Статья по психологии на тему,,Основные теории личности и ее развития,,
Оценка 4.6

Статья по психологии на тему,,Основные теории личности и ее развития,,

Оценка 4.6
Мероприятия +1
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
18.02.2017
Статья по психологии на тему,,Основные теории личности и ее развития,,
В последнее время растет интерес к вопросам человеческого поведения и поискам смысла человеческого существования. Руководители изучают как работать с подчиненными, родители посещают курсы по воспитанию детей, супруги учатся общаться друг с другом и “грамотно” ссориться, преподаватели изучают как помочь справиться с эмоциональным волнением и чувством растерянности своим студентам.Статья
Основные теории личности и ее развития.doc
ТЕМА: Основные теории личности и ее развития Содержание Введение Глава 1 Личность: понятие и структура 1.1 Понятие личности и ее сущность 1.2 Личность и ее структура Глава 2 Основные теории личности и их характеристика 2.1 Теория личности З.Фрейда 2.2 Теория личности Э.Фромма 2.3 Теория личности Карен Хорни 2.4 Персонологическая теория личности Г.Мюррея 2.5 Теория черт личности Г. Оллпорта 2.6 Факторная теория личности Р. Кеттела 2.7 Теория личности Г. Айзенка 2.8 Теория самоактуализации личности А.Маслоу 2.9 Теория логотерапии В.Франкла 2.10 Теория личности К.Левина 2.11 Теория личностных конструктов Дж. Келли Заключение Библиография Ведение В последнее время растет интерес к вопросам человеческого поведения и поискам   смысла   человеческого   существования.   Руководители   изучают   как работать с подчиненными, родители посещают курсы по воспитанию детей, супруги   учатся   общаться   друг   с   другом   и   “грамотно”   ссориться, преподаватели изучают как помочь справиться с эмоциональным волнением и чувством растерянности своим студентам. Наряду с интересом к материальному благосостоянию и бизнесу многие люди стремятся помочь себе и понять, что значит быть человеком. Стремятся разобраться   в  своем   поведении,  развить   веру   в  себя,  свои   силы.  Осознать неосознанные стороны личности, сосредоточиться, прежде всего, на том, что происходит с ними в настоящее время. Когда психологи обращаются к изучению личности, то первое, с чем они сталкиваются ­ это многообразие свойств и их проявлений в ее поведении. Интересы   и   мотивы,   склонности   и   способности,   характер   и   темперамент, идеалы, ценностные ориентации, волевые, эмоциональные и интеллектуальные особенности, соотношение сознательного и подсознательного и многое другое ­   вот   далеко   неполный   перечень   характеристик,   с   которыми   приходиться иметь дело, если мы пытаемся нарисовать психологический портрет личности. В   современной   науке   выделяют   семь   основных   подходов   к   изучению личности.   Каждый   подход   имеет   свою   теорию,   свои   представления   о свойствах   и структуре   личности,   свои   методы   их   измерения.   Вот   почему можно предположить следующее схематическое определение: личность ­ это многомерная   и   многоуровневая   система   психологических   характеристик, которые   обеспечивают   индивидуальное   своеобразие,   временную   и ситуативную устойчивость поведения человека.  Объект   исследования   –   теории   личности   в   современной психологической науке.  Предмет исследования – положения теорий личности. Цель   исследования   –   всестороннее   изучение   положений   теорий личности. В ходе исследования автором были поставлены следующие задачи: ­ изучить понятие личности ­ рассмотреть теории личности 2 ­  проанализировать компоненты теории личности. При   проведении   исследовательской   работы   были   использованы следующие методы исследования: ­ анализ существующей базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа). ­   обобщение   и   синтез   точек   зрения,   представленных   в   базе   (метод научного синтеза и обобщения). Глава 1 Личность: понятие и структура 1.1 Понятие личности и ее сущность Понятие личности начало складываться уже в древности. Первоначально термином   “личность”   обозначали   маску,   которую   надевал   актёр   древнего театра,   затем   ­   самого   актёра   и   его   роль   в   представлении.   Впоследствии термином “личность” стали называть реальную роль человека в общественной жизни. Направленность   на   целостный   подход   к   изучению   личности   человека издавна интересовала философов. Его теоретическая разработка характерна для ряда отечественных психологов: Б.Г. Ананьева,   К.Л. Абульханова,  Б.С. Братусь,   Б.В. Зейгарник,  А.Г. Ковалёва,  В.Н. Мясищева,   И.М. Палей,  С.Л. Рубинштейна,  Д.Н. Узнадзе,  Е.В. Шорохова. Проблема личности является одной из центральных в теоретической и прикладной науке и выступает как исследование характеристики психических свойств   и   отношений   личности,   индивидуальных   особенностей   и   различий между людьми, межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях,   субъекта   общественного   поведения   и   конкретных   видов деятельности. Понятие   “личности”   является   одним   из   основополагающих   для   всех концепций.   Личность   является   не   только   предметом   психологии,   но   и предметом философского, общественно – исторического познания. Знание о личности ­ это часть общего знания, которая отражает интерес к человеку   во   всей   его   полноте   ­   сложному   человеческому   существу   и индивидуальности. Изучение личности направлено не только на психологические процессы, но и на взаимосвязи между этими процессами. первом   случае   под   личностью   подразумевается   Термин “личность” используется как в широком, так и в узком смысле. В   совокупность 3 психологических   качеств,   которые   характеризуют   каждого   отдельного человека...  В этом широком смысле термин “личность” включает в себя такие понятия, как характер, темперамент и способности, соответствующие   трем ее  частным  аспектам.     Ведущие   подходы   в   понимании   личности   включают   в   себя   четыре основных направления. 1. В   психологических   подходах   (берут   свое   начало   в   марксистской философии),   французской   социологической   школе,   и   в   ряде   других,   под личностью   имеют   в   виду   социальное   качество   индивида,  “индивидуальную форму   существования   и   развития   социальных   связей   и   отношений”   [1]; “определяемое   включенностью   в   общественные   отношения   системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении” [2].   Хотя указанные подходы могут существенно различаться между собой, прежде  всего, трактовкой   роли  активности  самого  субъекта   общественных отношений   в   процессах   формирования   его   личности,   на   первый   план неизбежно   выступает   общественно­историческая   детерминация   этих процессов [3]. 2. Если личность рассматривать, прежде всего, как продукт включения человека в общественные отношения и приобщения его к культурным  нормам и ценностям, то без ответа остается вопрос об источниках самой культуры и общественного   развития.   Человек   не   только   потребляет   материальные   и духовные ценности, но и сам делает в них вклады. Эти вклады тем крупнее и значительнее,   чем   значительнее   личность   человека.   Поэтому   в   ряде философских и психологических направлений (персонализм, гуманистическая психология, экзистенциализм и др.) на первое место среди конституирующих личность свойств выдвигают творческое, порождающее начало, хотя природа этого начала трактуется в разных подходах весьма различно. Но, создавая нечто   значимое   для   других,   человек   создает   значимое   для   самого   себя, изменяет   себя,   творит   свою   личность.   Можно   сказать,   несколько перефразируя   С.Л.Рубинштейна,   что   личность   есть   форма   непрерывного выхода человека за пределы самого себя. 3. Многие авторы в определении личности на первое место ставят ее индивидуальную неповторимость и уникальность. Так, Дж. Гилфорд считает, что личность индивида есть  “специфическое созвездие черт”. Этот подход часто тесно переплетается с пониманием личности как источника творчества, ибо именно уникальность и неповторимость личности делает ее носителем 4 уникального   опыта   и   потенциальным   творцом   нового,   оригинального   в культуре. 4. И.   Кант   утверждал,   что   человек   становится   личностью   благодаря самосознанию, позволяющему ему подчинить свое “Я” нравственному закону. В центр многих психологических подходов ставится изучение самосознания и “Я” как формы переживания человеком своей личности [3]. У. Джемс задал традицию выделения двух аспектов “Я” – “Я” познающее (чистое ego) и “Я” познаваемое,   которое   он   назвал   эмпирической   личностью.   В   последней выделяется физическая или материальная личность, социальная и духовная личности [1, с.81­86]. Ни одно определение личности не может считаться исчерпывающим или хотя бы фиксирующим главные, наиболее существенные особенности такого сложного и многопланового образования, каким выступает личность. 1.2 Личность и ее структура В отечественной науке существует ряд попыток представить структуру  В.А.  Платонов,    К.К.   личности  (А.Г.  Ковалёв, Крутецкий, А.И. Щербаков).  В.С.  Мерлин,   Наиболее обоснованную и развёрнутую структуру личности предложил К.К.   Платонов.   В   предложенной   им   динамической     функциональной структуре личности содержится как  координационный  (взаимосвязи  между подструктурами   личности   на   одном   иерархическом   уровне),   так   и субординационный   (взаимосвязи   между   подструктурами   личности, представленными   на   разных   уровнях)   принципы   построения.   На   основе критерия соотношения социального и биологического в качествах личности в её структуре выделены четыре иерархически соотносящиеся подструктуры: 1) направленность личности; 2) опыт; 3) индивидуальные особенности психических процессов; 4) биопсихические свойства. Кроме того, в структуре личности выделены две  общие  интегративные подструктуры   (характер   и   способности),   которые,   в   отличие   от иерархических   подструктур,   пронизывают   все   четыре   уровня   иерархии, вбирая в себя качества из подструктур каждого выделенного уровня. В то же время каждая из общих подструктур отражает определённый аспект изучения поведения   личности:   устойчивость   проявления   черт   в   различных   видах 5 деятельности   (тогда   речь   идёт   о   характере   личности)   или   в   каком   ­   то конкретном   виде   деятельности   (речь   идёт   о   способностях   личности     к данному виду деятельности). 