Статья "Организация здоровьесберегающей среды в начальной школе"
Оценка 5
Лекции
docx
классное руководство
4 кл
02.04.2017
Здоровьсбережение стало одним из атрибутов образовательного процесса в школе. Оно проявляется в применении здоровьесберегающих технологий, организации здоровьесберегающей среды, совместной деятельности учителей, медицинских работников, социального педагога, психолога, нацеленной на формирование культуры здоровья учащихся.
Можно считать, что здоровье ученика в норме, если в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справиться с учебной нагрузкой. Как помочь детям, как сделать так, чтобы они начали жить активной, полноценной и интересной жизнью? Как сделать так, чтобы
статья здоровьесбережение....docx
Особенности организации
здоровьесберегающей среды в
начальной школе
Статья подготовлена
учителем начальных классов
филиала МОУ Октябрьского сельского лицея
Абдулаевой Г.М. Введение.
Здоровье человека актуальная тема для разговора во все времена. Как
воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного
отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. По
мнению специалистовмедиков, 75% всех болезней человека заложены в
детские годы. Почему так происходит? Видимо, дело в том, что мы взрослые,
ошибочно считаем: для детей самое важное – это хорошо учиться. А можно
ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен
болезнями, если на уроке так переутомился, что уже ничего не хочется
делать?
Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) признано, что здоровье
– это не просто отсутствие болезней, а состояние физического, психического
и социального благополучия. При этом подразумевается гармоничное
сочетание социального, физического, интеллектуального, эмоционального и
духовного аспектов жизни. Осуществить такую деятельность способен только
человек, обладающий определенным мировоззрением, высоким уровнем
развития личности, определенными убеждениями и установками, а также
всесторонними знаниями, умениями и привычками здорового образа жизни.
Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их
физического, психического здоровья –дело не только семьи, но и педагогов.
Здоровьсбережение стало одним из атрибутов образовательного процесса в
школе. Оно проявляется в применении здоровьесберегающих технологий,
организации здоровьесберегающей среды, совместной деятельности учителей,
медицинских работников, социального педагога, психолога, нацеленной на
формирование культуры здоровья учащихся.
Можно считать, что здоровье ученика в норме, если в физическом плане
– умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справиться с
учебной нагрузкой. Как помочь детям, как сделать так, чтобы они начали
жить активной, полноценной и интересной жизнью? Как сделать так, чтобы
учение в школе вызывало прилив сил, было в радость и сохраняло здоровье?
Эти вопросы я попробую раскрыть.
Здоровьесберегающая деятельность в школе. Состояние здоровья имеет большое значение, но не менее важна и
правильная организация учебной деятельности. Поэтому учителя школы
строят урок с учетом динамичности учащихся, их работоспособности,
создавая благоприятный эмоциональный настрой. Особое значение для этого
имеет соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный
тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), а также строгое
соотношение учебной нагрузки и методов преподавания с возрастными и
индивидуальными особенностями детей. Принцип здоровьесбережения
становится системообразующим. Осознание ценности здоровья должно быть
одинаковым для всех участников образовательного процесса.
Сейчас для ведения здорового образа жизни человеку надо прилагать
определенные интеллектуальноволевые усилия, поскольку реальные условия
жизни таковы, что естественным образом здоровый образ жизни не
складывается. Интеллектуальноволевые усилия для организации и ведения
здорового образа жизни будут прилагаться только тем человеком, у которого
воспитано ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью
окружающих. Медицина здесь помочь не может, поскольку эта задача
целиком педагогическая. Таким образом, педагогика на сегодняшний день
располагает наиболее доступным в России способом оздоровления человека, и
средство это – воспитание ценностного отношения к своему здоровью,
выражающееся формулой: здоровье – ценность, а ценности не даются даром.
Возрастной подход к обучению и воспитанию детей, ориентированный
на сохранение и укрепление здоровья, позволяет выделить принципы отбора
содержания и методов непрерывного образования.
