Патриотическое воспитание учащихся начинается с познания ценности Отечества. Для того чтобы патриотизм стал нормой нашего общества, необходимо воспитание школьника строить на примерах истории родного края, а через нее - и всей необъятной Родины. Одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является краеведение.
Патриотическое воспитание учащихся через краеведение.
Дорждеева Соня Ивановна
учитель английского языка
МКОУ «Яндыковская СОШ»
/
"Как нет человека без самолюбия,— так нет человека
без любви к отечеству, и эта любовь дает
воспитанию верный ключ к сердцу человека...”
К.Д.Ушинский.
В условиях становления гражданского общества и правового
государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового,
демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению
собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой
рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою
материальную независимость. В формирование такой гражданской
личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и
политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная
школа. Гражданскопатриотическое воспитание способствует становлению
и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей
страны. [1, c. 8]
Патриотическое воспитание начинается с познания ценности
Отечества. Посредством включения в патриотические действия
происходит окончательное превращение знаний и оценок в личные
убеждения воспитуемых, формируется стремление к патриотическому
поведению [2, с.10]. Для того, чтобы патриотизм стал нормой нашего
общества, необходимо воспитание современного школьника строить напримерах истории родного края, а через неё и всей необъятной Родины,
осуществлять приобщение ребенка к опыту предшествующих поколений.
Цель моей работы как классного руководителя заключается в следующем:
воспитание патриотов России, граждан правового демократического
государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского
достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
Одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с
жизнью, является краеведение. Знание своего края, его прошлого и
настоящего нам необходимо для непосредственного участия в его
преобразовании, поскольку родной край живая, деятельная частица
великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма глубокой
любви к Родине. Являясь классным руководителем, большое внимание
уделяю именно гражданскопатриотическому воспитанию. Чувство
патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. Только
собственным примером, проявляя уважение к людям и к родной земле.
Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей
малой родины, особенностями природы способствует формированию у
школьников мировоззрения, в которое включены осознание своей
принадлежности к определенной нации и, как следствие гордость за это.
Воспитание патриотизма через краеведение это многогранный и сложный
процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы
учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические
и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессий [3, с.25].
Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково
исследовательской, выявить детей для создания своих собственных
исследовательских работ. Ученики моего класса принимали активное
участие в интернетпроектах «Защитники Отечества», которое было
посвящено годовщине Великой Победы и « 1941 год. Начало трудного
пути к Победе», в интернетвидеоконференции с Губернатором области,
Жилкиным Александром Александровичем. Для этого была проведена
большая работа по сбору материала о ветеранах ВОВ, тружениках тыла.
Учащиеся беседовали с ветеранами войны, их родственниками, с
тружениками тыла и детьми войны. Ежегодно поздравляем их со всеми
праздниками, начиная со Дня пожилого человека и заканчивая Днем
Победы, помогаем по хозяйству. Ученица нашего класса, Шипилова
Виктория стала лауреатом конкурса «Этих дней не смолкнет слава»
проведенного ДОБДД МВД России и редакцией газеты «Добрая ДорогаДетства» в номинации «Великая Отечественная война в жизни моей семьи»
и награждена ценным подарком. С проектом «Никто не забыт и ничто не
забыто» принимали участие в федеральном конкурсе проектов учителей,
применяющих новые информационные технологии в учебной работе в 2011
году. На школьной научнопрактической конференции мои ученики
защищали свою исследовательскую работу «Дети войны – патриоты
Отечества». Весь класс принимал активное участие в акциях «Георгиевская
ленточка», «Ветеран живет рядом», в классе много волонтеров.
Большую помощь в воспитании патриотизма, уважения к
историческому наследию своей Родины оказывает проведение классных
часов «Не предадим память наших прадедов», «Городагерои», «Дети
войны» и другие, встреч с ветеранамиодносельчанами, конкурсов «Знаешь
ли ты родной край?», «Астраханский кремль»,с использованием
мультимедиа, которые способствуют:
углублению знаний учащихся о своем родном крае, месте рождения;
углублению знаний об истории, традициях, культуре народов родного края;
воспитанию гражданского самосознания и причастности к родным истокам;
пониманию учащимися их личной ответственности за будущее страны,
региона, села.
Воспитание патриотизма через краеведение предполагает
выстраивание педагогического процесса по цепочке: представления
знания умения деятельность. В первую очередь я стараюсь
сформировать у учащихся:
представления Родина как место, где человек родился, природа родины;
знания в ходе коллективной и индивидуальной работы, учащиеся должны
усвоить понятия "Родина", "Отчизна", определить свое отношения к
Родине, окружающим людям;
умения учащиеся учатся анализировать, собирать по крупицам материал,
работать в архивах. Знакомство
с малой Родиной начали мы в 5 классе с посещения районного
краеведческого музея, где мы познакомились с историей, природой
родного края, с известными людьми, с ветеранами ВОВ, с историей
основания Астраханского нефтегазодобывающего управления. Детям оченьпонравилась поездка в фазанарий, который расположен на территории
Лиманского района.
Патриот это человек, уважающий и соблюдающий законы
государства, отстаивающий его интересы, который должен добросовестно
трудиться на благо Родины [4, с.35].И мои ребята стараются принимать
активное участие в решении общественных проблем, и, конечно: беречь
окружающую среду, все гордятся тем, что они живут в Астраханской
области. Их волнуют все события, происходящие в родном крае, поэтому
они участвуют в благоустройстве школьного двора и родного села. Весь год
всем классом работаем на своем пришкольном участке, сажаем кустарники,
цветы, ухаживаем за ними. Активно участвуем в акциях «За чистоту
Губернии», «Чистые берега».
Главным результатом работы по воспитанию патриотизма является
интеллектуальная, творческая личность, с высокой степенью
самостоятельности, высокой экологической культурой, способной
организовывать свою деятельность и быть патриотом, любящим свой
родной край, В заключение хотелось бы сказать: "На земле нет лучше края
того, где ты родился и вырос".
Список литературы:
1.Вырщиков А.Н. и др. Настольная книга по патриотическому воспитанию
школьников. М.: "Глобус", 2007. с. 105.
2.Горбова М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения М.:
"Глобус", 2007. с.214.
3.Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников.
М.: Айрис пресс, 2005. с. 55.
4.Даринский А.В. Краеведение. М.: "Просвещение", 1987. с. 154.