Статья ПЕРВЫЕ ШАГИ В ОСВОЕНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ.
Оценка 4.9

Статья ПЕРВЫЕ ШАГИ В ОСВОЕНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ.

Оценка 4.9
Семинары
docx
музыка +1
Взрослым
02.02.2017
Статья ПЕРВЫЕ ШАГИ В ОСВОЕНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ.
Статья "Первые шаги в освоении технических навыков на начальном этапе обучения" предназначена для преподавателей детских музыкальных школ. Здесь даны рекомендации для начальной работы учащихся 1-2 классов ДМШ над техникой. Советы, нужные в своей профессии, найдет каждый преподаватель игры на музыкальных инструментов.Е.А. Конышева. МБОУДОД Ханты-Мансийского района «Детская музыкальная школа» отделение села Селиярово
ПЕРВЫЕ ШАГИ В ОСВОЕНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ..docx
Е.А. Конышева М БОУДОД Ханты­Мансийского района  «Детская музыкальная школа»  отделение села Селиярово. Преподаватель ДМШ  по классу аккордеона. Лауреат Всероссийского конкурса  на лучшие образовательные  программы для ДМШ И ДШИ. ПЕРВЫЕ ШАГИ В ОСВОЕНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ.                    Ни для кого не секрет, что работа над техникой является основой развития в освоении инструмента. А так же кропотливой и не всегда интересной работой,  по   сравнению   с   изучением   музыкальных   произведений.  И,   хотя   все преподаватели   прекрасно   понимают   её   необходимость,   но,   тем   не   менее, прибегают к ней далеко не на каждом уроке из­за нехватки времени.                    Важно понять следующее. Главное развитие начинающего музыканта происходит именно при работе над техникой, а освоение текста произведений – итог этой работы, применение технических упражнений на практике (методика К. Черни). Преподаватель должен сначала заставить себя поставить технику во главе   обучения.   И   только   тогда   можно   внушить   ученику,   что   в   начале домашнего занятия необходимо сыграть гамму, хотя бы 1 раз, но постоянно. А чтобы   это  вошло   в  привычку,  нужно   каждый  урок   начинать  с  проигрывания любого   технического   упражнения   (качество   исполнения   не   играет   в   данном случае   большой   роли).   Или   перед   уроком   попросить   ученика   разыграться именно на технических упражнениях, гаммах. Упражнения для освоения технических и воспитания музыкальных навыков можно заимствовать из разных методик, на семинарах, мастер­классах, открытых   уроках   ведущих   преподавателей,   обучающих   игре   и   на   других   видоизменять   для   своего инструментах.   Обрабатывать,   варьировать, инструмента.   Выбирать   наиболее   подходящие,   лёгкие,   интересные   для свободного   освоения   детьми.   На   консультациях   ведущих   преподавателей   ­ пианистов   часто   повторяются   такие   слова,   как   «позиции».   Позиция   гаммы, позиция трезвучия, секстаккорда, квартсекстаккорда. Детям такое объяснение слова   «позиция»   вполне   понятно.   А   значит,   объясняя   новый   материал,   или разбирая   пьесу,   можно   вместе   придумывать   новые   «позиции».   Например   – позиция кварты, сексты, аккорда и т.д.           Новые знания, полученные за годы работы на консультациях, семинарах, открытых   уроках   других   преподавателях,   приводят   к   той   мысли,   что классический   порядок   освоения   комплекса   игры   гамм   для   аккордеонистов давно   пора   менять.   Главное   –   на   начальном   этапе   обучения   дети   должны научиться ощущать клавиатуру свободно, чтобы им было комфортно и удобно играть   на   инструменте,   а   научить   различным   видам   техники   мы   их   всегда успеем.  ПОДГОТОВКА К ИГРЕ.                    Для   того   чтобы   работа   над   техникой   легче   осваивалась,   в подготовительный период нужно учитывать следующие нюансы:  Посадка, постановка инструмента.  Чёткая смена меха.  Игра не глядя на клавиатуру.  Формирование постановки рук.  Активная работа пальцев.            Во время исполнения произведений посадка и постановка инструмента могут   нарушаться.   Но   при   работе   над   техникой   её   необходимо   постоянно контролировать и корректировать. Вес инструмента держат ноги  (не плечи), а ремни необходимы для того, чтобы «придерживать» аккордеон во время игры. Необходимо   внушить   ученику,   что   правильная   посадка   помогает   легче осваивать игру на инструменте.            Мех – наше дыхание. Работать им нужно так же чётко и равномерно, как дышим. Если мы дышим не ровно, то задыхаемся. То же самое происходит и с пьесами.  