Статья по экологии (6 класс) на тему: Год Экологии ─ в традициях юннатства
Оценка 4.6

Статья по экологии (6 класс) на тему: Год Экологии ─ в традициях юннатства

Оценка 4.6
Образовательные программы +3
pdf
биология
Взрослым
27.07.2018
Статья по экологии (6 класс) на тему:  Год Экологии ─ в традициях юннатства
Статья по экологии (6 класс) на тему: Год Экологии ─ в традициях юннатства Инструкция по технике безопасности при работе на пришкольном участке включает: - общие требования безопасности; - требования безопасности перед началом работы; - требования безопасности во время работы; - требования безопасности при возникновении чрезвычайной ситуации; - требования безопасности по окончанию работ .
yunnatstvo_staya.pdf

 

Год Экологии ─ в традициях юннатства

Авторы: «Павловский» Зимарева Н.А., Мальцева Л.С., Киреева Е.А., педагоги ДДТ «Павловский»

В.А.Сухомлинский отмечал, что «духовная жизнь в годы детства и отрочества требует того, чтобы природа стала не каким-то придатком, фоном умственных интересов, а самой сутью жизненной среды».Все юннатские детские  проекты и движения, такие как  «Школьные лесничества», станции и кружки «Юных натуралистов» объединяло и объединяет одно слово – «неравнодушие».В этом учебном году исполняется 80-летний юбилей Дома детского творчества «Павловский», 100-летний юбилей юннатского движения, и 65-лет «российских школьных лесничеств». В сентябре этого года, в процессе подготовки к юбилеям,  мы нашли уникальные архивные материалы «Отчет кружка школьных лесничих» за 1982 год с черно-белыми фотографиями юннатов 80-х. Они натолкнули нас на мысль перелистнуть «странички из прошлого». Начинается отчет словами «На базе Дома пионеров города Павловска и Павловского парка создан отряд юных лесничих (30 человек), в который входят учащиеся школы № 315 и железнодорожной школы №14. Юные лесничие принимают активное участие в смотре «Руку дружбы – природе», в операциях «Зеленый наряд Отчизны», «Живое серебро», «Зернышко», «Птицеград»  др. За отчетный период 1982 года  юными лесничими было собрано 50 кг семян, 80 кг  ягод рябины, 200 кг желудей для подкормки животных и птиц. Во время операции  «Зимний сад» проводился конкурс на лучшее оформление и озеленение классов школ и Дома пионеров г. Павловска…». 

 

Вглядитесь в старые выцветшие фотографии, которым уже четверть века. Возможно, вы найдете на них себя или своих знакомых. Главное, что «эстафета доброты» не прерывается и сегодняшним ребятам также важно заботиться о братьях наших меньших или о вязах, заболевших голландской болезнью в нашем городе. Двадцать пять лет спустя ребята вновь спешат «делать добрые дела», собирая бумагу и батарейки, ухаживая за животными, проводя акции на особо охраняемой природной территории в долине реки Поповки, реализуют интересные природоохранные, краеведческие и туристические проекты в своем районе, в городе и даже на всероссийском уровне. 

Как известно потенциал местности  окрестностей города Павловска для ее естественнонаучного изучения всегда привлекал сюда ученых естествоиспытателей. Истоки юннатского движения в Санкт-Петербурге зарождались еще до 1918 года (официально год возникновения юннатского движения – 1918, когда появилась первая юннатская станция в Москве в Сокольниках). Давайте обратимся к истокам этого движения в Петербурге-Петрограде.

Нам кажется важным тот факт, что именно в Павловске более ста лет назад в 1910 году появилась «Первая школьная биостанция в России». Это был Практический институт природоведения. Идея популяризации естествознания, передачи знаний увлекала  многих педагогов и нашла воплощение в созданной ими биостанции-институте. Этот институт располагался в Павловске, на территории бывшей Александровой дачи. Правда, он просуществовал сравнительно недолго и перерос в идею создания первой «школьной экскурсионной станции». В Петрограде  с 1918 года  эти занимался известный педагог, автор учебника «Три царства природы» И.И.Полянский.  Ещё до революции он стал одним из  педагогов-методистов естествознания. 

В декабре 1918 года И.И. Полянский предложил проект открытия школьных станций, но уже более масштабный, предполагавший большее число станций. Кроме того, проект активно обсуждался на заседаниях Общества по распространению естественноисторического образования (ОРЕО) стало первым в России обществом, ставившим своей целью именно популяризацию естествознания. В общество входили многие известные ученые и педагоги. На первом же собрании ОРЕО было сформировано экскурсионное бюро, которое возглавил И.И. Полянский, заметно повлиявшее на развитие краеведения и экскурсионного дела не только в Петербурге, но и в России. Проект И.И. Полянского, хотя и с некоторыми изменениями, удалось реализовать. При Отделе единой трудовой школы Наркомпроса была создана Экскурсионная секция, окончательно сформировавшаяся к февралю 1919 г. Основной задачей на первом этапе существования секции стало создание вышеупомянутой системы загородных естественнонаучных экскурсионных станций. К маю 1919 г. удалось организовать шесть экскурсионных станций (расположившихся как в пригородах, так и в черте города), в том числе  Павловскую (в г. Павловск). Естественнонаучная школьная экскурсионная станция только за лето пропускала десятки тысяч школьников города.

