Обновление системы дошкольного образования

  • Лекции
  • docx
  • 26.06.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Самой основной целью взаимодействия семьи и родителей является основой воспитания ребенка.Воспитатели должны проявить инициативу и понять каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка.Используя принцип индивидуального подхода с участием родителей.Воспитатель всегда должна поддерживать контакт с родителями.Глвной задачей в воспитании детей явлется основание команды состоящие из педагога и родителя.
Иконка файла материала сайтка.docx
Обновление системы дошкольного образованияАбенжанова  Айгерим Нахсбековна  «От того, как прошло детство,кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким  человеком станет сегодняшний малыш».                                                                                                                  В.А.Сухомлинский         Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и  демократизации в нем обусловили необходимость активизации сотрудничества  дошкольного учреждения с семьей.                                                                       Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение  психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку. В этом  непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в  особенности.                                                                                                         Об этом же говорят и современные специалисты, и ученые в области семьи (Т.А.  Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, И.В. Лапицкая и др.). Они считают, что семейный институт есть институт эмоциональных отношений.  Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и  близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата)  безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто  так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть.Семья для ребенка ­ это  ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для  подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим  вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему  «всем миром»: детский сад, семья, общественность.Детский сад первое  воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где  начинается их педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и  воспитателей зависит дальнейшее развитие ребенка. Положительных результатов в воспитании ребенка можно достичь при согласованных действиях воспитателей и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания.На  мой взгляд, основной целью взаимодействия педагогов с семьёй является  установление доверительных отношений с детьми и их родителями, как бы  объединение их в одну команду. Воспитатели должны проявить инициативу и  понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьёй на благо  ребёнка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей. С  родителями взаимодействие необходимо начинать со знакомства. Воспитатель  постоянно поддерживает личный контакт с родителями, обмениваются  информацией. Педагогическая помощь родителям должна основываться на  тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребенка, тогда  работа с родителями будет иметь конкретный, действенный характер,  способствовать взаимопониманию и взаимному интересу родителей и  воспитателей.Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и  внедряться новая философия сотрудничества семьи и дошкольного учреждения.  В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственностьродители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и  дополнять их воспитательную деятельность.Всем известно, что сотрудничество  педагогов детского сада с родителями – достаточно сложный процесс, и семья  должна быть равноправной его стороной. Основную роль в работе с родителями  практически во всех детских садах традиционно играют воспитатели. Они –  главный источник информации о ребёнке, о деятельности учреждения, от них  родители получают психолого­педагогическую информацию. Таким образом,  именно на них лежит основная ответственность. Педагоги детского сада  находятся в постоянном взаимодействии с родителями, составляя неразрывное  триединство “ребёнок – родитель – педагог”. Участие семьи в воспитательно­ образовательном процессе позволяет повысить качество образования детей, так  как родители лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в  дальнейшем его продвижении. Современные родители достаточно разные: одни  читают педагогическую литературу, другие пользуются ей бессистемно, иногда  воспитывают детей интуитивно /как воспитали меня/.