Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС
Оценка 4.6
Лекции
docx
воспитательная работа +1
1 кл—4 кл
08.10.2018
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС. Тема самообразования. Цель и задачи самообразования. Актуальность проблемы. Воспитание человека знающего, уважающего и любящего свою Родину, как гражданина и патриота, практически невозможно без сильного познания духовного состояния своего народа. В настоящее время проблема духовно- нравственного воспитания детей является одной из основных проблем, стоящих перед каждым родителем, школой, государством и обществом в целом.
Духовнонравственное воспитание младших школьников в
рамках реализации ФГОС.
Цель самообразования:
Повышение уровня сформированности духовнонравственного воспитания
младших школьников и создание условий, благоприятствующих развитию
личности, способной к успешной социализации в обществе.
Задачи, обеспечивающие достижение цели:
создать оптимальные условия для развития ценностного отношения к
природе, окружающей среде; для развития ценностного отношения к
прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и
ценностях;
формировать основы гражданской идентичности: чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и
культуре народа, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
формировать ценностное отношение к здоровью и здоровому образу
жизни.
Вопрос духовнонравственного воспитания стал на сегодняшний день очень
актуальным. Воспитание человека знающего, уважающего и любящего свою
Родину, как гражданина и патриота, практически невозможно без сильного
познания духовного состояния своего народа. В настоящее время проблема
духовно нравственного воспитания детей является одной из основных
проблем, стоящих перед каждым родителем, школой, государством и
обществом в целом. В современном обществе установилась неблагоприятная
ситуация в вопросе как духовного, так и нравственного воспитания молодого
поколения. Основными предпосылками данной ситуации явились, в числе
прочих, отсутствие четко очерченных положительных ориентиров жизни для
молодежи, а также резкое ухудшение моральной и нравственной ситуации в
обществе.
Актуальность проблемы духовнонравственного воспитания младших
школьников связана еще и с тем, что наше общество особенно остро
нуждается в подготовке образованных, высоконравственных людей, которые
обладают не только глубокими знаниями, но и замечательными чертами
личности. Отдельно образование не может гарантировать достаточно высокий
или даже средний уровень духовной и нравственной воспитанности, в связи с
тем, что воспитанность является, в первую очередь, качеством личности,
которое характеризуется поведением человека в его повседневной жизни, а
также его отношением к другим людям. В основе воспитанности лежит
уважение и доброжелательность к каждому человеку. Одной из главных проблем в настоящее время стало создание перспективной системы
образования, которая способна подготовить ребенка к жизни в новых
условиях современной цивилизации.
Духовнонравственное воспитание предполагает становление отношений
ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям
и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма,
толерантности, товарищества, активное отношение к действительности,
глубокое уважение к людям.
С поступлением в школу ребёнок впервые начинает заниматься социально
значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения
учащегося с внешним миром определяются теперь его новой социальной
позицией — ролью ученика, школьника.
Поэтому, именно в школе должна быть сосредоточена не только
интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь
обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному
институту, через который проходят все граждане России, является
индикатором ценностного и морально нравственного состояния общества и
государства. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к
эмоционально ценностному, духовно нравственному развитию, гражданскому
воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период
жизни трудно восполнить в последующие годы.
Духовнонравственное развитие и воспитание личности начинается в семье.
Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют
огромное значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье
проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского
поведения человека.
Следующая ступень развития гражданина России — это осознанное принятие
личностью традиций, ценностей, особых форм культурно исторической,
социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края,
республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и
социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия,
как “Отечество”, “малая родина”, “родная земля”, “родной язык”, “моя семья
и род”, “мой дом”.
Обеспечение духовнонравственного развития и воспитания личности
гражданина России является ключевой задачей современной государственной
политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок,
доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и
общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия
гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и
следования им в личной и общественной жизни. Духовнонравственное
развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым
процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и
противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурноисторической эпохи, формирующей образ
жизни народа и сознание человека.
Духовнонравственное развитие и воспитание гражданина России
является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного
единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и
экономической стабильности.