1. Подструктура   личности,   названная   “направленность   личности”, объединяет качества направленности и отношения личности, проявляющиеся как   моральные   черты.   Черты   личности,   входящие   в  эту  подструктуру,   в своём   подавляющем   большинстве   не   имеют   непосредственных   врождённых задатков   (исключая   влечения   и   склонности),   а   отражают   индивидуально преломленное общественное сознание. Направленность личности включает в себя такие её формы, как влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения,   мировоззрение.   В   этих   формах   направленности   личности проявляются   и   отношения,   и   моральные   качества   личности,   и   различные потребности. Эта подструктура формируется путём воспитания. 2. Подструктура   личности,   названная   “опыт”   объединяет   знания, навыки, умения, привычки, приобретённые в личном опыте путём обучения, но   уже   с   заметным   влиянием   и   биологически,   и   даже   генетически обусловленных   свойств   личности.   Эту   подструктуру   иногда   называют индивидуальной культурой, или подготовленностью. 3. Подструктура   личности,   названная   “особенности   психических процессов”, объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций, понимаемых как формы психического отражения: памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. 4. Подструктура   личности,   названная   “биопсихические   свойства”, объединяет   свойства   темперамента,   возрастные   свойства   личности   и патологию. Выделяют  пять способов измерения структуры личности: 1) пространственно­временные ориентации; 2) потребностно­волевые эстетические переживания; 3) содержательные направленности личности; 4) уровни освоения личностью деятельности; 5) формы реализации деятельности. Развитие индивида в личность происходит, согласно этой концепции, в результате   разрешения   основного   противоречия   между   ограниченностью индивида   как   биологического   существа   и   универсальностью   личности   как родового   общественного   существа,   реализующего   своей   деятельностью индивидуальные процессы. 6 Личность   ­   активно   осваивающий   и   целенаправленно   преобразующий природу,   общество   и   самого   себя   человек,   обладающий   уникальным, динамичным   соотношением   пространственно­временных   ориентаций, потребностно­волевых   переживаний,   содержательных   направленностей, уровней освоения и  форм реализации  деятельности, который  обеспечивает свободу   самоопределения   в   поступках   и   меру   ответственности   за   их последствия. Личность формирует свою структуру из видового строения человеческой деятельности   и   характеризуется   пятью   потенциалами:   познавательным, ценностным, творческим (созидательным, продуктивным), коммуникативным и художественным (эстетическим). Гносеологический (познавательный) потенциал  определяется объемом и качеством   информации,   которой   располагает   личность.   Этот   потенциал включает   в   себя   психологические   качества,   с   которыми   связана познавательная деятельность человека. Аксиологический   (ценностный)   потенциал  личности   определяется обретенной ею в процессе социализации системой ценностных ориентаций в нравственной,   политической,   религиозной,   эстетической   сферах,   т.е.   ее идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями. Творческий   потенциал  личности   определяется   полученными   ею   и самостоятельно   выработанными   умениями   и   навыками,   способностями   к действию и мерой их реализации в той или иной сфере труда, социально­ организаторской и критической деятельности. Коммуникативный   потенциал  характеризуется   степенью   активности, особенностями   коммуникативных   связей,   характером   и   прочностью контактов, устанавливаемых индивидом с другими людьми. Художественный   (эстетический)   потенциал  личности   определяется уровнем, содержанием, интенсивностью ее художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет. Существуют два главных направления исследования личности: в основе первого лежит выделение в личности тех или иных черт, в основе второго ­ определение типов личности. Черты личности объединяют группы тесно связанных психологических признаков. Факторы первого рода описывают особенности динамики эмоциональных переживаний.   Людей   с   высокими   оценками   по     этому   фактору   отличают 7 богатство   и   яркость   эмоциональных   проявлений,   естественность   и непринужденность   поведения,   готовность   к     сотрудничеству,   чуткое, внимательное отношение к окружающим, доброта и мягкосердечие. Факторы   второго   рода:   доминантность   (настойчивость,   напористость), конформность   (покорность,   зависимость).   Высокие   оценки   по   фактору свидетельствуют   о   властности,   стремлении   к   самостоятельности, независимости, игнорировании социальных условий и авторитетов. Факторы   третьего   рода   характеризуют   стремление   к   соблюдению моральных   требований   (такие   черты,   как   чувство   ответственности, обязательность,   стойкость   моральных   принципов, ригидность и т.п.).   добросовестность, Выделение черт личности предполагает существование конечного набора базисных   качеств,   а   индивидуальные   различия   определяются   степенью   их выраженности. Глава 2 Основные теории личности и их характеристика 2.1 Теория личности З.Фрейда По мнению З.Фрейда,  личность состоит из трех основных систем: Оно, Я и Сверх­Я.   Оно включает все то психическое, что является врожденным и присутствует при рождении, включая инстинкты. Оно является резервуаром психической   энергии,   который   обеспечивает   энергию   для   двух   других систем.     Когда   энергия   нарастает,   Оно   не   может   этого   выдерживать,   что переживается как дискомфортное   состояние   напряжения.   Следовательно, когда     уровень     напряжения   организма   повышается   ­   либо   в   результате внешней   стимуляции,   либо   вследствие   внутреннего     возбуждения   –   Оно действует  таким  образом,  чтобы  немедленно снять напряжение и вернуть организм на удобный постоянный и низкий энергетический уровень. Принцип редукции   напряжения,   на   основе   которого   действует   Оно,   называется принципом удовольствия. Я подчиняется принципу реальности и действует посредством вторичного процесса. Цель принципа реальности– предотвратить разрядку   напряжения   до   тех   пор,   пока   не   будет   обнаружен   объект, подходящий   для   удовлетворения.   Чтобы   удовлетворительно   играть   свою роль,   Я   контролирует   все   когнитивные   и   интеллектуальные   функции;   эти высшие ментальные процессы обслуживают вторичный процесс. Я называют исполнительным   органом   личности,   т.   к.   оно   открывает   двери   действию, 8 отбирает из среды то, чему действие должно соответствовать, и решает, какие инстинкты и каким образом должны быть удовлетворены.  Осуществляя   эти   чрезвычайно   важные   исполнительские   функции,   Я вынуждено   стараться   интегрировать   часто   противоречивые   команды, исходящие   от   Оно,   Сверх­Я   и   внешнего   мира.   Его   главная   роль–   быть посредником   между   инстинктивными   запросами   организма   и   условиями среды.  Третья  и  последняя развивающаяся  система  личности – Сверх­Я. Это внутренняя репрезентация традиционных ценностей и идеалов общества в том виде,   в   каком   они   интерпретируются   для   ребенка   родителями   и насильственно прививаются посредством наград и наказаний, применяемых к ребенку.   Сверх­Я   –   это   моральная   сила   личности,   Его   основная   задача– оценивать правильность  или неправильность чьего­то поведения, исходя из моральных стандартов общества.  Сверх­Я   развивается   в   ответ   на   награды   и   наказания,   исходящие   от родителей.   Ребенок   принимает,   или   интроецирует,   моральные   нормы родителей.   Совесть   наказывает   человека,   заставляя   чувствовать   вину, идеальное Я награждает его, наполняя гордостью. С формированием Сверх­Я на место родительского контроля встает самоконтроль.  Все   компоненты   личности     работают   как   единая   команда   под руководством   Я.   Оно   может   рассматриваться   как   биологическая составляющая личности, Я – как психологическая составляющая, Сверх­Я – как социальная составляющая. Фрейд   был   первым   психологом­теоретиком,   который   уделил   особое внимание   развитию   личности   и,   в   частности,   подчеркнул   решающую   роль раннего детства в формировании базовых структур личности. Он полагал, что личность во многом формируется к концу пятого года жизни, а последующий рост по большей части представляет развитие этой базовой структуры. Теория   Фрейда   подвергалась   критике   за   слишком   большую механистичность   и  недостаточную   гуманистичность   во   взгляде   на  природу человека.  Его  теория  рисует  слишком  мрачную   картину  развития  и  жизни человека, предопределенную детским  фрустрирующим опытом.  Другое   направление   критики   связано   с   его   методом   сбора   научных данных.  Фрейда   обвиняли   в   том,   что   он     проводил   наблюдения   в неконтролируемых   условиях.   Фрейд   признавал,   что   не   располагает 9 дословными записями того, что говорил он и его пациент во время сеанса, а работал на основе записей, сделанных им несколько часов спустя по памяти. Невозможно   сказать,   насколько   достоверно   эти   записи   отражают происходившее. Критики методов Фрейда возражали и против того, что он принимал сказанное пациентом на веру, не пытаясь проверить его слова при помощи   каких­либо   объективных   данных.   Фрейд   тщательно   избегал   также количественного описания эмпирических данных, в связи с чем невозможно определить статистическую значимость и надежность его наблюдений. 