Статья по географии роль и значение краеведения на уроках географии
Оценка 4.8

Статья по географии роль и значение краеведения на уроках географии

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
география
8 кл
29.01.2017
Статья по географии роль и значение краеведения на уроках географии
В процессе развития краеведения в России наметилось два его направления: научное и школьное. Важную роль в развитии школьного краеведения сыграл К.Д. Ушинский, который в ряде своих работ теоретически обосновал «родиноведческий принцип» в обучении, показал большое воспитательное и образовательное значение изучения родного края. В последние годы значительно возросла роль краеведения в школе. Учебные программы требуют от учителя максимального привлечения краеведческого материала в процессе обучения – о природе, истории, экономике, культуре своего края, экологических проблемах, охране окружающей среды; проведения практических занятий на местности, активное привлечение учащихся к самостоятельной работе по изучению родного края. Школьное краеведение расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессии.
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ КРАЕВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ.docx
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ КРАЕВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ.              Краеведение, как народное знание о своих родных местах, зародилось в далеком прошлом. У всех народов мира, во все времена были люди, хорошо знавшие окружающую их   местность,   ее   природу,   прошлое   и   современную   жизнь.   Свои   знания   устно   или   в различных документах они передавали последующим поколениям.        В процессе развития краеведения в России наметилось два его направления: научное и школьное.   Важную   роль   в   развитии   школьного   краеведения   сыграл   К.Д.   Ушинский, который   в   ряде   своих   работ   теоретически   обосновал   «родиноведческий   принцип»   в обучении, показал большое воспитательное и образовательное значение изучения родного края.                 В   последние   годы   значительно   возросла   роль   краеведения   в   школе.   Учебные программы требуют от учителя максимального привлечения краеведческого материала в процессе обучения – о природе, истории, экономике, культуре своего края, экологических проблемах, охране окружающей среды; проведения практических занятий на местности, активное   привлечение   учащихся   к   самостоятельной   работе   по   изучению   родного   края. Школьное   краеведение   расширяет   кругозор   и   развивает   познавательные   интересы учащихся,   приобщает   к   творческой   деятельности,   формирует   практические   и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессии.        Изучение своего края можно проводить, как на уроках, так и на кружке. Но из­за того, что на кружок ходит незначительное количество учащихся и в основном это учащиеся 5­6 классов, то основные вопросы по родному краю надо рассматривать на уроках. Программа по   географии   в   5   классе   ориентирована   на   получение   широкого   круга   краеведческих сведений. Уже на первых уроках следует знакомить учащихся с методикой организации метеорологических   и   фенологических   наблюдений.   Можно   организовать   экскурсию   в пределах школьного двора.                    При  изучении  темы  «План  местности» учащиеся  расширяют   знания  о способах ориентирования, составляют план местности, работают с топографическими картами своей местности.   Для   закрепления   краеведческих   знаний   следует   провести   топографический диктант,   в   который   включить   конкретные   физико­географические   объекты   территории Саратовской области.          При изучении темы «Атмосфера», особенно таких сложных географических понятий, как «погода» и «климат», следует опираться на систематические наблюдения учащимися за атмосферными   явлениями   и   за   характерными   признаками   погоды   и   климата   своей местности. Целесообразно вести «Дневник погоды», который учитель должен проверять регулярно. За определенный промежуток времени учащиеся проводят анализ состояния погоды и делают вывод: какие происходили изменения атмосферных явлений.         При изучении темы «Внутреннее строение Земли» ребята знакомятся с рельефом и полезными   ископаемыми   Саратовской   области.   Им     можно   раздать   контурную   карту Саратовской области, на которую они нанесут рельеф и полезные ископаемые.   Ребята должны познакомиться с коллекцией горных пород области.         В теме «Гидросфера» можно провести практическую работу, где учащиеся по плану с помощью карты опишут одну из рек области.        При изучении темы «Биосфера» учащиеся могут сделать презентации или сообщения о растительном и животном мире Саратовской области.         Курс географии материков и океанов в 7 классе, по сравнению с начальным курсом физической географии, имеет ограниченные возможности в осуществлении краеведческого подхода, но и при изучении этого курса возможен краеведческий подход. Он состоит в том, что   особенности   природы   изучаемой   территории   сравниваются   с   соответствующими природными   явлениями   нашей   местности.   Такое   сравнение   помогает   лучше   понять особенности природы других территорий. Систематически   следует   использовать   краеведческий   материал   при   изучении         Одной из задач курса «География России» является изучение учащимися общих и  региональных закономерностей развития природы. Большое значение в осуществлении  краеведческого подхода при изучении природы России состоит в том, что он обеспечивает  развитие представлений о нашем крае как составной части всей страны. Необходимо  продолжить работу с контурной картой Саратовской области. При изучении  географического положения учащиеся определяют координаты области, ее  геополитическое положение   особенностей природы и природных ресурсов.       Краеведческий материал необходимо использовать и в курсе экономической географии. Объектами экономического краеведения являются: население, отрасли промышленности и сельского хозяйства, архитектура, культура. Например, изучая тему «Населения» можно провести   практическую   работу,   в   которой   рассматриваются   вопросы   численности, естественного   движения,   миграции,   плотности,   национального   состава;   высчитывается процентное соотношение с общими показателями страны.   Саратовской области, рассматривать её в сравнении с другими регионами нашей страны.           Параллельно   с   изучением   каждой   темы   целесообразно   включать   материал   о

Статья по географии роль и значение краеведения на уроках географии

Статья по географии роль и значение краеведения на уроках географии

Статья по географии роль и значение краеведения на уроках географии

Статья по географии роль и значение краеведения на уроках географии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017