Статья "Нравственное воспитание подрастающего поколения на творчестве А.Платонова
Оценка 4.7

Статья "Нравственное воспитание подрастающего поколения на творчестве А.Платонова

Оценка 4.7
Культурные мероприятия
doc
русская литература +1
Взрослым
10.10.2017
Статья "Нравственное воспитание подрастающего поколения на творчестве А.Платонова
Наши ученики – подростки. Они переживают самый трудный этап своего духовного становления – этап нравственного самоопределения. Это время активного поиска жизненных ориентиров, поэтому книги остаются ведущим средством воспитания, Начиная работать над проблемой нравственного развития и воспитания школьников средствами литературы, я определила примерный круг чтения для себя и своих учеников, соотнеся художественные произведения с теми задачами, которые нам предстоит решать на уроках и во внеклассной работе. Этими задачами стали: 1. Воспитание патриотизма, уважения к своим предкам, к истории своего Отечества, бережного отношения к родной природе. 2.Развитие в детях основных нравственных качеств: доброты, милосердия, совести, чести, благородства. Считаю, что произведения Андрея Платонова помогают мне решать эти задачи. Невозможно читать его рассказы и не растить в себе доброго человека, готового отвечать за все на свете и приносить пользу людям. Невозможно, читая их, не размышлять о смысле жизни и родине, о счастье и будущем...В них есть все, что необходимо сегодня молодому человеку, вступающему в большой и сложный мир.
Малюка Нравственное воспитание.doc
Нравственное воспитание подрастающего поколения на уроках литературы (на примере изучения прозы А.Платонова)  Учитель   русского   языка   и   литературы   МБОУ   г.Астрахани   «СОШ№9» Малюка Валентина Ивановна  Будущее любой страны решается за школьной партой. Если с этих позиций взглянуть на  будущее России, то можно прийти к выводу, что оно весьма печально, так как сегодня из  большинства школ ушла веками создаваемая  система духовно­нравственного  образования и воспитания. Нравственный запас, оставленный нашими предками, почти  исчерпан. Наши ученики – подростки. Они переживают самый трудный этап своего духовного  становления – этап нравственного самоопределения. Это время активного поиска  жизненных ориентиров, поэтому книги остаются ведущим средством воспитания,  духовного развития, становления общей культуры ребёнка.                                                       Более чем за двадцать постперестроечных лет выросло новое поколение молодежи. Это  дети, которые воспитывались не на добрых мультиках, а на фильмах ужасов,   агрессивных боевиках. Нередко первоклассники, впервые переступившие порог школы,  стремятся копировать главных героев фильмов, мечтают о завоевании мира. Проблема нравственного воспитания учащихся – одна из сложнейших проблем, стоящих  в наше время перед школой  Кто придет завтра на производство, в  научные лаборатории, в школы и больницы, в  социальное служение, в армию? Это не праздный вопрос. От него зависит дальнейшее  возрождение России.    Именно поэтому мы все вместе, и прежде всего педагоги, должны защитить  наших  детей от мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить  добро. А это можно решить одним – единственным способом – дать подрастающему  поколению полноценное духовно – нравственное воспитание, основа которого –  многовековая традиция российского образования и воспитания, сформировавшаяся на  нравственных и этических ценностях христианства. . Немаловажная роль в её решении  отводится урокам литературы и русского языка, на которых происходит формирование  чувства ответственности перед обществом, активного понимания социальных функций,  осмысление своих прав и обязанностей, этических норм.  Если вопросам нравственного воспитания учащихся придавать серьезное значение и  проводить регулярную работу по духовному оздоровлению, то труд не будет напрасным.  Во­первых, такие ученики отличаются добротой, отзывчивостью и милосердием, во­ вторых, они с удовольствием изучают русский язык, читают классическую литературу.  Не секрет, что далеко не все из школьной программы можно изучать с интересом. Однако если у ученика формируется нравственное мышление, то успех изучения  предметов более чем наполовину обеспечен. И найти ответы на свои вопросы они могут   в   художественном произведении, ведь  в  процессе восприятия художественного текста ребёнок усваивает сложные  мировоззренческие понятия о месте человека в жизни, о его целях и устремлениях,  убеждается в правильности тех или иных решений, получает опыт нравственной оценки.  