Статья "Особенности организации самоуправления в группах юношей"
Оценка 5

Статья "Особенности организации самоуправления в группах юношей"

Оценка 5
Документация +1
docx
классное руководство
Взрослым
10.05.2018
Статья "Особенности организации самоуправления в группах юношей"
Статья предназначена для семинара по самоуправлению в группах Великая духовная потребность участвовать в управлении страной не может быть воспитана в человеке за один день; и если в ребенке с детства не воспитать это качество, не стоит ожидать, что оно появится у взрослого человека. Хорас Манн
Особенности организации самоуправления - РАНцева.docx
Особенности организации самоуправления в группах юношей Ранцева И.П.,  преподаватель  русского языка и литературы Великая духовная потребность участвовать в управлении страной  не может быть воспитана  в человеке за один день;  и если в ребенке с детства  не воспитать это качество,  не стоит ожидать,  что оно появится у взрослого человека. Хорас Манн Самоуправление, управление, ответственность, обязанность – все эти   понятия очень взаимосвязаны   друг   с   другом,   потому   что   самоуправление   ничто   без   ответственности   и обязанности.  Самоуправление  –   это   самостоятельность   какой­либо   организованной социальной общности в управлении собственными делами; внутреннее, своими собственными силами   управление   делами   к   какой­нибудь   организации,   коллективе,   ­   такое   определение даётся  в  словарях.  Главное  слово     ­ «самостоятельность»,  так как  в  нём и  состоит  суть управления   делами   какой­либо   мини­организации,   группы.   В   современном   образовании самоуправление давно уже себя зарекомендовало как одна из самых плодотворных видов деятельности коллектива, когда видна обратная связь.  Дня   того   чтобы   развить   в   обучающихся   самостоятельность   действия,   поступка, необходимо сформировать демократичность и самостоятельность их мышления, пробудить веру в реализацию собственных идей. Академик В.Энгельгардт считал главным в педагогике общение ученика и учителя в беседах, разговорах, обогащении младшего сотворчеством со старшим. Ребенок, по мнению польского педагога Януша Корчака, ­ это «сто масок, его ролей способного актера. И надо дать ему возможность сыграть на сцене детства эти сто ролей, а не выполнять по указке режиссера­воспитателя лишь одно узкое, вполне, возможно, и полезное амплуа».  Значительное внимание развитию ученического самоуправления обучающихся уделено в   трудах   П.Ф.   Лаптерева.   Рассматривая   самоуправление   как   средство   укрепления дисциплины, он писал: «Нарушение дисциплины есть состояние внутреннего противоречия. Чтобы достигнуть создания такого убеждения и укоренить его в обучающихся, необходимо привлечь их к выработке и поддержанию дисциплины в школе. Дисциплина не может быть предписываема,   она   может   быть   только   вырабатываема   всем   школьным   обществом,   т.е. учителем и учащимися». Задача воспитания активной личности была доминирующей задачей, которую ставят педагоги   перед   ученическим   самоуправлением.   Реализуя   ее,   взрослые   призывают   детей   к самостоятельным   решениям,   считая  необходимым   обеспечить   единство   педагогического   и ученического коллективов. Инициатива и активность усиливаются, если обучающийся оказывается в позиции лица, ответственного за результаты деятельности, значимой для каждого и для всего коллектива обучающихся. Обратим   внимание,   что   формирование   самостоятельности   у   обучающихся   имеет возрастные   особенности.   В   достаточно   полном,   развернутом   виде   инициатива, самостоятельность,   ответственность   формируются   к   14­15   годам,   к   этому   возрасту достигается определенный уровень волевого развития, устойчивее становится эмоциональная сфера, подросток освобождается от подражательности, формируется тяготение к большей активности,   независимости   от   взрослых.   В   то   же   время   мотив   к   самодеятельности,   к самостоятельности проявляется уже в 10­11, а порой и в 8­9 лет. Здесь для педагога главное не ошибиться, приняв желание действовать за подлинную активность. В то же время нельзя и недооценить   такое   желание,   так   как   только   на   его   основе   возможно   развитие   подлинной самодеятельности в старшем возрасте. Зачастую в представлениях подростков ученическое самоуправление воспринимается как: ­ умение самостоятельно, без принуждения выполнять дела, важные для себя и для окружающих; ­ сотрудничество учеников и педагогов; активная позиция обучающихся. Именно   ученическое   самоуправление   позволяет   в   полной   мере   использовать воспитательный   потенциал   коллектива,   силу   общественного   мнения,   а   также   создать благоприятную психологическую атмосферу для развития личности ребенка.  