Статья по теме "Теория развития критического мышления"

  • Научные работы
  • doc
  • 04.10.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Статья по теме "Теория развития критического мышления"представляет собой теоретические наработки по изучению одной из практик по осуществлению методики стимулирования мыслительной деятельности обучающихся на уроках. В статье дается краткое описание деятельности учителя в условиях развития критического мышления. Статья ориентирована на учителей информатики.статья
Иконка файла материала Хайрова Наталья Романовна_Теоретические основы развития ТРКМ на уроках информатики.doc
Предисловие «Если Вы хотите изменить свою реальность, то Вы должны изменить свое мышление.» Роберт Кийосаки                  Модернизация  современной школы производится, начиная с введения новых стандартов в образовании, что в свою очередь заставляет человека активизировать свой творческий, познавательный потенциал. И, логично было бы сказать, что в этих условиях   выпускнику   общеобразовательной   школы   необходимо   запастись достаточны багажом  знаний,  чтобы  осуществлять  социализацию  в  обществе.  Если вчера, выпускник был готов мыслить, обозначая понятия, то сейчас одного этого умения   недостаточно.     Ввиду   информатизации   общества,   актуально   в   нынешних условиях уметь высказываться, уметь доказать важность своих аспектов, отстаивая свои   взгляды,   а   это,   как   ни   странно,   это   новый   вид   мышления   ­  критическое мышление. В   современной   педагогической   практике   существует   множество   методов   и технологий   стимулирования   мыслительной   деятельности   обучающихся,   но   стоит остановиться на технологии развития критического мышления. Целью технологии стало   развитие   мыслительных   навыков   учащихся,   владение   различными технологическими   приемами   работы   с   информацией.   Надо   отметить   то,   что праотцами технологии являются Чарлз Темпл, Курт Мередит, Джина Стил. В России о технологии узнали с 1997 года. Прикладным и значимым моментом технологии является   факт   взаимодействия   учащегося   с   информационным   процессом,   при котором ученик сам определяет цель, инструментарий и конечный результат своей деятельности. Следует отметить, что развитие мышления включает в себя выработку умений   осуществлять   перенос   операций   и   приемов   мышления   из   одной   области знания   в   другую;   прогнозирование   развития   явлений   и   умения   делать   выводы, владеть логическими находками и законами формальной и диалектической логики в системе урочно – внеурочной деятельности. Структура урока по ТРКМ Основные этапы урока при использовании технологии «Критическое мышление». I стадия ­ вызов.  На   стадии   вызова   с   помощью   различных   приемов   (индивидуальная   /   парная   / групповая работа; мозговая атака; проблемные вопросы и т.д. мною используются такие методические приёмы как: 1. Инвентаризация.  2. Верите ли вы… 3. Ключевые слова. 4. Читаю – думаю.5. Кластер.  Например,   приём   «Корзина»   идей,   понятий,   имен   и   т.д.   дает   возможность организовать как индивидуальную, так и групповую формы работы детей. Прием позволяет актуализировать знания по уже изученному материалу и выяснить все, что думают ученики по текущей теме урока. Как правило, на доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. II стадия ­ осмысление. На   этом   этапе   урока   налаживается   процесс   «слияния»   учащегося   с   новой информацией, работа с текстом, лекционным материалом. У ребенка формируется особый понятийный аппарат самоорганизации в ходе обучения, отслеживание своих пробелов   в   знании   и   выяснение   причин   их   образующих.   Закрепление   знаний, полученных на этом этапе, происходит в других формах работы.  Считаю стратегиями этого этапа могут стать такие методики как: 1. Инсерт. 2. Заполнение таблиц.  3. Дневник двойной записи. 4. Эффективная лекция. 5. «Тонкие» и «толстые» вопросы. 6. Зигзаг (мозаика). 7. Фишбоун (рыбья кость). 8. Поиск в тексте ответов на вопросы. III стадия ­ рефлексия. Эта   стадия   позволяет   обучающимся   в   ходе   самоанализа,   тесно   связанного   с мыслительными навыками, видеть связь изученного материала с новым, закреплять новые знания, посредством «он – лайн» обмен идеями между участниками процесса, учит   внимательно   слушать   товарища,   знакомиться   с   разными   точками   зрения,   и аргументировано защищать свое мнение. Здесь, считаю, будет уместным использование данных методических приёмов, т.е. 1. Ответы на вопросы. 2. Синквейн, диаманта, хайку. 3. Таблицы, кластеры, фишбоуны. 4. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.5. Последнее слово за мной. 6. Перекрёстная дискуссия. 7. Общая полемика. 8. Десятиминутное сочинение. 9. Выходная карта. 10. Применение. Деятельность учителя по развитию критического мышления обучающихся В общей дидактике принято различать учебную деятельность учащегося (учение), деятельность   учителя   (преподавание)   и   их   совместную   деятельность   (обучение). Метод (от гр. methodos – «исследование») ­ это прием, способ или образ действия. При   обучении   информатике   важно   понимать,   что   мышление   –   это   не   просто умственный процесс, который зависит от многих факторов, например, возраста или мировоззрения, образованности, опыта и. т.д. Учитывая эти обстоятельства, педагогу необходимо сгенерировать модель мышления и речи ребёнка так, чтобы происходил процесс вывода информации и её способ представления. А мышление, как продукт умственных усилий, имеет «внешние» и «внутренние» границы. На этом основании ТРКМ предполагает для учителя особую роль – роль координатора, но не источника информации,   а   лишь   сопутствующим   звеном   между   обучением   и   совместным поиском информации. Таким образом, считаю, что роль учителя в ТРКМ – это создание   условий   в   образовательной   деятельности,   побуждающих   к   принятию самостоятельных   решений   у   учащихся,   выработки   стратегии   самостоятельности суждений и умозаключений. Заключение Подводя итог сказанному, следует отметить тот факт, что на уроках информатики для создания адаптивных условий работы с информацией, в рамках ТРКМ, учителю попросту   необходимо   и   важно   использование   разных   форм   познавательной   и мыслительной   активности   учащихся,   ведь   это   является   ключевым   моментом образовательной   ФГОС. Стимулирование критического мышления у учащихся помогает оценить ребенка по – иному, принимая во внимание нестандартность идей и мыслей учащихся, позволяет высказывать свои умозаключения, тем самым, давая возможность мыслить свободно, и,   конечно,   что   очень   важно,   вовлекать   каждого   ученика   в   образовательный, творческий процессы, попутно высказывая уверенность в способностях каждого. деятельности педагога рамка       в   Думаю, к признакам критического мышления следует отнести способности: Самостоятельно мыслить. Понимать, что стартовая точка мышления – это информация.Осознавать, что решение какой ­ либо проблемы является целью мышления, а также выраженность убедительной аргументации. И,   пожалуй,   самое   важное,   обозначить   тот   факт,   что   социальность   –   основное свойство критического мышления. Библиография: Муштавинская   И.В.   Технология   развития   критического   мышления   на   уроке   и   в системе   подготовки   учителя   /   И.В.   Муштавинская.   –   СПб.:   КАРО,   2009.   –   144 с.Утёмов В. В.   Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ­ТРИЗ // Концепт. – 2013. –Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб: Изд­во «Альянс­Дельта», 2003.