Статья по теме "Теория развития критического мышления"
Оценка 5

Статья по теме "Теория развития критического мышления"

Оценка 5
Научные работы
doc
информатика
Взрослым
04.10.2017
Статья по теме "Теория развития критического мышления"
Статья по теме "Теория развития критического мышления"представляет собой теоретические наработки по изучению одной из практик по осуществлению методики стимулирования мыслительной деятельности обучающихся на уроках. В статье дается краткое описание деятельности учителя в условиях развития критического мышления. Статья ориентирована на учителей информатики.статья
Хайрова Наталья Романовна_Теоретические основы развития ТРКМ на уроках информатики.doc
Предисловие «Если Вы хотите изменить свою реальность, то Вы должны изменить свое мышление.» Роберт Кийосаки                  Модернизация  современной школы производится, начиная с введения новых стандартов в образовании, что в свою очередь заставляет человека активизировать свой творческий, познавательный потенциал. И, логично было бы сказать, что в этих условиях   выпускнику   общеобразовательной   школы   необходимо   запастись достаточны багажом  знаний,  чтобы  осуществлять  социализацию  в  обществе.  Если вчера, выпускник был готов мыслить, обозначая понятия, то сейчас одного этого умения   недостаточно.     Ввиду   информатизации   общества,   актуально   в   нынешних условиях уметь высказываться, уметь доказать важность своих аспектов, отстаивая свои   взгляды,   а   это,   как   ни   странно,   это   новый   вид   мышления   ­  критическое мышление. В   современной   педагогической   практике   существует   множество   методов   и технологий   стимулирования   мыслительной   деятельности   обучающихся,   но   стоит остановиться на технологии развития критического мышления. Целью технологии стало   развитие   мыслительных   навыков   учащихся,   владение   различными технологическими   приемами   работы   с   информацией.   Надо   отметить   то,   что праотцами технологии являются Чарлз Темпл, Курт Мередит, Джина Стил. В России о технологии узнали с 1997 года. Прикладным и значимым моментом технологии является   факт   взаимодействия   учащегося   с   информационным   процессом,   при котором ученик сам определяет цель, инструментарий и конечный результат своей деятельности. Следует отметить, что развитие мышления включает в себя выработку умений   осуществлять   перенос   операций   и   приемов   мышления   из   одной   области знания   в   другую;   прогнозирование   развития   явлений   и   умения   делать   выводы, владеть логическими находками и законами формальной и диалектической логики в системе урочно – внеурочной деятельности. Структура урока по ТРКМ Основные этапы урока при использовании технологии «Критическое мышление». I стадия ­ вызов.  На   стадии   вызова   с   помощью   различных   приемов   (индивидуальная   /   парная   / групповая работа; мозговая атака; проблемные вопросы и т.д. мною используются такие методические приёмы как: 1. Инвентаризация.  2. Верите ли вы… 3. Ключевые слова. 4. Читаю – думаю. 5. Кластер.  Например,   приём   «Корзина»   идей,   понятий,   имен   и   т.д.   дает   возможность организовать как индивидуальную, так и групповую формы работы детей. Прием позволяет актуализировать знания по уже изученному материалу и выяснить все, что думают ученики по текущей теме урока. Как правило, на доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. II стадия ­ осмысление. На   этом   этапе   урока   налаживается   процесс   «слияния»   учащегося   с   новой информацией, работа с текстом, лекционным материалом. У ребенка формируется особый понятийный аппарат самоорганизации в ходе обучения, отслеживание своих пробелов   в   знании   и   выяснение   причин   их   образующих.   Закрепление   знаний, полученных на этом этапе, происходит в других формах работы.  Считаю стратегиями этого этапа могут стать такие методики как: 1. Инсерт. 2. Заполнение таблиц.  3. Дневник двойной записи. 4. Эффективная лекция. 5. «Тонкие» и «толстые» вопросы. 6. Зигзаг (мозаика). 7. Фишбоун (рыбья кость). 