Многие программы воспитания, развития дошкольников содержат задачи ознакомления с государственными символами: флагом и гербом страны, мелодией гимна. Ребёнок, придя к порогу школы должен узнавать герб, флаг и мелодию гимна России. В детском саду дети только знакомятся с текстом гимна нашей страны, а наизусть они учат его только в школе.Ребёнок, придя к порогу школы должен узнавать герб, флаг и мелодию гимна России. В детском саду дети только знакомятся с текстом гимна нашей страны, а наизусть они учат его только в школе.
«Ознакомление дошкольников с
государственной символикой России».
Многие программы воспитания, развития дошкольников содержат задачи
ознакомления с государственными символами: флагом и гербом страны,
мелодией гимна. Ребёнок, придя к порогу школы должен узнавать герб, флаг и
мелодию гимна России. В детском саду дети только знакомятся с текстом
гимна нашей страны, а наизусть они учат его только в школе. Знакомя детей
старшего возраста в детском саду с государственными символами ребёнку
доступно понимание, что символы объединяют людей, живущих в
государстве, граждан России, служат нашей стране. Такое назначение
государственных символов связано с важной задачей, как воспитание любви и
уважение к своей Родине, гордости за принадлежность к гражданам своей
страны.
Нужно познакомить детей с символическим значение цветов герба и
флага России, изображением на гербе.
Символика несёт в себе огромный потенциал для нравственного
воспитания детей. Важно не только узнать и запомнить, что изображено на
гербе, какого цвета полосы на флаге нашей Родины, сколько понять, что они
означают: доброту и красоту.
Известно, что белый цвет означает мир и чистоту души; синий –
верность и правду, красный – отвагу и любовь. Беседуя о флаге нашей страны,
детям необходимо объяснить, что они тоже должны соответствовать этим
символам, стараться быть дружными, честными и отважными, любить своих
близких и свою Родину.
Существенным компонентом воспитательно – образовательной
деятельности является диагностика знаний, навыков, которые дети усвоили в
данной возрастной группе.
Традиционно уровень знаний и представлений, имеющихся у детей,
определяют в начале и конце учебного года.
В старшей группе диагностика может быть организована следующим
образом: воспитатель предлагает детям найти среди изображения гербов и
флагов разных стран государственные символы России, затем беседует с
ними.
Такую работу целесообразно осуществлять индивидуально с каждым
ребёнком. Для проведения диагностики можно воспользоваться изданнымидиагностическими материалами или самостоятельно подобрать рисунки с
изображением героев и флагов разных стран. Мы предлагаем перечень
примерных вопросов:
Что это? (герб России, флаг России);
Назови цвет флага нашей страны (белый, синий, красный);
Что означают цвета Российского флага? (добро и красоту,
белый цвет – снег, облака, синий – небо, реки, моря, красный –
огонь);
Что изображено на гербе России? (двуглавый орёл, всадник
побеждающий Змея);
Что обозначает изображение двуглавого орла? (солнце);
Что обозначает изображение всадника? (победу добра над
злом);
Где моно увидеть изображение флага России? (на зданиях,
машинах, самолётах);
Где можно увидеть изображение герба России? (на монетах,
документах);
Зачем нужно изображение герба на монетах, а изображение
флага на автомобилях и самолётах? (чтобы можно было
отличать их от монет, автомобилей и самолётов других
стран);
Зачем стране нужны герб и флаг? (объединять людей,
живущих в нашей стране, быть отличительным знаком).
В подготовительной группе закрепляются знания и представления детей
о государственной символике, расширяются и углубляются знания. Так дети
знакомятся с гимном России, узнают, что гимн исполняется во время
праздников или другого торжественного события; когда звучит гимн, нужно
встать, а мужчинам и мальчикам снять головные уборы.
При проведении диагностики в подготовительной группе достаточно
иметь качественные изображения герба и флага России, запись
государственного гимна.
В процессе беседы с детьми целесообразно использовать дидактические
материалы, например, рисунки и фотографии денежных знаков, транспортных
средств, имеющих изображение государственных символов. Поэтому
чрезвычайно важна организация систематической методической работы в
детском саду в этом направлении.Педагогам нужно овладеть и теоретическими знаниями, и методикой
ознакомления детей дошкольного возраста с государственными символами
России.
