Статья "Перспективные педагогические технологии на уроках географии"

  • Научные работы
  • docx
  • 02.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Школа сегодня – это информационно-образовательная среда, главный институт общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем. Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит о том, что необходимы люди с новым мышлением, умением самостоятельно ставить цели, находить пути их достижения. Развитие личности ребенка становится ключевым определением обучения, поэтому изучение географии в общеобразовательной школе направлено не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие всесторонне развитой личности ученика.
Иконка файла материала педчтения.docx
Перспективные педагогические технологии на уроках географии Скажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню, Дай мне действовать самому, И я научусь. Древнекитайская мудрость Школа   сегодня   –   это   информационно­образовательная   среда,     главный   институт общества, первой ощущает  на себе все изменения, происходящие в нем.     Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит о том, что необходимы люди с   новым   мышлением,   умением   самостоятельно   ставить   цели,   находить   пути   их достижения.   Развитие личности ребенка становится  ключевым определением обучения, поэтому   изучение   географии   в   общеобразовательной   школе   направлено   не   только   на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие   всесторонне развитой   личности ученика.  Построить учебный процесс с учетом потребностей и способностей каждого ученика возможно   только   лишь   с   применением   новых   образовательных   технологий.   При использовании   нетрадиционных   технологий   обучения,   которые   позволяют   ученику непосредственно   принимать   участие   в   построении   учебного   процесса,   осуществляется прочное   и   осознанное   усвоение   содержания   учебного     предмета,   а   также   развитие   у школьников   логического   мышления,   творческой   активности,   речевых   способностей, умения самостоятельно добывать знания, и применять их в повседневной жизни. Достичь     цели невозможно без формирования устойчивого интереса к предмету. Каким же образом привлечь современного ученика к изучению географии?  Наравне   с традиционными   технологиями внедрять новые, перспективные,   но их внедрение   не означает, что они заменяют традиционную методику предметам. Технологии применяют не вместо методов обучения, а наряду с ними, так как они являются составной частью методики предмета. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования. Мне, как  учителю, необходимо знать, на какие стороны личности ребёнка могут повлиять знания  школьной географии, какие использовать технологии в учебном процессе, чтобы получить  планируемые результаты. Одной из главных  задач    является повышение педагогического мастерства    путём  освоения современных технологий обучения и воспитания.        Учитель перестает быть носителем информации, становясь консультантом.В течение последних  лет  я апробировала   многие технологии  и хотела бы с вами поделиться своим  опытом и впечатлением. В процессе обучения географии я давно применяю   технологию   листов опорных сигналов (логических опорных конспектов — ЛОК или ЛОС). О роли схем логических связей в обучении географии писал еще Н.Н.Баранский, подчеркивая, что схемы «научают выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогают  ученикам  усваивать  урок».  Схемы   связей     использую     постоянно,     опорные конспекты помогают     управлять познавательной деятельностью школьников, развивают умения   самостоятельной   работы,   индивидуальные   способности,   а   также   помогают школьникам осуществлять самоконтроль за результатами учебной работы.   Для достижения поставленных   целей   и задач на уроках   географии   применяю технологию формирования учебной деятельности школьников, суть этой технологии в том, что учебная  деятельность рассматривается  как особая  форма учебной активности учащихся. Она направлена на приобретение знаний с помощью решения учебных задач.  Эта технология формирования учебной деятельности предписывает, как ученик должен решать учебную задачу. В начале урока классу  предлагаются учебные задачи (на доске, плакате, листе),   которые  решаются   по   ходу   урока,   а   в   конце   урока,   согласно   этим   задачам, проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов. Данная технология  предполагает, создание системы   учебных задач по какому­либо курсу, разделу или теме,   подготавливаются тестовые задания.     Технология   дифференцированного   обучения    также   хорошо   известна   в   Учащиеся   класса   делятся   на   условные   группы   с   учетом методике  географии.     типологических   особенностей   школьников.   При   формировании   групп  учитываются личностное   отношение   школьников   к   учебе,   степень   обученности,     интерес   к   изучению предмета,   к   личности   учителя.   Создается   разноуровненный       дидактический   материал, различающийся   по   содержанию,   объему,   сложности,   методам   и   приемам   выполнения заданий, а также для диагностики результатов обучения. Также в  своей практике  в 5­7 классах   я применяю и  технологию  учебно­игровой деятельности.  Однако ее реализация чаше всего эпизодична, не  выстраивается в четкую систему  организации  познавательной   деятельности.      Учебная игра как педагогическая технология дает положительный результат  лишь  при  условии  ее  серьезной   подготовки, когда активны и ученики, и сам учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где  четко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные  методические  приемы   выхода  из   сложной   ситуации,  спланированы  способы оценки результатов.  - Дуэль топографических знаков»;- «Найди на карте»; -  «Географическое лото»; - Викторины; - Решение кроссвордов; - Отгадай загадку; - Ребусы; -  «Кто это? Что это?». Игровые   моменты   всегда   оживляют   урок,   делают   его   более   интересным   и содержательным.   