Самой основной целью взаимодействия семьи и родителей является основой воспитания ребенка.Воспитатели должны проявить инициативу и понять каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка.Используя принцип индивидуального подхода с участием родителей.Воспитатель всегда должна поддерживать контакт с родителями.Глвной задачей в воспитании детей явлется основание команды состоящие из педагога и родителя.
Обновление системы дошкольного образованияАбенжанова Айгерим Нахсбековна
«От того, как прошло детство,кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его
разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский
Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и
демократизации в нем обусловили необходимость активизации сотрудничества
дошкольного учреждения с семьей.
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение
психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку. В этом
непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в
особенности.
Об этом же говорят и современные специалисты, и ученые в области семьи (Т.А.
Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, И.В. Лапицкая и др.). Они
считают, что семейный институт есть институт эмоциональных отношений.
Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и
близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата)
безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто
так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть.Семья для ребенка это
ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для
подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим
вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему
«всем миром»: детский сад, семья, общественность.Детский сад первое
воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где
начинается их педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и
воспитателей зависит дальнейшее развитие ребенка. Положительных результатов
в воспитании ребенка можно достичь при согласованных действиях воспитателей
и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания.На
мой взгляд, основной целью взаимодействия педагогов с семьёй является
установление доверительных отношений с детьми и их родителями, как бы
объединение их в одну команду. Воспитатели должны проявить инициативу и
понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьёй на благо
ребёнка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей. С
родителями взаимодействие необходимо начинать со знакомства. Воспитатель
постоянно поддерживает личный контакт с родителями, обмениваются
информацией. Педагогическая помощь родителям должна основываться на
тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребенка, тогда
работа с родителями будет иметь конкретный, действенный характер,
способствовать взаимопониманию и взаимному интересу родителей и
воспитателей.Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и
внедряться новая философия сотрудничества семьи и дошкольного учреждения.
В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственностьродители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и
дополнять их воспитательную деятельность.Всем известно, что сотрудничество
педагогов детского сада с родителями – достаточно сложный процесс, и семья
должна быть равноправной его стороной. Основную роль в работе с родителями
практически во всех детских садах традиционно играют воспитатели. Они –
главный источник информации о ребёнке, о деятельности учреждения, от них
родители получают психологопедагогическую информацию. Таким образом,
именно на них лежит основная ответственность. Педагоги детского сада
находятся в постоянном взаимодействии с родителями, составляя неразрывное
триединство “ребёнок – родитель – педагог”. Участие семьи в воспитательно
образовательном процессе позволяет повысить качество образования детей, так
как родители лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в
дальнейшем его продвижении. Современные родители достаточно разные: одни
читают педагогическую литературу, другие пользуются ей бессистемно, иногда
воспитывают детей интуитивно /как воспитали меня/.Прежде чем работать с
семьей, ее нужно хорошо узнать, Поэтому на I этапе – нужно собрать и
обработать информацию о каждом воспитаннике и его семье. Только тогда
возможно повышение эффективности воспитательнообразовательной работы с
детьми и построение грамотного отношения с родителями.Основными
направлениями сотрудничества с семьёй являются: изучение потребности
родителей в образовательных услугах; просвещение родителей с целью
повышения их правовой и педагогической культуры. Исходя, из этих
направлений и осуществляется работа по сотрудничеству с семьями
дошкольников через разнообразные формы, такие как:
совместные мероприятия педагогов и родителей;
Участие родителей в управлении дошкольным учреждением.Предполагает
участие родителей в советах: дошкольного учреждения, педагогов, по питанию.
Участие родителей в подготовке и проведении воспитательно
образовательного процесса.
Проводится по согласованию с родителями в форме
подготовки помещения, раздаточного и демонстрационного материала, участия в
качестве ассистента, помощника в занятиях, самостоятельного обучения детей,
участия в режимных процессах: утренней зарядке, прогулке, играх детей,
организации кружковой работы по интересам.
Работа консультационных пунктов.
Предполагает организацию консультаций
для всех желающих в определенное время несколькими специалистами детского
сада, имеющими разную квалификацию: воспитателями, педагогомпсихологом,
руководителем физического воспитания, медицинской сестрой, музыкальным
руководителем, логопедом.
Родительские собрания.
на котором решаются организационные вопросы, а также связанные с
Представляют собой регламентированное мероприятие,воспитанием и обучением детей, делаются сообщения для родителей
руководителями и специалистами детского сада; по обсужденным вопросам
принимается решение (постановление), которое фиксируется в протоколе.
Лектории.
Предполагают обучение родителей через распространение психолого
педагогических, медицинских, экономических, юридических и других знаний на
лекциях "по соответствующим проблемам.Например: «Адаптация ребенка к
Дошкольному учреждению», «Как укрепить и сохранить здоровье детей».
Включают в себя активное обсуждение психолого
Конференции, семинар.
педагогических проблем, которое предполагает подготовку докладов,
сообщений, активный обмен мнениями, разработку конкретных
рекомендаций. Например: «Психологическое благополучие ребенка в семье и
детском саду», «Легко ли быть родителями».
Представляют собой активное эмоциональное обсуждение
Диспуты, дискуссии.
родителями и сотрудниками детского сада. Неоднозначных проблем путем
высказывания различных мнений и аргументов в пользу тех или иных
решений. Например: '«Стоит или не стоит наказывать», «Родительская позиция
«взрослый всегда прав»: за и против».
Круглые столы, вечера вопросов и ответов.