Невозможно создать современную
инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его
внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным
образом зависит от гражданской позиции человека, его мотивационноволевой
сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и
духовных ценностей.
Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой
личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться
есть важнейшее условие успешного развития России.
Актуальность проблемы воспитания младших школьников связана с такими
положениями как:
вопервых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных,
высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и
прекрасными чертами личности;
вовторых, в современном мире маленький человек живёт и развивается,
окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на
него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно
обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на ещё только
формирующуюся сферу нравственности;
втретьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня
духовнонравственной воспитанности, т.к. воспитанность это качество
личности, определяющее в повседневном поведении человека, его отношение
к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому
человеку;
вчетвёртых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они
не только информируют младшего школьника о нормах поведения,
утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о
последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для
окружающих людей;
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки
ответственного гражданина,
способного самостоятельно оценивать
происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами
окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием
устойчивых духовнонравственных свойств личности школьника. Базовые ценности не только лежат в основе уклада нашей школьной
жизни, но и определяют как урочную, так и внеурочную деятельность детей.
Внеурочная деятельность школьников в нашей школе объединяет все
виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и
целесообразно решение задач их воспитания и социализации – это
неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Она способствует
предоставлению учащимся возможности широкого спектра занятий,
направленных на развитие школьника.
Проводя внеурочную деятельность в школе, мы добиваемся
определенных результатов. Первый уровень результатов – приобретение
школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве
общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в
обществе), понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений
школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество,
природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной
реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта
самостоятельного социального действия.
Ведущими формами творческой деятельности, направленными на
достижение личностных результатов, в нашей школе являются кружки и
спортивные секции, творческие объединения ребят при подготовке и
проведении КТД,
научнопрактические конференции,
массовые литературные, музыкальные, театральные праздники, выставки
детских работ, экскурсии, различного рода школьные
соревнования,
конкурсы, олимпиады.
факультативы,
С 2015 года в нашей школе создана «Комплексная модель организации
гражданскопатриотического (духовнонравственного) воспитания
обучающихся». Данная модель реализуется через систему воспитательной
работы в процессе учебной и неурочной деятельности, на классном и
общешкольном уровнях, в сотрудничестве с учреждениями, ведомствами,
общественными организациями различного уровня.
Работа ведётся по всем направлениям, заявленным в стандарте
основного общего образования, а также в Образовательной программе нашей
школы силами классных руководителей, учителейпредметников, вожатых,
социальнопсихологической службы и педагогами
дополнительного
образования. Во внеурочной деятельности использую современные и инновационные
образовательные технологии, направленные на овладение требованиями
образовательного стандарта (базовые ценности,
глубина,
доступность) и создание условий, при которых любой ребенок может
продвигаться по пути к собственному совершенству, умеет мыслить
самостоятельно, нестандартно, открывая и осваивая свой собственный
потенциальный мир. В создавшихся условиях естественным стало внедрение
разнообразных личностноориентированных технологий, способствующих
повышению качества метапредметных и компетентностных результатов.
качество,
Считаю, что проектные технологии обладают ярко выраженным
общественным характером
духовнонравственного воспитания. Они
применяются с целью реализации различных социальных проектов, в
результате чего осуществляется на практике связь с жизнью; развитие
социальной активности детей в воспитательном процессе; развитие умения
адаптироваться к действительности; умение общаться, сотрудничать с людьми
в различных видах деятельности.
Также широко используются мною и другие технологии,
способствующие духовнонравственному развитию и воспитанию:
коллективное творческое дело, в процессе которого происходит
формирование личностных деловых качеств: сотрудничество, принятие
совместных решений, оказание помощи друг другу, ответственность за общее
дело, принятие общего успеха и достижений;
здоровьесберегающая технология, когда применяются психолого
педагогические приемы, методы, подходы для решения задач сохранения и
укрепления здоровья, психологической комфортности;
игровая технология,
которая способствует активизации
познавательной деятельности и является эффективным способом организации
взаимодействия в коллективе;
личностноориентированная технология предусматривает выявление и
максимальное развитие способностей каждого ребенка через
дифференцированные и разноуровневый задания, возможности работать в
своём оптимальном темпе (индивидуальные маршруты воспитанников).
