Статья «Организация кружковой работы по самообслуживанию детей старшего дошкольного возраста»
Оценка 4.9

Статья «Организация кружковой работы по самообслуживанию детей старшего дошкольного возраста»

Оценка 4.9
Семинары
doc
окружающий мир +1
Детсад
12.03.2019
Статья «Организация кружковой работы по самообслуживанию детей старшего дошкольного возраста»
В статье описана организация кружка "Поварёнок" для детей старшего дошкольного возраста. В ходе работы данного кружка у детей формируются системные знания о труде взрослых, одновременно с этим дети знакомятся с конкретными трудовыми процессами, что позволяет перенести эти процессы в свою собственную деятельность.
статья Организация кружковой работы.doc
Организация кружковой работы по самообслуживанию детей старшего дошкольного возраста. МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №371 Янова  Т.В. Труд   становится   великим   воспитателем, когда   он   входит   в   жизнь   наших воспитанников,   дает   радость   дружбы   и товарищества,   развивает   пытливость   и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире.... В.А. Сухомлинский Проблеме трудового воспитания старших дошкольников до недавнего  времени уделялось очень мало внимания. Дошкольные учреждения больше  внимания уделяли физическому воспитанию детей, построению развивающей  среды, и др. Я столкнулась с тем, что дети отказывались дежурить по столовой, в  уголке природы, без особого желания помогали взрослым. В настоящее время дошкольные учреждения работают по разным  образовательным программам и технологиям, используя разнообразную  методическую литературу. Интересная система педагогической работы,  ориентированная на целостное развитие ребенка в процессе приобщения его к  предметному миру, труду – все это мы  в свое время нашли в комплексной  программе «Детство» и педагогической технологии «Дошкольник и рукотворный  мир» (Крулехт М.В.). Приобщение к труду рассматривается здесь в тесной связи с  нравственным, умственным, эстетическим и физическим развитием, и направлено  на индивидуализацию личности. В нашем дошкольном учреждении педагогами осуществляется широкая  программа трудового обучения, формируются знания о трудовых процессах и их  направленности, необходимые для участия в труде умения. Овладение трудовыми  навыками позволяет ребенку достичь нужного результата, если ребенок овладел  навыками, процесс труда становится для него доступным, а полученный результат  вызывает удовлетворение. Обучение трудовым действиям осуществляю через выполнение реального  дела, необходимого для удовлетворения интересов детей и приносящего пользу  окружающим, что позволяет придать труду нравственный характер. При формировании системных знаний о труде взрослых знакомлю дошкольников с  конкретными трудовыми процессами. С сентября 2010 года был организован кружок «Поваренок», где дети учатся  готовить разнообразные блюда: от заваривания чая до приготовления торта­желе.  Старшие дошкольники очень любят готовить, их увлекает совместная со взрослыми  деятельность по приготовлению пищи.  Цель данного кружка – раскрыть на примере деятельности кулинара, повара  сущностные характеристики человека труда (умелость, способность творить и  использовать знания в творчестве, желание приносить пользу и радость людям),  отражающиеся в продуктах его труда. Дети в процессе проводимых игр­занятий  присваивают способы труда взрослого и переносят в свою собственную деятельность.  Опыт экспериментальной работы в дошкольных учреждениях показывает, что  приготовление пищи в равной степени привлекательно как для девочек, так и для  мальчиков. В начале старшей группы перед обучением детей приготовлению пищи,  предлагаю им в выходной день понаблюдать за работой мамы или бабушки на кухне;  затем планирую экскурсию на кухню в детском саду, где наблюдаем за работой повара.  На одном из первых занятий знакомлю детей с гигиеническими правилами  приготовления пищи (тщательно мыть руки и продукты, пользоваться только чистой  посудой, использовать только свежие продукты и др.), а также объясняю и формирую  навыки пользования бытовой техникой на кухне. Обучение проходит последовательно с сентября по май. Дети учатся готовить: съедобные мухоморы, бутерброды со  шпротами, салат из отварных овощей, салат фруктовый, конфеты из кукурузных  палочек, вареники с картошкой, печенье, хрустящие вафли и др. Многие дети, приходя  домой после занятия, предлагали родителям приготовить то или иное блюдо,  радовались, когда взрослым оно нравилось. С восторгом рассказывали об этом на  следующий день в детском саду.  В начале учебного года составляю перспективный план работы кружка по  самообслуживанию, провожу диагностику по разделу «Я сам». Совместно с детьми  разрабатывали технологические карты, составляли конспекты занятий по приобщению  детей к труду. Нравственное развитие ребенка старшего дошкольного возраста, процесс  приобщения его к труду возможны только при условии правильной организации  трудовой деятельности в соответствии с возрастными особенностями. Организация  трудовой деятельности включает в себя постановку цели, мотивацию труда, планирование деятельности, овладение трудовыми навыками и способами работы, сам  процесс труда, получение результата и его оценку. При этом важнейшими являются  мотивы (побуждения) той или иной работы и эмоционально ценные условия ее  протекания. Для освоения детьми способа осуществления трудового процесса и развития  аналитических умений использую предметно­схематические модели предстоящей  деятельности. Изменение характера мышления старшего дошкольника позволяет перейти от  непосредственного к опосредованному знакомству с трудом взрослых через рассказы,  беседы, чтение детских книг. Для приобретения детьми системного характера  представлений требуется достаточно развитое умение воспринимать трудовой процесс  расчлененно, поэтому важное значение в работе с детьми приобретает обучение умению строить наглядно – схематическую, а затем и мысленную модель трудового процесса.  