Статья по теме "СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Оценка 4.9

Статья по теме "СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
01.04.2017
Статья по теме "СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ"
В статье рассматриваются вопросы воспитания и развития личности ребенка в контексте начального образования, излагаются подходы к организации процесса воспитания. Начальное образование рассматривается как стратегия подготовки компетентного выпускника. Модернизация образования предполагает переход к новым технологиям и прежде всего к личностно-ориентированной, развивающей.
статья _андрюшина.docx
Развивающее дошкольное и начальное образование как стратегия подготовки компетентного выпускника Андрюшина Наталья Николаевна учитель начальных классов МОУ «Гимназия №92 г. Донецка» СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация В статье рассматриваются вопросы воспитания и развития в контексте   начального образования, излагаются подходы к организации процесса  воспитания. Ключевые слова: воспитание и развитие личности, социализация  поколений, гражданская идентичность,  духовно­нравственное  развитие,  компоненты содержания воспитания, принципы воспитания, модель выпускника. И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания,  всякое же знание действует воспитательно. Л.Н.Толстой Сегодня вместо парадигмы «обучение на всю жизнь» появилась другая ­ «образование   через   всю   жизнь».   Понятно,   что   ученик   современной   школы должен прогнозировать свою жизнь, уметь ее организовывать и конструировать будущее   не  после,  а  до  окончания  школы. Образовательный  процесс   должен открывать   и   стимулировать   личностный   потенциал   школьника.   Именно   поэтому   современная   школа   должна   создать   условия,   при   которых учащиеся выступают в роли активных, сознательных, равноправных участников учебно­воспитательного   процесса;   условия,   в   которых   ученик   может   занять активную личностную позицию, выразить  свое личное «Я»; условия, которые самозащиты, позволят   заложить   в   него   механизмы   саморазвития, самовоспитания,   необходимые   для   становления   личности,   ее   творческой индивидуальности,   для   взаимодействия   с   людьми,   культурой,   природой.  [5]. Модернизация   образования   предполагает   переход   к   новым   технологиям   и прежде всего к личностно­ориентированной, развивающей. Тогда школа станет местом, где «раскрываются сердца», а сам учебно–воспитательный   процесс – учебником жизни, инструментом разрешения жизненных проблем. Основной  целью  современной   школы   является   обучение,   развитие   и воспитание   обучающихся,   отвечающих   запросам   нашего   государства   – социализация   поколений.   Воспитание   личности   рассматривается   как целенаправленная   деятельность,   ориентированная   на   создание   благоприятных условий для развития фундаментальных ценностей, оказания помощи детям в жизненном   самоопределении,   социальной   адаптации,   в  становлении гражданской   идентичности,   в   духовно­нравственном   развитии  и профессиональном   становлении  [1].  Неслучайно,     как   в   Концепции   духовно­ нравственного воспитания школьников РФ, так и в Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи ДНР [6]     конкретно сформулирован идеал современного человека – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин,   принимающий   судьбу   Отечества   как   свою   личную,   осознающий ответственность   за   настоящее   и   будущее   своей   страны,   укорененный     в духовных и культурных традициях своего народа [2]. Для формирования такого идеала   личности   предлагается  системно   –   деятельностный   подход  – сотрудничество, сотворчество и содружество ученика, учителя и родителей, их совместная   деятельность   на   высокие   результаты,   на   готовность   детей   к продолжению   образования   и   к   самостоятельной   жизни   в   постоянно изменяющихся   условиях  [1].  Методологической   основой  системы  воспитания личности является  усвоение культурно и исторически выработанных способов деятельности, ценностных ориентаций, культуры общения и поведения, а также способов познания мира. В качестве основного методологического ориентира выделяется   культурологический   подход,   представляющий   совокупность теоретико­методологических положений и организационно­педагогических мер, направленных на создание условий, обеспечивающих самоопределение личности   школьника. в     развивающей   и   питающей   личность среде, Содержание воспитания и развития детей младшего школьного возраста требует разработки и внедрения интерактивных методов воспитания, в основе которых тематико­ситуативная   организация   культуросообразного   содержания   и   его активизация.   