Статья «Патриотическое воспитание школьников средствами исторического краеведения»
Оценка 4.8

Статья «Патриотическое воспитание школьников средствами исторического краеведения»

Оценка 4.8
Научные работы
docx
история +1
Взрослым
28.03.2017
Статья «Патриотическое воспитание школьников средствами исторического краеведения»
Статья посвящена вопросам патриотического воспитания школьников средствами исторического краеведения. Формирование осознанного чувства патриотизма происходит тогда, когда человек соприкасается с общественными ценностями, идеалами, традициями. Как невозможно научить любви к родителям одними призывами, так невозможно воспитать гражданина из школьника, изучающего историю Родины только по книгам. Требования времени заставляют искать новые подходы в развитии патриотического воспитания, совершенствовать собственное методическое творчество. Одним из таких подходов является, на наш взгляд, введение в учебный процесс национально-регионального компонента. Национально-региональный компонент является частью федерального государственного стандарта. Задачи, включенные в проект, формируют сознательное отношение к близкому окружению, представлению о «малой» и «большой» Родине, воспитывают патриота родного края. Именно поэтому в современных условиях необходимо усилить внимание к краеведению как методу патриотического воспитания.
статья.docx
«Патриотическое воспитание школьников средствами исторического краеведения» Авторы: учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории Сергеева Рита Валерьевна учитель математики первой квалификационной категории Голова Тамара Георгиевна 1 Волгоград  2017 Введение   «Мы   должны   строить   своё   будущее   на   прочном   фундаменте.   И   такой фундамент   –   это   патриотизм.   Мы,   как   бы   долго   ни   обсуждали,   что   может   быть фундаментом,   прочным   моральным   основанием   для   нашей   страны,   ничего   другого   всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших   народов,   нашей   тысячелетней   культуре   и   уникальному   опыту   сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее», ­ подчеркнул В.В. Путин в своем выступлении на  встрече с представителями общественности   по   вопросам   духовного   состояния   молодёжи   и   ключевым   аспектам патриотического воспитания в Краснодаре [13].   Нельзя не согласиться, что в настоящее время, в условиях модернизации всех сфер   общества,   одной   из   основных   задач   в   области   образования   является   воспитание патриотизма   и   гражданственности   как   основы   жизнеспособности   любого   общества   и государства, преемственности поколений. Национальная доктрина образования РФ одной из   приоритетных   задач   объявляет   воспитание   патриотов   России,   граждан   правового, демократического   государства,   уважающих   права   и   свободы   личности,   обладающих высокой нравственностью. Актуальность этой задачи в современных условиях подчеркнута и в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 — 2015 годы», утвержденной Правительством РФ в октябре 2010 года.  Формирование   осознанного   чувства   патриотизма   происходит   тогда,   когда человек   соприкасается   с   общественными   ценностями,   идеалами,   традициями.   Как невозможно научить любви к родителям одними призывами, так невозможно воспитать гражданина   из   школьника,  изучающего  историю   Родины   только   по  книгам.  Требования времени   заставляют   искать   новые   подходы   в   развитии   патриотического   воспитания, совершенствовать   собственное   методическое   творчество.   Одним   из   таких   подходов является,   на   наш   взгляд,   введение   в   учебный   процесс   национально­регионального компонента.   Национально­региональный   компонент   является   частью   федерального государственного   стандарта.   Задачи,   включенные   в   проект,   формируют   сознательное отношение   к   близкому   окружению,   представлению   о   «малой»   и   «большой»   Родине, воспитывают   патриота   родного   края.   Именно   поэтому   в   современных   условиях необходимо усилить внимание к краеведению как методу патриотического воспитания. Воспитание патриотизма через историческое краеведение – это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся,   приобщает   к   творческой   деятельности,   формирует   практические   и интеллектуальные   умения,   помогает   в   выборе   профессии.   Изучение   родного   края, способствуя воспитанию патриотического чувства, дает возможность привлечь учащихся к поисково   –   исследовательской,   экспедиционной   работе.   Обучение   путем   открытий   – действительно актуальная проблема нашего времени.              В связи с поставленными задачами перед нами встал вопрос: как, когда и в какой форме можно и нужно представить национально­региональный компонент на уроках и во внеурочной деятельности?  Как развивать познавательный интерес у учащихся через краеведение? Использование   краеведческого   материала   на   уроках   несет   большой   объем 2 знаний по различной тематике и позволяет решать проблемы эффективности урока, легко соединять три важных в образовании цели: обучающую, развивающую и воспитательную. Межпредметная   связь   с   использованием   краеведческого   материала   активизирует мыслительную   деятельность   учащихся,   обеспечивает   взаимосвязь   обобщения   и систематизации знаний об объектах природы и общества, придавая им целостный характер, способствует развитию мировоззрения. В своей работе мы  делаем попытки  объединить такие разные предметы, как математика и историческое краеведение.                  