2.2 Теория личности Э.Фромма Личность,   по   мнению   Э.   Фромма,   представляет   собой   совокупную целостность   врожденных   и   приобретенных   психических   свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным. В работе"Человек для себя" он описал следующие социальные типы характера:  1.     Рецептивная   ориентация   (берущая)   –   человек     представляет,   что источник   всех   благ   лежит   вовне;   он   зависим   и   пассивен,   доверчив   и сентиментален;   стремится   “быть   любимым”,   а   не   любить.   Он     зависит   не только от авторитетов, но и от людей, способных оказать любую поддержку; всегда ищет помощника, а если помогает другим, то ради лишь того, чтобы добиться их расположения.  2.     Эксплуататорская   ориентация   (овладевающая)   –   человек   также считает,   что   источник   благ   вовне,   но,     не   надеясь   получить   их   в   дар, стремится добыть их силой или хитростью.   Он не способен к творчеству и поэтому   добивается   любви,   обладания,   идей   или   эмоций,   заимствуя   их   у других; такой человек   агрессивен,   надменен,   самонадеян,   эгоцентричен, уверен  в  себе,  импульсивен.  3.  Накапливающая ориентация(сберегающая) – в отличие от предыдущих типов, человек не верит, что может получить что­то из внешнего мира; его безопасность основывается на экономии, а траты воспринимаются как угроза. Его   скупость   распространяется   как   на   вещи   и   деньги,   так   и   на   мысли   и чувства; он тяготеет к прошлому, его отпугивает все новое. Он маниакально чистоплотен,   ригиден,   подозрителен, упрям,   предусмотрителен, лоялен   и сдержан.  4.  Рыночная ориентация(обменивающая) – личность  рассматривает себя и других людей  как товар, выставляемый на продажу. Успех зависит от того, 10 насколько   хорошо   человек   может   подать   и   продать   себя,   насколько   он способен вступить в состязание с другими для достижения жизненных целей.  Самооценка человека зависит от мнения других   людей, поскольку его   качествами,   а   успехом   в   рыночной ценность   определяется   не   его   конкуренции.  5.   Плодотворная   ориентация   в   отличие   от   неплодотворных,   является идеалом   гуманистической   этики   –   человек     воспринимает   себя   как воплощение своих способностей, которые не скрыты и не отчуждены от него, а свободно реализуются.  Характер   любого   человека   представляет   смешение   этих   пяти ориентации, хотя одна или две могут выделяться из остальных.  Э.Фромм считал, что между общественным устройством, типом семей и доминирующим личностным типом существует тесная связь. Он полагал, что семья   воспроизводит   в   миниатюре   характер   социальных   отношений   в обществе.  Так, например, авторитарное общество порождает авторитарные семьи, которые   в   свою   очередь   порождают   авторитарный   характер   у   детей. Вырастая, они воспроизводят аналогичный характер отношений в собственных семьях, что поддерживает авторитарные идеи в обществе.  Э.Фромм относил рецептивный и эксплуатирующий типы характеров к периоду развивающегося капитализма, при котором в семьях царила строгая дисциплина и подчинение младших старшим членам семьи. Таким образом, каждый член семьи либо подчинялся, либо командовал, но все имели права и обязанности.  В период развитого капитализма нравы смягчаются как в обществе, так и в   семьях.   Происходит   либерализация   отношений,   нет   такой   строгой дисциплины.  Улучшение материальных и бытовых условий позволяет каждому члену семьи   жить   более   независимо   от   других.   С   одной   стороны,   это   дает возможность   выйти   из   под   жесткого   взаимного   контроля,   но,   с   другой стороны, ослабляет семейные узы, члены семьи значительно меньше времени проводят   вместе.   Это   приводит   к   отчуждению   и   формальному   характеру отношений в семье, каждый предоставлен самому себе.  Семья   с   гармоничным   типом   отношений,   в   которой   все   члены   семьи любят друга друга и проявляют искреннюю заботу, является  тем идеалом, к 11 которому   должны   стремиться   все   семьи.   Только   такая   семья,   по   мнению Э.Фромма, может породить гармоничную личность. 2.3 Теория личности Карен Хорни Основным     побудительным     мотивом     поведения     людей     К.Хорни считала стремление к безопасности. Чувство тревоги и беспокойства, по ее мнению, сопровождают человека на протяжении всей жизни. Оно может быть вызвано недостатком  уважения,  враждебной  атмосферой  и  насильственным подавлением желаний посредством власти или авторитета.  Она отмечала, что решающим   фактором   развития   личности   являются     межличностные отношения между ребенком и родителями.  Каждый   человек   с   детства   находится   во   власти   двух   основных мотивационных тенденций: стремления к удовлетворению своих желаний и стремления к безопасности, причем ведущей является последняя тенденция. Если   ребенок   в   детстве   полностью   удовлетворяет   потребность   в безопасности, то формируется психически  здоровая зрелая личность. Если в поведении   родителей   и   других   членов   семьи   содержится   что­то, препятствующее   этому   (насмешки,   невыполнение   обещаний,   гиперопека, оказание   явного  предпочтения   братьям  и  сестрам   и  т.  п.),  то  это   ведет   к развитию   у   ребенка   базальной   тревоги   –   ощущения   одиночества   и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира.  Выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого. Чтобы справиться с базальной тревогой, ребенок прибегает к защитным стратегиям, которые получили название невротических тенденций. Это избыточные потребности  в любви и одобрении; в руководстве партнера; в четких ограничениях; во власти; в эксплуатировании других;  в общественном признании;     в   восхищении   собой;     в   честолюбии;     в  самодостаточности   и независимости;  в безупречности и неопровержимости.  Каждый   человек   по­своему   решает   вопрос   о   том,   как   одновременно обезопасить себя и в тоже время получить удовлетворение своих желаний. В зависимости   от   характера   этих   решений   К.Хорни   выделила   три   вида стратегии выстраивания межличностных отношений:   ориентация на людей; ориентация против людей; ориентация от людей.  Соответственно   этим   типам   ориентации   было   выделено   три   типа невротической личности: уступчивая, агрессивная и обособленная. Все эти 12 стратегии использует и здоровый человек, однако гибко меняет их сообразно обстоятельствам.  1. Человек, выбирающий ориентацию на других людей – уступчивый ­ удовлетворяет свою потребность в безопасности за счет поиска покровителя, который защитит и позаботится о других жизненных благах. Эта стратегия наиболее характерна для женщин, поскольку они традиционно находятся под покровительством сначала родителей, потом мужа. Это услужливая личность, ищущая любви и   одобрения любой ценой.   Но если она попадает в полную зависимость от своего покровителя, то в, конечном итоге, начинает ощущать себя игрушкой, вещью в руках другого человека. Это приводит ее к неврозу. Таким   неврозом   в  нашей   стране   страдает   очень   много   жен   состоятельных людей, чьи мужья запрещают им работать.  2. Человек, выбирающий ориентацию против других людей – агрессивный – удовлетворяет потребность в безопасности за счет собственных агрессивных действий. Такой человек считает, что жизнь – это арена битвы, и все блага надо   завоевывать   или   отнимать   у   других   более   слабых   людей.     Это агрессивная,   жаждущая престижа и власти личность. Таких людей больше среди мужчин. Однако, на определенном этапе жизни, они начинают замечать, что их не столько любят, сколько боятся, ценят за власть или их деньги. Они могут обнаружить что, те отношения, которых они добились ценой больших сражений, другие люди выстраивают без таких усилий. Это приводит их к неврозу.  3.   Человек,   выбирающий   ориентацию   от   людей   –   обособленный   ­ отказывается от удовлетворения многих потребностей во имя безопасности. Это путь отшельника. Такие люди очень ценят независимость, ради которой они могут пожертвовать очень многими радостями жизни.  Однако, этот путь тяжел, поскольку человек обрекает себя на изоляцию от других людей, на непонимание с их стороны, на отказ от теплых доверительных отношений. Такой образ жизни тоже может привести к неврозу.  К.Хорни   показала,   что   источник   конфликта   лежит   не   внутри   самой личности, а коренится в тех моделях отношений, которые были заложены в детском возрасте через детско­родительские отношения. 2.4 Персонологическая теория личности Г.Мюррея Генри   Мюррей   предложил   термин   “персонология”,   под   которым   он понимал исследование личности как уникальной целостности. Именно в таком 13 направлении   работал   он   сам,   стремясь   вскрыть   причины   индивидуальных различий в поведении людей.  В начале своей научной карьеры он был под большим влиянием теорий З.Фрейда и К. Юнга. Главный  вклад Г.Мюррея в исследование личности связан с изучением ее мотивационной сферы. Личность он рассматривал как организующую   и   управляющую   силу.   Ее   назначение   в   том,   чтобы интегрировать   конфликты   и   побуждения,   удовлетворять   потребности   и строить планы на будущее.  Г. Мюррей заимствует из психоанализа понятия Оно, Я и Сверх­Я, но содержательно рассматривает их несколько иначе. Оно, по мнению Г.Мюррея, является вместилищем примитивных и неприемлемых импульсов, но может включать   и   социально   одобряемые   импульсы.   Сила   Оно   у   различных индивидов   неодинакова,   поэтому   управлять   им   разным   людям   легче   или труднее. Функция Я состоит в том, чтобы не только сдерживать и подавлять определенные   импульсы   Оно,   но   и   организовывать,   контролировать   и планировать то, как они проявляются.  Сверх­Я   в   теории   Мюррея,   как   и   у   Фрейда,   рассматривается   как порождение культуры. Сверх­Я формируется не только на основе требований со   стороны   родителей,   как   считал   Фрейд,   но   и   под   влиянием   других представителей   социума   (ровесники,     учителя,     общественные     деятели, воображаемые     персонажи).     