Статья "Патриотическое воспитание учащихся через краеведение"

  • Работа в классе
  • doc
  • 12.08.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Патриотическое воспитание учащихся начинается с познания ценности Отечества. Для того чтобы патриотизм стал нормой нашего общества, необходимо воспитание школьника строить на примерах истории родного края, а через нее - и всей необъятной Родины. Одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является краеведение.
Иконка файла материала Патриотическое воспитание.doc
Патриотическое воспитание учащихся через краеведение. Дорждеева Соня Ивановна  учитель английского языка МКОУ «Яндыковская СОШ» / "Как нет человека без самолюбия,— так нет человека  без любви к отечеству, и эта любовь дает  воспитанию верный ключ к сердцу человека...” К.Д.Ушинский. В условиях становления гражданского общества и правового  государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового,  демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению  собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой  рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской  личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и  политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная  школа. Гражданско­патриотическое воспитание способствует становлению  и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. [1, c. 8]          Патриотическое воспитание начинается с познания ценности  Отечества. Посредством включения в патриотические действия    происходит окончательное превращение знаний и оценок в личные  убеждения воспитуемых, формируется стремление к патриотическому  поведению [2, с.10]. Для того, чтобы патриотизм стал нормой нашего  общества, необходимо воспитание современного школьника строить напримерах истории родного края, а через неё ­ и всей необъятной Родины,  осуществлять приобщение ребенка к опыту предшествующих поколений. Цель моей работы как классного руководителя  заключается в следующем:  воспитание патриотов России, граждан правового демократического  государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского  достоинства, любви к Отечеству, своему народу.          Одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с  жизнью, является  краеведение. Знание своего края, его прошлого и  настоящего нам необходимо для непосредственного участия в его  преобразовании, поскольку родной край ­ живая, деятельная частица  великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма ­ глубокой  любви к Родине. Являясь классным руководителем,  большое внимание  уделяю именно  гражданско­патриотическому воспитанию.   Чувство  патриотизма нельзя привить в принудительном порядке.  Только  собственным примером,  проявляя уважение к людям и к родной земле.         Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей  малой родины, особенностями природы  способствует формированию у  школьников мировоззрения, в которое включены осознание своей  принадлежности к определенной нации и, как следствие ­ гордость за это.   Воспитание патриотизма через краеведение ­ это многогранный и сложный  процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессий [3, с.25].  Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково­ исследовательской, выявить детей для создания своих собственных  исследовательских работ. Ученики моего класса  принимали активное  участие  в интернет­проектах «Защитники Отечества», которое было  посвящено годовщине Великой Победы  и   « 1941 год. Начало трудного  пути к Победе»,   в  интернет­видеоконференции с Губернатором области,  Жилкиным Александром Александровичем.  Для этого была проведена  большая работа по сбору материала о ветеранах ВОВ, тружениках тыла.  Учащиеся  беседовали с ветеранами войны, их родственниками, с  тружениками тыла и детьми войны. Ежегодно поздравляем их со всеми  праздниками, начиная со Дня пожилого человека и заканчивая Днем  Победы, помогаем по хозяйству.  Ученица нашего класса, Шипилова  Виктория стала лауреатом конкурса «Этих дней не смолкнет слава»  проведенного ДОБДД МВД России и редакцией газеты «Добрая ДорогаДетства» в номинации «Великая Отечественная война в жизни моей семьи»  и награждена ценным подарком. С проектом «Никто не забыт и ничто не  забыто»  принимали участие в федеральном конкурсе проектов учителей,  применяющих новые информационные технологии в учебной работе в 2011  году. На  школьной научно­практической конференции мои ученики  защищали свою исследовательскую работу «Дети войны – патриоты  Отечества». Весь класс принимал активное участие в акциях «Георгиевская ленточка», «Ветеран живет рядом», в классе много волонтеров.        Большую помощь в воспитании патриотизма, уважения к  историческому наследию своей Родины оказывает проведение классных  часов «Не предадим память наших прадедов», «Города­герои», «Дети  войны» и другие, встреч с ветеранами­односельчанами, конкурсов «Знаешь  ли ты родной край?», «Астраханский кремль»,с использованием  мультимедиа, которые способствуют: углублению знаний учащихся о   своем родном крае, месте рождения;  углублению знаний об истории, традициях, культуре народов родного края; воспитанию гражданского самосознания и причастности к родным истокам; пониманию учащимися их личной ответственности за будущее страны,  региона, села.            Воспитание патриотизма через краеведение предполагает  выстраивание педагогического процесса по цепочке: представления ­  знания ­ умения ­ деятельность.  В первую очередь я стараюсь   сформировать у учащихся:                                                                                    представления ­ Родина как место, где человек родился, природа родины;     знания ­ в ходе коллективной и индивидуальной работы, учащиеся должны   усвоить понятия "Родина", "Отчизна",  определить свое отношения к  Родине,   окружающим людям;                                                                              умения ­  учащиеся  учатся анализировать,  собирать по крупицам материал, работать в архивах.                                                                            Знакомство с малой Родиной начали мы в 5 классе с посещения районного  краеведческого музея, где мы познакомились с историей, природой   родного края,  с известными людьми, с ветеранами ВОВ, с историей  основания Астраханского нефтегазодобывающего управления. Детям оченьпонравилась поездка в фазанарий,  который расположен на территории  Лиманского района.                Патриот   ­   это   человек,   уважающий   и   соблюдающий   законы государства, отстаивающий его интересы, который должен добросовестно трудиться на благо Родины [4, с.35].И мои ребята стараются   принимать активное   участие   в   решении   общественных   проблем,   и,   конечно:   беречь окружающую   среду,   все   гордятся   тем,   что   они   живут   в   Астраханской области. Их волнуют все события, происходящие в родном крае, поэтому они участвуют в благоустройстве школьного двора и родного села. Весь год всем классом работаем на своем пришкольном участке, сажаем кустарники, цветы,   ухаживаем   за   ними.   Активно   участвуем   в   акциях   «За   чистоту Губернии», «Чистые берега».        Главным результатом работы по воспитанию патриотизма является  интеллектуальная, творческая личность, с высокой степенью  самостоятельности, высокой экологической культурой, способной  организовывать свою деятельность и быть патриотом, любящим свой  родной край, В заключение хотелось бы сказать: "На земле нет лучше края  того, где ты родился и вырос".   Список литературы: 1.Вырщиков А.Н. и др. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. М.: "Глобус", 2007. ­ с. 105. 2.Горбова М.А. Патриотическое  воспитание  средствами краеведения М.: "Глобус", 2007.  с.214. 3.Касимова   Т.А.,   Яковлев   Д.Е.   Патриотическое   воспитание   школьников. М.: Айрис ­ пресс, 2005. ­ с. 55. 4.Даринский А.В. Краеведение. М.: "Просвещение", 1987. ­ с. 154.