Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"
Оценка 4.6

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
математика
Взрослым
11.11.2018
Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"
данная статья построена, как педагогическое исследование, с приведенными теоретическими материалами, а также приведен пример педагогического исследования проведенного в школе, на этапе мотивации сложно заинтересовать учащихся на уроках математики, а используя наглядность, раздаточный материал, Икт технологии довольно быстро дети включаются в работу, что подтверждает высокий уровень мотивации.
Наглядность как средство повышения познавательного интереса на уроках математики.docx
Тема работы: Наглядность как средство повышения познавательного интереса на уроках математики в среднем звене муниципального общеобразовательного заведения, в рамках реализации математического обучения с целью реализации ФГОС второго поколения.                 Выполнила                                           Тисленко Алёна Олеговна,                                 учитель математики                                                  МОУ «Вольновской школы»                                                          1 п. Вольное– 2016г. Сведение об авторе проекта Тисленко Алена Олеговна Мелитопольский педагогический университет  им. Богдана Хмельницкого,  2014г. Учитель математики  МОУ «Вольновская школа» 2 Содержание работы Введение ....................................................................................................... 4­6 Раздел 1. ПСИХОЛОГО­ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ НАГЛЯДНОСТИ  ПРИ  ИЗУЧЕНИИ  МАТЕМАТИКИ В  ШКОЛЕ 1.1. Наглядность как один из основных принципов обучения ..................7 ­ 9 1.2. Виды наглядности, признаки наглядных пособий .. ...........................10 ­17 Раздел 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ   МАТЕМАТИКЕ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ 2.1. ПСИХОЛОГО­ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  ОСНОВА УЧЕБНО­ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ  ПО СРЕДСТВАМ  НАГЛЯДНОСТИ И ИКТ … ……18­23 2.2 Применение наглядностей и ИКТ на различных этапах урока и внеурочной  деятельности...................................................................................................24­27 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  ЭКСПЕРИМЕНТ  ПО  ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НАГЛЯДНОСТИ  ДЛЯ  ПОВЫШЕНИЯ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО  ИНТЕРЕСА НА  УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ….. 28­  30 Выводы  Список использованной литературы Приложения     3 Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает                                         в ученике охоту к овладению знаниями.                                                 Приохотить ребенка к учению гораздо более                                    достойная задача, чем приневолить. К.Д. Ушинский ВВЕДЕНИЕ  Актуальность. Сегодня, когда стал вопрос о внедрении Федерального  государственного стандарта образования второго поколения, в школы Крыма.  Нашим учителям, как ни каким другим, необходимо повышать уровень  самостоятельности и творческой активности, обучающихся на основе  дифференциального обучения и индивидуального подхода, подготовки и  проведения урочной и внеурочной, внеучебной  деятельности. На смену  консервативным методам приходят технологии, позволяющие максимально  активизировать деятельность учащихся. Предметное содержание школьного  курса математики стало подвергаться большим изменениям, одной из причин  которого является реализация принципов наглядности с помощью современных компьютерных технологий и других средств.  Надо отметить, что наряду с компьютерными средствами обучения,  другие средства наглядности отнюдь не отходят на второй план.  Перед педагогами стоит непростая задача: не ограничиться каким­либо  одним средством наглядности, а по мере возможностей использовать их  разумное сочетание, итогом которого будет желаемый результат. Очень важен  тот факт, что, несмотря на многообразие и доступность наглядных пособий и  средств только каждый конкретный учитель, основываясь на личном опыте  донесения материала до учащихся, учитывая свои возможности и техническое  4 оснащение школы, должен выбирать те, которые позволят ему быстро и  качественно достичь поставленной цели.  