К лету1921 г. в Петрограде и его окрестностях существовали уже не менее десяти естественнонаучных школьных экскурсионных станций, были организованы съезды педагогов-естественников, стал регулярно выходить журнал«Естествознание в школе», освещавший работу ОРЕО.В1921г. Экскурсионная секция, в подчинении которой находилась станция, стала издавать специализированный журнал «Экскурсионное дело». Редакторами издания были И.И. Полянский и В.М. Шимкевич. Одной из первых и самых крупных была Павловская станция. Она располагалась в Павловске на территории, так называемой, Анненковой дачи, получив в качестве помещения для работы два двухэтажных деревянных здания  бывшие дачи.

Вспомнив несколько фактов из истории зарождения и развития школьных биологических и экскурсионных станций в Павловске,  вернемся к юннатскому движению, продолжающемуся и в настоящее время. Инструкторская биостанция им. В.В.

Половцова в г. Павловске, архив семьи Райковых

Мы нашли в архивах журнал «Юный натуралист» за 1989 год (Юный Натуралист 1989-05, страница 4), где есть статья  «Навстречу юннатскому слету», в которой  рассказывается об исследованиях юннатов шестиклассников в Павловске (Антон Калюжный, Павел Митрофанов, Алеша Пинкевич, Павел Драга – юные исследователи водоемов Павловска, рук. Н.Я. Машарская ). Ребята докладывали о результатах своих исследований на слете юных друзей природы в Артеке. В статье «Прудам быть чистыми» Антона Калюжного читаем: «Вот уже три года я занимаюсь в кружке гидробиологии…

Наша группа провела в окрестностях Павловска 10 дней. Мы

историю прудов,  самого города и реки Славянки, жизнь животных и растений, устанавливали причины        загрязнения водоемов, источники пополнения воды.  К сожалению, пруды и река Славянка сильно загрязнены…». 

Идет время, а детский интерес к

окружающему           миру

неизменным. И         сегодня многие из тем, которые были популярны у юннатов 80-х и 90-х годов.

                Сегодня      в      Доме

творчества «Павловский» кипит работа в традициях      юннатства инновационными подходами с учетом современных тенденций естествознания и      экологии.       Но       одно

неизменным – все образование строится на познавательном интересе детей и их неравнодушии.

Попробуем вспомнить поразмышлять об этом вместе с воспитанниками      и                      их странички      отзывов          и весело шагать…»:

Есть в Павловске такое место, цветы и поют птицы. Туда

кого малышами уже назвать нельзя. Это экологический отдел ДДТ «Павловский». Мне, как родителю, кажется, что именно здесь могут раскрыться таланты и лучшие качества ребенка в полной мере: от умения общаться до самых лучших особенностей его души – любви, заботы, сострадания. То, что однажды возникло по отношению к братьям нашим меньшим, обязательно вернется к нам, родителям. И еще одна уникальная особенность этого места, здесь всегда рады не только детям, но и их родителям…Мы, действительно, всегда открыты  для детей и родителей. Познакомить их со своими детьми, помочь увидеть в них то, что в семейных буднях не разглядеть  – одна из наших задач. Особо важна  установка на союзничество с ребенком, на понимание его интересов…

Одним из  привлекательных мест, своеобразным «магнитом» для детей и взрослых стал «Живой уголок», в котором работают Курчавова Н. И., Рябчикова С.А. и другие педагоги. Вот как вспоминает свою историю наша выпускница Курчавова Настя: «Я занималась в ДДТ с 5-го класса. Пришла в «Живой уголок» и осталась здесь навсегда, до выпуска. Для меня этот отдел – второй дом, т.к. здесь меня всегда ждут, понимают,  помогают и словом, и делом. Сейчас я просто не представляю свою жизнь отдельно от своих питомцев…