Принцип развития предполагает ориентацию содержания образования
на стимулирование и поддержку эмоционального, духовнонравственного,
социального и интеллектуального развития и саморазвития детей, на создание
условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих
возможностей ребенка в различных видах его деятельности, а не только
накопление знаний и формирование навыков решения предметных задач. При
этом сохраняется значимость усвоения знаний, овладения умениями и
навыками – но как средства для детского развития, а не самоцель начального
образования. Школа продолжает поиски педагогических технологий,
позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного
процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволяют
сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень имеющегося здоровья. Учителя нашей школы апробируют в учебном процессе новые технологии,
успешно сочетая старые, традиционные методы и формы проведения занятий
с современными методиками. Необходимо помочь каждому ребенку осознать
свои способности, создать условия для их развития, способствовать
сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно
ориетированный подход при обучении и воспитании. Любая личностно
ориентированная технология вправе называться здоровьесберегающей.
Содержание работы:
1. Создание целостной системы, способствующей сохранению, укреплению
здоровья и обеспечения психологического комфорта всех участников
образовательного процесса.
2. Сбалансированное горячее питание для обучающихся.
3. Организация спортивных занятий для школьников в урочное и
внеурочное время.
4. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры школы.
5. Рациональная организация учебного процесса в школе.
6. Организация просветительсковоспитательной работы с учащимися и их
родителями, направленной на формирование ценности здоровья и
навыков здорового образа жизни.
7. Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья
обучающихся.
8. Сотрудничество с ФАП.
9. Формирование потребностей здорового образа жизни.
Реализация здоровьесберегающих принципов в учебновоспитательном
процессе.
В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья
школьников начальных классов. Количество здоровых детей с каждым годом
становится всё меньше. Сохраняется высокий удельный вес заболеваемости
по многим формам. Поэтому, нужны новые подходы к учебно
воспитательному процессу – подходы, позволяющие грамотно построить
учебновоспитательный процесс и восполнить потребность растущего
организма в двигательной активности.
Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в
широком смысле мы понимаем все технологии, использование которых в
образовательном процессе идет на пользу здоровья обучающихся. Престиж здорового образа жизни в начальной школе очень высок. Наличие в классах
атмосферы, способствующей хорошему настроению, высокой
работоспособности, психогигиеническому комфорту и желанию все это
сберечь и сохранить. Учитывается динамика умственной работоспособности
при организации учебного труда и отдыха, выбор режимов обучения,
составление недельного расписания; использование на уроках
здоровьесберегающих технологий, минимизация стрессовых воздействий во
время проведения контрольных и самостоятельных работ. Эстетическое
этнокультурное оформление интерьера школы, в котором гармонично
переплетены здоровьесберегающие аспекты и местный колорит. В классных
комнатах подобраны цветочные композиции. Формирование у детей в
процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в
значимой мотивации на соблюдение норм и правил ЗОЖ, находящей
одобрение и поддержку в семье и среди сверстников.
Поэтому, одним из основных направлений в воспитательной работе
является внедрение здоровьесберегающих технологий. Именно школа
способствует воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к
здоровому образу жизни. Основной целью является профилактика
заболеваний и укрепление здоровья обучающихся.
Задачи:
воспитание и пропаганда культуры здоровья;
совершенствование форм и методов работы по сохранению, дальнейшему
укреплению здоровья обучающихся;
формирование качеств, потребностей, способствующих сохранению и
развитию здоровья.
В младших классах закладывается фундамент здоровья.
Учебный день начинается с гимнастики до занятий, которая дополняет
зарядку, проводимую дома. Её цель – способствовать организованному началу
учебного дня, улучшению самочувствия и настроения, повышению
работоспособности на уроках. В комплекс из 67 упражнений включаются
наиболее простые упражнения для рук, ног, туловища. Комплексы
упражнений разучиваются на уроках физической культуры, где
закладываются основы правильного выполнения каждого упражнения. Обязательным компонентом каждого урока является физкультминутка.
Для того, чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье,
не нужно организовывать ничего невероятного. Им необходимы двигательные
минутки, которые позволят размять тело, передохнуть и расслабиться,
прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Систематическое
использование физкультминуток приводит к улучшению состояния, к
изменению отношения к себе и своему здоровью. Физкультурная минутка
представляет собой небольшой комплекс физических упражнений.
Упражнения составлены так, чтобы при их выполнении были охвачены
различные группы мышц. Физкультминутки необходимы для того, чтобы
поднять настроение, помочь активизировать дыхание, снять напряжение,
организовать на дальнейшую работу. Очень важной частью работы по
развитию мелкой моторики у детей являются «пальчиковые игры». Они
увлекательны и способствуют развитию речи.
