Статья: Полезная статья о музыке

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 30.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представьте, что вы стукнули рукой по деревянному столу. Возник звук... Это музыка? Если вы ударите в колокол, он тоже зазвучит. Но этот звук будет называться тоном. Тон — это единичный музыкальный звук. Музыка — это вид искусства, объединяющий тоны в благозвучные группы звуков. Мы иногда называем музыку языком звуков. Иногда мелодия состоит из звуков, следующих один за другим. Иногда они звучат вместе, гармонично. Иногда звуки сталкиваются друг с другом. Очень часто такие столкновения полны значения. Мелодия определяется подъемами и падениями или ровным движением звука. Она определяется также ритмикой ударов, разделением на части, скоростью звучания, темпом. Имеют значение, также, громкость и мягкость звуков. По способу получения, все эти звуки механические или электронные, рождаются чисто технически. Но мы даже не задумываемся над этим, когда наслаждаемся музыкой.
Иконка файла материала 9.docx
О музыке Статьи о музыке » Полезные музыкальные статьи   Представьте, что вы стукнули рукой по деревянному  столу. Возник звук... Это музыка?  Если вы ударите в колокол, он тоже зазвучит. Но  этот звук будет называться тоном. Тон — это  единичный музыкальный звук.  Музыка — это вид искусства, объединяющий  тоны в благозвучные группы звуков.  Мы иногда называем музыку языком звуков.  Иногда мелодия состоит из звуков, следующих один  за другим.  Иногда они звучат вместе, гармонично.  Иногда звуки сталкиваются друг с другом.Очень часто такие столкновения полны значения.  Мелодия определяется подъемами и падениями или  ровным движением звука. Она определяется также  ритмикой ударов, разделением на части, скоростью  звучания, темпом. Имеют значение, также, громкость и мягкость звуков.  По способу получения, все эти звуки механические  или электронные, рождаются чисто технически. Но  мы даже не задумываемся над этим, когда  наслаждаемся музыкой.  Мы не всегда можем выразить словами то состояние,  которое музыка вызывает в нас.  Мы просто чувствуем, что музыка вызывает такие  чувства, как радость, печаль, веселье, нежность,  любовь, негодование — все оттенки чувств, которые  не всегда могут быть переданы словами.  Музыка нравится нам своей красотой, а не тем, какие мысли она воплощает.  Мы можем получить удовольствие даже от  единичного музыкального звука голоса, скрипки,  рожка или другого инструмента. Мелодия может  нравится очень долго, можно хорошо знать ее, но  восторгаться каждый раз так, как будто мы впервые  слышим ее.  Музыка существует в различных формах, от гимна досимфонии, и в разных видах, от народных мелодий до опер.  Музыкой можно любить.  Для музыкантов, музыка – это способ  самовыражения, находить людей, которым она  нравится, видеть их эмоции.  О  гитарном  мастерств е Советы музыкантам, Статьи о музыке » Полезные музыкальные статьиИзвестно, что каждый начинающий  гитарист в начале своего обучения  находится на своеобразной развилке  (перекрёстке). Перед ним встает ряд  вопросов. Например, такие: как нужно  учиться играть на гитаре? с чего  начинать? в каком направлении  двигаться? каким принципам следовать?  как подходить к делу? на чем  сосредоточить основное внимание? что  играть, наконец? и т.п.  Такие вопросы он может задавать явно  или они могут волновать его где­то в  глубине души. Все дело в том, что от  того как он ответит на них, зависит весь  дальнейший ход его обучения. Ждет ли  его успех и он станет гитаристом­ мастером? Или потренькает пару годков  и бросит?  Когда я начинал играть на гитаре, то  такие вопросы меня волновали, но  мало… Многое так и осталось  нерешенным. И я хочу, чтобы Вы для  себя в полной мере определили, чего Вы  ждете от гитарного обучения.  Хочешь научиться играть на гитаре?И до сих пор не задал главных  вопросов?!!!…  Если Вы только еще собираетесь учиться играть на гитаре (или же взяться за это  как следует), то Вам действительно надо задать главные вопросы. Начнем с  простого:  1) С чего начинать и куда двигаться?  