Статья Организация работы ШМО учителей естественного цикла при переходе на ФГОС ООО нового поколения.

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 11.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В программе развития школы обозначена стратегическая цель: обеспечение каждому ученику качественного образования, соответствующего его интересам, наклонностям, возможностям и социальному заказу, путем изменения содержания образования, определенного в стандартах нового поколения. В школе создана образовательная среда для интеллектуального развития детей, формирования успешной личности с широкими образовательными интересами. Происходящие в социуме изменения ставят ребенка перед проблемой нахождения себя одновременно в разных видах деятельности и разных типах социальных отношений. В таком образовательном пространстве ключевой фигурой является учитель, поскольку качество образования определяется уровнем профессиональной компетентности работающих в этой среде учителей.
Иконка файла материала статья ШМО школа 4.doc
Организация работы ШМО учителей естественного цикла при переходе на ФГОС ООО нового поколения. Муравьева И.Н. ­ заместитель директора по УВР, Товмасян Е.В. ­ руководитель ШМО учителей естественного цикла  МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4». В программе развития школы обозначена стратегическая цель: обеспечение каждому ученику  качественного  образования,  соответствующего  его  интересам,  наклонностям, возможностям  и  социальному  заказу,  путем  изменения  содержания  образования, определенного в стандартах нового поколения. В школе создана образовательная среда для интеллектуального  развития  детей,  формирования  успешной  личности  с  широкими образовательными интересами. Происходящие в социуме изменения ставят ребенка перед проблемой нахождения себя одновременно в разных видах деятельности и разных типах социальных отношений. В таком   образовательном   пространстве   ключевой   фигурой   является   учитель,   поскольку качество   образования   определяется   уровнем   профессиональной   компетентности работающих в этой среде учителей. Школьное  методическое  объединение  учителей  естественного  цикла  объединяет педагогов  предметов:  химии,  биологии  и  географии.  Все  учителя  имеют  высшую квалификационную  категорию,  обладают  высоким  уровнем  профессионализма,  имеют глубокие  знания  в  области  теории  и  методики  преподавания  предмета,  проявляют постоянную  заинтересованность  в  совершенствовании  педагогического  мастерства. Учителя  Товмасян  Е.В.,  Муравьева  И.Н.,  Суровцева  Н.П.  ­  победители  приоритетного национального  наградами РФ (Почетная грамота и знак «Почетный работники общего образования»).  проекта  «Образования».  Все  педагоги  награждены  Министерскими        Педагоги  изучают  теоретический  материал  по  современным  педагогическим технологиям и применяют их на практике. По итогам анкетирования в школе наибольший творческий  потенциал  имеют  учителя  естественно­математических  дисциплин,  что подтверждает их активное участие в методической и исследовательской деятельности.  На  протяжении  нескольких  лет  учителя  методического  объединения  работают  по направлениям,  которые  являются  предпосылкой  для  перехода  на  новые  федеральные государственные стандарты основного общего образования нового поколения. Это:    апробация и внедрение новых учебно­методических комплексов; развитие творческих и исследовательских способностей обучающихся;  реализация целевой программы «Экология» воспитательной системы школы.  Учителя естественных дисциплин  выбрали учебно­методические комплексы нового поколения  и  разработали  рабочие  программы  по  предметам.  Рабочая  программа  по биологии  составлена  Муравьевой  И.Н.  на  основе  авторской  программы  В.В.Пасечника, В.В.Латюшкина,  В.М.Пакуловой  и  используется  в  качестве  методического  пособия  для учителей  области.  Авторская  программа  по  географии  А.Н.Алексеева  апробированная учителями  географии  школы  соответствует  новым  федеральным  государственным стандартам нового поколения.  Вся  методическая  работа  в  школе  построена  с  ознакомлением  и  подготовкой  к введению  федеральных  государственных  образовательных  стандартов  основного  общего образования.  Темы  по  самообразованию,  над  которыми  работают  педагоги  ШМО, соответствуют новым задачам: ­ «Использование деятельностного метода на уроках и во внеклассной работе по биологии ­ основа ФГОС второго поколения» (Муравьева И.Н.); ­ «Формирование основных понятий  биологии  при использовании  исследовательского  и проектного метода на уроках» (Суровцева Н.П.);   ­   «Организация   исследовательской   и   проектной   деятельности   обучающихся   на   уроках географии и во внеклассной работе» (Товмасян Е.В.); ­ «Способы решение задач на уроках химии» (Зубкова Т.С.).  «Одним  из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение  учащихся в учебно­исследовательскую и проектную деятельность» ­ определяет стандарт нового поколения.  