Статья по теме "Теория развития критического мышления"представляет собой теоретические наработки по изучению одной из практик по осуществлению методики стимулирования мыслительной деятельности обучающихся на уроках. В статье дается краткое описание деятельности учителя в условиях развития критического мышления. Статья ориентирована на учителей информатики.статья
Предисловие
«Если Вы хотите изменить свою реальность, то Вы должны изменить свое
мышление.»
Роберт Кийосаки
Модернизация современной школы производится, начиная с введения новых
стандартов в образовании, что в свою очередь заставляет человека активизировать
свой творческий, познавательный потенциал. И, логично было бы сказать, что в этих
условиях выпускнику общеобразовательной школы необходимо запастись
достаточны багажом знаний, чтобы осуществлять социализацию в обществе. Если
вчера, выпускник был готов мыслить, обозначая понятия, то сейчас одного этого
умения недостаточно. Ввиду информатизации общества, актуально в нынешних
условиях уметь высказываться, уметь доказать важность своих аспектов, отстаивая
свои взгляды, а это, как ни странно, это новый вид мышления критическое
мышление.
В современной педагогической практике существует множество методов и
технологий стимулирования мыслительной деятельности обучающихся, но стоит
остановиться на технологии развития критического мышления. Целью технологии
стало развитие мыслительных навыков учащихся,
владение различными
технологическими приемами работы с информацией. Надо отметить то, что
праотцами технологии являются Чарлз Темпл, Курт Мередит, Джина Стил. В России
о технологии узнали с 1997 года. Прикладным и значимым моментом технологии
является факт взаимодействия учащегося с информационным процессом, при
котором ученик сам определяет цель, инструментарий и конечный результат своей
деятельности. Следует отметить, что развитие мышления включает в себя выработку
умений осуществлять перенос операций и приемов мышления из одной области
знания в другую; прогнозирование развития явлений и умения делать выводы,
владеть логическими находками и законами формальной и диалектической логики в
системе урочно – внеурочной деятельности.
Структура урока по ТРКМ
Основные этапы урока при использовании технологии «Критическое мышление».
I стадия вызов.
На стадии вызова с помощью различных приемов (индивидуальная / парная /
групповая работа; мозговая атака; проблемные вопросы и т.д. мною используются
такие методические приёмы как:
1. Инвентаризация.
2. Верите ли вы…
3. Ключевые слова.
4. Читаю – думаю.5. Кластер.
Например, приём «Корзина» идей, понятий, имен и т.д. дает возможность
организовать как индивидуальную, так и групповую формы работы детей. Прием
позволяет актуализировать знания по уже изученному материалу и выяснить все, что
думают ученики по текущей теме урока. Как правило, на доске можно нарисовать
значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе
знают об изучаемой теме.
II стадия осмысление.
На этом этапе урока налаживается процесс «слияния» учащегося с новой
информацией, работа с текстом, лекционным материалом. У ребенка формируется
особый понятийный аппарат самоорганизации в ходе обучения, отслеживание своих
пробелов в знании и выяснение причин их образующих. Закрепление знаний,
полученных на этом этапе, происходит в других формах работы.
Считаю стратегиями этого этапа могут стать такие методики как:
1. Инсерт.
2. Заполнение таблиц.
3. Дневник двойной записи.
4. Эффективная лекция.
5. «Тонкие» и «толстые» вопросы.
6. Зигзаг (мозаика).
7. Фишбоун (рыбья кость).
8. Поиск в тексте ответов на вопросы.
III стадия рефлексия.
Эта стадия позволяет обучающимся в ходе самоанализа, тесно связанного с
мыслительными навыками, видеть связь изученного материала с новым, закреплять
новые знания, посредством «он – лайн» обмен идеями между участниками процесса,
учит внимательно слушать товарища, знакомиться с разными точками зрения, и
аргументировано защищать свое мнение.
Здесь, считаю, будет уместным использование данных методических приёмов, т.е.
1. Ответы на вопросы.
2. Синквейн, диаманта, хайку.
3. Таблицы, кластеры, фишбоуны.
4. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.5. Последнее слово за мной.
6. Перекрёстная дискуссия.
7. Общая полемика.
8. Десятиминутное сочинение.
9. Выходная карта.
10. Применение.
Деятельность учителя по развитию критического мышления обучающихся
В общей дидактике принято различать учебную деятельность учащегося (учение),
деятельность учителя (преподавание) и их совместную деятельность (обучение).
Метод (от гр. methodos – «исследование») это прием, способ или образ действия.
При обучении информатике важно понимать, что мышление – это не просто
умственный процесс, который зависит от многих факторов, например, возраста или
мировоззрения, образованности, опыта и. т.д. Учитывая эти обстоятельства, педагогу
необходимо сгенерировать модель мышления и речи ребёнка так, чтобы происходил
процесс вывода информации и её способ представления. А мышление, как продукт
умственных усилий, имеет «внешние» и «внутренние» границы. На этом основании
ТРКМ предполагает для учителя особую роль – роль координатора, но не источника
информации, а лишь сопутствующим звеном между обучением и совместным
поиском информации. Таким образом, считаю, что роль учителя в ТРКМ – это
создание условий в образовательной деятельности, побуждающих к принятию
самостоятельных решений у учащихся, выработки стратегии самостоятельности
суждений и умозаключений.
Заключение
Подводя итог сказанному, следует отметить тот факт, что на уроках информатики
для создания адаптивных условий работы с информацией, в рамках ТРКМ, учителю
попросту необходимо и важно использование разных форм познавательной и
мыслительной активности учащихся, ведь это является ключевым моментом
образовательной
ФГОС.
Стимулирование критического мышления у учащихся помогает оценить ребенка по –
иному, принимая во внимание нестандартность идей и мыслей учащихся, позволяет
высказывать свои умозаключения, тем самым, давая возможность мыслить свободно,
и, конечно, что очень важно, вовлекать каждого ученика в образовательный,
творческий процессы, попутно высказывая уверенность в способностях каждого.
деятельности
педагога
рамка
в
Думаю, к признакам критического мышления следует отнести способности:
Самостоятельно мыслить.
Понимать, что стартовая точка мышления – это информация.Осознавать, что решение какой либо проблемы является целью мышления, а также
выраженность убедительной аргументации.
И, пожалуй, самое важное, обозначить тот факт, что социальность – основное
свойство критического мышления.
Библиография:
Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в
системе подготовки учителя / И.В. Муштавинская. – СПб.: КАРО, 2009. – 144
с.Утёмов В. В.
Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности
учащихся в педагогической системе НФТМТРИЗ // Концепт. – 2013. –Муштавинская
И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб: Издво «АльянсДельта», 2003.