Статья "Образовательное путешествие как метод изучения истории родного города и освоения его культурного пространства" (дополнительное образование)
Оценка 4.8

Статья "Образовательное путешествие как метод изучения истории родного города и освоения его культурного пространства" (дополнительное образование)

Оценка 4.8
Научные работы
doc
история +1
Взрослым
05.10.2019
Статья "Образовательное путешествие как метод изучения истории родного города и освоения его культурного пространства" (дополнительное образование)
Данная статья содержит описание одного из инновационных методов обучения - образовательного путешествия. Этот уникальный метапредметный метод способствует не только обучению и воспитанию на занятиях в объединении дополнительного образования и во внеурочной деятельности, но и повышает мотивацию воспитанников в изучении истории и культуры родного города.
Статья Образовательные путешествия.doc
Образовательное путешествие как метод изучения истории родного города и освоения его культурного пространства Образовательное путешествие – это, прежде всего, путь к новому, неизведанному, тому, что лежит за порогом школы и дома. Оно предполагает активную работу детей по осмыслению различных понятий и явлений культуры. Объекты внешнего мира выступают как знаки (тексты) культуры,   исследования   которых   не   ограничивается   констатацией   года   постройки,   имени архитектора, перечислением деталей. Задачи  путешествия  – установить  взаимосвязь между  объектами  материального  мира  и воплощёнными   в   них   идеями.   Его   главный   результат   –   личностное   освоение   тех   культурных ценностей,   которое   мы   проповедуем,   но   которое   сложно   передать   на   словах   в   процессе традиционного обучения.  Основу   образовательного   путешествия   составляет   активное,   творческое,   и   во   многом самостоятельная   деятельность   детей,   связанная   с   изучением   и   исследованием   разнообразных объектов   реальной   городской   среды.   В   процессе   этой   работы   ребёнку   предоставляется возможность использовать те средства и способы, которые ему по силам; на основе собственных исследовательских действий и наблюдений делать предположения, выдвигать гипотезы, открывать заново и впервые истины.  Образовательное путешествие  проектируется  каждый раз  заново с учётом выдвигаемых целей и задач, подготовленности детей, особенностей исследуемого района. Оно начинается с определения темы, которая должна быть понятна и близка каждому воспитаннику.  Идея   путешествия   заключается   в   выявлении   того   культурного   текста,   который предлагается   освоить   ребёнку   в   результате   путешествия:   с   какими   понятиями   и   явлениями культуры   он   познакомится,   какие   новые   представления   о   человеке   в   истории   и   культуре приобретёт, какие взаимосвязи между объектами культурной среды может выявить, что нового узнает о людях, населяющих этот город. Кроме того, стоит задуматься и о том, какие навыки существования в культурном пространстве получит ребёнок, чему конкретно он научиться в этом путешествии  –  работать  с   планом  или  картой,   рассматривать  памятники,   исследовать   здания, добывать   новую   информацию,   наблюдать   за   городскими   событиями   и   т.п.   Идея   путешествия должна формулироваться так, чтобы отвечать на интересующие ребёнка вопросы и разъяснять смысл  происходящих вокруг  него событий:  где  заканчивается  улица?  откуда она начинается? какую форму имеет площадь? какие атрибуты ты увидел?  и т.д.  В   качестве   объектов   образовательного   путешествия   могут   выступать   разнообразные элементы города – памятники и здания, улицы и площади,  вывески  и витрины,  транспортные средства и мосты, магазины и школы, скверы и парки. В   совокупности   идея   путешествия   позволяют   выбрать   объекты   для   предстоящего путешествия и соединить их в образовательный маршрут. При выборе предметов исследования в городской среде рекомендуется учитывать, что объекты, составляющие маршрут, должны:     быть доступны для осмотра детьми, т.е. находиться на расстоянии, позволяющим их исследовать и рассматривать;  давать возможность воспитанникам развивать различные каналы восприятия мира: визуальные, тактильные, слуховые, вербальные; обладать   информационным   потенциалом,   т.е.   