Педагоги   методического   объединения   используют   следующие   формы   организации учебно­исследовательской деятельности на урочных занятиях: ­   урок   –   исследование,   урок   –   лаборатория,   урок   –   творческий   отчёт,   урок   –   защита исследовательских проектов, «Мозговой штурм»; ­   учебный   эксперимент,   который   позволяет   организовать   освоение   таких   элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов; ­ домашнее задание исследовательского характера. Формы организации учебно­исследовательской деятельности на внеурочных занятиях следующие:­ экологическая практика учащихся; ­   образовательные   экспедиции   ­   походы,   поездки,   экскурсии   с   чётко   обозначенными образовательными   целями,   которые   предусматривают   активную   образовательную деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера; ­ элективные курсы, предполагающие углублённое изучение предмета и для реализации учебно­исследовательской деятельности старшеклассников; ­ научное­общество учащихся ­ форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу   над   учебными   исследованиями,   коллективное   обсуждение   промежуточных результатов, публичные защиты работ, выступления на конференциях; ­ участие старшеклассников в олимпиадах, конкурсах, конференциях, предметных неделях и интеллектуальных марафонах. Многообразие форм учебно­исследовательской деятельности позволяет обеспечить подлинную интеграцию урочной и внеурочной деятельности учащихся по развитию у них УУД. Стержнем этой интеграции является системно­деятельностный подход, как принцип организации образовательного процесса в основной школе. В нашей школе исследовательская  и проектная деятельность обучающихся через уроки   естественных   дисциплин   и   внеурочную   деятельность   в   указанных   формах проводится на протяжении 15 лет. За эти годы проведено более 400 микроисследований, практических,   исследовательских   и   научных   работ   по   экологии   и   межпредметным дисциплинам,   многие   из   которых   получили   высокую   оценку   специалистов.   Научно­ исследовательские работы учащиеся представляли на городских, областных, региональных, Российских конкурсах и конференциях: «Человек на Земле», «Мир через культуру», «Мир науки», «Мир науки+», «Наше наследие», «Интеллект будущего».  В 2011­2012 учебном году Верещак Дарья, ученица 8 класса является победителем городских и областных конференций с работой по теме «Вологжане в Отечественной войне 1812 года» (руководитель Товмасян Е.В., Фокина М.Л.),   Сухарева Татьяна, ученица 10 класса,   призер   конференции   «Мир   через   культуру»   с   работой   по   теме:   «Сакральные объекты Вологодской области». С   2009   года   ученики   школы   являются   победителями   и   дипломантами Всероссийского конкурса исследовательских работ Системы добровольной сертификации информационных   технологий   («ССИТ»)   в   номинациях:   «Водные   просторы»,   «История родного   края»,   «Вода,   вода   …».   Муравьева   И.   Н.   имеет   Серебряный   сертификатсоответствия   на   качество   образовательных   услуг   для   детей,   а   школа   –   Бронзовый сертификат. Школа   принимала   участие   в  программе   «Малые   реки   России»   по  исследованию реки   Шограш,   составлен   паспорт   реки   и   проведен   ее   мониторинг.   Под   руководством учителей ШМО в 2009 году группа учеников 10 класса составила и представила проект экологической   тропы   «Вологодская   Швейцария»,   который  получил   высокую   оценку  на конкурсах различного уровня. Проектная   форма   учебной     деятельности   учащихся   ­   есть   система   учебно­ познавательных,   познавательных   действий   школьников   под   руководством   учителя, направленных на самостоятельный поиск и решение нестандартных задач (или известных задач в новых условиях) с обязательным представлением результатов своих действий в виде проекта. Метод учебного проекта  – одна из личностно­ориентированных технологий, способ организации самостоятельной  деятельности учащихся, направленной на решение задач учебного проекта, интегрирующей в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские методики. На   уроках   экологии   учителя   часто   используют   проектную   технологию   и обучающиеся   выполняют   проекты   по   различным   темам.   Например,   «Прогноз   погоды устами   медика»,   «Режим   занятий   на   спортивных   тренировках»,   «Роль   прививок   в поддержании здоровья населения», «Диета и здоровье», «Профессия – косметолог». Проектная   деятельность   способствует   воспитанию   самостоятельности, инициативности,   ответственности,   повышению   мотивации   и   эффективности   учебной деятельности; на практическом уровне в ходе реализации исходного замысла обучающиеся овладевают умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том   числе   и   в   ситуациях   неопределенности.   Они   получают   возможность   развить способность   к   разработке   нескольких   вариантов   решений,   к   поиску   нестандартных решений и осуществлению наиболее приемлемого решения. При вовлечении учащихся в проектную деятельность учителю важно помнить, что проект   –   это   форма   организации   совместной   деятельности   учителя   и   учащихся, совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели – решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.  