Статья по теме "СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Оценка 4.9
Педсоветы
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
01.04.2017
В статье рассматриваются вопросы воспитания и развития личности ребенка в контексте начального образования, излагаются подходы к организации процесса воспитания. Начальное образование рассматривается как стратегия подготовки компетентного выпускника. Модернизация образования предполагает переход к новым технологиям и прежде всего к личностно-ориентированной, развивающей.
статья _андрюшина.docx
Развивающее дошкольное и начальное образование как стратегия
подготовки компетентного выпускника
Андрюшина Наталья Николаевна
учитель начальных классов
МОУ «Гимназия №92 г. Донецка»
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы воспитания и развития в контексте
начального образования, излагаются подходы к организации процесса
воспитания.
Ключевые слова: воспитание и развитие личности, социализация
поколений, гражданская идентичность, духовнонравственное развитие,
компоненты содержания воспитания, принципы воспитания, модель выпускника.
И воспитание, и образование неразделимы.
Нельзя воспитывать, не передавая знания,
всякое же знание действует воспитательно.
Л.Н.Толстой
Сегодня вместо парадигмы «обучение на всю жизнь» появилась другая
«образование через всю жизнь». Понятно, что ученик современной школы
должен прогнозировать свою жизнь, уметь ее организовывать и конструировать
будущее не после, а до окончания школы. Образовательный процесс должен
открывать и стимулировать личностный потенциал школьника.
Именно поэтому современная школа должна создать условия, при которых
учащиеся выступают в роли активных, сознательных, равноправных участников
учебновоспитательного процесса; условия, в которых ученик может занять
активную личностную позицию, выразить свое личное «Я»; условия, которые самозащиты,
позволят заложить в него механизмы саморазвития,
самовоспитания, необходимые для становления личности, ее творческой
индивидуальности, для взаимодействия с людьми, культурой, природой. [5].
Модернизация образования предполагает переход к новым технологиям и
прежде всего к личностноориентированной, развивающей. Тогда школа станет
местом, где «раскрываются сердца», а сам учебно–воспитательный процесс –
учебником жизни, инструментом разрешения жизненных проблем.
Основной целью современной школы является обучение, развитие и
воспитание обучающихся, отвечающих запросам нашего государства –
социализация поколений.
Воспитание личности рассматривается как
целенаправленная деятельность, ориентированная на создание благоприятных
условий для развития фундаментальных ценностей, оказания помощи детям в
жизненном самоопределении,
социальной адаптации,
в
становлении
гражданской идентичности,
в духовнонравственном развитии
и
профессиональном становлении [1]. Неслучайно, как в Концепции духовно
нравственного воспитания школьников РФ, так и в Концепции патриотического
воспитания детей и учащейся молодежи ДНР [6] конкретно сформулирован
идеал современного человека – высоконравственный, творческий, компетентный
гражданин, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в
духовных и культурных традициях своего народа [2]. Для формирования такого
идеала личности предлагается системно – деятельностный подход –
сотрудничество, сотворчество и содружество ученика, учителя и родителей, их
совместная деятельность на высокие результаты, на готовность детей к
продолжению образования и к самостоятельной жизни в постоянно
изменяющихся условиях [1]. Методологической основой системы воспитания
личности является усвоение культурно и исторически выработанных способов
деятельности, ценностных ориентаций, культуры общения и поведения, а также
способов познания мира. В качестве основного методологического ориентира выделяется культурологический подход, представляющий совокупность
теоретикометодологических положений и организационнопедагогических мер,
направленных на создание условий, обеспечивающих самоопределение личности
школьника.
