Актуализация «Все мы пассажиры одного корабля программы по имени Земля, -
Школьные годы – это годы бесконечных открытий, удивления, восхищения и, конечно, же труда, труда интеллектуального, духовного, годы формирования жизневосприятия, видения предметов и явлений. И нет, и не может быть ничего благороднее, сложнее и ответственнее, чем обеспечение будущего нашей Родины – воспитание человека, способного изменить мир к лучшему, сделать его чище, добрее, справедливее, научиться быть по- настоящему счастливым и успешным. Сейчас перед государством, школой, воспитателями и родителями стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только здоровым и крепким, не только полноценным членом общества, но и инициативным, думающим работником в будущем, способным на творческий подход к любому делу, за которое бы он и взялся. В школе должно быть все пронизано стремлением к красоте, поэтому в настоящее время большое внимание придается благоустройству городов и сел, территорий, прилегающих к образовательным учреждениям. Ребят необходимо учить чувствовать, понимать, ценить и, что самое главное, творить красоту. Поэтому нужно выбирать такие формы деятельности коллектива учащихся, их родителей и педагогов, которые явились бы развитием творческой деятельности, оказанием практической помощи в оформлении пришкольного двора и воспитанием у школьников бережного отношения к среде обитания. Школьный двор – часть образовательной среды, в которой протекает процесс социализации, воспитания и развития личности ребенка. Эта среда должна быть функциональна и комфортна, так как является составляющей частью процесса обучения. Кроме этого она должна быть и местом проведения свободного времени. Школьный двор – это территория детства, и для ребенка очень важно, в каком окружении пройдут такие важные периоды его жизни, как детство, отрочество, юность. Задача взрослых - сделать эту территорию безопасной, уютной, красивой. Чтобы вырастить детей хорошими людьми, надо сделать их детство счастливым. Желание учащихся, родителей, сотрудников школы учиться, работать, отдыхать не только со вкусом оформленных стенах школы, но и радоваться видом ухоженных цветущих клумб, спортивных и игровых площадок, расположенных на школьном дворе, привело к созданию программы. |
Антуан
де Сент-Экзюпери
Цели: lсоздание условий для социального становления и развития личности через организацию совместной познавательной, преобразовательной, природоохранительной деятельности детей и взрослых, осуществление действенной заботы о себе через заботу об окружающей среде «От экологии природы к экологии души» .
Задачи: ØРеализация познавательных и других интересов и потребностей ребенка через изучение природы своей малой и большой Родины средствами экологии, туризма и краеведения;
Ø Организация и претворение в жизнь посильных социально значимых дел, экологических операций, ролевых игр по сохранению природы и умножению ее богатств;
ØСбор накопительного материала различных форм и методов природоохранительной работы;
ØВоспитание экологической культуры школьников;
ØРазвитие у детей и подростков экологического опыта по взаимодействию с окружающим миром;
ØВключение школьников в экологический марафон, выполнение экологический операций;
ØУлучшение экологического состояния окружающей среды.
Содержание В программе участвуют отряды, классы, кружки, индивидуальные участники, познающие и улучшающие окружающий мир и природной наследие. программы
Программа построена на теоретическом изучении природы и экологии в
курсах программного материала уроков ознакомления с окружающим миром, биологии, географии и других предметов естественно-научного цикла, практической деятельности по сохранению окружающей среды.
В ходе реализации программы обучающиеся овладевают определенным
набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать проблемы экологии нашего региона и страны в целом, познакомиться с разнообразием животного и растительного мира планеты, причинами нарушений экологического равновесия.
В практической части программы дети знакомятся с теми видами
деятельности человека, которые не приносят вреда природе, а также вносят свой посильный вклад в сохранение природы.
В рамках данной программы дети приобщаются к здоровому образу
жизни через активные виды отдыха: экологические игры на местности, туристические походы, экскурсии, выходы в природу.
Направления 1. Познавательное.
в работе: 2. Природоохранительное.
3. Здоровьесберегающая.
Ожидаемый 1. Изучение богатства и разнообразия окружающего результат: мира.
2. Обогащение знаний и опыта общения с природой.
3. Овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, организаторскими способностями, расширение кругозора обучающихся.
4. Получение хорошей базы для самоопределения и профориентации.
5. Приобретение необходимой физической и моральной закалки, выносливости и мужества в походах, экскурсиях.
