статья «Ознакомление дошкольников с государственной символикой России».

  • Работа с родителями
  • docx
  • 27.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Многие программы воспитания, развития дошкольников содержат задачи ознакомления с государственными символами: флагом и гербом страны, мелодией гимна. Ребёнок, придя к порогу школы должен узнавать герб, флаг и мелодию гимна России. В детском саду дети только знакомятся с текстом гимна нашей страны, а наизусть они учат его только в школе.Ребёнок, придя к порогу школы должен узнавать герб, флаг и мелодию гимна России. В детском саду дети только знакомятся с текстом гимна нашей страны, а наизусть они учат его только в школе.
Иконка файла материала статья Символика России.docx
«Ознакомление дошкольников с государственной символикой России». Многие   программы   воспитания,   развития   дошкольников   содержат   задачи ознакомления   с   государственными   символами:   флагом   и   гербом   страны, мелодией гимна. Ребёнок, придя к порогу школы должен узнавать герб, флаг и мелодию гимна России. В детском саду дети только знакомятся с текстом гимна нашей страны, а наизусть они учат его только в школе. Знакомя детей старшего возраста в детском саду с государственными символами ребёнку доступно   понимание,   что   символы   объединяют   людей,   живущих   в государстве,   граждан   России,   служат   нашей   стране.   Такое   назначение государственных символов связано с важной задачей, как воспитание любви и уважение  к своей Родине, гордости за принадлежность  к гражданам своей страны.             Нужно познакомить детей с символическим значение цветов герба и флага России, изображением на гербе.                        Символика несёт в себе огромный потенциал для нравственного воспитания детей. Важно не только узнать и запомнить, что изображено на гербе, какого цвета полосы на флаге нашей Родины, сколько понять, что они означают: доброту и красоту.                        Известно, что белый цвет означает мир и чистоту души; синий – верность и правду, красный – отвагу и любовь. Беседуя о флаге нашей страны, детям  необходимо  объяснить,  что  они  тоже  должны   соответствовать   этим символам, стараться быть дружными, честными и отважными, любить своих близких и свою Родину.                         Существенным  компонентом  воспитательно – образовательной деятельности является диагностика знаний, навыков, которые дети усвоили в данной возрастной группе.              Традиционно уровень знаний и представлений, имеющихся у детей, определяют в начале и конце учебного года.             В старшей группе диагностика может быть организована следующим образом: воспитатель предлагает детям найти среди изображения гербов и флагов   разных   стран   государственные   символы   России,   затем   беседует   с ними.             Такую работу целесообразно осуществлять индивидуально с каждым ребёнком.  Для   проведения   диагностики   можно   воспользоваться   изданнымидиагностическими   материалами   или   самостоятельно   подобрать   рисунки   с изображением   героев   и   флагов   разных   стран.   Мы   предлагаем   перечень примерных вопросов:  Что это? (герб России, флаг России);  Назови цвет флага нашей страны (белый, синий, красный);  Что означают цвета Российского флага? (добро и красоту, белый цвет – снег, облака, синий – небо, реки, моря, красный – огонь);  Что изображено на гербе России? (двуглавый орёл, всадник побеждающий Змея);  Что обозначает изображение двуглавого орла? (солнце);  Что обозначает изображение всадника? (победу добра над злом);  Где моно увидеть изображение флага России? (на зданиях, машинах, самолётах);  Где можно увидеть изображение герба России? (на монетах, документах);  Зачем нужно изображение герба на монетах, а изображение флага на автомобилях и самолётах? (чтобы можно было отличать   их   от   монет,   автомобилей   и   самолётов   других стран);  Зачем   стране   нужны   герб   и   флаг?   (объединять   людей, живущих в нашей стране, быть отличительным знаком).         В подготовительной группе закрепляются знания и представления детей о государственной символике, расширяются и углубляются знания. Так дети знакомятся   с   гимном   России,   узнают,   что   гимн   исполняется   во   время праздников или другого торжественного события; когда звучит гимн, нужно встать, а мужчинам и мальчикам снять головные уборы.                При проведении диагностики в подготовительной группе достаточно иметь   качественные   изображения   герба   и   флага   России,   запись государственного гимна.          В процессе беседы с детьми целесообразно использовать дидактические материалы, например, рисунки и фотографии денежных знаков, транспортных средств,   имеющих   изображение   государственных   символов.   Поэтому чрезвычайно   важна   организация   систематической   методической   работы   в детском саду в этом направлении.Педагогам нужно овладеть и теоретическими знаниями, и методикой ознакомления   детей   дошкольного   возраста   с   государственными   символами России.          