Часто   использую   такие   формы   учебной   деятельности   как   разные   виды географических диктантов, тестирование, составление таблиц и схем, решение кроссвордов, ребусов,   тщательно   подбираю   занимательный   дополнительный   материал,   технические   и художественные средства. Технология коммуникативно­диалоговой деятельности    требует   творческого подхода к организации учебного процесса, владения приемами эвристической беседы, умений вести дискуссию с классом и создать условия для возникновения дискуссии между школьниками. У   школьной   географии   есть   большие  возможности   для   применения   коммуникативно­ диалоговой технологии. В темах каждого курса немало проблем, вопросов для организации учебного   спора:   «Карта   —   правильное   или   кривое   зеркало?»,   «Ветер   —   враг   или   друг человека?», «Надо ли осушать болота Западной Сибири?», «Есть ли перспективы развития   Естественно,   что   необходимо   специально   обучать атомной   энергетики?»   и   др.     школьников правилам ведения дискуссии на уроке. К сожалению наши дети не умеют, или плохо умеют вести диалог, не слушают и не слышат одноклассников. Часто на уроках применяю  технологию перспективно­опережающего обучения, цель которой   ­   будить   детскую   любознательность,   пробуждать   желание,   заглянуть   за   рамки учебника, формировать активное отношение к процессу познания. Даю опережающие задания. Учащиеся часто готовят сообщения и презентации к урокам. Например: - путешествия, путешественники  и географические открытия; - рельеф суши; - воды суши; - Южная Америка; - моря, омывающие берега России; - Дальний Восток ­ край контрастов; Особенностью   своих   уроков   считаю   их   построение  по   технологии   критического мышления.   Я считаю данную технологию универсальной (позволяющей легко сочетать несколько   технологий   одновременно).   Особенности   концептуальных   подходов   этой технологии   заключаются   в   следующем:   не   объем   знаний   или   количество   информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим   способом   присваивать,   находить   в   ней   смысл,   применять   в   жизни;   не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессеобучения. Эта технология, на мой взгляд, многое дает и   учителю, разрушая стереотипы педагогической   деятельности:   учащийся     не   должен   делать   ошибки,   на   занятии   нужно оценивать учащегося, учитель  знает, как и что должен отвечать учащийся, знать ответы на все вопросы, которые возникают на занятии и т.д. Вызов – настрой учащихся на достижение цели урока, на этой стадии ученикам  предлагается вернуться к уже имеющимся знаниям по предложенной теме. На этом этапе  можно использовать такие приемы как: «Как вы объясните народную мудрость», «Вы  согласны с этим высказыванием?», постановка проблемы на примере сопоставления фактов или приведения в пример интересных статистических данных, «Верите ли вы, что…», «З­Х­ У» («знаю­хочу узнать ­ узнал»), «Что это…».  Осмысление содержания, учащиеся занимаются новым материалом, которому посвящен  урок, устанавливают связь между вновь полученными и ранее усвоенными знаниями. На  этом этапе работа может идти индивидуально или в группах. Основные приемы в работе:  «Пометки на полях», «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух  столбцов: известная информация, новая информация), «Мое мнение».  Рефлексия – анализ только что пройденного процесса усвоения нового содержания и  самого содержания. Учащиеся анализируют процесс, методы и приемы, которые  использовались при обучении. Именно здесь происходит активное переосмысление  собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний. На этом этапе наиболее продуктивны такие приемы как: написание эссе, сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней теме, можете ли вы добавить что­то новое к своим прежним мнениям (прием «Мое  мнение»), что нового вы узнали на уроке.  Технология развития критического мышления является универсальной технологией, не  объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик  умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в  ней смысл, применять в жизни.              Технология проектного обучения, которая в последнее время приобретает все большую   популярность   предполагает   использование   широкого   спектра  проблемных, исследовательских,   поисковых   методов,   ориентированных   на   реальный  практический результат,   значимый   для   ученика,   с   одной   стороны,   а   с   другой,   разработку  проблемы целостно.     В   процессе   преподавания   я,   как   и   многие   из   вас   сталкиваюсь   с   низкой заинтересованностью учащихся в учебном процессе. Замотивировать учащихся   на более продуктивную работу по предмету возможно при внедрении на уроках ИКТ­технологий.  - Я  выделяю три основных формы работы с ИКТ на уроках географии:- Во­первых,   это   непосредственно   применение   информационных   технологий   на   уроках (представление учебного материала в форме презентаций, образовательного программного обеспечения и т.д.).  - Во­вторых,  это   применение   информационных   технологий   для   организации самостоятельной   работы   учащихся   (электронные   учебные   пособия,   обучающие   сайты, тренажеры).  это   применение   информационных   технологий   для   обеспечения - И,   в­третьих,  познавательного досуга (использование электронных  энциклопедий и т.д.). Что хотелось бы сказать в конце своего выступления? Вы знаете, я всегда считала, и буду считать, что    самое ценное качество педагога – это увлеченность   предметом и творчество. Мне повезло: в моей школе   немало увлеченных учителей. Душевные крылья, которые их возносят над повседневностью, порой никому не видны,   и   внешне   человек   выглядит   совершенно   обыкновенным.   Увлеченный   учитель   – учитель, который получает удовольствие от своего дела, и для которого вся школьная жизнь   осветлена   радостью   творчества.   Думаю,   что   именно   такого   человека,   учителя, ценили,   ценят,   и   будут   ценить.   Помните,   ещё   В.А.   Сухомлинский   говорил:   “Только творческий педагог может развить творческие способности в себе и творческое начало в ребёнке”.    А ведь для нас это главное! Е. А. Патрахина

Посмотрите также