Статья "Педагог и развитие личности ученика"
Оценка 5

Статья "Педагог и развитие личности ученика"

Оценка 5
Педсоветы
docx
воспитательная работа
Взрослым
17.01.2018
Статья "Педагог и развитие личности ученика"
Одной из важных задач педагога, стоящего на позиции развивающего образования, является достижение хорошего контакта с ребенком. Для того, чтобы установить хороший контакт, необходимо быть искренне заинтересованным в ребенке, как в личности, а, следовательно, в его мыслях, переживаниях, настроении. «Ребенок учится тому, чему его учит жизнь». Под таким заголовком известный доктор Барбара Л. Вульф приводит список утверждений, которые выглядят, например, таким образом: «Если ребенка критикуют, он учится обвинять». Итак, от типа и качества общения педагога с ребенком зависит развитие всех его основных психических процессов, способностей и личностных качеств. Нет более гуманной, творческой, серьёзной, нужной профессии, как профессия – педагог. Именно она является фундаментом всех профессий в мире. Эта профессия по состоянию души, по зову сердца!«Ребенок учится тому, чему его учит жизнь». Под таким заголовком известный доктор Барбара Л. Вульф приводит список утверждений, которые выглядят, например, таким образом: «Если ребенка критикуют, он учится обвинять». Итак, от типа и качества общения педагога с ребенком зависит развитие всех его основных психических процессов, способностей и личностных качеств. Нет более гуманной, творческой, серьёзной, нужной профессии, как профессия – педагог. Именно она является фундаментом всех профессий в мире. Эта профессия по состоянию души, по зову сердца!
Роль педагога в формировании личности ребёнка..docx
Роль педагога в формировании личности ребенка. ГБОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей­интернат» Центр дистанционного образования детей­инвалидов Сопина В.В., учитель биологии   На Земле много профессий, но самой важной является профессия ­ педагог. Только она решает многие волнующие вопросы в жизни ребёнка. Это даже не профессия, а образ жизни. В  развитии   личности  ребенка   важную  роль  играет  переход   из   сферы   стихийных детских   и   семейных   групп  в   сферу   педагогически   организованных   коллективов.   Такой коллектив   занимает   особое   место   в   становлении   личности,   поскольку   именно   в   нем наиболее целенаправленно и интенсивно формируются необходимые обществу социальные установки,   образцы   поведения,   приобретаются   знания,   умения   и   навыки   общественной жизни.   Общение   со   взрослым   помогает   ребенку   устанавливать   социальные   контакты, познавать   себя   и   других,   оно   оказывает   самое   непосредственное   воздействие   на особенности   и   развитие   его   общения   со   сверстниками.   Взрослый   является   ребенку   в качестве образца для подражания, эталона, а в общении со сверстниками ребенок пробует присвоенные   им   в   общении   со   взрослым   способы   деятельности,   особые   формы взаимодействия. Одной из приоритетных задач на современном этапе развития общества является организация   учебно­воспитательного   процесса,   направленного   на   максимальную реализацию возможностей и интересов ребенка.  Известно, что познавательная активность детей развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. Затем, на основе этой потребности,   в   процессе   развития   ориентировочно­исследовательской   деятельности,   у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.  Отношения   ребенка  с  окружающим  миром  осуществляются   через  взрослого,  как посредника. Под руководством взрослого дети овладевают новыми видами деятельности, умениями, навыками. И здесь собственная активность детей непосредственно связана с активностью, идущей от взрослого.  Поэтому   педагогическая   деятельность   требует   от   современного   педагога, стремящегося   сформировать   познавательную   активность   ребенка,   наличия   следующих личностных параметров:   способности к активной и разносторонней профессиональной и социально­культурной   деятельности;   тактичности,   чувства   эмпатии,   терпеливости   и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а при необходимости и защищать; умения обеспечивать внутригрупповое и межгрупповое общение; знания особенностей психического развития детей; способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию.  Формирование   познавательной   активности   требует   от   педагога   проявления творческого   подхода   к   организации   учебно­воспитательного   процесса.   Творческий потенциал   педагога   характеризуется   рядом   особенностей   личности,   которые   называют признаками творческой личности: способность замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок; умение   вникнуть   в   проблему   и   в   то   же   время   оторваться   от   реальности,   увидеть перспективу; способность отказаться от ориентации на авторитеты; умение представить знакомый   объект   с   совершенно   новой   стороны,   в   новом   контексте;   способность   к ассоциациям (быстрое и свободное переключение мыслей, способность вызвать в сознании образы и создавать из них новые комбинации); готовность памяти (овладение достаточно большим объемом систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и способность к обобщению; креативность, то есть способность превращать совершаемую деятельность   в   творческий   процесс.   