Для начала попытайтесь разобраться в  своих пристрастиях. Какую музыку Вы  слушаете, какая гитара Вас больше всего интересует (акустическая, электро…),  какими музыкальными стилями Вы бы  хотели овладеть в первую очередь, какие техники игры на гитаре Вас привлекают  (игра боем, блюзовые соло, тяжелые хэви риффы, классические вещи и т.п.) ­  ­ именно это станет остовом Вашего  обучения. Ну например, если Вас очень  привлекают всяческие рок­группы и Вы  хотели бы играть как они, то зачем брать самоучитель Ларичева или Матео  Каркасси? Хотя и они (вероятно) когда­ то понадобятся, но зачем строить  обучение по академической гитаре, еслиВас не туда тянет?  Займите четкую позицию ­ какую музыку Вы хотите играть? на какой гитаре?  может даже, какие конкретно песни Вы  непременно хотели бы переиграть?  Дайте волю своему желанию, сделайте  выбор и сосредоточьтесь на этом.  2) Как учиться играть на гитаре?  Не менее важный вопрос. Тут я имею  ввиду: идти ли к преподавателю? какие  покупать самоучители и сборники?  каким аспектам игры уделять внимание  на первых порах? А ведь если Вы на  самом деле желаете овладеть гитарой, то нужна какая­то система занятий ­ пускай даже придуманная Вами самими…  Здесь опять Вы должны сделать  сознательный выбор. Например, если Вы  хотите играть джаз, то стоит ли идти к  преподавателю, который преподает  только классическую гитару и строит  обучение по канонам классической  гитары, объясняя это тем, что так “все  начинают” и без этого не обойтись?Или другая крайность: покупать сборник песен Металлики, если Вы даже  зажимать лады не умеете?  3) Как подходить к делу?  Вопрос о том, а для чего Вам вообще  учиться играть на гитаре? Это просто  хобби или Вы хотите стать гитаристом  профи и покорять публику как Ричи  Блэкмор, Джимми Пейдж или Хэндрикс? Дело обстоит так, что даже если у Вас  есть мечта, то друзья, например, могут  ее запросто отбить… Элементарно ­  просто не веря в Ваш успех.  И здесь уже нужна сила воли, чтобы  следовать к своей цели. Некоторые этого не делают, например, когда срывают все  плакаты с любимыми звездами, выйдя из  подросткового возраста… Как будто  гитара ­ это только перетряска юности.  Подход к обучению будет зависеть от  того, чего Вы хотите добиться своей  игрой. Пусть Вы собираетесь с друзьями  и играете музыку: Вам нравится то, что  вы вместе играете? или как играют они?  или то, что они просят Вас играть? Влюбом случае ищите свой интерес в деле  гитарных экспериментов и подходите к  делу так, как по Вашему это должно  быть, отбросив все предубеждения! И  наконец…  То, что ОЧЕНЬ важно на первых  этапах обучения  Здесь я очень хотел бы отметить  несколько принципов или даже  рекомендаций, которые будут полезны  любому, кто берет гитару в руки для  того, чтобы в скором времени играть на  ней любимую музыку:  ­ с самого начала выработайте привычку  уделять время работе над техникой  игры. Если не проявите должного  внимания к этому аспекту, то станете не  более чем бренчальщиком… Полезно  даже начать обучение с разных  упражнений для развития пальцев рук и  т.п.  ­ уделяйте игре на гитаре определенное  время каждый день. Хотя бы по 1 часу.  Лучше играть утром и вечером. Не  бросайте дело, если никак не можетечто­то там сыграть ­ сложную вещь  можно отложить на потом и начать  разучивать что­то более легкое  ­ когда будете способны сыграть  конкретные произведения, выберите те,  которые Вам очень нравятся. Можно  даже составить список из любимых  песен, которые “нужно” переиграть. И  наоборот, не стоит садиться за нудную  вещь (даже если велит преподаватель  или так написано в самоучителе)  ­ постарайтесь заиметь хорошую гитару.  На раздолбанной акустике 80­х гг.,  которую нельзя настроить и где весь  гриф заляпан потными пальцами сложно  учиться. И еще одно ­ если струны Вам  уж больно сложно зажимать, значит что­ то не так: смените струны,  отрегулируйте гриф. Не ломайте пальцы, одним словом!  ­ если Вы действительно хотите играть в  группе и стать популярным гитаристом,  ищите друзей, которые хотят того же (а  не ребят с улицы, которым делать  нечего). Ищите таких же мечтателей!!!