Статья "Новые методологические подходы в проведении уроков в начальной школе"
Оценка 4.8
Работа в классе +1
docx
Междисциплинарный 3
1 кл—4 кл
23.11.2018
Данный материал представляет собой статью по теме "Новые методологические подходы в проведении уроков в начальной школе". В статье говорится о том, что в основе стандартов второго поколения лежит системно - деятельностный подход, а также раскрываются особенности современного урока в начальной школе.
доклад Комова С.С. 20.09.18.docx
Новые методологические подходы в проведении
уроков в начальной школе
Системнодеятельностный подход это методологическая основа стандартов
начального общего образования нового поколения. Он нацелен на развитие
личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение в начальной
школе должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой
развитие.
Человек достигнет результата, только делая чтото сам...»
(Александр Пятигорский, русский философ, профессор Лондонского
университета)
Стандарт нового поколения призывает не давать готовые знания, а
помогает научить учиться, а тем самым, овладеть универсальными учебными
действиями. Именно в действии порождается знание.
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика
фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание
учиться всю жизнь, работать в команде, способность к саморазвитию на
основе рефлексивной самоорганизации.
Задача учителя сегодня — включить самого ученика в учебную
деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми
новыми знаниями, применения полученных знаний в решении познавательных,
учебнопрактических и жизненных проблем. Для решения этой задачи
используется технология системнодеятельностного подхода.
Ключевыми словами в деятельностном подходе в системе начального
образования являются: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело,
адаптироваться.
По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является
универсальным. Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте
можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности
учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые
задания, а включены в самостоятельную учебнопознавательную деятельность
Каковы же особенности современного урока?
Современный урок – урок актуальный для настоящего времени.
Современный урок –урок действенный, имеющий непосредственное
отношение к интересам личности ребенка, его родителей, общества,
государства.
Три постулата заложены в основание новой технологии урока.
Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в
совместной деятельности детей и учителя;
Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно
совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;
Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве
субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая
в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
Деятельностный подход на уроках осуществляется через:
1. Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях.
2. Использование активных и интерактивных методик.
3. Участие
в
проектной
деятельности,
владение приёмами исследовательской деятельности.
4.
Вовлечение учащихся в игровую, оценочнодискуссионную,
рефлексивную деятельность, а также проектную деятельность
обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего
индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.
Если очень кратко сформулировать основную идею всех этих практических
приложений теории деятельности, то получится приблизительно следующее:
успешность ребенка в учебе зависит от того, насколько он, ребенок, стал
субъектом собственной учебной деятельности, научился эту деятельность
самостоятельно планировать и реализовывать. Процесс обучения есть всегда
обучение деятельности либо предметнопрактическим действиям (например,
простейшим трудовым действиям, практическому общению на иностранном
языке), либо умственным действиям. Обучать деятельности значит делать
учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой
цель и находить пути и средства ее достижения (т.е. оптимально
организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у себя
умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Учитель не должен
просто «натренировать» ребенка в выполнении какихто операций, приемов.
Эти операции должны быть учеником осмыслены и приняты, он должен уметь
самостоятельно выбирать наиболее подходящие приемы решения учебных
задач, а в идеале находить свои собственные, не встречавшиеся в его
практике способы действий.
Первая ступень деятельностного обучения 1 класс. Дети учатся
самостоятельно формулировать тему урока, находить ответы на вопросы,
учатся работать в группе (в парах). В 3 классе групповая работа.
Приёмы активизации деятельности учащихся на уроке
Погружение в урок.
Математика
Закройте глаза. Представьте, что вы смотрите на звёздное небо.
Бесчисленное количество звёзд поражает нас своим сиянием. А вот
желтоглазая Луна, которая манит к себе.
Вдруг одна звезда упала с небосклона. Можно загадать желание. Загадайте.
(Урок – путешествие на Луну)
Темавопрос
Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо
построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети
выдвигают множество мнений: чем больше мнений, чем лучше развито умение
слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее
проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель либо
выбранный ученик, в этом случае учитель может лишь высказывать своё
мнение и направлять деятельность.
Например, для темы урока «Как изменяются имена прилагательные?»
построили такой план действий:
повторить знания об имени существительном;
определить, с какими частями речи оно сочетается;
изменить несколько существительных вместе с именами
прилагательными;
определить закономерность изменений, сделать вывод.
Работа над понятием
Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока
и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в «Толковом
словаре». Например, тема урока «Экологические системы». Дети ищут
толкование этих слов. Когда смысл становится понятным, определяем задачу
урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через
поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, «Пересечение
множеств», «Словосочетание» и т. д.
Домысливание
Тема урока предлагается в виде схемы или неоконченной фразы.
Учащимся необходимо проанализировать увиденное и определить тему и
задачу урока. Например, на уроке можно предложить схему:
*Можно предложить тему и словапомощники:
Повторим…
Изучим…
Узнаем…
Проверим… Закрепим…
Проблемная ситуация
Сущность проблемной ситуации в том, чтобы «не вводить знания в
готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию
нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…». Названное
условие тесно связано с первым, оно как бы продолжает его: возникла
необходимость в новой информации – предпринимаются шаги для её
приобретения. Предлагаю ученикам чаще высказать предположение,
попробовать самим ответить на проблемный вопрос, а потом проверить или
уточнить ответ по учебнику. Создаётся ситуация противоречия между
известным и неизвестным на этапе актуализации. Одновременно повторяются
знания, необходимые для изучения нового материала. Последовательность
применения данного приёма такова:
самостоятельное решение;
коллективная проверка результатов;
выявление причин разногласий результатов или затруднений
выполнения;
постановка задачи урока.
