Статья по технологии по теме: Использование методов проектов на уроках технологии и во внеурочной работе как средство совершенствования исследовательско-творческой деятельности учащихся

  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • docx
  • 25.07.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный материал будет полезен как учителям технологии, так и руководителям кружков художественно-эстетического направления.Статья по технологии по теме: Использование методов проектов на уроках технологии и во внеурочной работе как средство совершенствования исследовательско-творческой деятельности учащихся.Один из методов, позволяющих реализовать деятельностный подход в обучении – метод проектов, который способствует формированию ответственных и творчески активных,
Иконка файла материала ispolzovanie_metodov_proektov_na_urokakh_tekhnologii_i_vo_vneurochnoy_r 56.docx
Использование методов проектов на уроках технологии и во внеурочной работе как средство совершенствования исследовательско­творческой деятельности учащихся Для   успешного   овладения   знаниями   и   умениями   учащийся   должен использовать творческие методы в обучении (В.И. Андреев, П.Р. Атутов, Н.И. Бабкин,   Ю.К.   Васильев,   В.А.   Поляков,   В.Д.   Симоненко   и   др.).   Чтобы сформировать   у   учащихся   необходимые   качества   в   процессе   обучения, следует шире применять методы, связанные с поисковым, исследовательским характером приобретения знаний Один из методов, позволяющих реализовать деятельностный подход в   обучении   –   метод   проектов, который   способствует   формированию ответственных   и   творчески   активных,   осознанно   расширяющих   сферу собственных знаний, умений и навыков учащихся В этой связи для реализации метода проектов в поисковой работе я исхожу из следующего: – включение  метода проектов  создает  условия  для совершенствования знаний обучающегося; – организованное по методу проектов исследование будет содействовать развитию активности, самостоятельности, инициативности учащихся; – реализация проекта в процессе исследовательской деятельности дает обучающемуся практику выполнения творческого проекта; – метод проектов интегрирует обучающий, воспитательный, развивающий аспекты обучения. В   связи   с   новой   экономической   ситуацией   школа   должна   готовить конкурентоспособного выпускника, который должен владеть современными технологиями   (включая   информационные),   быть   подготовленным   к осознанному   профессиональному   самоопределению,   владеть   способностью самостоятельно приобретать знания.Предлагаемый метод овладения новыми умениями и навыками является одним из немногих, который можно применить в любой форме обучения при выполнении   различного   рода   проектов.   Работая   над   своим   проектом, обучаемый получает свободу действий, что даёт ему возможность творчески мыслить,   варьировать   между   приемлемым   и   выгодным,   возможным   и невозможным, учит самостоятельности. Метод   проектов   (от   греческого   «путь   исследования»)   –   это   система обучения,   гибкая   модель   организации   процесса,   ориентированная   на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей   в   процессе   создания   новых   товаров   и   услуг   под   контролем учителя,   обладающих   субъективной   или   объективной   новизной,   имеющих  практическую значимость. В   процессе   выполнения   проектных   заданий   учащиеся   должны решить следующие задачи, которые будут, конечно, иметь разные уровни успешности от половозрастных и индивидуальных особенностей. К ним относятся   осмысленное   исполнение   следующих   умственных   и практических действий: – понимание   постановки   задачи,   сути   учебного   задания,   характера взаимодействия   со   сверстниками   и   преподавателями,   требования   к представлению выполненной работы или ее частей; – планирование конечного результата и представление его в вербальной форме, т.е. без ограничения фантазии учащегося должны дать себе и другим развернутый ответ по схеме: «Я хотел бы...»; – планирование   действий,   т.е.   определение   их   последовательности   с ориентировочными   оценками   затрат   времени   на   этапы,   распоряжение бюджетом времени, сил, средств; – выполнение ориентировочного алгоритма проектирования; – внесение корректив в ранее принятые решения; – конструктивное   обсуждение   результатов   и   проблем   этапов проектирования,   формирование   конструктивных   вопросов   преподавателю, помощь, советы, дополнительная информация и др.;– выражение замыслов, конструктивных решений с помощью технических рисунков, схем, эскизов, чертежей, макетов; – самостоятельного поиска и нахождения необходимой информации; – составление   схемы   необходимых   расчетов   –   конструктивных, технологических, экономических, представление их в вербальной форме; – оценивание результата по достижению запланированного, по объему и качеству выполненного, по трудозатратам, по новизне; – оценивание проектов, выполненных другими; – понимание   критериев   оценивания   проектов   и   их   защиты,   процедуры публичной защиты проектов. Самостоятельное   формирование   системы   интеллектуальных   знаний, воплощенных   в   конечный   конкурентоспособный   продукт,   должно содействовать   развитию   следующих   умений:   инициативы,   сотрудничества, навыка работы в коллективе, умения логически мыслить, видеть проблемы и принимать   решения,   получать   и   использовать   информацию,   заниматься планированием,   обучаться   самостоятельно,   обладать   коммуникативными навыками.   