В работе с детьми по ознакомлению с трудом взрослых использую различные  модели трудового процесса. Так, для ознакомления детей с функциональными связями  между компонентами использую модель, представляющую собой стержень с пятью  вращающимися кубиками. Каждый кубик обозначает компонент трудового процесса от постановки цели до конечного результата. На гранях каждого кубика наклеены четыре  картинки о разных трудовых процессах повара. Дети самостоятельно могут рассказать  о приготовлении того или иного блюда, поворачивая кубики так, чтобы картинки,  соответствующие компонентам заданного трудового процесса, оказались с одной  стороны. Кубики съемные, модель использую вариативно. По мере освоения детьми  значения каждой ступеньки лесенки модель изменяю на более схематичную,  графическую модель. Она представляет собой полоску плотной бумаги, разделенную  на 5 равных частей; кружок – фишка обозначает компонент трудового процесса; одна  из фишек разделена на 4 части (трудовые действия). Одним из вариантов графической модели, когда предметно­схематической  модели нет перед глазами, является мысленная модель. Это рука человека. Модель «Лесенка» представляет собой трудовой процесс от замысла до  результата. Каждая ступенька лесенки обозначает соответствующий компонент  трудового процесса в порядке их следования. Такая модель легко дает детям осознать,  что при пропуске хотя бы одной ступеньки нарушается весь процесс и результата не  будет. «Лесенка» вариативна, поэтому дает возможность с успехом знакомить детей с разными видами труда взрослых. Такую модель использую для обобщения знаний детей о профессиях при проведении бесед. Следует отметить естественное волнение родителей в связи с перспективой  школьного обучения, когда ребенка перестают опекать. Это является мотивационно­ побудительной основой к установлению содержательно­коммуникационных связей  между детским садом и семьей. Необходимость укрепления этих связей требует  создания в детском саду и семьях ситуаций для включения ребенка в приготовление  пищи в процессе делового сотрудничества со взрослыми. Детская кухня, организованная в детском саду, желательно должна быть  оборудована кухонной мебелью, соответствующей росту детей старшего дошкольного  возраста, двухкомфорочной бытовой электрической плитой, кухонной посудой, а также современной кухонной бытовой техникой (миксер, соковыжималка и др.). Изучая эту проблему в течение пяти лет, одновременно привлекая детей к  самостоятельному посильному труду, было заметно, что у них возрос интерес к  трудовым действиям, сформировались необходимые трудовые навыки и  личностные качества. У детей появилось уважение к людям труда, к природному и  рукотворному миру, в котором им предстоит жить. Они стали более  организованными, дисциплинированными, проявляли ответственность за  порученное дело.  Трудовая деятельность детей оказала существенное влияние на развитие их  волевых черт, мышления, речи, памяти, внимания, воображения. Конспект   НОД   по   приобщению   детей   к   труду   взрослых   в подготовительной группе   Тема: Приготовление вареников. Программное содержание: Продолжать развивать у детей интерес к приготовлению пищи. Закреплять приемы работы с тестом: раскатывать скалкой, вырезать кружки, защипывать   края.   Формировать   общественно   значимые   мотивы   труда,   умение работать аккуратно, дружно. Материалы:   фартуки,   доски   разделочные,   скалки,   нож,   стакан,   ложки,   миска, поднос;  продукты: мука, соль, яйцо, картофель вареный, вода, сметана, масло. Ход: •   Ребята,   давайте   сегодня   приготовим   вареники.   С   чем   можно   приготовить вареники? (перечисляют). •   Дома   вы   наблюдали,   как   мама   с   бабушкой   стряпали   на   кухне,   некоторые помогали   в   выходной   день   маме   лепить   пельмени.   Сейчас   мы   вспомним   весь трудовой процесс, используя модель «лесенки» (проговариваем весь ход работы). • Для работы у нас все готово, осталось только замесить тесто. • Предлагает детям объединиться в подгруппы по 4 человека, вымыть руки, надеть фартуки, приступить к работе. • Предлагает помочь приготовить тесто: наливают в миску воды, посолить, всыпать муки, замесить. •   Скатывают   из   теста   колбаску   и   разделить   на   маленькие   сочни,   воспитатель напоминает, что раскатывать тесто следует тонким слоем, чтобы вареники быстро варились и были вкусными. • Воспитатель показывает и рассказывает, как слепить вареники, обращая внимание на то, что края вареников необходимо тщательно защипать, чтобы при варке не вытекла начинка. • Затем дети приступают к лепке вареников самостоятельно. • Педагог посыпает поднос для готовых вареников мукой, спрашивает детей, зачем это нужно делать. • По окончании работы обратить внимание на то, как много вареников получилось, порадоваться интересной совместной работе. Воспитатель читает детям пословицу: «Одна пчела немного меду натаскает». • «Как вы ее понимаете?» • Подводя итог, воспитатель читает стихотворение: Взяли мы стакан воды  В мисочку налили, А потом яичко вбили,  Чуть ­ чуть посолили.  