На первый взгляд, у математики и краеведения нет ничего общего. Но не стоит забывать, что в краеведении очень много чисел: даты, единицы измерения длины, массы, площади и т.д., а числа ­ это уже прерогатива математики.   Мы   начали   свою   работу   с   внесения   корректив   в   учебные   программы.   В частности, по математике в рабочую программу  были добавлены в отдельные темы фразы «решение задач с элементами краеведения» (Приложение 1); кроме того, были намечены уроки, содержащие творческие задания по составлению задач учащимися. Практика нашей работы свидетельствует о том, что использование местного материала на уроках не только не вызывает перегрузки учащихся, а, наоборот, значительно облегчает   усвоение   материала,   делает   знания   более   прочными   и     глубокими. Краеведческий   материал может составлять содержание целого (краеведческого) урока (Приложение   2)     или   же   являться   его   элементом.   В   первом   случае   урок   полностью посвящается изучению истории края, во втором – лишь частично. Причем на уроках с элементами   краеведения   местный   материал   может   использоваться   в   виде   отдельных вопросов или фактов, эпизодов, его рассмотрение возможно на любом этапе урока. На     сегодняшний   день   очень   актуальны   интегрированные   уроки,   которые способствуют   активизации   познавательной   деятельности,   стимулируют   познавательную активность, являются условием успешного усвоения материала и способствуют созданию у учащихся целостного представления об окружающем мире. В нашей методической копилке накоплены интегрированные уроки истории и математики (Сталинградская битва в истории и числах). (Приложение 3) Краеведческий   материал   к   уроку   истории   легко   можно   найти   в   книгах,   в библиотеках, в местных газетах, в социальных сетях, тогда как  для уроков математики это сделать   весьма   проблематично.   В   учебниках   математики   краеведческий   аспект практически   не   представлен.   Поэтому   перед   нами     встала     задача   поиска   и   отбора материала   по   краеведению,   привязка   данного   материала   к   учебной   программе.   Опыт показывает, что ученики всех классов – младших и старших, сильных и слабых – с большим интересом решают задачи, в которых говорится об их родном крае. Хотелось бы показать, как же можно использовать краеведческий материал на уроках математики.  Особый интерес вызвали, например, следующие устные задачи:  Задача 1. Измерьте по карте линейкой расстояние от Волгограда до Курска, используя масштаб, определите это расстояние в километрах (100 км). Задача 2. За сколько часов может проехать это расстояние поезд, двигаясь со средней скоростью 50 км/ч? Задача 3. В 2015 году нашему городу Волгограду исполнится 426 лет. В каком году был основан город?  Задача 4. Во время Великой Отечественной войны погибло примерно 20 млн. советских граждан. Это составляет 40% от общего количества погибших во время второй мировой войны. Сколько человек погибло во время второй мировой войны? Использовать   задачи   с   краеведческим   содержанием   можно   на   уроках ознакомления, закрепления, применения знаний и умений, проверки и контроля, а также на комбинированных уроках.  В ходе работы мы придерживаемся основных требований формулировки задач, 3 решаемых на краеведческом материале: 1. Сюжет и числовые данные задачи должны отражать разнообразные стороны окружающей   действительности,   носить   познавательный,   воспитательный   характер, возбуждать любознательность и интерес учащихся к математике. 2.   Содержание   задачи   должно   быть   кратким,   но   понятным   учащимся. Математическая   сторона   задачи   не   должна   заслоняться   излишними   комментариями, поясняющими ее содержание. Отдельные детали, связанные с композицией задачи, можно выяснять устно. 3.   Числовой   материал   необходимо   подбирать   в   строгом   соответствии   с программой данного класса по математике. 4. В тексте задачи для записи именованных чисел должны быть использованы только принятые сокращения; следует избегать произвольных сокращений слов. Числовые   данные   могут   быть   взяты   из   справочников,   энциклопедий. Некоторые     данные   могут   быть   произвольными,   но   они   должны   соответствовать фактическим.   И   это   главное   условие.   Для   составления   задачи   достаточно   иметь   2­3 числовых данных. Недостающие данные учитель может подобрать по своему усмотрению в соответствии с возрастными особенностями учащихся и требованиями программы.  В   ходе   обсуждения   задач   у   учащихся   формируются   следующие   ключевые компетенции (умения): извлекать пользу из опыта, развивать математически грамотную речь, мотивировать ответ.  