С годами пришли знания, мы стали выезжать наразличного уровня конкурсы и олимпиады, успешно представлять свои проекты и исследования. Во время подготовки к серьезным мероприятиям, я познакомилась с ребятами, занимающимися в других направлениях ДДТ, открыла много нового и интересного для себя. Я поняла, что в «этом доме» любят детей, здесь можно заниматься всем тем, что вызывает интерес и любопытство. Наш отдел я люблю за то, что здесь учат любить друг друга, ценить дружбу, беречь и охранять природу. Отношения с преподавателями здесь очень близкие, они нам каждая, порой, как мама.  Уверена, что в отделе меня ждут всегда, в каком бы настроении я не находилась. Здесь педагоги ко всему очень ответственно относятся и учат нас быть таковыми».Все детские исследования объединяет одно слово «увлеченность». Здесь преподают не только науки, но воспитывают широту души… Подтверждение тому слова нашего выпускника Карпича Андрея: «Мне симпатично, что здесь прокладывают к человеку дорогу не со стороны рацио, а через его душу. Сегодня эта российская идея душевности и духовности особенно важна, потому что помогает противостоять натиску на человека современного общества…Я не противник технического прогресса, но я решительно возражаю против вычеркивания временем из российского словаря понятий: доброта, бескорыстие, сердечность, любовь к родной земле. Всему этому и учат в ДДТ « Павловский».Откуда подобная мудрость? Почему доброта? Потому что любовь! Именно в ее сопровождении течет жизнь в нашем Доме творчества. Педагогику здесь рассматривают исключительно как искусство любви к детям. Важна педагогическая мысль, но не менее весомо педагогическое чувство, только оно решает успех дела. «Как любить ребенка?»  спрашивал Януш Корчак и ответу на этот вопрос посвятил целую книгу. Дети  это живые жизни, и жизни замечательные, поэтому относиться к ним надо как к товарищам, уважать их права. Первое из которых право на радость. Поэтому в нашем коллективе с первых дней было множество интересных игровых форм. Умение любить детей такими, какие они есть, чтобы от этой любви они становились лучше,  еще один штрих к портрету коллектива Дома творчества. Вот что пишет мама троих детей, занимающихся в объединениях эколого-краеведческой направленности  ДДТ Ячменькова Э.А.:«Тут умудряются видеть в человеке то, что он сам в себе (пока!) еще не видит. И умеют провести переоценку ценностей» говорят наши выпускники и родители: «Это замечательное место, где дети учатся самостоятельности и общению, получают хорошие крепкие знания, которые помогают в учебе, и жизни. Сюда, в наше неспокойное время, не страшно отпустить ребенка в различные поездки и лагеря, так как особая атмосфера доброжелательности общение с незаурядными людьми – преподавателями, учителями, наставниками, увлечет и изменит даже проблематичных (неорганизованных) детей.Любовь к природе,  всему живому, которая обязательно здесь проснется, поможет определить свой дальнейший жизненный путь…».

Нельзя не вспомнить и еще об одном объединении Дома детского творчества – «Экобум», который возглавляет Кузнецова Т.В.  Она учит ребят подмечать красоту в природе и создавать ее своими руками, а ее фильмы, созданные совместно с ребятами, покоряют и детей, и взрослых.

Всегда рядом с экологами педагоги туристического и краеведческого направления. Это один отдел, в рамках которого творят опытные краеведы Сафонова Т.К.,  Лазаренкова Н.А., Родимина М.П., Матюшичева В.С.  и туристы Байчурины А.А. и Е.И., Михайлова

Н.В., Тужиков А.В.  под началом Лейдикер Я.Г.

В общих проектах «Клуб путешественников», «Листая зимние страницы», «Краеведческие чтения им. Б.В.Януша», «Арктика   душа моя» и других объединяются, казалось бы, разные и, в тоже время, родственные направления. 

И вновь говорят дети:

     «ДДТ для меня – второй дом...»;

     «я занимаюсь в ДДТ почти 3 года, он стал для меня вторым домом. Здесь я научилась многому, здесь я чувствую себя легко и уверенно: могу защитить проект или …, или пополнить «Копилку добрых дел»…;

     «… это место, где ребята могут узнавать новое о животных: как они выглядят, чем питаются, как появляются на свет»; «это маленький уголок природы…»;

     « это маленький уголок природы, где легко дышится»;

     «Объединение «Следопыты» меня многому научило. Это родной коллектив. Мне здесь интересно заниматься, особенно выезжать на городские мероприятия».

 

 

Год Экологии ─ в традициях юннатства

Год Экологии ─ в традициях юннатства

Москве в Сокольниках). Давайте обратимся к истокам этого движения в

Москве в Сокольниках). Давайте обратимся к истокам этого движения в

Наша группа провела в окрестностях

Наша группа провела в окрестностях

Это экологический отдел ДДТ «Павловский»

Это экологический отдел ДДТ «Павловский»

Любовь к природе, всему живому, которая обязательно здесь проснется, поможет определить свой дальнейший жизненный путь…»

Любовь к природе, всему живому, которая обязательно здесь проснется, поможет определить свой дальнейший жизненный путь…»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.07.2018