Компоненты   содержания   воспитания   представлены   следующим образом:  когнитивно­познавательный компонент (овладение универсальными учебными действиями и мотивацией к учению; способность осмысления знаний для формирования ценностно­смысловых установок; способность и готовность к личностному   саморазвитию   и   самообразованию);    социально­нравственный (формирование у школьников позитивного отношения к другим людям (дружелюбие), способности не наносить обид, ущерба другим, потребности оказывать посильную помощь (доброта); развитие способности к взаимопринятию,   сопереживанию);    поведенческий   компонент   (осознание собственного   поведения   в   учебной   и   внеучебной   деятельности); личностный рефлексивно­оценочный компонент  (формирование позитивного отношения ребёнка к себе, умение выделять в себе различные качества; развитие уверенности, самостоятельности, умение принимать решения и действовать на основе  адекватной  оценки своих  возможностей; формирование у школьников   позитивного эмоционального желания     настроя,   разобраться   в   своих   переживаниях   и   переживаниях   сверстников,   родителей, учителей, умения сопереживать, сочувствовать, содействовать; формирование личной   позиции   в   процессе   взаимодействия:   положительного   доминирования   то   есть   обучение (руководства)   и   положительного   подчинения,   равнопартнерскому   взаимодействию   в   учебном   процессе). отмечает В. И. Загвязинский, самосознания имеет диалог» [8], который в нашем   Как случае   выступает   в   качестве   основы   развития   способности   личности   к саморазвитию   и   самообразованию,   актуализации   потребности   в   знакомстве   с новыми социокультурными мирами, поддержания интереса к чтению.  Определение  целей   и   задач  воспитательного   характера   приводит   к необходимости   осмысления   принципиальных   положений,   на   которых   будет строиться вся воспитательная деятельность по реализации ценностно­целевых ориентиров.  Выбор  основных  принципов  воспитательной   системы   связан   с осмыслением   понятия   «воспитания»   как   одного   из   главных   понятий, определяющий характер воспитательной деятельности, взаимоотношений между участниками воспитательного процесса – это осмысление, прежде всего такого понятия,   как   Человек  [4].    Принципы   необходимы   на   пути   к   достижению целевых   ориентиров,   так   как   они   определяют  нормы   и   правила, регламентирующие   взаимоотношения   между   членами   школьного   сообщества. Данные   нормы   и   правила   становятся   принципами   или   правилами   в   виде заповедей   или  ключевых   идей.   Например,   в   виде   заповедей:   «Хочешь   быть хозяином школы – будь им, но знай: хозяин тот, кто трудится», «Школа – храм культуры,   не   оскверняй   ее   дурными   поступками».   В   виде   ключевых   идей: формирование   личности   ребенка   строится   на   основе   традиций   и   ценностей культуры   русского   народа; самоутверждения личности ребенка. [4].   социально­нравственного   становления   и Неисчерпаемый  воспитательный потенциал  находится в  семье.  Семья является уникальным посредником между учеником и государством, мощным транслятором семейных и национальных традиций. Совместная работа строится на   принципах   взаимопомощи,   содействия   и   взаимопонимания.   Вот   лишь некоторые целевые ориентиры воспитания: «Ребёнок учится всему, что видит у себя   в   дому.   Родители   –   пример   ему».   Это   поэтические   строки   немецкого учёного и писателя ХIVв. Себастьяна Брандта остаются актуальными и в наши дни.   Для   ребёнка   очень   важны   модели   родительского   поведения.   Родителям нужно   правильно   расставить   приоритеты   в   своей   жизни,   стараться   жить достойно и образцово. Нужно расширять запас детских знаний и их кругозор через   дополнительные   кружки,   секции,   посещение   культурно­исторических мест, поиск интересных исторических фактов, открытий. С детьми важно много беседовать,   ибо   общение   позволяет   вырабатывать   собственные   взгляды, моральные   нормы.   Жизненный   опыт   помогает   адаптироваться   в   новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены. Сегодня   учителя   начального   звена   образования   призваны   ответить   на вопрос,   как   подготовить   младшего   школьника   к   жизни   в   будущем постиндустриальном   или   информационном   обществе,   при   этом   бережно оберегая  и приумножая  систему  моральных  норм, нравственных  установок  и национальных ценностей. Поэтому воспитание в традициях крайне актуальное комплексное   задание.   Оно   нуждается   в   научно   обоснованном   подходе,   в развитии   всего   учебно­воспитательного   процесса   на   национально­культурных традициях   народа.  Опыт   убеждает,   что   без   знания   своей   истории,  культуры, своей   родословной,   традиций   народа   и   семьи   невозможно   воспитывать подрастающее поколение страны.  Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» [3], новым Государственным образовательным стандартом НОО     определяются   цели   образования   на   современном   этапе.   Особенно   ориентации   не   только   на   усвоение подчеркивается   необходимость   обучающимися   определённой   суммы   знаний,   но   и   на   способность   человека эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и ситуаций, на развитие его   созидательных   возможностей.   Формирование   способности   использовать приобретённые знания – это естественный ответ каждому на вопрос – «зачем учиться».  