Именно математика является одним из тех предметов, в которых  реализация принципа наглядности становится краеугольным камнем. С  помощью специальных средств она позволяет формировать и развивать  образное, абстрактное, визуальное, пространственное мышление учащихся,  облегчает им задачу восприятия, понимания. Осмысление и усвоение не  простого учебного материала. В наше время доступность компьютерных технологий в быту становится  нормой ­ компьютер есть почти в каждом доме. С помощью компьютера они,  как правило, с наибольшим интересом осваивают и познают новое. Изучение  математики в этой связи вовсе не исключение. В последнее время было  разработано огромное количество компьютерных обучающих программ. Новых  наглядных пособий. Целью, которых является достижение более эффективных  результатов. Вытекающие из такого современного способа изучения материала. Способного максимально заинтересовать школьников. Принцип наглядности и компьютерные технологии тесно взаимосвязаны и их грамотное сочетание может привести к хорошим результатам при  использовании таких программ в обучении. Несмотря на то, что разработано  уже. Достаточно много компьютерных программ для использования в школе  при обучении математике, далеко не все из них удовлетворяют принципу  наглядности. Таким образом, актуальность исследования определяется  необходимостью рассмотрения использования компьютерных средств, которые реализуют принцип наглядности, приводящих к улучшению качества знаний  учащихся и повышению их интереса к изучаемому предмету.  Актуальность исследования определяется также следующими факторами:         новыми требованиями к математической подготовке школьников      на современном этапе развития общества;      новыми подходами к построению школьного курса математики;      возрастанием роли информационных технологий в математических       исследованиях и их влиянием на образование.  Объектом исследования является процесс обучения математике в  среднем звене общеобразовательной школы, в рамках реализации  математического обучения с целью реализации ФГОС обучения.  Предметом исследования является изучение тем школьного курса  математики с использованием наглядных пособий.  5 Для достижения поставленной цели исследования и проверки выдвинутой  гипотезы необходимо было решить следующие задачи:   Выявить сущность, значение и роль наглядности, определить требования  к ее использованию в обучении математики.   Определить необходимые для полноценного освоения знаний наглядно­ образные компоненты при изучении различных тем математики.   Описать роль наглядных пособий и компьютерных технологий как нового дидактического средства формирования и развития образного и  пространственного мышления.   Предложить элементы внедрения компьютерных обучающих программ и  наглядных пособий  Методы исследования:  1 Анализ методической, дидактической, психологической, педагогической и  специальной литературы по проблеме исследования.  2. Изучение компьютерных программ представления презентаций.  3. Анализ возможностей компьютерных программ представления презентаций  для реализации принципа наглядности. 6 Раздел 1. ПСИХОЛОГО­ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ НАГЛЯДНОСТИ  ПРИ  ИЗУЧЕНИИ  МАТЕМАТИКИ В  ШКОЛЕ  1.1. Наглядность как один из основных принципов обучения  Организация и систематизация чувственных данных, в число которых  входит предмет нашего исследования ­ наглядность, в процессе усвоения  учебного материала осуществляется на основе общих закономерностей  процесса познания со всей их сложностью и противоречивостью.  Теоретическое обоснование принципу наглядности впервые было дано  чешским педагогом Я.А. Коменским, который выдвинул требование учить  людей познавать самые вещи, а не только чужие свидетельства о них.  Русский педагог К.Д. Ушинский указывал, что наглядность отвечает    психологическим особенностям детей, мыслящих "формами, звуками,  красками, ощущениями". Наглядное обучение, по словам К. Д. Ушинского,  "строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных  образах, непосредственно воспринятых ребенком". Наглядность обогащает  круг представлений ребенка, делает обучение более доступным, конкретным и  интересным, развивает наблюдательность и мышление.   