Нужно только вовремя ответить на поставленный вопрос. Об этом как нельзя лучше  сказал наш современник, известный поэт Андрей Дементьев: Как важно вовремя успеть Сказать кому­то слово доброе, Чтоб от волненья сердце дрогнуло!­   По словарю С. И. Ожегова, нравственность – это правила, определяющие поведение;  духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение  этих правил, поведение. Заниматься проблемой нравственного образования одинаково полезно как учителю, так  и ученику. Уроки литературы ­ или уроки нравственности ­ жизненно важны, так как  именно здесь  трудится душа, происходит открытие нравственных истин, добываются знания о мире, о жизни в нем, о самом себе. По словам Д. Гранина, «одна из великих задач литературы –  бередить совесть, пробуждать чувство вины».          И это особенно важно сегодня, когда повсеместным стало стремление найти  виновных вокруг себя и не спрашивать с самого себя. В руках учителя – будущее  народа… Уроки литературы значительны прежде всего тем, что они побуждают вести  взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев  произведений,  об утрате нравственных идеалов, о добре и зле,  о роли семьи в  воспитании человека.   Наблюдение над текстом, внимательном прочтении его  необходимы   на уроке для того,  чтобы ребенок понял главное: зачем автор пишет свой рассказ, повесть, поэму. А,  следовательно, прийти к выводу о том, в чем помогает герой разобраться читателю,  чему учит данное произведение. Добиваясь того, чтобы школьники проникали в  эмоциональный мир героев, выявляли авторское отношение к ним, а затем  вырабатывали собственные оценки персонажей, учитель объединяет задачи  нравственного воспитания с задачами литературного развития. Это способствует и  развитию читательских навыков, и глубокому постижению произведения искусства, и повышению уровня нравственной воспитанности детей, и формированию их  нравственных идеалов.        Начиная работать над проблемой нравственного развития и воспитания школьников средствами   литературы,   я   определила   примерный   круг   чтения   для   себя   и   своих учеников,   соотнеся   художественные   произведения   с   теми   задачами,   которые   нам предстоит решать на уроках и во внеклассной работе. Этими задачами стали: 1. Воспитание патриотизма, уважения к своим предкам, к истории своего Отечества, бережного отношения к родной природе. 2.Развитие   в   детях   основных   нравственных   качеств:   доброты,   милосердия,   совести, чести, благородства.        Считаю, что произведения Андрея Платонова помогают мне решать эти задачи. Невозможно   читать   его   рассказы   и   не   растить   в   себе   доброго   человека,   готового отвечать   за   все   на   свете   и   приносить   пользу   людям.   Невозможно,   читая   их,   не размышлять   о   смысле   жизни   и   родине,   о   счастье   и   будущем...В   них   есть   все,   что необходимо   сегодня   молодому   человеку,   вступающему   в   большой   и   сложный   мир. Поэтому с творчеством писателя начинаю знакомить детей уже в 5­ом классе. К тому же изучение его произведений в выпускном классе всегда наталкивается на объективные трудности. Многое школьникам кажется неожиданным и непонятным.     Они с трудом привыкают   к   его   простому,   но   необычному   языку,   не   чувствуют   в   нем   емкости   и выразительности. Всего этого можно избежать, если познакомить ребят с Платоновым значительно раньше. Ведь маленькие читатели ­ плодородная и податливая почва для того, чтобы посеять на ней семена платоновской любви и мудрости.       Так,   в   5­ом   классе   читаю   детям   небольшой   рассказ   "Еще   мама".   Произведение воспитывает патриотизм не на абстрактных материях, а на самом простом и понятном детям чувстве материнской любви. Кто учит ребенка делать первые шаги?   Кто учит говорить на родном языке? Какое слово чаще всего произносит ребенок? В рассказе слово   "мама"  повторяется  40  раз.  Но  рассказ  называется  "Еще  мама".  Почему   же? Читаем внимательно и стараемся найти еще одно важное слово. Именно слово "Родина" учит писать Артема учительница после того , как он освоил слово "мама". Почему слово "Родина" так часто соседствует со словом "мама"? Да, Родина и мать ­ понятия неразделимые. Родная мама ­ это тот человек, который дал тебе жизнь, вскормил, воспитал, вырастил, а Родина ­ это та земля, на которой родились и  ты,   и  твои   мама,   папа,   бабушка   и  дедушка.  