Статья по обмену опытом
Оценка 4.9

Статья по обмену опытом

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
администрации
Взрослым
25.04.2018
Статья по обмену опытом
Одним из факторов, существенно влияющих на ход и результат образовательного процесса в любой образовательной организации, являются методы обучения. Правильно выбранные методы способны плодотворно влиять на этот процесс, ошибки или невнимательность преподавателя к данному вопросу снижают эффективность обучения, профессиональной подготовки обучаемых. Именно поэтому внимание преподавателей и ученых к проблеме методов обучения, которые составляют самостоятельный раздел дидактики, всегда было велико. Методы обучения входят в категориальный аппарат педагогики профессионального образования как один из важных структурных элементов.
Н.Ю.Титова, ГБПОУ БППК, статья.docx
ВЫБОР МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Н.Ю. Титова,  преподаватель спецдисциплин,  ГБПОУ «Бугульминский профессионально­педагогический колледж» Одним   из   факторов,   существенно   влияющих   на   ход   и   результат образовательного   процесса   в   любой   образовательной   организации,   являются методы обучения. Правильно выбранные методы способны плодотворно влиять на   этот   процесс,   ошибки   или   невнимательность   преподавателя   к   данному вопросу   снижают   эффективность   обучения,   профессиональной   подготовки обучаемых. Именно поэтому внимание преподавателей и ученых к проблеме методов обучения, которые составляют самостоятельный раздел дидактики, всегда было велико.   Методы   обучения   входят   в   категориальный   аппарат   педагогики профессионального образования как один из важных структурных элементов. Первоначально метод обучения воспринимался упрощенно и означал способ изложения. По мере развития образовательной практики и педагогической науки отношение   к   данной   категории   изменилось,   на   нее   стали   возлагать   большие надежды. Однако, несмотря на диалектическую сущность этой категории, она изменяется и переосмысливается гораздо медленнее, чем другие педагогические понятия. Понятие   «метод»   указывает   на   существование   определенного   способа достижения какой­либо цели в образовательном  процессе, и на достижение этой цели   в   процессе   и   результате   определенным   образом   организованной, упорядоченной педагогической деятельности. Если имеются сходные учебные ситуации, учебные структуры, то возможно применение одних и тех же методов с одинаковым ожиданием успеха, т. е. существует воспроизводимость методов в сходных педагогических условиях. Выбор методов обучения преподавателем зависит от учебной дисциплины, дидактических целей и задач, содержания учебного материала, формы обучения, учебно­методической   базы   образовательной   организации.   Преподаватель свободен   в   выборе   дидактических   методов,   но   ряд   объективных   факторов ограничивают его инициативу, например состояние учебно­методической базы. Дидактические   методы   –   это   способы   совместной   теоретической   и практической   деятельности   преподавателей   и   студентов   по   достижению дидактических целей и задач. Необходимо отметить, что помимо общепедагогических методов обучения преподаватели   используют   методы   обучения   в   соответствии   с   конкретными частными   методиками.   Наличие   последних   объясняется   спецификой содержания конкретных учебных дисциплин. Метод   является   одним   из   важнейших   инструментов   образовательного процесса, способствующим повышению его продуктивности при условии, если он правильно выбран, т. е. соответствует цели, задачам, содержанию, формам организации   обучения.   В   современной   дидактике   пока   нет   общепризнанной системы   классификации   и   номенклатуры   методов   обучения.   По   данному вопросу продолжаются исследования, равно как и дискуссии. Все методы продуктивны в том случае, если существует педагогическое взаимодействие между преподавателем и обучаемыми. Каждый метод включает обучающую деятельность преподавателя и учебно­познавательную деятельность обучаемых. Но при использовании одних методов более активен преподаватель, других – обучаемые. Каждый   преподаватель   свободен   в   выборе   методов   обучения.   Но   этот выбор   детерминирован   рядом   требований:   целями   и   задачами   обучения; содержанием учебного предмета и конкретной темы; уровнем педагогической культуры   преподавателя;   познавательными   возможностями   обучаемых,   их продвинутостью в образовательном  процессе; состоянием учебно­методической базы образовательной организации [1, 213]. В собственной педагогической практике, при изучении дисциплины «Общая и профессиональная педагогика», использую различные методы обучения. Для развития   у   обучающихся   логического   мышления,   памяти,   воображения,   для более эффективного протекания учебного процесса, организации коллективной деятельности, сотрудничества обучающихся предлагаю на занятии следующий алгоритм деятельности. Например, при изучении темы «Методы воспитания» предлагаю   работу   в   микрогруппах:1.   