Принцип наглядности вытекает из сущности процесса восприятия,  осмысления и обобщения учащимися изучаемого материала в рамках  внедрения ФГОС обучения крымских школьников. Он означает, что в обучении необходимо, следуя логике процесса усвоения знаний, на каждом этапе  обучения найти его исходное начало в фактах и наблюдениях единичного или в аксиомах, научных понятиях. и теориях, после чего определить закономерный  переход от восприятия единичного, конкретного предмета к общему,  абстрактному или, наоборот, от общего, абстрактного к единичному,  7 конкретному. Таким образом, советская дидактика исходит из единства  чувственного и логического, считает, что наглядность обеспечивает связь  между конкретным и абстрактным, содействует развитию абстрактного  мышления, во многих случаях служит его опорой. Однако характер и степень  использования наглядности различны на разных этапах обучения. Излишнее  увлечение наглядностью в обучении может привести к нежелательным  результатам. Конкретная наглядность (например, рассмотрение моделей  геометрических тел) должна постепенно уступать место абстрактной  наглядности (рассмотрению плоских чертежей).  Говоря о значении принципа наглядности и о его роли в процессе    учебного познания, дидактика утверждает, что наглядность является исходным моментом обучения главным образом в 5­ 7 классах. По мере движения  учащихся к старшим классам учитель постепенно должен находить в обучении  историко­индуктивный путь пополнения знаний: постановка проблемы,  история ее решения и современное состояние, затем практические или  лабораторные работы. Здесь наглядность получает свою реализацию дважды:  как иллюстрация истории открытия и как способ раскрытия современного  решения проблемы.  Однако исторический подход занимает много времени и не всегда    необходим. Поэтому исходным началом могут быть теоретические положения,  аксиомы, системы понятий, усвоенные учащимися на предшествующих этапах  обучения. В этом случае наглядность используется лишь для иллюстрации  усвоенных учащимися знаний в процессе их применения к решению задач.  По характеру отражения окружающей действительности различают  следующие виды наглядности:   натуральная (естественная) наглядность, представляющая собой  реальные предметы или процессы (объекты и явления, раздаточный  материал и др.);   изобразительная наглядность (фотографии, художественные картины,  рисунки, учебные картины и др.) применяется, когда показ натурального  предмета затруднен, а созерцание конкретного образа необходимо;   символическая наглядность (чертежи, графики, схемы, таблицы,  диаграммы) по существу является своеобразным языком, а потому  должна специально изучаться, чтобы стать понятной. Например, при  изучении свойств функций (возрастание, убывание, максимум, минимум  и др.) целесообразно их аналитическую запись переводить на язык  8 графиков и на этой основе тренировать учащихся "читать" графики  функций.   Различные виды наглядности выполняют различные функции. Одни  содействуют оживлению представлений (картины, предметы жизни), другие  являются опорой для отвлеченного мышления.    Наглядность применяется и как средство познания нового, и для  иллюстрации мысли, и для развития наблюдательности, и для лучшего  запоминания материала. Средства наглядности используются на всех этапах  процесса обучения: при объяснении нового материала учителем, при  закреплении знаний, формировании умений и навыков, при выполнении  домашних заданий, при контроле усвоения учебного материала.    Применение наглядных пособий в обучении подчинено ряду правил:  ориентировать учащихся на всестороннее восприятие предмета с помощью  разных органов чувств;   Обращать внимание учащихся на самые важные, существенные признаки  предмета;   Показать предмет (по возможности) в его развитии; предоставить  учащимся возможность проявлять максимум активности и самостоятельности  при рассмотрении наглядных пособий;   Использовать средств наглядности ровно столько, сколько это нужно, не допускать перегрузки обучения наглядными пособиями, не превращать  наглядность в самоцель.    Следовательно, умелое применение средств наглядности в обучении  всецело находится в руках учителя. Учитель в каждом отдельном случае  должен самостоятельно решать, когда и в какой мере надо применять  наглядность в процессе обучения, ибо от этого в определенной степени зависит качество знаний учащихся.  Принцип наглядности, по выражению Я. А. Коменского, является    "золотым правилом дидактики". Он требует сочетания наглядности и  мысленных действий, наглядности и слова. Вредным является как  недостаточное, так и избыточное применение средств наглядности. Их  недостаток приводит к формальным знаниям, а избыток может затормозить  развитие логического мышления, пространственного представления и  воображения.  9 Как известно из исследований психологов, в большинстве случаев еще до  поступления в мозг информация начинает перерабатываться. Опыты  физиологов показывают ­  что селекция зрительной  информации  осуществляется уже в сетчатке глаза, причем на сетчатке «встречаются» как  воспринимаются из вне образы, так и образы из долговременной памяти мозга.  