Школа сегодня – это информационно-образовательная среда, главный институт общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем. Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит о том, что необходимы люди с новым мышлением, умением самостоятельно ставить цели, находить пути их достижения. Развитие личности ребенка становится ключевым определением обучения, поэтому изучение географии в общеобразовательной школе направлено не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие всесторонне развитой личности ученика.
Перспективные педагогические технологии на уроках географии
Скажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне действовать самому,
И я научусь.
Древнекитайская мудрость
Школа сегодня – это информационнообразовательная среда, главный институт
общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем. Социальный
запрос школе, определенный современным обществом говорит о том, что необходимы люди
с новым мышлением, умением самостоятельно ставить цели, находить пути их
достижения. Развитие личности ребенка становится ключевым определением обучения,
поэтому изучение географии в общеобразовательной школе направлено не только на
усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие всесторонне развитой личности
ученика.
Построить учебный процесс с учетом потребностей и способностей каждого ученика
возможно только лишь с применением новых образовательных технологий. При
использовании нетрадиционных технологий обучения, которые позволяют ученику
непосредственно принимать участие в построении учебного процесса, осуществляется
прочное и осознанное усвоение содержания учебного предмета, а также развитие у
школьников логического мышления, творческой активности, речевых способностей,
умения самостоятельно добывать знания, и применять их в повседневной жизни.
Достичь цели невозможно без формирования устойчивого интереса к предмету.
Каким же образом привлечь современного ученика к изучению географии?
Наравне с традиционными технологиями внедрять новые, перспективные, но их
внедрение не означает, что они заменяют традиционную методику предметам. Технологии
применяют не вместо методов обучения, а наряду с ними, так как они являются составной
частью методики предмета.
Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования. Мне, как
учителю, необходимо знать, на какие стороны личности ребёнка могут повлиять знания
школьной географии, какие использовать технологии в учебном процессе, чтобы получить
планируемые результаты.
Одной из главных задач является повышение педагогического мастерства путём
освоения современных технологий обучения и воспитания.
Учитель перестает быть носителем информации, становясь консультантом.В течение последних лет я апробировала многие технологии и хотела бы с вами
поделиться своим опытом и впечатлением.
В процессе обучения географии я давно применяю технологию листов опорных
сигналов (логических опорных конспектов — ЛОК или ЛОС). О роли схем логических связей
в обучении географии писал еще Н.Н.Баранский, подчеркивая, что схемы «научают выделять
главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, существенно
помогают ученикам усваивать урок». Схемы связей использую постоянно, опорные
конспекты помогают управлять познавательной деятельностью школьников, развивают
умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, а также помогают
школьникам осуществлять самоконтроль за результатами учебной работы.
Для достижения поставленных целей и задач на уроках географии применяю
технологию формирования учебной деятельности школьников, суть этой технологии в
том, что учебная деятельность рассматривается как особая форма учебной активности
учащихся. Она направлена на приобретение знаний с помощью решения учебных задач. Эта
технология формирования учебной деятельности предписывает, как ученик должен решать
учебную задачу. В начале урока классу предлагаются учебные задачи (на доске, плакате,
листе), которые решаются по ходу урока, а в конце урока, согласно этим задачам,
проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов.
Данная технология предполагает, создание системы учебных задач по какомулибо
курсу, разделу или теме, подготавливаются тестовые задания.
Технология дифференцированного обучения
также хорошо известна в
Учащиеся класса делятся на условные группы с учетом
методике географии.
типологических особенностей школьников. При формировании групп учитываются
личностное отношение школьников к учебе, степень обученности, интерес к изучению
предмета, к личности учителя. Создается разноуровненный дидактический материал,
различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения
заданий, а также для диагностики результатов обучения.
Также в своей практике в 57 классах я применяю и технологию учебноигровой
деятельности. Однако ее реализация чаше всего эпизодична, не выстраивается в четкую
систему организации познавательной деятельности. Учебная игра как педагогическая
технология дает положительный результат лишь при условии ее серьезной подготовки,
когда активны и ученики, и сам учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный
сценарий игры, где четко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены
возможные методические приемы выхода из сложной ситуации, спланированы способы
оценки результатов.
- Дуэль топографических знаков»;- «Найди на карте»;
- «Географическое лото»;
- Викторины;
- Решение кроссвордов;
- Отгадай загадку;
- Ребусы;
- «Кто это? Что это?».
Игровые моменты всегда оживляют урок, делают его более интересным и
содержательным. Часто использую такие формы учебной деятельности как разные виды
географических диктантов, тестирование, составление таблиц и схем, решение кроссвордов,
ребусов, тщательно подбираю занимательный дополнительный материал, технические и
художественные средства.
Технология коммуникативнодиалоговой деятельности требует творческого подхода
к организации учебного процесса, владения приемами эвристической беседы, умений вести
дискуссию с классом и создать условия для возникновения дискуссии между школьниками.
