Статья "Образовательный проект как форма организации урочной и внеурочной деятельности учащихся"
Оценка 4.7
Научные работы
docx
искусство +1
Взрослым
19.03.2018
Статья "ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ" представляет собой описание опыта работы учителя музыки и искусства с обучающимися по проектно-исследовательской деятельности. В статье представлены примеры различных проектов, которые выполнялись как на уроках музыки и искусства, так и во внеурочной деятельности.Описание опыта работы учителя
Образовательный проект как форма организации урочной и внеурочной деятельности учащихся.docx
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ
УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
И.А. Карпова, учитель музыки и искусства МБОУ «СОШ № 23», г. Северодвинск
Модернизация образования, введение в образовательное пространство
таких категорий как системный анализ, информационные технологии, семиотика
предполагают необходимость включения каждого ребенка в гибкую
динамическую среду, отличную по содержанию и форме от традиционных
уроков. Одной из основополагающих характеристик современного человека,
действующего в пространстве культуры, является его способность к проектной
деятельности.
Как наиболее перспективную образовательную технологию преподавания
предмета «Музыка» в основной школе Г.П. Сергеева рекомендует использовать
ученические исследовательские проекты (технология развития познавательных
интересов школьников и их социализации). «Возможны коллективные,
групповые, индивидуальные формы подготовки и защиты проектов. В проектах
рекомендуется использовать различные виды музыкальнопрактической
деятельности, имеющие социальную значимость для школьников. Проектная
деятельность учащихся может выступать и как форма промежуточного и
итогового контроля за усвоением учебного материала. Информационно
коммуникационные технологии приобретают большое значение для учащихся
подростков на уроках музыки и во внеурочной музыкальноэстетической
деятельности». [1].
Проектная деятельность относится к разряду инновационной, так как
предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей
технологии. Актуальность овладения основами проектирования обусловлена,
прежде всего, тем, что данная технология имеет широкую область применения
на всех уровнях организации системы образования.
Проектная деятельность направлена на духовное и профессиональное
становление личности ребенка через организацию активных способов действий.
Ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза,
активной деятельности. При организации проектной деятельности возможна не
только индивидуальная, самостоятельная, но и групповая работа учащихся. Это
позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения.
Целью проектной деятельности является понимание и применение на
интеграционной основе учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных
при изучении различных предметов. Как считает Г.П. Сергеева, «в области
музыкального образования и воспитания информационные УУД (умение работы
с компьютером, музыкальным центром, проектором, интерактивной доской,
умение извлекать необходимую для уроков музыки,
проектно
исследовательской, внеурочной деятельности информации из поисковых сетей Интернета, создавать компьютерные презентации и др.) выступают инвариантной
(обязательной) основой образовательного и воспитательного процесса». [1].
Проектная деятельность
учащихся является одним из методов
развивающего обучения,
направлена на выработку самостоятельных
исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка
информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов),
способствует развитию творческих способностей и логического мышления,
объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к
конкретным жизненно важным проблемам.
Следует остановиться на ряде образовательных проектов, выполненных
учениками нашей школы, как в рамках урока музыки, так и во внеурочной
деятельности.
Образовательный проект
– это форма организации занятий,
предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников
по получению образовательной продукции за определенный промежуток
времени – от одного урока до нескольких месяцев. По продолжительности
проведения проекты могут быть: краткосрочными, средней продолжительности
и долгосрочные.
Краткосрочные проекты решают небольшие проблемы или части более
крупной проблемы. Такие небольшие проекты могут быть разработаны на одном
двух уроках. Идея проекта «Календарь народных русских праздников»
возникла в связи с тем, что у многих учеников начальных классов выявились
затруднения в понимании сути народных обрядов, связанных с календарными
праздниками, и порядка следования календарных праздников земледельческого
круга. Поэтому на уроках в 4 классе мы сначала рассмотрели варианты
различных календарей: солнечный круговой, табель, месяцеслов, численник,
отрывной.