Организуются в форме свободного
или регламентированного общения педагогов других специалистов детского сада
с тематическими (психологопедагогическими, медицинскими, правовыми,
экономическими и др.) сообщениями с родителями, во время которого
последние имеют возможность получить ответы на интересующие их вопросы,
высказать свое мнение по заявленной или волнующей
проблеме. Например:«Рациональное питание детей», «Детские капризы»,
«Подготовка ребенка к школе», «Здоровье детей и взрослых», «Адаптация
ребенка к детскому саду», «Веселые игры дома».
Групповые консультации.
Включают подготовку сотрудниками дошкольного
учреждения сообщений, практических рекомендаций и материалов для группы
родителей, имеющих одинаковые проблемы (в воспитании детей, общении с
ними, в педагогической позиции), совместное обсуждение волнующих
вопросов. Например: «Агрессивный ребенок», «Застенчивый малыш», «Когда в
семье брат и сестра», «Воспитание близнецов», «Когда родитель только один».
Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей:
Формы работы на основе телепередач:
семья», «Поле чудес'» и. др. Представляют собой такую организацию
мероприятия, когда в канву соответствующей телепередачи вплетается
психологопедагогическое содержание, вносятся игры, вопросы по проблемам
развития, воспитания и обучения детей.
КВН, педагогический ринг, «МояТренинги. Предполагают организованное активное социальнопсихологическое
обучение родителей психологическим навыкам.Например:«Тренинг общения с
детьми», «Тренинг релаксации», «Как решать конфликты»:
Включают обсуждение и воспроизведение
Деловые и ролевые игры.
(проигрывание) родителями различных проблемных педагогических ситуаций в
семейном воспитании в условной обстановке для приобретения навыков и
эмоционального опыта действия в таких ситуациях. Например: «Когда ребенок
упрямится», «Когда малыш берет чужое», «Детская истерика в общественном
месте»
Проводятся совместные посещения детьми, родителями,
Экскурсии.
сотрудниками детского сада зон отдыха (парка, леса, реки), культурных,
исторических мест (музеев, театров) в целях духовного обогащения, отдыха,
общения, установления позитивных взаимоотношений, эмоциональной разгрузки.
Представляют собой дни свободного посещения
Дни открытых дверей.
желающими (родителями и общественностью) детского сада с целью более
детально ознакомиться с работой учреждения: занятиями, играми, режимными
моментами, праздниками, развлечениями. Их количество и содержание
определяется руководством детского сада.
Совместные вечера, праздники и развлечения родителей с детьми и
сотрудниками дошкольного учреждения.
насыщенные эмоциональным общением мероприятия, в процессе которых все
участники имеют возможность не только пообщаться, но и получить
необходимую информацию, показать достижения, отдохнуть, познакомиться
поближе. Например: календарные праздники (Новый год), праздники семьи, мам,
пап; литературные, музыкальные, спортивные, интеллектуальные вечера.
Организуются как активные,
Включают подготовленные детские, родительские, воспитательские,
Концерты.
совместные выступления: чтение стихотворений, исполнение песен и танцев,
драматизацию сказок и других произведений.
Наглядно информационные формы:
Родительские уголки. Предполагают представление в наглядной форме
наиболее востребованной информации для родителей: о распорядке дня в
детском саду, содержании воспитательнообразовательного процесса, об
организации питания детей, а также психологопедагогические, медико
гигиенические и другие сообщения.
Папки передвижки, рукописные журналы.
самостоятельную издательскую деятельность, в результате которой
сотрудниками детского сада подбирается и оформляется в папки или журналы
Представляют собойтеоретический и практический материал, который будет обогащать знания и
умения родителей по предложенной проблеме. На пример: «Развивающие игры
для детей», «Что читать малышам», «Мир природы», «Азбука вежливости».
Предполагают представление результатов индивидуальной и
Выставки.
совместной деятельности дошкольников, родителей и
педагогов.Например: выставка рисунков «Рисуют дети и родители»,
фотовыставки «Семьи наших воспитанников», «Домашние любимцы» (коты,
собаки, птицы).
Подразумевает распространение психолого
Обмен литературой.
педагогических знаний через аннотирование педагогами специальной литературы
для родителей, которые могут знакомиться с ней в дошкольном учреждении и
дома.
Означает видеосъемку различных моментов из жизни детей в
Видеосъемка.
детском саду с последующим совместным ее просмотром родителями, детьми,
другими членами семьи, воспитателями. Например:«Один день в саду», «Наши
праздники», «Строим, рисуем, лепим», «Музыкальные занятия».
Из опыта своей работы я считаю что от участия родителей в работе дошкольного
учреждения выигрывают все: дети – дошкольники начинают с гордостью и
уважением относиться к своим родным; а родители, благодаря взаимодействию с
воспитателями и участию в жизни детского сада приобретают опыт
сотрудничества, как со своим ребёнком, так и с коллективом специалистов.Я
считаю, что особая роль при любой форме организации сотрудничества с
родителями должна отводиться социологическим вопросам, анкетированию,
тестированию родителей и педагогов, но для эффективного взаимодействия
педагога с семьями недостаточно только диагностики и желания сотрудничать.
Необходимы так же современные знания о семье, причем эти знания должны
стать достоянием каждого сотрудника детского сада и родителей, они должны
стать основой для профессионального взаимодействия. На мой взгляд, для того,
чтобы эффективно реализовывать процесс взаимодействия необходимо, прежде
всего, знать особенности субъектов взаимодействия, в частности, педагог должен
знать типологию семей, психологические особенности родителей, их возрастные
характеристики, разнообразные стили общения родителей с детьми в различных
семьях. Исходя из этого, в настоящее время актуальными задачами продолжают
оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к
семьям разного типа.В заключении отмечу, что все формы работы с родителями,
используемые в детском саду, создают атмосферу доверия и сотрудничества в
коллективе взрослых, окружающих ребенка. Таким образом, объединение усилий
воспитателей и родителей является обязательным условием успешного решения
воспитательных задач.