Статья "Патриотическое воспитание обучающихся средствами учебной и внеурочной деятельности"
Оценка 4.8
Педсоветы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
06.06.2019
Эта статья будет полезна учителям и воспитателям групп продленного дня. Можно перенять опыт работы , провести такие мероприятия, которые провела я. Там я описываю виды и формы работы с детьми по нравственно- патриотическому воспитанию . Эта тема очень актуальна на сегодняшний день.
Патриотическое воспитание обучающихся средствами учебной и внеурочной деятельности.docx
Патриотическое воспитание обучающихся
средствами учебной и внеурочной деятельности
“Как нет человека без самолюбия, – так нет человека без любви к
отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу
человека...”
К.Д.Ушинский.
система
школы «Я
Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в
указывали на его
процессе личностного становления человека,
многостороннее формирующее влияние.
Патриотическое воспитание — многоплановая,
систематическая,
целенаправленная и скоординированная деятельность государственных
органов, общественных объединений и организаций по формированию у
молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства
верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга,
важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
В нашей школе разработана, прошла апробацию и функционирует
воспитательная
гражданин России».
Цель данной воспитательной системы — развитие у учащихся
гражданственности, патриотизма как важнейших духовнонравственных и
социальных ценностей, формирование у школьников профессионально
значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в
различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому
долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и
дисциплинированности.
Из опыта работы все мы знаем, как важно координировать
взаимодействие школы, семьи и общественности в системе патриотического
воспитания, как необходимо диалектическое единство и органическая
взаимосвязь между учебным материалом и содержанием внеклассных и
внешкольных мероприятий. Богатым источником воспитательного влияния
процесса обучения является его содержание. Мы можем говорить о
сформированности патриотического сознания человека лишь тогда, когда
данные нам знания помогли определить нашу жизненную позицию, и когда эта
позиция выросла в убеждение, определяющее весь жизненный путь. Большие
возможности для этого дают предметы школьной программы.
Огромную роль в решении главной проблемы – проблемы социализации
личности школьника играют уроки мужества, которые способствуют
формированию знаний учащихся о человеке, об обществе и общественных
отношениях, о деятельности человека, о видах и способах ее организации. На
уроках мужества воспитывается уважение к правам и свободам человека,
любовь к семье, к Родине, к окружающей природе. Формирование у детей гражданскопатриотических ценностей на уроках
осуществляется в следующих формах:
Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость
нашей Родины (Традиционная ежегодная Вахта памяти)
Проведение уроков Мужества, классных часов к Дням Воинской славы,
встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Поздравление и
выступление с концертами перед ветеранами войны и труда.
Сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников
ВОВ, локальных войн. Знакомство с семейными реликвиями,
хранящими память о ВОВ.
Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин,
конкурсов, просмотров видеофильмов.
Проведение конкурсов военнопатриотической песни, смотров строя и
песни,
Военнопатриотические игры, соревнования (Зарница), а также других
посвященных великим
праздничных мероприятий (концертов),
праздникам.
«Знатоки Конституции»,
Также проводятся исследовательские работы, правовые конкурсы
знаний: «Конвенции о правах ребенка», «Всеобщая декларация прав
человека»,
«Символы государства»,
«Правовой возраст», «Я гражданин» и.т.д ; презентации и дискуссии по
актуальным проблемам действительности; в частности по темам «Права
ребенка в России», ролевые игры « Выборы», «Час суда», беседы и эссе
по темам: «Что я могу сделать для своей страны», «Наши ветераны»,
«Моя родословная» и многое другое.
На уровень России представили исследовательскую работу Бубновой
Стефании «История ВОВ в судьбе моей семьи» и стали дипломантами...
Ежегодно становимся участниками акции «Письмо ветерану», «Пишем письмо
солдату».
Ежегодно традиционно проходят в школе конкурсы инсценированной
песни «Этих лет не смолкнет слава…», литературномузыкальные гостиные
«У войны неженское лицо», «Дети войны», конкурсы чтецов «В огне войны»,
конкурсы рисунков, плакатов, газет «На страже Отечества» к Дням воинской
славы.. Так у учащихся появляется возможность соотнести общие
представления, полученные в ходе урока, с реальной жизнью, в которую
вовлечены они сами, их семьи, друзья, учителя, с общественной жизнью, с
социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах села,
города, области и страны в целом.
Одним из важнейших аспектов военнопатриотического воспитания
является военноприкладная физическая подготовка граждан к защите
Отечества. Основная роль в этом отводится урокам физической культуры.
Так, ежегодно в нашей школе проводится легкоатлетический кросс,
военизированные эстафеты,
военнопатриотические игры «Зарница».
Отработка с учащимися навыков преодоления элементов полосы препятствия способствует развитию силы, ловкости, выносливости качеств, необходимых
будущему защитнику Родины.
Важное значение для организации гражданскопатриотического воспитания
в современной школе имеет «Концепция духовнонравственного развития и
воспитания личности гражданина России».