При использовании краеведческого материала на уроках мы придерживаемся определенных принципов: систематичности, доступности, наглядности, разнообразности, связи   материала   в   учебной   и   воспитательной   работе,   взаимосвязи   местного   и   общего исторического, географического и литературного материалов. Изучив необходимую литературу, мы разработали дидактический материал на основе   знаний   о   родном   городе   и   определили   алгоритм   преподавания   математики   с использованием краеведческого материала (Приложение 4). Стоит сказать, что особый интерес у старшеклассников вызывает проектно – исследовательская  деятельность, которая позволяет создать интеллектуальный продукт, максимально используя свои возможности. Такая деятельность позволяет проявить себя, попробовать   свои   силы,   приложить   свои   знания,   принести   пользу   и   публично   показать результат, самоутвердиться.  Приведем   примерную   тематику   проектов   по   краеведению,   которые   можно предложить  школьникам при изучении курсов «Математика» и «Краеведение»:  Волгоградская область: общие географические и исторические сведения;  Территории и населенные пункты Волгоградской области в числах;  История возникновения и развития Малой Родины (Приложение 5);  Культурная жизнь Волгоградской  области: числа и факты;  «Город на канале» (Приложение 6) При подготовке проекта обучающиеся подбирают соответствующие числовые данные, интерпретируют их и представляют в доступном для них виде. При   организации   проектной   деятельности   на   уроке   математики   мы отслеживаем   развитие   умений   и   навыков:   организационных,   интеллектуальных, информационных,   коммуникативных.   В   диагностические   данные   включаются   умение работать со справочной литературой, умение обрабатывать информацию, выделять главное, систематизировать материал; уметь работать в группе, планировать, анализировать свою деятельность.  Приведем   примеры   организации   проектной   деятельности   на     уроках математики. Мини   ­   проект   «Сборник   задач   о   войне   «Во   имя   тех   священных   дней…» 4 (Приложение 7). Ребятам  нравится решать задачи о военных. Мы  предложили им собирать из разных источников задачи о военных, о применении математики на службе, задачи о войне. Сначала   проходил   сбор   фактических   данных.   Каждую   задачу   необходимо было сопроводить исторической справкой, содержащей числовые данные. Ребята искали сведения   в   самых   разных   источниках:   энциклопедиях,   электронных   справочниках,   в Интернете. Придумывая собственную задачу, ребята глубже вникали в её математическую суть, анализировали и сравнивали известные типы задач и пополняли свой математический опыт. Учащиеся   получили   представление   об   общих   требованиях   к   подготовке, проведению   и   оформлению   учебной   работы.   Научились   оформлять   проекты   в   виде презентаций в устной форме и на электронных носителях. Ребята увидели определенный результат   своей   деятельности   в   виде   конечного   продукта   –   сборника   задач,   буклета, наглядного   пособия,   электронной   презентации.   Итогом   такой   деятельности   является повышение уровня проектных и исследовательских работ, расширение их тематического диапазона. Учащиеся, выполнившие работу по математике, с успехом реализуют свой опыт в другой предметной области. Как   показывает   практика,   элементы   краеведения   на   уроках   математики положительно влияют на результативность знаний учащихся, на развитие их как личности, носят воспитывающий характер.   Воспитательная функция математики осуществляется не только благодаря ее содержанию,   но   и   за   счет   использования   связанного   с   этим   содержанием   обширного краеведческого материала, который расширяет жизненный опыт, формирует мировоззрение и убеждения учащихся.  Воспитательный эффект учебного процесса значительно возрастает, если он связан   в   единое   целое   с  системой   внеклассной   работы,  с   реальной   деятельностью учащихся,   способствующей   формированию   у   них   чувства   любви   к   Родине,   постоянной готовности с честью выполнить свой как патриотический, так и гражданский, воинский долг   [4:132].   В   связи   с   этим   можно   утверждать,   что   особое   место   в   работе   по патриотическому воспитанию отводится именно  во внеурочное время. Внеклассные   краеведческие   мероприятия   должны   быть   направлены   на воспитание   духовных   основ   патриотизма   в   пространстве   малой   Родины.   И   для эффективности внеклассной работы в этом направлении можно и нужно использовать все многообразие   форм   педагогического   воздействия  на   ребенка   в   деле   воспитания патриота­гражданина.   Известно,   что   внеклассная   работа   по   краеведению   может   быть  массовой, групповой и индивидуальной.  К массовым   и   групповым формам  внеклассной работы можно отнести экскурсии, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, конференции, а также создание школьных уголков, музеев, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, замечательными людьми, краеведческие игры, внеклассное чтение.   Индивидуальная   работа  по   краеведению   предполагает   знакомство   с источниками,   чтение   литературы   по   местной   истории,   подготовку   рефератов, исследований   (Приложение   8),   запись   воспоминаний,   описание   памятников   истории   и культуры, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, изготовление наглядных пособий и др.  