Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как “научить учиться”. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Основы формирования УУД у младших школьников. Шарафутдинова Лия Сайдашовна,
учитель начальных классов МБОУ г. Астрахани «ООШ№5»
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования
образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные,
социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением
становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Новые
социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и
познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования
как “научить учиться”. Важнейшей задачей современной системы образования является
формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию
“научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в
рамках отдельных дисциплин.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е.
способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и
активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом
значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а
также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к
самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Такая способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и
компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться
обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают
возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в
строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой
направленности, ценностносмысловых и операциональных характеристик. Таким образом,
достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной
деятельности, которые включают:
1) познавательные и учебные мотивы,
2) учебную цель,
3) учебную задачу,
4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и
оценка).«Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения
учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно
смысловых оснований личностного морального выбора.
Функции универсальных учебных действий включают:
обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения,
ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения,
контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе
готовности к непрерывному образованию;
обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в
любой предметной области.
Универсальный характер УУД проявляется том, что они носят надпредметный, метапредметный
характер; реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и
саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех степеней образовательного
процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от
ее специальнопредметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы
усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
Реализация деятельностного подхода в образовании осуществляется в ходе решения следующих
задач:
определения основных результатов обучения и воспитания в терминах сформированности
личностных качеств и универсальных учебных действий;
построения содержания учебных предметов и образования с ориентацией на сущностные знания
в определенных предметных областях;
определения функций, содержания и структуры универсальных учебных действий для каждого
возраста/ступени образования;
выделения возрастноспецифической формы и качественных показателей сформированности
универсальных учебных действий в отношении познавательного и личностного развития
учащихся;
определения круга учебных предметов, в рамках которых оптимально могут быть
сформированы конкретные виды универсальных учебных действий и в какой форме;
разработки системы типовых задач для диагностики сформированности универсальных
учебных действий на каждой из ступеней образовательного процесса.В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями
общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Представим названные блоки УУД более подробно. Личностные универсальные учебные
действия обеспечивают ценностносмысловую ориентацию учащихся (умение соотносить
поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение
выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных
отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной
деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает
деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое
значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
действие нравственноэтического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных
и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные
действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и
усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного
результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных
характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью
обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае
расхождения эталона, реального действия и его продукта;
оценка выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,
осознание качества и уровня усвоения;
волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому
усилию к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия
постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в
том числе с помощью компьютерных средств: знаковосимволические моделирование –
преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные
характеристики объекта (пространственнографическую или знаковосимволическую) и
преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную
область;
умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение
основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов
художественного, научного, публицистического и официальноделового стилей; понимание и
адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности
при решении проблем творческого и поискового характера.
Универсальные логические действия:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя
недостающие компоненты;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
подведение под понятия, выведение следствий;
установление причинноследственных связей, построение логической цепи рассуждений,
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других
людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать
в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Видами коммуникативных действий являются:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели,
функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами родного языка.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных,
познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических
способностей личности, осуществляется в рамках нормативно возрастного развития личностной
и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной
деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных
универсальных учебных действий – их уровень развития, соответствующий нормативной стадии
развития и релевантный «высокой норме» развития, и свойства
Начальное образование предполагает развитие способности учащегося к саморегуляции и
принятия ответственности за свои поступки. На ступени начальной школы можно выделить
следующие регулятивные учебные действия, содержание которых отражает содержание ведущей
деятельности младшего школьного возраста.
1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планированию, контролю,
оценке):
способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
умение действовать по плану и планировать свою деятельность преодоление импульсивности,
непроизвольности умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая
осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
умение взаимодействовать со взрослым и со сверстниками в учебной деятельности.
2. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к
преодолению трудностей и жизненного оптимизма:
целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов
разрешения трудностей (стратегии совладания);
формирование основ оптимистического восприятия мира.
Анализ развития целеполагания в начальной школе позволяет выделить шесть уровней
целеполагания от отсутствия целеполагания до самостоятельной постановки целей.
На ступени начального образования должны быть сформированы следующие общеучебные
познавательные универсальные учебные действия:
развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества;
готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;
ориентация на разнообразие способов решения задач и выбор наиболее эффективных способов
решения задач в зависимости от конкретных условий;
развитие познавательной инициативы (умение задавать вопросы, участвовать в учебном
сотрудничестве);
умение выделять существенную информацию из текстов и сообщений учебного и
художественного жанров;
ориентация в возможностях информационного поиска (библиотеки) и умение использовать
соответствующие ресурсы в сотрудничестве со взрослым и самостоятельно;
умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи в
соответствии с задачами общения и нормами родного языка, включая воспроизведение
прочитанного текста;
умение излагать основные положения своего сообщения в письменной речи.
На ступени начального образования должны быть сформированы следующие логические
действия:
сравнение конкретночувственных и иных данных (с целью выделения тождеств / различия,
определения общих признаков и составления классификации); анализ (выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части); и синтез
(составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие
компоненты);
сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию;
классификация отнесение предмета к группе на основе заданного признака;
обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных
объектов на основе выделения сущностной связи;
подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их
синтез;
установление аналогий.
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в
контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных
учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных
предметов «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир»,
«Технология» в отношении ценностносмыслового, личностного, познавательного и
коммуникативного развития учащихся. Овладение учащимися личностными, познавательными,
регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями происходит в
контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного
содержания и релевантных способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает
определенные возможности для формирования УУД. Формирование УУД, обеспечивающих
решение задач общекультурного, ценностноличностного, познавательного развития учащихся
реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных
предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного
сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности учащихся. Отбор и
структурирование содержания образования, выбор конкретных методов и форм обучения
должно учитывать цели формирования конкретных видов универсальных учебных действий.
Успешность развития универсальных учебных действий решающим образом зависит от способа
построения содержания учебных предметов. Построение содержания учебных предметов и
образования с ориентацией на сущностные знания в определенных предметных областях
являются существенными условиями формирования УУД. Формирование универсальных
учебных действий создает возможность соотносить учебные предметы с точки зрения приемов
познавательной деятельности, общих для осуществления познания этих предметных областей.
Универсальные учебные действия составляют систему в составе четырех видов:1. личностные УУД, включая самоопределение, смыслообразование, нравственноэтическое
оценивание; 2. регулятивные УУД (планирование, прогнозирование, контроль, коррекция,
оценка); 3. познавательные УУД (общеучебные, включая знаковосимволические; логические,
действия поиска и постановки проблем); 4. коммуникативные (планирование сотрудничества,
постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение
выражать свою позицию в соответствии с нормами родного языка) универсальные действия. Как
система УУД, так и каждый из видов УУД характеризуется возрастной спецификой,
определяемой структурой и динамикой психологического возраста, задачами развития и
характером ведущей деятельности и общения.