Статья Образовательное взаимодействие в современной школе
Оценка 4.8
Педсоветы +1
docx
воспитательная работа
4 кл
10.02.2019
В статье рассматриваются вопросы образовательного взаимодействия учителей, родителей, детей, факторы, способствующие совершенствованию этого процесса. Взаимодействие изучается различными учеными философами, психологами, педагогами, психологами и даже социологами. В школе взаимодействие изучается в основном педагогами, в статье рассматривается, такой вид взаимодействия, как образовательное. Особое внимание уделяется вопросу важности участия в образовательном взаимодействии всех участников образовательного процесса: учителей, учеников, родителей, администрации школы. Каждый участник является равноправным субъектом взаимодействия. В статье описаны современные способы сетевого взаимодействия. Приведены примеры.
Рогова Юлия Владимировна статья Образовательное взаимодействие.docx
Образовательное взаимодействие в современной школе.
Рогова Юлия Владимировна
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы образовательного
взаимодействия учителей, родителей, детей, факторы, способствующие
совершенствованию этого процесса.
Ключевые слова: взаимодействие, образовательное взаимодействие,
образовательный процесс, субъекты образования, сетевое взаимодействие.
Проблема взаимодействия субъектов образовательного процесса
исследуется постоянно, но при этом не теряет своей актуальности, потому
что этот процесс неразрывно связан с развитием человеческих отношений,
развитием общечеловеческой культуры в целом,
расширением
информационного пространства, увеличением опыта поколений и многих
других факторов.
Расширение коммуникативного пространства,
изменение форм
социальных отношений повлияло на пересмотр взаимодействия семьи и
школы. В настоящее время становится все более очевидным, что решать
задачи воспитания и обучения, проблемы социализации ребёнка возможно
только при объединении усилий всех участников образовательного
взаимодействия.
Г. М. Андреева интерпретирует взаимодействие как организацию
совместной деятельности, в ходе которой для ее участников «важно не только
обменяться информацией, но и организовать «обмен действиями»,
спланировать общую деятельность» [1]
Образовательное
результатом
взаимопроникновения ценностных смыслов участников взаимодействия,
является
взаимодействие которые до этого момента не являлись содержанием их собственного образа
жизни.
Образовательный процесс представляет собой многоплановое
взаимодействие. В него включаются собственно учебнопедагогическое
взаимодействие ученика и учителя, взаимодействие учеников между собой, а
также межличностное взаимодействие.
Взаимодействие между всеми субъектами процесса образования и
воспитания способствует формированию и развитию личности, способной к
саморазвитию и самоопределению. Анализ школьной практики показывает,
что рассматриваются в основном линии взаимодействия «учительученик»,
«учитель родители», «родители дети». Остаются за кадром такие линии,
как «дети родители», «ученики учитель», «родители учитель», «ученики
ученик» (здесь в каждой паре первый элемент считается субъектом, а
второй – объектом воздействия). Это означает, что пока еще далеко не всегда
родители и ученики рассматриваются как субъекты в совместной
деятельности школы и семьи. Поэтому существующий подход к организации
взаимодействия педагогов, родителей и детей можно признать не отвечающим
современным реалиям. [2]
Взаимодействие будет результативным, если будет многосторонним:
педагог – родитель – ученик администрация школы. Через различные формы
взаимодействия: индивидуальные собеседования, консультации по учебным
предметам, открытые уроки, внеклассные мероприятия, родительские
собрания, психологические тренинги, сетевое интернетвзаимодействие.
Рассматривая образовательное взаимодействие в современной школе,
нельзя не учитывать современные информационнокоммуникационные
позволяют участникам вступать в «живой»
технологии, которые
(интерактивный) диалог (письменный или устный) с реальным партнером, а
также делают возможным «активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме «реального времени» в
любой точке мира, не выходя из дома.
Одной из самых распространенных и массовых форм общения является
сетевое взаимодействие. Оно обладает потенциалом формирующей
активности, предполагает интенсивную коммуникативную деятельность
участников образовательного процесса, разнообразие и смену видов, форм,
способов деятельности, а потому может быть представлено действенным
механизмом интерактивного обучения и взаимодействия в целом.
Различные интерактивные приложения для мобильных телефонов
(смартфонов)(например WhatsApp, Viber, Telegram), созданные для общения
между людьми позволяют общаться с помощью отправки бесплатных
сообщений, и бесплатных звонков не зависимо от местонахождения
собеседников, двумя основными условиями являются наличие установленного
и активного приложения, а также возможность выхода в сеть (передача всех
данных осуществляется через интернет) у обоих собеседников. Мобильные
приложения позволяют отправлять и принимать фотографии, картинки,
звуковые сообщения, музыку и видео. А также создавать различные группы
для общения, для взаимодействия.
Создание различны интерактивных площадок для общения расширяет
возможности образовательного взаимодействия. Каждая группа системы
мгновенного обмена сообщениями (мессенджера) создается для общения
людей, объединенных либо какойто общей деятельностью, либо проблемой,
либо интересом, либо подготовкой какогото события. Можно даже
предположить, что некоторые группы можно назвать общностями, в которых
происходят взаимодействия различного типа. Поскольку это новая форма
взаимодействия, новая культура общения необходимо активно её включать и
использовать в образовательном взаимодействии, хотя стихийные попытки
детсковзрослых групп уже делают первые шаги в этом направлении. В таких
группах общение педагогов, родителей и детей происходит как равных субъектов. В группе каждый может написать сообщениемнение, которое
будет прочитано и принято во внимание. И ребёнок, и взрослый может
отправить картинку, ссылку на интересный сайт и др. Таким образом, каждый
участник имеет возможность привлечь внимание к интересующему его
вопросу или задать свой и получить мгновенный отклик. И если организатор
интерактивного взаимодействия сумеет направить его в образовательное,
культурное, эмоциональнокомфортное русло, то группа по обсуждению
«бытовых вопросов» может вырасти в детскородительскую общность.
Целенаправленная работа по взаимодействию между всеми участниками
дает желаемые результаты: педагоги получают дополнительную информацию
об интересах, способностях, особенностях ребенка, между педагогами и
взаимопонимания,
родителями устанавливаются отношения доверия,
сотрудничества, дети чувствуют поддержку взрослых, эмоциональный
комфорт, возможность свободно самореализоваться.
Становится реальной цель современной школы: выпустить в жизнь
молодых людей не только знающими и умелыми, но мыслящими,
инициативными,
совершенствовать себя и окружающий мир.
компетентными,
самостоятельными,
способными
Список литературы:
1. Андреева Г. М. Социальная психология – М., 1996.
2. Елистратова С.И. Взаимодействие учителей, родителей и учащихся как
фактор повышения качества обучения в общеобразовательной школе //
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2013. –
Т. 15. – №2–2. – С. 328.
Статья Образовательное взаимодействие в современной школе
Статья Образовательное взаимодействие в современной школе
Статья Образовательное взаимодействие в современной школе
Статья Образовательное взаимодействие в современной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.