в
развивающей и питающей личность
среде,
Содержание воспитания и развития детей младшего школьного возраста требует
разработки и внедрения интерактивных методов воспитания, в основе которых
тематикоситуативная организация культуросообразного содержания и его
активизация. Компоненты содержания воспитания представлены следующим
образом: когнитивнопознавательный компонент (овладение универсальными
учебными действиями и мотивацией к учению; способность осмысления знаний
для формирования ценностносмысловых установок; способность и готовность к
личностному
саморазвитию
и
самообразованию);
социальнонравственный (формирование у школьников позитивного отношения
к другим людям (дружелюбие), способности не наносить обид, ущерба другим,
потребности оказывать посильную помощь (доброта); развитие способности к
взаимопринятию, сопереживанию);
поведенческий компонент (осознание
собственного поведения в учебной и внеучебной деятельности);
личностный рефлексивнооценочный компонент (формирование позитивного
отношения ребёнка к себе, умение выделять в себе различные качества; развитие
уверенности, самостоятельности, умение принимать решения и действовать на
основе адекватной оценки своих возможностей; формирование у школьников
позитивного
эмоционального
желания
настроя,
разобраться в своих переживаниях и переживаниях сверстников, родителей,
учителей, умения сопереживать, сочувствовать, содействовать; формирование
личной позиции в процессе взаимодействия: положительного доминирования
то есть обучение
(руководства) и положительного подчинения,
равнопартнерскому взаимодействию в учебном процессе).
отмечает В. И. Загвязинский, самосознания имеет диалог» [8], который в нашем
Как
случае выступает в качестве основы развития способности личности к саморазвитию и самообразованию, актуализации потребности в знакомстве с
новыми социокультурными мирами, поддержания интереса к чтению.
Определение целей и задач воспитательного характера приводит к
необходимости осмысления принципиальных положений, на которых будет
строиться вся воспитательная деятельность по реализации ценностноцелевых
ориентиров. Выбор основных принципов воспитательной системы связан с
осмыслением понятия «воспитания» как одного из главных понятий,
определяющий характер воспитательной деятельности, взаимоотношений между
участниками воспитательного процесса – это осмысление, прежде всего такого
понятия, как Человек [4].
Принципы необходимы на пути к достижению
целевых ориентиров, так как они определяют нормы и правила,
регламентирующие взаимоотношения между членами школьного сообщества.
Данные нормы и правила становятся принципами или правилами в виде
заповедей или ключевых идей. Например, в виде заповедей: «Хочешь быть
хозяином школы – будь им, но знай: хозяин тот, кто трудится», «Школа – храм
культуры, не оскверняй ее дурными поступками». В виде ключевых идей:
формирование личности ребенка строится на основе традиций и ценностей
культуры русского народа;
самоутверждения личности ребенка. [4].
социальнонравственного становления и
Неисчерпаемый воспитательный потенциал находится в семье. Семья
является уникальным посредником между учеником и государством, мощным
транслятором семейных и национальных традиций. Совместная работа строится
на принципах взаимопомощи, содействия и взаимопонимания. Вот лишь
некоторые целевые ориентиры воспитания: «Ребёнок учится всему, что видит у
себя в дому. Родители – пример ему». Это поэтические строки немецкого
учёного и писателя ХIVв. Себастьяна Брандта остаются актуальными и в наши
дни. Для ребёнка очень важны модели родительского поведения. Родителям
нужно правильно расставить приоритеты в своей жизни, стараться жить достойно и образцово. Нужно расширять запас детских знаний и их кругозор
через дополнительные кружки, секции, посещение культурноисторических
мест, поиск интересных исторических фактов, открытий. С детьми важно много
беседовать, ибо общение позволяет вырабатывать собственные взгляды,
моральные нормы. Жизненный опыт помогает адаптироваться в новой
обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.
Сегодня учителя начального звена образования призваны ответить на
вопрос, как подготовить младшего школьника к жизни в будущем
постиндустриальном или информационном обществе, при этом бережно
оберегая и приумножая систему моральных норм, нравственных установок и
национальных ценностей. Поэтому воспитание в традициях крайне актуальное
комплексное задание. Оно нуждается в научно обоснованном подходе, в
развитии всего учебновоспитательного процесса на национальнокультурных
традициях народа. Опыт убеждает, что без знания своей истории, культуры,
своей родословной, традиций народа и семьи невозможно воспитывать
подрастающее поколение страны. Национальной образовательной инициативой
«Наша новая школа» [3], новым Государственным образовательным стандартом
НОО определяются цели образования на современном этапе. Особенно
ориентации не только на усвоение
подчеркивается необходимость
обучающимися определённой суммы знаний, но и на способность человека
эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и ситуаций, на развитие
его созидательных возможностей. Формирование способности использовать
приобретённые знания – это естественный ответ каждому на вопрос – «зачем
учиться».
