Статья: "Основы формирования УУД у младших школьников".
Оценка 4.6

Статья: "Основы формирования УУД у младших школьников".

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
классное руководство
1 кл—4 кл
31.03.2017
Статья: "Основы формирования УУД у младших школьников".
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как “научить учиться”. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Основы формирования УУД у младших школьников.docx
Основы формирования УУД у младших школьников. Шарафутдинова Лия Сайдашовна, учитель начальных классов МБОУ г. Астрахани «ООШ№5» Перемены, происходящие в современном обществе,  требуют  ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится  обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Новые социальные   запросы   определяют   цели   образования   как   общекультурное,   личностное   и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как   “научить   учиться”.   Важнейшей   задачей   современной   системы   образования   является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность   субъекта   к   саморазвитию   и   самосовершенствованию   путем   сознательного   и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также   связанных   с   ними   навыков   учебной   работы),   обеспечивающих   его   способность   к самостоятельному   усвоению   новых   знаний   и   умений,   включая   организацию   этого   процесса. Такая   способность   учащегося   самостоятельно   успешно   усваивать   новые   знания,   умения   и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении   самой   учебной   деятельности,   включая   осознание   учащимися   ее   целевой направленности,   ценностно­смысловых   и   операциональных   характеристик.   Таким   образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:  1) познавательные и учебные мотивы,  2) учебную цель,  3) учебную задачу,  4)   учебные   действия   и   операции  (ориентировка,   преобразование   материала,   контроль   и оценка). «Умение   учиться»   выступает   существенным   фактором   повышения   эффективности   освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно­ смысловых оснований личностного морального выбора.  Функции универсальных учебных действий включают:   ­   обеспечение   возможностей   учащегося   самостоятельно   осуществлять   деятельность   учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;   ­   создание   условий   для   гармоничного   развития   личности   и   ее   самореализации   на   основе готовности к непрерывному образованию;  ­ обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.  Универсальный характер УУД проявляется том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития   личности;   обеспечивают   преемственность   всех   степеней   образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально­предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.  Реализация деятельностного подхода в образовании осуществляется в ходе решения следующих задач: ­   определения   основных   результатов   обучения   и   воспитания   в   терминах   сформированности личностных качеств и универсальных учебных действий;  ­ построения содержания учебных предметов и образования с ориентацией на сущностные знания в определенных предметных областях;  ­ определения функций, содержания и структуры универсальных учебных действий для каждого возраста/ступени образования;  ­ выделения возрастно­специфической формы и качественных показателей сформированности универсальных   учебных   действий   в   отношении   познавательного   и   личностного   развития учащихся;   ­   определения   круга   учебных   предметов,   в   рамках   которых   оптимально   могут   быть сформированы конкретные виды универсальных учебных действий и в какой форме;   ­   разработки   системы   типовых   задач   для   диагностики   сформированности   универсальных учебных действий на каждой из ступеней образовательного процесса. В   составе   основных   видов   универсальных   учебных   действий,   диктуемом   ключевыми   целями общего образования, можно выделить четыре блока:  1) личностный;  2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);  3) познавательный;  4) коммуникативный.  Представим   названные   блоки   УУД   более   подробно.   Личностные   универсальные   учебные действия   обеспечивают   ценностно­смысловую   ориентацию   учащихся   (умение   соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:  ­ личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;   ­   действие   смыслообразования,   т.   е.   установление   учащимися   связи   между   целью   учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.  ­ действие нравственно­этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и   личностных   ценностей,   обеспечивающее   личностный   моральный   выбор.  Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся: ­ целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;  ­ планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;  ­   прогнозирование   –   предвосхищение   результата   и   уровня   усвоения,   его   временных характеристик;  ­ контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;  ­ коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;  ­ оценка ­ выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;  ­ волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию   ­   к   выбору   в   ситуации   мотивационного   конфликта   и   к   преодолению   препятствий. Познавательные   универсальные  действия   включают   общеучебные,   логические,   действия постановки и решения проблем.  Общеучебные универсальные действия:  ­ самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; ­ поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том   числе   с   помощью   компьютерных   средств:   ­   знаково­символические   ­   моделирование   – преобразование   объекта   из   чувственной   формы   в   модель,   где   выделены   существенные характеристики   объекта   (пространственно­графическую   или   знаково­символическую)   и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;  ­ умение структурировать знания; ­ умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;  ­ выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; ­ рефлексия   способов   и   условий   действия,   контроль   и   оценка   процесса   и   результатов деятельности;  ­ смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной   и   второстепенной   информации;   свободная   ориентация   и   восприятие   текстов художественного,   научного,   публицистического   и   официально­делового   стилей;   понимание   и адекватная оценка языка средств массовой информации;  ­ постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.  Универсальные логические действия:  ­ анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)  ­ синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;  ­ выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;  ­ подведение под понятия, выведение следствий;  ­ установление причинно­следственных связей, ­ построение логической цепи рассуждений, ­ доказательство;  ­ выдвижение гипотез и их обоснование.  Постановка и решение проблемы:  ­ формулирование проблемы; ­ самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.  Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в   коллективном   обсуждении   проблем,   интегрироваться   в   группу   сверстников   и   строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.  