Со   Сверх­Я   тесно   связано   идеальное   Я– идеализированный  образ самого себя. Идеальное Я может не совпадать со Сверх­Я.  Например, для какого­нибудь подростка идеальное Я может быть представлено образом главаря банды. Но, как правило, идеальное Я совпадает с социальными нормами.  Потребность     Г.Мюррей   определял     как   теоретический   конструкт, который используется  для  обозначения  силы,  организующей  восприятие, апперцепцию, мышление, способность к волевому решению и действию таким способом,   чтобы   трансформировать   в   определенном   направлении существующую   неудовлетворительную   ситуацию.   Каждая   потребность характерным образом сопровождается определенным чувством или эмоцией и склонна   к   определенным   формам   изменения.   Она   может   быть   слабой   или интенсивной,   кратковременной   или   продолжительной.   Но   обычно   она сохраняется и придает определенное направление внешнему поведению.  Он   составил   список   из   40   потребностей   (в   достижении,   власти, аффилиации,  агрессии, автономии, защите, уважении, опеке и др.), который 14 включает как витальные, так и социогенные потребности. Для их диагностики он   разработал   проективную   методику   “Тематической   апперцепции   тест” (ТАТ),   который   применяется   во   всех   странах.   При   его   выполнении испытуемому дают разнообразные картинки с неопределенным содержанием, и   просят   составить   рассказы   с   опорой   на   них.   Предполагается,   что испытуемый будет проецировать свои потребности на героев своего рассказа.  Наряду   с   понятием   потребности,  Г.Мюррей   ввел   понятие   пресса,   под которым   он   понимал   характеристику   или   свойство   объекта,   среды   или человека, которое облегчает или затрудняет достижение индивидом его цели. Прессы   связаны   с   людьми   или   объектами,   имеющими   прямое   влияние   на усилия,   предпринимаемые   индивидом   для   удовлетворения   своих потребностей.   Он   выделял   два   вида   прессов:   альфа­пресс   –   объективное влияние  со  стороны  других людей  или  среды;  бета­пресс –  интерпретация субъектом   чьего­то   поведения   или   чувств.   Прессы   вносят   свой   вклад   в принятие решений человеком. Например, молодой человек имеет потребность жениться   на   определенной   девушке.   В   качестве   позитивного   альфа­пресса может выступать одобрение его поступка со стороны ее родителей, в качестве негативного   альфа­пресса   –   неодобрение   со   стороны   его   родителей.   В качестве негативного бета­пресса может быть сомнение юноши в искренности чувств невесты. Таким образом, его окончательное решение будет принято под влиянием всех этих воздействий.  Г.Мюррей даже составил перечень негативных прессов, которые могут влиять   на   поведение   человека.   К   ним   он   отнес   следующие   факторы: отсутствие   семейной     поддержки,   отсутствие   или   болезнь   кого­нибудь   из родителей, их смерть,  бедность, бытовая неустроенность и т.п.  Он создал самую развернутую классификацию потребностей, основанную на нескольких критериях.  1.   По   происхождению   потребности   делятся   на:   первичные (висцерогенные) – они проистекают из внутренних, телесных процессов; к ним относятся все витальные потребности; вторичные(психогенные)– возникают позже на основе социальных отношений.  2.   По числу объектов, могущих удовлетворить данную потребность, они делятся   на   фокальные   –  потребности,  которые   могут   быть   удовлетворены одним   или   несколькими   объектами(например,   потребность   в   любви) и диффузные­   потребности,   которые   могут   быть   удовлетворены   многими объектами (например, потребность в познании).  15 3.   По   источнику,   инициирующему   потребность,   они   делятся   на реактивные   –   возникающие   в   связи   со   специфическим   воздействием   со стороны среды (например, потребность в безопасности возникает в связи с появлением   угрожающего   фактора)   и   проактивные   ­     возникающие   под влиянием внутренних факторов (целей, планов и пр.).  4.    По   степени  проявления   в  поведении  человека   потребности  можно разделить   на   проявляющиеся   (о   наличии   которых   человек   может   открыто говорить или открыто их удовлетворять) и скрытые(их человек скрывает, они проявляются в его снах, символах, мечтах).  5.   По   характеру   удовлетворения   потребности   делятся   на   эффект­ потребности   (удовольствие   от   их   удовлетворения   человек   получает   по завершении   действия);   процесс­потребности   (удовольствие   от   их удовлетворения   человек   получает   в   самом   процессе   удовлетворения, например,   при   чтении   книги   или   при   просмотре   фильма)   и   модальные потребности (удовольствие человек получает от выполнения деятельности на высоком   уровне   качества).   Например,   потребность   в   достижении удовлетворяется, если человек сделал что­то лучше, чем другие люди. 2.5 Теория черт личности Г. Оллпорта Он известен тем, что первым в США начал читать курс по психологии личности.   Это   произошло   в   1924   году   в   Гарвардском   университете   на факультете   социальной  этики,  а  в 1937  году  он  опубликовал   монографию “Личность:   психологическая   интерпретация”,   в   которой   сделал   обзор   всех представлений   о   личности,  накопленных  к   этому  моменту  в  американской психологии.  Сам   Г.Оллпорт   дал   личности   такое   определение:   “это   динамическая организация   тех   психофизических   систем   внутри   индивидуума,   которые определяют характерное для него поведение и мышление”. Она не является статичной,   хотя   и   имеет   основополагающую   структуру,   и   постоянно эволюционирует.  Следует   подчеркнуть,  что   Оллпорт   считал,   что   наряду   с интеллектом и физической  конституцией, темперамент является основой, на которой   строится   личность.   Он   также   придавал     значение эмоциональной     сфере     человека   (легкости     эмоционального   возбуждения, преобладающему   фону   настроения,   колебаниям   настроения,   интенсивности эмоций).    большое   16 Характер является понятием этическим и традиционно ассоциируется с неким   моральным   стандартом   или   системой   ценностей,   в   соответствии   с которыми оцениваются поступки личности.  Наиболее важной единицей анализа того, что представляют собой люди и как они в своем поведении отличаются друг от друга, является личностная черта.   С   точки   зрения   Г.   Оллпорта,   черта   –   это   предрасположенность человека   вести   себя   сходным   образом   в   широком   диапазоне   ситуаций. Совокупность   черт   обеспечивают   стабильность   поведения   человека,     его узнаваемость, предсказуемость.  В поздних работах Оллпорта индивидуальные черты личности получили название   индивидуальных   диспозиций.   Он   предложил   выделять   три   типа диспозиций: кардинальные, центральные и вторичные.  1.  Кардинальная  диспозиция­ это  в  высшей  степени  генерализованная диспозиция,   настолько   пронизывающая   поведение,  что   почти   все   поступки человека можно свести к ее влиянию. Она сразу бросается в глаза, составляя основу   индивидуальности   человека.   Это   может   быть   сверхскромность   или сверхактивность.   Оллпорт   считал,   что   далеко   не   все   люди   обладают кардинальной чертой,  для этого надо быть яркой индивидуальностью.  2.     Центральные   диспозиции   представляют   собой   такие   тенденции   в поведении   человека,   которые   легко   обнаруживаются   окружающими   и упоминаются в характеристиках (например, пунктуальность, внимательность, ответственность).  По мнению Г.Оллпорта, таких характеристик у человека может быть от 5 до10.  3.   Вторичные   диспозиции   –   это   менее   заметные,   менее   устойчивые   и менее обобщенные черты. Они проявляются не во всякой ситуации, поэтому некоторые   из   этих   черт   могут   быть   известны   только   близким   людям.  Это могут   быть   предпочтения   в   еде   и   одежде,   ситуационно   обусловленные характеристики, особые установки.  Личность   не  является   простым   набором  разрозненных   диспозиций, она   предполагает   единство,   интеграцию   всех   элементов   индивидуальности. Поскольку понятие личности каждый автор наполняет своим содержанием, и оно утратило определенность, Оллпорт ввел новое понятие – “проприума”. Проприум это некая организующая и объединяющая сила, назначение которой –   формирование   уникальности     Проприум представляет     собой     позитивное,   творческое,   стремящееся   к   росту   и   человеческой     жизни.   17 развивающееся свойство человеческой природы, осознаваемое как наиболее важное и центральное. Это то, что другие авторы называют понятием самости. Оллпорт   выделяет   семь   аспектов   самости,   участвующих   в   развитии проприума с детства до зрелости, называя их проприотическими функциями. В   результате   их   окончательного   объединения   формируется"Я"   как   объект субъект, познания и ощущения. Эти стадии можно считать стадиями развития самосознания личности.  Стадии развития проприума:  1)   ощущение   своего   тела,   образующее   телесную   самость,   которая остается на протяжении всей жизни опорой для самоосознания;  2) ощущение самоидентичности, значимым моментом которой выступает осознание себя посредством речи в качестве определенного лица;  3) чувство самоуважения;  4) расширение границ самости;  5)   образ   себя,   когда   ребенок   начинает   ориентироваться   на   ожидания значимых близких, представляя себе, что такое"Я хороший" и"Я плохой";  6) рациональное управление самим собой;  7)   проприативное   стремление,   является     постановкой   перспективных жизненных целей, ощущение того, что жизнь имеет смысл.  Кроме этих аспектов для развития проприума важным является познание самого   себя.   Оно     синтезирует   все   вышеперечисленные   аспекты   и представляет   собой   субъективную   сторону   “Я”,   осознающую   “Я­ объективное”.  