Ученическое, а потом и студенческое самоуправление сегодня представляет собой, прежде   всего,   сложную   структуру   взаимоотношений,   в   результате   которых   развивается способность   самостоятельно   ставить   цели   и   реализовывать   их,   не   нарушая   при   этом социально­культурных норм отношений как внутри коллектива, так и с внешними системами. В данном случае под самоуправлением понимается совместная деятельность, которая может проявляться различно. Работа ученического самоуправления строится на следующих принципах: 1) открытость и доступность; 2) равноправие, демократичность и сотрудничество; 3) воспитание в коллективе и через коллектив; 4) добровольность и творчество; 5) самостоятельность, взаимная ответственность; 6) гласность.   Нужно отметить, что в группе юношей 3СА­7, где я являюсь классным руководителем, самоуправление поначалу (с 1 курса) шло очень тяжело, потому что в школах, откуда пришли обучающиеся, они, как правило, занимали позицию пассивную ­  «отсидеться и уйти» и редко кто принимал участие в общественной жизни коллектива – класса или  школы. Мы говорим: «Они не смогут – ведь они никогда этого не делали в школе. Они хулиганы, двоечники и лентяи. Они не справятся, забудут, завалят всю работу, не организуют, не придут, не сумеют, не…, не…, не…». Да, большинство именно такие обучающиеся, среди них днём с огнём не найти артистов, художников, чтецов, но зато есть спортсмены, как в моей группе, и это в лучшем случае.  Молодые люди так воспитаны, что им зазорно где­то выступить, хорошо прочитать текст  на  сцене,  а   попытаться  организовать  какое­то  мероприятие  –  вообще  запредельный труд. Это же надо прикладывать усилия, а им очень не хочется. Вот выступить в составе спортивной команды в волейболе или футболе – это можно и даже нужно. Так как группа 3СА­7 состоит из юношей, то оказалось очень сложно организовать самоуправление, потому что они живут по принципу «а мне это не надо» или «что вы нам сделаете, если мы не будем делать? Да ничего нам за это не будет». Кроме этого с выбором старосты тоже пришлось потрудиться: не могли выбрать достойного студента, вот только теперь, к 3 курсу обучения, актив группы стабилен.  Главная   (и   самая   трудная!)   задача   классного   руководителя   и   мастера производственного   обучения   –   построить   свою   работу   так,   чтобы   у   подростка   возникло естественное   желание   к   развитию   самостоятельности   и   демонстрации   своих   лучших личностных качеств. Чтобы   «запустить»   машину   самоуправления, перед   педагогом  [классным руководителем] встают нелегкие задачи: ­ помочь спланировать работу вместе с обучающимися; ­ помочь выбрать лидера группы, распределить поручения; ­ помочь сплотить  коллектив группы. На данный  период  актив группы состоит  из старосты,  заместителя старосты, ответственных   за   учебный   сектор,   культмассовый   сектор,   физорга,   хозорга, ответственного   за   информ.часы,   ответственного   за   проведение   классных   часов   и художников.  Самоуправление выполняет следующие функции:  участвует в обсуждении и составлении плана работы группы; подбирает и назначает ответственных за выполнение различных дел; заслушивает отчёты о проделанной работе ответственных за направления; организует участие в КТД (коллективно­творческих делах); выбирает   темы   и   вопросы   для   проведения   классных   мероприятий   и тематических классных часов; обсуждает и решает вопросы о поощрениях и наказаниях; помогает   в   организации   и   проведении   конкурсов,   тематических   недель,   в оформлении стендов; организация и проведение спортивных мероприятий и т.д. принимают участие в уходе за прилегающими участками колледжа; организуют трудовые десанты и другое.  Что дает студенческое самоуправление участникам педагогического процесса? Обучающимся:   развивает навыки работы в группе, в команде;    ведет к повышению уровня обученности и качества обучения обучающихся; ведет к улучшению дисциплины, снижению пропусков без уважительных причин; выбор   роли   в   органах   ученического   самоуправления,   которые   соответствуют   его склонностям и интересам; защищает права ребенка; ведет к улучшению учебной результативности детей; снижает конфликтность в семье;   учит цивилизованно разрешить конфликтные ситуации;  помогает самоопределиться в выборе дальнейшего пути.  Родителям:  организует свободное время детей;    дает возможность активно участвовать в общественной жизни.  Педагогам:  помогает организовать детей; сплотить детский коллектив;   повышает дисциплину в группе, ответственность обучающихся за свои поступки;  раскрывает творческие, организаторские, лидерские способности ребят;  помогает апробировать инновационные технологии;   ведёт к обобщению опыта работы через средства печати и массовой информации;  проводит углубление в проблему через опытно­экспериментальную работу.  Когда ребенок взрослеет, то начинает проявляться его стремление быть взрослым. А быть взрослым – это уметь быть ответственным за собственные поступки. Конечно, подростку   еще   далеко   от   истинной   зрелости   –   и   физически,   и   психологически,   и социально. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со взрослыми права. Как проявляется чувство взрослости (зрелости) подростка? Главным образом, в желании, чтобы все – и взрослые, и сверстники – относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношении со старшими и идёт на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности.  Развитие   взрослости   в   разных   ее   проявлениях   зависит   от   того,   в   какой   сфере пытается утвердиться подросток, какой характер приобретает его самостоятельность – в отношениях со сверстниками, использовании свободного времени, в различных занятиях, домашних делах. Существенно влияет на этот процесс система отношений, в которую включен ребенок, а особенно юноша, ­ признание его зрелости родителями, учителями и сверстниками. Самовоспитание   становится   возможным   в   этот   период   благодаря   тому,   что   у подростков   развивается   саморегуляция.   Особенно   у   молодых   людей,   потому   что   мы стараемся воспитать в них признаки настоящих мужчин, которые и основываются именно на ответственности за себя и своих близких. Разумеется, далеко не все способны проявить настойчивость, силу воли и терпение, мужественность, обязательность, чтобы медленно продвигаться к созданному идеалу. Именно   в   этот   период   у   них   могут   проявиться   способности   в   активном, самостоятельном,   творческом   познании.   К   сожалению,   это   случается   не   очень   часто. Руководить   интересами   подростка   в   этом   направлении   могут   взрослые   –   педагоги   и родители, искренне увлеченные своим делом. Побудить его к дополнительным занятиям удается, только соблюдая осторожность: излишнее давление с их стороны приводит к противоположной реакции – нежеланию делать то, что навязывают, к апатии или бунту. В группе юношей сложности заключаются в том, чтобы  не столько заставить что­ либо делать для группы или для колледжа, сколько в том, чтобы убедить, что нужно уметь отвечать за собственные дела. И тогда он действительно сможет стать настоящим мужчиной – ответственным, владеющим собой и своими эмоциями, умеющим повести за собой других. Самоуправление начинается с себя, с осознания себя как личности. В связи с этим процесс становления самоуправления в группе  несколько затормозился, когда не смогли   найти   человека,   способного   зажечь   других,   но   вскоре   актив   группы стабилизировался,   когда   его   возглавил   студент   спортивный,   с   цельным   характером, достаточно волевым, ­ Кайсар Елисхан. И потихоньку парни стали прислушиваться к его мнению.   Работать   совместно   стало   лучше   и   ответственней.   Плоды   совместной деятельности приносят результаты. Студенты стали лучше мотивированы на учёбу, более организованы.   На   данный   период   в   группе   уже   после   практики,   когда   к   ним   стали предъявлять   более   серьёзные   требования,   у   ребят   проявилась   большая заинтересованность. Но процесс идёт, у них всё впереди.  Самоуправление,   управление,   ответственность,   обязанность   –   это   качества, отражающие не только группу студентов в их умении организоваться, но и отражают людей, способных стать впоследствии настоящими гражданами своей страны.  Все начинается с малого,  с мысли, с идеи внутри.  Сначала мы были все разные,  Сходство попробуй найди.  Свои цели, мечты и желания  И борьба с эго внутри.  Свой опыт, свой страх, свои знания,  Свои ориентиры в пути  Все же взглянуть стоит дважды, Сердцем взгляни, изнутри,  Что же в них есть в каждом общего,  Что их поддержит в пути  Это не просто собрание,  Это не просто толпа.  Это люди в поисках знания,  Это больше, чем просто слова  Открыты друг другу навстречу,  Учатся слушать других,  Принимать коллективом решения…  Есть ещё чему учиться у них.  Использованная литература:  Интернет­ресурсы:  1. Белоярское ПУ_ Ученическое самоуправление  2.   «Методика   организации   ученического   самоуправления   в   общеобразовательном учреждении». 3. На чём строится самоуправление в учебной группе и ОУ_ 4. Педагогический совет «построение модели ученического само­управления в школе» 5. Самоуправление в классе. 6. https://superinf.ru/ 7. Статья _Ученическое самоуправление как путь самореализации детей и подростков 8. Ученическое самоуправление в образовательных учреждениях

Статья "Особенности организации самоуправления в группах юношей"

Статья "Особенности организации самоуправления в группах юношей"

Статья "Особенности организации самоуправления в группах юношей"

Статья "Особенности организации самоуправления в группах юношей"

Статья "Особенности организации самоуправления в группах юношей"

Статья "Особенности организации самоуправления в группах юношей"

Статья "Особенности организации самоуправления в группах юношей"

Статья "Особенности организации самоуправления в группах юношей"

Статья "Особенности организации самоуправления в группах юношей"

Статья "Особенности организации самоуправления в группах юношей"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2018