На   всех   этапах   осуществления   проектная   деятельность   носит характер совместной деятельности. Опыт   лучших   учителей   и   преподавателей   подтверждает,   что проектный метод обучения способствует: – формированию проектного мировоззрения и мышления; – реализации принципа единства воспитания, развития и обучения; – внедрению исследовательских начал в обучении; – усилению положительной мотивации учения; – развитию творческих способностей и активности учащихся; – формированию познавательных мотивов учения; – адаптации к современным социально­экономическим условиям жизни.Проектная   деятельность   –   творческий   процесс. П.Н.   Андрианов выделяет   четыре   этапа,   или   фазы   творческого   процесса   школьников. Содержание этих этапов представлено в следующей таблице.   Таблица 1. Этапы и результаты процесса творчества учащихся Этапы Результаты 1.Обоснование,   осознание   и Осмысленная   и   принятая   идея­ принятие идеи. задача 2.   Технологическая   разработка Доведение   идеи   до   возможности идеи. ее практической реализации 3.   Практическая   работа   над Практическая реализация идеи идеей. 4.Апробирование   объекта   в   доработка   и   самооценка работе, творческого решения идеи. Анализ   решения   творческой задачи   и   обработка   объекта творчества.   Ведущее   значение   в   творчестве   имеет   деятельность.   Можно   выделить следующие виды деятельности учащихся (Таблица 2).   Таблица 2. Виды деятельности учащихся Виды деятельности Сущность Игровая Познавательная Воспроизведение   и   усвоение   реальной действительности   в   условно­воображаемой, образно­эмоциональной   форме   путем исполнения различных ролей Целенаправленное   и   организованное познание основ наук и окружающего мира Ценностно­ориентационная Формирование   мотивов   учения,Преобразовательная Профессионально­трудовая учебных интересов, предметного сознания Закрепление,   углубление   формирование практических умений знаний, Практическое   применение   знаний,   первоначальная умений   и   навыков, профессиональная подготовка Коммуникативная Формирование   убеждений   и   научного Учебная Проектная мировоззрения Общее развитие личности школьника Обучение,   воспитание,   развитие личности и адекватная самооценка общих и специальных способностей В   связи   с   вышеизложенным,   проектная   деятельность   интегрирует, синтезирует   в   себе   элементы   всех   видов   деятельности   учащихся.   На творческой   проектной   деятельности   учащихся   строится   проектный   метод обучения   или   метод   проектов.   Руководство   проектной   деятельностью учащихся   –   это   плановый   процесс,   осуществляющийся   под   руководством учителя, преподавателя. Анализ  содержания   деятельности   при   выполнении   проектного  задания позволяет сделать вывод о том, что метод проектов содержит в себе большие возможности   для   развития   творческой   активности   учащихся.   Он   даст руководителю способ развития индивидуальности и творческих возможностей личности каждого, формированию умений: планировать предстоящую работу, рационально   организовать   ее   выполнение,   осуществлять   самоконтроль. Творческие   способности   развиваются   в  поисково­творческой   деятельности, следовательно,   в   процессе   обучения   необходимо   создавать   условия, требующие от учащихся нестандартных действий. Этому содействуют методы проблемного обучения, метод проектов. Для учета индивидуальных способностей учеников используется различные   по   уровню   сложности   проектные   задания.   Их   можно разделить на несколько групп: 1. Репродуктивные задания на воспроизведение по образцу.2. Поисковые задания связаны с отысканием сведений, фактов, объектов. 3. Логически­поисковые   задания,   как   правило,   связаны   с усовершенствованием известных объектов. 4. Творческие задания на создание новых объектов. Объект   проектирования   должен   быть   на   пределе   возможностей обучающегося развивать его всесторонне. Объект   исследования   может   быть   выбран   из   банка   проектов.   При самостоятельном   выборе   можно   использовать   методы:   мозгового   штурма, ассоциаций, выявления интересов или простых наблюдений. Работа может иметь в основном познавательный характер, а в меньшей степени   –   значение   реального   улучшения.   В   этом   случае   получаем исследовательский проект, направленный на объект, который хотим познать в определенном контексте. Можно выбирать объект или ситуацию, с которыми связана   некая   проблема,   на   решение   которой   и   направлен   проект.   Тема, сформулированная   таким   образом,   ориентирует   на   реально   воплотимый   и актуальный   результат.   Иногда   работа   в   основном   имеет   организационный характер, где основной целью является планирование действий, и не нужно глубоко углубляться в исследование проблем. Необходимо особо обратить внимание   на   отражение   в   тематике   проектов   региональных   и   местных особенностей.   Задания   должны   быть   реально   выполнимы   в   течение определенного срока. При подборе творческих проектов преподавателю необходимо учитывать принципы   дидактики     профориентационную   и воспитательную   направленность,   формирование   творческого   отношения   к труду, научность и др.). (политехническую, Особое   внимание,   по   моему   мнению,   при   выборе   тем   проектов должно уделяться: – системному анализу современной экономико­управленческой и другой информации; – анализу типовых ошибок при выполнении проектов; – целенаправленному поиску и анализу нерешенных задач;– более   широкому   введению   автоматизированных   способов   моде­ лирования и проектирования; – повышению   практической   направленности   проектов   с   решением конкретных задач предприятий и организаций.

Посмотрите также