О  механической  звукозаписи Справочные данные, Статьи о музыке » Полезные музыкальные статьи Механическая звукозапись основана  на вырезании (или выдавливании) в  материале носителя записи канавки с  помощью звукозаписывающего  устройства ­ рекордера. При  воспроизведении по канавке  перемещается (движется) игла  воспроизводящего устройства ­  звукоснимателя.  В процессе развития механической  записи были предложены два  основных способа модуляцииканавки: поперечный, при котором  резец колеблется влево­вправо от  нейтрального положения и канавка  постоянной ширины приобретает  извивы (рис. 1, а),и глубинный, при  котором резец смещается вверх­вниз  от нейтрального положения, вырезая  канавку переменной глубины и  ширины (рис. 1, б).    Рис. 1. Вид модулированной канавки при поперечной (а) и глубинной (б) записи Все предварительные операции по  записи и монтажу фонограммы ведут  с помощью магнитной записи.  Окончательно смонтированную  магнитную фонограмму переводят в  механическую на станке  механической записи (рис. 2). Он  имеет массивный диск (планшайбу) 1, вращаемый двигателем 2. Рекордер 4  с помощью механизма 3перемещается в радиальном  направлении. Носитель записи 5  (медный или лаковый диск) прочно  закрепляется на планшайбе.  Алмазный резец рекордера  постепенно перемещается в  радиальном направлении от края  диска к центру. В отсутствие сигнала  получается канавка без извилин,  немодулированная.  Рис. 2. Схема станка механической   записи При подаче на рекордер сигнала резец начинает колебаться и вырезать  канавку сложной формы. Такую  канавку называют модулированной.  После окончания записи на  поверхность лакового диска наносят  слой серебра, служащий далее  токопроводом при  электрохимическом процессе  нанесения слоя никеля. Слой никелядостигает 0,3 ... 0,4 мм. Полученную  копию (первый оригинал) осторожно  отделяют от лакового диска. С  первого оригинала снова  электрохимическим (гальваническим) способом изготовляют несколько (до  десяти) новых копий (вторых  оригиналов). После отделения  второго оригинала его прослушивают, как обычную грампластинку.  Обнаруженные дефекты устраняют  гравировкой, контролируя эту работу под микроскопом. Со вторых  оригиналов снимают третьи  оригиналы толщиной примерно 0,25  мм, для уменьшения износа матрицы  покрывают слоем хрома (правда  качество фонограммы при этом  ухудшается) и используют в качестве  матриц при прессовании пластинок.  Одной матрицей без существенного  ухудшения качества прессуют до  тысячи пластинок. Материалом для  пластинок служит винилит ­  сополимер винилхлорида с 15%  винилацетата с небольшой добавкой  размягчающих и окрашивающих  веществ.  Особенности записи стереосигналовКак уже упоминалось выше, в  процессе развития механической  звукозаписи были предложены два  способа модуляции канавки:  поперечный и глубинный. (см. рис. 1). Комбинацию этих двух способов  используют для двухканальной  стереофонической записи. Однако  управлять движением резца в  горизонтальном и вертикальном  направлениях непосредственно  сигналами левого и правого каналов  нецелесообразно ввиду некоторого  различия свойств записываемых  фонограмм и трудности разделения  сигналов в звукоснимателе. поэтому  оба направления смещения резца  поворачивают на 45° и сигналы  каждого канала записывают  одновременным перемещением резца  в горизонтальном и вертикальном  направлениях. Тогда движение иглы,  воспроизводящей сигнал одного  канала, происходит по направлению  слева сверху ­ вправо вниз (и в  обратном направлении), другого  канала ­ справа сверху ­ влево вниз (ив обратном направлении). Итак,  чтобы получить двухканальную  стереофоническую фонограмму резцу сообщают перемещения в двух  взаимно перпендикулярных  направлениях, причем оба они  находятся под углом 45° к  поверхности носителя, как показано  на рис. 3. Поскольку угол раскрытия  стенок канавки равен 90°, на каждой  стенке канавки записывают один  сигнал: на внешней (ближе к краю  пластинки) сигнал правого канала, на  внутренней (обращенной к центру  пластинки) сигнал левого канала.  Стандартизована и фазировка  сигналов в каналах (дорожках).  