6. Формирования ценностного отношения к своей малой и большой Родине, любви к своему поселку, школе.
7. Воспитание экологической культуры.
Сроки реализации lСентябрь, октябрь – Старт осеннего этапа экологического марафона, программы озеленение, субботники, экскурсии, поездки, классные часы, расчистка родников
lНоябрь, декабрь – изготовление кормушек, экскурсии, экологические игры, изготовление листовок
lЯнварь, февраль – сбор корма для птиц, выступление членов экологического кружка с устным журналом, видеолекторий, классные часы, сбор материалов для экологических проектов.
lМарт, апрель – Дни защиты от экологической опасности, День Земли,
lМарш парков, изготовление скворечников, игры на местности, озеленение школьного двора, обработка клумб, участков, изготовление листовой «Внимание первоцветы!», субботники в поселке, школьном дворе, фотовыставка, классные часы.
lМай, июнь, июль, август – походы, экскурсии, фотоохота, сбор гербариев, материалов для экологических проектов.
Составлена Учителем биологии Баштовой И.В.
Принята на педагогическом Совете МБОУ СОШ№7
Озеленение школы |
|
|
|
(Информационный материал был собран в ходе реализации проекта отрядами 6,7 классов) |
|
|
|
l Школа хорошо озеленена. Здоровый микроклимат могут поддерживать лишь специально подобранные цветы. Как показали исследования ученых, комнатные растения выделяют более 300 летучих веществ, которые оказывают благотворительное влияние на человеческий организм
l Большинство представителей флоры обладают фитонцидными свойствами, то есть способны убивать бактерии и задерживать рост вредных микроорганизмов. К таким растениям с сильным фитонцидным действием относятся аспарагус, монстера, хлорофитум. В ходе экспериментов установлено, что если в кабинете находится 4-6 горшков с хлорофитумом, то в течение 24 часов погибает 80% всей патогенной микрофлоры. С различными грибками хорошо борются опунция и алоэ. А скромница красула может уменьшить численность плесневых грибков в 7 раз!
l Некоторые растения убивают даже вирусы – это мирт, эвкалипты шариковый и прутовидный.
l Из-за недостатка в помещении кислорода, этого живительного газа резко снижается работоспособность и может даже возникнуть гипоксия – плохое кровоснабжение головного мозга, что неминуемо ведет к быстрой утомляемости. Настоящей кислородной установкой можно считать сансевиеру, или, в просторечии, щучий хвост. Особенно продуктивно она работает в дневное время. А всем известное кофейное дерево прекрасно озонирует воздух.
l С токсинами и другими вредными веществами, попадающими в кабинеты с улицы, справятся плющ, различные виды фикусов, филодендроны и вышеупомянутое алоэ.
l Розмарин, мелисса, монстера, пеларгония могут быстро снять нервное напряжение
Экологическая тропа
•Познакомить обучающихся с видами деревьев, с их ролью в жизни человека, особенностями произрастания растений родного края и других мест обитания.
•Учить распознавать растения природе
•Воспитывать бережное отношение к природе, уметь вести себя в ней.
(В ходе экскурсии используются материалы собранные в ходе реализации проектов «Деревья школьного дендрария» 9 кл, «Мое
любимое дерево» 4 кл.)
Все в жизни начинается с порога, Выходя на школьный порог каждый
день мы по привычке забываем остановиться и полюбоваться этим видом. Взгляните
вокруг, ведь этого могло и не быть. Но нашлись такие люди учителя нашей школы
Серегин И.В., Беленко А.П., Беленко Г.И., Попкова Г.Л. и др. , которые решили
сделать школьный двор прекрасным уголком. С первого года существования нашей
школы стало традицией – выпускники сажают дерево, как символ жизни, как бы
оставляя частичку своей души около стен родной школы. Прошли годы, деревцев
становилось все больше, они подрастали, и школа превратилась в цветущий сад, в
лесную опушку, в прекрасный оазис, где можно отдохнуть после уроков, это
прекрасный материал для наблюдений. И по праву его можно назвать дендрарием.
Что означает это слово? В переводе дендро – это дерево, дендрарий – это разные
виды деревьев, с разных уголков земли, которые человек посадил в этом месте,
наблюдает и ухаживает за ними.
В нашем дендрарии всего более 300 деревьев и кустарников. Одно дерево в сутки выделяет столько кислорода, сколько нужно одному человеку. Значит у нас в школьном дворе сверх чистый воздух, коллектив школы не превышает 300 человек.