Для того чтобы избежать негативных моментов в краеведческой работе, мы учитываем   необходимые   условия,   которые   соблюдаем   при   подготовке   мероприятий   по воспитанию   духовных   основ   патриотизма   в   пространстве   малой   Родины   средствами школьного краеведения: 5  мероприятия должны иметь четкую цель и задачи;  подготовка   мероприятий   должна   быть   детальной; преподносимая школьниками, не может быть формальной, приблизительной;   информация,  мероприятия такого рода должны быть очень эмоциональными, наглядно оформленными;  факты   и   события   должны   быть   очень   емкими,   значимыми   для воспитанников;  форма общения искренняя;  мероприятия не должны вызывать у детей скуку, недоверие к учителю. Мы учитываем то обстоятельство, что не подготовленные и не продуманные классным руководителем мероприятия могут нанести непоправимый урон эмоциональному восприятию   малой   Родины,   отбить   у   учащихся   интерес   к   познанию   родного   края, восприятия себя как неотделимой частицы большого целого. В практике работы нами используются многообразные формы краеведческой работы, которые помогают формировать ценностные ориентации и убеждения школьников, поддерживают интерес к исторической и военной тематике. Одна из самых любимых учащимися форм краеведческой работы – экскурсия. Она   предполагает   изучение   местных   объектов   в   их   естественной   обстановке.   Такими являются экскурсии к историческим памятникам и памятным местам, а также историко­ производственные экскурсии. Педагогическое значение экскурсий очень велико, т.к. они дают возможность учащимся знакомиться с историко­краеведческими объектами в их естественных условиях. Экскурсия   помогает   школьникам   стать   как   бы   современниками   исторических   событий прошлого и вызывает у школьников повышенный интерес. После   проведения   экскурсии   мы   проводим   устный   или   письменный   учет знаний. К устному учету относятся: опрос на уроке, индивидуальная беседа с учащимися, заслушивание сообщений и докладов учащихся, презентации, с которыми они выступают на внеклассных мероприятиях (Приложение 9). Письменный учет знаний проводится в форме анкет   и   сочинений.   Формой   выявления   результатов   экскурсии   также   может   быть подготовка   пешеходной   экскурсии   (Приложение   10),   выпуск   бюллетеня,   стенгазеты   с зарисовками,   фотографиями   (Приложение   11),   краткими   описаниями   экспонатов, экскурсионных объектов.  Среди   наиболее   распространенных   и   действенных   средств   подготовки молодежи к служению Отечеству, воспитания  ее в духе любви к Родине, российскому народу важное место занимают  уроки мужества.  В ходе подготовки и проведения этих мероприятий   учащиеся   воспитываются   на   героических   традициях   нашего     народа, знакомятся   с   историей   подвига   российских   солдат   в   Великой   Отечественной   войне, встречаются   с   участниками   и   свидетелями   исторических   событий   –   фронтовиками, тружениками тыла. Гости рассказывают о примерах массового героизма, мужества, отваги, проявленных   солдатами   на  фронтах   войны.   Это   способствует   становлению   правильных мировоззренческих   позиций,   побуждений   учащихся,   формированию   у   них   стремлений равняться на идеалы, положительные примеры служения Родине (Приложение 12) Большой   интерес   у   обучающихся   нашей   школы   вызывает   участие     в интеллектуальных   краеведческих   играх,   разработанных   совместно   со старшеклассниками   (Приложение   13),   а   также   участие   в   районных   интеллектуальных краеведческих играх, посвященных памятным датам истории нашего города. (Приложение 14).  Интеллектуальные   краеведческие   игры   –   это   умственные,   духовные   игры, требующие высокоразвитого интеллекта, любви и знания истории малой Родины. При составлении интеллектуальных игр мы учитываем тот факт, что игра – это 6 культурная   форма,   которая   позволяет   быть   свободным,   раскованным,   преодолевать ролевую   зависимость,   превосходить   себя.   Главное,   что   выносит   ребенок   из   игры,   ­ эмоциональное переживание. Школьники успешно обучаются в игровой деятельности: они непроизвольно   запоминают   информацию,   поскольку   в   игровых   формах   присутствует главный фактор – общение. Причем не просто общение, а общение на изучаемую тему.  Очевидно,  что   значение   интеллектуальных   краеведческих   игр   невозможно оценить.   Являясь   развлечением,   своеобразным   отдыхом,   они   способны   перерасти   в обучение, творчество, воспитывать глубокое чувство патриотизма у школьников. В   общей   системе   патриотического   воспитания   учащихся   особое   место занимают  тематические   вечера  (Приложение   15).   Они   обладают   значительными возможностями   идейно   –   эмоционального   воздействия   на   обучающихся.   Основными специфическими чертами тематического вечера по героико – патриотической тематике являются   публицистичность, документально – художественная образность, наличие четко выраженного сюжета, использование «звучащей армейской среды» (военные песни, марши, сигналы,   произведения   строевого   репертуара   военных   оркестров   и   т.д.)   и     воинских ритуалов,   композиционная   стройность   сценического   действия   и   лирико   –   эпическая повествовательность,   опора   на   жизненный   опыт   молодежи,   их   отношение   к   проблемам войны   и   мира,   защите   Отчизны.   