Выходные напряжения  звукоснимателя находятся в фазе,  если игла подается вверх для левого  канала и вниз для правого (или  наоборот). Этот порядок принят по  следующим соображениям:  при вращении диска возникают  вертикальные перемещения иглы,  обусловленные короблением  пластинки и биениями диска из­за  неточной насадки на ось (плоскостьдиска не перпендикулярна оси). Если  бы сигнал одного канала был записан  способом поперечной записи, а  другого ­ способом глубинной записи, то помеха, обусловленная  вертикальными перемещениями иглы, воспроизводилась бы только в одном  канале. Смещением направлений  записи на 45° достигается  противофазное и примерно  одинаковое по амплитуде  распределение напряжения этих  помех по обоим каналам. В  результате звучание помехи не  локализуется, что уменьшает ее  заметность.  Рис. 3. Образование канавки стереофонической фонограммы   При синфазных сигналах с  одинаковой (равной) амплитудой  (монофоническая запись) игла  перемещается только вгоризонтальной плоскости. Поэтому  при объединении сигналов обоих  каналов с целью монофонической  записи слуховое восприятие помех  еще более ослабляется.  При квадрофонической записи на  каждой стенке канавки записывается  спектром звуковых частот сигнал  переднего канала, а на поднесущей  частоте спектр сигнала заднего  канала. Полный спектр записи при  этом простирается до 40 ... 45 кГц.Памятка музыканту: частоты Справочные данные, Статьи о музыке » Полезные музыкальные статьи Классически звуковой спектр делится на три  части: низкие, средние и высокие частоты. Границы  частот, хотя и не все с этим согласны, можно  обозначить следующим образом: низкие от 10 Гц до  200 Гц, средние от 200 Гц до 5 кГц, а от 5 кГц ­  высокие. Для более точного определения, давайте  разделим эти три части на более мелкие и  рассмотрим их по отдельности.  1) Низкие басы (от 10 Гц до 80 Гц) ­ это самые  низкие ноты, от которых резонирует комната, а  провода начинают гудеть. Если вашазвуковоспроизводящая аппаратура не воспроизводит  эти частоты, вы должны ощутить потерю  насыщенности и глубины звука. Естественно, при  записи и сведении потеря этих частот вызовет тот же  эффект.  2) Верхние басы (от 80 Гц до 200 Гц) ­ это верхние  ноты басовых инструментов и самые низкие ноты  таких инструментов, как гитара. Если потерять этот  регистр, то вместе с ним потеряется и ощущение  силы звука. А ведь именно в этих частотах  содержится энергия звука, которая заставляет вас  пританцовывать под музыку, недаром основная  энергия ритм­секции сконцентрирована именно в  этом регистре.  3) Низкие средние (от 200 Гц до 500 Гц) ­ здесь  размещается почти весь ритм и аккомпанимент, это  регистр гитары.  4) Средние средние ( от 500 Гц до 2.500 Гц) ­ соло  скрипок, соло гитар, фортепиано, вокал. Музыку, в  которой не хватает этих частот обычно называют  "занудной" или "смурной".  5) Вехние средние (от 2.500 Гц до 5 кГц). Хотя в  этом диапазоне мало нот, только самые верхние ноты фортепиано и некоторых других инструментов, здесь много гармоник и обертонов. Усиление этой частиспектра позволяет достичь яркого, искрящегося  звука, создающего эффект присутствия. Однако,  если энергия этой полосы частот чрезмерна, то это  режет слух. Это и называется "слушательской  утомляемостью" и является проблемой большинства  недорогих аккустических систем, которые  искуственно усиливают данную часть спектра для  "яркости" звучания. Ну это уже коммерческие  штучки!  6) Низкие высокие (около 5 кГц до 10 кГц), где мы  встречаемся с самым сильным искажением высоких  частот и где шипение пленки (для любителей  кассетной записи) становится самым заметным, так  как здесь очень мало других звуков, способных  скрыть это. Хотя люди, теоретически могут слышать  и более высокие тона, эти частоты считаются  пределом восприятия. Но по большому счету, для  хорошего звука ­ это маловато.  7) Верхние высокие (около 10 кГц до 20 кГц) наша  последняя октава, это самые тонкие и нежные  высокие частоты. Если этот диапазон частот будет  неполноценен, то вы ощутите некий дискомфорт при  прослушивании записей (если, конечно, медведь не  наступил вам на ухо).  