Ребенок   зависим   от   отношения   к   нему   взрослых, которые во многом определяет самооценку ребенка, формирует чувство уверенности в себе. Поэтому детям так важна поддержка, участие, интерес и внимание взрослого к его делам и проблемам .  Педагог   должен   уметь   видеть   и   понимать   индивидуальность   ребенка,   его особенности и возможности, рассматривать его как уникальную личность с присущими ей индивидуальными   склонностями   и   творческим   потенциалом.   Необходимо   учитывать индивидуальный темп развития каждого ребенка, наблюдать за его ростом и развитием, сравнивать результаты работы с его собственным продвижением, а не с успехами других детей или групповым уровнем, никогда не позволять себе оценивать личность ребенка, а высказываться только относительно результатов его работы.   Необходимо   формировать   положительный   микроклимат   в   общении   учитель­ ребёнок, поддерживающий познавательный интерес и активность детей.   Для   эффективного   развития   познавательной   активности   важно   умение   видеть   и ценить   в   каждом   ребенке   единственную,   неповторимую,   самоценную   и   свободную личность, с индивидуальными, присущими только ей чертами и особенностями. Все это поможет сохранить самооценку ребенка, будет способствовать сохранению и поддержанию положительного отношения к познавательному процессу.  Ребенок,   как   и   взрослый,   находится   в   постоянном   процессе   познания   мира,   он думает, анализирует, говорит, слушает, понимает, чувствует, общается с другими людьми. В   процессе   общения   со   взрослыми   и   сверстниками,   познавательной   деятельности происходит интенсивное развитие личности ребенка, его познавательной активности Одним из основных побудителей познавательной активности детей является педагог. Реакции на побудительные действия бывают разные: мотивированные на познавательную активность и не   мотивированные.   Мотивированные   на   любые   побуждающие   действия   реагируют включением   в   познавательную   деятельность,   не   нуждаются   в   каких­либо   специальных побудителях. У таких детей сформировался познавательный интерес, сложилась установка на познавательную деятельность. Однако встречается немало детей с не мотивированной реакцией на побудительные действия со стороны педагога.    В   условиях   современного   общества   необходимы     специфические   требования   к педагогу,   для   реализации   целого   ряда   педагогических   функций:   информационной, предполагающей умения пользоваться речевой выразительностью, точно, кратко, логично излагать   материал   и   добиваться   понимания,   пользоваться   различными   методами изложения,   активизировать   детей   в   процессе   усвоения   материала;   побудительной, предусматривающей   умения   возбуждать   интерес,   внимание,   побуждать   к   активности, переводить знания в практические действия, оценивать деятельность, поступки, закреплять знания   и   умения   детей   в   соответствии   с   возрастом;   конструктивно­организаторской, включающей в себя ряд умений: планировать педагогический процесс, подбирать материал, методы,   приемы,   средства   для   содержательной   (учебной,   игровой,   трудовой   и   др.) деятельности, организовывать выполнение режима в разных возрастных группах, создавать развивающую среду и использовать ее в качестве средства воспитания личности ребенка; диагностической,   содержащей   умения   определять   особенности   физического   и психического состояния детей и учитывать это в собственной деятельности, осуществлять учет и контроль эффективности учебно­воспитательной работы в целом, устанавливать соответствие знаний, умений и навыков поведения требованиям программы, видеть связи развития   ребенка   с   использованием   различных   методов   учебно­воспитательной   работы; координирующей,   предполагающей   наличие   следующих   умений:   устанавливать   деловые контакты   с   родителями   и   коллегами,   участвовать   в   педагогическом   просвещении родителей,   раскрывать   им   подержание,   методы   общественного   воспитания,   побуждать родителей   к   активному   участию   в   работе   дошкольного   образовательного   учреждения; коммуникативной,   требующей   от   педагога   высоких   нравственных   качеств   и   черт характера, проявляющихся в умении быть в общении с детьми всегда доброжелательным, тактичным, приветливым, вежливым.   Педагог   должен   владеть   всем   педагогическим   инструментарием,   чтобы   увлечь, заинтересовать   и   развить   познавательную   активность   старших   дошкольников.   Также значимыми   являются   личностные   качества   воспитателя   такие,   как   стремление   к саморазвитию, знания особенностей психического развития детей, творческий потенциал, тактичность   и   терпимость   в   отношениях   с   детьми   и   родителями.   Только   знающий   и любящий   детей   педагог­профессионал   может   сформировать   у   старших   дошкольников познавательную активность Влияние   взрослых   на   формирование   самооценки   велико.   Учитель  должен стремиться   к   тому,   чтобы   его   поведение   было   примером   для   его  воспитанников. Поскольку педагог является для ребенка фигурой настолько значимой, именно на него ложится огромная ответственность за создание условий для личностного развития.  