Созревание   человека  –  это   непрерывный,  продолжающийся   всю   жизнь процесс его становления. Г. Оллпорт выделил ряд характеристик, которые отличают зрелого человека:  1) имеет широкие границы “Я”; 2) способен к теплым,   сердечным     демонстрирует эмоциональную  неозабоченность и самопринятие; 4) имеет здоровое чувство реальности; 5) обладает способностью к самопознанию и чувством юмора; 6) имеет цельную жизненную философию.   отношениям;   3)     социальным   2.6 Факторная теория личности Р. Кеттела Личность, по Кеттеллу, это совокупность черт, позволяющая предсказать действия     человека     в     данной     ситуации.     Целью     психологического исследований личности   является установление законов, по которым люди ведут себя в типичных социальных ситуациях.  18 В структуре личности Р. Кеттелл различал поверхностные и исходные черты. Поверхностные черты – это кластеры открытых, внешних переменных, сопутствующих   друг   другу   в   ряде   поведенческих   актов.   Исходные   черты лежат   в   основе   поверхностных   поведенческих   черт.   Они   более   стабильны, важны,  дают  глубокую  оценку  поведения   и  определяются   только  методом факторного анализа.  Любая изолированная черта является совокупным продуктом факторов среды   и   наследственности,   но   с   преобладанием   одной   из   сторон   (“черты, формируемые средой” и “конституциональные черты”).  По   функциональному   признаку   Кеттелл   разделял   черты   на динамические,     обеспечивающие   активность   в   достижении   цели;   черты­ способности,   обусловливающие   эффективность   достижения   цели; темпераментальные,   связанные   с   конституциональным   фактором, проявляющимся   в   скорости,   энергичности,   эмоциональной   реактивности. Прогнозирование   поведения   личности   в   прикладном   плане   достигается совмещением   “профиля   черт”   и   “профиля   индексов   психологической ситуации”.   В   процессе   развития   личности   происходит   изменение   ее структуры.   Это наиболее четкая и полно разработанная теория личности, основанная   на   факторном   анализе.   Р.   Кеттел   рассматривает   личность   как сложную и дифференцированную структуру черт.  С   точки   зрения   Кеттела,   есть   три   основных   источника   данных   о личности:  1  записи о жизни, или L­данные,  2  самооценочный опросник, или Q­данные,  3  объективный тест, или Т­данные.  Первые из них, L­данные, могут включать реальные записи относительно поведения человека в обществе, например, в школе или во время отдыха, хотя на практике Р. Кеттел обычно предпочитал оценки, осуществленные другим лицом,  знающим индивида в реальных жизненных ситуациях. Самооценка (Q­ данные),   напротив,   включает   собственные   утверждения   человека   о   своем поведении. Объективный тест (Т­данные) базируется на создании специальных ситуаций,  в  которых  поведение   человека   может   быть  оценено  объективно. Этими ситуациями могут быть задания, требующие лишь карандаша и бумаги, или же замеры могут осуществляться с помощью разнообразной аппаратуры (например, частота пульса). Кеттел и его сотрудники разработали около 400 тестов.  19 Р.Кеттел   искал   способ   определить   генеральные   черты   личности, осуществляя отдельные исследования, построенные на факторном анализе с использованием трех упомянутых источников данных. Он считал, что если одни и те же исходные черты выявляются на основе всех трех источников, это будет убедительным свидетельством в пользу того, что эти исходные черты являются действительно функциональными единицами.  Результаты тридцати факторных анализов, осуществленных Кеттелом и его сотрудниками привели их к заключению, что на базе оценки поведения и данных   опросников   выявляется   сходная   факторная   структура,   однако объективные   тестовые   данные   порождают   в   значительной   степени   иные факторы.   Задействованные   в   этих   исследованиях   популяции   включали несколько возрастных групп (взрослые, подростки, дети) и представителей многих стран. 2.7 Теория личности Г. Айзенка По его мнению, структура личности построена по иерархическому типу и включает три уровня. К верхнему уровню Г. Айзенк относит  экстраверсию ­ интроверсию,   нейротизм и психотизм. На среднем уровне находятся черты личности,   на   самом   нижнем   ­   привычные   реакции   личности,   реально наблюдаемое   поведение.   Таким   образом,   различные   структурные   уровни индивидуальности   расположены   в   определенной   последовательности:   от простых   и   элементарных   эмпирических   данных   до   сложных   факторов теоретического порядка.  В отличие от Р.Кеттелла, который стремился дать описание личности через   большой   набор   индивидуальных   черт   (факторов),   Г.   Айзенк   считал более   продуктивным   характеризовать   личность   через   два   глобальных параметра:   экстраверсию­интроверсию   и   нейротизм.   Психотизм   отражает степень   нормальности   человека,   т.е.   психотики   это   люди   с   некоторыми психическими   отклонениями.   Экстраверты   –   это   люди,   импульсивные, склонные к риску, общительные, активные.  Интроверты – люди, склонные к уединению, замкнутые, направленные на свой   внутренний   мир.   По   мнению   Г.Айзенка,   эти   различия   обусловлены отношениями между корой и подкорковыми отделами мозга. У интровертов кора   оказывает   более   тормозное   воздействие   на   центры   активности,   что приводит     к   меньшей   двигательной   активности   и   меньшей   возбудимости. 20 Нейротизм   характеризует   эмоциональную   возбудимость   человека.   Люди   с высокими значениями по этой шкале обладают повышенной тревожностью, эмоциональной   возбудимостью   и   быстрой   сменой   эмоций.   На противоположном   конце   этой   шкалы   находятся   люди   с   пониженной эмоциональностью,   которых   характеризует   пассивность,   неспособность   к глубоким   переживаниям.   Экстраверсия   и   нейротизм   независимы   друг   от друга, поэтому они могут образовывать четыре сочетания или типа личности. Их часто соотносят с четырьмя типами темперамента.  Стабильный экстраверт (сангвиник): беззаботный, веселый, покладистый, отзывчивый, разговорчивый, дружелюбный, общительный, лидирующий.  Стабильный   интроверт   (флегматик):     спокойный,   уравновешенный, надежный,   контролируемый,   миролюбивый,   внимательный,   заботливый, пассивный.  Невротичный     тревожный,     ригидный, рассудительный,   пессимистичный,   замкнутый,   необщительный,   тихий,   с быстрой сменой настроения.    интроверт   (меланхолик):   Невротичный   экстраверт   (холерик):   оптимистичный, агрессивный,   импульсивный,   непостоянный,   возбудимый,   беспокойный, ранимый.    активный, Типология Г.Айзенка завоевала большую популярность во всем мире. Ее применяют   в   ситуациях   профотбора,   определения   совместимости   между собой разных людей, при индивидуальном консультировании.  Г. Айзенк считал, что наследственный фактор обусловливает различия людей по параметрам реактивности автономной нервной системы, скорости и прочности   условных   реакций,   т,   е.   по     нейротизму,   психотизму   и экстраверсии­интроверсии.  Дальнейшие   исследования   последователей   Г.Айзенка   показали,   что интроверты  и  экстраверты   различаются  по   большому  числу  поведенческих признаков,  начиная от распорядка дня до выбора профессии. 2.8 Теория самоактуализации личности А.Маслоу По мнению А.Маслоу, самоактуализация ­ это становление человека тем, кем он хочет и может стать. Самоактуализация означает полное раскрытие талантов и способностей личности, реализацию ее творческого потенциала.  Самоактуализированные люди имеют следующие черты: ­ стремление к   доброжелательность; реализации   своего   творческого   потенциала; 21 философское,   невраждебное   чувство   юмора;   адекватная   самооценка;   опыт пиковых переживаний.  Пути   достижения   самоактуализации:   1)   неравнодушие   к   себе, самопознание; 2) умение согласовывать свое поведение со своей внутренней природой;   способность   к   самоуправлению   ­   умение   управлять   собой;   3) умение делать адекватный жизненный выбор; 4) умение нести ответственность за   свой   жизненный   путь,   за   свое   природное   становление;   5)   отношение   к самоактуализации как к мировоззрению, образу жизни. Самоактуализация ­ это   постоянный   труд   человека   над   собой   во   имя   реализации   своего потенциала.  Маслоу   выделил   5   основных   групп   потребностей,   которые   образуют иерархию:  1)   потребность   в   жизнеобеспечении   (в   еде,   во   сне,   в   сексе,   в материальной обеспеченности); 2) потребность в безопасности (уверенность в завтрашнем   дне,   социальная   защищенность);   3)   потребность   социальных контактов   (потребность   в   любви,   дружбе,   принадлежности   к   группе);   4) потребность   в   признании   (в   уважении   со   стороны   окружающих   и самоуважении); 5) потребность в самоактуализации.    полностью     Потребность     удовлетворить.   Первые     четыре     группы     являются     насыщаемыми     потребностями, которые   можно     в самоактуализации   не   может быть реализована полностью, так как человек всю жизнь реализовывает свой личный потенциал. По мнению Маслоу, для того   чтобы   человек   мог   реализовать   свой   творческий   потенциал,   у   него должны быть удовлетворены все предыдущие группы  потребностей.  Первые четыре     группы     потребностей,     являясь     низшими     по   сравнению   с потребностью самоактуализации, в то же время являются самыми насущными. До   тех   пор,   пока   они     не   удовлетворены,   активность   человека   будет направлена на удовлетворение именно этих потребностей. 2.9 Теория логотерапии В.Франкла По мнению В.Франкла, личность экзистенциальна; это означает, что она не   фактична,   не   принадлежит   фактическому.   Человек   как   личность   –   не фактическое,   а   факультативное   существо;   он   существует   как   своя собственная возможность, в пользу которой или против которой он может принять   решение».   В   противоположность   психоанализу,   личность   в   понимается   не   как   детерминированная экзистенциальном   анализе, 22 влечениями,   а   как   ориентированная   на   смысл,   она   стремится   не   к наслаждению, а к ценностям.  