Используя   учебник   Сластенин   В.А. Педагогика:   учебник   для   студ.   учреждений   сред.   проф.   образования   / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов. – 3­е изд., испр. – М. : Издательский центр   «Академия»,   2012.­496с.,   составить   план   изучения   темы.   2.   Выписать основные понятия темы, дать определение понятиям. 3. Составить структурно­ логическую схему изучения темы «Методы воспитания». Такой   методический   прием   позволяет   обучающимся   получить   новые знания,   а   педагогу   ­   организовать   коллективную   работу.   После   выполнения каждого этапа происходит обсуждение. Каждый может высказать свое мнение и предложить   свой   вариант   ответа.   При   обсуждении   третьего   этапа   возможно использование компьютерных технологий. Лучший план, наиболее корректные определения   понятий,   структурно­логические   схемы   оформляем   на   листе формата А4, распечатываем, раздаем каждому обучающемуся (см. ниже). Таким образом,   как   таковую   лекцию   не   пишем,   а   в   конце   изучения   дисциплины собирается   папка,   материалы   которой   обучающиеся   могут   использовать   при подготовке   к   зачету,  экзамену,  при  изучении   профессиональных  модулей,  на учебной или производственной практике. Методы воспитания Методы воспитания – это способы достижения заданных целей воспитания. Методы воспитания ­  способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.                                                Методы воспитания Методы организации  деятельности и формирования опыта Методы стимулирования  соревнование  поощрение  наказание поведения  упражнение  приучение  педагогическое  требование  общественное  мнение  поручение  воспитывающие ситуации я и ц а в и т о м е и н е н ж а р п у Методы формирования сознания е и н е д ж е б У  рассказ  объяснение  разъяснение  лекция  эстетическая  беседа  увещевание  внушение  инструктаж  диспут  доклад  пример Оптимальным называется наиболее выгодный путь, позволяющий быстро и с разумными затратами времени, энергии, средств достичь намеченной цели.  цели и задачи воспитания;  содержание воспитания;  возрастные особенности воспитанников;  уровень сформированности коллектива;  индивидуальные и личностные особенности  воспитанников;  условия воспитания;  средства воспитания;  уровень педагогической квалификации;  время воспитания;  ожидаемые последствия. Такой   алгоритм   деятельности   на   занятии   предполагает   применение различных   методов:   словесный,   наглядный,   частично­поисковый,   метод группового   обучения,   а   также   использование   современных   компьютерных технологий.   Сочетание   методов   и   приемов   позволяет   повысить   качество профессиональной подготовки. И.Я.Лернер   рекомендует  следующие   этапы   выбора   методов   и  сочетаний приемов, с помощью которых они реализуются: ­ в соответствии с учебным материалом, его местом в теме или разделе определить цели обучения, воплощенные в этом материале (целевой аспект); ­ выделить в учебном материале виды содержания образования на уровне общедидактического (теоретического) представления (содержательный аспект); ­   для   каждого   вида   содержания   образования   сообразно   способу   его усвоения   отобрать   соответствующий   ему   метод   обучения   (гностический   и психологический аспекты); ­ в соответствии с логикой построения содержания учебного материала и чередования в нем видов содержания определить чередование методов обучения (логический аспект); ­   для   каждого   метода   обучения   в   соответствии   с   учебным   материалом выбрать   наличные   средства   –   предметные,   практические,   интеллектуальные (материально ­ источниковый аспект); ­ соответственно этим же методам и в порядке их чередования отобрать приемы   обучения   и   их   сочетания,   учитывая   потребностно   ­   эмоциональную сферу обучающихся(управленческий, воспитательный аспекты)[2, 196]. Список литературы 1. Жуков Г.Н.  Общая и профессиональная педагогика: Учебник / Г.Н.  Жуков, П.Г. Матросов. ­ М.: Альфа­М: НИЦ ИНФРА­М, 2013. ­ 448 с. 2. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студ. учреждений сред. проф.  образования / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов. – 3­е изд., испр. – М. :  Издательский центр «Академия», 2012.­496с.

Статья по обмену опытом

Статья по обмену опытом

Статья по обмену опытом

Статья по обмену опытом

Статья по обмену опытом

Статья по обмену опытом

Статья по обмену опытом

Статья по обмену опытом

Статья по обмену опытом

Статья по обмену опытом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2018