Одним   из   самых   важных   таких   условий   является   построение   правильного   типа общения. Именно форма и стиль общения первоначально формируют способность ребенка доверять себе и миру. В основе этого доверия лежит дальнейшее эмоционально­личностное и социальное развитие ребенка, его  направление и качество.  Общеизвестный факт, что искажения во взаимоотношениях взрослого и ребенка ведут к формированию негативного поведения – непослушанию, действиям наперекор, упрямству и капризам.  Компетентность   во   взаимодействии   с   ребенком   является   одной   из   основных составляющих   профессионализма   педагога.   Человек,   компетентный   в   общении,   прежде всего, устанавливает определенную атмосферу общения, которая помогает его партнеру чувствовать себя свободно и комфортно.  Одним   из   приоритетных   показателей   благополучной   атмосферы   в   коллективе является общение взрослого с ребенком в форме сотрудничества, которое предполагает равную заинтересованность и педагога, и ребенка в их общей деятельности, совместное участие в ней. Позиция педагога при этом заключается в том, чтобы, понимая и уважая интерес ребенка к определенной деятельности, поддерживать и развивать этот  интерес своим   активным   участием,   деликатно   помогать   ребенку   тогда,   когда   действительно требуется   помощь.   Сотрудничество   исключает   всякие   формы   давления   со   стороны педагога, и поддерживает при этом стремление ребенка к самостоятельности. Общение педагога с ребенком в форме сотрудничества обеспечивает наиболее полное его развитие.  При   взаимодействии   с   детьми   очень   важны   реакции   педагога   на   то   или   иное действие ребенка или событие. Искренне радуясь успеху ребёнка, сочувствуя его беде, серьезно и заинтересованно относясь к его проблемам и неудачам, вы оказываете ребенку поддержку, в которой так нуждается маленький человек.  Все обращения к ребенку должны непременно нести позитивный оттенок, даже если необходимо корректировать поведение или оценить выполнение действия с отрицательным результатом. Например, если ребенок не смог что­то сделать в ходе занятия, ни в коем случае нельзя говорить ему: «Эх ты, не смог сделать такую простую вещь!». Не стоит также  отделываться   и  такой   фразой:  «Ну  ладно,   ничего  страшного»,  так  как  теряется значимость действия и ориентация  на положительный результат. Позитивным в данном случае будет сообщение типа: «Спасибо тебе, ты очень старался». Такие сообщения, как: «Так уже гораздо лучше!», «Попробуй еще!», «Я не думаю, что для тебя это должно быть трудно», «У всех бывают неудачи» и т.п. не вызовут обиды и сопротивления, а значит будут   побуждать   к   дальнейшим   действиям.   В   этой   связи   хорошие   рекомендации   дает широко   известный   Дейл   Карнеги.   Будут   эффективными   такие   его   советы:   Щадите гордость   человека,   старайтесь,   как   можно   чаще,   хвалить   его   при   всех,   а   критиковать наедине.  Прежде чем покритиковать человека, похвалите его, и он постарается оправдать ваше   доверие.   Не   оставляйте   без   внимания   малейших   достижений   и   успехов.   Даже   на ситуации, связанные с опасностью для самого ребенка, согласно правилам конструктивного общения,  необходимо  реагировать  не запретом  и  критикой,  а  позитивным  сообщением, призванным   изменить   поведение   ребенка.   Такое   сообщение   должно   включать   в   себя следующие   компоненты:   описание   произведенного   действия  (Когда   ты   …);   описание возможного   результата   этого   действия (Может   случиться,   что…);   предложение альтернативного варианта поведения (Лучше будет, если ты…). Причем особенно важно не   ограничиваться   объяснением,   почему   так   делать   не   стоит   или   нельзя,   а   именно предложить другой вариант поведения в этой ситуации.  Одной из важных задач педагога, стоящего на позиции развивающего образования, является достижение хорошего контакта с ребенком. Для того, чтобы установить хороший контакт,   необходимо   быть   искренне   заинтересованным   в   ребенке,   как   в   личности,   а, следовательно, в его мыслях, переживаниях, настроении.  «Ребенок  учится   тому,  чему  его   учит  жизнь».  Под  таким   заголовком  известный доктор Барбара Л. Вульф приводит список утверждений, которые выглядят, например, таким образом: «Если ребенка критикуют, он учится обвинять». Итак, от типа и качества общения педагога с ребенком зависит развитие всех его основных психических процессов, способностей и личностных качеств.  Нет более гуманной, творческой, серьёзной, нужной профессии, как профессия – педагог. Именно она является фундаментом всех профессий в мире.  Эта профессия по состоянию души, по зову сердца!

Статья "Педагог и развитие личности ученика"

Статья "Педагог и развитие личности ученика"

Статья "Педагог и развитие личности ученика"

Статья "Педагог и развитие личности ученика"

Статья "Педагог и развитие личности ученика"

Статья "Педагог и развитие личности ученика"

Статья "Педагог и развитие личности ученика"

Статья "Педагог и развитие личности ученика"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2018