Статья по теме: " Что такое практико-ориентированные технологии обучения?"
Оценка 5
Лекции
docx
родителям
Взрослым
14.08.2019
В данной статье рассматривается важность практико-ориентированных технологий для более качественного обучения студентов СПО. Автор разбирает три подхода, существующие в современном образовательном процессе к организации практико-ориентированного обучения студентов среднего профессионального обучения и делает вывод о повышении качества преподаваемого предмета через применение этих технологий.
статья.docx
Что такое практико-ориентированные технологии обучения? Образова- ние – главная
составляющая в развитии каждого человека, необходимая для достижения целей во
всех сферах жизнедеятельности общества. Качественно выстроенный учебный процесс
способен не только удовлетворить потреб- ность в образовании, но и создать
фундамент для дальнейшего саморазвития личности. Сегодня к образованию
предъявляются все больше требований, появляются новые инструменты для передачи
информации, а также новые возможности контроля за их усвоением. Работодатели
хотят иметь сразу в своем штате высококвалифицированных работников. Введение
федеральных образовательных стандартов СПО (ФГОС СПО) предусматривает усиление
прикладного, практического характера СПО, адекватность его современным
требованиям экономики, науки и обще- ственной жизни. Главным требованием
современного образовательного процесса стано- вится способность применять
усвоенные знания на практике. Следовательно, необходимо организовать учебный
процесс таким образом, чтобы студенты не только освоили теорию, но и успешно
применяли полученные знания в профессии. Существует, по крайней мере, три
подхода, которые различаются как степенью охвата элементов образовательного
процесса, так и функциями студентов и преподавателей в формирующейся системе
практико- ориентированного обучения. Наиболее узкий подход связывает практико-
ориентированное обучение с формированием профессионального опыта студентов при
погружении их в профессиональную среду в ходе учебной, производственной и предди-
пломной практики (Ю. Ветров, Н. Клушина). Второй подход (авторы Т. Дмитриенко, П.
Образцов), при практико- ориентированном обучении предполагает использование
профессионально- ориентированных технологий обучения и методик моделирования
фрагмен- тов будущей профессиональной деятельности на основе использования воз-
можностей контекстного (профессионально направленного) изучения про- фильных и
непрофильных дисциплин.199 Третий, наиболее широкий подход, очень ёмко
сформулировал Ф. Г. Ялалов в деятельностно-компетентностной парадигме, в
соответствии с которой практико-ориентированное образование направлено на
приобрете- ние кроме знаний, умений, навыков – опыта практической деятельности с
це- лью достижения профессионально и социально значимых компетентностей. Это
обеспечивает вовлечение студентов в работу и их активность, сравни- мую с
активностью преподавателя. Мотивация к изучению теоретического материала идёт от
потребности в решении практической задачи. Данная раз- новидность практико-
ориентированного подхода является деятельностно- компетентностным подходом.
Таким образом, для построения практико-ориентированного образова- ния необходим
новый, деятельностно-компетентностный подход. Для этой цели в образовательную
среду вводятся практико- ориентированное обучение, основу которого составляет
деятельностный подход. Он заключается в том, что главной целью обучения является
форми- рование у студентов навыков, которые востребованы в современном мире в
разнообразных сферах социальной и профессиональной деятельности, а также
развитие умений употреблять полученные знания на практическом опыте. В
применении практико-ориентированного обучения важную роль иг- рает содержание
образования. Практико-ориентированный учебный процесс, как и любой другой
опирается на формы, методы и технологии обучения. Исходя их того, что под
технологией обучения понимается совокупность средств и методов воспроизведения
теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно
реализовывать поставленные образовательные цели [1], можно сделать вывод, что
практико- ориентированные технологии – это специальный набор форм, методов, спо-
собов, приёмов обучения и воспитательных средств, представляющих собой
целенаправленные педагогические процедуры, реализацией которых в про- цессе
обучения достигается формирование профессионально-значимых ка- честв личности
будущего специалиста, обеспечивающих высокий уровень его готовности к осуществлению практической деятельности. Особенность данной технологии состоит в
том, что в ней предполагается переход от оце- нивания знаний преподавателем к
совместному оцениванию со студентами. Возможности практико-ориентированных
технологий в образовательном процессе. Образовательный процесс, построенный с
помощью практико- ориентированных технологий, помогает приблизить учебные
специальные дисциплины, которые изучают студенты среднего профессионального
обра- зования, к их будущей профессии, а также способствуют созданию необхо-200
димых условий для целенаправленного формирования конкурентоспособно- сти
будущих технологов. Студенты осваивают какую-либо деятельность не по учебникам и
чертежам, а непосредственно включаясь в ее простейшие формы. В соответствии с
этим приобретение опыта осуществляется в рамках традиционной дидактической
триады «знания – умения – навыки» путем формирования у обучающихся практических
умений и навыков [2]. Практика трудоустройства выпускников в последние годы
показывает, что работодатели при подборе специалистов заинтересованы в кадрах,
уже имеющих помимо специального образования и опыт работы. Поэтому сего- дня
молодые специалисты испытывают трудности конкуренции рынка труда и в адаптации
к условиям деятельности. Профессиональное становление за- нимает еще несколько
лет после окончания образовательного учреждения и требует дополнительных усилий
от самих молодых специалистов и денеж- ных затрат на переквалификацию от
компаний, в которых они работают. Основной проблемой низкой профессиональной
компетентности вы- пускников и их неконкурентоспособности является отсутствие
практики ре- шения задач в области будущей профессиональной деятельности. Для
преодоления обозначенных проблем необходимо уже сегодня пере- смотреть
принципы, методы и процедуры формирования содержания профес- сионального
образования, а также согласовать образовательные стандарты по подготовке
специалистов с профессиональными стандартами сварщиков. Корректно
сформированное содержание обучения, организованный учебный процесс в
соответствии с этим содержанием определяют условия повышения качества
образования. У студентов формируются умения, знания и приобретается необходимый
опыт для профессиональной деятельности. Такие выпускники способны решить
множество актуальных в современном мире проблем.
Статья по теме: " Что такое практико-ориентированные технологии обучения?"
Статья по теме: " Что такое практико-ориентированные технологии обучения?"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.