Приведу слова Н.А. Амосова о процессе мышления, по которой мозг  человека перерабатывает информацию этажно системой кодов, которые в  полной мере отражают главную идею принципа наглядности: «... Очевидно, что  глазам видно! ».  1 .2. Виды наглядности, признаки наглядных пособий   В современной педагогике рассматривается несколько видов  наглядности. Вот одна из точек зрения на эту проблему, которая выделяет  следующие виды наглядности:  1. Оперативная наглядность.  Процесс формирования модели в учебной деятельности, базирующейся  на опорных внешних воздействиях. К оперативной наглядности относится  демонстрационная наглядность и технические средства обучения. Применение  оперативной наглядности расширяет число каналов передачи и получения  информации, ускоряя и углубляя восприятие изучаемого материала. В то же  время применение оперативной наглядности может служить мотивацией  творческой деятельности учащихся, позволяет увидеть процессы в динамике,  способствует установлению меж предметных связей, расширяет область  практического применения исследуемых вопросов.  2. Формализованная наглядность.  Процесс формирования модели в учебной деятельности, базирующейся  на структурных внешних действиях, процесс формирования "внешней"  структуры, структуры обозначения, выделения и размещения текста на доске  или в учебном пособии. К этому виду наглядности относится форматирования  текста, выделение формул, использование цвета. Это вид наглядности  способствует лучшему восприятию, осмыслению и запоминанию материала.  3. Структурная наглядность.  Процесс формирования модели учебной деятельности,  основанная на  структурных внешних действиях, процесс формирования «внутренней»  10 структуры. К этому виду наглядности относится выделение основного  материала, построение модели с опорой на устойчивые ассоциации,  характеризующихся полнотой изложения основных понятий, методов, теорем,  доказательства изучаемого материала к узнаваемости объекта восприятия,  построение системы непрерывного хранения информации (составление  контролирующих программ для компьютера). Структурная наглядность  активизирует умственную деятельность в процессе восприятия. учит логически мыслить, выделять существенное.  4. Фоновая наглядность.  Процесс моделирования специфических особенностей данного  организованного набора знаний, носящий мотивированный сквозной характер,  что обеспечивает лучшее восприятие и усвоение. Фоновая наглядность  характеризуется длительностью, длительной по времени, «ненавязчивость»  косвенно применяемых действий. Примером применения наглядности этого  вида могут служить приемы создания фона настроения, создания пониженного  фона интенсивности вокруг опорной информации, привлечение исторического  материала, применение мнемонических эффектов. Целевая установка,  мотивация, внешнее ненавязчивое побуждение учителя к внутренним  действиям ученика, адекватным поставленным целям ­ составляющие  компоненты фоновой наглядности. Особое значение этот вид наглядности  приобретает в условиях профильной дифференциации.  Фоновая наглядность ­ это тот фактор, который позволяет проводить  воспитательную работу в процессе обучения.  5. Дистрибутивная наглядность.  Характеризуется структурными внешними действиями при изучении  сформированной модели в процессе учебной деятельности. К этому виду  наглядности относится структура размещения материала, выделение базовых  определений,  порций материалом, классификацию методов доказательств.  Этот вид наглядности широко используют авторы учебников и учебных  пособий. Использование данного вида наглядности позволяет расставить   акценты на изучаемом материале, делает его более доступным для восприятия  и усвоения, учит логически мыслить, анализировать, выделять главное и  устанавливать связи между исследуемыми понятиями, уметь ориентироваться  в большом объеме информации, воспитывает критическое мышление, учит  быть собранным.  6. Наглядность преемственности.  11 Характеризуется опорными ассоциативными связями  внутри раздела  предмета и меж предметных связей. Сюда относится структура взаимосвязей,  методы изложения, пропедевтика, опорные мотивационные исторические  задачи, циклы задач исследовательского характера. Применение этого вида  наглядности зависит от того, насколько глубоко учитель владеет материалом,  от творческого использования им методов изложения материала, от его  эрудиции, общей культуры, заинтересованности в результатах своего труда.  