Статья "Организация логопедической помощи детям с ОВЗ"
Оценка 5
Руководства для учителя
docx
классное руководство
1 кл
31.05.2017
Описаны причины и проявления речевых нарушений у детей с ОВЗ. Обозначены основные направления работы по профилактике и предупреждению речевых нарушений у младших школьников с ОВЗ. Содержание логопедического занятия включает в себя следующие направления: Развитие общих речевых навыков (дыхательная гимнастика, упражнения на развитие силы голоса, ритма, темпа, интонационной выразительность речи):
Развитие общей моторики; координации движений (речь с движениями).
Развитие мелкой моторики (массаж, самомассаж, пальчиковая гимнастика, пальчиковый игротренинг, работа с мозаикой, лепка, вырезывание, штриховка…).
Развитие высших психических функций (внимание, память, мышление).
доклад Организация логопедической помощи детям с ОВЗ.docx
Организация логопедической помощи детям с ОВЗ
Логопедическая работа занимает важное место в процессе коррекции
нарушения развития ребенка с особыми образовательными потребностями.
Нарушения речи обучающихся нашей школы являются очень
распространенными и имеют стойкий характер.
Основные признаки речевого нарушения:
несоответствие речи возрастным нормам;
речевой дефект, который сам не проходит, нужна логопедическая помощь.
Различные недостатки речи среди детей с ограниченными
возможностями здоровья встречаются значительно чаще, чем среди детей с
нормальным уровнем умственного развития.
Это обусловлено комплексом причин:
*Органические локальное или очаговое поражение коры головного мозга,
недоразвитие отделов головного мозга;
*Функциональные причины связаны с развитием и нарушениями в ЦНС
*Психогенные причины;
*Социальные причины – все случаи неадекватной речевой среды (дефекты
речи у родственников, билингвизм в семье говорят на двух языках, глухие
родители ребенок растет в среде молчания, умственная отсталость в семье).
Нарушения речи носят системный характер, т.е. затрагивают фонетико
фонематическую сторону речи
грамматическую сторону речи (словарный запас,
(звукопроизношение);
лексико
связную речь,
монологическую, диалогическую, фразовую; грамматический строй речи). У
детей наблюдается слабость мотивации к общению, снижение потребности в
речевом общении, часто отказываются от общения с взрослыми, сверстниками
проявляя речевой негативизм (бурные эмоциональные проявления,
неадекватное поведение). У детей с ограниченными возможностями здоровья нарушения
звукопроизношения являются полиморфными. Коррекция нарушений
звукопроизношения является более сложным и длительным процессом, чем у
детей с нормой. Иногда достаточно бывает 69 занятий, что бы поставить
звук, но автоматизация его заканчивается лишь через 1,52 года. Основной
причиной являются особенности высшей нервной деятельности, отсутствие
контроля за собственной речью, за правильностью произношения.
Речь у детей часто монотонная, маловыразительная.
При логопедической диагностике нарушение речи у детей с особыми
СИСТЕМНОЕ
образовательными потребностями определяются как
НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (тяжелой, средней, легкой степени тяжести).
Диагностируется как устная, так и письменная речь учащихся.
Специфика логопедической работы в коррекционной школе обусловлена, с
одной стороны характером нарушения высшей нервной деятельности,
психопатологическими особенностями ребенка, с другой стороны
особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта. Наряду с
общим недоразвитием речевой моторики у этих детей нередко имеются
аномалии в строении
параличи,
парезы речевой мускулатуры,
артикуляционного аппарата.
При регулярной, систематической коррекционнологопедической
работе к старшим классам, у большинства обучающихся, происходит
коррекция звукопроизношения, просодических компонентов речи (темп,
ритм). Наблюдается положительная динамика в развитии активного
словарного запаса, развитии связной речи, но грамматический и смысловой
уровни развития речи не достигают нормы.
Логопедические занятия посещают учащиеся с подготовительного по 7
классы. По результатам диагностики на каждого учащегося заполняются
составляется индивидуальный план коррекционно
речевые карты, логопедической работы, выдаются рекомендации для учителей, воспитателей
и родителей.
С обучающимися проводятся подгрупповые и индивидуальные
логопедические занятия.
Базисный учебный план предусматривает проведение коррекционных
логопедических занятий:
подготовительный, 1,2,3 классы – 4 раза в неделю;
4,5 классы 3 раза в неделю;
6,7 классы 2 раза в неделю.
Длительность индивидуального занятия 30 минут, подгруппового
занятия 40 минут.
Содержание логопедического занятия включает в себя следующие
направления: Развитие общих речевых навыков (дыхательная гимнастика,
упражнения на развитие силы голоса, ритма, темпа, интонационной
выразительность речи):
Развитие общей моторики; координации движений (речь с движениями).
Развитие мелкой моторики (массаж, самомассаж, пальчиковая гимнастика,
пальчиковый игротренинг, работа с мозаикой, лепка, вырезывание,
штриховка…).
Развитие высших психических функций (внимание, память, мышление).
гимнастики.
Обязательный комплекс
Индивидуальные комплексы артикуляционной гимнастики для подготовки
артикуляционной
общей
артикуляционного аппарата к постановке звуков. Постановка, автоматизация
поставленных звуков.
Работа над слоговой структурой слова.
Развитие навыков звукового анализа и синтеза (от простого к сложному).
Развитие лексики (обогащение активного словаря существительных,
прилагательных, глаголов...). Развитие связной речи (простые, распространенные предложения, пересказ,
составление рассказов по картинке…).
Развитие грамматического строя речи.
Задания и упражнения направленные на профилактику или устранение
дислексии и дисграфии.
С обучающимися младших классов проводится работа по развитию
графомоторных умений, обучение грамоте.
Рекомендуется в одно занятие включать не более пяти видов работы в
начальных классах, 67 видов работы для обучающихся старших классов.
Особенностью работы является максимальное включение анализаторов.
Таким образом, дети, имеющие системное недоразвитие речи нуждаются в
коррекционнологопедической помощи и обучении. Ранние выявления
нарушений речи и правильная организация коррекционной работы
способствует предупреждению дальнейших отклонений в речевом развитии, в
том числе и в формировании письменной речи.
Статья "Организация логопедической помощи детям с ОВЗ"
Статья "Организация логопедической помощи детям с ОВЗ"
Статья "Организация логопедической помощи детям с ОВЗ"
Статья "Организация логопедической помощи детям с ОВЗ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.