Особо хочу выделить различные формы работы на уроке литературного
чтения. Для меня нравственность – это внутренний духовный мир человека.
И моя задача как педагога делать его богаче, ярче, чтобы восприятие
окружающего шло через душу, через сердце, воспитывало чувство
прекрасного в ребёнке. А предмет литература как никакой другой ближе к
искусству или даже само искусство, искусство слова. И на каждом уроке
есть фрагменты, которые помогают стать нравственно лучше, а значит
расти духовно как личности. Когда ребёнок начинает работать творчески в соавторстве с учителем,
сочиняет, выдумывает, украшает свою работу, он становится нравственно
лучше, духовно чище, потому что творит и создаёт прекрасное. Наверное,
потому, что маленький ребёнок сам по себе ближе к природе, а природа
всегда прекрасна в любых её проявлениях, он с огромным энтузиазмом
берётся за такие виды работы.
Самым привычным видом деятельности для ребёнка младшего школьного
возраста является игра. Она же (игра) способствует и приобретению
знаний, и развитию многих качеств личности, и даёт возможность стать
нравственно богаче. Чаще у нас это бывает игра, основанная на
соревновании,
драматизация,
инсценирование. В учебнике литературы первые же разделы дают богатую
возможность для подобного вида деятельности. Тема «Пословицы,
поговорки, загадки».Нет области человеческого бытия, которой бы ни
касались пословицы.
выявляющая чуткость к слову,
Вопервых, пословицы украшают нашу речь, делают ее яркой и
эмоциональной. Вовторых, пословицы в сконцентрированной форме
выражают многовековую мудрость народа, его наблюдения над миром,
окружающей природой и взаимоотношениями между людьми. Предки
словно говорят с нами, отстаивая свою точку зрения на то или иное, поучая
нас, делясь жизненным опытом. Втретьих, по своему содержанию
пословицы очень разнообразны. Это и сентенции, советы, пожелания.
Нравоучения и философские обобщения, суждения и просто советы.
Научить ребёнка воспринимать образность пословиц и поговорок, научить
применять их в речи моя цель. И чтобы достичь её, я использую карточки с
пословицами, провожу при изучении данной темы такие игры: «Подскажи
словечко», «Закончи пословицу», «Отгадай пословицу по данному слову».
Ребята, пользуясь карточками, стараются найти нужные слова, чтобы
закончить пословицу, которую читаю я, или назвать пропущенные мною
слова. Этот вид работы помогает показать, что многие пословицы имеют
ритм, рифму, и перейти к другим заданиям, усложняющим работу.
Используя тему пословицы, составить рассказ, где обязательно
использовать данную пословицу. Так создаётся условие и для развития речи
ученика, и для освоения такого понятия, как сюжет, и для развития
творчества.
Ещё один вид работы даёт возможность ученику раскрыться,
даже если он не обладает навыками устной речи на должном уровне – это
составление диафильма или презентации по сказке. Класс разбивается на
маленькие творческие коллективы, где ктото становится сценаристом,
ктото режиссёром, ктото художникомоформителем. И это не такая уж
лёгкая работа, здесь очень важно коллективное начало: ребята обсуждают
кадры фильма, спорят, предлагают своё решение, выбирают в сказке самое
главное, яркое, что помогает раскрыть характер героев. Порой я
поражаюсь, насколько серьёзно это делают дети. И это хорошо. Играя во взрослых, дети учатся соучастию. И от этого, от чувства обязанности идут
к творческой деятельности. Ведь потом следует презентация их фильма,
где я советую одним из озвучивающих роль быть, обязательно, тому
ученику, кто никак не может преодолеть своё косноязычие. И он
справляется со своей работой, благодаря предварительной подготовке, и
чувствует себя уверенней. А значит, становится лучше и нравственно
богаче.
