Статья по теме: "Активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках математики."
Оценка 4.9
Работа в классе
doc
математика
9 кл
04.12.2017
Опыт работы в школе по теме: "Активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках математики."
Как я использую на уроках математики приёмы и методы, активизирующие учебно-познавательную деятельность обучающихся, существенно повышающие уровень знаний по предмету, творческую и познавательную активность детей. А так же визуализация материала через использование рук при изучении тригонометрии,геометрии.
Статья к публикации.doc
Активизация учебнопознавательной деятельности обучающихся на уроках
математики.
«Познание мира, в котором живёт человек, что может быть прекраснее!»
Б.Рассел
Основой, обеспечивающей реализацию Федерального Образовательного
Стандарта, является системно – деятельностный подход, который
обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития
обучающихся в системе образования;
активную учебнопознавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учетом индивидуальных
психологических и физиологических особенностей
возрастных,
обучающихся.
Главная задача российской образовательной политики – обеспечение
современного качества образования на основе сохранения его
фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям
личности, общества, государства. Качество образования это его
результативность. Результаты проявляются в знаниях, умениях, навыках
обучающихся, а на их основе формируются ключевые компетенции
выпускников.
Я уверенна, что необходимым условием успешного формирования тех или
иных умений является стремление самого ученика к познанию. Вот почему я
стремлюсь на своих уроках создать у школьника положительную мотивацию к
выполнению умственных и практических задач.
Сегодня нужен человек не только потребляющий знания, но и умеющий их
добывать. Нестандартные ситуации наших дней требуют от нас широты
интереса. Интерес это реальная причина действий, ощущаемая человеком, как
особо важная. Он является одним из постоянных сильнодействующих мотивов
деятельности.
Особый вид интереса интерес к познаниям, или, как его принято теперь
называть, познавательный интерес. Его область познавательная деятельность, в
процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и
необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых
ученик получает образование.
Я стремлюсь найти на своих уроках такие способы и средства для
решения целей модернизации образования,
которые позволили бы
активизировать учебнопознавательную деятельность учащихся на уроках
математики и во внеурочное время. Основой моего учебновоспитательного
процесса является личностноориентированный подход. Его суть выражается в направленности на развитие способностей, возможностей и интересов
конкретного ребенка.
Поскольку центром всей образовательной системы в данной технологии
является индивидуальность ребёнка, то её методическую основу представляют
индивидуализация и дифференциация учебного процесса.
Стараюсь при преподавании математики соединить элементы личностно
ориентированной, дифференцированной и информационнокоммуникационной
технологий. Главное в этих технологиях – это идея совместной развивающей
деятельности учителей и обучающихся, скреплённой взаимопониманием. В
результате
происходит активизация учебнопознавательной деятельности
обучающегося, и он с помощью учителя реализует свои лучшие качества.
В своей работе я придерживаюсь определённой системы, о которой мне
хотелось бы рассказать в этой статье. Сразу замечу, что не всё, предоставленное
вашему вниманию, является моим "изобретением", многое является результатом
перенятого опыта у коллег.
Хочу обратить внимание, что я коснулась лишь некоторых проблем,
которые в связи с ожидающим нас переходом на ФГОС становятся более
актуальными, потому что подход в обучении, при котором ребенок сам
добывает знания в процессе собственной учебнопознавательной
деятельности, называется системно деятельностным.
Основными компонентами моей педагогической деятельности я считаю:
Систему уроков традиционной и нетрадиционной формы обучения,
целями которых является не только расширение объема,
структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания,
но и преобразование личного опыта каждого учащегося. При этом каждый
ученик имеет право самостоятельного выбора и использования наиболее
значимых для него способов проработки учебного материала.
Систему контроля и оценивания деятельности учащихся,
предусматривающего сочетание внешнего контроля с взаимоконтролем и
самоконтролем.
Поэтапный контроль каждого.
Посильность требований.
Гласность результатов.
Ведущими задачами моей работы стали:
поиск эффективных путей для создания и поддержания высокого
уровня познавательного интереса к предмету;
тренинг умственных действий;
прочность полученных знаний;
На своих уроках я стремлюсь понять мир ученика, стараюсь помочь ему
взглянуть на свои достоинства и недостатки, умножить первые и избавиться от
вторых. Ученик – не менее важный участник учебновоспитательного процесса, чем учитель, и поэтому на своих уроках учу учеников, а ученики учат друг друга
и меня.
Учитель
Ученик Ученик
Вопрос активизации познавательной деятельности делится на два: о
формах и о методах. Формы обучения делятся на три класса: индивидуальные,
фронтальные и коллективные.
И как же я решаю эти задачи? Осуществляю данный вид
деятельности через:
1.Исторические задачи, легенды, сведения из истории по данной теме.
2.Решение задач с практическим содержанием,
межпредметных связей.
3.Проведение исследовательских, лабораторных и практических работ с
использованием моделей, чертежей, таблиц.
4.Решение задач, требующих расширение знаний по теме.
5.Математические фокусы, задачи занимательного характера, задач – шуток,
математических ребусов, софизмов, стихотворений и конечно дидактических
игр.
с использованием
При помощи чего я добиваюсь результативности в своей деятельности?
Это работа в группах. Мой опыт работы показывает, что такое обучение
приводит к гораздо более полному развитию возможностей каждого ребенка,
увеличивает его самостоятельность в добывании и отработке новых знаний и
общеучебных умений и навыков.