Мы просеяли муку,  Тесто замесили.  Для начинки мы в картошку Масло положили, Скалкой тесто раскатали И кружочки делать стали. Нет! Мы вовсе не шалили, Мы вареники лепили! • Сейчас мы отнесем их на кухню и попросим повара помочь нам сварить вареники. • Затем предлагает дежурным сервировать стол, дети садятся за столы и пробуют приготовленное блюдо.  Конспект НОД по приобщению детей к труду в подготовительной группе  Тема: Приготовление «съедобных грибов». Цель:  Поддерживать у детей интерес к приготовлению пиши,      Учить работать ножом.     Формировать общественно значимые мотивы труда, умение работать аккуратно,     старательно. Оборудование:   доски   разделочные,   ножи,   фартуки,   тарелки,   продукты   ­   яйца, помидоры, майонез, зелень.  Ход занятия: Воспитатель загадывает детям загадку:  А вот кто­то важный  На беленькой ножке,  Он с красной шляпкой,  На шляпке горошки. ­ Что это? (мухомор). А давайте мы сегодня сделаем с вами мухоморы, но не простые,   как   в   лесу,   а   съедобные.   Для   работы   у   нас   почти   всё   готово.   Будем трудиться   парами.   Я   предлагаю   объединиться   в   пары.   (дети   самостоятельно объединяются). Воспитатель   предлагает   детям   подойти   к   фланелеграфу,   показывает   схему изготовления продукта, предлагает детям прочитать самостоятельно, и рассказать одному   ребенку   при   помощи   лесенки­модели   последовательность   действий   от замысла   до   получения   результата.   Остальные   дети   контролируют   и   помогают советами. ­ Что нужно сделать, прежде чем мы приступим к работе? (помыть руки и надеть фартуки). ­ Посмотрите, что это такое у меня в руках? (показывает нож) Объясняет правила безопасной работы с ножом. Воспитатель   предлагает   приступить   к   работе.   По   окончании   дети   ставят   свои «мухоморы» на тарелочку, украшают зеленью. В конце  занятия подвести  итог:  Что мы делали? Как?  Что получилось?  Какой результат труда? Захотели сделать мы Съедобные мухоморы. А для этого принесли Соль, яйцо и помидоры. Взяли мы яйцо Пополам разрезали, А потом на блюдце Поставили вниз срезом Настал черёд и помидор: Помылили, разделили, Также как яйцо На две половинки, А потом убрали мякоть Положили на яйцо. Сверху точки майонезом. Мухомор уже готов. Конспект НОД по приобщению детей к труду в старшей группе. Тема: «Печем печенье» Программное содержание: Знакомство со способами приготовления определенного блюда,   дать   возможность   самим   его   приготовить.   Освоение   детьми   способа осуществления трудового процесса и развития аналитических умений, используя предметно­схематические модели предстоящей деятельности. Предварительная   работа   Экскурсия   на   кухню,   наблюдение   за   работой   мамы (бабушки) на кухне (приготовление выпечки).  Материал: Фартуки, косынки, колпаки, миска, противень, скалка, ложка, 2 стакана, формочки, доски. Продукты маргарин, яйцо, мука, сахар, ванилин, растительное масло. ХОД: На столе лежат фартуки, колпаки, миска, ложка, стакан, противень, формочки, доски,   скалки.   Продукты   лежат   на   другом   столе   и   накрыты   салфеткой. Воспитатель подзывает детей к столу и спрашивает: ­ Как вы думаете, чьи это вещи? Кто использует их в работе? Как вы думаете, для чего это лежит? Давайте   мы   с   вами   на   некоторое   время   станем   поварятами   и   что­нибудь приготовим. ­ Что мы будем готовить (печь)? (печенье). Кто из вас видел, наблюдал, как мама или бабушка что­нибудь печет? ­   Давайте   вспомним   всю   последовательность   работы,   орудия   труда,   предметы (подходят к доске). ­ Итак, что мы с вами задумали сделать? (печенье).  Воспитатель выставляет 1 ступеньку. ­ А из чего мы будем делать? Какие продукты нам понадобятся? (маргарин, сахар, яйцо, мука, ванилин). Воспитатель выставляет 2 ступеньку. ­   Какими   кухонными   принадлежностями   мы   будем   пользоваться?   (противень, миска, ложка, стакан, скалка, доска). Воспитатель выставляет 3 ступеньку. ­   Ну   а   теперь   расскажите,   как   мы   будем   все   это   делать?   (смешать   в   миске продукты, перемешать все, выложить тесто на доску. Раскатать скалкой и вырезать формочкой   фигурки,  вырезанные   фигурки   переложить   на   противень,  смазанный маслом, и поставить в духовку). Воспитатель выставляет 4 ступеньку. ­ Что у нас в результате получится? (печенье), Воспитатель выставляет 5 ступеньку. Молодцы. А теперь я предлагаю приступить к процессу приготовления печенья. Давайте, я буду вашим шеф­поваром, буду вам подсказывать то, что делать. Прежде, чем идти на кухню, что нужно сделать? (помыть руки). Помыли, теперь оденем фартуки, косынки, колпаки. Теперь вы настоящие поварята!  Воспитатель убирает салфетку с продуктов. ­Давайте приготовим тесто. Подсказывайте, что нужно взять. Ира подай миску, столовую ложку. Дима принеси маргарин, Лена ­ сахар, Максим ­ яйцо, Теперь тесто   нужно   ...   (перемешать).  Добавим   ванилин.   Как   вы   думаете,   для   чего   его добавляют? (для вкуса, запаха). ­Тесто готово. Выложим его на доску. Разделим на несколько колобков, Теперь берем   ...  (скалку).   Раскатываем   слегка   комочек.   Помогайте   раскатывать.   Затем берем   формочки   и   вырезаем   печенье   (показ).   После   этого   осторожно перекладываем тесто на лист, смазанный маслом. ­Посмотрите, сколько много печенья мы с вами сделали. Сейчас мы отнесем их на кухню и попросим повара помочь нам испечь печенье. Затем угостим всех гостей и ребят.