8. Поиск в тексте ответов на вопросы. III стадия ­ рефлексия. Эта   стадия   позволяет   обучающимся   в   ходе   самоанализа,   тесно   связанного   с мыслительными навыками, видеть связь изученного материала с новым, закреплять новые знания, посредством «он – лайн» обмен идеями между участниками процесса, учит   внимательно   слушать   товарища,   знакомиться   с   разными   точками   зрения,   и аргументировано защищать свое мнение. Здесь, считаю, будет уместным использование данных методических приёмов, т.е. 1. Ответы на вопросы. 2. Синквейн, диаманта, хайку. 3. Таблицы, кластеры, фишбоуны. 4. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. 5. Последнее слово за мной. 6. Перекрёстная дискуссия. 7. Общая полемика. 8. Десятиминутное сочинение. 9. Выходная карта. 10. Применение. Деятельность учителя по развитию критического мышления обучающихся В общей дидактике принято различать учебную деятельность учащегося (учение), деятельность   учителя   (преподавание)   и   их   совместную   деятельность   (обучение). Метод (от гр. methodos – «исследование») ­ это прием, способ или образ действия. При   обучении   информатике   важно   понимать,   что   мышление   –   это   не   просто умственный процесс, который зависит от многих факторов, например, возраста или мировоззрения, образованности, опыта и. т.д. Учитывая эти обстоятельства, педагогу необходимо сгенерировать модель мышления и речи ребёнка так, чтобы происходил процесс вывода информации и её способ представления. А мышление, как продукт умственных усилий, имеет «внешние» и «внутренние» границы. На этом основании ТРКМ предполагает для учителя особую роль – роль координатора, но не источника информации,   а   лишь   сопутствующим   звеном   между   обучением   и   совместным поиском информации. Таким образом, считаю, что роль учителя в ТРКМ – это создание   условий   в   образовательной   деятельности,   побуждающих   к   принятию самостоятельных   решений   у   учащихся,   выработки   стратегии   самостоятельности суждений и умозаключений. Заключение Подводя итог сказанному, следует отметить тот факт, что на уроках информатики для создания адаптивных условий работы с информацией, в рамках ТРКМ, учителю попросту   необходимо   и   важно   использование   разных   форм   познавательной   и мыслительной   активности   учащихся,   ведь   это   является   ключевым   моментом образовательной   ФГОС. Стимулирование критического мышления у учащихся помогает оценить ребенка по – иному, принимая во внимание нестандартность идей и мыслей учащихся, позволяет высказывать свои умозаключения, тем самым, давая возможность мыслить свободно, и,   конечно,   что   очень   важно,   вовлекать   каждого   ученика   в   образовательный, творческий процессы, попутно высказывая уверенность в способностях каждого. деятельности педагога рамка       в   Думаю, к признакам критического мышления следует отнести способности: Самостоятельно мыслить. Понимать, что стартовая точка мышления – это информация. Осознавать, что решение какой ­ либо проблемы является целью мышления, а также выраженность убедительной аргументации. И,   пожалуй,   самое   важное,   обозначить   тот   факт,   что   социальность   –   основное свойство критического мышления. Библиография: Муштавинская   И.В.   Технология   развития   критического   мышления   на   уроке   и   в системе   подготовки   учителя   /   И.В.   Муштавинская.   –   СПб.:   КАРО,   2009.   –   144 с.Утёмов В. В.   Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ­ТРИЗ // Концепт. – 2013. –Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб: Изд­во «Альянс­Дельта», 2003.

Статья по теме "Теория развития критического мышления"

Статья по теме "Теория развития критического мышления"

Статья по теме "Теория развития критического мышления"

Статья по теме "Теория развития критического мышления"

Статья по теме "Теория развития критического мышления"

Статья по теме "Теория развития критического мышления"

Статья по теме "Теория развития критического мышления"

Статья по теме "Теория развития критического мышления"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.10.2017