При   проведении   этих   мероприятий   мы   используем различные  средства  –  чтение  стихов   современных   поэтов,  исполнение  песен;  проводим поэтические и музыкальные конкурсы на патриотическую тематику; организуем просмотр и обсуждение фрагментов кинофильмов, произведений литературы, живописи и др.  Благодаря   использованию   различных   форм   и   методов   работы   в   процессе ознакомления  с родным краем, городом, с его народом, бытом и традициями, у детей формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю. Классному руководителю необходимо помнить, что подрастающее поколение не может полноценно развиваться без глубокого понимания и знания своего края, города, деревни. Это первое условие формирования культуры, становления подлинной духовности. Только через свой край, через землю, на которой живешь, через традицию, историческую и духовную, к которой принадлежишь на этой земле, от соков самой земли, от духа своего народа становишься человеком культуры, высокой духовности, каким и надлежит быть гражданину России [5: 213]. Таким   образом,   представленный   опыт     способствует   знакомству   детей   с родным   краем   с   помощью   разнообразных   видов   деятельности,   определяет   создание неповторимой   среды,   которая   воздействует   на   воображение   и   формирование индивидуальности воспитанников, направляя их жизненный путь и душевные устремления. Список использованной литературы 1. Белянкова, Н. Игра? Не столько… (Об интегрированном подходе к военно­ патриотическому воспитанию) // Воспитание школьников. 2002. №7. С.19 – 20. 2. Беспятова, Н.К. Военно­патриотическое воспитание детей и подростков как 7 средство социализации / Н.К. Беспятова, Д.Е. Яковлев. – М.: Айрис­пресс, 2006. ­ 192 с. 3. Быков,   А.   Организационно­педагогические   вопросы   патриотического воспитания в школе.// Воспитание школьников. 2006. № 5, 6.  4. Вырщиков   А.Н.,   Кусмарцев   М.Б.   Патриотическое   воспитание   во внеклассной   работе   /     Настольная   книга   по   патриотическому   воспитанию   школьников. Методическое   пособие   для   школьных   администраторов,   классных руководителей, педагогов дополнительного образования / авт.­сост. А.Н. Вырщиков,  М.Б. Кусмарцев, А.П. Пашкович. – М.: Глобус, 2007. – 330 с.   учителей, 5. Горобова   М.А.   Патриотическое   воспитание   средствами   краеведения   / Настольная книга  по патриотическому воспитанию  школьников.  Методическое  пособие для   школьных   администраторов,   учителей,   классных   руководителей,   педагогов дополнительного   образования   /   авт.­сост.   А.Н.   Вырщиков,   М.Б.   Кусмарцев,   А.П. Пашкович. – М.: Глобус, 2007. – 330 с. 6. Дрешина, Е.И. Воспитываем любовь к малой родине / Е.И. Дрешина // Нач. шк. 2004. № 5. С. 19­22. 7. Лебедева,   О.В.   Патриотическое   воспитание   –   верноподданническое   или гражданское?/ О.В. Лебедева // Педагогика. 2003. №7. С.23­25. 8. Мазыкина, Н.В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности / Н.В. Мазыкина // Внешкольник. 2002. № 5. С.5 ­ 8. 9. Патриотически   ориентированное   образование:   методология,   теория, практика / под общ. ред. А.К. Быкова, А.Н. Вырщикова. М., 2005. 10.   Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1/Сост. С.Ф. Егоров. ­ М.: Педагогика, 1990. ­ 416 с. 11. 12.                  13.                  http://www.prodlenka.org/     http://nsportal.ru/    http://www.redstar.ru/            Можно ли научить патриотизму и как это сделать? Научить патриотизму невозможно, но создать условия для его формирования мы можем и обязаны. Отдельные приемы, направленные на формирование патриотизма у учащихся на уроках истории, обществознания и во внеурочное время, хочу представить вашему вниманию. Каждый урок – это плод совместной деятельности учителя и учащихся. На уроках истории и обществознания я предлагаю задание - написать эссе на событие. Например, « Наши земляки в Отечественной войне 1812 г.», « Дедушка или бабушка о Великой Отечественной войне», « Мой любимый город», « Не пропадет их скорбный труд»… 8 «Система патриотического воспитания обучающихся в образовательном учреждении: на участие в городских педагогических чтениях содержание и формы деятельности, методики и технологии воспитания» Заявка №\№ Содержание заявки Ф.И.О. участников 1 2 3 4 5 6 7 9 10 11 Образовательное  учреждение Адрес учреждения Рабочий телефон Электронный адрес  учреждения Мобильный телефон  участников Электронный адрес  участников Секция Тема выступления Форма представления  Информация участника Сергеева Рита Валерьевна, учитель истории и  обществознания Голова Тамара Георгиевна, учитель математики Муниципальное общеобразовательное учреждение  «Средняя школа № 31 Красноармейского района  Волгограда» 400055 Волгоград, улица имени Фадеева, 1 62­80­05, 62­80­04 fadeeva­[email protected] 8­9047537490 (Сергеева Рита Валерьевна) 8­9034790898 (Голова Тамара Георгиевна) [email protected] [email protected] Патриотическое воспитание молодежи в современном  российском обществе на материале краеведения Патриотическое воспитание школьников средствами  исторического краеведения Доклад ­ презентация 9 материала Директор МОУ СШ № 31                                          С.А. Павлык 10

