В процессе развития краеведения в России наметилось два его направления: научное и школьное. Важную роль в развитии школьного краеведения сыграл К.Д. Ушинский, который в ряде своих работ теоретически обосновал «родиноведческий принцип» в обучении, показал большое воспитательное и образовательное значение изучения родного края.
В последние годы значительно возросла роль краеведения в школе. Учебные программы требуют от учителя максимального привлечения краеведческого материала в процессе обучения – о природе, истории, экономике, культуре своего края, экологических проблемах, охране окружающей среды; проведения практических занятий на местности, активное привлечение учащихся к самостоятельной работе по изучению родного края. Школьное краеведение расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессии.
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ КРАЕВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ.
Краеведение, как народное знание о своих родных местах, зародилось в далеком
прошлом. У всех народов мира, во все времена были люди, хорошо знавшие окружающую
их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь. Свои знания устно или в
различных документах они передавали последующим поколениям.
В процессе развития краеведения в России наметилось два его направления: научное и
школьное. Важную роль в развитии школьного краеведения сыграл К.Д. Ушинский,
который в ряде своих работ теоретически обосновал «родиноведческий принцип» в
обучении, показал большое воспитательное и образовательное значение изучения родного
края.
В последние годы значительно возросла роль краеведения в школе. Учебные
программы требуют от учителя максимального привлечения краеведческого материала в
процессе обучения – о природе, истории, экономике, культуре своего края, экологических
проблемах, охране окружающей среды; проведения практических занятий на местности,
активное привлечение учащихся к самостоятельной работе по изучению родного края.
Школьное краеведение расширяет кругозор и развивает познавательные интересы
учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и
интеллектуальные умения, помогает в выборе профессии.
Изучение своего края можно проводить, как на уроках, так и на кружке. Но изза того,
что на кружок ходит незначительное количество учащихся и в основном это учащиеся 56
классов, то основные вопросы по родному краю надо рассматривать на уроках. Программа
по географии в 5 классе ориентирована на получение широкого круга краеведческих
сведений. Уже на первых уроках следует знакомить учащихся с методикой организации
метеорологических и фенологических наблюдений. Можно организовать экскурсию в
пределах школьного двора.
При изучении темы «План местности» учащиеся расширяют знания о способах
ориентирования, составляют план местности, работают с топографическими картами своей
местности. Для закрепления краеведческих знаний следует провести топографический
диктант, в который включить конкретные физикогеографические объекты территории
Саратовской области.
При изучении темы «Атмосфера», особенно таких сложных географических понятий,
как «погода» и «климат», следует опираться на систематические наблюдения учащимися за
атмосферными явлениями и за характерными признаками погоды и климата своей
местности. Целесообразно вести «Дневник погоды», который учитель должен проверять
регулярно. За определенный промежуток времени учащиеся проводят анализ состояния
погоды и делают вывод: какие происходили изменения атмосферных явлений.
При изучении темы «Внутреннее строение Земли» ребята знакомятся с рельефом и
полезными ископаемыми Саратовской области. Им можно раздать контурную карту
Саратовской области, на которую они нанесут рельеф и полезные ископаемые. Ребята
должны познакомиться с коллекцией горных пород области.
В теме «Гидросфера» можно провести практическую работу, где учащиеся по плану с
помощью карты опишут одну из рек области.
При изучении темы «Биосфера» учащиеся могут сделать презентации или сообщения о
растительном и животном мире Саратовской области.
Курс географии материков и океанов в 7 классе, по сравнению с начальным курсом
физической географии, имеет ограниченные возможности в осуществлении краеведческого
подхода, но и при изучении этого курса возможен краеведческий подход. Он состоит в том,
что особенности природы изучаемой территории сравниваются с соответствующими
природными явлениями нашей местности. Такое сравнение помогает лучше понять
особенности природы других территорий.Систематически следует использовать краеведческий материал при изучении
Одной из задач курса «География России» является изучение учащимися общих и
региональных закономерностей развития природы. Большое значение в осуществлении
краеведческого подхода при изучении природы России состоит в том, что он обеспечивает
развитие представлений о нашем крае как составной части всей страны. Необходимо
продолжить работу с контурной картой Саратовской области. При изучении
географического положения учащиеся определяют координаты области, ее
геополитическое положение
особенностей природы и природных ресурсов.
Краеведческий материал необходимо использовать и в курсе экономической географии.
Объектами экономического краеведения являются: население, отрасли промышленности и
сельского хозяйства, архитектура, культура. Например, изучая тему «Населения» можно
провести практическую работу, в которой рассматриваются вопросы численности,
естественного движения, миграции, плотности, национального состава; высчитывается
процентное соотношение с общими показателями страны.
Саратовской области, рассматривать её в сравнении с другими регионами нашей страны.
Параллельно с изучением каждой темы целесообразно включать материал о