Пальчиковая гимнастика «Моя семья».
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья! (Поочередное сгибание и разгибание пальцев).
Дети после физкультминутки становятся активными, их внимание
активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.
Оздоровительные физкультминутки – это часть системы использования
здоровьесберегающих технологий в школе. Помимо этого проводятся
активные перемены. Они помогают сплотить коллектив, изменить статус
детей в коллективе. Такие перемены повышают работоспособность и
активность детей на последующих уроках, помогают преодолеть усталость.
Гимнастика для глаз «Филин».
Закрыть глаза на 34 секунды. Широко раскрыть глаза, смотреть вдаль и
не моргать в течение 56 секунд. Умение поддерживать состояние активности учащихся – важный
критерий оценки здоровьесберегающего аспекта используемых учителем
педагогических технологий.
Ежедневно после второго урока в 1 классе проводится динамическая
пауза. Основная её цель – обеспечить двигательную активность учащихся на
свежем воздухе. Учитель тщательно продумывает содержание каждой
прогулки. Он организует её так, что ребенок психологически чувствует себя
свободно, имеет возможность подвигаться, отвлечься от учебных дел, однако
не утомляется и не перевозбуждается. Шумные игры можно проводить в
первые 1520 минут прогулки, постепенно переходя к более спокойным.
Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеют подвижные
игры на переменах, особенно на больших, проводимых на воздухе. Игры –
хороший отдых между уроками , они снимают чувство усталости, тонизируют
нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают
работоспособность. В младших классах можно использовать такие игры, как
«Волк во рву», «Зайцы в огороде», «Веревочки по ногами», «Гонка мячей по
кругу» и др. Разнообразные игровые эстафеты очень популярны, доступны,
несложны в организации, интересны учащимся разных возрастов. Игры
признаются важным средством физического развития детей. Доказано
влияние их на улучшение обмена веществ, кровообращения, дыхания,
деятельности центрального и периферического отделов нервной системы.
Многообразие двигательных действий комплексно воздействует на развитие
координационных и других двигательных способностей; улучшается реакция,
ориентирование в пространстве и во времени, скоростные и скоростно
силовые способности; повышается работоспособность клеток головного
мозга, их устойчивость к сильным раздражителям. Подвижные игры в
младших классах необходимо использовать для формирования основных
физических качеств, для профилактики простудных заболеваний,
закаливающих мероприятий.
В условиях современного образования для сохранения и укрепления
здоровья обучающихся недостаточно проведения лишь уроков физической
культуры. В течение учебного года проводятся Дни здоровья, спортивные
соревнования совместно с родителями и учителями. Также оздоровительная
работа осуществляется на занятиях по внеурочной деятельности
физкультурноспортивной направленности. Работа по укреплению и сохранению здоровья обучающихся невозможна
без привлечения родителей, так как хорошая связь между школой и
родителями является фундаментальным условием в личностно
ориентированном образовании. Все чаще родители становятся участниками
классных часов, проводят тематические беседы по здоровому образу жизни.
Заключение.
Здоровьесбережение детей – комплексное понятие, охватывающее
физические, психические и социальные стороны жизни человека. Исходя из
вышесказанного, можно сделать следующие выводы: использование
здоровьесберегающих технологий является необходимым в условиях
современной действительности, но учитель должен учитывать особенности
учащихся и уметь подобрать для них наиболее оптимальные технологии и
приемы учебной деятельности с тем, чтобы уровень успешности школьников
постоянно повышался. Грамотное применение здоровьесберегающих
технологий позитивно сказывается на микроклимате урока, способствует
лучшему овладению материалом и повышению мотивации, снимает трудности
и сводит к минимуму учебный стресс.
Здоровый образ жизни пока не занимает первое место среди главных
ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить,
беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать
здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет
здоровым и развитым духовно и физически.
Статья "Организация здоровьесберегающей среды в начальной школе"
Статья "Организация здоровьесберегающей среды в начальной школе"
Статья "Организация здоровьесберегающей среды в начальной школе"
Статья "Организация здоровьесберегающей среды в начальной школе"
Статья "Организация здоровьесберегающей среды в начальной школе"
Статья "Организация здоровьесберегающей среды в начальной школе"
Статья "Организация здоровьесберегающей среды в начальной школе"
Статья "Организация здоровьесберегающей среды в начальной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.