Статья «Патриотическое воспитание школьников средствами исторического краеведения»

Статья «Патриотическое воспитание школьников средствами исторического краеведения»

Статья «Патриотическое воспитание школьников средствами исторического краеведения»

Статья «Патриотическое воспитание школьников средствами исторического краеведения»

Статья «Патриотическое воспитание школьников средствами исторического краеведения»

Статья «Патриотическое воспитание школьников средствами исторического краеведения»

Статья «Патриотическое воспитание школьников средствами исторического краеведения»

Статья «Патриотическое воспитание школьников средствами исторического краеведения»

Статья «Патриотическое воспитание школьников средствами исторического краеведения»

Статья «Патриотическое воспитание школьников средствами исторического краеведения»

Статья «Патриотическое воспитание школьников средствами исторического краеведения»

Статья «Патриотическое воспитание школьников средствами исторического краеведения»

Статья «Патриотическое воспитание школьников средствами исторического краеведения»

Статья «Патриотическое воспитание школьников средствами исторического краеведения»

Статья «Патриотическое воспитание школьников средствами исторического краеведения»

Статья «Патриотическое воспитание школьников средствами исторического краеведения»

Статья «Патриотическое воспитание школьников средствами исторического краеведения»

Статья «Патриотическое воспитание школьников средствами исторического краеведения»

Статья «Патриотическое воспитание школьников средствами исторического краеведения»

Статья «Патриотическое воспитание школьников средствами исторического краеведения»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2017