Статья: "Основы формирования УУД у младших школьников".
Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
классное руководство
1 кл—4 кл
31.03.2017
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как “научить учиться”. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Основы формирования УУД у младших школьников.docx
Основы формирования УУД у младших школьников. Шарафутдинова Лия Сайдашовна,
учитель начальных классов МБОУ г. Астрахани «ООШ№5»
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования
образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные,
социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением
становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Новые
социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и
познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования
как “научить учиться”. Важнейшей задачей современной системы образования является
формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию
“научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в
рамках отдельных дисциплин.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е.
способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и
активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом
значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а
также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к
самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Такая способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и
компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться
обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают
возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в
строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой
направленности, ценностносмысловых и операциональных характеристик. Таким образом,
достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной
деятельности, которые включают:
1) познавательные и учебные мотивы,
2) учебную цель,
3) учебную задачу,
4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и
оценка). «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения
учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно
смысловых оснований личностного морального выбора.
Функции универсальных учебных действий включают:
обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения,
ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения,
контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе
готовности к непрерывному образованию;
обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в
любой предметной области.
Универсальный характер УУД проявляется том, что они носят надпредметный, метапредметный
характер; реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и
саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех степеней образовательного
процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от
ее специальнопредметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы
усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
Реализация деятельностного подхода в образовании осуществляется в ходе решения следующих
задач:
определения основных результатов обучения и воспитания в терминах сформированности
личностных качеств и универсальных учебных действий;
построения содержания учебных предметов и образования с ориентацией на сущностные знания
в определенных предметных областях;
определения функций, содержания и структуры универсальных учебных действий для каждого
возраста/ступени образования;
выделения возрастноспецифической формы и качественных показателей сформированности
универсальных учебных действий в отношении познавательного и личностного развития
учащихся;
определения круга учебных предметов, в рамках которых оптимально могут быть
сформированы конкретные виды универсальных учебных действий и в какой форме;
разработки системы типовых задач для диагностики сформированности универсальных
учебных действий на каждой из ступеней образовательного процесса. В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями
общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Представим названные блоки УУД более подробно. Личностные универсальные учебные
действия обеспечивают ценностносмысловую ориентацию учащихся (умение соотносить
поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение
выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных
отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной
деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает
деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое
значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
действие нравственноэтического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных
и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные
действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и
усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного
результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных
характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью
обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае
расхождения эталона, реального действия и его продукта;
оценка выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,
осознание качества и уровня усвоения;
волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому
усилию к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия
постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в
том числе с помощью компьютерных средств: знаковосимволические моделирование –
преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные
характеристики объекта (пространственнографическую или знаковосимволическую) и
преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную
область;
умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение
основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов
художественного, научного, публицистического и официальноделового стилей; понимание и
адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности
при решении проблем творческого и поискового характера.
Универсальные логические действия:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя
недостающие компоненты;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
подведение под понятия, выведение следствий;
установление причинноследственных связей, построение логической цепи рассуждений,
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других
людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать
в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Видами коммуникативных действий являются:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели,
функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами родного языка.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных,
познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических
способностей личности, осуществляется в рамках нормативно возрастного развития личностной
и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной
деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных
универсальных учебных действий – их уровень развития, соответствующий нормативной стадии
развития и релевантный «высокой норме» развития, и свойства
Начальное образование предполагает развитие способности учащегося к саморегуляции и
принятия ответственности за свои поступки. На ступени начальной школы можно выделить
следующие регулятивные учебные действия, содержание которых отражает содержание ведущей
деятельности младшего школьного возраста.
1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планированию, контролю,
оценке):
способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
умение действовать по плану и планировать свою деятельность преодоление импульсивности,
непроизвольности умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая
осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
умение взаимодействовать со взрослым и со сверстниками в учебной деятельности.
2. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к
преодолению трудностей и жизненного оптимизма:
целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов
разрешения трудностей (стратегии совладания);
формирование основ оптимистического восприятия мира.
Анализ развития целеполагания в начальной школе позволяет выделить шесть уровней
целеполагания от отсутствия целеполагания до самостоятельной постановки целей.
На ступени начального образования должны быть сформированы следующие общеучебные
познавательные универсальные учебные действия:
развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества;
готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;
ориентация на разнообразие способов решения задач и выбор наиболее эффективных способов
решения задач в зависимости от конкретных условий;
развитие познавательной инициативы (умение задавать вопросы, участвовать в учебном
сотрудничестве);
умение выделять существенную информацию из текстов и сообщений учебного и
художественного жанров;
ориентация в возможностях информационного поиска (библиотеки) и умение использовать
соответствующие ресурсы в сотрудничестве со взрослым и самостоятельно;
умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи в
соответствии с задачами общения и нормами родного языка, включая воспроизведение
прочитанного текста;
умение излагать основные положения своего сообщения в письменной речи.
На ступени начального образования должны быть сформированы следующие логические
действия:
сравнение конкретночувственных и иных данных (с целью выделения тождеств / различия,
определения общих признаков и составления классификации); анализ (выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части); и синтез
(составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие
компоненты);
сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию;
классификация отнесение предмета к группе на основе заданного признака;
обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных
объектов на основе выделения сущностной связи;
подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их
синтез;
установление аналогий.
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в
контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных
учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных
предметов «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир»,
«Технология» в отношении ценностносмыслового, личностного, познавательного и
коммуникативного развития учащихся. Овладение учащимися личностными, познавательными,
регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями происходит в
контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного
содержания и релевантных способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает
определенные возможности для формирования УУД. Формирование УУД, обеспечивающих
решение задач общекультурного, ценностноличностного, познавательного развития учащихся
реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных
предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного
сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности учащихся. Отбор и
структурирование содержания образования, выбор конкретных методов и форм обучения
должно учитывать цели формирования конкретных видов универсальных учебных действий.
Успешность развития универсальных учебных действий решающим образом зависит от способа
построения содержания учебных предметов. Построение содержания учебных предметов и
образования с ориентацией на сущностные знания в определенных предметных областях
являются существенными условиями формирования УУД. Формирование универсальных
учебных действий создает возможность соотносить учебные предметы с точки зрения приемов
познавательной деятельности, общих для осуществления познания этих предметных областей.
Универсальные учебные действия составляют систему в составе четырех видов: 1. личностные УУД, включая самоопределение, смыслообразование, нравственноэтическое
оценивание; 2. регулятивные УУД (планирование, прогнозирование, контроль, коррекция,
оценка); 3. познавательные УУД (общеучебные, включая знаковосимволические; логические,
действия поиска и постановки проблем); 4. коммуникативные (планирование сотрудничества,
постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение
выражать свою позицию в соответствии с нормами родного языка) универсальные действия. Как
система УУД, так и каждый из видов УУД характеризуется возрастной спецификой,
определяемой структурой и динамикой психологического возраста, задачами развития и
характером ведущей деятельности и общения.
Статья: "Основы формирования УУД у младших школьников".
Статья: "Основы формирования УУД у младших школьников".
Статья: "Основы формирования УУД у младших школьников".
Статья: "Основы формирования УУД у младших школьников".
Статья: "Основы формирования УУД у младших школьников".
Статья: "Основы формирования УУД у младших школьников".
Статья: "Основы формирования УУД у младших школьников".
Статья: "Основы формирования УУД у младших школьников".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.