить или  уточнить ответ по учебнику. Создаётся ситуация противоречия между  известным и неизвестным на этапе актуализации. Одновременно повторяются  знания, необходимые для изучения нового материала. Последовательность  применения данного приёма такова:             ­ самостоятельное решение;             ­ коллективная проверка результатов;             ­ выявление причин разногласий результатов или затруднений  выполнения;             ­ постановка задачи урока.             Ставлю проблемный вопрос для обсуждения, учитывая следующие  требования:             ­ проблема возникает, если не даётся образец её решения;             ­ проблема не может быть решена на репродуктивном уровне;             ­ для решения проблемы требуется коллективное обсуждение.             Группировка             Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на  группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут  внешние признаки, а вопрос: «Почему они имеют такие признаки?» будет  задачей урока. Например, на уроке русского языка по теме «Безударные  окончания имён существительных единственного числа» предлагаю задание:  «Распределите слова по склонениям».              Приём «шляпы де Боно». Этот приём удобно использовать при организации работы в группах с некоторым текстом. Группам учащихся предлагается  рассмотреть данный текст с разных позиций в соответствии с цветом  выбранной шляпы. Например, на уроке окружающего мира детям  предлагается поработать в группах с текстом «Богатство природы», примерив на себя одну из шляп, чтобы выяснить значение природных богатств. Приём чтения со «стопами» предполагает воспроизведение и изложение  информации в соответствии с заданием. Например, на уроке окружающего  мира дети читают текст и отмечают «галочкой» ту информацию, которая им  уже знакома, знаком «+» — новое, знаком «­» то, что они не знали, ставят вопросительный знак около той информации, которая вызвала вопросы и  требует дополнительного изучения. Приём «водопад» позволяет получить информацию от детей по теме или  относительно какого­либо понятия с целью структурирования. Например, на  доске слово «сумма». Задаётся вопрос: «Вы слышали раньше это слово? Если  да, то где?» Внимательно выслушиваются все ответы, затем дополняется —  «сумма чисел»». Дети высказывают мнения, которые позволяют подвести их к получению ожидаемой информации. Каким образом включить ученика в образовательный процесс? Как помочь  его самоопределению? Ответ один ­ только с помощью действия. Используя деятельностный подход на уроках русского языка, я предлагаю  школьникам систему посильных вопросов и заданий, которые шаг за шагом  приводят их к формулированию темы урока. Например,   тема: «Сложные  слова». Задание: исправить ошибки в словах и обозначить орфограммы:  варабей, лисник, мухолофка. При проверке выясняется, что у одних  учащихся один корень в слове мухоловка, а у других – два. ­ А что,  существуют слова с двумя корнями? Какой вопрос возникает?          (Сколько корней в слове мухоловка?) Выясняют значение слова (ловит мух), рассказ, показ иллюстрации. ­ Как же  быть? Давайте подберем однокоренные слова к слову муха (подбирают),   теперь к слову ловит. Так какой первый корень? Второй? Значит, в этом слове 1 или 2 корня? Как бы вы назвали такие слова? (трудные, двукоренные, сложные) ­ Почему  их назвали сложные? Сформулируйте тему урока. Нарисуйте схему сложных  слов.  В этой ситуации вопрос (Сколько корней в слове мухоловка?) не  совпадает с темой урока – сложные слова. После столкновения двух разных  мнений  учащихся идет побуждающий диалог, который переходит в  подводящий от проблемы диалог, а далее по учебнику сравниваем, правильно  ли открыли новый материал. Также использую логически­поисковые задания. Например, назвать лишнее  слово из ряда: метро, эскимо, громко, пшено. Этот вопрос предполагает  однозначный ответ: лишнее слово «громко», так как это наречие, а остальные  ­ существительные. Ученики же, уже приученные видеть много аспектов  решения одной и той же однозначной задачи, увидели, что лишним может  быть и «эскимо» (в этом слове три слога, а в остальных только два), и снова  вернуться к слову «громко», но по позиции ударного слога.          При изучении темы: «Правописание парных согласных в конце  слова» ученикам предлагается посмотреть на две картинки с изображением  пруда и прута (часть ветки дерева). Попробуйте записать эти слова.  Сравнивают по произношению – прут, а как записали? (У детей разные  варианты записи, выясняем кто прав). Проблема обозначается знаковой проблемой – д или т? После решения этой задачи формируем обобщенное  орфографическое действие.       Итак, подведём итог, что же характерно для современного урока? Цель ­ готовность к саморазвитию. Она включает в себя:  умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям;  умение ставить перед собой цель, принимать решения;   умение самостоятельно находить выход из нестандартной ситуации;   умение проконтролировать себя, свои собственные действия;   умение   адекватно   оценить   свои   действия,   выявить   недочёты   и скорректировать дальнейшую работу;   умение согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться.         Другими   словами,   если   раньше   ребёнок   выступал   в   роли   пассивного слушателя,   то   в   соответствии   с   новыми   веяниями,   он   должен   стать исследователем,   который   умеет   сам   добывать   знания,   работая   в   группе   с другими детьми или самостоятельно.

Статья "Новые методологические подходы в проведении уроков в начальной школе"

Статья "Новые методологические подходы в проведении уроков в начальной школе"

Статья "Новые методологические подходы в проведении уроков в начальной школе"

Статья "Новые методологические подходы в проведении уроков в начальной школе"

Статья "Новые методологические подходы в проведении уроков в начальной школе"

Статья "Новые методологические подходы в проведении уроков в начальной школе"

Статья "Новые методологические подходы в проведении уроков в начальной школе"

Статья "Новые методологические подходы в проведении уроков в начальной школе"

Статья "Новые методологические подходы в проведении уроков в начальной школе"

Статья "Новые методологические подходы в проведении уроков в начальной школе"

Статья "Новые методологические подходы в проведении уроков в начальной школе"

Статья "Новые методологические подходы в проведении уроков в начальной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.11.2018