Она   дарит   тебе     все   богатства   свои; сохраняют родной язык и народ, историю и традиции. Она является матерью для всех живущих   на   этой   земле.   Вот   почему   с   давних   времен   понятие   Родины   у   людей соединялось   с   понятием   матери.   "Вся   наша   Родина   ­   еще   мама   тебе,­"   говорит учительница мальчику.     Пока ребенок маленький, он любит свой дом, свою маму; подрастая, он учится любить свою школу, учительницу, деревню, город, а становясь  взрослым, понимает, что вся родная страна ­ ему мать и он в ответе за ее будущее.        В   6­ом   классе   анализируем   рассказ   "Любовь   к   родине,   или   Путешествие воробья(Сказочное происшествие)". Шестиклассники охотно говорят об этом рассказе. Он нравится им, трогает их души каким­то шемящим чувством сострадания к чужому одиночеству,   удивляет   добротой   и   бескорыстием   героя,   заставляет   размышлять   о необходимости друга, понимания и любви, задуматься о родине...    Нашу аналитическую беседу начинаем с рассказа о старом скрипаче. ­   Почему   старый   музыкант   каждый   вечер   ходил   играть   на   Тверской   бульвар? ("...Старик   скучал   от   мысли,   что   не   приносит   людям   никакого   добра,   и   поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Там звуки его скрипки раздавались в воздухе, в сумраке, и хоть изредка они доходили до глубины человеческого  сердца, трогая его нежной и мужественной силой, увлекшей жить высшей, прекрасной жизнью". Скрипач хотел   дарить   людям   добро,   потому   что,   видимо,   делал   это   всю   жизнь   и   не   мог привыкнуть к мысли о своей бесполезности.)  ­ Почему старик никогда не брал денег за свою игру? (Он играл не из­за денег, а просто для   людей.   Он   бескорыстно   отдавал   людям   свое   душевное   тепло   и   свое   искусство. Поэтому никогда не открывал крышку скрипичного футляра, пока на него не сел седой воробей.)   ­   Почему   музыкант   так   привязался   к   воробью?   (Он   почувствовал   в   нем   что­то родственное: старость, одиночество, бесприютность.)   ­Но однажды воробей не прилетел. Что произошло с ним? Как описывается страна вечного лета, в которую он попал? Почему не греет она воробья? Почему он тоскует? (Это чужая страна. Здесь много пищи, но "все плоды трав и кустарников были слишком сладкими...")    ­Что чаще всего ему вспоминалось и почему? ("...Воробей затосковал по привычной кислоте простого черного хлеба; его мелкие кишки и желудок заскулили от ощущения теплой, темной мякоти в футляре музыканта у памятника Пушкину.) ­ Почему  погиб воробей? (Очевидно, его  немолодых сил уже  не хватило на такой трудный перелет, но остаться на благодатной земле он не мог: слишком тоскливо ему там было ­ в этом сытом и разнеженном раю.)   ­   Как   воспринял   смерть   воробья   старый   музыкант?   (Это   было   для   него   большим потрясением...."Он   вынул   скрипку   из   футляра   и   начал   играть   нежную,   счастливую музыку.")     ­   Почему   именно   "счастливую"?   (Чтобы   дети   почувствовали   состояние   старика, включается   скрипичная  миниатюра  Клода Дебюсси  "В лодке".  Затем  говорят  дети: "Скрипач хочет, чтобы маленькой птичке снился вечный счастливый сон про родную землю. Но в сердце его столько печали, что музыка не может его утешить, он понимает, что лишился друга, ему становится тоскливо и одиноко. "Он положил скрипку на место и   заплакал".Музыка   не   смогла   вернуть   ему   гармонии,   она   уже   не   могла   обещать "счастье и славную           жизнь", потому что никакое искусство не заменит настоящей жизни и настоящих друзей...")   В конце урока можно задать следующие вопросы: чему хотел бы нас научить писатель. К размышлению к чему привести?    Приходим к выводу: наши бульвары и улицы по­прежнему полны одиноких старых людей, мимо которых равнодушно проходят "красивые чистые люди", "удаляясь по своим важным и счастливым делам", не слыша тревожного стука сердец тех, кому так нужны   забота   и   тепло,   порой   просто   участливый   взгляд   и   доброе   слово.   Рассказ Платонова заставил задуматься: забота о других, сострадание ­ непременное условие жизни, а сердечность ­ его главное богатство.      В 7­ом классе учащиеся читают и обсуждают сказку­быль "Неизвестный цветок". Планируя урок, целесообразно иметь в виду большие возможности внутри предметных связей, которые можно установить в ходе анализа этого произведения.      