Личность   не   только   есть   единство   и   целостность,   она   создает телесно­душевно­духовное  единство  и  целостность,  которой  и  является человек.     Это   единство   и   целостность   создается,   основывается   и обеспечивается только личностью – только личность его выстраивает, держит на   себе   и   гарантирует.   Человек   представляет   собой   точку   пересечения, перекресток   трех   уровней   бытия:   телесного,   душевного   и   духовного.   Эти уровни   бытия   нельзя   достаточно   четко   отделить   друг   от   друга.   Личность динамична:   как   раз   благодаря   тому,   что   она   может   дистанцироваться   и отстраиваться от психофизического начала.  Личность постигает саму себя не иначе как через трансцендентное, т.е. выходящее   за   рамки   чувственного   опыта.   По   мнению   В.Франкла,   человек также является личностью лишь в той мере, в какой он понимает себя через трансцендентное   (через   понятия   Бога,   души,   бессмертия).   Этот   зов трансцендентного он слышит и в голосе совести.  Учение В. Франкла включает три основных части. Учение о стремлении к смыслу.  Учение о смысле жизни. Учение о свободе воли.  Основной тезис: человек стремится к обретению смысла и испытывает фрустрацию, если его не находит. Смысл не может быть задан извне. Каждый человек   его   находит   сам   в   соответствии   с   теми   ценностями,   которые   он считает главными для себя. Наслаждение не может быть смыслом, так как оно является внутренним состоянием человека, так же, как и счастье. Это уже реакция на реализацию смысла.  Пути обретения смысла.  1.  Творчество (то, что человек дает миру).  2.  Переживание (то, что он берет от мира в виде переживаний).  3.  Отношение (та позиция, которую он занимает по отношению к своему тяжелому   положению).   Этот   путь   является   единственным   для   человека,   у которого отняты первые две возможности (например, у человека, умирающего от неизлечимой болезни).  Отношения выстраиваются в этом случае по отношению к боли, к смерти и к чувству вины. Смысл страданий – самый глубокий из всех возможных смыслов и самый трудно приобретаемый. К нему надо прибегать в том случае, если   страдание   неизбежно.   Если   же   оно   преодолимо,   надо   искать   другие 23 смыслы   существования.   Смысл   должен   быть   не   только   найден,   но   и реализован   человеком   через   поступки.   Сверхсмысл   –   смысл   Вселенной, истории человечества.  Экзистенциальный вакуум – состояние, которое человек испытывает в случае утраты смысла  жизни. Он наблюдается  в  случае крушения  надежд, потери близких людей, тяжелой болезни, которая перечеркивает жизненные планы. В этом состоянии человек не знает, как ему жить дальше.  Экзистенциальный   вакуум   может   также   наблюдаться   при   достижении поставленных жизненных целей, на пике успеха, когда человек не знает, какие цели   ему   еще   можно   поставить   перед   собой.   Например,   у   певца   быстро достигшего   популярности     и     наивно     полагающего,     что     он     верх совершенства  и  ему  нечему учиться.  2.10 Теория личности К.Левина Основная заслуга К.Левина состоит в том, что он предложил совершенно новый взгляд на личность, рассмотрев ее в контексте ее окружения. Причем в качестве окружающей среды он взял не реальную физическую или социальную среду, а отраженную самой личностью. Для этого он ввел понятие жизненного пространства.  Для   того   чтобы   объяснить,   что   он   понимал   под   жизненным пространством, Левин использовал понятия из топологии. Топология ­ наука о пространственных   отношениях   между   объектами.   К.Левин   изображал жизненное пространство в виде эллипса, а саму личность– в виде небольшого круга   внутри   него.   Этот   образ   похож   на   яйцо   в   разрезе,   что   вызывало насмешливые   замечания   у   критиков   его   теории.   Жизненное   пространство включает как человека, так и его психологическую среду.  К.Левин ввел также понятие психологического поля, в качестве которого выступает совокупность сосуществующих фактов, которые понимаются как взаимозависимые.   Поскольку   жизненные   ситуации   человека   сменяют   друг друга,   К.Левин стал использовать понятие«психологическое поле в данный момент» для обозначения расстановки сил в конкретный момент времени.  Однако,   то,   что   разворачивается   в   настоящем   времени,   всегда рассматривалось им в связи с прошлым и будущим. Прошлое представлено в настоящем   психологическом   поле   знаниями,   установками,   пережитыми чувствами   в   отношении   тех   факторов,   которые   воздействуют   в   данный 24 момент   на   личность,   а   также   теми   подструктурами   внутреннего   мира личности,   которые   сформировались   ранее.   Будущее   представлено   теми планами, целями, ожиданиями, которые имеют отношение к происходящему в данный момент времени.  Кроме   того,   К.Левин   выделял   в   жизненном   пространстве   два   уровня: реальный,   связанный   с   отражением   реальных   событий,   происходящих   в физическом   и   социальном   мирах,  и   ирреальный,  наполненный   фантазиями, желаниями,  страхами и пр.  У   новорожденного   дифференциация   жизненного   пространства минимальна.  Он   плохо   выделяет   границы   своего   тела,   у   него   нет   представлений   о прошлом   и   будущем.   По   мере   взросления   детей   у   них   происходит расширение   жизненного   пространства   во   времени   и   в   пространстве. Дифференцируются временные и пространственные представления. Начинает расти дифференциация между реальным и ирреальным уровнями жизненного пространства.   Надежду   К.Левин   истолковывает   как   сходство   между реальностью и ирреальностью в будущем, чувство вины – как расхождение между ними в прошлом.  Растущая   дифференциация   жизненного   пространства   сопровождается также   внутриличностной   дифференциацией.   Дифференциация   областей уравновешивается   процессами   интеграции.   Дифференциация   и   интеграция взаимно дополняют друг друга.  Жизненное     пространство     имеет     две     границы:     одна     отделяет жизненное   пространство   от   реального   физического   и   социального макромиров,   вторая   отделяет   внутреннее   пространство   личности   от   ее психологической   среды   в   пределах   жизненного   пространства.   Оболочкой внутреннего пространства служит сенсомоторная область, которая, по мысли Левина   служит   некоторым   фильтром   между   личностью   и   жизненным пространством.  Степень   дифференцированности   внутренних   и   внешних   областей жизненного   пространства   взаимосвязаны   между   собой.   Чем   более структурированной является сама личность, тем более структурировано ее представление   об   окружающем   мире.   Широта   жизненного   пространства личности  обусловлена  ее знаниями   о мире и    властью. Например,  человек может   находиться   в  тесной   камере   тюрьмы,  но   его   политическое   влияние может быть столь большим, что он может оказывать влияние на политические 25 и экономические процессы, происходящие в мире. Граница между жизненным пространством и внешним миром напоминает скорее проницаемую мембрану или   сеть,   чем   стену   или   жесткий   барьер.   Изменения,   происходящие   во внешнем мире, влияют на состояние жизненного пространства, а изменения жизненного пространства– на внешний мир.  Жизненное   пространство   каждого   человека   включает   все   влияния, воздействующие   на   объект   или   организм   в   данное   время.   Эти   влияния, которые Левин называет   психологическими   фактами,   включают   в   себя   внутренние события,   такие   как   голод   или   усталость,   и   внешние   события,   например, социальную ситуацию, а также воспоминания о прошлом опыте.  Все   объекты,   находящиеся   в   жизненном   пространстве   имеют определенную   валентность,   которая   зависит   от   того,   насколько   они соответствуют   потребностям     человека   в   данный   момент   времени. Положительно   заряженные   объекты   притягивают   личность,   а   отрицательно заряженные­ отталкивают. При этом К. Левин подчеркивал, что валентность объект приобретает только благодаря особому отношению к нему личности, а не сам по себе. Девушка нравится юноше не потому что она так хороша, а потому что она видится ему такой.  Психологическая сила, действующая со стороны объекта, находящегося в   психологическом   поле   на   личность   имеет   три   характеристики: направление(к себе или от себя), величину и точку приложения (область поля, в которой в данный момент находится индивид). Величина силы зависит от двух факторов: валентности объекта и психологического расстояния между объектом и личностью. Чем больше валентность и чем меньше расстояние, тем   больше  величина   силы.  Так,  например,  притягательность   игрушки  для ребенка   будет   тем   выше,   чем   больше   она   ему   нравится   и   чем   вероятнее возможность ее получить. Когда ребенок уже видит игрушку, его волнение от желания ее получить становится максимальным.  Наличие в поле объектов с разными валентностями создает силовое поле, являющееся   результатом   негативных   и   позитивных   влияний   на   личное жизненное пространство. На личность в каждый момент времени действует несколько сил.  Человек действует под влиянием доминирующей силы. В случае, если силы равны по величине и противоположно направлены, возникает конфликт.  К.Левин описал три типа конфликтов:   26 1.     Конфликт   “стремление­стремление”     возникает     тогда,     когда субъекта   привлекают   одновременно   две   равно   привлекательные   цели.   Это ситуация   “Буриданова   осла”,   который   не   смог   выбрать   одну   из     двух одинаковых охапок сена.  2.     Конфликт   “избегание­избегание”   возникает   тогда,   когда   субъекта отталкивают   две   равно   непривлекательные   альтернативы   поведения. Например,   выбор   между   признанием   в   совершении   плохого   поступка   и постоянным страхом, что рано или поздно это станет известно без признания.    