Необходимо всегда помнить, что при всех богатых воспитательных
возможностях процесс обучения не может решить весь комплекс задач
всестороннего и гармоничного развития личности школьника. Это возможно
лишь на основе неразрывной связи процесса обучения с внеклассной и
внешкольной работой, на основе комплексного объединения воспитательных
влияний школы, семьи, ученических организаций, общественности. В этом и
есть суть воспитательной системы «Растим патриотов», центом которой
является школьный музей. В нем представлены следующие разделы
«Литературное краеведение», «Крестьянский быт», «Великая отечественная
война», «Природа».
На базе школы выстроена система дополнительного образования
обучающихся, в рамках которой созданы объединения по семи направлениям.
В них каждый ученик может найти занятие по душе. Занятость
дополнительным образованием в школе составляет 100%.
Одно из направлений краеведение – наиболее действенное средство
воспитания ученического коллектива. Оно учит любить землю, уважать и
ценить людей, населяющих ее, беречь память о прошлом, приумножать славу
земли русской. Краеведческая работа обогащает не только школьную
историю. Дневники, фотографии, воспоминания и другие экспонаты
используются учителями. Краеведческая работа, проводимая с учащимися,
способствует воспитанию у детей самостоятельной инициативы,
исследовательских навыков. К этой работе дети в нашей школе приобщаются
с младшего возраста. Сначала это посещение музея, небольшие рассказы.
Затем – организация тематических экскурсий, позже – приобщение к
поисковой работе. Наша школа небольшая, поэтому сложилась определенная
система взаимоотношений. Краеведами у нас становятся и ученики, и
учителя.
Материалы нашего музея постоянно пополняется.
В связи с переходом на образовательные стандарты второго поколения,
обучающиеся начальных классов в рамках внеурочной деятельности заняты в
кружках патриотической направленности. Специально для них разработана в
школе авторская программа «Я гражданин России». Для расширения
направлений внеурочной деятельности школа сотрудничает с библиотекой.
В патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль
ветеранов Великой Отечественной войны и других войн, военнослужащих,
работников правоохранительных органов. Их выступления на уроках
мужества, их рассказы о сражениях с врагом, о подвиге боевых друзей часто
служат толчком к началу или активизации поисковой работы. При их
поддержке
памяти.
Общаясь с ветеранами войны и труда, слушая их воспоминания, знакомясь с
Книга
помощи
создается
и реликвиями народного подвига, дети овладевают духовным богатством.
Учащиеся берут интервью у ветеранов, посещают семьи, где хранится память
о ветеране, записывают рассказы членов семей, а также оказывают ветеранам
посильную помощь, поздравляют с праздниками.
Без семьи невозможно полноценно воспитать человека. Семья – это малый
мир, малое общество. Родители, род, Родина, народ – не случайно
однокоренные слова. Это своеобразная формула гражданского патриотизма, в
основе которой лежат чувства Родины, родства, ответственности и
солидарности, любви. В тесном контакте педагогический коллектив работает
с родительской общественностью. Родители принимают активное участие в
творческих, спортивных, познавательных конкурсах и мероприятиях. Только
вместе с родителями педагоги школы могут получить от ребенка столько же,
сколько отдают ему сами. Именно в этом мудрость воспитания.
Для оценки эффективности воспитательной системы школы ведется
мониторинг. Выпускники школы лицо нашей школы, наши успехи, наша
гордость и слава. И не случайно многие наши выпускники связывают свою
жизнь с армией, поступая в военные училища или на контрактную службу.
Общеобразовательная школа через различные образовательные модели
обучения и воспитания призвана формировать положительные представления
о России, ее многонациональном народе, выдающихся личностях,
национальных героях и образахсимволах, без которых немыслима ни одна
национальная история. Чувства гражданственности и патриотизма, общей
истории и судьбы, исторической связи юных граждан России с прошлыми и
будущими поколениями, рожденные в детском сознании на школьных уроках
и во внеурочное время, с годами прорастут в осознанные убеждения,
принципы и ценности нового поколения российских граждан и станут
необходимым ресурсом прочности и стабильности нашего
многонационального российского общества.
Патриотическое воспитание ребёнка происходит в основном в семье и в
школе, причём с самого юного возраста. Поэтому педагогам и родителям
необходимо работать вместе для того чтобы воспитать из маленького
гражданина большого патриота.
Только совместными усилиями школы и семьи можно воспитать
действенную любовь к близким людям, к малой Родине, к России. Важно
пробудить в школьниках чувство гордости за нашу Родину, давших миру
великих полководцев и мыслителей, врачей и педагогов, освободителей мира
от фашизма и первопроходцев космоса.
Нам есть чем гордиться!
Понятие патриотизм должно стать «модным», «стильным» для
современных детей. Подрастающее поколение должно понимать, что круто
быть здоровым, мужественным, умным, уверенно идти к намеченной цели,
любить и уважать свой дом, свой город, свою Отчизну, а пить пиво, курить
сигареты, проявлять неуважение к старшему поколению и т.п. – это удел
слабых и необразованных людей.
Статья "Патриотическое воспитание обучающихся средствами учебной и внеурочной деятельности"
Статья "Патриотическое воспитание обучающихся средствами учебной и внеурочной деятельности"
Статья "Патриотическое воспитание обучающихся средствами учебной и внеурочной деятельности"
Статья "Патриотическое воспитание обучающихся средствами учебной и внеурочной деятельности"
Статья "Патриотическое воспитание обучающихся средствами учебной и внеурочной деятельности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.