Статья по географии роль и значение краеведения на уроках географии

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 29.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В процессе развития краеведения в России наметилось два его направления: научное и школьное. Важную роль в развитии школьного краеведения сыграл К.Д. Ушинский, который в ряде своих работ теоретически обосновал «родиноведческий принцип» в обучении, показал большое воспитательное и образовательное значение изучения родного края. В последние годы значительно возросла роль краеведения в школе. Учебные программы требуют от учителя максимального привлечения краеведческого материала в процессе обучения – о природе, истории, экономике, культуре своего края, экологических проблемах, охране окружающей среды; проведения практических занятий на местности, активное привлечение учащихся к самостоятельной работе по изучению родного края. Школьное краеведение расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессии.
Иконка файла материала РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ КРАЕВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ.docx
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ КРАЕВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ.              Краеведение, как народное знание о своих родных местах, зародилось в далеком прошлом. У всех народов мира, во все времена были люди, хорошо знавшие окружающую их   местность,   ее   природу,   прошлое   и   современную   жизнь.   Свои   знания   устно   или   в различных документах они передавали последующим поколениям.        В процессе развития краеведения в России наметилось два его направления: научное и школьное.   Важную   роль   в   развитии   школьного   краеведения   сыграл   К.Д.   Ушинский, который   в   ряде   своих   работ   теоретически   обосновал   «родиноведческий   принцип»   в обучении, показал большое воспитательное и образовательное значение изучения родного края.                 В   последние   годы   значительно   возросла   роль   краеведения   в   школе.   Учебные программы требуют от учителя максимального привлечения краеведческого материала в процессе обучения – о природе, истории, экономике, культуре своего края, экологических проблемах, охране окружающей среды; проведения практических занятий на местности, активное   привлечение   учащихся   к   самостоятельной   работе   по   изучению   родного   края. Школьное   краеведение   расширяет   кругозор   и   развивает   познавательные   интересы учащихся,   приобщает   к   творческой   деятельности,   формирует   практические   и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессии.        Изучение своего края можно проводить, как на уроках, так и на кружке. Но из­за того, что на кружок ходит незначительное количество учащихся и в основном это учащиеся 5­6 классов, то основные вопросы по родному краю надо рассматривать на уроках. Программа по   географии   в   5   классе   ориентирована   на   получение   широкого   круга   краеведческих сведений. Уже на первых уроках следует знакомить учащихся с методикой организации метеорологических   и   фенологических   наблюдений.   Можно   организовать   экскурсию   в пределах школьного двора.                    При  изучении  темы  «План  местности» учащиеся  расширяют   знания  о способах ориентирования, составляют план местности, работают с топографическими картами своей местности.   Для   закрепления   краеведческих   знаний   следует   провести   топографический диктант,   в   который   включить   конкретные   физико­географические   объекты   территории Саратовской области.          При изучении темы «Атмосфера», особенно таких сложных географических понятий, как «погода» и «климат», следует опираться на систематические наблюдения учащимися за атмосферными   явлениями   и   за   характерными   признаками   погоды   и   климата   своей местности. Целесообразно вести «Дневник погоды», который учитель должен проверять регулярно. За определенный промежуток времени учащиеся проводят анализ состояния погоды и делают вывод: какие происходили изменения атмосферных явлений.         При изучении темы «Внутреннее строение Земли» ребята знакомятся с рельефом и полезными   ископаемыми   Саратовской   области.   Им     можно   раздать   контурную   карту Саратовской области, на которую они нанесут рельеф и полезные ископаемые.   Ребята должны познакомиться с коллекцией горных пород области.         В теме «Гидросфера» можно провести практическую работу, где учащиеся по плану с помощью карты опишут одну из рек области.        При изучении темы «Биосфера» учащиеся могут сделать презентации или сообщения о растительном и животном мире Саратовской области.         Курс географии материков и океанов в 7 классе, по сравнению с начальным курсом физической географии, имеет ограниченные возможности в осуществлении краеведческого подхода, но и при изучении этого курса возможен краеведческий подход. Он состоит в том, что   особенности   природы   изучаемой   территории   сравниваются   с   соответствующими природными   явлениями   нашей   местности.   Такое   сравнение   помогает   лучше   понять особенности природы других территорий.Систематически   следует   использовать   краеведческий   материал   при   изучении         Одной из задач курса «География России» является изучение учащимися общих и  региональных закономерностей развития природы. Большое значение в осуществлении  краеведческого подхода при изучении природы России состоит в том, что он обеспечивает  развитие представлений о нашем крае как составной части всей страны. Необходимо  продолжить работу с контурной картой Саратовской области. При изучении  географического положения учащиеся определяют координаты области, ее  геополитическое положение   особенностей природы и природных ресурсов.       Краеведческий материал необходимо использовать и в курсе экономической географии. Объектами экономического краеведения являются: население, отрасли промышленности и сельского хозяйства, архитектура, культура. Например, изучая тему «Населения» можно провести   практическую   работу,   в   которой   рассматриваются   вопросы   численности, естественного   движения,   миграции,   плотности,   национального   состава;   высчитывается процентное соотношение с общими показателями страны.   Саратовской области, рассматривать её в сравнении с другими регионами нашей страны.           Параллельно   с   изучением   каждой   темы   целесообразно   включать   материал   о