Предметная неделя в школе как одна из форм работы
по развитию одарённости детей
руководитель методического объединения
учителей математики, физики и информатики
МОУ СОШ №4 г. Краснослободска
Лабутова Л.В.
Важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителями математики стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.
В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
Учителя математики в своей работе используют следующие методы и формы работы:
методы работы:
1. исследовательский;
2. частично-поисковый;
3. проблемный;
4. проективный;
Формы работы:
1 классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;
2. консультирование по возникшей проблеме;
3. научные кружки, общества
4. дискуссия;
5. игры.
Очень важны:
1. предметные олимпиады;
2. интеллектуальные марафоны;
3. различные конкурсы и викторины;
4. словесные игры и забавы;
5. проекты по различной тематике;
6. ролевые игры;
7. индивидуальные творческие задания;
8. продуцирование.
Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие или формы и виды творческой деятельности
Работу учителя математики (с одаренными детьми) с учащимися имеющие высокие учебные возможности можно рассматривать как систему методов и приемов при организации: - деятельности учащихся на уроке; - внеурочной школьной деятельности учащихся; - внешкольной деятельности учащихся
В плане методического объединения разработан план работы с одарёнными детьми. Это:
1. Выявление одаренных детей по результатам творческих заданий по предмету, олимпиадам.
2. Организация индивидуальных занятий с одаренными детьми, привлечение их к работе научного общества учащихся.
3. Привлечение способных детей на кружковые и факультативные занятия по предмету.
4. Составление тематических планов кружков и факультативов в соответствии уровня подготовленности учащихся.
5. Обучение учащихся работе с научной литературой, со справочниками по предмету; использованию Интернета для получения дополнительного материала.
6. Подготовка и участие в конкурсах, очных и заочных олимпиадах по предмету.
7. Способствовать творческому росту ученика, создавая комфортные условия для развития его личности.
Одной из форм работы является предметная неделя. Мы обычно проводим декаду точных наук. Цель – повысить интерес школьников к изучению предмета, вызвать у них положительные эмоции, подвести к самостоятельным выводам и обобщениям, обогатить кругозор и интеллект обучающихся. Последние годы мы проводим тематические декады.
2008-2009 учебный год –«Числа правят миром»
2009-2010 учебный год – «Галерея великих учёных»
2010-2011 учебный год – «Загадки и тайны точных наук»
2011-2012 учебный год –« Город точных наук»
2012-2013 учебный год – «На перекрёстках математики и естествознания»
2013-2014 учебный год – «От школьных высот до высот мировых»
2014-2015 учебный год – «Математика и искусство – две ветви человеческой культуры»
2015-2016 учебный год – «Математика и литература - два крыла одной культуры»
2016-2017 учебный год – «Кладезь историзма в точных науках»
Ежегодно вывешиваются объявления о начале декады. Многие из них представлены на стенде. Результаты проведения собираются в папки. Во время декады оформляются стенды на всех этажах школы, вывешиваются тематические стенные газеты, объявления о проведении викторин, проводятся разнообразные конкурсы, викторины, игры и другие мероприятия, рассчитанные на школьников разных возрастов. С целью преемственности между начальной школой и средним звеном, мы проводим математические мероприятия и в начальной школе. Но одним из эффективных путей воспитания у обучающихся интереса к предметам является организация во время декады игровой деятельности. В процессе игры замечательный мир детства соединяется с прекрасным миром науки, в которой вступают обучающиеся. Игру можно назвать восьмым чудом света, так как в ней заложены огромные воспитательные и образовательные возможности. Французский учёный Луи де Бройль утверждал, что все игры имеют много общих элементов с работой учёного. Нами собран большой материал дидактических игр, которые мы проводили в течение декад. Фрагменты некоторых игр вы могли увидеть и на слайдах. Многие мероприятия проходят в виде театрализованных праздников, которые являются особой формой работы с одаренными детьми, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и математических рингах. Такая работа способствует повышению мотивации одаренных детей к сотрудничеству с педагогами и кропотливой работе по самосовершенствованию. Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей. Основным методом развития интеллектуальных способностей на уроках было и остаётся – решение познавательных, нестандартных задач и задач повышенной сложности. Во время декады точных наук мы проводим школьный тур олимпиад.
Большое значение для развития творческого потенциала учащихся играет проектная деятельность, которая прочно вошла в нашу жизнь. Под руководством учителей методического объединения, обучающиеся создают проекты и принимают участие в различных конкурсах, фестивалях, научно-практических конференциях.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.