Педагоги методического объединения имеют достаточный опыт для формирования у обучающихся универсальных учебных действий, так как способность к проектированиюведущий способ регулятивных универсальных учебных действий, формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками  ­ коммуникативные   универсальные   учебные   действия,   практическое   освоение   основ проектно­исследовательской   деятельности   ­   познавательные   универсальные   учебные действия. Начиная   с   1996   года,   в   летнее   время,   ежегодно   действует   профильный экологический   отряд,   где   под   руководством   педагогов   методического   объединения участники   лагеря   выполняют   исследовательские   и   проектные   работы   по   разным   биологическое   и направлениям:   историческое,   географическое,   экологическое, геологическое   краеведение.   Например,   работа   Коневой   Екатерины   «Исследование   почв Вологодского района» на городской конференции «Мир через культуру» заняла 3 место.  Отчеты   по   экологическому   отряду   педагоги   МО   представляли   на   городской конкурс «Каникулы – всегда хорошая пора» и являются победителями и дипломантами данного конкурса в разные годы в номинации «Трудовое лето – калейдоскоп важных дел».  Учителя методического объединения постоянно транслируют свой опыт по теме: «Проектная и исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности» на   семинарах­практикумах   на   базе   школе   для   педагогов   города   и   области,   на конференциях  различного уровня, имеют публикации  в муниципальных  и региональных изданиях. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, где одним   из   направлений   является   «формирование   основ   экологической   культуры, соответствующей   современному   уровню   экологического   мышления,   развитие   опыта экологически   ориентированной   рефлексивно­оценочной   и   практической   деятельности   в жизненных ситуациях».  В школе создана и эффективно реализуется модель воспитательной системы школы. Одной из целевых программ деятельности является «Экология». Цель её ­ формирование у обучающихся   целостного   видения   картины   природы,   где   главное   –   человек,   как   часть природы.  Неотъемлемым   условием   эффективности   экологического   воспитания   является активная позиция всех участников образовательного процесса – обучающихся, учителей, родителей. С 1999 году в школе разработан и реализуется план проведения непрерывной экологической   практики,   на   что   и   ориентирован   новый   стандарт.   Целью   её   является формирование у детей экологического мышления и экологически разумного поведения. Внепрерывной   экологической   практике   задействованы   все   ученики   и   работники   школы. Координируют работу учителя естественных дисциплин.  В   рамках   непрерывной   экологической   практики   ежегодно   в   апреле   в   школе проводится экологический месячник. Проведение его в данное время актуально, так как по календарю   знаменательных   дат   большое   количество   дней   с   экологической направленностью, и в этот период идёт благоустройство города.  Целью  месячника  является  экологическое  просвещение  школьников;  привлечение внимания  и  формирование  осознанного  отношения  обучающихся  к  окружающей  среде  и чувства ответственности за её экологическое состояние. Основные формы работы по реализации задач экологического месячника: ­ проведение экологической недели (праздники, игры, конкурсы, викторины, презентации, спектакли  и т.д.); ­   экодесант  на   пришкольной   территории   и   волонтерская   помощь   по   благоустройству парков города; ­ проектная деятельность школьников по экологической тематике; ­ проведение экологических тренингов; ­   экскурсии   в   музей   леса,   областной   краеведческий   музей­заповедник,   архитектурно­ этнографический музей д. Семенково, на очистные сооружения; ­ научно­исследовательские работы через научное общество учащихся; ­ участие в городских, областных, Российских акциях и конкурсах; ­ встреча со специалистами общественных и государственных организаций и комитетов,  студентами и преподавателями ВУЗов города. Предметные недели в рамках экологического месячника проводятся в школе 15 лет. Каждая   неделя   имеет   свой   девиз   и   направлена   на   социальное   самоопределение   и самореализацию   обучающихся,   профилактику   асоциального   поведения,   укреплению физического здоровья ребёнка, что определяет стандарт основного образования. Материалы по проведению предметных недель представлены на областной конкурс и педагоги Муравьева И.Н. и Товмасян Е.В. отмечены Почетной грамотой за творческий подход к организации предметных недель. Есть  выражение:  школа  не  может  быть  лучше  работающих  в  ней  учителей. «Изменения  нужно  начинать  с  педагогов»,  ­  диктует  нам  Национальная  образовательная стратегия  «Наша  новая  школа»,  поэтому  педагоги  методического  объединения  учителей естественных  дисциплин  прилагают  все  усилия  для  создания  условий  формированияуспешной личности с широкими образовательными интересами, для развития творческого потенциала как учащихся, так и педагога.

Посмотрите также