Видами коммуникативных действий являются:  ­   планирование   учебного   сотрудничества   с   учителем   и   сверстниками   –   определение   цели, функций участников, способов взаимодействия;  ­ постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;   ­   разрешение   конфликтов   ­   выявление,   идентификация   проблемы,   поиск   и   оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;  ­ управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;  ­ умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; ­ владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.  Развитие   системы   универсальных   учебных   действий   в   составе   личностных,   регулятивных, познавательных   и   коммуникативных   действий,   определяющих   развитие   психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно­ возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности   ребенка   и   тем   самым   определяет   зону   ближайшего   развития   указанных универсальных учебных действий – их уровень развития, соответствующий нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития, и свойства Начальное   образование   предполагает   развитие   способности   учащегося   к   саморегуляции   и принятия   ответственности   за   свои   поступки.   На   ступени   начальной   школы   можно   выделить следующие регулятивные учебные действия, содержание которых отражает содержание ведущей деятельности младшего школьного возраста.  1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке):  ­ способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;  ­ умение действовать по плану и планировать свою деятельность ­ преодоление импульсивности, непроизвольности ­ умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; ­ умение адекватно воспринимать оценки и отметки;  ­ умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;  ­ умение взаимодействовать со взрослым и со сверстниками в учебной деятельности.   2.   Формирование   целеустремленности   и   настойчивости   в   достижении   целей,   готовности   к преодолению трудностей и жизненного оптимизма:  ­ целеустремленность и настойчивость в достижении целей; ­   готовность   к   преодолению   трудностей,   формирование   установки   на   поиск   способов разрешения трудностей (стратегии совладания);  ­ формирование основ оптимистического восприятия мира.   Анализ   развития   целеполагания   в   начальной   школе   позволяет   выделить   шесть   уровней целеполагания от отсутствия целеполагания до самостоятельной постановки целей. На   ступени   начального   образования   должны   быть   сформированы   следующие   общеучебные познавательные универсальные учебные действия:  ­ развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества;  ­ готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;  ­ ориентация на разнообразие способов решения задач и выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; ­   развитие   познавательной   инициативы   (умение   задавать   вопросы,   участвовать   в   учебном сотрудничестве);  ­   умение   выделять   существенную   информацию   из   текстов   и   сообщений   учебного   и художественного жанров;   ­ ориентация в возможностях информационного поиска (библиотеки) и умение использовать соответствующие ресурсы в сотрудничестве со взрослым и самостоятельно;  ­ умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи в соответствии   с   задачами   общения   и   нормами   родного   языка,   включая   воспроизведение прочитанного текста;  ­ умение излагать основные положения своего сообщения в письменной речи.   На   ступени   начального   образования   должны   быть   сформированы   следующие   логические действия:    сравнение конкретно­чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств / различия, определения общих признаков и составления классификации);   анализ (выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части); и синтез (составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты);   сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию;   классификация ­ отнесение предмета к группе на основе заданного признака;     обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;    подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;   установление аналогий. Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов   «Русский   язык»,   «Литературное   чтение»,   «Математика»,   «Окружающий   мир», «Технология»   в   отношении   ценностно­смыслового,   личностного,   познавательного   и коммуникативного развития учащихся. Овладение учащимися личностными, познавательными, регулятивными   и   коммуникативными   универсальными   учебными   действиями   происходит   в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные   возможности   для   формирования   УУД.   Формирование   УУД,   обеспечивающих решение  задач общекультурного, ценностно­личностного, познавательного развития  учащихся реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов   и   дисциплин,   в   метапредметной   деятельности,   организации   форм   учебного сотрудничества   и   решения   важных   задач   жизнедеятельности   учащихся.   Отбор   и структурирование   содержания   образования,   выбор   конкретных   методов   и   форм   обучения должно   учитывать   цели   формирования   конкретных   видов   универсальных   учебных   действий. Успешность развития универсальных учебных действий решающим образом зависит от способа построения   содержания   учебных   предметов.   Построение   содержания   учебных   предметов   и образования   с   ориентацией   на   сущностные   знания   в   определенных   предметных   областях являются   существенными   условиями   формирования   УУД.   Формирование   универсальных учебных действий создает возможность соотносить учебные предметы с точки зрения приемов познавательной деятельности, общих для осуществления познания этих предметных областей. Универсальные учебные действия составляют систему в составе четырех видов: 1.   личностные   УУД,   включая   самоопределение,   смыслообразование,   нравственно­этическое оценивание;   2.   регулятивные   УУД   (планирование,   прогнозирование,   контроль,   коррекция, оценка); 3. познавательные УУД  (общеучебные, включая знаково­символические; логические, действия поиска и постановки проблем); 4. коммуникативные (планирование сотрудничества, постановка   вопросов,   разрешение   конфликтов,   управление   поведением   партнера,   умение выражать свою позицию в соответствии с нормами родного языка) универсальные действия. Как система   УУД,   так   и   каждый   из   видов   УУД   характеризуется   возрастной   спецификой, определяемой   структурой   и   динамикой   психологического   возраста,   задачами   развития   и характером ведущей деятельности и общения.

Статья: "Основы формирования УУД у младших школьников".

Статья: "Основы формирования УУД у младших школьников".

Статья: "Основы формирования УУД у младших школьников".

Статья: "Основы формирования УУД у младших школьников".

Статья: "Основы формирования УУД у младших школьников".

Статья: "Основы формирования УУД у младших школьников".

Статья: "Основы формирования УУД у младших школьников".

Статья: "Основы формирования УУД у младших школьников".

Статья: "Основы формирования УУД у младших школьников".

Статья: "Основы формирования УУД у младших школьников".

Статья: "Основы формирования УУД у младших школьников".

Статья: "Основы формирования УУД у младших школьников".

Статья: "Основы формирования УУД у младших школьников".

Статья: "Основы формирования УУД у младших школьников".

Статья: "Основы формирования УУД у младших школьников".

Статья: "Основы формирования УУД у младших школьников".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017