способностью   невербальными средствами рассказывать о себе при внимательном осмотре, находиться друг от друга на небольшом расстоянии; обладать привлекательностью, быть безопасным для ребёнка. Важно отметить, что путешествие, как правило, не предполагает изучение каждого объекта по всем возможным направлениям, мы можем остановить внимание детей только на тех аспектах, которые   важны   для   нас   в   контексте   выбранной   идеи   путешествия.   Важно   понимать,   что исследовательская   работа   детей   разворачивается   в   ситуации   непредсказуемости.   В   ходе путешествия ребёнок менее всего слушает педагога, обычно он что­то делает сам – рассматривает, изучает, наблюдает, размышляет, обсуждает. Взрослые не могут точно предугадать ответы детей, выставить подробный алгоритм вопросов и ответов. Вместе с детьми педагог всматривается в изучаемый   объект,   выдвигает   идеи,   обсуждает   различные   мнения.   Педагогу   необходимо поддерживать   желания   детей   говорить   о   том,   что   они   видят   и   переживают.   Подробная информация об объекте исследования предоставляется педагогом только в том случае, если об этом просят дети. Таким   образом,   образовательное   путешествие   ­   это   особый   метод,   позволяющий организовать   самостоятельную   исследовательскую   деятельность   учащихся   непосредственно   в городском   пространстве.   Его   цель   заключается   не   столько   в   приобретении   фактологических знаний   о,   сколько   в   освоении   определенных   закономерностей   культуры,   в   постижении   того историко­культурного,   социального   опыта   цивилизации,   хранителем   которого   является мегаполис.  В логике образовательного путешествия город рассматривается как наиболее целостное и доступное   для   исследовательской   деятельности   детей   пространство   культуры.   Их   изучение связывается единым маршрутом, который диктует «идея» путешествия ­ то или иное понятие или явление культуры.  Образовательное путешествие кардинально отличается от традиционной экскурсии:   оно   предполагает   непосредственное   взаимодействие   школьников   с   объектами природного   и   культурного   наследия   (в   данном   случае,   педагог   ничего   сам   об изучаемом   объекте   не   рассказывает   и   не   дает   никакой   информации,   другими словами, «не стоит» между ребенком и объектом);  в качестве источников информации об окружающем мире выступают имеющийся у ребенка личный опыт и объекты природного и культурного наследия микрорайона; в   ходе   путешествия   участникам   предстоит   «добыть»   необходимую   информацию различными   способами;   в   этом   случае   образовательный   процесс   идет   не   от изложения   готовых   истин   к   их   иллюстрации   («раскрываем   идею   –   ищем   ее подтверждение   в   объекте   культурного   наследия»),   а,   наоборот,     от   личных ощущений и наблюдений детей к обобщению и формированию новых представлений («через материальные объекты и вещи – к идеям»); путешествие   предполагает   соединение   разных   видов   деятельности   в   процессе исследования: визуальное наблюдение, тактильное и моторное восприятие, поиск и анализ информации, постановку опытов и экспериментов; оно позволяет каждому ребенку выдвигать собственные версии, и корректировать     их на основе группового обсуждения.  Современный   педагогический   метод   образовательного   путешествия   может рассматриваться   не   только   как   эффективный   способ   познания   мира   культуры,   но   и   как уникальный   инструмент   развивающего   обучения,   направленный   на   раскрытие   творческого потенциала   личности   в   процессе   познания   и   освоения   окружающего   мира.

Статья "Образовательное путешествие как метод изучения истории родного города и освоения его культурного пространства" (дополнительное образование)

Статья "Образовательное путешествие как метод изучения истории родного города и освоения его культурного пространства" (дополнительное образование)

Статья "Образовательное путешествие как метод изучения истории родного города и освоения его культурного пространства" (дополнительное образование)

Статья "Образовательное путешествие как метод изучения истории родного города и освоения его культурного пространства" (дополнительное образование)

Статья "Образовательное путешествие как метод изучения истории родного города и освоения его культурного пространства" (дополнительное образование)

Статья "Образовательное путешествие как метод изучения истории родного города и освоения его культурного пространства" (дополнительное образование)
Скачать файл