Статья по теме: Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процееса
Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
22.04.2017
в данной статье раскрывается понятие сопровождение, каковы цели, задачи и виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению выделяются. На разных уровнях (ступенях) образования задачи психолого-педагогического сопровождения различны.
В командной работе специалистов на ПМПк реализуются два основных принципа — мультидисциплинарный и междисциплинарный
псих-педаг. сопровождение уч-восп процесса.doc
Психологопедагогическое сопровождение
учебновоспитательного процесса.
Если педагогика хочет воспитывать человека
во всех отношениях, то она должна узнать его
также во всех отношениях.
К. Д. Ушинский
Эффективность учебновоспитательного процесса во многом
определяется тем, в какой мере учитель и воспитатель располагают
сведениями о том, что знают и умеют дети. Только опираясь на объективные
данные о возможностях психического развития каждого ребенка, можно
эффективно оказывать ему помощь в процессе обучения.
Сопровождение представляет
системно
организованную деятельность, в процессе которой создаются социально
психологические и педагогические условия для дальнейшего успешного
обучения и психологического развития каждого ребенка в школьной среде.
(Битянова М. Р.)
целостную,
собой
Целью психологопедагогического сопровождения ребенка в учебно
воспитательном процессе является обеспечение нормального развития
ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).
Задачи психологопедагогического сопровождения:
предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития,
обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором
образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально
волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями,
родителями;
психологическое обеспечение образовательных программ;
развитие психологопедагогической компетентности (психологической
культуры) учащихся, родителей, педагогов.
Виды
(направления)
работ по психологопедагогическому
сопровождению:
профилактика;
диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг);
консультирование (индивидуальное и групповое);
развивающая работа (индивидуальная и групповая);
коррекционная работа (индивидуальная и групповая);
психологическое просвещение и образование:
формирование
психологической
психологопедагогической
компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений,
педагогов, родителей.
культуры,
развитие
Задачи психологопедагогического сопровождения на разных уровнях
(ступенях) образования различны.
Начальная школа — определение готовности к обучению в школе,
обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации,
развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании
желания и «умения учиться», развитие творческих способностей.
Основная школа — сопровождение перехода в основную школу,
адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач
личностного и ценностносмыслового самоопределения и саморазвития,
помощь в решении личностных проблем и проблем социализации,
формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в
построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками,
профилактика девиантного поведения, наркозависимости.
Сравнивая учителя с врачом, В.А. Сухомлинский писал: «Как врач
исследует множество факторов, от которых зависит здоровье человека, так и
педагог должен исследовать духовный мир ребенка. Наше общение с ним
лишь тогда является воспитанием, когда в наших руках научные знания о его
личности, когда мы основываемся не на случайных удачах, а на научном
анализе». Подобный научный анализ реально возможен только при
комплексном подходе к вопросам обучения и воспитания, в частности — при
организации психологомедикопедагогического консилиума. Консилиум
также взаимно обогащает знаниями каждого из его участников, знакомит
психологов со спецификой школьной программы, педагогам раскрывает
психологические истоки успешности (или неуспешности) учеников.
В командной работе специалистов на ПМПк реализуются два основных
принципа — мультидисциплинарный и междисциплинарный.
Мультидисциплинарный принцип (от лат. тиltит — многое), состоящий в
реализации комплексного подхода к психике ребенка, предложен в
психологической диагностике ведущими отечественными психологами А.Н.
Леонтьевым,
Смирновым. Он предусматривает
необходимость равноправного учета данных всех специалистов (врачей,
психологов, педагогов, социальных работников, иных) для оценки
психического развития ребенка.
Лурия,
А.Р.
А.А.
Междисциплинарный принцип при оценке психического развития
предусматривает необходимость коллегиальной выработки общих подходов к
диагностике, а также обязательность преломления (а может быть, и
коррекции) мнения, сложившегося о ребенке у каждого специалиста с учетом
данных и их трактовки, полученных от коллег.
Из вышесказанного следует, что как мультидисциплинарный, так и
междисциплинарный принципы командной работы специалистов ПМПк
ставят во главу угла не только образовательную, но в большей мере —
специальную коррекционноразвивающую работу с ребенком, работу с его
семьей, их комплексное сопровождение, что в значительной мере снижает
возможность возникновения диагностических ошибок и способствует
выработке наиболее продуктивных подходов в решении судьбы маленького
человека, соблюдении всех его прав.
Статья по теме: Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процееса
Статья по теме: Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процееса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.