Позднее вспомнили обычаи и обряды народных праздников,
посвященных проводам зимы, встрече весны и лета, завершению уборки урожая
и другим датам крестьянского календаря, поскольку «они несли в себе
огромный культурносозидающий смысл, включая в себя музыкальные,
хореографические произведения малых размеров,
театрализованные
представления,
Главное свое
выражение эстетическая сторона праздничной обрядности находила в различных
произведениях искусства, составляющих обязательный ее элемент. Песни,
пляски, игры, представляющие собой драматические сценки, театрализованные
представления насыщали дни календарных праздников». [2] Следующий этап –
создание группами учащихся различных типов календарей с включением
народных праздников в каждый из сезонов.
декоративнооформительские элементы.
Проекты средней продолжительности выполняются в сроки от недели до
месяца. Подобный проект – «Книга о композиторе» выполняют пятиклассники
в конце первого полугодия. На уроках педагог обращает внимание учеников на
то, что в литературе встречаются справочные, энциклопедические издания о
композиторах, научнопопулярные, специализированные, художественные (в прозе и поэзии), учебные и другие. Каждое из них имеет свои особенности и
назначение. Дальнейший этап – поиск и анализ информации (использовались
учебники, поэтические сборники, биографические справочники, детские
энциклопедии). Кроме этого, для создания книги необходимо было рассмотреть
форму книги типа «кодекс», ее части и разделы. Педагогом был предложен
алгоритм для воплощения данного проекта: на обложке кроме названия должна
быть указана информация об авторе, месте и времени «издания», на первой
странице – содержание (план), следующие страницы посвящены фактам
биографии композитора, а также стихам о самом композиторе и его
произведениях, последняя страница книги – список использованной литературы
и Интернетресурсов. Наличие иллюстративного материала не является
обязательным, но приветствуется. Результатом выполнения данного проекта
стал тот факт, что за несколько лет мы собрали в кабинете музыки целую
библиотеку рукописных книг о русских и зарубежных композиторах.
С большим удовольствием пятиклассники участвуют и в работе над
проектом «Русская песня в сказках С.Г. Писахова». Данный проект помогает не
только углубить знания о жанрах народной русской песни, классифицировать
их, «обнаружить» разные песенные жанры в сказках нашего земляка – писателя
сказочника и художника Степана Григорьевича Писахова, но и найти
подтверждение огромной силе воздействия музыки на людей. Кроме чтения
сказок ребята смотрят мультипликационные фильмы, созданные по сказкам С.
Писахова, где звучат разные русские песни (плясовые, солдатские, хороводные,
протяжные, частушки).
Основной целью внеурочной проектной деятельности можно считать
реализацию потенциала личности и развитие способностей детей, а также
партнёрское общение, формирование навыков работы с информацией,
организация и использование рабочего времени, умение оценивать свои
возможности и осознавать свои интересы. Ученические конференции,
проводимые школьным Научным обществом учащихся «Юный мыслитель» в
рамках Ломоносовской недели и недели «Край Северный, край Поморский»,
дают возможность обучающимся выбирать темы исследовательских проектов
краеведческой направленности. Примерами подобных проектов можно назвать
«Образ Ломоносова глазами художников», «Памятники Ломоносову в России и
за рубежом», «Имя Ломоносова на карте», «Имя Ломоносова в названиях
учреждений образования и культуры», «Продолжатели художественных
традиций Ломоносова», «Ломоносов – первый мозаист России», «С.Г. Писахов
художник», «Образ города в изобразительном искусстве», «Соловки – духовный
и культурный центр Севера», «Музей деревянного зодчества «Малые Корелы» и
др.