Среди ценностных приоритетов программы развития школы и создание
воспитательнообразовательной среды, способствующей формированию у
школьников отношения к собственному здоровью как важнейшей жизненной
культуры,
ценности,
гражданской ответственности,
духовности,
инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе [7]. Работа школы направлена на реализацию стратегии
развития воспитания подрастающего поколения, целью, которой является
создание оптимальных социальнопедагогических условий для развития
личности воспитанников на основе индивидуальных особенностей с целью
обеспечения высокого уровня образованности, социализации, сохранения
здоровья, интеллектуального, духовного и физического развития. Например, в
нашей гимназии разработана и реализуется программа по гражданско
патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина» (1 – 4 классы).
Реализация программы патриотического воспитания обучающихся на ступени
начального общего образования будет способствовать: воспитанию чувства
гражданственности и патриотизма, формированию сознания учащихся на основе
исторических ценностей, сохранения культурных традиций прошлого и
настоящего, развития чувства гордости за свой край, воспитанию школьников
развитию
на примерах мужества,
героизма и мудрости предков,
интеллектуальные и творческие способности учащихся; созданию системы
национального воспитания подрастающего поколения, использованию новых
форм и методов работы в данном направлении; формированию образа
воспитанника личности, обладающей набором высоких моральных
человеческих качеств; осознанию своего места в мире этих ценностей;
расширению путем обмена видами деятельности культурного пространства
самореализации личности ребенка; расширению и совершенствованию
информационной базы пропаганды национального воспитания в школе;
активизации творческого потенциала педагогов в деле патриотического
воспитания; оценке эффективности воспитательной программы в системе
образования, сохранению физического и духовного здоровья учащихся. Кроме
того, предусматривает участие детей в различных видах деятельности, что
способствует созданию условий каждому ребенку познать и реализовать себя в
соответствии со своими способностями в любом из этих видов деятельности.
Каждое мероприятие должно сочетать в себе индивидуальные и коллективные формы работы, где поощряется новизна, поиск интересных материалов,
фантазия, четкость и ясность литературного языка, сочетание специальных
технологических средств. Это позволит детям осознать свои творческие
позиции.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является
соблюдение следующих принципов: принцип гуманизации; принцип личностно
ориентированного подхода; принцип научности; принцип доступности; принцип
практической направленности; принцип непрерывности и преемственности.
Социальными партнерами школы выступают родители,
учреждения
дополнительного образования, культуры, спорта.
Содержание внеурочной деятельности учащихся начальных классов
обусловлено целевым ориентиром – моделью выпускника начальной школы.
Перед учителями современной школы стоит задача создать среду равных
возможностей для всех воспитанников с широким диапазоном сфер
деятельности детей и педагогов. Воспитание в начальной школе должно быть
природо и культуросообразным – направлено на формирование личности в
соответствии с задатками, интересами и склонностями ребёнка.
Таким образом, цели воспитания и развития личности школьника связаны
с формированием личностных компетентностей, социальнозначимых качеств,
что способствует проектированию образа выпускника. [4]. Выпускник – это
человек с позитивной системой ценностных ориентаций, среди которых
приоритетными являются Земля, Родина, Природа, Человек, Здоровье,
Культура; способный и готовый к выстраиванию конструктивных отношений с
окружающим миром, людьми, самим собой; социально ответственный и
компетентный; ориентированный на личностное саморазвитие, рефлексивный.
Литература: 1. Государственный образовательный стандарт начального общего
образования на 2015 2017 гг.
2. Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности и
гражданина России.
3.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
4. Цветкова И.В. Как составить и успешно реализовать программу
воспитания: Методическое пособие. – М., 2003.
5. Бойко А.М. Оновлена парадигма виховання: шляхи реалізації К., 1996.
6. Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи ДНР.
7. http://magarifuku.ru ФГОС – ориентир на воспитание и развитие личности,
Усманова Р.А
8. Загвязинский В. И., Емельянова И. Н. Общая педагогика. – М.: Высшая
школа, 2008. –391 с.
Статья по теме "СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Статья по теме "СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Статья по теме "СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Статья по теме "СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Статья по теме "СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Статья по теме "СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Статья по теме "СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Статья по теме "СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.