С большой охотой ученики создают иллюстрации к
произведениям. После каждой такой работы мы создаём коллективный
альбом, куда входят лучшие рисунки. В конце года результатом такой
творческой работы становится коллективный альбом, куда входит
творчество каждого ученика в том плане, какой ему ближе, доступней и
лучше получается. Каждый оформляет одну страничку на альбомном
листе. Это может быть рисунок, ребус, собственный рассказ с
иллюстрацией, дружеский шарж, стихотворение, которое ему нравится….
то есть то, что умеет делать ребёнок.
Своеобразный творческий зачёт проходит у нас после изучения
темы «Басни Крылова». Опять создаются творческие миниколлективы,
которые по своему желанию выбирают басню, распределяют роли,
составляют сценарий, придумывают мизансцены, вводят элементы
декорации, костюмов. И на уроке представляют классу плоды своего
творчества, получают оценку.
Провожу поэтические уроки, уроки конкурсного чтения стихов.
Стараюсь придать таким урокам праздничную и торжественную
обстановку. Это как бы чтение для души, но в любом случае с отметкой в
журнал. Темы могут быть различные: «Моё любимое стихотворение»,
«Родная природа в стихах русских поэтов», тематические названия после
знакомства с творчеством определённого поэта.
приобщению детей к нравственным устоям православной культуры;
помогает детям раскрыть для себя смысл высших нравственных
Работа по духовнонравственному воспитанию на уроках литературного
чтения способствует:
•
•
ценностей;
•
•
•
•
•
святыням;
•
тесную связь с народной жизнью, искусством, творчеством;
•
времяпровождения у экранов телевизора и компьютера к полезному чтению;
способствует их укоренению в детском уме и сердце;
вырабатывает позицию непринятия цинизма, жестокости, пошлости;
даёт детям твердые ориентиры добра;
способствует восприятию интереса к отечественной истории;
воспитывает любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре, языку,
вводит детей в круг основных православных традиций, показать их
способствует изменению сферы интересов ребенка – от пустого •
создаёт почву для возникновения между детьми дружеских отношений.
Концепция духовнонравственного воспитания и развития
образовательной системы
определяет задачи учебной деятельности
(средствами отдельных учебных предметов) младшего школьника по
следующим направлениям:
Воспитание нравственного чувства, этического сознания и
готовности совершать добрые поступки.
Изучение материала и выполнение учебных заданий по нравственно
оценочным линиям развития в разных предметах:
Литературное чтение анализ и оценка поступков героев; развитие
чувства прекрасного; развитие эмоциональной сферы ребёнка и т.д.
Русский язык – раскрытие воспитательного потенциала русского языка,
развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и
написанное и т.д.
Окружающий мир «связь человека и мира», правила поведения в
отношениях «человек – человек» и «человек – природа» и т.д.
Реализация нравственных правил поведения в учебном взаимодействии:
Проблемный диалог (образовательная технология) – это развитие
культуры общения в режимах мозговых штурмов, требующих
поступаться своими интересами и амбициями, слушать и понимать
собеседника, корректно полемизировать.
Продуктивное чтение (образовательная технология) – интерпретация
текста порождает нравственную оценку, важно и то, в каком стиле
проходит обсуждение, насколько откровенно дети делятся своими
взглядами, суждениями.
Групповая форма работы, требующая помощи и поддержки товарища.
Гражданскопатриотическое воспитание.
Изучение материала и выполнение учебных заданий по нравственно
оценочным линиям развития в разных предметах:
Окружающий мир – современная Россия – люди и государство,
наследие предков в культуре и символах государства, славные и
трудные страницы прошлого, права и обязанности граждан, демократия,
общечеловеческие правила поведения в многоликом обществе, права
человека и права ребёнка.
Литературное чтение – сказки народов России и мира; произведения о
России, её природе, людях, истории.
Духовнонравственная культура народов России – равенство и добрые
отношения народов России.