Некоторые педагоги по характеру отражения окружающей действительности  различают следующие виды наглядности:  1. Натуральная (естественная) наглядность.  Представляет собой реальные предметы или процессы (объекты и  явления, раздаточный материал и др.)  2. Изобразительная наглядность.  К этому виду относят фотографии, художественные картины, рисунки,  учебные картины и т.п. Изобразительная наглядность применяется, когда показ натурального предмета затруднен, а созерцание конкретного образа  необходимо.  3. Символическая наглядность.  Включает в себя чертежи, графики, схемы,  таблицы, диаграммы и по  сути является своеобразным языком, а потому должна специально изучаться,  чтобы стать понятной. Например, при изучении свойств функций  (рост,  падение, максимум, минимум и т.д.) целесообразно их аналитическую запись  переводить на язык графиков и на этой основе тренировать учащихся «читать»  графики функций.  Встречается и более детальная классификация видов наглядности:  1. Естественная наглядность.  Предусматривает ознакомление учащихся с реальными объектами (с  растениями. Животными, минералами и т.п.) в классе и за пределами школы (во время экскурсий. Выездов в природу и т.п.).  2. Экспериментальная наглядность.  Является разновидностью естественной наглядности. Она предусматривает  ознакомление учащихся в ходе проведения экспериментов и опытов с  12 процессами и явлениями, происходящими в реальной действительности.  Например, химические реакции, явление электрического разряда и т.д.  3. Картинная и картинно ­ динамические.  Наглядность такого вида имеет цель ­ дать отображения реального мира  (фотографии, рисунки, картины, диафильмы, диапозитивы, немые  кинофильмы).  4. Объемная наглядность.  В системе учебных пособий этот вид наглядности представлен макетами,  моделями, муляжами, панорамами, геометрическими телами и фигурами и т.п.  5. Звуковая наглядность.  Предусматривает использование звуковых средств  для воспроизведения  звуковых образов, и  прежде всего, звукозаписи с дисков  или записи на  магнитной ленте художественного чтения отрывков литературных  произведений, записи иностранной речи и звуковых изображений.  6. Символическая и графическая наглядность.  Способствует развитию абстрактного мышления, так как пособия этого типа  отображают реальную действительность в условно­обобщенном   символическом виде. Например ­ карты, схемы, планы, чертежи, диаграммы и  т.п. В связи с бурным развитием абстрактно­теоретических знаний и их  отражением в школьных курсах этот вид наглядности приобретает все большее значение.  7. Внутренняя  или опосредованная наглядность.  Представляет оперирования уже имеющимися представлениями для  формирования новых представлений. Например, получение представления о  новом через сравнение с тем, что уже известно.  Итак, несмотря на все многообразие классификаций, трактовка видов  наглядности, различных исследователей объединяет то, что в их основе, по  сути, использование наглядности лежат наглядные пособия. В работе  отмечается,  что одной из сторон организации чувственного познания  (чувственное познание как проявление наглядности) в учебном процессе  является использование наглядных пособий. Таким образом, в нашем случае  можно говорить о видах наглядности как о видах наглядных  пособий.  13 Наглядность применяется и как средство познания нового, и для иллюстрации  мысли, и для развития наблюдательности, и для лучшего запоминания  материала. Средства наглядности используются на всех этапах процесса  обучения: при объяснении нового материала учителем, при закреплении знаний, формировании умений и навыков,  при выполнении домашних заданий, при  контроле усвоения учебного материала.  Дадим следующее определение  наглядного пособия: наглядные пособия ­ это учебные материальные модели  изучаемых предметов, явлений или их свойств с целью создания в  познавательной деятельности ученика тенденций к представлению реал них  предметов, явлений или их сторон в естественных условиях существования.   Любое наглядное пособие представляет собой модель реальных процессов.   Наглядное пособие ­ это учебная модель.  Различают следующие существенные признаки наглядных пособий:  ■ ■ ■ ■ чувственный образ представления, из которых на основе соответствующих  выводов делается вывод.  Наглядные пособия на основе ощущений и восприятий формируют   Наглядное пособие ­ это средство познания.   