Главными признаками групповой работы учащихся на уроке являются:
— класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных
задач;
— каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо
дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным
руководством лидера группы ;
— задания в группе выполняются таким способом, который позволяет
учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
— состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с
максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные
возможности каждого. Я считаю, что
при изучении математики невозможно отказаться от
изучения ряда вопросов, не включённых ни в один из школьных предметов, но
являющихся элементами современной общечеловеческой культуры. Поэтому,
широко использую на своих уроках такой приём, как межпредметность: в
систему упражнений курса математики
включаю задания, содержащие
наиболее полезные и интересные в общеобразовательном плане сведения из
общетехнических дисциплин, биологии, географии и других предметов. А
использование ИКТ позволяет все перечисленные задачи оформить красочно в
виде презентаций.
Например, для 6 класса мною разработан ряд уроков, где ребятам
предлагается перелистать странички математического журнала. По теме
«Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел» учащиеся
«перелистывают» «Географические странички», где, выполняя вычисления,
узнают название самого большого острова на земле, самого маленького
государства в мире, фамилию известного путешественника и др. Перелистывая
«Мифические странички», ребята знакомятся с именами греческих богов. На
уроке «Литературные странички» по теме «Умножение и деление
положительных и отрицательных чисел» ученики знакомятся с творчеством
поэтов Бальмонта и Брюсова.
В 7 и 5 классе предлагаю пролистать «Зоологические странички», где
учащиеся, выполняя различные задания, узнают о таких животных, как бобр,
гепард, фламинго, африканский слон.
Для формирования мотивации обучения, широко использую приём
«урок без темы». В начале урока тема не объявляется. После того, как ребята
получили стимул, тема изучается, формируются первые навыки.
Затем
обязательно возвращаемся к заданию, с которого начиналось изучение темы, и
даю возможность ребятам решить задание повторно.
Одной из важнейших задач, стоящих перед школой сегодня, является
сохранение здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.
Огромное значение в предупреждении утомления является четкая
организация учебного труда. На уроках математики практически вся учебная
деятельность связана с классной доской. Очень важно, чтобы к началу урока
были уже сделаны необходимые записи на доске: задания для устного счета,
опроса, может быть, план работы на уроке. Можно сразу указать в зависимости
от степени сложности задания, какой оценке соответствует его выполнение.
Зная весь план урока, какие знания, умения, навыки необходимо приобрести,
какой объем работы выполнить, ученик может выбрать степень сложности
задания, распределить работу по своему усмотрению. Все это, на мой взгляд,
формирует учащегося как субъекта учебной деятельности.
Планируя работу на доске, иногда располагаю задания так, что
выполняются сначала более простые, требующие меньше записей, они
располагаются в нижней части доски. Далеко не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо
провожу работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в
парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый»
ученик чувствует поддержку товарища. Антистрессовым моментом на уроке
является стимулирование учащихся к использованию различных способов
решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
При оценке выполненной работы необходимо учитывать не только
полученный результат, но и степень усердия ученика.
Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал.
Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные
формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать
более крупно, другим цветом). Здесь хорошие результаты дает хоровое
проговаривание иногда целых правил, иногда только отдельных терминов,
а так же визуализация материала через использование рук при изучении,
например, значений тригонометрических функций.
Каков же итог моей деятельности? Это:
Рост мотивации к изучению математики.
Создание положительного микроклимата на уроках математики.
Возросший уровень активности учащихся на уроках и во внеурочной
деятельности.
Стремление учащихся к сотрудничеству, их осознанное включение в
учебную деятельность.
Участие ребят в различных творческих конкурсах и олимпиадах.
Повышение качества обучения математики .
В условиях обновления содержания и структуры современного
образования проблема
активизации учебнопознавательной деятельности
учащихся приобретает новое звучание и требует дальнейшего осмысления.
Сейчас нашей стране нужны люди, способные принимать быстрые нестандартные
решения, умеющие творчески мыслить.
Поэтому в
обучении математики на уроках и внеурочное время
необходимо создавать атмосферу творческого поиска, помогающую ученику как
можно более полно раскрыть свои способности. А наличие интереса является
одним из главных условий успешного протекания учебного процесса и
свидетельством его правильной организации.
Необходимо широкое использование на уроках математики приёмов и
методов, активизирующих учебнопознавательную деятельность обучающихся,
существенно повышающих уровень знаний по предмету, творческую и
познавательную активность детей.
Используемые источники.
1. Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебновоспитательного процесса» 1982г. – 480с
2. Базарный В.Ф. Методология оздоровления детей и подростков. М., 1996
3. Кукушин В. С. Теория и методика обучения. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. 474 с.
4. Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана
Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская). 5. Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006. С. 147 Семушкин
А.Д., Кретинин О.С., Семенов Е.Е. Активизация мыслительной деятельности учащихся при изучении
математики. М., 1978.
6. Степанов В.Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе. М., 1991.
7. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и
ПРО, 2002. – с. 62.
8. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. – Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.
9. Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М.,
Просвещение. – 220 с.
10. http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.
11. http://www.zpzr.ru/healthcare_education/
12. ФГОС ООО Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»
декабря 2010 г. № 1897
13. Приказ от 06.10.2009г. №373 Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
.
.
Статья по теме: "Активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках математики."
Статья по теме: "Активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках математики."
Статья по теме: "Активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках математики."
Статья по теме: "Активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках математики."
Статья по теме: "Активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках математики."
Статья по теме: "Активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках математики."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.