Реализация гражданских правил поведения в учебных взаимодействиях:
Посредством технологии оценивания опыт следования совместно
выработанным единым для всех правилам, умение отстаивать
справедливость оценивания, приходить к компромиссу в конфликтных
ситуациях и т.п. Групповая работа на разных предметах – опыт оказания взаимной
помощи и поддержки, разрешения конфликтных ситуаций, общения в
разных социальных ролях.
Специфические предметные методики, требующие коллективного
взаимодействия и поддержки товарища.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к жизни.
Изучение материала и выполнение учебных заданий: знакомство с
разными профессиями, их ролью и ролью труда, творчества, учёбы в
жизни людей:
Технология – роль труда и творчества, его различные виды, обучение
разным трудовым операциям, важность их последовательности для
получения результата и т.п.
Окружающий мир – знакомство с профессиями и ролью труда (в т.ч.
труда учёных) в развитии общества, преобразования природы.
Литературное чтение, изобразительное искусство, музыка – роль
творческого труда писателей, художников, музыкантов
Получение трудового опыта в процессе учебной работы:
Настойчивость в исполнении учебных заданий, доведение их до конца.
Оценивание результатов своего труда в рамках использования
технологии оценивания.
Творческое применение предметных знаний на практике, в том числе
при реализации различных учебных проектов.
Работа в группах и коллективные учебные проекты – навыки
сотрудничества.
Воспитание здорового образа жизни.
Изучение материала и выполнение учебных заданий по знакомству со
здоровым образом жизни и опасностями, угрожающими здоровью людей:
Физкультура – овладение комплексами упражнений, разнообразными
навыками двигательной активности, спортивных игр, а также понимание
их смысла, значения для укрепления здоровья.
Окружающий мир – устройство человеческого организма, опасности
для здоровья в поведении людей, питании, в отношении к природе,
способы сбережения здоровья.
Технология – правила техники безопасности.
Получение опыта укрепления и сбережения здоровья в процессе учебной
работы:
Осмысленное чередование умственной и физической активности в
процессе учёбы.
Регулярность безопасных физических упражнений, игр на уроках
физкультуры, на переменах и т.п.
Образовательные технологии,
построенные на личностно
ориентированных подходах,
партнёрстве ученика и учителя
(проблемный диалог, продуктивное чтение, технология оценивания
учебных успехов – правила «самооценка», «право отказа от текущей отметки, право пересдачи контрольных работ» и т.п.), – обучение в
психологически комфортной, не агрессивной, не стрессовой среде.
Экологическое воспитание.
Изучение материала и выполнение учебных заданий по изучению правил
взаимоотношений человека и природы, экологических правил:
Окружающий мир – взаимосвязи живой и неживой природы, природы и
хозяйства человека, экологические проблемы и пути их решения,
правила экологической этики в отношениях человека и природы.
Литературное чтение – опыт бережного отношения к природе разных
народов, отражённый в литературных произведениях.
Получение опыта бережного отношения к природе в процессе учебной
работы:
Сбережение природных ресурсов в ходе учебного процесса: выключение
ненужного электроосвещения, экономное расходование воды, упаковочных
материалов, бумаги и т.п.
Эстетическое воспитание.
Изучение материала и выполнение учебных заданий, направленных на
приобщение к искусству, красоте, художественным ценностям в жизни
народов, России, всего мира:
Изобразительное искусство и Музыка – приобщение к законам
изобразительного и музыкального искусства; опыт творческой
деятельности.
Литературное чтение – приобщение к литературе как к искусству
слова, опыт создания письменных творческих работ.
Технология – приобщение к художественному труду; осознание красоты
и гармонии изделий народных промыслов; опыт творческой
деятельности.
Исполнение творческих заданий по разным предметам с целью
самовыражения, снятия стресса.
Оценка результатов выполнения учебного задания не только с позиции
соответствия цели, но и с позиции красоты решения, процесса исполнения
задания.
Итак, духовнонравственное воспитание является одним из основных
компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить
честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им свое место в
жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.
(cid:252)
(cid:252)
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.