ориентировать учащихся на всестороннее восприятие предмета с помощью   обращать внимание учащихся на самые важные, существенные признаки  Применение наглядных пособий в обучении подчинено ряду правил: ■ разных органов чувств;  ■ предмета;  ■ возможность проявлять максимум активности и самостоятельности при  рассмотрении наглядных пособий;  ■ допускать перегрузки обучения наглядными пособиями,  не превращать  наглядность в самоцель.   использовать средств наглядности ровно столько, сколько это  нужно, не   показать предмет (по возможности) в его развитии; предоставить учащимся  Итак,  умелое применение средств наглядности в обучении,  естественно  целиком находится в руках учителя. Учитель в каждом  отдельном случае  должен самостоятельно решать, когда и в какой мере надо  применять  наглядность в процессе обучения, так как от этого в определенной  степени  14 зависит качество знаний учащихся. Рассмотрим, какие предъявляются   педагогом требования к выбору наглядных пособий:   способствуют развитию у школьников наглядно ­ образного мышления;   выступают в роли средства активизации внимания при усвоении любого   способствуют активизации учебно­познавательной деятельности учащихся;   расширяют сферу показа практических применений исследуемых вопросов,   позволяют конкретизировать изучаемые теоретические вопросы;  1. При выборе наглядных средств нужно иметь в виду, что они наиболее  успешно решают следующие дидактические задачи:  ■ ■ учебного материала;  ■ ■ ■ непосредственно не могут стать предметом наблюдения учащихся в ходе  урока;  ■ таблицах и др.;  ■ установки на эффективное учение;  ■ усвоения учебного материала.   выступают в роли методов стимулирования интереса к учению создание   позволяют в конкретизированной форме получать информацию о степени   наглядно систематизируют и классифицируют, изучены явления на схемах  2. Оптимальное применение наглядности означает целесообразное ее  использование. Поэтому учителю необходимо выбрать из рекомендованного  списка, приводимый в программе и методическом пособии, в первую очередь  те пособия, которые непосредственно направлены на решение основной задачи  урока, на усвоение главных, существенных вопросов содержания исследуемой  темы. Из двух наглядных средств на одну тему надо выбрать то, которое лучше решит поставленную задачу и за меньшее время.  3. Кроме основных, подбираются некоторые дополнительные наглядные  пособия,  которые могут быть использованы при наличии свободного времени  или в качестве средств, позволяющих лучше объяснить исследуемый вопрос  при возникновении трудностей. Но необходимо помнить, что большое  количество демонстраций не только ведет к лишним затратам времени, но и  отвлекает учащихся от сути изучаемого материала.  4. При выборе наглядных методов учитываются особенности данного класса,  преобладающий тип мышления большинства его учеников ­ словесно­ 15 логическое или наглядно­образный. В первом случае наглядность применяется  несколько меньше или в таких видах, которые более абстрагированы. Во  втором случае удельный вес наглядных методов растет.  5. В процессе закрепления и повторения учебного материала целесообразно  использовать новые наглядные пособия, установки, позволяющие переносить  усвоенные знания на другие объекты и тем самым усваивать их глубже,  сознательно. По нашему мнению, общее понимание, что применяемые средства  наглядности должны быть полностью доступными для учащихся и не требовать лишних затрат времени на их изучение.  6. Для повышения эффективности применения наглядных пособий следует  четко ставить цель перед учениками. Это усиливает внимание учащихся, делает его более длительным и устойчивым.  7. Полезно применять специальные приемы повышения интереса учащихся к  объектам наглядности, несмотря на то, что они сами выступают в качестве  средства, активизирующие процесс мышления.  8. Принцип оптимизации требует кратковременности демонстраций, чтобы за  минимально необходимое время достигать желаемого эффекта. Поэтому их  надо хорошо готовить. Экономии времени способствуют короткие и четкие  объяснения в ходе демонстраций.  9. Повышению эффективности применения наглядных методов способствовать  применение разнообразных средств обеспечения видимость иллюстраций и  демонстраций всеми учащимися. Показ мелких пособий, приборов, схем  приносит вред, учитель тратит время и вызывает недовольство тех учеников,  которым ничего не видно. Пособия мелким шрифтом лучше отнести на  фронтальные работы и наблюдения. Лучшей видимости способствует и  специальная окраска, выделения деталей.  