Рисунок современного государственного герба и флага регламентируют
Федеральные законы Российской Федерации. Правовой компонент влияет на
особенности методики ознакомления детей с государственной символикой
России.
Не стоит использовать в работе с дошкольниками раскраски с
изображением герба и флага. Дети в этом возрасте далеко не всегда могут
точно определять цвета государственных символов.
Не следует
экспериментировать с вырезанием картинок, изображающих государственные
символы. Однако, соблюдая правовые законы важно поддерживать и
поощрять изображение государственной символики детьми в их собственном
изобразительном творчестве.
Например, ребёнок может нарисовать свой дом и украсить его
Российским флагом, как в праздничный день.
Такую информацию можно включить, например, в содержание
консультации для воспитателей: «Правовые основы ознакомления
дошкольников с государственными символами Российской Федерации».
Общие правила, определяющие символику, сформировались ещё в эпоху
средневековья. Двуглавый Орёл на гербе любой страны мира означает
единство и независимость государства. Также белый цвет на любых гербах и
флагах будет символизировать духовную чистоту.
Герб и флаг России имеют глубокие исторические корни, их
происхождение связано с русским народным искусством, с древними
поэтическими представлениями о природе и мировоззрении.
Золотой Двуглавый Орёл – это образ солнца и солнечной колесницы,
который довольно часто встречается на русских вышивках, украшениях
женские головные уборы, полотенца. Отголоски представлений о
солнце, выезжавшем на небо в колеснице, запряжённой двумя птицами,
сохранились и в старинных народных свадебных песнях.
Отсюда ведёт своё происхождение и утверждение о том, что одна голова
орла смотрит на восток, а другая – на запад. Солнце восходит на востоке,
совершает свой дневной путь по небосклону и заходит на западе.С фольклорными представлениями о солнце как о всевидящем оке
связано трактовка образа Двуглавого Орла в современной военной
эмблематике. Двуглавый Орёл зорко охранят границы нашей большой страны.
Дети пяти – семи лет объясняют, что орлы летят очень близко друг к
другу, поэтому кажется, что у них одно туловище, но хорошо видны две
головы, повёрнутые в разные стороны.
С национальнокультурными особенностями связана и этическая сторона
государственных символов. Герб и флаг страны, как правило, отражают
этические и эстетические национальные идеалы. Помимо этого, изображение
государственного герба является произведением художественноприкладной
графики.
Поэтому эстетическая сторона имеет огромное значение для
ознакомления детей дошкольного возраста с государственными символами,
поскольку представления о гербе и флаге России начинают формироваться у
них на представление о эмоциональной основе. Ребёнок может рассматривать
изображения российских государственных символов и на занятии, и в
процессе свободной деятельности как графическое произведение.
Перед педагогами и родителями стоит совсем непростая задача –
сформировать у ребёнка, уважительное отношение к современной
государственной символике России.
Знакомя детей с историей происхождения Российского герба и флага,
нужно помнить о ребёнке,
его психологических особенностях,
познавательном, эмоциональном развитии.
Для ребёнка в силу возрастных психологических особенностей
необходимо полученные знания и представления обыграть, выразит в рисунке,
или какой – либо другой деятельности. Знания и впечатления, полученные на
занятие, посвящённом образу солнца в русском фольклоре, могут отражаться
в детских рисунках на следующие темы: «Солнышко», «Сказочная Жар
птица», «Дымковский петушок».
Представления о цветах Российского флага могут формироваться не
только на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, но и в процессе
изобразительной деятельности: рисования белоствольной берёзки, зимнего
пейзажа, аппликации – «гроздь рябины» и др.
Педагоги ни в коем случае не должны требовать от детей точного
соблюдения правил, принятых при изображении герба и эмблем.Но всё же имеет смысл освоить их самим и познакомить детей с
некоторыми из них.
Воспитатели могут подготовить для родителей консультации по
составлению семейных эмблем. В настоящее время такой вид деятельности
становится довольно популярным в практике работы детских садов.
Автор:
Педагог высшей категории
Городецкая Светлана Владимировна
г. Ростов – на – Дону.