На первом этапе обучения необходимо освоить основу смены меха. В гаммах, арпеджио, аккордах: игра вверх – разжим, вниз ­ сжим. В пьесах – по фразам. Начало предложения всегда на разжим. Благодаря точной смене меха, ученики начинают видеть фразы в тексте, сравнивать их, искать похожие места. Дети   легче   разбирают   самостоятельно   незнакомый   текст,   мысля   не   нотами, тактами, а фразами.                    Чтобы научить ребёнка игре не глядя на клавиатуру, преподавателю необходимо   учитывать   пользу,   вред     и     причины   неэстетичного   освоения инструмента. Почему ученики смотрят на клавиатуру?   Боятся ошибиться. Не знают текст.  Не знают названия клавишей.  Не умеют связывать аппликатуру с клавишами (то есть: на какой клавише в данный момент находится тот или иной палец).  Не владеют или не мыслят позициями.  Не умеют искать клавиши на ощупь.  Почему   смотреть   на  клавиатуру   вредно?  Это   приводит   к   нарушению посадки, осанки, плохому сценическому виду.  Нарушается активность работы за инструментом, активность мышления. Мысли ученика заняты только текстом, а   не   передачей   характера,   смысла   произведения.   Ученик   себя   не   слышит. Внутренний   слух   не   развивается.  А   какая   польза?   Никакой.  Если   не  выучен текст, качеству исполнения это не поможет. Поэтому с первых уроков нужно внушить   ученику:   «Хочешь   хорошо   научиться   играть   –   не   смотри   на клавиатуру».           Для того чтобы в начальных классах  для  качественного формирования постановки   рук   уделялось  больше   времени,  которого  порой   не  хватает   из­за стремления соответствовать требованиям программы, необходимо уяснить, что неправильно сформированная постановка в дальнейшем является препятствием для ученика в освоении определённых видов техники. Поэтому на начальном этапе   обучения   нужно   не   жалеть   времени   и   уделять   больше   внимания упражнениям,   направленным   на   формирование   постановки   рук,   настойчиво добиваться их точного и правильного выполнения.            Активная работа пальцев нужна для быстрого и осознанного освоения нового материала. Пальцы чётко «вырисовывают» штрих, ритмический рисунок, интонационную мелодию упражнения. По звучанию исполнения слышно, какова активность пальцев. Активность работы пальцев можно объяснить и проверить, послушав шумовые удары по клавиатуре при закрытом мехе.      ИГРА НА АККОРДЕОНЕ.            При начальном освоении упражнений направленных на  развитие техники, желательно   пропевать   их   словами   и   нотами   насколько   позволяет   диапазон голоса, добиваясь точного интонирования. Стараться достичь пения в унисон с инструментом.   Ученик   подстраивает   свой   голос   под   звуки   инструмента,   и пытается   сделать   так,   чтобы   инструмент   «пел»   его   голосом.   Развивается внутренний   слух.   Подготавливается   межпредметная   связь   с   уроком «Сольфеджио».            Совсем не обязательно в 1 классе добиваться цели освоения гаммы двумя руками   в   одну   октаву   в   мажорных   тональностях   до   2­х   знаков   при   ключе. Однако   на   уроке   сольфеджио   детям   необходимо   ориентироваться   в   этих тональностях.   Мажорные   тональности   до   2­х   знаков   при   ключе   достаточно выучить правой рукой и обыграть штрихами legato, non legato, staccato. Заодно запомнить, сколько в них знаков и их название.            Ведущие преподаватели­аккордеонисты советуют начинать обучение игре гамм с тональности H­dur. Рука при этом находится в естественном природном состоянии   и   подкладывание   1   пальца   под   3   палец   запоминается   и отрабатывается быстрее.            При освоении гаммы левой рукой, обязательное условие – правильная постановка пальцев, нажим кнопок без подъёма пальцев. Темп не важен: главное научить пальцы уверенно, точно и активно нажимать определённые кнопочки. Смена меха сначала через ноту, затем через 4 звука, потом через октаву. Когда будет   освоена   гамма   в   тональности  C­dur,   транспонировать   схему   мажора   в другие тональности, играя от разных кнопок 2 ряда.           Освоение гаммы в 2 октавы лучше проводить поэтапно и не ставить целью: соединения   двумя   руками,   а   затем   отработка   игры   различными   способами. Научить ребёнка проговаривать интонационно скороговоркой гамму в 2 октавы вверх,   потом   выучить   вниз,   и   только   затем   приступать   к   игре.   Играть желательно   в   умеренном   темпе,   называя   ноты   вслух.   Четко   показывать   и фиксировать   подмену   пальцев   правой   рукой.   