Целостность восприятия,  за которую отвечает правое полушарие  головного мозга человека, возможна только при установлении логических  связей между составляющими элементами,  свойствами понятия. Поэтому  наглядное пособие должно помогать их установке. Если свойство объекта не  является решающим в отнесении его к некоторому понятию, то оно должно  быть представлено в наглядном пособии вариативно, чтобы не послужить  причиной неверного обобщения учащимися. Надо отметить, что сплав наглядно ­ образного и понятийно­логического является важным в формировании  содержательных знаний.  16 Известные в психологии примеры двойных изображений подсказывают  включить требование отсутствия двойственности восприятия учебно­ наглядного пособия, если таковое не является специальной целью.   Возможность различного (двойственного)  трактовка наглядных пособий  иногда помогает выполнение поставленных задач или формулировке новых.  Следующим указанным нами видом учебно­наглядных пособий являются  таблицы. Таблицы (плакаты) делятся на справочные и иллюстративные,  рабочие и комбинированные.  Справочные таблицы содержат справочный материал по той или иной  темы школьного курса математики. Это могут быть тригонометрические  формулы, формулы площадей, объемов, таблицы квадратов чисел и т.д.  Хорошо структурированные, они помогают ученикам быстрее запомнить  необходимую информацию, лучше понять связи между формулами. Если же не  ставить такой цели, то применение таблиц может оказать негативное влияние,  выражающееся в том, что школьники не будут стремиться запомнить  соответствующий материал.  Назначение иллюстративных таблиц ­ разъяснять возникновения  математических понятий, применения на практике, раскрывать их содержание,  иллюстрировать применение алгоритмов, формул, методов решения задач и  т.д.  Обычно стены классов школ заполнены различными таблицами.  Предполагается, что учащиеся будут применять их в своей самостоятельной  работе. Однако, картина такова: в поисках ответа ученики предпочитают  заглядывать в учебники, тетради или пользоваться заранее приготовленными  шпаргалками. Особую трудность в быстром и оперативном использовании  представляют таблицы, предлагают набор формул или графиков. Такие  таблицы составляются как справочный материал и содержат большой запас  сведений теоретического характера.  Распознавание объектов, закономерностей связей между ними затруднено через большое количество информации, сосредоточенной в столбцах и строках, не всегда удобной для восприятия структурой и т.д. Сформулируем одно из  важнейших требований к таблицам. Материал, помещенный в них, должен  способствовать активной деятельности учащихся,  а не сводить их роль к  пассивному созерцанию информации. Поэтому, если некоторый объект должен  рождаться перед глазами учеников, превращаться, то помещение  его в готовом виде на таблицы не принесет для учащихся пользы, а будет скорее во вред.  17 В отдельный вид можно отнести экранные средства. К ним можно  отнести: традиционные, несколько устаревшие, но которые используют  некоторые учителя ­ эпидиаскоп, диапроектор, кинопроектор и мощный  современное средство – компьютеры, интерактивные доски.  Необходимо подчеркнуть, что результативное использование средств  наглядности в учебном процессе не ограничивается подбором  соответствующих пособий и техникой их демонстрации.  Наиболее существенной стороной здесь является решение вопроса о том, как целесообразнее сочетать разные виды наглядности. Ведь цель любого  педагога ­ достижение активной учебно­познавательной деятельности  школьников.  РАЗДЕЛ 2.  РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ ПРИ  ОБУЧЕНИИ  МАТЕМАТИКЕ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ  2.1.  ПСИХОЛОГО­ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА УЧЕБНО­ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ  Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией,  что определяется как непрерывный процесс стимулирования учащихся к  энергичному, целенаправленному обучению, преодоления пассивной  деятельности. Главная цель активизации ­ формирование активности учащихся, повышение качества учебно­воспитательного процесса.  Активизация учебно­познавательной деятельности имеет систематически и целенаправленно обеспечиваться не только на уроке, а и при выполнении  домашних заданий, во внеклассной работе по математике. Активизация учебно­ познавательной деятельности учащихся должна максимально способствовать  развивающей обучению.  18

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"

Статья педагогическое исследование по теме"Наглядность, как средство повышения познавательного интереса на уроках математики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2018