Электрическая сеть шумит на частоте 50 Гц. Для  устранения этого надо убрать частоты 50 и 100 Гцпри помощи параметрического эквалайзера, ширина  полосы которого достаточно узка. Это устранит  шумы сети, но не повлияет заметно на общий звук.  Графический эквалайзер (треть октавы) тоже  эффективен в этой ситуации, но остальными типами  эквалайзеров для этого лучше не пользоваться, так  как они имеют слишком широкую зону влияния и  регулировка может существенно изменить звучание  бас­гитары, в том числе не в лучшуюсторону. Нижние частоты бас­гитары и басового барабана лежат в  области 40 Гц и ниже. Чтобы придать их звучанию  мощь (атаку), регулируйте частоту 80 Гц. Нижняя  частота электрогитары ­ 80 Гц. Для устранения  "бочковатости" надо вырезать частоту 200 Гц; для  устранения резкого, неприятного призвука ­ ослабить в районе 1Кгц. Чтобы добавить "ду", сделать  "жалящим" звучание рок­гитары, просмотрите  область от 1,5 кГц до 4 кГц, найдите нужную частоту  и убирайте ее до тех пор, пока атака станет такой,  как вы желаете. Основная проблема с акустическими гитарами, как правило, состоит в том, что они звучат  "бочковато" ­ из­за неподходящих микрофонов,  неудачного расположения микрофона, акустических  характеристик помещения или просто из­за того, что  инструмент плохой. Область "вредной" частоты  находится обычно между 200 Гц и 500 Гц ­ ее и надо  вырезать. Вокал также занимает большую зону  частотного диапазона, при этом область 2­4 кГц  регулируется для улучшения артикуляции.Частотный диапазон музыкальных инструментов  Рояль, фортепиано 27­4200 Гц  Контрабас 40­300 Гц  Электрическая бас­гитара 41­250 Гц  Туба 45­320 Гц  Валторны 60­740 Гц  Фагот 60­630 Гц  Виолончель 65­880 Гц  Тромбон 80­500 Гц  Акустическая гитара 82­1175 Гц  Электрическая гитара 82­1570 Гц  Альт 130­1240 Гц  Кларнет 140­1980 Гц  Труба 160­990 Гц  Скрипки 210­2800 Гц  Гобой 230­1480 Гц  Флейта 240­2300 Гц Пикколо­флейта 560­2500 Гц Частотный диапазон человеческого голоса:  Бас 75­330 Гц  Тенор 120­500 Гц  Меццо­сопрано 170­700 Гц  Сопрано 230­1100 Гц 1. При сравнении частотного диапазона музыкальных  инструментов и человеческого голоса, последний  имеет самый широкий диапазон частот (если не  считать фортепиано и рояль).  2. Так же необходимо учитывать силу звучания  (динамический диапазон) данных инструментов.  Например:  Динамический диапазон гитары составляет 15 дБ;  органа — 35 дБ; рояля — 45 дБ; женский голос 20­ 35 дБ; мужской голос 20­45 дБ, эстрадного оркестра  45­55 дБ, симфонический оркестр 60­75 дБ.Вывод: человеческий голос имеет диапазон звучания от 75 до 1100 Герц, который так или иначе  перекрывает (заглушает, смешивается) с любым  музыкальным инструментом (оптимальная точка —  300 Герц).Размещение  акустических систем Музыкальная Студия » Акустика студии, Статьи о музыке » Полезные музыкальные статьи Вы можете приобрести самую  дорогую в мире систему, но если вы  расположите её в небольшой  кубической комнате – стоимость уже  не будет иметь значения. Определение правильного места для ваших АС –  единственный наиболее важный  фактор в получении хорошего звука в  вашей комнате.Очень точное расположение АС  может открыть перед вами новое  звуковое измерение. (G. Cardas) *  Любые АС не существуют сами по  себе. Они суть неизбежный  компромисс с комнатой  прослушивания. Не бывает просто  хороших АС – бывают подходящие.  При большом желании и небольшом  везении ваша комната может стать  для Вас счастливейшим местом.  Будем исходить из того, что вся  мебель и обстановка в комнате  существовала до приобретения АС  или аппаратуры, которые должны  интегрироваться в вашу комнату не  нарушая сложившуюся в ней  динамику. Цель хорошей комнаты  прослушивания: минимизировать  окраску, которая является самой  сильной в басовом регионе между 20 и 200 Hz. В более высоких частотах  комната так же имеет влияние, но  резонансы являются намного менее  проблематичными, так как намного  легче добиться поглощения  высокочастотных резонансов. Любая  комната будет резонировать во  многих частотах.