Ставлю проблемный вопрос для обсуждения, учитывая следующие
требования:
проблема возникает, если не даётся образец её решения;
проблема не может быть решена на репродуктивном уровне;
для решения проблемы требуется коллективное обсуждение.
Группировка
Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на
группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут
внешние признаки, а вопрос: «Почему они имеют такие признаки?» будет
задачей урока. Например, на уроке русского языка по теме «Безударные
окончания имён существительных единственного числа» предлагаю задание:
«Распределите слова по склонениям».
Приём «шляпы де Боно». Этот приём удобно использовать при организации
работы в группах с некоторым текстом. Группам учащихся предлагается
рассмотреть данный текст с разных позиций в соответствии с цветом
выбранной шляпы. Например, на уроке окружающего мира детям
предлагается поработать в группах с текстом «Богатство природы», примерив
на себя одну из шляп, чтобы выяснить значение природных богатств.
Приём чтения со «стопами» предполагает воспроизведение и изложение
информации в соответствии с заданием. Например, на уроке окружающего
мира дети читают текст и отмечают «галочкой» ту информацию, которая им
уже знакома, знаком «+» — новое, знаком «» то, что они не знали, ставят вопросительный знак около той информации, которая вызвала вопросы и
требует дополнительного изучения.
Приём «водопад» позволяет получить информацию от детей по теме или
относительно какоголибо понятия с целью структурирования. Например, на
доске слово «сумма». Задаётся вопрос: «Вы слышали раньше это слово? Если
да, то где?» Внимательно выслушиваются все ответы, затем дополняется —
«сумма чисел»». Дети высказывают мнения, которые позволяют подвести их к
получению ожидаемой информации.
Каким образом включить ученика в образовательный процесс? Как помочь
его самоопределению? Ответ один только с помощью действия.
Используя деятельностный подход на уроках русского языка, я предлагаю
школьникам систему посильных вопросов и заданий, которые шаг за шагом
приводят их к формулированию темы урока. Например, тема: «Сложные
слова». Задание: исправить ошибки в словах и обозначить орфограммы:
варабей, лисник, мухолофка. При проверке выясняется, что у одних
учащихся один корень в слове мухоловка, а у других – два. А что,
существуют слова с двумя корнями? Какой вопрос возникает? (Сколько
корней в слове мухоловка?)
Выясняют значение слова (ловит мух), рассказ, показ иллюстрации. Как же
быть? Давайте подберем однокоренные слова к слову муха (подбирают),
теперь к слову ловит. Так какой первый корень? Второй? Значит, в этом слове
1 или 2 корня?
Как бы вы назвали такие слова? (трудные, двукоренные, сложные) Почему
их назвали сложные? Сформулируйте тему урока. Нарисуйте схему сложных
слов. В этой ситуации вопрос (Сколько корней в слове мухоловка?) не
совпадает с темой урока – сложные слова. После столкновения двух разных
мнений учащихся идет побуждающий диалог, который переходит в
подводящий от проблемы диалог, а далее по учебнику сравниваем, правильно
ли открыли новый материал.
Также использую логическипоисковые задания. Например, назвать лишнее
слово из ряда: метро, эскимо, громко, пшено. Этот вопрос предполагает
однозначный ответ: лишнее слово «громко», так как это наречие, а остальные
существительные. Ученики же, уже приученные видеть много аспектов
решения одной и той же однозначной задачи, увидели, что лишним может
быть и «эскимо» (в этом слове три слога, а в остальных только два), и снова
вернуться к слову «громко», но по позиции ударного слога.
При изучении темы: «Правописание парных согласных в конце
слова» ученикам предлагается посмотреть на две картинки с изображением
пруда и прута (часть ветки дерева). Попробуйте записать эти слова.
Сравнивают по произношению – прут, а как записали? (У детей разные
варианты записи, выясняем кто прав). Проблема обозначается знаковой проблемой – д или т? После решения этой задачи формируем обобщенное
орфографическое действие.
Итак, подведём итог, что же характерно для современного урока? Цель
готовность к саморазвитию. Она включает в себя:
умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям;
умение ставить перед собой цель, принимать решения;
умение самостоятельно находить выход из нестандартной ситуации;
умение проконтролировать себя, свои собственные действия;
умение адекватно оценить свои действия, выявить недочёты и
скорректировать дальнейшую работу;
умение согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться.
Другими словами, если раньше ребёнок выступал в роли пассивного
слушателя, то в соответствии с новыми веяниями, он должен стать
исследователем, который умеет сам добывать знания, работая в группе с
другими детьми или самостоятельно.
Статья "Новые методологические подходы в проведении уроков в начальной школе"
Статья "Новые методологические подходы в проведении уроков в начальной школе"
Статья "Новые методологические подходы в проведении уроков в начальной школе"
Статья "Новые методологические подходы в проведении уроков в начальной школе"
Статья "Новые методологические подходы в проведении уроков в начальной школе"
Статья "Новые методологические подходы в проведении уроков в начальной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.