Среди  ценностных  приоритетов  программы  развития  школы   и создание воспитательно­образовательной   среды,   способствующей   формированию   у школьников   отношения   к   собственному   здоровью   как   важнейшей   жизненной   культуры, ценности, гражданской   ответственности,     духовности, инициативности,   самостоятельности,   толерантности,   способности   к   успешной социализации в обществе [7]. Работа школы направлена на реализацию стратегии развития   воспитания   подрастающего   поколения,   целью,   которой   является создание   оптимальных   социально­педагогических   условий   для   развития личности   воспитанников   на   основе   индивидуальных   особенностей   с   целью обеспечения   высокого   уровня   образованности,   социализации,   сохранения здоровья, интеллектуального, духовного и физического развития. Например, в нашей   гимназии   разработана   и   реализуется  программа   по   гражданско­ патриотическому  воспитанию  «С   чего   начинается   Родина»   (1   –   4   классы). Реализация программы патриотического воспитания обучающихся на ступени начального   общего   образования  будет   способствовать:  воспитанию   чувства гражданственности и патриотизма, формированию сознания учащихся на основе исторических   ценностей,   сохранения  культурных   традиций   прошлого   и настоящего, развития чувства гордости за свой край,    воспитанию школьников   развитию на   примерах   мужества,   героизма   и   мудрости   предков, интеллектуальные   и   творческие   способности   учащихся;   созданию   системы национального   воспитания   подрастающего   поколения,   использованию   новых форм   и   методов   работы   в   данном   направлении;   формированию   образа воспитанника   ­   личности,   обладающей   набором   высоких   моральных человеческих   качеств;   осознанию   своего   места   в   мире   этих   ценностей; расширению   путем   обмена   видами   деятельности   культурного   пространства самореализации   личности   ребенка;   расширению   и   совершенствованию информационной   базы   пропаганды   национального   воспитания   в   школе; активизации   творческого   потенциала   педагогов   в   деле   патриотического воспитания;   оценке   эффективности   воспитательной   программы   в   системе образования, сохранению физического и духовного здоровья учащихся. Кроме того,   предусматривает   участие   детей   в   различных   видах   деятельности,   что способствует созданию условий каждому ребенку познать и реализовать себя в соответствии со своими способностями в любом из этих видов деятельности. Каждое мероприятие должно сочетать в себе индивидуальные и коллективные формы   работы,   где   поощряется   новизна,   поиск   интересных   материалов, фантазия,   четкость   и   ясность   литературного   языка,   сочетание   специальных технологических   средств.   Это   позволит   детям   осознать   свои   творческие позиции. Обязательным   требованием   достижения   поставленных   задач   является соблюдение  следующих принципов:  принцип гуманизации; принцип личностно­ ориентированного подхода; принцип научности; принцип доступности; принцип практической   направленности;   принцип   непрерывности   и   преемственности. Социальными   партнерами   школы   выступают   родители,   учреждения дополнительного образования, культуры, спорта. Содержание   внеурочной   деятельности   учащихся   начальных   классов обусловлено   целевым   ориентиром   –   моделью   выпускника   начальной   школы. Перед   учителями   современной   школы   стоит     задача   создать   среду   равных возможностей   для   всех   воспитанников   с   широким   диапазоном   сфер деятельности детей и педагогов. Воспитание в начальной школе должно быть природо   и   культуросообразным   –   направлено   на   формирование   личности   в соответствии с задатками, интересами и склонностями ребёнка. Таким образом, цели воспитания и развития личности школьника связаны с  формированием  личностных компетентностей, социально­значимых качеств, что способствует  проектированию  образа выпускника.  [4].    Выпускник – это человек     с   позитивной   системой   ценностных   ориентаций,   среди   которых приоритетными   являются   Земля,   Родина,   Природа,   Человек,   Здоровье, Культура; способный и готовый к выстраиванию конструктивных отношений с окружающим   миром,   людьми,   самим   собой;   социально   ответственный   и компетентный; ориентированный на личностное саморазвитие, рефлексивный.  Литература: 1. Государственный образовательный стандарт начального общего  образования на 2015 ­2017 гг.  2. Концепция духовно­ нравственного развития и воспитания личности и  гражданина России.  3.  Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». 4. Цветкова И.В. Как составить и успешно реализовать программу  воспитания: Методическое пособие. – М., 2003. 5. Бойко А.М. Оновлена парадигма виховання: шляхи реалізації ­ К., 1996. 6. Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи ДНР. 7. http://magarif­uku.ru ФГОС – ориентир на воспитание и развитие личности,  Усманова Р.А 8. Загвязинский В. И., Емельянова И. Н. Общая педагогика. – М.: Высшая  школа, 2008. –391 с.

Статья по теме "СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Статья по теме "СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Статья по теме "СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Статья по теме "СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Статья по теме "СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Статья по теме "СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Статья по теме "СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Статья по теме "СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Статья по теме "СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Статья по теме "СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Статья по теме "СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Статья по теме "СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Статья по теме "СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Статья по теме "СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Статья по теме "СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Статья по теме "СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017