Рисунок современного государственного герба и флага регламентируют Федеральные законы Российской Федерации. Правовой компонент влияет на особенности   методики   ознакомления   детей   с   государственной   символикой России.                   Не   стоит   использовать   в   работе   с   дошкольниками   раскраски   с изображением герба и флага. Дети в этом возрасте далеко не всегда могут точно   определять   цвета   государственных   символов.   Не   следует экспериментировать с вырезанием картинок, изображающих государственные символы.   Однако,   соблюдая   правовые   законы   важно   поддерживать   и поощрять изображение государственной символики детьми в их собственном изобразительном творчестве.                    Например,   ребёнок   может   нарисовать   свой   дом   и   украсить   его Российским флагом, как в праздничный день.                   Такую   информацию   можно   включить,   например,   в   содержание консультации   для   воспитателей:   «Правовые   основы   ознакомления дошкольников с государственными символами Российской Федерации».          Общие правила, определяющие символику, сформировались ещё в эпоху средневековья.   Двуглавый   Орёл   на   гербе   любой   страны   мира   означает единство и независимость государства. Также белый цвет на любых гербах и флагах будет символизировать духовную чистоту.                   Герб   и   флаг   России   имеют   глубокие   исторические   корни,   их происхождение   связано   с   русским   народным   искусством,   с   древними поэтическими представлениями о природе и мировоззрении.           Золотой Двуглавый Орёл – это образ солнца и солнечной колесницы, который   довольно   часто   встречается   на   русских   вышивках,   украшениях женские головные уборы, полотенца.                  Отголоски представлений о солнце,   выезжавшем   на   небо   в   колеснице,   запряжённой   двумя   птицами, сохранились и в старинных народных свадебных песнях.          Отсюда ведёт своё происхождение и утверждение о том, что одна голова орла смотрит на восток, а другая – на запад. Солнце восходит на востоке, совершает свой дневной путь по небосклону и заходит на западе.С фольклорными представлениями о солнце как о всевидящем оке связано   трактовка   образа   Двуглавого   Орла   в   современной   военной эмблематике. Двуглавый Орёл зорко охранят границы нашей большой страны.          Дети пяти – семи лет объясняют, что орлы летят очень близко друг к другу,  поэтому   кажется,  что   у   них   одно   туловище,  но   хорошо   видны   две головы, повёрнутые в разные стороны.         С национально­культурными особенностями связана и этическая сторона государственных   символов.   Герб   и   флаг   страны,   как   правило,   отражают этические и эстетические национальные идеалы. Помимо этого, изображение государственного герба является произведением художественно­прикладной графики.                 Поэтому   эстетическая   сторона   имеет   огромное   значение   для ознакомления детей дошкольного возраста с государственными символами, поскольку представления о гербе и флаге России начинают формироваться у них на представление о эмоциональной основе. Ребёнок может рассматривать изображения   российских   государственных   символов   и   на   занятии,   и   в процессе свободной деятельности как графическое произведение.                 Перед педагогами и родителями  стоит совсем непростая задача – сформировать   у   ребёнка,   уважительное   отношение   к   современной государственной символике России.            Знакомя детей с историей происхождения Российского герба и флага, нужно   помнить   о   ребёнке,   его   психологических   особенностях, познавательном, эмоциональном развитии.                 Для   ребёнка   в   силу   возрастных   психологических   особенностей необходимо полученные знания и представления обыграть, выразит в рисунке, или какой – либо другой деятельности. Знания и впечатления, полученные на занятие, посвящённом образу солнца в русском фольклоре, могут отражаться в   детских   рисунках   на   следующие   темы:   «Солнышко»,   «Сказочная   Жар­ птица», «Дымковский петушок».                 Представления о цветах Российского флага могут формироваться не только на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, но и в процессе изобразительной   деятельности:   рисования   белоствольной   берёзки,   зимнего пейзажа, аппликации – «гроздь рябины» и др.                Педагоги ни в коем случае не должны требовать от детей точного соблюдения правил, принятых при изображении герба и эмблем.Но всё же имеет смысл освоить их самим и познакомить детей с некоторыми из них.                 Воспитатели   могут   подготовить   для   родителей   консультации   по составлению семейных эмблем. В настоящее время такой вид деятельности становится довольно популярным в практике работы детских садов.                                                  Автор:                   Педагог высшей категории                                   Городецкая Светлана Владимировна          г. Ростов – на – Дону.