Статья "Почему ребёнок читает и пишет с ошибками".
Оценка 4.7
Работа с родителями
docx
дефектология
Взрослым
03.04.2019
Материал по коррекции письменной речи разработан для родителей и педагогов. В статье дается понятие дисграфия , выявлены причины дисграфии и как скорректировать письменную речь в домашних условиях через упражнения, которые даны в статье. Также помощь для родителей при почерке ребенка.
статья Почему ребенок читает и пишет с ошибками.docx
Почему ребёнок
читает и пишет с ошибками.
Часто родители недоумевают: «У меня ребенок смышленый и не глупый, а в тетрадках
ошибка на ошибке. И читает по слогам, как маленький. А про оценки даже говорить не
хочется… Что с ним происходит? »
Одной из причин появления таких ошибок является недостаточно развитые фонематический
слух и фонематическое восприятие. Важно также помнить, что мы обладаем по крайней мере
тремя видами слуха. Первый слух – физический. Он позволяет нам различать шум листвы и
дождя, летний гром, жужжание пчелы, писк комара, а также урбанистические звуки: гул
авиалайнера, перестук колес поезда, шуршание шин автомобиля... Вторая разновидность –
музыкальный слух. Благодаря музыкальному слуху мы можем наслаждаться мелодией
любимой песни и прекрасной музыкой великих композиторов. Наконец, третий вид – речевой
слух. Можно обладать хорошим музыкальным и очень неважным речевым слухом. Речевой
или фонематический слух позволяет понимать речь, чувствовать интонацию и оттенки
сказанного. Так что же такое фонематический слух. А фонематический слух — это умение
различать все звуки родного языка, смысл слов, близких по звучанию. Для успешного овладения
грамотой ребенок должен иметь хорошо развитый фонематический слух, развитое
фонематическое восприятие — способность устанавливать, какие звуки слышны в слове, их
последовательность, количество. На самом деле виной всему особенность речевого развития.
Эта беда имеет имя. Дисграфия стойкое нарушение письма. Дислексия – стойкое
нарушение чтения.
Дисграфия и часто сопровождающая ее дислексия – это неспособность ребенка овладеть в
должной мере письмом и чтением, несмотря на сохранный интеллект, физический слух и зрение.
Распознают дисграфию по повторяющимся ошибкам стойкого характера. Рассмотрим некоторые
из них:
• пропуск букв и слогов
(дружба –дужба, работа – рата);
• перестановка букв, вставки
(накрыла – наркыла, подул подуул );
• замена гласных букв
(задача – задоча, кругом – крюгом,
поляна – полана, посёлок – посялок);
• замена согласных букв
(собака – зобака, миска – мишка, мебель – небель, рука – лука, чаща – щаща);
А дислексия характеризуется ошибками при чтении: скорость чтения невысокая, пропуски
звуков, добавление звуков, замены бук, «чтение по догадке»
Если ребенок затрудняется в выделении звуков в слове, их последовательности, количестве, то
это уже должно насторожить родителей. Ребенку нужна помощь! Дисграфия никогда не
возникает «из ничего»! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда
обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала
обучения ребенка грамоте. Не думайте, что ошибки пройдут с течением времени по мере роста
ребенка. Они многократно возрастут подобно снежному кому. С увеличением объема учебного
материала работать над преодолением ошибок становится все труднее. Поэтому начинать
коррекционную работу следует как можно раньше.
Предлагаю родителям несколько упражнений для коррекции дисграфии:
Упражнение «Буквы прилипалы»
Вычеркни повторяющиеся буквы, составь предложения. Прочти рассказ (запиши).
Слклолро нлаллстлулплилт злиллмлал.
Уыпыадуыты ныа зыемылыю
сывыерыкыаыюыщыиые сынеыжыинкыи Лаеса аи паолае баудауата баеалыамаи.
Слильнлылле млорлозлы злаглонлят млеликлих звлерлей в нлорллкллллу.
Проверь себя: Скоро наступит зима. Упадут на землю сверкающие снежинки. Лес и поле будут
белым. Сильные морозы загонят мелких зверей в норки
Упражнение "Пишем вслух".
Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим
вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей.
То есть, "ЕщЁ Один чрЕзвычаЙнО важныЙ прИЁм" (ведь на самом деле мы произносим
чтото вроде "ИЩО АДИН ЧРИЗВЫЧАИНА ВАЖНЫй ПРЕЙОМ"). Пример проще: "НА стОле
стОЯл куВшин С мОлОком" (на стале стаял куфшин с малаком). Важно отчетливо
проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно.
Упражнение "Пропущенные буквы".
Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстомподсказкой, где все пропущенные
буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма.
Например: К__неч__о, н__ м__гл__ бы__ь и __е__и о т__м, ч__о__ы Лариосик __к__зал__я
п__ед__те__е__. Ни в к__ем __л__ч__е н__ м__ж__т б__т__ н__ ст__ро__е Петлюры
ин__ел__иг__н__н__й ч__л__ве__ в__об__е, а д__ен__льм__н, п__д__и__ав__ий ве__сел__й на
с__мь__ес__т п__ть ты__я__ и п__сы__а__щи__ __ел__г__а__мы в __есть__ес__т тр__ с__ов__,
в ч__ст__о__ти
Упражнение «Найди сколько здесь КОТОВ». АОКОТИОСПКОТЛВРТККОТРЕЛКОТТПВОРКОТПСОТКРКОТРЮТКОЛСПШКАОПРОКШ
РМСВТАКОТПОЛПВШРУСОЕРТКОТПЛКОШТ
Упражнение «Найди все слова в строчках».
АМКЕЮМЯЧКТРУФЭМКБЯСОКФЮНТ
ЛТАОШЪСВПЕНАЛИБЩЭРНШАРЛФЦ
ИОЗУАШУБАРФКБОРВГЕЖНКНТРКОЕ
ДЕЛМТБСУШПБУКВАОУБНРФСЧМШВ
ЮВЕТЕРЛТЯПБУВЛСНЕГЧИЩЫСДСНА
БЬЧМЯЗИМАЛШВБНФЮМОЛОДЕЦТРН
Уважаемые родители: Тактично и с пониманием относитесь к ребенку. Покажите, что вы знаете:
его ошибки происходят не от глупости или лени, а изза реальных проблем, решать которые вы
будете вместе.
1.Помогите ребенку разбить большое домашнее задание на несколько маленьких, чтобы он
выполнял их постепенно, с перерывами, паузами для отдыха.
2. Контролируйте ребенка, четко, но ненавязчиво: регулярно проверяйте его тетради, дневник,
периодически обсуждайте школьные успехи и неудачи. Главное, помните: контроль не должен
быть оскорбляющим.
3. Устраивайте чаще для ребенка занятия, развивающие мелкую моторику рук и активизирующие
работу различных участков мозга: рисование, лепка, выкладывание узоров из мозаики.
4. Всячески поощряйте упорство и трудолюбие. Если рядом любящая мама все ребенку будет
по плечу!
Поэтому без специально организованной, систематической помощи специалистов:
невролога, психолога, логопеда и учителя эти нарушения не могут быть скомпенсированы. Дети,
страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, так как
специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами.
Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.
Учитель – логопед МБОУ «Шебалинская СОШ им.Л.В.Кокышева»
Мищирикова Евгения Сергеевна
Статья "Почему ребёнок читает и пишет с ошибками".
Статья "Почему ребёнок читает и пишет с ошибками".
Статья "Почему ребёнок читает и пишет с ошибками".
Статья "Почему ребёнок читает и пишет с ошибками".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.