Прежде чем работать с  семьей, ее нужно хорошо узнать, Поэтому на I этапе – нужно собрать и  обработать информацию о каждом воспитаннике и его семье. Только тогда  возможно повышение эффективности воспитательно­образовательной работы с  детьми и построение грамотного отношения с родителями.Основными  направлениями сотрудничества с семьёй являются: изучение потребности  родителей в образовательных услугах; просвещение родителей с целью  повышения их правовой и педагогической культуры. Исходя, из этих  направлений и осуществляется работа по сотрудничеству с семьями  дошкольников через разнообразные формы, такие как: совместные мероприятия педагогов и родителей; Участие родителей в управлении дошкольным учреждением.Предполагает  участие родителей в советах: дошкольного учреждения, педагогов, по питанию. Участие родителей в подготовке и проведении воспитательно­ образовательного процесса.   Проводится по согласованию с родителями в форме   подготовки помещения, раздаточного и демонстрационного материала, участия в качестве ассистента, помощника в занятиях, самостоятельного обучения детей,  участия в режимных процессах: утренней зарядке, прогулке, играх детей,  организации кружковой работы по интересам. Работа консультационных пунктов.   Предполагает организацию консультаций    для всех желающих в определенное время несколькими специалистами детского  сада, имеющими разную квалификацию: воспитателями, педагогом­психологом,  руководителем физического воспитания, медицинской сестрой, музыкальным  руководителем, логопедом. Родительские собрания.   на котором решаются организационные вопросы, а также связанные с    Представляют собой регламентированное мероприятие,воспитанием и обучением детей, делаются сообщения для родителей  руководителями и специалистами детского сада; по обсужденным вопросам  принимается решение (постановление), которое фиксируется в протоколе. Лектории.     Предполагают обучение родителей через распространение психолого­ педагогических, медицинских, экономических, юридических и других знаний на  лекциях "по соответствующим проблемам.Например: «Адаптация ребенка к  Дошкольному учреждению», «Как укрепить и сохранить здоровье детей».   Включают в себя активное обсуждение психолого­ Конференции, семинар.   педагогических проблем, которое предполагает подготовку докладов,  сообщений, активный обмен мнениями, разработку конкретных  рекомендаций. Например: «Психологическое благополучие ребенка в семье и  детском саду», «Легко ли быть родителями».   Представляют собой активное эмоциональное обсуждение  Диспуты, дискуссии.   родителями и сотрудниками детского сада. Неоднозначных проблем путем  высказывания различных мнений и аргументов в пользу тех или иных  решений. Например: '«Стоит или не стоит наказывать», «Родительская позиция  «взрослый всегда прав»: за и против». Круглые столы, вечера вопросов и ответов.   Организуются в форме свободного    или регламентированного общения педагогов других специалистов детского сада с тематическими (психолого­педагогическими, медицинскими, правовыми,  экономическими и др.) сообщениями с родителями, во время которого  последние имеют возможность получить ответы на интересующие их вопросы,  высказать свое мнение по заявленной или волнующей  проблеме. Например:«Рациональное питание детей», «Детские капризы»,  «Подготовка ребенка к школе», «Здоровье детей и взрослых», «Адаптация  ребенка к детскому саду», «Веселые игры дома». Групповые консультации.   Включают подготовку сотрудниками дошкольного    учреждения сообщений, практических рекомендаций и материалов для группы  родителей, имеющих одинаковые проблемы (в воспитании детей, общении с  ними, в педагогической позиции), совместное обсуждение волнующих  вопросов. Например: «Агрессивный ребенок», «Застенчивый малыш», «Когда в  семье брат и сестра», «Воспитание близнецов», «Когда родитель только один». Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей: Формы работы на основе телепередач:   семья», «Поле чудес'» и. др. Представляют собой такую организацию  мероприятия, когда в канву соответствующей телепередачи вплетается  психолого­педагогическое содержание, вносятся игры, вопросы по проблемам  развития, воспитания и обучения детей.   КВН, педагогический ринг, «МояТренинги. Предполагают организованное активное социально­психологическое  обучение родителей психологическим навыкам.Например:«Тренинг общения с  детьми», «Тренинг релаксации», «Как решать конфликты»:   Включают обсуждение и воспроизведение  Деловые и ролевые игры.   (проигрывание) родителями различных проблемных педагогических ситуаций в  семейном воспитании в условной обстановке для приобретения навыков и  эмоционального опыта действия в таких ситуациях. Например: «Когда ребенок  упрямится», «Когда малыш берет чужое», «Детская истерика в общественном  месте»   Проводятся совместные посещения детьми, родителями,  Экскурсии.   сотрудниками детского сада зон отдыха (парка, леса, реки), культурных,  исторических мест (музеев, театров) в целях духовного обогащения, отдыха,  общения, установления позитивных взаимоотношений, эмоциональной разгрузки.   Представляют собой дни свободного посещения  Дни открытых дверей.   желающими (родителями и общественностью) детского сада с целью более  детально ознакомиться с работой учреждения: занятиями, играми, режимными  моментами, праздниками, развлечениями. Их количество и содержание  определяется руководством детского сада. Совместные вечера, праздники и развлечения родителей с детьми и  сотрудниками дошкольного учреждения.   насыщенные эмоциональным общением мероприятия, в процессе которых все  участники имеют возможность не только пообщаться, но и получить  необходимую информацию, показать достижения, отдохнуть, познакомиться  поближе. Например: календарные праздники (Новый год), праздники семьи, мам, пап; литературные, музыкальные, спортивные, интеллектуальные вечера.   Организуются как активные,    Включают подготовленные детские, родительские, воспитательские,  Концерты.   совместные выступления: чтение стихотворений, исполнение песен и танцев,  драматизацию сказок и других произведений. Наглядно ­ информационные формы: Родительские уголки. Предполагают представление в наглядной форме  наиболее востребованной информации для родителей: о распорядке дня в  детском саду, содержании воспитательно­образовательного процесса, об  организации питания детей, а также психолого­педагогические, медико­ гигиенические и другие сообщения. Папки­ передвижки, рукописные журналы.   самостоятельную издательскую деятельность, в результате которой  сотрудниками детского сада подбирается и оформляется в папки или журналы    Представляют собойтеоретический и практический материал, который будет обогащать знания и  умения родителей по предложенной проблеме. На пример: «Развивающие игры  для детей», «Что читать малышам», «Мир природы», «Азбука вежливости».   Предполагают представление результатов индивидуальной и  Выставки.   совместной деятельности дошкольников, родителей и  педагогов.Например: выставка рисунков «Рисуют дети и родители»,  фотовыставки «Семьи наших воспитанников»­, «Домашние любимцы» (коты,  собаки, птицы).   Подразумевает распространение психолого­ Обмен литературой.   педагогических знаний через аннотирование педагогами специальной литературы для родителей, которые могут знакомиться с ней в дошкольном учреждении и  дома.   Означает видеосъемку различных моментов из жизни детей в  Видеосъемка.   детском саду с последующим совместным ее просмотром родителями, детьми,  другими членами семьи, воспитателями. Например:«Один день в саду», «Наши  праздники», «Строим, рисуем, лепим», «Музыкальные занятия». Из опыта своей работы я считаю что от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все: дети – дошкольники начинают с гордостью и  уважением относиться к своим родным; а родители, благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада приобретают опыт  сотрудничества, как со своим ребёнком, так и с коллективом специалистов.Я  считаю, что особая роль при любой форме организации сотрудничества с  родителями должна отводиться социологическим вопросам, анкетированию,  тестированию родителей и педагогов, но для эффективного взаимодействия  педагога с семьями недостаточно только диагностики и желания сотрудничать.  Необходимы так же современные знания о семье, причем эти знания должны  стать достоянием каждого сотрудника детского сада и родителей, они должны  стать основой для профессионального взаимодействия. На мой взгляд, для того,  чтобы эффективно реализовывать процесс взаимодействия необходимо, прежде  всего, знать особенности субъектов взаимодействия, в частности, педагог должен знать типологию семей, психологические особенности родителей, их возрастные  характеристики, разнообразные стили общения родителей с детьми в различных  семьях. Исходя из этого, в настоящее время актуальными задачами продолжают  оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к  семьям разного типа.В заключении отмечу, что все формы работы с родителями,  используемые в детском саду, создают атмосферу доверия и сотрудничества в  коллективе взрослых, окружающих ребенка. Таким образом, объединение усилий воспитателей и родителей является обязательным условием успешного решения  воспитательных задач.