Статья «Организация кружковой работы по самообслуживанию детей старшего дошкольного возраста»

Статья «Организация кружковой работы по самообслуживанию детей старшего дошкольного возраста»

Статья «Организация кружковой работы по самообслуживанию детей старшего дошкольного возраста»

Статья «Организация кружковой работы по самообслуживанию детей старшего дошкольного возраста»

Статья «Организация кружковой работы по самообслуживанию детей старшего дошкольного возраста»

Статья «Организация кружковой работы по самообслуживанию детей старшего дошкольного возраста»

Статья «Организация кружковой работы по самообслуживанию детей старшего дошкольного возраста»

Статья «Организация кружковой работы по самообслуживанию детей старшего дошкольного возраста»

Статья «Организация кружковой работы по самообслуживанию детей старшего дошкольного возраста»

Статья «Организация кружковой работы по самообслуживанию детей старшего дошкольного возраста»

Статья «Организация кружковой работы по самообслуживанию детей старшего дошкольного возраста»

Статья «Организация кружковой работы по самообслуживанию детей старшего дошкольного возраста»

Статья «Организация кружковой работы по самообслуживанию детей старшего дошкольного возраста»

Статья «Организация кружковой работы по самообслуживанию детей старшего дошкольного возраста»

Статья «Организация кружковой работы по самообслуживанию детей старшего дошкольного возраста»

Статья «Организация кружковой работы по самообслуживанию детей старшего дошкольного возраста»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2019