У школьной географии есть большие возможности для применения коммуникативно
диалоговой технологии. В темах каждого курса немало проблем, вопросов для организации
учебного спора: «Карта — правильное или кривое зеркало?», «Ветер — враг или друг
человека?», «Надо ли осушать болота Западной Сибири?», «Есть ли перспективы развития
Естественно, что необходимо специально обучать
атомной энергетики?» и др.
школьников правилам ведения дискуссии на уроке. К сожалению наши дети не умеют,
или плохо умеют вести диалог, не слушают и не слышат одноклассников.
Часто на уроках применяю технологию перспективноопережающего обучения, цель
которой будить детскую любознательность, пробуждать желание, заглянуть за рамки
учебника, формировать активное отношение к процессу познания. Даю опережающие задания.
Учащиеся часто готовят сообщения и презентации к урокам. Например:
- путешествия, путешественники и географические открытия;
- рельеф суши;
- воды суши;
- Южная Америка;
- моря, омывающие берега России;
- Дальний Восток край контрастов;
Особенностью своих уроков считаю их построение по технологии критического
мышления. Я считаю данную технологию универсальной (позволяющей легко сочетать
несколько технологий одновременно). Особенности концептуальных подходов этой
технологии заключаются в следующем: не объем знаний или количество информации
является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать,
наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни; не
присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессеобучения. Эта технология, на мой взгляд, многое дает и учителю, разрушая стереотипы
педагогической деятельности: учащийся не должен делать ошибки, на занятии нужно
оценивать учащегося, учитель знает, как и что должен отвечать учащийся, знать ответы на
все вопросы, которые возникают на занятии и т.д.
Вызов – настрой учащихся на достижение цели урока, на этой стадии ученикам
предлагается вернуться к уже имеющимся знаниям по предложенной теме. На этом этапе
можно использовать такие приемы как: «Как вы объясните народную мудрость», «Вы
согласны с этим высказыванием?», постановка проблемы на примере сопоставления фактов
или приведения в пример интересных статистических данных, «Верите ли вы, что…», «ЗХ
У» («знаюхочу узнать узнал»), «Что это…».
Осмысление содержания, учащиеся занимаются новым материалом, которому посвящен
урок, устанавливают связь между вновь полученными и ранее усвоенными знаниями. На
этом этапе работа может идти индивидуально или в группах. Основные приемы в работе:
«Пометки на полях», «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух
столбцов: известная информация, новая информация), «Мое мнение».
Рефлексия – анализ только что пройденного процесса усвоения нового содержания и
самого содержания. Учащиеся анализируют процесс, методы и приемы, которые
использовались при обучении. Именно здесь происходит активное переосмысление
собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний. На этом этапе наиболее
продуктивны такие приемы как: написание эссе, сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней
теме, можете ли вы добавить чтото новое к своим прежним мнениям (прием «Мое
мнение»), что нового вы узнали на уроке.
Технология развития критического мышления является универсальной технологией, не
объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик
умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в
ней смысл, применять в жизни.
Технология проектного обучения, которая в последнее время приобретает все
большую популярность предполагает использование широкого спектра проблемных,
исследовательских, поисковых методов, ориентированных на реальный практический
результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой, разработку проблемы
целостно.
В процессе преподавания я, как и многие из вас сталкиваюсь с низкой
заинтересованностью учащихся в учебном процессе. Замотивировать учащихся на более
продуктивную работу по предмету возможно при внедрении на уроках ИКТтехнологий.
- Я выделяю три основных формы работы с ИКТ на уроках географии:- Вопервых, это непосредственно применение информационных технологий на уроках
(представление учебного материала в форме презентаций, образовательного программного
обеспечения и т.д.).
- Вовторых,
это применение информационных технологий для организации
самостоятельной работы учащихся (электронные учебные пособия, обучающие сайты,
тренажеры).
это применение информационных технологий для обеспечения
- И, втретьих,
познавательного досуга (использование электронных энциклопедий и т.д.).
Что хотелось бы сказать в конце своего выступления?
Вы знаете, я всегда считала, и буду считать, что самое ценное качество педагога – это
увлеченность предметом и творчество. Мне повезло: в моей школе немало увлеченных
учителей. Душевные крылья, которые их возносят над повседневностью, порой никому не
видны, и внешне человек выглядит совершенно обыкновенным. Увлеченный учитель –
учитель, который получает удовольствие от своего дела, и для которого вся школьная
жизнь осветлена радостью творчества. Думаю, что именно такого человека, учителя,
ценили, ценят, и будут ценить. Помните, ещё В.А. Сухомлинский говорил: “Только
творческий педагог может развить творческие способности в себе и творческое начало в
ребёнке”. А ведь для нас это главное!
Е. А. Патрахина