Самые многочисленные представители:
Черемуха – 60 деревьев
Берез – 20
Елей – 27
Кленов – 17
Всего собрано более 40 видов.
Давайте поближе с ними познакомимся.
«Центральная аллея».
Поведает нам, с чего все начиналось. Дендрарий был заложен весной 1968 года. Первые выпускники посадили клены у ворот школы. Если посмотреть на пятипалый листик клена, то он напоминает руку человека. Они как бы здороваются со всеми, кто заходит в школьный двор и приглашают войти. Клены и липы на том участке - это представители нашей местности. Из сока клена делают сахар, красители, из древесины музыкальные инструменты, изысканную мебель. Клен – национальное дерево Канады.
В 1969 году были завезены и посажены сосны, березы, туи которые являются украшением нашей школы
« Поляна неожиданных встреч»
- А встречает нас здесь молоденькая рябинка.
С глубокой древности полюбил русский народ рябинку, сколько стихов и песен сложено. Дерево наделяли волшебной силой сажали около домов, считалось, что она защищает человека от всяческих бед. Развешивали в домах от порчи, больных выносили под деревья. Если опустить веточку в воду, то она очистится от микробов и освежится. Пересыпали рубленными листьями картофель и морковь, чтобы не портились. Это лекарственное растение: лечит болезнь сердца, простуду.
Рябинка пригласила на свою поляну деревья из разных уголков земли
Можжевельник – житель северных районов, Северной Америки. Оно очищает воздух в 6 раз больше, чем листья деревьев. Древесина не гниет, делают чашки, миски, хранили молоко, и оно не портилось. Шишкоягоды – сахар, пряности, эфирное масло используется в медицине. «Карандашное дерево» в Америке.
Туя – сестра из южных районов, не любит морозов, предпочитает влагу и плодородную почву. Живет 500 – 800 лет. Декоративное растение, для украшения садов, скверов.
Платан – бесстыдник, нет коры. Житель Азии. В Индии, Греции считается священным деревом. Ему нужно тепло и влага. Долгожитель, живет до 2 300 лет. Ценная древесина, из которой изготавливают декоративную мебель, шкатулки. Занесен в Красную книгу.
Софора японская – любит сухой климат. Это лекарственное растение, прекрасный медонос.
Катальпа похожи с нашей акацией. Они южанки. Листочки у них только появляются, ждут тепла.
Каштан конский – житель Албании, Греции, Болгарии. Им озеленяют улицы городов, очищает воздух от выхлопных газов. Очень красивые листья и цветы, как свечи. Прекрасный медонос.
Боярышник декоративный – для садов и парков, а в природе обыкновенный. Лекарственное растение.
Липа – известное вам дерево. Как применяет ее человек? Медонос, лекарственное растение от простуды, на Руси плели лапти, из древесины – посуду, музыкальные инструменты, матрешки.
Вяз мелколистый растет в наших лесах. Он очищает воздух от самого вредного газа, задерживает пыль больше, чем другие деревья. Вяз – пылесос.
Древесина крепкая, долговечная.
выполнены самими ребятами, написаны творческие работы по теме проекта о защите редких растений и животных.
Операция
«Аллея выпускников»
|
Поездки, походы,
Наличие школьного автобуса позволяет совершать однодневные поездки и экскурсии. В них ребята узнают много нового и интересного о экологической обстановке, знакомятся с растениями и животными Адыгеи. Эти мероприятия источник заряда бодрости и хорошего настроения.
заповедника в п.Гузерипль
Пещера «Нежная»
Обучающиеся школы с проектами публично
выступают на различных уровнях
В рамках экологического марафона проведены операции по благоустройству школьного двора и поселка.
Школьная практика подтверждает, что уголок живой природы выполняет большую познавательную и воспитательную роль.
Он всегда привлекает внимание и является местом отдыха для учащихся и гостей школы.
Проведена акция «Птицы наши друзья» по сбору кормов для пернатых. В конкурсе «Домики для приц» приняли участия отряды 6-7 классов
Ребенок в природе должен быть не только наблюдателем, надо научить его трудиться на земле и в классе, ухаживая за растениями, активно участвовать в решении экологических проблем
Операция «Клумба»
Отрядам было дано задание оформление клумб.
Проведен конкурс, отмечены лучшие
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.