Конфликт   “стремление­избегание”   предполагает   одну   цель, относительно   которой   у   субъекта   имеются   противоречивые   чувства. Например, соблазн у ребенка без спроса съесть шоколадку и страх наказания за это.  3.   Большое   внимание   в   своей   теории   К.Левин   уделил   разработке представлений   о   мотивации   поведения   человека.   Его   представления   о динамике потребностей соответствует гомеостатической модели мотивации, согласно   которой   потребности   рассматриваются   как   результат   нарушения равновесия   между   организмом   и   средой   и   возникновения   напряжения   в организме.  В качестве детерминант поведения личности рассматриваются лежащие в основе     силы     или     потребности.     Поле"напряжено",   когда     возникает нарушение   равновесия   между   личностью   и   средой.   Напряжение   поля нуждается в разрядке, осуществляемой как выполнение намерения.  Левин   полагал,   что   внутри   жизненного   пространства   происходит перераспределение психической энергии. В результате внешней стимуляции или   внутренних   изменений   возникает   избыток   напряжения   в   одной   части системы. Это приводит к нарушению равновесия в системе и к возникновению стремления   от   него   избавиться   с   помощью   действий.     Когда   напряжение исчезает,   вся   система   приходит   в   состояние   покоя   и   уравновешенности. Напряжение   обладает   двумя   свойствами:   1)   стремится   к   соответствию   с напряжением   других   областей   посредством   процесса   уравнивания;   2) оказывает   давление   на   границы   системы,   перетекая   из   одной   области   в другую. В качестве образа, описывающего эти процессы,  К.Левин предлагал представить резиновую грелку с перегородками, при нажатии на которую в одном месте вода переливается в смежные полости, а при отпускании руки снова возникает равновесие всех частей.  27 и   квази­потребности, Возрастание   напряжения   приводит   к   возникновению   потребности. К.Левин выделял две группы потребностей: истинные потребности, которые связаны   с   решением   витальных   задач   и   достижением   важных   социальных целей,   которые   возникают   в   конкретном психологическом поле под влиянием находящегося там объекта. Например, появление красивой женщины в мужской компании вызывает оживление, хотя до этого у них не было никаких эротических помыслов. Квази­потребности мало связаны с истинными потребностями,  но по побудительной силе воздействия на человека порой не уступают им. В какой­то ситуации человек настолько может заражен влиянием среды, что плохо отдавать себе отчет в причинах и последствиях своего поступка.  Теория К.Левина оказала большое влияние на разработку новых понятий в психологии:  уровня  притязаний,  эффекта   незавершенного  действия  (Б.В. Зейгарник,)     мотивации     достижения   (Дж.     Аткинсон),     когнитивного диссонанса (Л.Фестингер). 2.11 Теория личностных конструктов Дж. Келли Главная   функция   человеческой   психики,   по   мнению   Дж.   Келли, заключает­ся   в   исследовании   реальности,   а   именно,   в   прогнозировании будущего и контроле над своим поведением. Поскольку психика выполняет исследовательские   функции,  между   задачами,  возникающими   перед   любым человеком,   и   проблемами,   которыми   занимается   ученый­исследователь, может   быть   проведена   аналогия.   Каждый   человек   создает   свою индивидуальную концепцию мира, непрерывно оценивая и переоценивая свой жизненный опыт и пытаясь использовать свои собственные интерпретации для понимания и контроля окружающей действительности.  Познавательная   деятельность   индивида   начинается   с   систематизации фактов.   Сходство   и   различие   в   объектах   и   явлениях,   которое   наблюдает человек,   требует   выработки   критериев   для   их   сравнения­   конструктов. Конструкт,   по   мнению   Дж.Келли,   представляет   собой   одновременную констатацию сходства и различий между сравниваемыми объектами.  Вводя   понятие   конструкта,   он   объединяет   две   функции   сознания­ функцию обобщения(установления сходства) и функцию противопоставления. Утверждая   что­то,   мы   в   то   же   время   отрицаем.   Говоря,   к   примеру,   что человек честен, мы подразумеваем, что он не плут. Таким образом, конструкт ­ это оценочный эталон, сконструированный человеком, проверенный им на 28 практике,   с   помощью   которого   осуществляется   восприятие   и   понимание окружающей действительности, прогноз и оценку событий.  Дж. Келли считал, что конструкты являются единицами мировосприятия личности.  Традиционно в психологии элементарными единицами мышления и речи принято считать понятия. Между конструктами и понятиями существует ряд  важных  различий. Понятия  выработаны  обществом  и  даны  человеку   в готовом   виде, полностью осознанны и хорошо вербализованы, униполярны, сформулированы   литературно.   напротив, представляют   собой   результат   собственного   опыта   человека,   могут   быть разной   степени   осознанности,   биполярны,   сформулированы   на   том   языке, которым человек пользуется (например, на жаргоне).    Личностные   конструкты, Принцип  биполярности  конструкта­ фундаментальный  принцип  теории Келли.   Оценки   людей   и   событий   через   призму   оппозиций   максимально информативны   для   целей   предсказания,   поскольку   позволяют   видеть   не только нечто данное, но и противоположное этому.  Восприятие   индивидом   конкретных   жизненных   явлений,   объектов, поступков   происходит   с   помощью   системы   созданных   им   и   пригодных   в данной   конкретной   области   конструктов.   Конструкты   могут   подвергаться испытанию с точки зрения их предсказательной способности с последующим сохранением или изменением. Если для осмысления каких­либо новых для индивида   жизненных   реалий   в   системе   нет   подходящих   конструктов,   он формирует новые, расширяя, таким образом, свою систему конструктов.  В  противоположность  фрагментарным  концепциям  Дж.Келли  развивал представление   о   единстве   и   целостности   личности,   поэтому   понятие системы   конструктов(cложно­организованной,   иерархизированной)   стало определяющим   в   его   теории.   Дж.Келли   формулирует   основной   постулат следующим   образом:     “Личностные   процессы   направляются   по   руслам конструктов,  которые  служат  средствами  предвидения   событий”.  Из  этого постулата им выводится 11 следствий, объясняющих механизмы психической деятельности человека.  Разработанный Дж.Келли репертуарный тест позволяет выявлять систему конструктов, которую человек использует для оценки себя и окружающих его людей. 29 Заключение Являясь объектом изучения, личность, кроме того, представляет собой абстрактное понятие, которое объединяет многие аспекты, характеризующие человека: эмоции, мотивацию, мысли, переживания, восприятие и действия. Однако не следует сводить личность как понятие к какому бы то ни было аспекту функционирования индивидуума. Концептуальное значение личности многогранно   ­   оно   охватывает   широкий   спектр   внутренних   психических процессов, обусловливающих особенности поведения человека в различных ситуациях. Имея дело с таким сложным понятием, невозможно представить себе какое­нибудь простое его концептуальное определение. Даже в рамках самой   психологии   мы   не   найдем   единственного,   общепринятого   значения этого   термина   ­   их   может   быть   столько,   сколько   психологов,   решающих данную задачу. Теории   личности   ­   это   тщательно   выверенные   умозаключения   или гипотезы о том, что представляют собой люди, как они себя ведут и почему они поступают именно так, а не иначе. Изучение теорий личности позволяет достичь многого. Теории выполняют две основные функции: они объясняют и предсказывают поведение. 30 Существует множество различных теоретических подходов к пониманию личности. Несмотря на все их разнообразие, теории личности имеют общую концептуальную   основу,   каркас,   состоящий   из   шести   основных   блоков: структура,   мотивация,   развитие,   психопатология,   психическое   здоровье   и изменение личности вследствие терапевтического воздействия. Совокупность концепций, выдвигаемых теорией с целью объяснить каждый из этих блоков, говорит   нам   об   основном   содержании   данной   теории   личности.   Способы решения этих концептуальных вопросов дают возможность понять наиболее общие перспективы каждой теоретической позиции. Выделяют   психодинамическую,   гуманистическую, когнитивную,   поведенческую,   деятельностную   и   диспозициональную теории личности.   аналитическую, Существует   три   уровня   анализа   личности   как   психологического образования:   свойства   отдельных   “элементов”   личности,   компоненты (“блоки”) личности и свойства целостной личности. Соотношение свойств и блоков   личности   всех   трех   уровней   называют   структурой   личности. Некоторые теории, а иногда и разные авторы в рамках одной и той же теории, обращают   внимание   не   на   все   уровни,   а   лишь   на   один   их   них.   Названия элементов и блоков при этом сильно варьируют. Отдельные свойства часто называют   характеристиками,   чертами,   диспозициями,   особенностями характера, качествами, димензиями, факторами, шкалами личности, а блоки ­ компонентами, сферами, инстанциями, аспектами, подструктурами. Каждая теория   позволяет   построить   одну   или   несколько   структурных   моделей личности. Большинство моделей является умозрительными, и лишь немногие, в   основном   диспозициональные,   построены   с   использованием   современных математических методов. Библиография 1. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. ­ М.:  Изд ­ во МГУ, 1984. 2. Петровский А.В. Психология: словарь. ­ М.: Политиздат, 1990., с.193 3. Мясищев   В.   Н.   Структура   личности   и   отношение   человека   к действительности   //Психология   личности:   тексты   /под   ред.   Ю.   Б. Гиппенрейтера, А. А. Пузырея. ­ М.: Изд­во МГУ, 1982., с.35­38; 44; 45 4. Ларии А. Хьелл, Дэниэл Дж. Зиглер Теория личности. – СПб.: Питер, 2014., 608 с. 31 5. Субботский Е. Генезис личности. Теория и эксперимент. М.: Смысл, 2010., 408 с. 32