Отрабатывать   и   учить   гамму активными  пальцами. Сначала  отработать каждой рукой отдельно, добиваясь одинакового   качества   исполнения   как   правой,   так   и   левой   рукой.  Поиграть гамму   предварительно   двумя   руками   на   фортепиано   в   зеркальном   и параллельном   направлении.   Это   хорошо   развивает   координацию.  Затем соединять   и   отрабатывать   на   аккордеоне   двумя   руками   штрихом  legato. Отработать гамму вверх, стремясь к тонике, затем ­ вниз.            Многим учащимся из­за природных данных (маленький возраст, короткие пальцы) очень сложно даётся отработка гаммы двумя руками. В таком случае можно   знакомиться   и   осваивать   некоторые   способы   работы   над   гаммой   из комплекса   правой   рукой,   в   ожидании,   когда   левая   рука   освоит   сложный материал.            Переходить к игре гамм двумя руками в других тональностях желательно после   полного   и   уверенного   освоения   комплекса   игры   в   тональности  C­dur. Тогда и ориентирование в тональностях,  и работа над техникой будет даваться детям легче.           Немаловажную роль на начальном этапе работы над техникой занимают пятипальцевые упражнения, которых довольно много. Для ровности исполнения и   активности   пальцев,   учащимся   достаточно   выучить   1­2   упражнения,   но обязательно с аккомпанементом. Принцип работы над данными упражнениями применяется при отработке в произведениях сложных мест. На протяжении 8 лет для развития техники я пользуюсь упражнениями Виктора Елецкого из сборника «Буду виртуозом!» для готово­выборного баяна. Упражнения   в   этом   сборнике   написаны   на   развитие   всевозможных   видов техники и приёмов игры на баяне (аккордеоне). Работа над ними начинается с 1 класса. Освоенные упражнения сохраняются в репертуаре на протяжении всего обучения. Они легко варьируются, принцип их исполнения можно применять как при   изучении   различных   пьес,   так   и   для   закрепления   наиболее   сложного материала   при   работе   над   техническим   развитием.   Темп   не   имеет   значения. Можно учить в качестве упражнений, этюдов или пьес.             Подводя итог выше изложенному материалу, хочется ещё раз подчеркнуть необходимость   работы   над   техникой   как   основой   развития   в   освоении инструмента. Чтобы эта работа не стала трудоемкой, легко осваивалась,  нужно постоянно   соблюдать     условия:   правильную   постановку   инструмента   и   рук, точную смену меха, активную работу пальцев и не смотреть на клавиатуру. Для повышения   заинтересованности   детей   проводить   работу   над   техническим развитием в игровой форме. В дальнейшем, в начале каждого урока  2­3 минуты уделять   техническим   упражнениям,   гаммам.   Если   нет   времени   работать   над ними,   то   хотя   бы   повторить   (разыграться).   Тем   самым   внушая   детям необходимость   ежедневной   работы   над   техническим   развитием.  Особенно   во время домашних занятий.           На первых занятиях спросить у детей: что такое техника? Ответ: машина, компьютер,   самолёт...   Зачем   нужна   техника?   Для   удобства   или   быстрого передвижения.   А   музыканту   техника   нужна   для   быстрого,   удобного   и качественного   освоения   игры   на   инструменте   и   беглости   пальцев.   В   чём нуждается техника (машина, например)? В постоянном осмотре, ремонте. Зачем и так понятно: не проверишь, не подремонтируешь – далеко не уедешь. Вот и музыкантам   нужно   постоянно   приводить   свою   технику   в   порядок,   чтобы   с каждым разом играть всё лучше и лучше.

Статья ПЕРВЫЕ ШАГИ В ОСВОЕНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ.

Статья ПЕРВЫЕ ШАГИ В ОСВОЕНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ.

Статья ПЕРВЫЕ ШАГИ В ОСВОЕНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ.

Статья ПЕРВЫЕ ШАГИ В ОСВОЕНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ.

Статья ПЕРВЫЕ ШАГИ В ОСВОЕНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ.

Статья ПЕРВЫЕ ШАГИ В ОСВОЕНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ.

Статья ПЕРВЫЕ ШАГИ В ОСВОЕНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ.

Статья ПЕРВЫЕ ШАГИ В ОСВОЕНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ.

Статья ПЕРВЫЕ ШАГИ В ОСВОЕНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ.

Статья ПЕРВЫЕ ШАГИ В ОСВОЕНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ.

Статья ПЕРВЫЕ ШАГИ В ОСВОЕНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ.

Статья ПЕРВЫЕ ШАГИ В ОСВОЕНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2017