Долгосрочные проекты требуют для воплощения от месяца до нескольких
месяцев. Таким проектом в 20142015 учебном году стал групповой проект
«Музыкальная память страны», идея которого возникла в связи с празднованием
70летия Великой Победы. Ученики 4а класса нашей школы совместно с родителями собирали материалы для рукописной «Музыкальной книги памяти»,
куда вошли тексты военных песен, истории их создания, рисунки учеников
иллюстрации к текстам песен, фотографии, воспоминания, впечатления,
размышления учеников и родителей. Проект стал победителем регионального
Интернетконкурса «Проектная деятельность в начальной школе». Подробнее
познакомиться с данным проектом можно на педагогическом сайте
«Инфоурок». [3]
Проект – это возможность максимального раскрытия детьми своего
творческого потенциала. Эта деятельность позволяет проявить себя
индивидуально, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести
пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность,
направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую
самими учащимися в виде задачи, поскольку каждый ученик изучает то, что для
него интересно и значимо. В 20152016 учебном году ученик 5 класса Лудков В.
продолжил работу над проектом «Музыкальная память страны», им был
осуществлен индивидуальный проект «История военной песни», который стал
победителем на муниципальном конкурсе проектов по предмету «Музыка» и
Всероссийском конкурсе проектов на Интернетсайте «First degree». В работе
над проектом, посвященном истории песни «Три танкиста», принимала участие
вся семья ученика: бабушка рассказывала о прадедетанкисте – ветеране
Великой Отечественной войны, родители помогали в поиске информации и
обработке видео – фрагментов из фильма «Трактористы».
В 2016 году Институт художественного образования и культурологии
РАО проводил Всероссийский конкурс детского и учительского творчества,
посвященный 125летию со дня рождения С.С. Прокофьева. В рамках этого
конкурса ученик 6 класса Мардосевич Д. работал над проектом «Образы
полководцев в музыке С.С. Прокофьева», включив в исследование не только
информацию о воплощении образов Александра Невского и Михаила
Илларионовича Кутузова в разных видах искусства, но и осуществил
интонационный анализ музыкальных фрагментов из кантаты «Александр
Невский» и оперы «Война и мир». Ученик сумел доказать, что интонационной
основой музыкальных образов русских полководцев является русская народная
музыка эпического жанра. Исследовательский проект был представлен на
муниципальном методическом фестивале «Мир Прокофьева» и стал лауреатом
2 степени Всероссийского конкурса.
Нетрадиционный подход к оформлению результатов исследования стал
характерной чертой ученика Демидова М., который все свои проекты (учебные и
внеурочные) презентовал как видеофильмы. Он самостоятельно готовил
сценарии, подбирал фото и видеоматериал, а также доснимал собственный
видеоматериал по теме, производил монтаж материалов, делал озвучивание
готового фильма (закадровый текст и фоновое музыкальное сопровождение). За
время обучения в 79 классах он подготовил несколько фильмов по предметам
«Музыка» и «Искусство», выступал на различных школьных конференциях и мероприятиях.
Один из фильмов стал победителем в номинации
«Достопримечательности родного края» Всероссийского конкурса проектов на
Интернетсайте «First degree».
Важнейшая сторона деятельности педагогаруководителя проекта
обеспечение руководства проектом — обсуждение выбранной темы, плана
работы, время исполнения и так далее. Учитель перестает быть для ученика
основным источником информации, а становится организатором их собственной
познавательной деятельности. Главная функция современного учителя –
управление процессом обучения, воспитания, развития личности ученика.
Список использованной литературы:
1. Сергеева Г.П.
Основные направления музыкального образования в основной школе в
соответствии с требованиями ФГОС:
Методические рекомендации. Подготовка
образовательных учреждений к введению Федеральных образовательных стандартов основного
общего образования. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура
– Кашира: МБОУ «Учебнометодический центр», 2012. – 64 с. – С. 5 – 23.)
2. http://xreferat.com/Народный календарь и круг жизни русского крестьянина.
3. http://infourok.ru/issledovatelskiyproektmusikalnayapamyatstrani281701.html
Статья "Образовательный проект как форма организации урочной и внеурочной деятельности учащихся"
Статья "Образовательный проект как форма организации урочной и внеурочной деятельности учащихся"
Статья "Образовательный проект как форма организации урочной и внеурочной деятельности учащихся"
Статья "Образовательный проект как форма организации урочной и внеурочной деятельности учащихся"
Статья "Образовательный проект как форма организации урочной и внеурочной деятельности учащихся"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.