Статья по психологии на тему,,Основные теории личности и ее развития,,

Статья по психологии на тему,,Основные теории личности и ее развития,,

Статья по психологии на тему,,Основные теории личности и ее развития,,

Статья по психологии на тему,,Основные теории личности и ее развития,,

Статья по психологии на тему,,Основные теории личности и ее развития,,

Статья по психологии на тему,,Основные теории личности и ее развития,,

Статья по психологии на тему,,Основные теории личности и ее развития,,

Статья по психологии на тему,,Основные теории личности и ее развития,,

Статья по психологии на тему,,Основные теории личности и ее развития,,

Статья по психологии на тему,,Основные теории личности и ее развития,,

Статья по психологии на тему,,Основные теории личности и ее развития,,

Статья по психологии на тему,,Основные теории личности и ее развития,,

Статья по психологии на тему,,Основные теории личности и ее развития,,

Статья по психологии на тему,,Основные теории личности и ее развития,,

Статья по психологии на тему,,Основные теории личности и ее развития,,

Статья по психологии на тему,,Основные теории личности и ее развития,,

Статья по психологии на тему,,Основные теории личности и ее развития,,

Статья по психологии на тему,,Основные теории личности и ее развития,,

Статья по психологии на тему,,Основные теории личности и ее развития,,

Статья по психологии на тему,,Основные теории личности и ее развития,,

Статья по психологии на тему,,Основные теории личности и ее развития,,

Статья по психологии на тему,,Основные теории личности и ее развития,,

Статья по психологии на тему,,Основные теории личности и ее развития,,

Статья по психологии на тему,,Основные теории личности и ее развития,,

Статья по психологии на тему,,Основные теории личности и ее развития,,

Статья по психологии на тему,,Основные теории личности и ее развития,,

Статья по психологии на тему,,Основные теории личности и ее развития,,

Статья по психологии на тему,,Основные теории личности и ее развития,,

Статья по психологии на тему,,Основные теории личности и ее развития,,

Статья по психологии на тему,,Основные теории личности и ее развития,,

Статья по психологии на тему,,Основные теории личности и ее развития,,

Статья по психологии на тему,,Основные теории личности и ее развития,,

Статья по психологии на тему,,Основные теории личности и ее развития,,

Статья по психологии на тему,,Основные теории личности и ее развития,,

Статья по психологии на тему,,Основные теории личности и ее развития,,

Статья по психологии на тему,,Основные теории личности и ее развития,,

Статья по психологии на тему,,Основные теории личности и ее развития,,

Статья по психологии на тему,,Основные теории личности и ее развития,,

Статья по психологии на тему,,Основные теории личности и ее развития,,

Статья по психологии на тему,,Основные теории личности и ее развития,,

Статья по психологии на тему,,Основные теории личности и ее развития,,

Статья по психологии на тему,,Основные теории личности и ее развития,,

Статья по психологии на тему,,Основные теории личности и ее развития,,

Статья по психологии на тему,,Основные теории личности и ее развития,,

Статья по психологии на тему,,Основные теории личности и ее развития,,

Статья по психологии на тему,,Основные теории личности и ее развития,,

Статья по психологии на тему,,Основные теории личности и ее развития,,

Статья по психологии на тему,,Основные теории личности и ее развития,,

Статья по психологии на тему,,Основные теории личности и ее развития,,

Статья по психологии на тему,,Основные теории личности и ее развития,,

Статья по психологии на тему,,Основные теории личности и ее развития,,

Статья по психологии на тему,,Основные теории личности и ее развития,,

Статья по психологии на тему,,Основные теории личности и ее развития,,

Статья по психологии на тему,,Основные теории личности и ее развития,,

Статья по психологии на тему,,Основные теории личности и ее развития,,

Статья по психологии на тему,,Основные теории личности и ее развития,,

Статья по психологии на тему,,Основные теории личности и ее развития,,

Статья по психологии на тему,,Основные теории личности и ее развития,,

Статья по психологии на тему,,Основные теории личности и ее развития,,

Статья по психологии на тему,,Основные теории личности и ее развития,,

Статья по психологии на тему,,Основные теории личности и ее развития,,

Статья по психологии на тему,,Основные теории личности и ее развития,,

Статья по психологии на тему,,Основные теории личности и ее развития,,

Статья по психологии на тему,,Основные теории личности и ее развития,,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2017