Прежде всего, возвращаемся к жанру сказка­быль, уточнив и обогатив это понятие. Продолжаем   наблюдать   за   особенностями   стиля   и   языка.   В   меру   возможного устанавливаем   связи   платоновских   произведений   по   их   идейно­тематическим характеристикам, рассматриваем  произведение в контексте  литературного времени и пространства.     И   наконец,   приходим   к   выводу:   неисправимый   идеалист,   Платонов   верил   в   "жизненное творчество добра", в "мир и свет", хранящиеся в сокровенной человеческой душе как вечные нравственные ценности. Ребята   получают   прочитать   и   проиллюстрировать   рассказ.   По­разному   можно организовать урок, по­разному можно его начать: "Платонов прожил недолгую жизнь, умер   на   52   году   в   атмосфере   непризнания,   житейских   невзгод.   Умер   в неизвестности...Оставил дочери на память сказку­быль "Неизвестный цветок". Прошли годы. Повествование о маленьком цветке, которому сила жизни, заключенная в нем, помогла преодолеть преграды, сделала автора известным широкому кругу читателей. "Неизвестный цветок" А.Платонова стал олицетворением любви к жизни, стойкости и терпения. Для нас сегодня на уроке "самое главное ­ сказку не спугнуть!" ­ и мудреть, учиться жить, поверив наказу доброго, самоотверженно сопротивлявшегося трудностям человека ­ писателя Андрея Платонова, как поверила ему дочь Машенька."    Беседуем по содержанию произведения:    ­ Что главное в сказке? Что отличает ее от других повествовательных жанров? Какие элементы сказки вы отметили? Какие приметы реального времени и жизни мы в нем увидели?     Далее   размышляем   о   том,   кого   же   олицетворяет   этот   цветок.   Жизнь   простого, незаметно   скромного   человека?   Или   жизнь   самого   автора?   Работаем   с   текстом.   в тетрадях делаем выписки: "Жил на свете маленький цветок"; "...цветок не хотел жить печально...", "...он светился живым мерцающим огнем...", "Меня никто не зовет...Я один живу...",   "...из   семени   его  вырастут   и  не   погибнут   прекрасные   дети,  самые   лучшие, сияющие светом луны, которых нету нигде...".      Эта работа помогает понять, что писателя волнуют сложные вопросы: как жить? Каким быть? Во имя чего стоит жить? Что делает человека выносливым и стойким?      И снова обращаемся к тексту, находим слова, которые характеризуют цветок: рос, собирал, сторожил, трудился, радовался. Глаголы помогают установить порядок жизни: через преодоление преград, труд ­ к радости. Вот и понятен наказ отца дочери; писателя ­ своим юным читателям. Дети составляют его самостоятельно. Например: "Живи умно, работай, терпеливо преодолевай трудности, одиночество, печаль, неси людям радость. Испытания ­ преходящи; добро ­ вечно".       Так   на   уроках   литературы   мы   постигаем   мир   Андрея   Платонова.   Его   рассказы производят на детей неизгладимое впечатление, поражая глубиной мысли и любовью к человеку.          Специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а  прорастают они еще не скоро, не вдруг. Иногда к нашей общей печали могут не прорасти совсем. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к  другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность,  патриотизм не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою  задачу выполненной.

Статья "Нравственное воспитание подрастающего поколения на творчестве А.Платонова

Статья "Нравственное воспитание подрастающего поколения на творчестве А.Платонова

Статья "Нравственное воспитание подрастающего поколения на творчестве А.Платонова

Статья "Нравственное воспитание подрастающего поколения на творчестве А.Платонова

Статья "Нравственное воспитание подрастающего поколения на творчестве А.Платонова

Статья "Нравственное воспитание подрастающего поколения на творчестве А.Платонова

Статья "Нравственное воспитание подрастающего поколения на творчестве А.Платонова

Статья "Нравственное воспитание подрастающего поколения на творчестве А.Платонова

Статья "Нравственное воспитание подрастающего поколения на творчестве А.Платонова

Статья "Нравственное воспитание подрастающего поколения на творчестве А.Платонова

Статья "Нравственное воспитание подрастающего поколения на творчестве А.Платонова

Статья "Нравственное воспитание подрастающего поколения на творчестве А.Платонова

Статья "Нравственное воспитание подрастающего поколения на творчестве А.Платонова

Статья "Нравственное воспитание подрастающего поколения на творчестве А.Платонова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.